Возникновение государства у славян

Возникновение (теория) государственности у восточных славян

Согласно Повести временных лет, некогда все славяне составляли один этнос. Со II по VI века нашей эры происходило Великое переселение народов, в результате которого образовались три ветви славянских племён.

Часть славян ушла на Запад и стала называться венедами (предки поляков, чехов, словаков), часть, получившая название «склавины» (предки болгар, сербов, хорватов) — на Юг, а часть – анты — поселилась на Востоке. Именно анты – восточные славяне – стали предками русского, украинского и белорусского народов.

Анты расположились на территории от Ильменского озера до Причерноморья и от Карпатских гор до Волги.

Расселение восточных славян

До сих пор в исторической науке ведутся дискуссии о том, кто такие восточные славяне и откуда они пришли. Существует множество теорий происхождения восточных славян. В основном, все они делятся на миграционные (восточные славяне являются «пришельцами») и автохтонные (восточные славяне – коренной этнос Восточно-европейской равнины).

Теории происхождения восточных славян:

  • миграционные
  • автохнонные

В центр рассказа Нестор поместил полянский союз племён, который жил в среднем Поднепровье, вокруг Киева. Нестор пишет, что в VI веке здесь княжили три брата: Кий, Щек, Хорев и их сестра Лебедь. Наиболее распространённой и общепринятой является Дунайская (Балканская, Дунайско-балканская) миграционная теория. Именно этой теории придерживался первый русский историк, автор Повести временных лет, монах Киево-Печерской лавры Нестор.

Подчинив северян (центр – Чернигов), поляне создали протогосударство – «союз племенных объединений».

Нестор – прокиевский историк, но говорит и о втором древнерусском центре – на севере. Он сложился вокруг Ильменских словен, проживающих вокруг Новгорода. Словене подчинили самый крупный союз племён – кривичей (центр – Смоленск), которые контролировали торговые пути в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги. Кроме того, новгородцам платили дань угро-финские племена.

Всего насчитывают тринадцать восточнославянских союзов племён: белые хорваты, дулебы, поляне, уличи, радимичи, северяне, дреговичи, полочане, словене, кривичи, тиверцы, волыняне, бужане.

Однако все эти племена не могли мирно сосуществовать на одной территории, так как каждое из них претендовало на первенство. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней», — писал Нестор. В 862 году новгородцы решили пригласить для правления трёх братьев из варяжского племени Русь – Рюрика, Синеуса и Трувора. В этом же году Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус — в Белоозере, а Трувор – в Изборске. Сегодня уже хорошо известен факт, что Рюрик пришёл княжить не со своими братьями, а со своим родом («sine hus» — «свой род») и дружиной («thru varing» — «верная дружина»).

Так, по Нестору, возникло государство Новгородская Русь.

Предпосылки возникновения государства

Существовали как внутренние, так и внешнеполитические предпосылки образования Древнерусского государства.

К внутренним относятся:

  1. Экономические предпосылки.
    • В результате развития земледелия произошло разделение труда на производительный и военно-управленческий (князь и его дружина). Большую часть будущего Древнерусского государства занимали расчищенные для пашни места среди леса, которые требовали огромных усилий для обработки. Родовые общины стали трансформироваться в земледельческие. Всё это привело к разному уровню экономического развития племенных союзов.
    • Развитие ремесла и отделение его от земледелия.
    • Развитие торговли. В результате усовершенствования орудий труда и появления новых способов производства члены общин стали заниматься изготовлением и продажей вещей, полезных в хозяйстве.
  2. Духовные предпосылки. Несмотря на неоднородность и постоянные конфликты племенных союзов, все они были объединены общей языческой религией, имели похожие обычаи, традиции и «менталитет».

Внешнеполитические предпосылки также делятся на внутренние и внешние.

Внешней предпосылкой являлась необходимость защиты торговых путей («путь из варяг в греки») от хазар и норманнов. Внешние враги стремились контролировать русские торговые пути, что ускоряло формирование управленческой группировки, которая приобщалась к торговле.

Внутренними внешнеполитическими предпосылками были:

  1. Формирование крупных племенных объединений на Севере (Новгород) и на Юге (Киев) и заключение межплеменных союзов.
  2. Формирование института наследования княжеской власти.

Предпосылки образования Древнерусского государства

внутриполитические:

  • экономические (развитие земледелия, сельского хозяйства, ремесла, торговли)
  • духовные (общая религия и традиция)

внешнеполитические:

  • внутренние (возникновение крупных племенных объединений)
  • внешние (необходимость защиты от внешних врагов)

Относительно возникновения государства у восточных славян существует несколько версий.

Теории образования Древнерусского государства

В XVIII веке в России немецкие учёные А.Л. Шлёцер, Г.Ф. Миллер и И. Байер выдвинули теорию, провозгласившую, что немцы (которыми являлись Рюрик и его приближённые) сыграли ключевую роль в образовании Древнерусского государства. Эта теория впоследствии стала называться Норманской.

Многие русские деятели того времени негативно отнеслись к Норманнской теории и в ответ выдвинули свою – Антинорманскую (Славянскую). Сторонником этой теории стал М.В. Ломоносов. Он заявил, государство не может быть привнесено извне, что славяне сами создали своё государство, которое сложилось, главным образом, в результате зрелости внутренних предпосылок. Кроме того, антинорманнисты считали варягов «родственниками» славян.

Сегодня общепринятым мнением считается, что в образовании Древнерусского государства большую роль сыграли как внутренние предпосылки, так и внешние (Центристская теория Л.А. Кацва и А.Л. Юрганова).

Этапы формирования государства у восточных славян

I. Образование федераций племён на Юге с центром в Киеве и на Севере (Новгород).

II. Молодая языческая Русь (882-988 годы).

III. Киевская Русь под началом единого князя (конец IX века – первая треть XII века). Расцвет христианской культуры.

Древнерусские князья и их политика

Князь Олег

Так же успешно князь проводил и внешнюю политику. В течение нескольких веков русские земли страдали от разорительных набегов хазар и были вынуждены платить им дань. Нанеся удар Хазарскому каганату, Олег смог освободить часть русских городов от гнёта кочевников. В 879 году умер Рюрик. Так как его сын Игорь был мал, то князем-регентом избрали родственника Рюрика Олега. В 882 году он захватил Киев, перенёс туда центр из Новгорода, покорил северян, радимичей, дреговичей и древлян. Олег, прозванный за свою умелую политику Вещим, является создателем государства Киевская Русь.

Кроме того, в 907 году Олег организовал поход в Константинополь и заключил с греками договор, согласно которому русским купцам разрешалось в течение шести месяцев находиться на территории Византии, получать продовольствие и материальную помощь от местных властей, а главное – беспошлинно торговать. В 911 году в результате второго успешного похода, князю удалось подписать ещё более выгодный договор.

Как и было сказано ранее, Олег значительно расширил территории Киевской Руси за счёт сосредоточия нескольких племён под единой княжеской властью. Однако на Руси по-прежнему отсутствовал управленческий аппарат. Присоединённые территории требовали сильного руководства, а князь и его дружина – содержания (для ведения войн и организации новых военных походов). С этой целью князь и его приближённые каждый год стали ненормированно собирать дань с зависимых территорий, решать важные вопросы и вершить суд. Это событие стало называться «полюдье», что означало «хождение по людям». Обычно в полюдье ходили с ноября (после сбора урожая) по апрель.

Несмотря на то что во главе государства стоял князь, его власть была сильно ограничена вече – народным собранием. Оно могло изгнать князя с его дружиной, если тот не справлялся со своими обязанностями. На вече решали внешнеполитические вопросы, принимали законы, заключали договоры, объявляли о призвании или изгнании князей.

В 912 году Олег умер. Согласно преданию, однажды волхвы предсказали князю, что тот погибнет от своего коня. Олег приказал увести его, и больше никогда не видел любимца, о котором всё же продолжал заботиться (кормил и поил). Через несколько лет, вернувшись из военного похода, Олег узнал, что его конь умер. Расстроенный, он отправился к лошадиным останкам. Попрощавшись со своим верным другом, он наступил на череп коня, из которого выползла змея и ужалила Олега.

Князь Игорь Рюрикович

В 912 году вся полнота власти перешла к сыну Рюрика Игорю. С этого времени некоторые племена начали выступать за отделение от Киевской Руси. Одним из таких плёмён были древляне. Игорь осуществил несколько походов в древлянские земли и жёстко подавил восстание. В качестве компенсации в 945 году Игорь повторно отправился в полюдье и потребовал собрать дань. В ответ на это в Искоростени (центр древлянских земель) вспыхнуло ещё более мощное восстание, в результате которого князь Игорь был убит.

Игорь продолжал политику своего предшественника. Так, за время своего правления ему удалось присоединить уличей и тиверцев и обложить их данью.

Сын Рюрика также организовал несколько военных походов в Византию (в 941 и в 944 годах). Первый поход был неудачным, а в результате второго Киевская Русь и Византия заключили новый, но уже менее выгодный для России договор, по которому русские купцы облагались пошлиной на торговлю, а дружины – обязанностью охранять пограничные с Византией территории.

Княгиня Ольга

Ольга – жена Игоря Рюриковича. Узнав о смерти мужа, Ольга поклялась отомстить древлянам. Княгиня сожгла их города и обложила древлян ещё большей данью.

После этого события Ольга провела реформу, в результате которой:

  • было отменено полюдье. Теперь племена сами должны были привозить дань к погостам – специально созданным административным центрам;
  • были введены уроки – норма дани;
  • дань стали собирать строго один раз в год – в ноябре;
  • главой города стали назначать доверенное княжеское лицо, ответственное за сбор дани.

Эта мера привела к возникновению на Руси наместнической системы.

Ольга провела первую в нашей истории административную реформу. Её считают устроительницей русского государства.

Княгиня стала первой христианкой в великокняжеской семье. В 955 году она приняла крещение в Киеве в соборной церкви Святого Ильи, а в 957 году крестилась в Константинополе. В дальнейшем Ольга оказала особое влияние на своего внука Владимира и способствовала распространению христианства на Руси.

Пока её сын Святослав был мал, Ольга княжила в Киеве. Когда он принял княжение (в 962 году), Ольга продолжала заниматься внутренней политикой, так как Святослав всё своё княжение провёл в походах.

Святослав Игоревич

Святослав Игоревич – сын Игоря и Ольги. В основном, занимался внешней политикой и всё правление находился в военных походах.

Основные направления внешней политики:

1. Борьба с хазарами с целью расчистки Волжско-Каспийского торгового пути. Святослав организовал два похода:

  • в 965 году. Святославу удалось захватить город Саркел и присоединить к Руси Белую Вежу.
  • в 966-967 годах. Князь освободил от дани хазарам вятичей, присоединил их к Руси, обложил данью Мурому и Мордву, Волжскую Булгаию и захватил Итиль. В результате второго похода Хазарский каганат был разгромлен.

После этого Святослав отправил на Кавказ, захватил Керченский пролив, присоединив Тмутаракань.

2. Походы в Византию с целью присоединения к России Дуная.

Слух об «Александре Македонском Восточной Европы» дошёл до Византии, которая вела войны с Болгарией. Византийский император Никифор Фока пригласил Святослава на помощь.

Первый поход состоялся в 967-969 годах. Князю удалось захватить некоторые болгарские города, и он решил перенести столицу из Киева в Переяславец (на Дунае), тем самым нарушив военный союз с Византией и способствовав объединению Византии и Болгарии против России. Вместе с тем Святослав Игоревич не закрепил позиций Руси в степи, и вместо хазар степь заняли печенеги. В 969 году печенеги напали на Киев. Ольга вместе с внуками скрылась в церкви. Святослав был вынужден вернуться на Русь и отбить печенегов. После этого он вновь отправился в Византию.

Второй поход пришёлся на 970-971 годы. Новый император Иоанн Цимисхий разбил дружины Святослава, которые были вынуждены отступить и покинуть Болгарию. Святослав и Иоанн заключили договор, по которому провозглашалась неприкосновенность территорий Византии на Балканах и в Крыму, Россия вновь становилась союзником Византии, которая обещала ежегодно выплачивать дань. Иоанн Цимисхий разрешил вернуться Святославу и его дружине на Русь. Однако в 972 году князь попал в засаду печенегов у Днепровских порогов. Святослав был убит. По некоторым данным, засада была тайно организована византийским императором, а после смерти русского князя хан печенегов сделал из его черепа чашу.

Владимир Святославич (Святой, Креститель, Былинный герой, Красное Солнышко)

Владимир – сын Святослава и ключницы Малуши. Княгиня Ольга негативно отнеслась к связи её сына и рабыни. Она выгнала беременную Малушу из Киева, но не отказалась от внука. Когда ему исполнилось три года, она приказала привезти его обратно.

Так как Святослав был мало заинтересован во внутренней политике, то территорию Киевской Руси он поделили между сыновьями: Ярополк стал княжить в Киеве, Олег – в Древлянской земле, а Владимир – в Новгороде. После смерти Святослава Игоревича между братьями началась междуусобная война.

Поводом послужило убийство Олегом одного из близких соратников Ярополка. В ответ на это старший брат отобрал у брата древлянские земли и разгромил войско Олега, погибшего в результате давки на мосту. Получив два княжества, Ярополк стал думать о завоевании Новгорода.

Владимирская армия была не такой сильной и мощной, как ярополкова, поэтому новгородский князь решил отправиться в Скандинавию для поиска новых соратников. Через два года он вернулся на Русь и отвоевал у брата Новгород, затем Древлянскую землю, а после решил идти на Киев. Будучи язычником, Владимир отличался дурным нравом. Для укрепления положения в древлянских землях он отнял у своего брата Ярополка жену Рогнеду, убил её отца, полоцкого князя Рогволда и её братьев. Владимир отомстил за то, что выбор Рогнеды пал не на него, а на Ярополка.

Постепенно к Владимиру стало присоединяться всё больше талантливых и умелых воинов. Обманом Владимир выманил брата из Киева, организовал засаду и убил.

После этого, в 988 году, Владимир принял решение крестить Русь по православному образцу. Став единственным князем всей Киевской Руси, князь приступил к укреплению собственной власти. Это выразилось в поиске единой идеологии, которая могла бы сплотить весь народ. В 980 году Владимир провёл языческую реформу и провозгласил Перуна – покровителя князя и дружины — верховным божеством. Реформа потерпела крах. Дело в том, что у каждого племени был свой бог-покровитель и народ негативно отнёсся к возвышению одних богов и низвержению других.

Принятие христианства

Почему же именно христианство? В Повести временных лет Нестор пишет о нескольких легендах, связанных с крещением Владимира и всей Руси.

Первая – о выборе князем религии. Князь стал приглашать к себе послов, среди которых были иудеи, мусульмане, католики и православные. Согласно Повести временных лет, Владимир спросил иудеев, где находится их Родина. На это они ответили, что бог, наказав их народ, рассеял его по всему миру. Князь сказал, что не желает служить Богу, который лишает Отечества.

Беседовал Владимир и с католиками, но негативно отнёсся к тому, что западная вера требовала безоговорочного подчинения главе церкви.

Привлекательнее Владимиру казалась мусульманская религия, поскольку ислам допускал многожёнство и обещал рай людям. Однако когда Владимир узнал, что мусульманам запрещается пить вино, князь заявил: «Руси веселие есть пити».

Больше всего Владимира поразил византийский монах-филосов, показавший картину Страшного Суда, тем самым рассказав о судьбе грешников и праведников. Икона буквально поразила князя, который был приятно впечатлён.

Но Владимир не торопился принимать решение. Вместо этого князь отправил послов в разные страны, чтобы ещё раз подтвердить своё мнение относительно других религий. Летопись говорит о приятно ошеломлённых послах, наблюдавших богослужение в соборе Святой Софии в Константинополе.

Вторая легенда гласит о чудесном исцелении Владимира от слепоты во время похода в Византию, в Корсунь. Владимир захватил город и ослеп. Тогда христианин из его дружины предложил ему исцеление иконой Корсунской Богоматери.

В 988 году Владимир с дружиной крестился в Корсуни. После этого византийский император согласился выдать за него замуж сестру Анну. В Киев вместе с Анной приехало большое число священников, книжников, зодчих, мастеров фрески, мозаики, иконописи. Русь стала приобщаться к великой культуре православной Византии.

Киев с радостью принял известие о крещении. Причины:

  1. В Киеве уже давно было много христиан. Византийский патриарх Фотий писал, что в 865 году ученики Кирилла и Мефодия крестили славян в Поднепровье (Кирилл был учеником Фотия). В 855 году Кирилл создал славянскую письменность и вместе с учеником явился к славянам. Кирилл перевёл часть Библии на славянский язык. В IX веке Болгария приняла православие. Болгарские книжники перевели на славянский язык греческие книги, в том числе Жития святых.
  2. В 955 году и в 957 году Ольга приняла христианство и начала проводить деятельность по распространению христианства на Руси.

Новгород, напротив, был крещён «огнём и мечом». Северо-восточная Русь утвердилась в христианской вере только в XI-XII веках.

Значение принятия христианства

  1. Укрепилось международное положение Руси, которая находилась в окружении монотеистических стран. На Русь перестали смотреть как на языческую, варварскую. Это открывало возможности для установления дипломатических отношений со странами Европы (заключение династических браков)
  2. Киевские князья получили прекрасную идеологию для объединения пёстрых племён в древнерусскую народность – русичей, ведь в церкви перед Богом все едины: и князь, и раб, и смерд, и иудей, и вятич).
  3. Русичи обрели христианскую мораль, противоположную варварским обычаям (кровной мести и родовой вражды).
  4. Русь приобщилась к великой культуре православной Византии, начав украшаться соборами.
  • Категории населения. «Русская Правда»
  • Международные связи Древней Руси
  • Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции

Становление государственности. Киевская Русь

Размышляя над особенностями становления древнерусского государства Киевская Русь, мы должны отчетливо осознать, что говорить об особенностях мы можем лишь условно, если сравнивать его с образованием европейских государств. Если Европа и стала образцом для России к XVI–XVII вв. (но только не в области идеологии, когда «Святая Русь» отделяла и противопоставляла себя Европе), то этого нельзя сказать о времени раннего Средневековья, когда закладывались основы феодализма и Европа была периферией цивилизованного мира, а Русь развивалась почти синхронно с варварскими королевствами, являясь ее составной частью. В конечном итоге, в этот период образцом для подражания были прежде всего восточные страны — Византия и Арабский халифат, но от них Русь была отделена «диким полем», населенным кочевниками. Сама Европа первоначально черпала опыт Востока, пока стечение обстоятельств не сделало ее на рубеже Средневековья и Нового времени тем трамплином, по которому человечество взлетело резко вверх.

И все же расхождения, пусть первоначально и незначительные, зародились и начали накапливаться уже с периода образования раннефеодальных государств. Этому способствовали особые условия, определившие специфику развития и восточнославянского общества, и государства Киевская Русь.

Восточная оконечность Европы была зоной, где проживали народы, стоящие на стадии родоплеменного строя, и продвинувшиеся сюда славянские племена не встречались на своем пути с древними цивилизациями, которые могли бы оказать влияние на их социальное развитие. Действительно, восточные славяне относятся к ареалу тех варварских народов, которые ранее не имели прямых и длительных связей с греко-римским миром, составившим основу будущей европейской цивилизации. Это так называемые государства «бессинтезной зоны», где феодализм развивался самостоятельно, путем разложения первобытных общин, а не впитывал в себя элементы античной культуры — римское гражданское право, государственные учреждения, науку, искусство, мораль. Следствием этого является более длительный период вызревания феодальных отношений, когда одновременно сосуществовали элементы разлагающихся первобытнообщинных структур и нового, нарождающегося феодального уклада.

Область расселения восточных славян — это равнинная, слабозаселенная огромная территория, с юго-востока окруженная «диким полем», населенным кочевниками. К тому же с суровым климатом — холодной зимой и коротким летом. Эти, на первый взгляд, несущественные особенности играли тем не менее в жизни восточных славян важную роль, воздействуя на социальные процессы.

Во-первых, зарождающемуся государству труднее, чем в Западной Европе, было защищать свои границы, и это заставляло быть в постоянной боевой готовности и княжескую дружину, и всех общинников. Следовательно, заставляло сохранять ополченческую организацию свободных общинников, что приводило к постоянному воспроизведению традиций военной демократии.

Во-вторых, давление кочевников заставляло славян переселяться все дальше на северо-восток в лесные малонаселенные земли. Происходили постоянные миграции населения. Это было связано и с тем, что земли были малоплодородные, но их было много. Отсюда подсечное земледелие на севере и смена участка по мере истощения почвы.

В-третьих, суровый климат, когда короткий период полевых работ не давал возможности жить поодиночке, сплачивал население в большие семьи и территориальные общины. Сама природа делала в тех условиях общинную организацию незаменимым институтом выживания. Все это определяло большую, чем в Западной Европе, крепость общины, затрудняло имущественное расслоение, переход к частной собственности, а следовательно, к задержке процесса расслоения общества и появления государственности.

В-четвертых, большой фонд земель давал возможность ведения экстенсивного земледелия; земля не была тем богатством, которым следовало особо дорожить и стремиться приобрести ее в личную или частную собственность. Это задерживало развитие феодализма вглубь, а миграции разряжали обстановку в центре страны и давали возможность не доводить дело до конфликтов из-за собственности на землю.

Что же касается возникновения самой государственности у восточных славян, то вопрос этот до сих пор остается дискуссионным. Но общее представление о путях зарождения и эволюции государственности позволяет по-новому взглянуть на историю государственно-политической организации средневековой Руси. У восточных славян политогенез8 датируется IX в. К этому времени в ходе Великого переселения народов около 150–200 праславянских племен оказались на равнинах Восточной Европы. Немногочисленные туземцы (балты, иранцы, фин-но-угры) растворялись в славянской среде. Но здесь славяне встретились и с более сильными соседями. Пользуясь разобщенностью славянских племен, эти соседи стремились подчинить их своей власти. Особенно активной была Хазария — огромная империя, имеющая богатый опыт государственного строительства на территории Восточной Европы и Азии. На некоторое время она подчинила вятичей, северян, полян, радимичей. Хазарский каганат получал с этих славян пушную дань и контролировал их торговые связи с Востоком. Славяне, проживавшие западнее, также попадали в зависимость от соседних государств. Так, волыняне и хорваты сначала были включены в состав Великой Моравии, а затем до конца X в. подчинялись Польскому и Чешскому княжествам. Для будущих новгородцев серьезным противником являлись скандинавские викинги (варяги). В середине IX в. варяги из Швеции проникали в земли сло-вен и кривичей и взимали с них дань — откуп. Постоянная борьба шла и между самими восточнославянскими племенами, не упускающими случая «примучить» друг друга.

В такой ситуации острее проявлялась тенденция к новым формам объединения, возрастала роль связанных с войной и руководством вождей и дружин. Стали образовываться союзы племен, а следом и более сложные суперсоюзы. В IX в. обозначились два региона, где политогенез протекал ускоренными темпами. Его ускоряло также активное использование внешних резервов. Роль такого резерва, в частности, сыграли отдельные отряды викингов во главе со своими конунгами. Славяне заключали с ними соглашения, и викинги как готовая военная сила иноземного происхождения способствовали укреплению зачатков новой политической организации.

Так, при участии варягов Дира и Аскольда9 возник южный очаг протогосударственности — Полянское княжение с центром в Киеве. Это княжение первым разорвало данническую связь с Хазарией и вступило с ней в вооруженную борьбу. Подчеркивая свое независимое положение, его князья именовали себя хазарским титулом «каган». Киевские каганы пытались установить отношения с Византией и Францией, а также значительно раздвинули границы княжества, присоединив соседние славянские племена. Каган Аскольд даже организовал первый в истории восточных славян поход на Византию. Хотя поход закончился неудачей, он свидетельствовал о появлении в Европе новой серьезной политической силы.

Помимо южного, возник и северный очаг протогосудар-ственности. Его первоначальным центром была Ладога. Для своего времени Ладога являлась крупным международным торгово-ремесленным поселением. Северный суперсоюз располагался на берегах великих озер: Ладожского, Ильменского, Белого, Псковского. Славяне пришли сюда с польского Приморья относительно поздно, в VII–VIII вв. Родственные западным славянам колонисты осели прежде всего на удобных и важных речных путях. Они установили тесные отношения с местными финно-угорскими племенами и небольшими группами скандинавов, которые в ходе «эпохи викингов» также оказались «на Востоке». В 830–840-х гг. с населения Ладоги и ее окрестностей взимали дань пришлые викинги-свеи. Но вскоре словене, кривичи и чудь подняли против них восстание. Объединившись, восставшие изгнали свеев. Общая победа не положила конец всем проблемам: ведь Ладога была сожжена, а победители свеев ослабляли себя paздорами и соперничеством. В 862 г. к борьбе подключился варяжский князь Рюрик с дружиной. Скорее всего, это был Рорик Ютландский из Дании. Конунг Рюрик давно утратил связи с родиной, превратился в наемника и зарекомендовал себя как враг шведских викингов. Опытный норманн и его дружина оказали определенное влияние на развитие событий в северном суперсоюзе. Полагают, что они выступили на стороне словен и помогли им объединить местных кривичей и чудь. Спустя некоторое время Рюрик уничтожил и часть словенской родовой знати, недовольной усилением военно-служилого слоя. Так внешний «варяжский» фактор придал ускорение политогенезу и в этом регионе.

Южное и Северное княжения были протогосударственны-ми объединениями. Они имели в своей структуре элементы политической организации: земли нескольких племен составляли единую территорию, существовали общие повинности, постоянное войско-дружина, грады-убежища и грады-святилища, над-племенные органы управления.

Дальнейший импульс развитию государственно-политических элементов дало слияние этих двух княжений. Известно, что оно произошло в 882 г., когда «северяне» покорили «южан». Северянами в тот момент предводительствовал варяг Хельги, или, по-славянски, Олег. Войско Олега, состоящее из славян, чуди и норманнов, захватило несколько важных пунктов на Днепре и, главное, сам Киев. После того как Олег убил киевского князя Аскольда, «южане» без сопротивления признали его своим князем. Они полагали, что пришлый князь пользуется лучшим покровительством богов и обеспечит большую удачу, чем прежний.

Олег стал первым правителем нового образования — Киевской Руси, или «империи Рюриковичей». Олег и его преемники (князья Игорь, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый) стремились прежде всего расширить державу, «окняжить» множество еще самостоятельных восточнославянских племен и союзов. Окняжение в то время означало их подчинение судебной, административной и финансовой власти Киева. Эта задача решалась в ходе беспрерывных войн киевских князей с ближними и дальними соседями и в основном была выполнена к концу XI в. Кроме славян, в состав «империи Рюриковичей» вошло 25 неславянских народов. Ее территория достигла 1 млн км2, а число жителей — нескольких миллионов человек. Еще раньше за новым восточноевропейским государством закрепились два самоназвания — «Русь» и «Руська земля».

Какая же форма государства была присуща Руси? Конечно, за время ее существования в качестве единого государства с конца IX до начала ХII в. политико-административная система совершенствовалась и укреплялась. Но в целом форму определяло разделение общества на два основных слоя. Это общинные «миры», которые объединяли главную массу населения, и княжеско-дружинные корпорации, которые объединяли правящий высший слой. По всем признакам Русь являлась патриархально-монархическим государством, типичным для ранней стадии средневековой цивилизации. Принцип монархического (единоличного) правления еще только вырабатывался. Самые первые киевские князья (Олег, Игорь, Святослав) управляли Русью фактически вместе с другими княжескими династиями, которые продолжали возглавлять подвластные Киеву племена и союзы племен. Позднее эти династии были частично истреблены, а частично пополнили ряды великокняжеского боярства. При Владимире Святославовиче установилась монопольная верховная власть одной династии Рюриковичей. Но и эта власть имела корпоративный характер, ибо считалась принадлежащей всему княжескому роду. По обычаю каждый князь имел право на свою долю власти. Он получал ее в виде первоначального удела, который назывался «причастье». Очень интересно, что все сыновья великого князя признавались равными между собой. Этот обычай долго вызывал ожесточенную борьбу наследников за единоличную власть над Русью. Когда в живых оставался один из них, он объявлял себя самодержцем. Так пришли к «самодержавию» Владимир Святой (980–1015 гг.)10 и Ярослав Мудрый (1019–1054 гг.). Его многочисленные потомки продолжали делить Русь, но уже с учетом определенного старшинства в роду. Эти княжеские доли нельзя было наследовать. Они снова и снова перераспределялись среди родственников по известной системе. Князья обычно за свою жизнь несколько раз меняли «причастье». Столичный город Киев никому первоначально не принадлежал и приобретался старшим в роду вместе с титулом киевского князя. Существование временных фиктивных княжеств не означало наступления настоящей политической децентрализации. Это была форма функционирования патриархально-коллективного властвования с характерными маятниковыми переходами: верховная власть то дробилась, то снова оказывалась в одних руках.

Своеобразно определялся также статус князя в качестве носителя верховной власти. В законах об этом вообще ничего не говорилось. У многих ученых возникало впечатление, что государь на Руси стоял выше закона и вне его, т. е. был деспотом. Но такое впечатление обманчиво. Подобная ситуация характерна для всех ранних государств. На этой стадии нигде в мире не практиковали договорных ограничений, но повсеместно воспринимали персональную власть как священное (сакральное) явление. Не был исключением и восточнославянский князь. Его личность и функции осмысливались в мифологических образах. Само государство отождествлялось со строением или продолжением тела князя. Он владеет государством, как собственными органами — руками, ногами, головой. Государственные налоги — это еда, корм князя. Чтобы законно унаследовать великокняжеский титул, не требовалось писать особый закон или завещание. Но будущий преемник обязан был присутствовать на похоронах отца — великого князя. К сожалению, эти воззрения, создающие особый комплекс идей о власти, применительно к Руси почти не изучены. Но ясно, что именно они содержали ограничительные и разрешительные нормы для политической деятельности членов княжеской корпорации.

Остальные корпорации также выполняли свою часть государственно-политических функций. Дружины князей были не только профессиональным войском, но и управленческим аппаратом. Они концентрировали и использовали ресурсы страны для обороны и экспансии, взимали дани, творили суд, оберегали общественный порядок. Характерно, что на первых порах дружина-аппарат действовала кочевым способом. Этот способ нашел выражение в практике полюдья — объезде подвластных земель для сбора дани и осуществления суда. Само полюдье — просто путь от нерегулярных поездок дружинников за данью до хорошо отлаженной общегосударственной системы. Арабские путешественники, например, оставили описание архаичного полюдья при князе Олеге Вещем. Оно еще больше напоминало набеги «руси» на славянские поселенья. Разбившись на отряды в 100–200 чел., «русы» собирали дань и кормились. «Они поедают достояние и расхищают добро славян», — констатировали арабы-современники. Князь Игорь Старый (912–945 гг.) организовывал полюдье иначе. В поход за данью отправлялась вся дружина, слуги, обозники. Экспедиция целых полгода (ноябрь — апрель) объезжала славянские земли, проходя более 1500 км. Ее «объезды» выполняли также идеологическую роль, символизируя власть князя и значимость княжеского окружения. Весной и летом «рycы» продавали или меняли собранные меха, мед, воск на заморских рынках.

Убийство князя Игоря древлянами в 945 г. вызвало важную реформу даннической системы. Реформу начала его вдова княгиня Ольга, но особенно активно внедрял новый порядок ее внук Владимир Святой. Территории общин теперь превращались в специальные округа-погосты. При этом дружинники везде уничтожали прежние общинные центры (погостины) и возводили новые княжеские крепости. Эти крепости сооружались по единому плану и имели единое назначение. В каждой из них размещался небольшой отряд воинов во главе с тиуном11. Тиуны с помощью гарнизонов крепостей руководили сбором дани, ее хранением и доставкой в Киев, выступали в роли судей, контролировали выполнение княжеских указаний. Традиционное объездное полюдье практиковалось меньше. Сам термин «полюдье» приобрел новое содержание. Полюдьем стал называться единовременный налог.

Сеть княжеских крепостей значительно усилила контроль над общинными корпорациями со стороны официального государства. Но погостовские общины, или верви, продолжали оставаться сильными автономными организациями. Они участвовали в сборе налогов. При необходимости общинники своей «сотней» под руководством старост выходили на войну. В погостах действовал свой суд. Судьями были главы семейств, которые на основе обычного права решали множество дел.

Для системы погостов было характерно специфическое переплетение политических функций всех корпораций. Поэтому она являлась основой патриархально-монархической государственности. Механизм ее работы не нуждался в организации сколько-нибудь сложных центральных органов. Для обсуждения и решения важнейших вопросов князья собирали на совет своих дружинников. Вначале в совещаниях участвовала вся дружина. Позднее эти совещания стали более узкими и сделались привилегией дружинной верхушки. Но и такие советы при князе не имели стабильного количественного и персонального состава. Не разделялись и решаемые советом дела, среди которых могли быть вопросы войны и мира, законодательные и прочие проблемы. В качестве исполнителей государственных решений князья также использовали свой двор, состоящий из их личных хозяйственных слуг. Княжеские люди, высшие и рядовые (повара, конюхи, псари и прочие), наряду с дружинниками одновременно являлись и частью тогдашней администрации. Таким образом, возникло уникальное явление, когда господствующее сословие и государство как бы сливались в дружинном институте (рис. 1).

Свидетельством укрепления государственной собственности стали возникавшие территориальные и должностные «кормления»12 для младших родственников князя и знатных дружинников. Другим проявлением той же тенденции было объявление территории государства княжеской «вотчиной», т. е. наследственным владением великого князя киевского. Вслед за этим князья начали реально распоряжаться землей: дарить, жаловать, обменивать. В результате с XI–XII вв. началось развитие крупного частного землевладения. На Руси оно приняло форму вотчинной системы. Вотчинник-землевладелец обладал правом распоряжаться своей землей: передавать наследникам, дарить, продавать, закладывать.

Рис. 1. Государственный механизм Киевской Руси

Первоначально вотчина и князя (его домен), и его слуг имела рабовладельческий характер, постепенно там появляются и феодально-зависимые крестьяне, но рабы все же преобладали в течение всего киевского периода. Таким образом, с XII в. в феодальной собственности образовалось два сектора — государственно-корпоративный и частный. Но вотчины основывались, главным образом, на рабском труде и представляли собой островки в море свободного общинного мира. Вотчинная система не стала господствующей, и если мы можем говорить о раннем феодализме, то он был прежде всего государственным.

Но вернемся к дружине. Она появилась в IX в. и существовала за счет государственных доходов. Основной обязанностью дружинников была военная служба. С князем дружинников связывали узы личной верности, носящие взаимный характер. Поэтому говорить о князе как самодержце в раннефеодальный период едва ли правомерно. Пополнялась дружина, как правило, не за счет старой родовой знати или рядовых общинников, а за счет маргинальных элементов: изгоев славянского происхождения, бродячих иностранцев, зависимой челяди князей, скандинавских викингов. Это облегчало превращение дружины в эксплуататорский слой, чуждый местному населению. Таким образом, дружина не вырастала из общины, а стояла над ней. Не случайно уже в IX–X вв., чтобы выделиться, дружина носила самоназвание «русь», имеющее социальное значение как синоним этнически пестрой дружины.

Дружина-«русь» сформировала свою специфическую культуру, отличную от простых славян. Она носила смешанный евроазиатский характер и проявлялась в вооружении, снаряжении боевых коней, костюмах, украшениях, домашней утвари, погребениях.

С Х в. внутри дружины существовала собственная иерархия. Ее члены делились на высших — «мужей» и низших — «отроков». Позднее к ним прибавился еще один разряд — «децкие». Часть воинов постоянно находилась при князе, составляя его ближайшее окружение и свиту, другая часть несла службу по городам. Города служили как бы общими замками и, в отличие от западноевропейских городов, были прежде всего административными, а не торгово-ремесленными центрами. С разрастанием рода Рюриковичей роль городовых дружин перешла к дружинам князей — родственников великого князя киевского.

Разложение дружинной организации в Киевской Руси намечается со второй половины XII в. При князе теперь оставалась лишь низшая прослойка дружины. Она получила название дворских слуг, дворян. Они охраняли князя, управляли его хозяйством, выполняли судебные и полицейские функции, ходили в походы.

Образование Древнерусского государства — длительный процесс. Большинство историков относит начало сложения государства к IX веку. В VI — VII вв. восточные славяне заселили большую часть Русской (Восточно — Европейской) равнины. Границами их обитания на западе были Карпатские горы, на востоке — верховья Дона, на севере — Нева и Ладожское озеро, юге — Среднее Поднепровье.

В литературно-документальной летописи — «Повести временных лет”, написание которой историки относят к середине XII в., подробно излагается расселение восточнославянских племен. Согласно ей на западном берегу Среднего Днепра (Киев) расположились поляне, к северу-западу от них, по южным притокам Припяти, — древляне, к западу от них, по Западному Бугу, — волыняне, или дулебы; на восточном берегу Днепра жили северяне; по притоку Днепра Сожу — радимичи, а к востоку от них, по Верхней Оке, -вятичи; на верховьях трех рек — Днепра, Западной Двины и Волги — жили кривичи, к юго-западу от них — дреговичи; к северу от них, по Западной Двине, поселилась ветвь кривичей полочане, а к северу от кривичей, у озера Ильмень и далее по реке Волхву обитали ильменские славяне.

Расселившись по Восточно-Европейской равнине, славяне жили родовыми общинами. «Живяху кождо со своим родом и на своих местях, владеюще кождо родом своим”, — пишет летопись. В VI в. родовые отношения постепенно распадаются. С появлением металлических орудий труда и переходом к пашенному земледелию происходит замена родовой общины соседской (территориальной), которая называлась «мир” (на юге) и «вервь” (на севере). В соседской общине сохраняется общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование наделы.

В VII — VIII вв. у славян активно идет процесс разложения первобытного строя.

Возрастает число городов, власть постепенно концентрируется в руках родоплеменной и военной дружинной знати, появляется частная собственность, начинается разделение общества по социальному и имущественному принципу. К IX — X вв. сложилась основная этническая территория древнерусской народности, определился процесс вызревания феодальных отношений.

В отечественной историографии долгое время шла борьба между норманнистамии их противниками по вопросу происхождения Русского государства. Основоположником норманской теории в XVIII в. был член Петербургской академии наук А.Л. Шлёцер. Он и его сторонники Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер придерживались точки зрения, что до пришествия варягов «обширное пространство нашей равнины было дико, жили люди без правления”.

С опровержением варяжской теории выступил М.В. Ломоносов, который считал одной из главных задач исторической науки борьбу с этой теорией. М.В. Ломоносов в «Древней Российской истории” писал, что «славянский народ был в нынешних российских пределах еще прежде Рождества Христова, то бесспорно доказать можно”.

Русский историк XIX в. И.Е. Забелин писал, что восточные славяне обитали на русской равнине еще до н.э. и прошли сложный процесс от родовых союзов к племенным политическим союзам и создали свою государственность.

Советская историческая школа активно поддерживала и развивала эту точку зрения. Крупнейший отечественный специалист XX в. по славяно-русской археологии Б.А. Рыбаков связывал образование государства Руси с основанием города Киева в земле полян и объединением 15 крупных, населенных восточными славянами областей.

У современных российских историков не вызывает сомнения тот факт, что объединение восточнославянских земель в древнерусское государство было подготовлено внутренними социально-экономическими причинами, но произошло это в 882 г. при активном участии варяжской дружины во главе с князем Олегом. По словам известного русского историка XIX в. В. О. Ключевского, получилась «недурно комбинированная юридическая постройка начала Русского государства» , когда объединились княжества с варяжским управлением (Новгород, Киев) и княжества со славянским управлением (Чернигов, Полоцк, Переславль).

Условно можно разделить историю государства Русь на 3 больших периода:

1. первый — IX в. — середина X в. — образование раннефеодального государства, утверждение на престоле династии Рюриковичей и правление в Киеве первых киевских князей: Олега, Игоря (912 — 945), Ольги (945 — 964), Святослава (964 — 972);

2. второй — вторая половина X — первая половина XI вв. — расцвет Киевской Руси (время Владимира I (980 — 1015) и Ярослава Мудрого (1036 — 1054);

3. третий — вторая половина XI — начала XII вв. — постепенный переход к феодальной раздробленности.

Русь Периода Расцвета

Форму Русского государства IX-Х вв. историки определяют как дружинная, ведь господствующий слой состоял из верхушки княжеской дружины. В течение длительного времени она образовывала примитивный административный аппарат, стягивала дань и оказывала суд на местах. Существование этой формы государственности завершилось за Владимира Святославича (978-1015), прозванного впоследствии Великим. Со второй половины его княжения Русь приобрела признаки раннефеодальной монархии. Своей деятельностью он будто соединил две эпохи: поздний родоплеменную и раннюю феодальную.

Княжеская дружина перестала участвовать в государственных делах. На первый план выдвинулись бояре, прослойка которых состоял из тех же старших дружинников и выходцев из старой племенной аристократии.

Владимир возглавил государство все еще недостаточно консолидированной. Власть племенных вождей и князей на местах, в отдалении от центра на много дней конного пути, была почти безграничной. Они неохотно исполняли приказы киевского князя и присваивали много дани, которая принадлежала ему. В течение 981-984 гг Владимир вернул в состав Руси земли племенных княжеств хорватов и дулебов, восстановил власть Киева над княжением радимичей и вятичей.

Около 988 г. Владимир провел административную реформу. Вождей основных племенных княжеств заменили 12 его сыновей. Так было сломано сепаратизм племенной верхушки, а Русь стала объединенной страной. Это значительно окрепло систему государственной власти на местах: во всех ключевых городах от имени киевского князя собирали дань, управляли и чинили суд его наместники (сыновья и старшие дружинники), которые, в свою очередь, имели в подчинении чиновников низшего ранга, хозяйничали в волостях .

Тогда же князь «стал ставить города по Десне и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И начал набирать мужей лучших от словенцев, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, ими населял города (пограничные), потому что была война с печенегами «. Была создана огромная по размаху (валы простирались почти на тысячу км) сложная и разветвленная система валов, крепостей, укрепленных городов, которая должна защитить Русь от печенегов.

Для противодействия набегам кочевников Владимиру необходима была сильная армия. Поэтому он ввел военную реформу, установив феодальную организацию войска — службу за право владеть землей. Это укрепило и собственную власть князя.

Владимира, который осуществил также судебную реформу, заслуженно называют первым реформатором Руси. Из летописи известно, что князь заботился о «Устав земляной», начал выработку устава (закона), который регулировал бы общественные правовые отношения, усовершенствовал действующий кодекс обычного права — «Закон Руский» — для приспособления его к требованиям времени. Владимиров «Устав земляной» продолжил политически-правовую линию, которую наметила своими «уставами» и «уроками» княгиня Ольга.

Первой же реформой князя была религиозная. Сразу по утверждении на киевском столе Владимир попытался внедрить повсеместномонотеистический культ, считая, видимо, что его единоличные верховной власти должен отвечать единый для всех в государстве бог — Перун. (К тому славяне-язычники всего почитали Даждьбога — бога Солнца и добра, Перуна — бога грома, Сварога — бога неба, Дану — богиню воды, Стрибога — бога ветров, Велеса — бога скота, при этом местные племени культы выводили на ведущие позиции различных богов.)

Однако первая религиозная реформа была обречена на неуспех. Старая, отжила языческая вера не соответствовала новым отношениям в обществе, быстро обновлялся. Тогда Владимир решил ввести корне новую государственную религию. Его выбор пал на христианствоправославного (византийского) обряда. Кроме традиций, заложенных еще Аскольдом и княгиней Ольгой, властном Владимиру в этой вере не могло не понравиться подчинения церковного владыки светском обладателю.

Случай не заставил себя долго ждать. 986 г. византийский император Василий, против которого восстали земельные магнаты, попросил у могущественного киевского князя помощи. Владимир не отказал, но выдвинул условие: брак с сестрой императора Анной. Зато Василийпотребовал, чтобы правитель Руси крестился сам и ввел эту веру по всей своей земле. На таких условиях и был заключен русско-византийское соглашение.

Владимир отправил в Византию большой по тем временам (шеститысячной), хорошо вооруженный и дисциплинированный отряд отборных воинов. С их помощью Василий одолел врага, однако вероломный император попытался обмануть киевского князя и отказал ему в руке сестры. Разъяренный Владимир совершил стремительный поход в Крым, принадлежавший тогда Византии, и осадил город Херсон (окраина нынешнего Севастополя).

После получения русичами Херсона, который был главной житнице империи, Василий был вынужден спешно отослать сестру к победителю. Торжественный брак состоялся в этом городе осенью 989 г. Весной следующего года Владимир с женой вернулся в Киев и энергично принялся насаждать христианство. Василий (такое имя получил и руский князь, крестившись) по всей стране «приказал строить церкви и ставить их на тех местах, где раньше стояли идолы».

В летописи события трех лет — 988, 989 и 990-го сведены под одной — 988-м, традиционно считается годом внедрения новой веры на Руси. Сначала были крещены только жители Киева, Новгорода и еще нескольких городов. Русские люди, которых обращали в новую веру насильно, неохотно отказывались от религии отцов и дедов. Поэтому христианизация растянулась на несколько столетий.

Введение христианства способствовало росту международного престижа государства, укрепило авторитет и власть князя, оказывало содействие развитию государства. Значительный толчок дала новая идеология развитию культуры: распространились письменность и книжность, русские люди познакомились с лучшими достижениями мировой литературы и науки. В Киеве, а дальше повсеместно на Руси начали устраивать школы и мастерские (скриптории), и вскоре страна стала одной из самых культурных в средневековой Европе.

Распространению новой веры способствовало то, что церковная служба правилась славянском языке. Однако это вызвало и определенную культурную замкнутость страны, когда латиноязычную писательство оставалось долгое время неизвестным, а заимствования достижений европейской цивилизации происходило, главным образом, через славянскую литературу из Болгарии, Сербии и частично через собственные переводы греческих книг. Следует иметь в виду и то, что тогдашняя византийская элита, оторванная от общего течения мировой общественной мысли, находилась в состоянии нарастающего духовного кризиса. В дальнейшем внедрение византийской модели христианства обусловило устойчивую тенденцию отставания Руси от Запада во многих сферах общественной жизни, особенно после раскола христианства в 1054 г. на православную и католическую ветви.

Благодаря стараниям Владимира Русь стала крупнейшей по величине страной в Европе. Завершился процесс формирования ее государственной территории, определились границы, в целом совпадали с этническими рубежами восточнославянской этнокультурной общности. На востоке Русь достигала междуречье Оки и Волги, на западе — Днестра, Карпат, Западного Буга, Немана, Западной Двины, на севере — Чудского, Ладожского и Онежского озер, на юге — Дона, Роси, Сулы и Южного Буга.

Эта могущественная империя состояла из различных племен, языков, религий и развивалась не как этническая, а как политическое государство. Русские люди составляли подавляющее большинство ее населения. Вместе с ними проживало более 20 других народов, в том числе тюркских (печенеги, торки, берендеи, половцы, каракалпаки), балтских (лить, пруссы, ятвяги), финно-угорских (чудь, весь, меря, мурома, мордва). Неславянские племена вливались в состав Руси основном мирным путем, ведь влияния славян способствовали их экономической, общественной и культурном развитии.

По Владимира Святославича завершился второй этап в установлении государственности на Руси. Третий, заключительный, припадает на годы правления в Киеве его сына Ярослава.

Перестроена Владимиром государство в конце его жизни оказалось не таким уж сплоченной. Около 1012 замыслил недоброе против киевского князя воспитан им пасынок Святополк, наместник в Турове. В 1014 г. отказался платить дань собственный сын Ярослав, князь Новгородский. Летом следующего года, готовясь к походу, чтобы обуздать сына, киевский князь внезапно скончался. Между его потомками разгорелась кровавая борьба. В ней погибли Святослав и несовершеннолетних Борис и Глеб (за их убийство Святополк прозванный летописцами Окаянным, от имени библейского братоубийцы Каина, однако из скандинавской «Еймундовои саги» следует, что Борис и Глеб погибли от руки Ярослава).

В 1015 г. Ярослав князем в Киеве. Во время первого княжения ему пришлось отражать нападение многочисленного войска степняков. 1017 «пришли печенеги в Киев и врубалися в Киев, и едва вечеру одолел их Ярослав и победил печенегов».

1018 г. Святополк, который бежал 1015 в Польшу, захватил был Киев. И зимой Ярослав выбил его из города. Весной 1019 года Святополк вернулся вместе с печенежской ордой. Решающая битва произошла на р. Альте на Переяславщине и принесла победу Ярославу, который бился в первых рядах войска.

Ярослав Владимирович (1019-1054) приложил много усилий для восстановления централизованного государства, ослабла во время междоусобной войны и вторжений печенегов. Например, он не остановился перед тем, чтобы бросить в тюрьму родного брата Судислава — псковского князя, который стремился к самостоятельности.

В 1024 г. Ярослав столкнулся с братом Мстиславом, который княжил тогда в Чернигове, и разделил с ним по Днепру Южную Русь. После кончины Мстислава, в 1036 г. Ярослав стал, как пишет «Повесть», «самовладцем Русской земли».

Первоочередной задачей киевского князя была защита от печенегов. Ярослав продолжил фортификування южных рубежей и «начал ставить города по Роси». Но и эта защитная линия не помогла. 1036 огромная орда прорвала ее и окружила Киев. Князь с отрядами вышел из города. В результате «злой сечи» печенеги были окончательно разгромлены. А на месте победы над нападающими Ярослав приказал заложить Собор Святой Софии.

Основная масса печенегов после поражения откочевали в Византию, часть перешла на пограничную службу к русским князьям, другие остались в степи, присоединившись к менее воинственных торков (гузов), перекочевавших сюда с востока.

На протяжении почти всего княжения Ярослава русско-византийские отношения были дружественными. Однако 1043 вспыхнула война, вызванная сменой политического курса нового императора Константина IX Мономаха, начал препятствовать русским купцам. Морской поход руссов на Царьград был неудачным. Тогда Ярослав направил послов в Германии и ряда других европейских стран, сбивая коалицию против Византии. К тому же победители сами нуждались в помощи в борьбе против нашествия печенегов, и император начал искать пути примирения. Подписанное 1046 русско-византийское соглашение вскоре скрепил брак сына Ярослава Всеволода с цесаревны Марии.

1048 король Франции Генрих I посватался к дочери Ярослава Анне . Другая дочь Ярослава, Елисаветы, стала женой норвежского короля Харальда Сурового, еще одна, Анастасия, обручилась с венгерским королем Андрашем И. Киевский обладатель был связан союзным договором с польским князем Казимиром, за которого выдал сестру Добронеги. Другие сыновья Ярослава были женаты: Изяслав — с польской княжной, Святослав — с внучкой императора Генриха II. Женой же князя была дочь шведского короля Олафа Ингигерд. При дворе Ярослава подолгу жили английский и норвежский принцы. Все это принесло большой международный авторитет Русской государстве.

Много усилий приложил Ярослав для создания новых и развития существующих городов, прежде всего Киева. В стольном граде, площадь которого по сравнению с эпохой Владимира увеличилась в 7 раз, проживало около 50 тыс. жителей. Укрепленная часть Киева -детинец достигла 90 га. «Город Ярослава» окружили глубокие рвы, заполненные водой, и гигантские земляные валы, которые имели длину 3,5 км, высоту — 14 м, толщину в основании — около 30 м. На валах стояли высокие дубовые стены. Город украсили Золотые ворота. Вместе с расположенными вокруг ремесленно-торговым должностями площадь Киева составила 380 га.

С именем Ярослава связан расцвет русской культуры, прежде всего книжности. Сам князь «к книгам проявлял охоту, читая их и ночью, и днем». За это его и прозвали Мудрым. Тогда же в Киеве был утвержден митрополичью кафедру, а на Руси возникли монастыри. Митрополитом киевским Ярослав назначил Иллариона. Сделано это было без ведома константинопольского патриарха, что имело целью вывести отечественную церковную иерархию из-под контроля Византии.

Князь выступил инициатором проведения кодификационных работ, благодаря чему появился первый письменный сборник правовых норм «Русская правда «.

В княжение Ярослава строительство государства завершилось. Русь достигла зенита своего расцвета и могущества, сравнявшись с Византией и Германской империей. Стабилизировались государственная территория и границы, усовершенствовался государственный аппарат. Был наконец преодолен местный сепаратизм. Полюдье все больше заменялось мягче, прогрессивными формами дани, что соответствовало прогрессирующей феодализации общества.

Умер князь на 76-году жизни и был похоронен в мраморном саркофаге в Софийском соборе. К сожалению, сыновья Ярослава не смогли поддержать государство на том уровне, на который она вознеслась за их деда и отца.

Добавить комментарий