Вопросы по тгп

Теория Государства и права.

ОТВЕТЫ:

1. Понятие науки теории государства и права.

Многие гуманитарные науки изучают государственно-правовые явления. В отличие от них теория государства и права имеет юридический характер, изучает прежде всего юридический аспект социальных явлений. Иногда в предмет теории государства и права включаются неправовые категории, позволяющие лучше понять и осмыслить юридические процессы. Это, например, гражданское общество, политическая система, мораль, культура, общественное сознание и некоторые другие.

Государство и право изучается целым комплексом юридических наук, образующих особую систему научного знания — правоведение. Каково же место теории государства и права в системе юридических наук?

Во-первых, теория государства и права изучает государственно-правовые явления целиком, в комплексе. Остальные юридические науки являются узкоспециализированными, исследуют лишь отдельные юридические аспекты государства и права. Например, наука уголовного права изучает основу уголовно-правовой охраны общественных отношений; наука финансового права — правовое регулирование общественных отношений в сфере финансов; наука конституционного права — конституционные основы государственного устройства. Предметом отраслевого исследования может выступать таможенное дело, исполнительно-распорядительная деятельность, арбитражный процесс, природопользование, налоговая система и т.д. То есть большинство иных юридических наук изучают государство и право только с определенных позиций.

В свою очередь, теорию государства и права характеризует комплексный, всесторонний подход к изучению государственно-правовых явлений. Ее предмет охватывает все основные юридические признаки государства и права, взятые в единстве и взаимодействии.

Во-вторых, теория государства и права — общетеоретическая наука, закладывающая концептуальные основы всех юридических наук. Теория государства и права соотносится с ними во многом как общее и специальное научное знание. Она вырабатывает общеправовые категории, которые носят универсальный характер и в дальнейшем используются остальными юридическими науками. Общие понятия права, государства, правовой отрасли, нормы, правоотношения, правосубъектности, юридической ответственности и многие другие формулируются именно теорией государства и права. Отраслевые науки развивают, конкретизируют общеправовые категории с учетом своей отраслевой специфики. Так, на базе общетеоретических представлений наука уголовного права формулирует понятия уголовно-правовой нормы, источника уголовного права, уголовно-правового отношения, уголовной ответственности. Итак, теория государства и права формирует основы юридического мировоззрения.

В-третьих, теория государства и права обладает высоким уровнем абстракции, изучает основные, глобальные, общие закономерности возникновения и развития государственно-правовых явлений. К последним относятся, прежде всего, понятие, сущность, типы, формы, функции, структура, механизм, исторические тенденции и перспективы государства и права. Главное здесь — общетеоретическое осмысление правовой реальности.

Отраслевые юридические науки носят в большей степени прикладной, практический характер, используя выводы теории государства и права как базис для научных исследований уже в своей сфере. В свою очередь, теория государства и права использует теоретический и эмпирический материал, накопленный отраслевыми науками, анализирует и обобщает его для общетеоретических выводов. Таким образом, происходит взаимообогащение общетеоретического и отраслевого научного знания в системе юридических наук.

В четвертых, большинство юридических наук изучает государственно-правовые явления на примере конкретного государства — Российской Федерации, или зарубежных стран. Существует, например, наука уголовного права России, наука конституционного права России, наука гражданского права России. В отличие от них теория государства и права во главу угла ставит не закономерности какого-то конкретного государства и права или группы государств, а общетеоретические правовые категории. Это универсальная наука, в основе которой — анализ всех без исключения государственно-правовых явлений в общемировом масштабе.

В-пятых, одни юридические науки изучают исторический аспект государства и права, другие — современность. Теория государства и права исследует одновременно и исторический, и современный «разрез» государственно-правовых явлений. Предметом изучения выступают государственные и правовые системы прошлого и настоящего, их закономерности, взаимосвязи, генезис (развитие), общие проблемы и перспективы. Таким образом, теорию государства и права интересует прошлое, настоящее и будущее государства и права.

1. Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальными органами управления и принуждения (аппарат государства), издаёт обязательные правовые веления и обладает суверенитетом.

Признаки:

¾ наличие территории;

¾ публичный характер власти;

¾ нормативное (законодательное) регулирование общественных отношений;

¾ наличие специальных органов управления и принуждения (наличие аппарата государства);

¾ налогообложение населения;

¾ обладание суверенитетом.

2. Право – это система нормативных установок, опирающаяся на идеи человеческой свободы и справедливости, закреплённая большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

Признаки:

¾ право исходит от государства;

¾ закрепляется в официальных актах государства – нормативно-правовых актах;

¾ выражает волю и интересы либо большинства, либо некоторой части населения (элиты находящейся у власти);

¾ характеризуется принудительностью;

¾ регулирует широкий круг общественных отношений.

Свойства:

¾ нормативность;

¾ формальная определённость;

¾ системность;

¾ принудительность;

¾ волевой характер права;

¾ динамизм права.

3. Теория государства и права – это теоретическая наука, которая изучает государственно-правовые явления и процессы общественной жизни и складывающиеся между ними связи и отношения.

Как наука она изучает – общие (основные) закономерности возникновения, становления,

функционирования и развития государства и права и связанных с ними явлений и процессов.

4. Государственная власть – разновидность публичной и политической власти, обладающая монопольным правом изъявления своей воли и силы, принимающая общеобязательные для субъектов веления в виде юридических установлений и предписаний, опирающаяся на специальный аппарат управления и государственное принуждение с целью обеспечения и поддержания стабильности и порядка в обществе.

5. Форма государства – это единство трёх основных элементов формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима.

6. Форма правления — это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними;

7. Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями; между центральными и местными органами государственной власти.

8. Политический (государственный) режим – это совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

9. Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично (царь, король, шах) и передаётся, как правило, по наследству.

10. Республика – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми народом на определённый срок.

11. Федерация(объединение, союз) – сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определённой политической самостоятельностью.

12. Унитарное государство – это единое (цельное) независимое государство территориальные образования которого не обладают суверенитетом.

13. Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определённых целей (военных, экономических, внешнеполитических и др.)

14. Функции государства – это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение, цели и задачи по управлению обществом в присущих ему формах и методах.

15. Механизм (аппарат) государства – это целостная, иерархическая система государственных органов и учреждений осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

16. Орган государства – это составная часть (элемент) механизма государства, участвующая в осуществлении задач и функций государства и наделённая для этого властными полномочиями.

17. Типология (типы) государства – это учение о типах государства (это группировка государств по типам).

В результате типологии определяется — тип государства.

Тип государства – это общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности или группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

18.Политическая система общества – это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определённые политические функции в соответствии с правовыми и иными социальными нормами либо вопреки им.

19.Партия – это общность людей объединённых организационно и идеологически, имеющая целью в результате выборов или иными путями (переворот, восстание) взять в свои руки управление государственными делами для того, чтобы использовать государственную власть для защиты выражаемых ею социально-классовых, религиозных, национальных и иных интересов.

20.Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества компетентного органа (лица), имеющий официальный (государственно-властный) характер, письменную форму выражения, содержащий в себе норму права и регулирующий общественные отношения.

21. Закон – это нормативно-правовой акт высшего представительного органа государства, обладающий высшей юридической силой, содержащий в себе первичные (изначальные) юридические нормы и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

22. Подзаконные акты — это изданные на основе законов акты, содержащие правовые нормы и участвующие в правовом регулировании общественных отношений.

23. Систематизация законов — это упорядочение действующих законов и других нормативно-правовых актов, приведение их в стройную согласованную систему.

24. Кодификация – это вид систематизации права, при котором правовых предписаний, принимаются новые и отменяются устаревшие нормы, создаётся единый нормативно-правовой акт.

25. Инкорпорация– это вид систематизации, при которой действующие нормативно-правовые акты упорядочиваются внешне без изменения и переработки их содержания.

26. Система права – это его внутреннее строение (структура), которая выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и разделением права на отдельные самостоятельные части (отрасли; институты права).

27. Правовое регулирование –это регулирование общественных отношений, поведения субъектов с помощью норм права и других правовых средств (договоров; актов правоприменения).

28. Механизм правового регулирования – это взятые в единстве и во взаимодействии все правовые средства (элементы) с помощью которых осуществляется правовое регулирование (нормы права; правоотношение, акты реализации прав и обязанностей; применение и акты применения права; правосознание).

29. Социальные нормы – это установленные обществом общеобязательные правила поведения, определяющие устойчивость взаимоотношений людей в различных сферах их жизнедеятельности.

30. Норма права (юридическая норма) – это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующая общественные отношения.

31. Гипотеза нормы– это часть нормы права, описывающая определенные условия (обстоятельства), в результате которых у субъектов возникают предусмотренные нормой юридические права и обязанности.

32. Диспозиция нормы – это часть нормы права, указывающая каким может быть или должно быть поведение субъектов при наличии условий (обстоятельств) предусмотренных гипотезой.

33. Санкция нормы – это часть нормы права, в которой определяются те неблагоприятные последствия, которые должны наступить в случае нарушения диспозиции.

34. Институт права – это часть отрасли права, состоящая из норм регулирующих определённый вид (сторону) однородных общественных отношений.

35. Отрасль права – это часть системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений, своим особым методом.

36. Подотрасль права– совокупность родственных правовых институтов.

37. Правотворчество – это специфический вид государственной деятельности направленный на выработку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов.

38. Правотворческий процесс – это творческая технология издания нормативно-правовых актов и доведения их до адресатов.

39. Юридическая (законодательная) техника – это совокупность правил, приемов, способов подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативно-правовых актов, обеспечивающих их совершенство и эффективное использование.

40. Правосознание– это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение субъектов к праву и правовым явлениям общественной жизни.

41. Правовая культура общества – это совокупность прогрессивных ценностей созданных в сфере права в процессе исторического развития человечества.

42. Правовая культура личности – это степень и характер прогрессивного развития личности, обеспечивающий правомерное поведение этой личности.

43. Правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормой права, участники (субъекты) которого обладают субъективными правами и несут юридические обязанности.

44. Объект правоотношения – это материальные и нематериальные блага, ценности на которые направлены действия субъектов правоотношения (это то по поводу чего субъекты вступают между собой в правовые связи).

45. Субъекты правоотношения – это индивиды и организации (физические и юридические лица), которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

46. Субъективное право – это вид и мера возможного (дозволенного) его поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

47. Юридическая обязанность – это предписанная обязанному субъекту мера должного (необходимого) поведения.

48. Правоспособность – это предусмотренная нормами права (законом) способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

49. Дееспособность — это предусмотренная нормами права способность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их.

50. Юридические факты – это фактические жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

51. Фактический состав– это совокупность юридических фактов необходимых для наступления правовых последствий предусмотренных нормой права.

52. Толкование норм права – это интеллектуально-волевая деятельность субъектов по уяснению и разъяснению смыла и содержания применяемых правовых норм, для более правильной их реализации.

53. Способы толкования — это специальные приёмы, правила, средства познания смысла юридических норм используемые субъектом для получения ясности относительно правовых явлений.

54. Акты официального толкования (интерпретационные акты) – это правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результаты официального толкования.

55. Реализация права – это претворение правовых предписаний и установлений в жизнь, т.е. в поведение и деятельность субъектов (граждан; организаций).

56. Применение права – это осуществляемая компетентными государственными органами, должностными лицами или негосударственными органами государственно-властная, организующая, протекающая в процедурно-процессуальной форме деятельность, состоящая в вынесении на основе норм права и соответствующих фактических обстоятельств дела индивидуально-конкретного правового предписания в форме акта применения права.

57. Аналогия закона – это такое применение права, при котором компетентный орган (лицо) применяет к конкретным общественным отношениям нормы, регулирующие сходные (аналогичные) отношения к рассматриваемому делу.

58. Аналогия права – это такое применение права, при котором компетентный орган (лицо) при рассмотрении конкретного дела исходит из общих начал (принципов) и смысла законодательства.

59. Акт применения права – это изданный компетентными государственными органами (негосударственными органами), должностными лицами правовой акт, содержащий в себе индивидуальное, т.е. персонально-определеное правовое предписание и имеющий определенную специфическую форму.

60. Законность – это режим общественно-политической жизни основанный на строгом и неукоснительном исполнении и соблюдении всеми субъектами политической и правовой систем требований норм права.

61. Правопорядок – это состояние упорядочения общественных отношений основанное на праве и законности.

62. Правомерное поведение – это поведение, соответствующее предписаниям норм права.

63. Правонарушение – это осознанное, волевое, противоправное деяние (действие или бездействие), совершенное деликтоспособным субъектом, нарушающего норму права, наносящее вред (ущерб) общественным отношениям и влекущего за собой юридическую ответственность.

64. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных, взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также совокупность правовых элементов характеризующих уровень развития той или иной страны.

65. Правовые системы «семьи» – это совокупность национальных правовых систем, объединённых:

¾ общностью исторического формирования,

¾ структуры и источников,

¾ ведущих отраслей и правовых институтов,

¾ правоприменения,

¾ категориально-понятийного аппарата юридической науки,

¾ методов и способов развития.

66. Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны:

¾ демократический режим конституционного правления и законности;

¾ развитая прогрессивная правовая система;

¾ разделение властей и их взаимоконтроль;

¾ признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

¾ взаимная ответственность государства и личности;

¾ демократическое гражданское общество.

67. Гражданское общество – это система общественных отношений, в которых находятся между собой субъекты, обладающие реальными правами и свободами и находящиеся под покровительством государства.

Составил: Савватеев А.И.

Вас интересует вопрос о том, как сдать теорию государства и права?
Данная страничка специально и создана в качестве ответа на этот вопрос. Мы предлагаем вам профессионально составленный список билетов, который упростит как подготовку, так и возможность «схитрить» на экзамене.
Учитесь хорошо и пользуйтесь нашим сервисом. Спасибо!
Экзаменационные вопросы по курсу «Теория государства и права»
(проблемы теории государства и права)
1. Предмет и структура курса теории государства и права
2. Методология теории государства и права
3. Характеристика первобытного общества
4. Предпосылки происхождения государства
5. Основные теории происхождения государства
6. Понятие государства и его свойства (признаки)
7. Государственная власть: понятие, структура, свойства
8. Типология государства
9. Гражданство и население государства
10. Территория государства: понятие, состав, граница
11. Государственный суверенитет: понятие и свойства
12. Бюджет государства: понятие и структура
13. Понятие типологии и типа государства
14. Формационный подход к определению типов государств
15. Цивилизационный подход к определению типов государств
16. Понятие формы государства и ее структура
17. Политический (государственный) режим: понятие и виды
18. Форма правления: понятие и виды
19. Монархия: понятие, свойства, виды
20. Республика: понятие, свойства, виды
21. Форма территориального устройства государства: понятие и виды
22. Унитарное государство: понятие, свойства, виды
23. Федерация: понятие, свойства, виды
24. Формы межгосударственного устройства (конфедерация)
25. Механизм (аппарат) государства: понятие и структура
26. Представительные органы публичной власти
27. Исполнительные органы публичной власти
28. Судебные органы публичной власти
29. Понятие и классификация государственных органов
30. Государственные служащие и государственная служба
31. Понятие и классификация функций государства
32. Внутренние функции государства: понятие и виды
33. Внешние функции государства: понятие и виды
34. Формы и методы осуществления функций государства
35. Понятие и структура политической системы общества
36. Институциональная подсистема политической системы общества
37. Муниципальные образования: понятие и виды
38. Общественные объединения: понятие и виды
39. Политическая партия: понятие и виды
40. Средства массовой информации: понятие и виды
41. Религиозные объединения понятие и виды
42. Государство в политической системе общества
43. Понятие и структура гражданского общества
44. Правовое государство: понятие и свойства (признаки)
45. Социальные нормы первобытного общества
46. Право древнего государства: понятие, характеристика, источники
47. Правовая система: понятие, структура, виды
48. Романо-германская правовая семья
49. Англосаксонская правовая семья

50. Мусульманская правовая семья
51. Теории правопонимания
52. Понятие, свойства, сущность и предназначение права
53. Понятие и виды источников (форм) права
54. Правовой обычай
55. Судебный прецедент: понятие, виды
56. Нормативный договор: понятие, виды
57. Международный договор, понятие виды
58. Понятие и классификация нормативных правовых актов
59. Закон: понятие и виды
60. Подзаконный нормативный правовой акт: понятие, виды
61. Понятие и виды (формы) правотворчества
62. Законодательный процесс: понятие и стадии
63. Понятие, свойства (признаки) и виды (классификация) норм права
64. Гипотеза и ее виды
65. Диспозиция и ее виды
66. Санкция и ее виды
67. Понятие и структура системы права
68. Правовой институт понятие и виды
69. Предмет правового регулирования и его структура
70. Метод правового регулирования и его виды
71. Система нормативно-правовых актов
73. Систематизация нормативных актов: понятие и виды
74. Действие нормативных правовых актов во времени
75. Действие нормативных актов в пространстве
76. Действие нормативных актов по субъектам
77. Правоотношение понятие виды структура
78. Субъекты правовых отношений
79. Понятие и виды юридических лиц
80. Правоспособность понятие и виды
81. Понятие и виды дееспособности
82. Cубъективное юридическое право
83. Субъективная юридическая обязанность
84. Объекты правовых отношений
83. Юридические факты: понятие и виды
85. Понятие реализации норм права
86. Понятие применения норм права
87. Правоприменительные акты понятие виды
88. Понятие толкования норм права
89. Виды толкования норм права по объему
90. Виды толкования норм права по субъектам
91. Правовое сознание понятие структура виды
92. Деформация правового сознания
93. Правовая культура понятие структура виды
94. Правомерное поведение понятие виды
95. Правонарушения понятие виды признаки
96. Понятие и виды проступков
97. Понятие виды признаки преступлений
98. Субъекты правонарушений виды
99. Объект правонарушения
100. Объективная сторона правонарушения
101. Субъективная сторона правонарушения
102. Понятие и виды юридической ответственности
103. Понятие и виды государственного принуждения
104. Освобождение от юридической ответственности
105. Законность: понятие, принципы, структура
106. Понятие правового порядка

Добавить комментарий