Возможность государственного принуждения

Опора на убеждение как основной метод осуществления исполнительной власти не исключает принуждения. Убеждение должно сочетаться с принуждением, когда в этом возникает необходимость. Применение к лицам, допускающим правонарушения, принудительных мер является не только правом, но и обязанностью государства и его должностных лиц.

Принуждение — это такое воздействие, которое обеспечивает исполнение подвластным установленных правил поведения независимо от того, желает он следовать этим правилам или нет. Субъект управления воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу подвластного, чтобы добиться подчинения, т.е. заставить его совершить какие-либо действия, либо отказаться от совершения каких-либо действий вопреки своему желанию.

Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых исполнительной властью для обеспечения правопорядка. Принудительные меры, установленные нормами административного права, применяются в рамках внутриорганизационной деятельности органов государственного управления и при осуществлении внешней властной деятельности органов исполнительной власти.

Для обеспечения внутриорганизационной деятельности органов государственного управления служит дисциплинарное принуждение, которое состоит в применении субъектами дисциплинарной (линейной) власти мер дисциплинарной и материальной ответственности.

Для характеристики мер административного принуждения, применяемых должностными лицами органов исполнительной власти при осуществлении внешней властной деятельности, в учебной литературе используется термин административно-правовое принуждение.

Административно-правовое принуждение призвано обеспечить защиту правопорядка, оно реализуется в рамках охранительных правоотношений. Административно-правовое принуждение — один из видов государственно-правового. Поэтому ему присущи все признаки последнего, а именно: оно, так или иначе, ограничивает свободу тех, к кому применяется, существенно затрагивает их права и интересы; носит исключительно правовой характер, т.е. применяется на основе и в рамках закона (только в случаях и порядке, предусмотренных законом); государственно-властный характер, который выражается в том, что только государство вправе издавать нормы, устанавливающие конкретные меры принуждения; это правоприменительная, правоохранительная деятельность, которая призвана обеспечить защиту правопорядка; реализуется в рамках охранительных правоотношений. Ответ2 (начало). В то же время административно-правовое принуждение обладает рядом особенностей, система которых и предопределяет его качественное своеобразие:

1. Меры административно-правового принуждения применяются не только в связи с совершением административных проступков, но и при возникновении обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан, либо для предупреждения и пресечения преступлений.

2. Административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, субъектами функциональной власти.

3. Меры административного воздействия вправе применять многочисленные органы исполнительной власти и их должностные лица (государственные инспекции, органы транспорта, милиции, административные комиссии и др.), в предусмотренных законодательством случаях — суды и судьи.

4. Административному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и организации.

5. Административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами.

Ответ3 (начало). Таким образом, административно-правовое принуждение — это применение субъектами функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер, направленных на неукоснительное выполнение гражданами и должностными лицами юридических обязанностей, в связи с совершением противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Определение 12. Многоплановость целей административно-правового принуждения, разнообразный характер общественных отношений, охрана которых осуществляется с помощью данного вида принуждения, определяют его внутреннюю неоднородность. Многие авторы считают, что по способу воздействия меры административно-правового принуждения следует делить на меры предупреждения, пресечения и наказания.

К мерам предупреждения они относят разнообразные средства, направленные на предотвращение правонарушений и других вредных последствий (карантин, закрытие участков границы и др.). Отмечая большое значение предупредительных средств, Д.Н. Бахрах считает, что они не являются принудительными, поскольку принудительные меры применяются только к тем, кто нарушает запреты, т.е. совершает неправомерные действия, а вот восстановительные санкции — это особый вид административного принуждения.

По мнению Бахраха Д.Н., в зависимости от той непосредственной цели, ради которой используются средства принуждения, можно различать меры пресечения, восстановительные меры и взыскания. Однако включение в состав административного принуждения восстановительных мер (например, таких как изъятие у организаций незаконно полученного, пеня, взыскание недоимки и т.п.) является спорным. Как справедливо отмечается в литературе, восстановительные меры хотя и применяются в административном порядке, но не зафиксированы в действующих административно-правовых нормах, либо применяются субъектами дисциплинарной (линейной) власти.

Не углубляясь далее в научную дискуссию по поводу разграничения административно-принудительных мер, за основу возьмем классификацию, предложенную Л.Л. Поповым и А.П. Кореневым, которая в большей степени отражает специфику административно-правового принуждения, применяемого органами внутренних дел. По их мнению, исходя из целей использования способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административного принуждения, последние подразделяются на четыре группы: меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры); меры административного пресечения (административно-пресекательные меры); меры административно-процессуального обеспечения; меры административного взыскания.

Данная классификация в определенной степени относительна. Отдельные меры имеют различные по целевому назначению основания применения (например, проверка документов, досмотр, доставление, задержание и др.) и в зависимости от этого могут одновременно быть включены в состав нескольких групп. Кроме того, довольно специфический характер отдельных принудительных мер (например, беспрепятственное вхождение в жилые и иные помещения граждан, помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями; использование транспортных средств предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений или граждан; доставление в милицию лиц, подозреваемых в совершении преступлений) не позволяет однозначно определить их принадлежность к той или иной группе административного принуждения.

Государственное принуждение – это осуществляемое на основе закона государственными органами, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в целях защиты личных, общественных или государственных интересов.

Виды государственного принуждения:

1. Меры юридической ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, отмена незаконного акта);

2. Меры пресечения правонарушений (привод, изъятие имущества, административное задержание, заключение под стажу, подписка о невыезде и др.)

3. Меры предупреждения правонарушений и иных нежелательных явлений (проверка документов, прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).

4. Меры защиты (правовосстановительные (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов, принудительный раздел общей собственности и др.)

Юридическая ответственность: позитивный и ретроспективный аспекты.

Основные подходы к понятию юридической ответственности:

1. Позитивный – требование (долг) к будущей активной, инициативной, сознательной, правомерной, деятельности субъектов права;

2. Традиционный (ретроспективный) – возлагаемая в установленных законом процессуальных формах обязанность лица или организации претерпевать определённые лишения личного, имущественного и организационного характера за совершенное правонарушение.

Признаки юридической ответственности:

1. Является одним из видов государственного принуждения;

2. Наступает за совершенное правонарушение;

3. Выражается в обязанности правонарушителя претерпевать определённые лишения личного, имущественного и организационного характера;

4. Связана с государственным осуждением.

Принципы права основываются на идеях, началах, которые выражают сущность права и вытекают из генеральных идей справедливости и свободы. Их исследование раскрывает те начала, на которых основывается юридическая регламентация, выявляет те ценности, которые лежат в ее основе. Проведение исследования предоставляет возможность увидеть, что правовое регулирование основывается на объективных законах нашего общества, главных устоях его жизни. Именно они, коррелируя с правом, приобретают юридический облик, становятся основанием для правовых принципов.

Принципы права очень тесно взаимосвязаны с объективными законами, по которым развивается общество, с общеполагающими принципами построения общественных отношений. Именно в них заключается главная и решающая основа в содержании права — в его демократизме, интернационализме, справедливости и гуманизме.

Правовые принципы имеют текстуальное (прямое) или смысловое (косвенное) закрепление в действующем законодательстве. При текстуальном закреплении содержание принципа формулируется в норме права. При смысловом закреплении — оно существует как бы в скрытом виде, не излагается в конкретных правовых нормах, но может быть выведено из совокупности юридических предписаний. Обретая, таким образом, определенную юридическую форму, правовые принципы становятся не только идеями права, но и нормативно-руководящими основами правового регулирования.

С данной позиции принципы права наделены всеми признаками нормативных правовых предписаний, то есть нормативно-руководящая составляющая принципа говорит о том, что принцип права есть норма права.. Помимо этого, выражаясь в концентрированном виде содержание права, они являют собой наиболее общие нормы, выступающие как идейные пружины всего механизма правового регулирования. На них выстраивается вся система правовых предписаний и именно им, в первую очередь, должна соответствовать фактическая деятельность субъектов права (применение юридических норм, реализация правовых актов).

Нужно заметить, что реализация принципов права проводится, главным образом, с помощью определенных и конкретных правовых норм. Так как правовые принципы являются исходными нормативно-руководящими началами, «сгустками» содержания юридической регламентации, то все правовые нормы формируются на их основе, конкретизируют их содержание относительно к регулируемым общественным отношениям. Каждая правовая норма по-своему принципиальна.

Правовые принципы реализованы в системе права в целом и невозможно объединить все принципы в одну единственную норму. Некоторые правовые нормы могут быть реализованы в одном или нескольких принципах. Чем наиболее полно развиты и раскрыты принципы в законодательстве, тем больше поведение субъектов права будет соответствовать принципам права.

При современных тенденциях непрерывно возрастающего объема нормативно-юридических актов и действия презумпции знания закона, знание элементарных принципов права помогло бы гражданам в большом количестве случаев избегать рассогласования собственных действий с требованиями законодательства. Понятно, что, если предназначение права заключено в том, чтобы направлять в правильное русло развитие прогрессивной деятельности людей, то на основании этого заключить, что принципы права должны заключать в себе определенные требования, ориентиры, которые предъявляются к данной деятельности.

В данном ракурсе под принципами права следует понимать способность обладать прямым регулирующим воздействием на поведение граждан (организаций) без всяких сопроводительных и дополнительных уточняющих норм.

Основа правового характера государственного принуждения заключается в подчинением государственного принуждения принципам права. Принципы права отражают основы юридической регламентации государственного принуждения, правовое содержание мер государственно-принудительного воздействия. Основные принципы, на которых базируется юридическая регламентация государственного принуждения, и которыми должна регулироваться фактическая деятельность компетентных органов в этой области, заключаются в следующих моментах: в приоритете прав и свобод человека и гражданина, в законности, в справедливости, в демократизме и гуманизме.

Принцип (идея) законности представляет собой очень значительную ценность. Данный принцип состоит из ряда весьма важных аспектов. Законность должна выступать в качестве одного из важнейших методов государственного руководства обществом, принципа деятельности государственного аппарата и поведения граждан, принципа правового регулирования. Главное содержание этого принципа заключается в требовании неукоснительного соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Главная направленность этого требования — исключение из общественной жизни произвола, обеспечение охраны прав личности.

Особенное внимание уделяется правовому характеру принуждения. Главным является требование законности, исходя из которого, любое ограничение прав и свобод граждан допускается только на основаниях и в порядке, который напрямую предусматривает закон. При этом важным значением являются не только законность, но и обоснованность, оправданность, целесообразность принуждения. При малейшей возможности следует не использовать принуждение, тем более его наиболее жесткие формы.

Реализация применения мер государственного принуждения за какие-либо деяния всегда сопровождается повышенным вниманием общества, социальных групп, классов, так как она сильно затрагивает интересы людей и их объединений. Пристальное внимание к этой проблеме объясняется также и возможностью ошибок, произвола или попустительства государственных органов или должностных лиц, которые реализовывают государственное принуждение. В повседневной жизни право нередко ассоциируется наиболее часто с мерами принуждения и наказания, поэтому при массовых опросах населения об основных действующих законах чаще всего называется уголовный кодекс, хотя жизнь подавляющего контингента граждан, участвующих в таких опросах, никак напрямую не связывается ни с преступлениями, ни с наказаниями.

В процессе развития гражданского общества, которое основывается на правовом равенстве людей, сформировались принципиальные положения теории права и практики законотворчества по отношению к определению составов правонарушений и санкций за их совершение. Некоторые из этих основополагающих положений зафиксированы в международных правовых актах, а также признаны и отражены в действующем законодательстве Российской Федерации.

Основополагающие принципы законодательного определения запретов и санкций за их нарушение были созданы в процессе развития и обсуждения уголовного права, которое определяет наиболее строгие меры государственного принуждения. Данные принципы относятся не только к уголовному праву, но и ко всему вообще действующему законодательству, которое определяет составы правонарушений и санкции за их совершение.

Общепризнанный принцип наказания за преступление это принцип законности, или правовой обоснованности, который выражается известной формулой: nullum crimen, nulla poena, sine lege (лат. — без закона нет ни преступления, ни наказания). Это трактуется следующим образом: правонарушением признается лишь деяние, которое до его совершения было запрещено законом, вступившим в силу и доведенным до всеобщего сведения.

Один из важных принципов определения составов правонарушений и санкций заключается в соразмерности преступления (проступка) и наказания (взыскания). Данный принцип сформировался в противовес практике устрашающих жестоких наказаний за все вообще правонарушения, свойственной Средневековью.

Международные пакты запрещают наказания жестокие, бесчеловечные, унижающие достоинство, присущее человеческой личности. В тех государствах, в которых не отменена смертная казнь, смертные приговоры, как правило, выносятся только за самые тяжкие преступления.

Наказания и взыскания не должны противоречить системе социальных ценностей, которые приняты в данном обществе. Помимо этого, они должны быть состыковываться с наказаниями (взысканиями), которые предусмотрены за другие правонарушения. Например, если при грабеже или разбое наказание такое же или даже строже, чем при совершении убийства, то есть человеческая жизнь приравнивается к имущественной ценности, то эта данность подталкивает к убийству потерпевшего с целью избавиться от свидетеля. В общем плане, из принципа соразмерности вытекает необходимость дифференциации и согласованности наказаний и взысканий за разные по степени опасности и вредности правонарушения.

Правовой наукой и практикой выработана система принципиальных положений, которая определяют общее направление развития законодательства о правонарушениях и санкциях за их совершение.

Запрету подлежать только те деяния, которые могут быть доказаны средствами юридического процесса и пресечены с помощью мер государственного принуждения. А иначе запреты будут безнаказанно нарушаться, что неминуемо повлечет за собой падение авторитета закона и государства.

Количество запретов должно быть ограничено, так как в общественном сознании наличествует определенный порог восприятия правовых норм, запретов и санкций за их нарушение. Слишком большое количество запретов, как правило, приводит к тому, что посреди запретов, без которых можно было обойтись, «растворятся» действительно нужные запреты. Помимо этого, когда количество запретов слишком велико, то практически невозможно наказать за каждое их нарушение и тогда начинает формироваться представление, что их можно безнаказанно и без последствий нарушать.

Любой запрет не должен сопровождаться слишком строгой санкцией. Если за разные по степени вредности и опасности правонарушения предусматриваются одинаковые наказания, у преступника нет стимула воздерживаться от деяний более опасных. Кроме этого, слишком строгие наказания, как правило, вызывают у общества сочувствие к наказанному, может порождать сильное недоверие к справедливости законодателя. С другой стороны, чересчур большое смягчение наказаний судами при решении конкретных дел понижает авторитет закона. Но и не слишком строгие санкции тоже не имеют должного эффекта: если за уклонение от уплаты налогов или за причинение в результате промышленной деятельности вреда природе установлены относительно невысокие штрафы, то исчезает стимул для прекращения противоправного поведения.

Применение принуждения является частью специальной компетенции отдельных государственных органов. Совокупность отдельных государственных органов — это правоохранительная система государства.

Изучим совокупность принципов государственного принуждения:

1. Под государственной монополией на принуждение понимается запрещение мести, самосуда, самоуправной реализации и защиты частными лицами своих прав, свобод, интересов. Исключение составляет правовой институт необходимой обороны, когда государство делегирует гражданам властные полномочия по защите своей жизни, здоровья, имущества, нематериальных благ.

2. Под равенством всех и каждого перед законом и судом подразумевается, что государство обеспечивает равный правовой статус субъектов права и запрет дискриминации. Меры принуждения применяются к человеку независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

3. Принцип презумпции невиновности заключается в том, что лицо считается невиновным в совершении правонарушения, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Никто не обязан доказывать свою невиновность, свидетельствовать против себя и своих близких. Бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности лица, возлагается на государство.

4. Принцип гуманизма означает запрет жестокого обращения, пыток, телесных наказаний. Также в данный принцип входят: объявление моратория на смертную казнь или полная ее отмена, снижение до минимума вреда, который причиняется лицу принудительными мерами. Наказание должно преследовать не только карательные, но и воспитательные цели.

5. Под индивидуализацией, соразмерностью и однократностью наказаний подразумевается, что меры принуждения должны применяться с учетом личности виновного, его семейного положения, формы вины, смягчающих и отягчающих обстоятельств, причин и условий, способствовавших совершению правонарушения. Размер санкции должен соответствовать причиненному вреду, то есть наказание должно быть соразмерно содеянному и налагаться с учетом причиненного вреда. Из вышесказанного следует, что мера ответственности должна быть адекватна правонарушению. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.

6. Право частных лиц на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или должностных лиц.

На сновании вышеизложенного можно сделать следующий вывод о том, что правовой характер государственного принуждения обусловлен подчинением его принципам права. Принципы права выражают основы юридической регламентации государственного принуждения, правовое содержание мер государственно-принудительного воздействия. Основными принципами, на которых строится юридическая регламентация государственного принуждения и которым должна соответствовать фактическая деятельность компетентных органов в этой области, являются: приоритет прав и свобод человека и гражданина, законность, справедливость, демократизм и гуманизм.

Добавить комментарий