Возникновения права

(свободы), которые складываются в процессе развития общества.

Таким образом, возникновение права было связано с:

(1) качественным усложнением производства, политической и

духовной жизни общества;

(2) обособлением личности как участника общественных отношений со

своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу);

(3) формированием государства, которому потребовался новый

нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи:

· обеспечить функционирование общества как целостного

организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в

нем порядок и стабильность;

· закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной

личности.

Выполнить такие задачи было не под силу нормативным регуляторам

первобытнообщинного строя — нормам-обычаям. Эту роль взяло на себя

формирующееся юридическое право, определяющей чертой которого стала

государственная принудительность.

По моему мнению, главной причиной, по которой право выделилось из всех

социальных регуляторов в особую систему норм является появление государства.

Государству необходимо было обеспечить функционирование общества как

целостного организма более высокого порядка, поддерживать в нем порядок и

стабильность и иметь возможность влиять на обычаи, привычки, традиции своих

народов.

4. Теории возникновения права

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой

действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного

государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с

правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой

древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях

возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному

отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется

различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы,

разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия,

поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и

распространённых. К числу последних справедливо будет отнести:

— теологическую (божественную),

— патриархальную,

— договорную,

— насилия,

— психологическую,

— расовую,

— материалистическую (классовую) теории.

· Теологическая или божественная теория

восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и

Вавилоне возникли идеи божественного происхождения права. В силу особых

взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать

значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в

последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции

теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

На рубеже XII — XIII в западной Европе развивается теория «двух мечей». Она

исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в

ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А

второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела.

Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми

и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить

приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и

доказать, что нет государства и права «не от бога».

Религиозные учения о происхождении права имеют хождение и поныне. Наряду с

ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме о том, на

возникновение права решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти.

Среди них жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость

и другие отрицательные человеческие черты и страсти. «Что послужило главной

причиной упадка римского государства?» — спрашивает римский историк первого

века до н. э. Гай Саллюстий Крисп в известной его работе «Заговор Кастилины».

И тут же отвечает: «упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству,

обжорству и прочим излишествам».

После того пишет Саллюстий, когда «трудом и справедливостью» возросло Римское

государство, когда силою оружия были укрощены великие цари и смирились дикие

племена, когда исчез с лица земли Карфаген — соперник Римской державы и «все

моря, все земли открылись перед нами, судьба начала свирепствовать и всё

перевернула вверх дном». Римляне, которые с лёгкостью и достоинством

переносили лишения, опасности и трудности, не выдержали испытания досугом и

богатством.

Честолюбие многих сделало лжецами. Заставило «в сердце таить одно», а вслух

говорить другое. Дружбу и вражду оценивать «не по сути вещей, а в согласии с

выгодой, о пристойной наружности заботиться больше, чем о внутреннем

достоинстве».

Всё сказанное о падении нравов населения окончательно подорвало моральные

основы Римского государства и оно было обречено. Так может случиться с любым

государством. Нравы — положительные и отрицательные, добрые и злые —

несомненно играют и играли значительную роль в процессе становления и

развития государства и права. Важную, но не решающую. Они являются скорее

следствием, но не первопричиной, хотя и могут выступать на первый план.

Как показывает исторический опыт главные причины возникновения права лежат

вовсе не в сфере морали и религии. Они коренятся в области экономики и в

социальной жизни людей.

Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная

организация приходит на смену родоплеменной организации. Право — на смену

обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных

нравов, религиозных воззрений и взглядов. А в силу коренных изменений в

экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к

разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными

обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.

В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделения труда быстро

усилилось имущественное расслоение. Появились богатые и бедные. В целях

получения остаточного продукта стал широко использоваться не только труд

военных, но и труд своих сородичей. Имущественное неравенство повлекло за

собой социальное неравенство. Общество постепенно, в течение многих

тысячелетий расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и

своим собственным, далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы, классы,

социальные прослойки.

Расслоение общества ведёт к тому, что из общей массы членов рода выделяется

знать — обособленная группа вождей, военачальников, жрецов. Используя свое

общественное положение, эти люди присваивали себе большую часть военной

добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество скота,

ремесленных изделий, орудий труда. Свою власть, ставшую со временем

наследственной, они использовали не столько для защиты общественных

интересов, сколько для личных, для удержания в повиновении рабов и неимущих

соплеменников. Появились и другие признаки разложения первобытнообщинного

строя и соответствующей ему родоплеменной организации, которая постепенно

стала вытесняться государственной организацией.

До появления имущественного разделения населения и социального неравенства

общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться и обходилось с

помощью обычаев, регулировавших все общественные отношения. Однако положение

коренным образом изменилось, противоречащими друг другу и противоборствующими

интересами.

Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на

добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях оказались

бессильными. Появилась жизненная необходимость в новых правилах — регуляторах

общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в обществе и

обеспечивались бы не только силой общественного воздействия, но и

государственным принуждением. Таким же регулятором стало право.

Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению

которых обязывали зарождающиеся государственные органы и прежде всего суды.

Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей,

королей и просто наделённых такими полномочиями чиновников.

Разумеется, богатеющая родовая знать, правящая верхушка всегда стремилась

закрепить в этих актах и обычаях прежде всего свои собственные имущественные

и иные интересы, усилить с помощью зарождающегося права свою власть. Ей это в

значительной степени всегда удавалось. О чём можно судить по характеру и

содержанию дошедших до нас правовых и литературных памятников той эпохи, и в

особенности, Древней Греции, древнего Рима, Древнего Египта, Вавилона.

Так, в хорошо известных «Институциях» римского юриста II в. н. э. Гая прямо

закреплялось имущественное и социальное неравенство людей словами «Главное

разделение в праве лиц состоит в том, что все люди — или свободные или рабы».

Далее уточнялось: «Из свободных людей одни — свободнорождённые, другие

вольноотпущенные. Свободнорождённые суть те, которые родились свободными,

вольноотпущенные — это те, которые отпущены на волю из законного рабства».

Аналогичное закрепление в праве экономического и социального неравенства,

наличие права собственности у одних и отсутствие его у других, официальное

закрепление власти господствующих слоев и классов имело место не только у

Возникновение общетеоретических знаний о праве и государстве. В России теоретические знания о праве начали складываться относительно поздно, в ХУ111 веке, благодаря открытию российской Академии наук, учреждению университетов и началу преподавания в них юридических дисциплин. Русское правоведение первоначально ограничивалось усвоением того, что уже было разработано юридической наукой Запада. Учения Г. Гроция, Т. Гоббса, С. Пуфендорфа, Х. Вольфа, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта преподавались с университетских кафедр. Однако собственно теории права тогда еще не было. Все теоретическое знание о праве формировалось в рамках самостоятельной дисциплины — философии права. Последняя исследовала как теоретические основы позитивного права, так и право, каким оно должно быть с точки зрения тех или иных идеальных критериев, т.е. имело своим предметом то, что исторически получило название естественного права. С философией права сближалась возникшая позже энциклопедия права — дисциплина, под которой первоначально подразумевался краткий обзор других юридических наук в виде механического сведения воедино разрозненных сведений о праве. и защищаемых государством. Правовой этатизм. В России развитие общей теории права было вызвано практическими потребностями систематизации законодательства вследствие осуществления в 60-х гг. Х1Х в. реформ Александра II. Необходимо было в первую очередь разработать теорию государственного права (права, создаваемого государством), что и обусловило развитие теории права на основе правового этатизма, уделяющего основное внимание изучению правовых норм, как они выражены в нормативных актах государства. Само право понималось как совокупность таких норм, установленных и защищаемых государством. Видными представителями юридического позитивизма, оказавшими большое влияние на формирование общей теории права в России, были Евгений Владимирович Васьковский, Давид Давидович Гримм, Михаил Николаевич Капустин, Николай Иванович Палиенко, Семен Викентьевич Пахман, Н.К. Ренненкамф, Алексей Андреевич Рождественский. Свое «второе дыхание» юридический позитивизм обрел в трудах Г.Ф. Шершеневича (1863 — 1912) — последнего выдающегося представителя этого направления в дореволюционной России. Государство, по Шершеневичу, единственный источник права, а право — произведение государства и его функция. Как последовательный позитивист, Шершеневич утверждал, что отличительной чертой права, понимаемого как совокупность норм, установленных государством, является его принудительный характер. Социологическая школа права. Этатистский подход к праву подвергся серьезной критике со стороны социологической школы права. Социологическая теория, в отличие от правового этатизма, отказывалась понимать Одним из выдающихся представителей социологического направления в общей теории права был Николай Михайлович Коркунов (1853 — 1904) — профессор юридического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. Основываясь на учении немецкого правоведа Р. Иеринга, Коркунов полагал, что главным содержанием общественной жизни является столкновение различных интересов в политической, юридической, экономической и других областях. Для возможности право как произвольное волеизъявление суверена и старалась доказать его социальную природу. Критикуя естественно-правовую доктрину, Коркунов утверждал, что право, в отличие от нравственности, не дает масштаба для оценки интересов с точки зрения этических требований. Видную роль в развитии социологического направления в русской общей теории права и государства сыграл Максим Максимович Ковалевский (1851-1916) — профессор государственного права Московского университета (несколько лет читал лекции и в Петроградском университете). Ковалевский занимался разработкой т.н. генетической социологии как части общей социологии. В центре его внимания находились вопросы общественной жизни, связанные с происхождением социальных институтов: семьи, собственности, государства, права, нравственности, религии. Основу применяемой Ковалевским методологии составлял историко-сравнительный метод, разработке и обоснованию которого Ковалевский придавал первостепенное значение. Значительный вклад в развитие общей теории права в России внес Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910) — профессор юридического факультета Московского университета. В соответствии с социологической доктриной Муромцев утверждал необходимость исследовать право эмпирически и во взаимодействии с другими социальными явлениями. Право должно изучаться не как чистая форма, а как одно из выражений всей социальной жизни общества. Таким образом, Муромцев одним из первых сформулировал тезис о взаимосвязи права и общества, показал обусловленность права общественными отношениями. Одним из выдающихся теоретиков права в России был Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931). Петражицкий явился создателем оригинальной психологической теории права, идеи которой получили признание не только в России, но и в других странах. Право, по Петражицкому, это не государственные нормы (как полагали защитники правового этатизма), не фактические правовые отношения (позиция социологической школы), не нравственная идея (в естественно-правовом смысле), а явление индивидуальной психики — особые эмоции, обладающие специфическими признаками.

Возникновение и развитие права

Введение

Возникновение права (объективного и субъективного), как и возникновение

государства, связанно с вхождением общества в цивилизацию. Процессы

возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных

народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако

существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого

общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих

в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она

достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были

обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное

расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с

различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые

обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно

новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм,

установленных (или санкционированных) и охраняемых государством.

Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало

различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение

не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный,

академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже

понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность

проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет

четче определять все свойственные ему функции — основные направления его

деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и

политической системы.

Среди теоретиков правоведов никогда не было раньше и в настоящее время нет не

только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения

права.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий,

объясняющих процесс возникновения и становления права. Это вполне естественно

и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения

различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный

процесс. Или — взгляды и суждения одной и той же социальной общности на

разные аспекты данного процесса возникновения и становление права.

Моя задача заключается в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины

развития и становления права, его особенности и закономерности. Выяснить,

какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на

данном этапе человеческого развития для того, что бы правильно и

целенаправленно организовывать свою деятельность в дальнейшем.

1. Проблема происхождения права

В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется

регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное

регулирование. Регулировать — значит направлять поведение людей, их групп и

всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два

вида социального регулирования — индивидуальное (упорядочение поведения

конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения

людей с помощью общих правил — образцов, моделей, распространяющихся на всех,

на все подобные случаи). Появление нормативного социального регулирования

послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию)

права.

В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи

— правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного

повторения в течение длительного времени. Обычное право — система норм,

опирающихся на обычай.

Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели

значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации

хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода,

первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было

поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е.

нерасчлененные, единые нормы.

В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы:

морали, религии, правовых начал.

Мононормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли

«первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях

противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных

племен. В мононормах права членов рода представляли собой обо­ротную сторону

обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел

выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только

с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все

более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононорм

было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое

сообщество, движущееся по пути прогресса.

В условиях общественной собственности и коллективного производства,

совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в

качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как

противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения

соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой

общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов

рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение,

исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и

племени и др.).

В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу»

— обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших

наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие

способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в

зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов

животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов,

пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное

обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах

приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления

орудий и др.

Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие

обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, — истоки

формирования права.

2. Основные пути возникновения права

Ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С., Пиголкин А.С., Манов Г.Н.

выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.

Восточный путь происхождения права.

Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой

орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих

резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со

временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная

дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического

неравенства (функциональная система) — положения личности в системе власти.

Экономика основана на государственной и общественной форме собственности,

частная собственность не играет значимой роли. Характерен для тех стран, в

которых господствующее положение занимала государственная собственность.

Основной источник (способ фиксирования правовых норм) — сборники нравственно-

религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае

необходимости другими обычаями или установлениями монарха.

Западный путь происхождения права.

Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая

устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью

формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право.

Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной

собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в

частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее

богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате.

Афины — классический пример такого пути возникновения права. Спарта

— это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения

составляли захваченные спартанцами племена. Рим — здесь складывается

похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно

вмешивается третья сила — плебс.

3. Причины возникновения права

Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном влиянии

друг на друга и вызван был одними и теми же причинами:

1. Потребностями экономических отношений, которые складывались при наличии

частной собственности, разделения труда, товарного производства и обращения,

необходимостью закрепления экономического статуса товаровладельцев,

обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей,

условий для экономической самостоятельности;

2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях

углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов;

3. Организацией публичной власти, отделенной от населения и способной

санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать

проведение их в жизнь;

4. Превращением человека в относительно самостоятельного индивида. Нельзя

искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) на отдельных

субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности

На уроках истории в школе все мы изучали теории происхождения государства. Среди них были самые разнообразные – теологические, техногенные, ирригационные и многие другие. Возникновение права как особой системы юридических норм идет по аналогичной с государством схеме. Эти два института зарождались и развивались параллельно, они имеют общую структуру и, можно сказать, вытекают друг из друга.

Общие данные

Что собой представляет право в наши дни? Это некая система законов, в которых четко прописаны права и обязанности граждан конкретной страны. Называется все это конституция. Для каждого государства это самый важный документ, который полностью регулирует жизнедеятельность в пределах его границ. Придерживаться этих норм обязан каждый, так как в противном случае его ожидает наказание, которое опять-таки прописано в конституции. Но откуда взялся этот свод законов, наказаний, обязанностей?

Существует так называемая общая версия возникновения права, которая формируется на наиболее достоверных фактах и источниках, на логических заключениях и наблюдениях. Человек как существо разумное в какой-то момент понял, что более не может существовать как стадное животное. Ему потребовались комфорт, безопасность, уверенность в завтрашнем дне. Именно на основании подобных требований образовался прототип современного государства. Появились главы общин, которые вершили власть над всеми живущими в племени людьми. Эти главы, в свою очередь, на основании существующих верований, традиций и обрядов создали рамки допустимого для каждого человека и выдвинули табу-список. Это и стало первой конституцией, которая, очевидно, не была закреплена в письменной форме, но существовала в разумах людей.

Дальнейшая судьба

Официально считается, что возникновение и развитие права как точной и незыблемой системы юридических норм берет свое начало примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. Именно тогда одна из мощнейших цивилизаций – Шумер – превратилась в полноценное государство. Помимо мощного и урегулированного управленческого аппарата изобрели также клинопись – записи на глиняных табличках, которые хранились в государственной библиотеке, первой в мире. Писать на глиняных табличках, увы, мог далеко не каждый смертный. Подобным преимуществом обладали лишь ученые и государственные деятели, и самым важным документом, который они сотворили, стал первый свод законов.

Позднее закреплять в письменном виде общие правила для народа стали такие цивилизации, как Египет, Древний Китай, Карфаген и другие. Некоторые из них пользовались папирусом, другие рисовой бумагой, одним словом, у каждой страны был свой метод. Появление на свет бумаги объединило в данном вопросе все народы, и эта традиция дотянула до современности. Таким образом, история возникновения права берет свое начало со времен племенного обычая, когда законы передавались из уст в уста. Конституция побывала на глиняных дощечках и на папирусе и лишь после этого надежно закрепилась на бумаге.

Процесс расслоения общества и его последствия

Отделение правящей верхушки от народной массы – это образование нового слоя общества, правящей элиты. Цари (фараоны, императоры, князья и т. д.) всегда богаче, умнее, сильнее, могущественнее любого простого человека. Именно обладание подобными качествами, а также властью дало им возможность самостоятельно создать свод законов, с помощью которых они смогли бы мудро, но при этом максимально жестко подчинить себе каждого субъекта общества. Таким образом основания возникновения права – это желание властвовать, а также это возможность регулировать жизнь и быт народа, возможность угодить каждому и пресечь любое злодеяние.

Теперь напрашивается главный вопрос: если древние правители были настолько могущественными и вызывали страх и уважение у людей, зачем им понадобилось закреплять право в письменном виде? Достаточно ведь было просто устно заявить о чем-то, и все бы покорились. На самом деле устная конституция, которая существовала ранее, основывалась исключительно на древних верованиях и традициях. Они не менялись столетиями, а государство развивалось в быстром темпе. Чтобы грамотно урегулировать конфликты и неурядицы среди людей, власти составили четкий список того, что можно, и того, что нельзя, и запротоколировали его, чтобы он в точности передался следующему поколению.

Разные цивилизации – разные конституции

«Это очевидно», – скажете вы, ведь у каждой народности были свои обычаи, и именно на их основании произошло возникновение права с его особенностями. Но в данном вопросе важно не только то, какие именно преступления наказывались в той или иной стране, а что было позволительно, но и путь формирования конституции. Последний брал свое начало из типа правления государством, из типа собственности, который преобладал. Само возникновение права собственности имеет два истока. Это могут быть государственные владения или же частные, и на основе того, какой из этих факторов перевешивает в конкретной стране, формируется его конституция. Давайте более подробно рассмотрим каждый из них и на наглядном примере найдем в них отличия.

Государственная собственность

Возникновение права по подобной схеме имеет место в монархических государствах, а также в тех, где религия играет крайне важную роль в жизни общественности. Основной источник фиксации правовых норм – сборники нравственно-религиозных положений. Древними примерами подобных систем служат Законы Ману в Индии, поучения Птахотепа в Египте. Самый яркий современный пример – Коран в мусульманских странах. Нормы, которые фиксируются в такой конституции, как правило, носят казуальный характер. Они могут быть изменены или дополнены лишь по усмотрению монарха или правящей элиты. Государственный аппарат, который сформирован на основании подобного права, имеет невероятную силу и безграничную власть. Здесь нет места демократии и свободе слова.

Частная собственность

Считается, что возникновение государства и права, которые функционируют по демократической схеме, имеет место лишь в недавние годы. Но на самом деле такой аспект, как частная собственность, берет свое начало во времена Античности. Частники появились еще во времена существования Римской империи, и вместе с ними образовалось право, позволяющее им сосуществовать на равных. Подобная конституция куда более обширна, чем предыдущий вариант. Законодательство характеризуется более высокой степенью определенности и формализации. Но самое важное – это наличие непосредственно гражданского права, которое регулирует систему имущественных отношений в обществе.

Поразительно, но именно частное римское право можно сравнить с современными вариантами свода законов, и оно ничем не будет уступать. Возможно, этот документ намного опередил во времени и развитии тех людей, для которых он создавался.

Причины зарождения конституции

Ученые выделяют четкий перечень оснований, которые способствовали образованию столь сложной системы, как право и, конечно же, государство. Достоверно мы уже не сможем выяснить, что из этих двух факторов появилось изначально, поэтому рассмотрим их как взаимодополняющие элементы. Итак, причины происхождения конституции:

  • Необходимо было установить единый для всех порядок.
  • Необходимо было также поддерживать его на должном уровне.
  • Требовалось оформлять товарно-денежные отношения.
  • Противоречия, которые сформировались между различными слоями общества, следовало сгладить.

Выделить также можно основные признаки права, которыми оно обладало в древности и обладает по сей день:

  • Право является отображением воли властвующей элиты.
  • Оно навязывает данную волю всему остальному народу.
  • Право имеет принудительный характер и навязывается всем слоям общества. В противном случае существование государства невозможно.
  • Сам государственный аппарат формируется непосредственно в праве.
  • Между властью и народом формируются определенного рода взаимоотношения, рамки которых должны быть четко отображены в конституции.

Теории возникновения права

Российский юрист и профессор Г.Ф. Шершеневич однажды сказал: «Не то важно, каково было в действительности государство, а как найти такое происхождение, которое способно было бы оправдать заранее предвзятый вывод». Это служит намеком на то, что сколько бы ни было теорий, в той или иной стране предпочтение отдается лишь одной, которая согласуется с действующим типом власти. Ну а мы сейчас кратко перечислим, какие же существуют версии образования государства и права:

  1. Теологическая теория – правовой и государственный аппарат был создан божественной силой.
  2. Договорная версия – в соответствии с ней люди добровольно избрали себе правителей и, так сказать, поддались их власти ради всеобщего порядка.
  3. Органическая описывает процесс формирование права как живого организма. Только в роли клеток тут выступают люди.
  4. Патриархальная версия — государство происходит от семьи. Последняя разрастается, а власть над всеми остается в руках главного мужчины – монарха и передается по наследству.
  5. Теория насилия делится на внешнюю и внутреннюю. Согласно первой одно племя однажды завоевало другое и установило над побежденными господство. В соответствии со второй шло некое подобие гражданской войны в рамках одного поселения. Меньшинство должно было подчиниться большинству, представляющему коллективные интересы.

Версий и предположений существует еще целое множество. Что уж тут говорить, каждый из нас на основе определенных знаний и наработок может сформировать собственную гипотезу о возникновении права.

Добавить комментарий