Возмещение убытков землепользователям

Возмещение убытков, причинённых нарушением прав собственников земли

6186

Основания для возмещения убытков собственникам земли

Земельным правом в п.1 ст. 62 ЗК РФ определено, что возмещение убытков собственникам земли, землепользователям и арендаторам производится в полном объеме, включая упущенную выгоду. В состав претензий по выплате компенсации могут входить не только реально причиненные убытки, но и те расходы, которые гражданин понесет в процессе возвращения своих прав. Также в состав возмещения может включаться неполученная прибыль или упущенная выгода с учетом разумности требований.

Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков определяется также правовым образом. Регламентирует его содержание ст. 15 ГК РФ и специальные правила, которые установлены Постановлением Правительства РФ № 262 от 07.05.2003 г. Согласно последнему документу, убытки, причиненные владельцу площади в процессе ее изъятия, включаются в сумму выкупа за земельный участок. Основанием для предъявления подобных требований служит нарушение одним из участников земельных правоотношений. В частности различаются такие:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Наличие договоренности о временном пользовании землей между владельцем и третьим лицом.
  2. Законодательный акт исполнительного ведомства, указывающий на установление сервитута либо соглашение о данном обременении.
  3. Заключение госоргана или городской управы, указывающее на ухудшение состояния почвы и всего надела в результате деятельности третьего лица.
  4. Судебное решение.

Возмещение убытков собственникам земли выплачивается из муниципальных бюджетов, а также за счет виновников и организаций, чья деятельность повлекла за собой нарушение норм землепользования и ущемления прав граждан.

Размер возмещения

Земельный кодекс определил, что размер возмещения по исковому требованию подлежит выплате только после согласия между сторонами и рассчитывается на основании методических рекомендаций утвержденных госкадастром.

При подсчете возможной компенсации учитываются такие моменты:

  • прямые убытки, которые были нанесены собственнику надела в результате его эксплуатации;
  • упущенная выгода, которая возникает в результате досрочного прекращения договорных правоотношений между сторонами;
  • стоимость права на заключение соглашения, в случае аренды земельного участка в процессе торгов;
  • убытки, причиненные гражданину при появлении ограничений, включая упущенную выгоду;
  • стоимость восстановления надела в результате ненадлежащей эксплуатации;
  • расходы, возникшие в процессе восстановления прав на земельные участки.

Размер возмещения определяется индивидуально в зависимости от стоимости самого участка и его индивидуальных характеристик. Кроме того, учитываются параметры соглашений, в рамках которых произошло нарушение, например договор аренды. Также составляется специальная смета расходов, которые необходимо произвести для возвращения участка в начальное состояние.

Упущенная выгода считается тоже в особом порядке. К примеру, если речь идет о плодоносящем саде, то здесь берется период с момента изъятия земли и до момента получения первого урожая от посаженных саженцев на наделе.

Возмещение убытков в натуральном виде

В процессе судебного заседания, судья может принять решение о возмещении причиненного ущерба в натуральном виде. Данный вид назначается в том случае, когда пользователь земельного надела произвел действия, нанесшие существенный вред земельному массиву, включая его полное уничтожение. Допускается добровольное избрание данной меры наказания.

Такой способ принудительного наказания описан в п. 2 ст. 62 ЗК РФ и предусматривает следующие действия:

  • восстановление плодородного слоя почвы на территории;
  • возведение снесенных построек различного типа;
  • снос сооружений и зданий, которые были возведены незаконно;
  • возвращение межевых и иных информационных обозначений;
  • определение точных границ, согласно существующему кадастровому плану, если таковые были изменены в процессе пользования площадью;
  • исправление иных нарушений землепользования, появившихся по причине незаконного нарушения прав собственности.

Порядок возмещения убытков, причинённых нарушением прав собственников земли

Порядок и правила возмещения убытков собственникам земельных участков также прописаны в законодательстве. Гражданину, который желает возместить причиненный ущерб, необходимо придерживаться следующих этапов:

  1. После выявления факта нанесения ущерба или нарушения прав владельца территории, гражданин составляет соответствующий акт и начинает собирать обязательный пакет документов.
  2. Пострадавшее лицо определяет размер ущерба и подает исковое требование в судебную инстанцию.
  3. В процессе разбирательства, заявитель должен доказать, что его наделу действительно был нанесен ущерб, а его права ущемлены при помощи официальных документов, например, показаний свидетелей или заключений экспертов. Кроме того, истец обязан обосновать сумму возмещения, с предоставлением сметы расходов на восстановление территории, а также расчета размера упущенной выгоды.
  4. Суд признает и удовлетворяет только те требования, которые обоснованы и подтверждены доказательствами.
  5. После вынесения решения, оформляется исполнительный лист и передается для удержания средств судебным приставам.

Пример по возмещению убытков, причиненных нарушением прав собственников земли

Илья Макеев взял во временное пользование участок земли, который изначально был заброшен и длительное время не эксплуатировался. Мужчина попробовал его удобрить и засадить картофелем, однако, в результате это никакого эффекта не дало, потому что по весне территорию слегка затопило и посадки погибли.

Макеев обратился к арендодателю и сообщил о прекращении соглашения по причине того, что землю нельзя полноценно эксплуатировать.

Владелец территории подал исковое заявление в суд, с требованием возместить ему причиненный ущерб и привести землю в первоначальное приемлемое состояние, которое вполне подходило для полноценной эксплуатации территории в будущем. Размер компенсации составлял несколько сотен тысяч рублей, в которую входила сумма упущенной выгоды и судебные расходы.

Макеев, в свою очередь обратился к экспертам, которые произвели обследование и определили, что участок стал непригодным для использования уже давно и Илья в этом не виноват.

В итоге, суд принял сторону Макеева, а арендодателя обязал уплатить стоимость причиненного ущерба в полном объеме.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Ущерб возмещается только при условии нарушений обязательств одним их участников правового соглашения.
  2. Основаниями для этого могут стать различные официальные документы: акты, соглашения, заключения.
  3. Порядок и сроки компенсирования нанесенного ущерба определяется земельным законодательством.
  4. Законом предусмотрен натуральный способ возмещения заявленного ущерба.
  5. Оплату производят виновные лица, за счет собственных сбережений или государственные ведомства из регионального бюджета.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по возмещению убытков, причиненных нарушением прав собственников земли

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Мария Игоревна. Я являюсь владельцем земельного массива, а поскольку не могу самостоятельно ухаживать за площадью из-за нехватки времени, а продавать территорию очень не хочется, сдавала землю в аренду своей бывшей коллеге, за невысокую цену, поскольку у нее нет возможностей платить больше. В соглашении об аренде было указано, что женщина должна не только обеспечить необходимый уход за почвой, но и использовать площадь только как огородный участок.

Через полгода, я узнаю, что за огородом она не ухаживает, а на моем участке появился небольшой летний домик, где она проживает и периодически устраивает дебоши.

Посетив надел, я поняла, что за прошедшие шесть месяцев участок пришел в полный упадок, и прекратила с ней договор аренды. Подскажите, могу ли я через суд потребовать возмещение причиненного ущерба и обязать ее восстановить землю?

Ответ: Уважаемая Мария Игоревна, вы имеет полное и законное право, согласно ст. 62 ЗК РФ обратиться в суд и потребовать компенсацию причиненного ущерба. Кроме этого, вы можете в исковом заявлении указать о причиненном моральном вреде и требовании о восстановлении участка.

Размер компенсации будет складываться из таких частей:

  • стоимость причиненного вреда земельному участку;
  • размер компенсации за упущенную выгоду;
  • стоимость судебных разбирательств;
  • моральный ущерб.

Каждый их пунктов должен быть подтвержден соответствующими документами. Восстановление надела может быть назначено судом в натуральном виде.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи:

  1. Восстановление нарушенного права на землю
  2. Недействительность актов исполнительной власти в области использования и охраны земель
  3. Порядок признания прав на землю
  4. Особенности рассмотрения земельных споров

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 11

Имущественная ответственность за нарушение зе­мельного законодательства регулируется нормами ГК РФ, Законом РФ «Об охране окружающей природ­ной среды» и Положением о порядке возмещения ущер­ба собственникам земли, землевладельцам, землепользо­вателям и арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденным Постановлением Прави­тельства РФ от 28.01.93 г.

Ущерб, вызванный нарушением земельного законода­тельства, подразделяется на два вида: экологический и экономический ущерб.

Экологический ущерб находит выражением в форме порчи земель, в результате которой происходит потеря полезных свойств земли.

Убытки, вызванные порчей земель, подлежат компен­сации в соответствии со ст. 78 Закона «Об охране окружа­ющей среды» в размере, исчисляемом на основании такс и методик исчисления ущерба либо по фактическим зат­ратам на восстановление нарушенного состояния окру­жающей среды.

Специальный порядок исчисления экологического ущерба, вызванного земельным правонарушением, уста­новлен названным ранее Постановлением от 28.01,93 г.

В соответствии сданным Положением выделена осо­бая форма экологического ущерба в сфере земельных от­ношений. Такой формой являются «потери сельскохозяй­ственного производства».

Потери сельркохозяйственного производства выража­ются в сокращении площадей используемых сельскохозяй­ственных угодий или ухудшении их качества под влияни­ем деятельности хозяйственных организаций и возмеща­ются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохо­зяйственных угодий и их качества.

Потери, вызванные ухудшением качества сельскохо­зяйственных угодий под влиянием деятельности хозяйственных организаций определяются в процентах от норматива стоимости освоения новых земель пропорци­онально степени снижения качества сельскохозяйствен­ных угодий, .

Таким образом, для исчисления размера убытков, причиненных нарушением качества земель сельскохозяй­ственного назначения, применяется особый способ рас­чета убытков, а именно, по фактическим затратам на вос­становление нарушенного земельного участка либо на основе расчета затрат, необходимых для освоения друго­го земельного участка.

Потери сельскохозяйственного производства возме­щаются соответствующему органу местного самоуправле­ния ддля осуществления восстановительных мероприятий,

Компенсация ущерба в натуре допускается только с согласия обеих сторон.

Экономический ущерб, вызванный земельным право­нарушением, находит выражение в форме утраты или снижения стоимости жилых зданий, сооружений, объек­тов, стоимости плодово-ягодных, защитных и иных мно­голетних насаждений, Убытки, выпиваемые возникаю­щими неудобствами землепользования, ограничением права пользования землей, а также упущенная выгода подлежат возмещению в полном объеме в соответствии с нормами ГК РФ и Правилами возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов зе­мельных участков либо ухудшением качества земель в ре­зультате деятельности других лиц, утвержденными Поста­новлением Правительством РФ от 07,05,03 г, № 262,

Названные Правила в соответствии со ст. 57 ЗК РФ определяют порядок возмещения собственникам земель­ных участков убытков, причиненных временным заняти­ем земельных участков, ограничением прав собственни­ков земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, а также возмеще­ния землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием зе­мельных участков для государственных или муниципаль­ных нужд, временным занятием земельных участков, ог­раничением прав землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением каче­ства земель в результате деятельности других лиц.

Убытки, причиненные собственнику изъятием зе­мельного участка для государственных или муниципаль­ных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством.

Основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является:

а) соглашение о временном занятии земельного уча­стка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется времен­ное занятие земельного участка;

б) акт государственного органа исполнительной вла­сти или органа местного самоуправления об огра­ничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

в) акт государственного органа исполнительной вла­сти или органа местного самоуправления об ухуд­шении качества земель в результате деятельности других лиц;

г) решение суда.

Основанием для возмещения убытков землепользова­телям, землевладельцам и арендаторам земельных участ­ков является:

а) акт государственного органа исполнительной вла­сти или органа местного самоуправления об изъя­тии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

б) соглашение о временном занятии земельного уча­стка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие зе­мельного участка;

в) акт государственного органа исполнительной вла­сти или органа местного самоуправления об огра­ничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сер­витуте;

г) акт государственного органа исполнительной вла­сти или органа местного самоуправления об ухуд­шении качества земель в результате деятельности
других лиц;

д) решение суда.

Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу кото­рых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых выз­вала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав соб­ственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.

Размер убытков, причиненных собственникам зе­мельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государ­ственных или муниципальных нужд или временным за­нятием земельных участков, ограничением прав соб­ственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рас­считывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой кадастра объектов недвижимости.

Разграничение ущерба, вызванного земельным нару­шением, на экологический и экономический осуществ­ляется в зависимости от характера непосредственного объекта противоправного посягательства.

С точки зрения формы выражения обе названные раз­новидности ущерба имеют имущественный характер, что является необходимым условием применения гражданс­ко-правового института возмещения вреда. Так, порча земли подлежит оценке в денежном выражении в целях применения мер по возмещению ущерба.

Такие убытки подлежат возмещению в полном объе­ме в соответствии с нормами ГК РФ и названным Поло­жением.

⇐ Предыдущая234567891011

СТ 57 ЗК РФ. Возмещение убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости

1. Возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные:

1) утратил силу с 1 апреля 2015 г.;

2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;

3) утратил силу с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;

4.1) ограничением прав собственников расположенных на земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, лиц, с которыми заключены договоры социального найма или договоры найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах, в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, режим которых не допускает размещение данных объектов;

5) изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.

2. Убытки возмещаются:

1) землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи;

2) собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи;

3) иным лицам в случаях, предусмотренных статьей 57.1 настоящего Кодекса.

3. Возмещение убытков осуществляется за счет лиц, в пользу которых ограничиваются права, а при отсутствии таких лиц — за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет лиц, деятельность которых вызвала ухудшение качества земель. Возмещение убытков, причиненных ограничением прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 57.1 настоящего Кодекса.

4. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом рыночной стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения, на основании которого возникли ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

5. Порядок определения состава и размера убытков, предусмотренных настоящей главой, в том числе в связи с необходимостью сноса здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, приведения их параметров и (или) разрешенного использования (назначения), разрешенного использования земельных участков в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зон с особыми условиями использования территорий, порядок заключения соглашения о возмещении убытков, условия такого соглашения и порядок возмещения убытков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 57 Земельного кодекса РФ

Регламентированный данной статьей порядок возмещения собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям и арендаторам убытков распространяется только на случаи причинения убытков, перечисленные в п. 1. Все эти случаи включают действия, совершаемые в государственных или муниципальных интересах. При этом порядок возмещения убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, регулируется ст. 56.8 ЗК РФ. Если же убытки причинены иными действиями, возмещение производится в порядке ст. 62 ЗК РФ (см. комментарий к ней).

Временное изъятие земельных участков в соответствии со ст. 51 ЗК РФ допускается только в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, если нет необходимости реквизиции земельного участка.

Ограничение прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков (временное или бессрочное) производится по основаниям, установленным ЗК РФ и иными федеральными законами, и регулируется ст. 56 ЗК РФ.

Ухудшение качества земель может происходить из-за разных причин, но под действие комментируемой статьи подпадает такое ухудшение, которое, во-первых, вызвано деятельностью не самого собственника земли, землепользователя, землевладельца или арендатора, а иных физических или юридических лиц (например, на соседнем земельном участке) и, во-вторых, только в случаях, если эти лица действуют в государственных или общественных интересах. Такая ситуация возникает, к примеру, когда земельный участок загрязняется проходящей рядом автомагистралью или в результате испытаний на космическом полигоне.

Для ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в соответствии с Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из состава земель одной категорию в другую» требуется согласие на такой перевод правообладателя земельного участка. В соответствии с п. 5 ст. 2 названного Федерального закона исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов. В случаях ограничения прав собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и ухудшения качества их земель убытки возмещает либо государство, либо те организации и граждане, деятельность которых повлекла ухудшение земель или потребовала установления защитных, охранных, санитарных зон с особым режимом использования земель (например, тепловая или атомная станция).

О порядке возмещения убытков при временном занятии земельного участка в ЗК РФ ничего не сказано. Поскольку по законодательству временное занятие возможно только при особых обстоятельствах и в интересах всего общества, можно сделать вывод, что возмещение убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам производится из государственного или местного бюджета. Эти суммы можно взыскать в порядке регресса, если имеется конкретный виновник, например, аварии, вызвавшей чрезвычайную ситуацию.

При расчете размеров подлежащих возмещению убытков встает вопрос об определении стоимости утраченных строений, сооружений, насаждений и другого имущества. Эта стоимость может изменяться в зависимости от рыночного курса, а также от того, какие были произведены улучшения на земельном участке, дополнительные постройки и т.д. Поэтому закон четко определяет момент, на который рассчитывается размер предстоящего возмещения. Стоимость всего, что построено собственником, землепользователем, землевладельцем, арендатором после этого дня, возмещению не подлежит.

В настоящее время порядок возмещения убытков регулируется Правилами возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности третьих лиц, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262 <1>. В данных Правилах указано, что они определяют порядок возмещения собственникам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, а также возмещения землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, временным занятием земельных участков, ограничением прав землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц. Однако следует иметь в виду, что в отношении возмещения убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, данные Правила действуют в части, не противоречащей нормам новой главы VII.1 ЗК РФ.
———————————
<1> СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1843.

Установлено, в частности, что основаниями для возмещения убытков собственникам земельных участков являются:

— соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

— акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

— акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

— решение суда.

Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон. Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с временным занятием земельных участков.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель.

1. Возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные:

1) утратил силу с 1 апреля 2015 г.;

2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;

3) утратил силу с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;

4.1) ограничением прав собственников расположенных на земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, лиц, с которыми заключены договоры социального найма или договоры найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах, в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, режим которых не допускает размещение данных объектов;

5) изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.

2. Убытки возмещаются:

1) землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи;

2) собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи;

3) иным лицам в случаях, предусмотренных статьей 57.1 настоящего Кодекса.

3. Возмещение убытков осуществляется за счет лиц, в пользу которых ограничиваются права, а при отсутствии таких лиц — за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет лиц, деятельность которых вызвала ухудшение качества земель. Возмещение убытков, причиненных ограничением прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 57.1 настоящего Кодекса.

4. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом рыночной стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения, на основании которого возникли ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

5. Порядок определения состава и размера убытков, предусмотренных настоящей главой, в том числе в связи с необходимостью сноса здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, приведения их параметров и (или) разрешенного использования (назначения), разрешенного использования земельных участков в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зон с особыми условиями использования территорий, порядок заключения соглашения о возмещении убытков, условия такого соглашения и порядок возмещения убытков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 57 ЗК РФ

1. Современное законодательство не содержит перечня и критериев определения объема и границ осуществления государственных и муниципальных нужд. На практике, как правило, не подлежит сомнению объем федеральных нужд. Это объясняется тем, что Российская Федерация, обладая всей полнотой государственной власти, может отнести к федеральным нуждам любые вопросы.

Региональные нужды, в отличие от федеральных, достаточно сложно определить. В то время как именно субъекты РФ осуществляют принятие и реализацию региональных целевых программ, остается открытым вопрос, насколько законно отнесение тех или иных вопросов к нуждам субъекта РФ. Перечень нужд субъектов РФ, разумеется, уже, чем федеральных, следовательно, региональные программы не могут противоречить федеральным. Однако фактически это единственное ограничение возможностей субъектов РФ, которое на практике приводит к конфликту с муниципальными нуждами.

Муниципальные нужды можно определить исходя из муниципального законодательства, а также устава конкретного муниципального образования. В отдельных случаях федеральный законодатель прямо изымает отдельные правоотношения из перечня муниципальных нужд. Так, со вступлением в силу Жилищного кодекса РФ к муниципальным нуждам не могут относиться вопросы жилищного строительства. Это порождает массу проблем у муниципальных образований, которые вынуждены отказаться от практики заключения инвестиционных контрактов с застройщиками. На основании подобных контрактов орган местного самоуправления обеспечивал изъятие земельного участка под ветхим жильем в интересах застройщика, а застройщик, в свою очередь, помимо сноса ветхого и строительства нового жилья, осуществлял иные действия, направленные на обеспечение интересов муниципального образования. В современных условиях муниципальные образования фактически не могут навязать застройщику реализацию муниципальных интересов. То есть инвестиционные потоки в жилищное строительство и прибыль от реализации готового жилья проходят мимо муниципальных интересов, лишая муниципальные образования возможности реализации муниципальных задач с помощью привлеченных от частных застройщиков и инвесторов средств.

Решение об изъятии (выкупе) земельных участков для государственных или муниципальных нужд должно подкрепляться документами территориального планирования. При отсутствии данных документов в соответствии с ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса запрещается изъятие земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Формально намерение изъять земельный участок подтверждается актом государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо решением суда.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии со ст. ст. 49 и 55 ЗК. При этом ст. 63 ЗК закрепляет гарантии прав землепользователей, землевладельцев и арендаторов при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Собственники земельных участков обладают гарантией предварительного и равноценного возмещения в случае принудительного отчуждения недвижимого имущества в соответствии со ст. 35 Конституции России. Убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством. В связи с этим отношения комментируемой нормы не распространяются на собственников земельных участков, которым предоставляется либо равноценный земельный участок, либо возможность выкупа земельного участка по рыночной стоимости.

Ухудшение качества земель может произойти как вследствие деятельности смежных землепользователей, так и в результате деятельности других лиц. Контроль за предотвращением ухудшения качества земельных участков осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 «О государственном земельном контроле» . Помимо материалов государственного земельного контроля, документами, подтверждающими ухудшение качества земель, могут выступать акты государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц либо решение суда.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4919.

Как правило, возмещение ухудшения качества земель происходит в отношении земель сельскохозяйственного назначения, основной качественной характеристикой которых является плодородие. В этом случае в качестве реального ущерба компенсируются затраты на приведение качества земельного участка в первоначальное состояние. В качестве упущенной выгоды компенсируется недополученный доход, выражаемый в уменьшении объемов произведенной продукции в силу ухудшения качества земельного участка на период до полного восстановления нарушенных свойств земельного участка.

Временное занятие земельных участков может иметь место, например, при временной передаче земельного участка в аренду для изыскательских работ. Проведение изыскательских работ, как правило, приводит к существенному нарушению свойств земельного участка. Пункт 7 ст. 22 ЗК РФ обязывает арендатора земельного участка в соответствии с договором аренды: привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка. Основанием для временного занятия земельного участка выступает соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка.

Ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков устанавливается в соответствии со статьей 56 ЗК РФ. Наиболее распространенным основанием ограничений прав является установление зон с особыми условиями использования земель. К таким зонам относятся санитарно-защитные, охранные и иные зоны, правовой режим которых устанавливается в основном техническими условиями и правилами. При этом характер ограничений напрямую зависит от вида и статуса конкретной зоны. Ограничение прав осуществляется на основании акта государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка либо соглашения о сервитуте. При этом, если земельный участок становится непригодным для использования по целевому назначению после обременения его публичным сервитутом, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа у них, данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (п. 7 ст. 23 ЗК).

2. Комментируемая норма п. 2 определяет адресата получения средств от возмещения убытков. Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, к которым относятся землепользователи, землевладельцы и арендаторы, могут получать возмещение только при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Правом на возмещение иных убытков, в том числе при ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, обладают только собственники земельных участков. Таким образом, четко отграничиваются гарантии на возмещение убытков собственников земельных участков и вторичных землепользователей. Собственники земельных участков согласно комментируемой статье лишены права на компенсацию при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, так как для собственников предусмотрен специальный порядок компенсации, рассмотренный в комментарии к п. 1 данной статьи. Во всех иных случаях убытки возмещаются непосредственно собственнику, вне зависимости от того, самостоятельно ли собственник использует земельный участок или передал его во вторичное использование. Вызвано это тем, что убытки по основаниям, указанным в подп. 2 — 4 п. 1 комментируемой статьи, причиняются прежде всего имущественным правам на земельный участок именно собственника, а не вторичных землепользователей.

Вторичные землепользователи при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд имеют право на возмещение их затрат, понесенных в связи с использованием земельного участка. Стоимость самого участка, разумеется, должна компенсироваться непосредственно собственнику земельного участка. Собственник же участка имеет право не только на получение рыночной стоимости земельного участка при его изъятии, но и на возмещение убытков, причиненных как непосредственно свойствам, так и правовому статусу земельного участка.

В то же время п. 2 комментируемой статьи не разрешает ситуацию, когда убытки могут быть причинены и собственнику земельного участка, и вторичному землепользователю. Например, если убытки причинены земельному участку, находящемуся в частной собственности и переданному на праве аренды. В этом случае убытки, особенно в виде упущенной выгоды, могут возникнуть как у собственника, так и у арендатора. Толкование нормы позволяет сделать вывод о том, что собственнику земельного участка убытки должны быть возмещены по правилам комментируемой статьи, а арендатор вправе требовать возмещения убытков по правилам гражданского законодательства. Также нормы гражданского права должны быть применены при пропорциональном возмещении убытков, если земельный участок находится в общей собственности.

3. Обязанность по возмещению убытков возлагается либо на лицо, которое причинило убытки, либо на лицо, в чьих интересах произошло действие, повлекшее причинение ущерба.

В случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд возмещение убытков напрямую зависит от того, кто будет осуществлять удовлетворение этих нужд. Если земельные участки предоставляются государственным (муниципальным) организациям (унитарным предприятиям, учреждениям), данные организации должны возмещать убытки за счет собственных средств, если на это не выделены отдельные бюджетные средства. Однако зачастую государственные или муниципальные нужды обеспечиваются негосударственными, в том числе коммерческими, организациями. Например, при реализации государственной программы развития топливно-заправочной сети региона строительство и эксплуатация автозаправочных станций осуществляются частными компаниями. В подобных случаях убытки должны возмещаться за счет средств указанных организаций.

В случае причинения убытков вследствие ухудшения качества земель в результате деятельности других лиц, временного занятия земельных участков, ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков убытки возмещаются виновным лицом либо лицом, в чьих интересах данное действие было произведено.

4. Пункт 4 ст. 57 ЗК определяет срок расчетов размеров возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков. Вне зависимости от вида права на земельный участок и вида убытков устанавливается императив, согласно которому оценка имущества лиц, использующих земельный участок, осуществляется с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Это не значит, что принятие соответствующего решения должно предваряться процедурой определения стоимости имущества собственников земель, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Основное значение данной нормы в том, чтобы позволить лицу, в чьих интересах были причинены убытки, либо лицу, причинившему ущерб, определить фиксированный размер компенсации. Поскольку реализация отдельных актов (например, акта об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд) занимает достаточно длительное время, определение размера компенсации на момент изъятия участка может значительно увеличить сумму выплаты. Таким образом, комментируемая норма не позволяет собственникам земельных участков и вторичным землепользователям произвольно влиять на размер компенсации.

5. Согласно п. 5 комментируемой статьи порядок возмещения убытков устанавливается Правительством РФ. Он утвержден Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» .
———————————
СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1843.

Основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является:

а) соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

б) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

г) решение суда.

Основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является:

а) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

б) соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;

г) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

д) решение суда.

Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.

Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с Методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Минэкономразвития России.
———————————
Примеч. ред.: в настоящее время — Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).

Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

Определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с временным занятием земельных участков.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель.

Добавить комментарий