Возникновение римского государства

Кроме общих причин возникновения государства, можно выделить несколько факторов, также ускорявших появление государственных структур и придававших им определенную специфику. К ним относятся:

  • 1. завоевания (скажем, одного племени другим) и необходимость создания механизма власти для сохранения покорности порабощенных;
  • 2. наличие внешней угрозы, требовавшей создания вооруженных формирований и регулярного сбора средств на их содержание;
  • 3. необходимость проведения крупных хозяйственных работ (например, ирригационных, строительных и т.д.), немыслимых без мобилизации значительных материальных и человеческих ресурсов и создания аппарата для их рационального распределения и использования.

В качестве предпосылок возникновения государства в Древнем Риме можно выделить следующие:

  • · благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение;
  • · объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков, приведшее к образованию в Риме общины;
  • · развитие скотоводства и земледелия, повлекшее за собой появление частной собственности;
  • · возникновение рабства, источниками которого становятся войны, а вместе с тем и зачатков классового деления общества.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

Одной из главных причин быстрого роста и возвышения Рима было его исключительно выгодное местоположение. Вот, что сообщает об этом знаменитый римский историк Тит Ливий: «Не без веских причин боги и люди выбрали именно это место для основания города: тут есть и благодатные холмы, и удобная река, по которой можно из внутренних областей подвозить различное продовольствие, а можно принимать морские грузы. Есть тут и море, оно достаточно близко, чтобы пользоваться его выгодами, но все же и достаточно далеко, чтобы не подвергать нас опасности со стороны вражеских кораблей. Наша область лежит в середине Италии это место исключительно благоприятствует городам».

И, действительно, Рим расположен в центре Апеннинского полуострова, на левом берегу Тибра, в 20 километрах от моря, у самой удобной переправы через реку. Наиболее ранние поселения на месте будущего Рима были на холмах с отвесными склонами, стоявшими посреди болотистой равнины недалеко от берега, поэтому его и называют Город на семи холмах.

Рим находился на пересечении важнейших сухопутных путей: через него проходили дорога из Кампании в Этрурию и так называемая соляная дорога, которая шла вдоль берегов Тибра от моря, где добывали соль, во внутренние районы, где ее не хватало.

Кроме того, рядом с городом проходили морские пути из Восточного Средиземноморья в Западное и из Африки в Европу. Небольшие корабли могли подниматься вверх по Тибру и разгружаться на пристани в самом центре Рима.

Город располагался на границе Лация с соседними областями: Этрурией и землей сабинов. Не удивительно поэтому, что Рим очень быстро превратился из небольшого поселения в один из крупнейших городов Италии и с ранних пор включал в себя, кроме латинов, также и жителей других областей.

Вторая причина — объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков — подробно была описана нами в первом параграфе. Слияние это, с одной стороны, конечно, увеличило материальную силу соединенной общины и ее значение среди соседей, а, с другой стороны, должно было отозваться некоторым усложнением государственной, т. е. общинной, организации.

Третьей причиной было развитие земледелия и скотоводства. Земледелие, ставшее одним из регулярных занятий общинников, по мере усиления его значения стало накладывать свой отпечаток на их деятельность, нормы жизни, обычаи. И чем большую, более значительную роль играло земледелие в жизни общинно-родового общества, тем большее изменение претерпевало оно. Земля, которую обрабатывали общинники, как и вся та земля которую они не обрабатывали, на которой они по-прежнему охотились, занимались собирательством и т.д., находилась в общественной, коллективной собственности всего племени. Ввиду этого вследствие исторической традиции на протяжении какого-то времени возникшее земледелие основывалось на совместном, коллективном труде. Однако со временем выяснилось из практического опыта земледельцев, что индивидуальное, семейное ведение земледельческого производства является более эффективным, чем коллективное.

Тот факт, что земледельческий труд в древнем обществе не приносил людям никакого удовлетворения, а приносит лишь усталость, изнурение, приводит к тому, что некоторые общинники под разными предлогами старались освободить себя от занятия земледелием; они предпочитали заниматься другими видами труда: охотой, рыболовством, собирательством, которые приносили им больше удовлетворения. Но если одни люди уклонялись от земледельческого труда, то другим приходилось заниматься тяжелым земледельческим трудом больше, чем раньше, когда земледелием занимались все общинники. А это неизбежно вызывало недовольство последних, возникали ссоры, конфликты. Выходом из положения был лишь раздел земли на отдельные участки и передача этих участков в пользование отдельным семьям общинников. Замена коллективного земледельческого хозяйства индивидуальным и возникновение скотоводства еще более усиливают общественное разделение труда и являются предпосылкой возникновения частной собственности.

Развитие сельского хозяйства и скотоводства в Древнем Риме, а также частые военные походы объясняют четвертую предпосылку возникновения государства. В частных хозяйствах применялся труд членов семьи, а кроме того, труд рабов и наемных работников. Рабы комплектовались из захваченных плен чужеземцев, как воинов, так и гражданских лиц. Наемные работники комплектовались из обедневших общинников.

В рабство иногда обращались также должники и преступники. Но не следует переоценивать численность класса рабов. В рабство обращались не все пленные, должники и преступники. Из исторических источников известно, что во время удачных военных походов в плен захватывалось, а затем приводилось в страну огромное количество чужеземцев, исчисляемое несколькими десятками тысяч человек, иногда более ста тысяч. Если бы они все обращались в рабов, то уже через несколько сотен лет рабы составляли бы абсолютное большинство населения. Однако проходили сотни и тысячи лет, а число рабов существенно не увеличивалось. Их доля, удельный вес во всем населении по-прежнему составлял не более 5-10%. Это можно объяснить только тем, что большинство захваченных в плен чужеземцев не обращалось в рабство, а расселялось по всей территории страны, и постепенно оно ассимилировалось в местном населении. Этим достигались две цели. Во-первых, увеличилась численность населения, что усиливало военную и экономическую мощь государства. Во-вторых, на захваченной земле жителей-чужеземцев становилось меньше, что уменьшало опасность их восстания против поработителей.

В завершении первой главы рассмотрим признаки государственности, выделяемые современными политологами, и постараемся найти их наличие в ранний период развития древнего Рима.

Понятие государства, его характеристика конкретизируется при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, «анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института». Каковы же эти признаки?

  • · Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенно территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организаций населения потерял свое значение. На смену пришел принцип его территориальной организации. Данный признак имеет место быть в Древнем Риме. По мнению многих современных историков, в Риме накануне его перехода к цивилизации и государственности господствовал родовой строй. Римлянами считались лишь те, кто входил в родовые подразделения, включавшие в себя три трибы, 30 курий (по 10 в каждой трибе) и 300 родов (по 10 в каждой курии).
  • · Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это было непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалось им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения. Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию. Наличие публичной власти также имелось в Древнем Риме. Во главе римской общины стояли правители, называвшиеся царями (reges), но непохожие на монархов более поздних эпох. Римский царь являлся верховным жрецом, главным судьей и командующим армии.

· Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Сложно говорить о наличии в Древнем Риму суверенитета государственной власти. Цари Древнего Рима являлись патриархальными владыками своего народа, в руках царя сосредоточивалось начальство над народом во всех сторонах его существования кроме религии и общественного мнения. Это свидетельствует о том, что в Царский период в Риме было не зрелое, а раннее государство. В своем зрелом законченном виде римское государство сложилось гораздо позднее эпохи царей

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО РИМА

Согласно исторической традиции, Рим основан в 753 г. до н. э. Ромулом, ставшим первым царем римских граждан. Город возник
в результате объединения племен латин, сабин и этрусков.

Древнейший общественный строй Рима состоял из патрициев (от «патер» – отец) и плебеев («масса», «народ»). Патрицианские семьи объединялись в роды (генус), которых было 300. Каждый род имел свои земли, родовое имя, общее кладбище и т. п. Возглавлялся он сенатором (старейшиной). Каждые 10 родов объединялись в курии (бук. «мужчины вместе») – народное собрание (куриатные комиции), на котором выбирались цари (рексы), обсуждались военные и иные важные дела. Каждое племя состояло из 100 родов.

Сенаторы образовывали сенат – совет старейшин, который вырабатывал законопроекты, ведал вопросами войны и мира, руководил управлением. Рекс выбирался народным собранием пожизненно,
с военными, жреческими и судебными функциями. Древнейший период Рима назывался царским, и в нем правили 7 царей.

Почетным занятием патрициев было военное дело и земледелие. Земля считалась «общим полем»(агер публикус) и распределялась между римлянами.

Плебеи стояли вне этого строя, занимаясь арендным земледелием, а также ремеслом и торговлей, занятиями, презираемыми римлянами, платили налоги, участвовали в римском войске, но не в управлении. Происхождение плебеев не выяснено. С развитием торговли и ремесла плебеи богатели и стали требовать себе политических прав (участие
в народных собраниях, в разделе «общего поля», браки с патрициями
и т. п.). Эти коллизии вызвали социально-политические конфликты, приведшие к реформам шестого римского царя Сервия Туллия (около
VI в. до н. э.), в результате которых в Риме появилось государство. Население Рима он разделил на 5 имущественных разрядов (вначале по количеству земельных участков у семьи, а с появлением денег (ассов) по их количеству). К первому разряду относились граждане, которые обладали имуществом в 100 000 ассов (один асс – медная монета весом 327,5 грамма). Имущество граждан второго класса оценивалось
в 75 000 тыс., третьего – в 50 000, четвертого – в 25 000, пятого –
в 11 000 ассов. Граждане, имевшие доход свыше первого ранга, назывались всадниками. Неимущие стали называться пролетариями (от «пролес» – потомство) (показатель того, что кроме своих детей они никакого имущества не имели). Раз в пять лет проходила имущественная перепись граждан.

Каждый разряд должен был выставить определенное количество сотен (центурий). Первый разряд выставлял 80 центурий тяжеловооруженной пехоты, да всадники – 18 сотен кавалерии. Итого,
в совокупности первый разряд имел 98 центурий. Второй, третий и четвертый разряды – по 20 сотен тяжеловооруженной пехоты, пятый –
30 легковооруженной пехоты. Кроме того, 2 сотни выставляли ремесленники, 2 – музыканты и 1 центурию – пролетарии.

Отныне по центуриям стали проходить народные собрания (трибутные комиции). Каждая триба имела один голос.

Появилось территориальное деление: Рим был разделен на
4 городских и 17 сельских округов (триб). Во главе триб стоял выборный староста.

Царский период просуществовал до 509 г. до н. э., когда был изгнан последний (седьмой) царь Тарквиний Гордый. После него народные собрания стали ежегодно выбирать консулов. С 509-527 г. до н. э. – период республики. Затем наступает империя, подразделяемая на принципат (27 г. до н. э. – 284 г. н. э.) от «принцепс – сенатус» – первый сенатор и доминат (284-476 г. н. э.) от «доминус» – господин. В 395 г. Рим делится на Западный Рим и Восточный Рим. В 476 г. руководитель императорской гвардии германец Одоакр свергает последнего римского императора, по иронии судьбы звавшегося Ромулом. Восточный же Рим (Византия) прекратил свое существование в 1453 г.

№1.Общественная власть в первобытном обществе.

Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытнообщинный строй – древний тип коллективного или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным ,т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей.

Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда, а также добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.п.) принадлежало всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение продуктов труда было уравнительным . Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», не результатом какого-либо обобществления, а естественным состоянием первоначально возникшей коллективности.

Формой социальной организации в тот период (после первобытного стада) был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящие от одного прародителя), но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства. В эпохи бронзового и железного веков изменились производственные отношения – коллективное присвоение продуктов природы переросло в коллективное присвоение продуктов труда, а общее владение орудиями труда и продуктами потребления трансформировалось в общинную собственность .

Стала другой общественная организация – первобытное стадо преобразовалось в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда, который постоянно совершенствовался. Роды объединялись в племена, а последние – в союз племен. Возникла необходимость в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, но государства еще не было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть уже существовала, но она являлась неполитической, т.к. не была связана с государством.

Власть – древнее и повсеместное, универсальное свойство любой социальной организации, в который элемент властвования и элемент подчинения сказываются во всем, что будучи составлено из нескольких частей, представляет единое целое.

В первоначальном, зачаточном виде родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как «первых среди равных», глава рода, вождь племени, по старшинству получившие Право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и соплеменников.

Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые, не свойственные ей изначально формы.

№2.Закономерности возникновения государства. Типичные и уникальные формы возникновения государства.

Вопрос о причинах возникновения государство открыт до сих пор. Важную роль сыграло разделение труда. Первым крупным разделением было отделение земледелия от скотоводства, вторым – появление ремесел. Разделение труда привело к росту производительности и возникновению частной собственности. Родоплеменная власть стала неспособной управлять разделенной на классы общиной. Появилось государство.

По мнению других, родоплеменное образование постепенно привело к государству, сохраняя историческую приемлемость и стадии. Одной из таких стадий была военная демократия (еще сохранились органы родового самоуправления + военные начальники).

В современной науке доминирует мнение, что основным является восточный путь появления государства. Здесь знать, занимавшая общественные должности плавно трансформировалась в органы. Частная собственность не играло роли в восточном пути развития. На этот путь оказали влияние ирригация и ее эксплуатация. Все восточные государства были деспотическими монархиями. Классов в восточном обществе не было. Была иерархия. Высшее положение занимали правители – советники – военные – среднее чиновничество- свободные общинники ( не имели собственных средств производства) Таким образом, государство востока выступало организатором процесса производства и эксплуататором общества.По другому пути развивалась Европа, где главным фактором были классы. Как думали ранее, первобытный строй сменило рабовладельческое государство. Но исследованиями это не подтвердилось. Зависимость общинников не была рабской. Они зависели только от государства, а не от посредников. Таким образом, восточный путь был типичным для возникновения государства.

В качестве примера рабовладельческого государства ссылались на Рим, однако исследования показали, что рабовладельческое государство существовали еще раньше. Таким образом, рабовладельческое государство это не универсальная форма государственного устройства, а уникальная. Типичным был путь раннеклассового государства. §1. Афинская форма возникновения государства

Как развилось государство, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами государственной власти; как место подлинного «вооруженного народа», защищавшего себя собственными силами в своих родах, фратриях и племенах, заняла вооруженная «публичная власть», которая была подчинена этим государственным органам, а следовательно, могла быть применена и против народа, — все это, по крайней мере в начальной стадии, мы нигде не можем проследить лучше, чем в Древних Афинах.7

Одним из первых толчков к государственности в Афинах стали реформы Тезея. Перемена состояла прежде всего в том, что в Афинах было учреждено центральное управление, то есть часть дел, до того находившихся в самостоятельном ведении племен, была объявлена имеющей общее значение и передана в ведение пребывавшего в Афинах общего совета. Благодаря этому нововведению афиняне продвинулись в своем развитии дальше, чем какой-либо из коренных народов Америки: вместо простого союза живущих по соседству племен произошло их слияние в единый народ. В связи с этим возникло общее афинское народное право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдельных племен и родов; афинский гражданин, как таковой, получил определенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. Второе, приписываемое Тезею, нововведение состояло в разделении всего народа, независимо от рода, фратрии или племени, на три класса: эвпатридов, или благородных, геоморов, или земледельцев, и демиургов, или ремесленников, и в предоставлении благородным исключительного права на замещение должностей. Впрочем, это разделение не привело к каким-либо результатам, кроме замещения должностей благородными, так как оно не устанавливало никаких других правовых различий между классами.8 Однако исходя из этого можно сделать вывод — первая попытка образования государства состоит в разрыве родовых связей путем разделения членов каждого рода на привилегированных и непривилегированных и разделения последних, в свою очередь, на два класса соответственно роду их занятий, что противопоставляло их, таким образом, один другому. Новые группы, образовавшиеся благодаря разделению труда сначала между городом и деревней, а затем между различными городскими отраслями труда, создали новые органы для защиты своих интересов; были учреждены всякого рода должности. А затем молодому государству для ведения отдельных небольших войн и для охраны торговых судов потребовались, прежде всего, собственные военные силы, которые у занимавшихся мореплаванием афинян могли быть первоначально только морскими силами. Были учреждены навкрарии, небольшие территориальные округа, по двенадцати в каждом племени; каждая навкрария должна была поставить, вооружить и снабдить экипажем одно военное судно и, кроме того, выставляла еще двух всадников. Это учреждение подрывало родовое устройство двояким образом: во-первых, оно создавало публичную власть, которая уже не совпадала просто-напросто с совокупностью вооруженного народа; во-вторых, оно впервые разделяло народ для общественных целей не по родственным группам, а по проживанию на одной территории. 9

Следующим известным реформатором стал Солон. Он разделил граждан на четыре класса (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты) по размерам землевладения и его доходности; 500, 300 и 150 медимнов зерна (1 медимн = приблизительно 41 литру) были минимальными размерами дохода для первых трех классов; имевшие меньшие доходы или совсем не владевшие земельной собственностью попадали в четвертый класс. Все должности могли замещаться лишь представителями высших трех классов, а самые высокие должности — только представителями первого класса; четвертый класс имел лишь право выступать и голосовать в народном собрании. Кроме того, деление на четыре класса служило основой для новой организации войска. Первые два класса поставляли кавалерию, третий должен был служить в качестве тяжеловооруженной пехоты, четвертый — в качестве легкой, не имевшей защитных доспехов пехоты или во флоте, и притом получал, вероятно, за свою службу плату.10 Здесь, таким образом, в организацию управления вводится совсем новый элемент — частная собственность. Права и обязанности граждан государства стали устанавливаться соразмерно величине их земельной собственности, и в той же мере, в какой стали приобретать влияние имущие классы, начали вытесняться старые кровнородственные объединения; родовой строй потерпел новое поражение. При Солоне был принят курс, которого еще долго придерживалось Афинское государство, курс на укрепление государственности.

Принципиально новым стало деление введенное Клисфеном. Если до него классовая природа общества характеризовалась делением граждан на разные сословия, то теперь делили не их, а территорию, на которой проживали эти самые граждане. Вследствие чего вся Аттика была разделена на сто самоуправляющихся общино-кругов, или демов. Живущие в каждом деме граждане (демоты) избирали своего старейшину (демарха) и казначея, а также тридцать судей, которым были подсудны мелкие тяжбы. Демы получали также собственный храм и бога покровителя или героя, для которого они выбирали священнослужителей. Высшая власть в деме принадлежала собранию демотов. По мнению выдающегося американского учёного, этнографа, социолога, историка – Льюиса Генри Моргана: Возникающее государство начало в Афинах с той же самой единицы, к которой приходит современное государство в результате своего высшего развития.11

Венцом всех этих реформ явилось афинское государство, которое управлялось советом, состоявшим из пятисот избранных представителей десяти племен, а в последней инстанции — народным собранием, куда имел доступ и где пользовался правом голоса каждый афинский гражданин; наряду с этим архонты и другие должностные лица ведали различными отраслями управления и судебными делами. Ко всему прочему, афиняне учредили и полицию, настоящую жандармерию из пеших и конных лучников, то есть существовали правоохранительные органы. 12

Подводя итог Афинской форме возникновения государства можно сделать следующий вывод: возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего или внутреннего, — кратковременная узурпация власти Писистратом не оставила никаких следов, — с другой стороны, потому, что в данном случае весьма высоко развитая форма государства, демократическая республика, возникает непосредственно из родового общества и, наконец, потому, что нам достаточно известны все существенные подробности образования этого государства.

Для древнеримской формы возникновения государства характерна ожесточенная сословная борьба между патрициями и плебеями. Патриции — члены римской родовой общины, составлявшие коренное население Древнего Рима, которое собственно и считалось римским народом. Они сообща владели землей, для решения важных вопросов своей общины собирались по куриям. Плебеи — это население, образовавшиеся из покоренных жителей других латинских общин, а также из чужестранцев. Поэтому они стояли вне родовой организации римской общины патрициев и не могли участвовать в куриатных собраниях, небыли представлены в Сенате, не имели доступа к общинной земле. Входе этой борьбы плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой. В результате этих побед общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью. К примеру, утвердилось равноправие всех свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социально-политическое значение сельской общины, которая всегда оставалась собственником общинной земли. Все это замедляло развитие имущественного и социального неравенства в среде свободных граждан и формирование частной собственности как важного фактора классообразования.

Положение качественно изменилось лишь к концу II в. до н.э. с началом массового обезземеливания крестьян-общинников. С другой стороны, в результате непрекращающихся завоеваний в городах и сельских местностях скапливается такая масса рабов, что римская семья, которая традиционно выполняла децентрализованно функцию подавления и удержания и повиновения несвободных, оказалась не в состоянии ее осуществлять. (Между II в. до н.э. и II в. н.э. из 60-70 миллионов населения всей Римской империи полноправных свободных граждан насчитывалось не более 2 миллионов человек —- около 3%.) В конце концов необходимость умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи и удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы привела во II в. до н.э. к созданию мощной государственной машины. 13

Итак, в главном и основном процесс государствообразования в Риме был таким же, как и в Афинах. Разложение родоплеменного строя шло тем же путем, что и в Греции. Так же, как и в Греции, экономически сильная группа постепенно захватила власть, формируя выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения — плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, они обладали торговым и промышленным богатством. Экономическое могущество плебеев возросло. Их длительная борьба против патрициев — родовой римской аристократии, — развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, накладывалась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором хода образования государства. Так и в Риме, еще до упразднения так называемой царской власти, был разрушен древний общественный строй, покоившийся на личных кровных узах, а вместо него создано было новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях. Публичная власть сосредоточилась здесь в руках военнообязанных граждан и была направлена не только против рабов, но и против так называемых пролетариев, отстраненных от военной службы и лишенных вооружения. Завоевание франками значительных территорий Римской империи, с одной стороны, со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного строя обеспечить господство на этих территориях, а это подстегнуло образование государства раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на месте некогда могущественной Римской империи. Так возникло древнегерманское государство.

Краткая история Древнего Рима

Римская империя – последняя из великих империй, когда-либо существовавших на земле. Она пришла на смену империи Александра Македонского и простояла около 1500 лет.

В результате бесконечных завоеваний римская империя разрослась до таких гигантских размеров, что была уже не в состоянии контролировать покоренные ею народы. Племена варваров постепенно вышли из-под контроля Рима и обрушились на пленившую их империю. Великий Рим погиб под обломками собственного величия.

Легенда о Риме

История Рима начинается с легенды.

Она гласит, что царь древнего латинского города Альба-Лонга был свергнут своим братом, а его жену превратили в весталку. В священной роще к ней пришел бог Марс, после чего она родила близнецов Ромула и Рема.

Нежелательных детей посадили в корзину и бросили в воды Тибра. К счастью, их прибило к берегу у подножия Палатинского холма, где близнецов спасла волчица, которая поила их своим молоком, а приглядывали за ними дятел и чибис.

Когда братья выросли, они основали на месте своего спасения город, который стал носить имя Ромула – Рим (лат. Poma). Официальный отсчет своего возникновения город ведет от 21 апреля 753 г. до н.э.

Реальная история Рима

Реальная история Рима более прозаична.

В веке до н.э. вдоль берегов реки Тибр возникли небольшие поселения. Основаны они были италийскими племенами латинов и сабинов, которые сами были потомками еще более древней цивилизации этрусков.

В 753 году до н.э. эти поселения выстроили совместный город-крепость, которая получила название Рим. Город был основан на семи холмах, потому что местность между ними была довольно болотистой. С этого момента ведёт свой отсчет история Рима.

Историю Рима условно можно разделить на несколько периодов:

  • Царский
  • Республиканский
  • Римская империя

Царский период: VIII век до н.э.

Документальных доказательств этого периода не сохранилось, поэтому данные основаны на устных преданиях. Они гласят, что в целях увеличения населения Ромул разрешил вход в страну самым разным пришельцам, в результате чего в страну хлынул поток беглых рабов, бродяг и искателей приключений, так что первоначальное население Рима состояло в основном, из разбойников и авантюристов.

Первые несколько веков Римом управляли семь царей, первым из которых был сам Ромул — основатель Рима. Интересно, то эти цари получали власть не по наследству, как будет принято в средневековых монархиях, а избирались сенатом на пожизненный срок. Царь носил фиолетовую тогу – символ царской власти.

Ранняя республика (конец VI – IV вв. до н.э.)

В 509 г. до н.э. последнего седьмого царя Рима Тарквина Гордого свергнул с престола Люциус Юний Брут. Вместо царя народное собрание избрало двоих консулов – Брута и Коллатина, которые стали править Римом. Консулы руководили заседаниями сената, разбирали судебные дела, командовали армией и избирались сроком на 1 год. Так Рим превратился в республику.

Внутри страны в это время постепенно происходило разделение на патрициев и плебеев. Патриции – родовая римская аристократия, выходцы из коренных римских родов. Плебеи – потомки покоренных народов, влившиеся в римскую нацию. Плебеи были лишены права носить оружие, их браки считались незаконными, их права всячески ограничивались и попирались, чтобы подчеркнуть, что они не являются истинными римлянами.

Это привело к тому, что в 494 г. до н.э. произошел массовый бунт плебеев, в ходе которого они ушли на Священную гору в знак протеста, отказавшись служить в армии. В конце концов, патрициям пришлось пойти на уступки, и в результате появились народные трибуны, избранные из плебеев.

Средняя республика (III – середина II вв. до н.э.),

По мере расширения империи за счет захвата новых территорий, увеличивается приток дани с покоренных народов. Благодаря этому полководцы и губернаторы становились самыми богатыми людьми Рима и превращаются в видных политических деятелей – сенаторов.

С каждой новой победой Рима увеличивался приток новых рабов в империю. Работорговля становится самым прибыльным занятием и приносит огромные доходы. Крупнейший рынок сбыта – сам Рим, которому требовались все новые и новые бесплатные рабочие руки.

Большинство рабов попадали на фермы к богатым римлянам и должны были возделывать и удобрять их поля, а также работать на рудниках и каменоломнях. В лучших условиях оказывались те, кому повезло попасть в дом к сенаторам в качестве домашней прислуги.

Восстание Спартака

Унизительные условия жизни, тяжёлый труд и постоянные оскорбления со стороны хозяев привели к тому, что в 73 г. до н.э. вспыхнуло восстание рабов под предводительством гладиатора Спартака.

Беглые рабы составили довольно большой отряд, численность которого достигла 120 тысяч человек, и у Спартака образовалась настоящая армия из бывших рабов. Восставшие рабы намеревались переправиться в Сицилию, но пираты, которых они наняли, предали их и не пришли за ними.

Тем временем, Рим снарядил за восставшими рабами свою армию под командованием Марка Красса. Его войска окружили отряд Спартака и после кровопролитного боя рабы были побеждены, а сам Спартак погиб. 6000 рабов было взято в плен и распято на крестах вдоль печально знаменитой Аппиевой дороги, ведущей в Рим.

Поздняя республика (146 – 27 гг. до н.э.);

Торговый и политический конкурент Рима – североафриканский Карфаген был разбит в Третьей Пунической войне (149—146 гг. до н. э.), после чего Рим стал хозяином в регионе Западного Средиземноморья.

Во II веке до н.э. братья-трибуны Гракхи решают осуществить земельную реформу, чтобы ограничить количество земельных наделов римской знати и раздать излишки земли безземельному населению. Реформа была принята, но в результате заговора оба брата были убиты.

Первый триумвират

В 59 г. до н.э. на должность консула был избран Гай Юлий Цезарь. Вместе с двумя самыми известными полководцами Рима – Гнеем Помпеем и Марком Крассом, Цезарь составил политический союз, который получил название триумвират.

Этот тройной союз самых выдающихся политиков Рима был создан для того, чтобы подавить сопротивление сената и провести нужные союзу законы.

В 53 г. до н.э. Марк Красс возглавляет войну против парфян, которая заканчивается катастрофическим разгромом его армии, а сам Красс погибает.

В это время в Риме дочь Цезаря – Юлия, бывшая замужем за Помпеем, умирает после родов дочки, которая тоже умирает спустя несколько дней. Таким образом, семейные узы между Цезарем и Помпеем рушатся, и между ними начинается настоящая борьба за власть, которая выливается в гражданскую войну.

Армии Цезаря и Помпея сходятся в 48 г. до н.э. на территории Греции, где войска Цезаря разбивают легионеров Помпея, после чего Помпей пытается укрыться в Египте, но был предательски убит.

От Римской республики к Римской империи

Победив Помпея, Цезарь становится самым прославленным человеком в Риме. Сенат объявляет его диктатором, что считалось не оскорблением, а наоборот, самым высшим титулом власти.

Цезарем были проведено несколько глобальных реформ по усилению престижа Рима, самым главным событием из которых становится изменение календаря. Под его руководством была образована полиция, а также запланирована новая земельная реформа.

В замыслах у Цезаря было возведение грандиозного храма в честь бога Марса, строительство гигантского театра и создание библиотеки по типу Александрийской. По его указанию было начато восстановление Карфагена и Коринфа, а также планировалось строительство канала через Коринфский перешеек.

Он намеревался победить парфян и дакийцев, чтобы взять реванш за поражение при Каррах и смерть Красса.

Однако, сбыться всем этим планам помешал его же собственный успех. Сенаторы начинают опасаться, что могущество Цезаря достигнет таких размеров, что Сенат станет ему не нужен, и он попросту его распустит.

Пока этого не произошло, группировка сенаторов под предводительством Брута и Кассия составляет заговор против Цезаря и убивают его. Последними словами Цезаря была знаменитая фраза «И ты, Брут!»

После убийства диктатора его ближайший помощник Марк Антоний объединяется с племянником Цезаря – Гаем Октавианом Фурином, затем к ним примыкает его друг Марк Эмилий Лепид.

Они объединяют свои легионы в одну армию, которая разбивает войска Брута и Кассия в 42 г. до н.э. После этого обоим заговорщикам ничего не остаётся, как покончить с собой. Остальные солдаты и офицеры, участвовавшие в убийстве Цезаря, были помилованы и приглашены вступить в армию победителей.

Второй триумвират

Союз Октавия, Антония и Лепида получает название второй триумвират. Лепид принимает на себя командование Испанией и Африкой, что автоматически исключает его из числа претендентов на римский престол. Октавий вступает в управление западными римскими колониями, а Антоний – восточными.

Но в планы вмешалась египетская царица Клеопатра VI I, очаровавшая Антония. Их объединённая армия вступает в борьбу за Рим, но ее разбивают легионы Октавия в 31 г. до н.э. у мыса Акциум, после чего влюбленная пара кончает жизнь самоубийством.

Октавий становится единственным претендентом на трон. В 27 г. до н.э. Сенат предоставляет ему неограниченные полномочия и провозглашает Октавианом Августом. Он вступает на престол Рима в титуле первого императора.

Римская империя

Первым делом император Октавиан Август начинает проводить военную реформу. Он оставляет только те 28 легионов, которые помогли ему придти к власти. Остальные 60 легионов демобилизуются и отправляются в отставку. Таким образом, Октавиан создал 150-тысячную армию.

Срок службы в армии изначально составлял 16 лет, потом он был продлен до 20 лет. Легионы предусмотрительно были расположены далеко друг от друга, чтобы их командиры не имели возможности объединиться и составить заговор против трона. Все римские провинции были разделены на сенаторские и императорские.

Сенат постепенно утратил свою политическую роль и формально поддерживал все решения императора. Такой симбиоз монархии с элементами республики получил название «принципат».

Как ни странно, Август был весьма талантливым императором. Им была Проведена огромная работа по реорганизации всей его гигантской империи, благодаря чему Рим поднялся на новую ступень своего развития и процветания. Продолжая дело Цезаря, Август снискал в народе всеобщую популярность благоустройством и облагораживанием страны.

Градостроительство и архитектура

Римские города строились очень продуманно и мудро. Каждый город был спроектирован на пересечении двух дорог, вокруг которых выстраивались центральная площадь, рынок и все остальные городские объекты.

Интересно, что в Риме был сооружён водопровод, снабжающий город чистой водой. В городе имелись фонтаны, каналы, была устроена канализация и знаменитые римские бани с горячими и холодными бассейнами. Так что Рим был самым развитым и благоустроенным городом I века до н.э.

Также важным достижением Рима были великолепные дороги, которые связывали столицу империи со всеми отдаленными провинциями и обеспечивали армии, почте и торговле невероятно высокую по тем временам скорость передвижения.

Естественно, это благоустройство дорог было весьма трудоемким делом и было обеспечено трудом рабов, которые сначала копали глубокие траншеи, а затем засыпали их гравием и мелким камнем. Благодаря такой технологии, римские дороги получались очень прочными и смогли простоять несколько веков. До наших дней дошла пословица «Все дороги ведут в Рим», поскольку римские дороги прорезали всю гигантскую империю из конца в конец.

Считается, что за один год Август смог восстановить 82 храма. Самым грандиозным сооружением империи был храм Капитолий, воздвигнутый на одном из семи холмов Рима.

Культура древнего Рима

Любовь римлян к развлечениям нашла отражение в пословице «хлеба и зрелищ».

Самой большой популярностью у римлян пользовались бои гладиаторов и гонки на колесницах. Эти зрелища стали своего рода альтернативой греческим олимпийским играм.

Расширение империи

Август не был гениальным полководцем, и у него хватало ума это признать. Поэтому в военных делах он пользовался помощью и поддержкой своего верного друга и соратника Агриппы, который как раз обладал военным талантом.

Наиболее значительной победой Августа при поддержке Агриппы было покорение Египта в 30 г. до н.э. Вторым достижением явилось возвращение пленных и боевых знамен, которые захватили парфяне в сражении при Каррхе в 53 г. до н.э.

За время пребывания Августа на престоле империя расширилась до Дуная, который стал её восточной границей после того, как были покорены племена, проживающие в Альпах, и закончена колонизация Балканского полуострова.

Тиберий

У Августа и его жены Ливии не было своих детей. Поэтому Август объявил наследником своего пасынка Тиберия, который и взошел на трон после его кончины в 14 г. н.э.

Тиберий, в отличие от Августа, был крайне скупым и резко сократил финансирование благоустройства империи за счет казны. Однако, в случае катаклизмов Тиберий денег не жалел и последствия пожаров и наводнений устранялись из казны без промедления.

Калигула

После кончины Тиберия в 37 г. н.э. трон достался сыну его племянника – Калигуле. Молодой человек пользовался большой популярностью в народе, и на его правление возлагались большие надежды. В честь своего восхождения на трон Калигула объявил о большой амнистии.

Но через какое-то время странный недуг превратил его из милостивого и великодушного человека в сумасшедшего маньяка. Одной из его диких выходок стал приказ ввести в члены сената любимого коня. Имя Калигулы стало символом разврата и неконтролируемой спеси. Через 5 лет своего полупомешанного правления, в 41 г. невменяемый Калигула был убит офицером своей личной стражи.

Клавдий

После Калигулы престол перешел к его дяде Клавдию, который вступил на престол в возрасте 50 лет. Его правление отличалось процветанием империи и отсутствием беспорядков в провинциях. Главным военным достижением Клавдия стало покорение юга Англии.

Нерон

Наследником Клавдия стал его пасынок Нерон, отличавшийся патологической агрессией и похотью. В 64 г. неадекватный император сжег половину Рима, чтобы насладиться зрелищем пылающего города и под его впечатлением сложить песню, поскольку воображал себя талантливым певцом.

Всю вину за пожар Нерон свалил на христиан, проживающих в столице. Массовые казни верующих своей жестокостью затмили даже подавление восстания Спартака. В результате невменяемый тиран-маньяк Нерон надоел римлянам своими безумными выходками и против него восстала даже его личная стража – гарнизон преторианцев (от слова «претория» — личная резиденция императора). Спасаясь от погони, Нерон бросился на свой меч со словами «Какой артист умирает!» Со смертью Нерона династия Юлиев-Клавдиев завершилась.

Династия Флавиев

Весь следующий год после свержения Нерона прошёл в борьбе за римский трон, которая вылилась в гражданскую войну. В конце концов, к власти пришел полководец Веспасиан, положивший конец междоусобице.

От Веспасиана трон перешел к его сыну Титу, что явилось первым случаем, когда наследником императора стал его сын. Тит правил недолго, и трон перешёл к его младшем брату Домициану, против которого был составлен заговор, и он был убит.

Антонины

После смерти Домициана сенат избрал императором Нерву, который продержался на троне всего два года. После него на престол заступил выдающийся полководец Ульпия Траян, который максимально раздвинул границы Римской империи, стремясь как можно дальше от Рима отодвинуть варварские племена кочевников.

Благодаря трем следующим императорам – Адриану, Антонию Пию и Марку Аврелию II век стал «золотым веком» Римской империи. Однако, следующий император – Коммод, сын и наследник Марка Аврелия оказался порочным и тщеславным. В 192 году он был задушен в результате заговора, и империя снова провалилась в бездну междоусобицы.

Династия Северов

В 193 году на престол вступает род Северов. Второй император этого рода по имени Каркалл интересен тем, что при нем населению всех покоренных римских провинций было даровано римское гражданство.

Начиная с 235 года империя вступает в период кризиса власти. За имперский трон борются 29 претендентов, причем, всего один из них умер естественной смертью.

И только с приходом к власти Диоклетиана в 284 году империя обрела спокойствие и равновесие. При Диоклетиане на смену принципату – совместному существованию монархии и республики, приходит доминат – неограниченная императорская власть.

Чтобы избавить империю от междоусобицы и защитить трон от пагубной борьбы за власть, Диоклетиан вводит тетрархию — разделение империи на четыре части, каждой из которых должен был править свой тетрарх. Однако, идея себя не оправдала: после того, как Диоклетиан удалился в отставку, молодые тетрархи снова передрались между собой в попытке захватить все четыре тетрархии.

В борьбе за власть победителем вышел Константин – один из тетрархов, остальные или погибли в бою, или были убиты в результате заговора.

Константин I и конец империи

В 324 году Константин становится единоличным правителем всей великой империи. Он знаменит тем, что при нем христианство из преследуемой секты превращается в государственную религию.

Рим из столицы гигантской империи становится сначала всего лишь центром одной из четырех тетрархий, а затем и вовсе теряет свой великий статус, поскольку Константин переносит столицу из Рима в небольшой городок Византий, в дальнейшем переименованный в Константинополь в честь Константина.

Вместе с тем, территория Рима к тому времени уж настолько увеличилась в размерах в результате бесконечных завоеваний, что управлять ею стало очень сложно. Происходит раскол империи на Западную и Восточную, которая впоследствии стала называться Византией со столицей Константинополем.

Нашествие варваров постепенно подорвало политический и экономический строй некогда непобедимого государства. Последним формальным правителем ещё формально целой Римской империи был Феодосий I, но пробыл он им всего один год.

В 395 году власть перешла к его сыновьям. В 480 году скончался последний император Западной Римской империи Юлий Непот.

Западная Римская империя снова распалась на отдельные самостоятельные государства, которые когда-то могущественный Рим превратил в свои колонии.

Таков был конец великой Римской империи, правившей миром около 1500 лет.

Добавить комментарий