Воспрепятствование деятельности государственного органа

1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 19.4.1 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемых административных правонарушений является установленный порядок управления в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Объективная сторона данного состава правонарушения заключается в совершении виновным лицом действий, направленных на создание препятствий для осуществления должностным лицом органа государственного контроля (надзора)), органа муниципального контроля деятельности по проведению проверок, либо совершение действий, направленных на избежание проведения таких проверок.

Необходимо отметить, что обязанность виновного лица по соблюдению требований должностного лица касательно проведения проверки должна быть закреплена в установленном законом порядке.

Так, например, в силу ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

2. Согласно ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае если действия виновного лица, подпадающие под признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, привели к невозможности проведения или окончания проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их следует квалифицировать по ч. 2 данной нормы.

Невозможность проведения проверки — что это такое, стоит ли доводить до этого ( а иногда, поверьте, стоит) и чем это грозит?

Невозможность проведения проверки возникает в случае если у инспектора нет возможности провести плановую проверку или он не имеет права провести плановую проверку в отношении конкретного юридического лица.

  1. Не имеет права проводить проверку — ситуация, когда объект НВОС по критериям является объектом федерального реестра, а проверку проводит региональный надзорный орган. И наоборот. В таком случае составляется акт о невозможности проведения проверки и на этом для предприятия проверка заканчивается.
  2. Нет возможности провести плановую проверку — это ситуация, когда инспектора не пропускают на территорию предприятия, не предоставляют запрашиваемых документов, т.е. оказывается противодействие инспектору. Это является нарушением…

Акт о невозможности проведения проверки

В данном случае должен быть составлен акт о невозможности проведения проверки, в котором будет отражено:

  • название юридического лица,
  • реквизиты юридического лица,
  • дата начала плановой проверки,
  • описание противодействия в ходе проведения проверки,
  • и результативная часть акта, вывод о том, что проведение плановой выездной проверки в отношении ООО «****» в настоящее время не представляется возможным.
  • приложены копии подтверждающих документов.

Акт о невозможности проведения проверки должен быть составлен в обязательном порядке, причем обязанности по ознакомлению с актом о невозможности проведения проверки законного представителя юридического лица ФЗ-294 не предусмотрена.

Воспрепятствование законной деятельности должностного лица

Далее инспектор составит протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол по ч.1 ст. 19.4.1 КоАП РФ составляется в период проведения плановой проверки.

Данная статья предусмотрена за административное правонарушение, выраженное в воспрепятствовании законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверки (уклонении от такой проверки).

Штрафные санкции по части 1 статьи 19.4.1:

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласитесь — суммы смешные по меркам экологических штрафов…

Протокол может быть составлен как в отношении юридического лица, так и в отношении юридического и должностного.

Протокол об административном правонарушении будет направлен в суд и судья уже вынесет постановление об административном правонарушении.

Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля надзора по проведению проверки уклонении от такой проверки повлекшие невозможность проведения или завершения проверки

После акта о невозможности проведения проверки инспектором будет составлен протокол по части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, выраженного в воспрепятствовании законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверки (уклонении от такой проверки), повлекшей невозможность проведения или завершения проверки.

Штрафные санкции по части 2 статьи 19.4.1:

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Аналогично: протокол может быть составлен как в отношении юридического лица, так и в отношении юридического и должностного, далее протокол направляется в суд.

Итого, сумма штрафа на юридическое лицо — 25,0 тыс. руб.

Имеет ли смысл оказывать противодействие проверке?

Если у вашего предприятия с экологической документацией дела совсем плохи, если предприятию не важен имидж и репутация в государственном контролирующем органе, то можно пойти по этому пути и вместо нескольких сотен тысяч штрафов получить свои «честно заработанные» — 25,0 тыс. руб.

Какие имеются риски: в течение 3-ех месяцев этот же контролирующий орган без предупреждения может нагрянуть к вам с проверкой вновь.

Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай напоминает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, что статьей 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение данного Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлено наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (часть 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ).

Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (часть 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ).

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) в течение трех месяцев вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Во избежание привлечения к административной ответственности Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай рекомендует своевременно принимать меры к обеспечению присутствия представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя при проведении проверок

Добавить комментарий