Вторая республика

КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 4 НОЯБРЯ 1848 Г.
От имени Французского народа Национальное собрание приняло, а председатель Национального собрания объявляет согласно декрету от 28 октября 1848 г. конституцию следующего содержания.
Вступление
В присутствии Бога и именем французского народа Национальное собрание объявляет:
1) Франция конституируется в республику. Принимая эту окончательную форму правления, она ставит себе целью более свободное шествование по пути прогресса и цивилизации, введение более справедливого распределения общественных повинностей и выгод, увеличение благосостояния каждого путем постепенного ограничения государственных расходов и налогов.
Она стремится без новых потрясений, лишь последовательным и постоянным действием законов и учреждений поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния.
2) Французская республика демократична, едина и нераздельна.
3) Она признает права и обязанности, которые предшествуют и стоят выше положительных законов.
4) Свобода, равенство и братство  ее принципы.
Семья, труд, собственность, общественный порядок  ее основы.
5) Она уважает иностранные национальности также, как те уважают ее национальность; не предпринимает никаких войн с завоевательными целями и никогда не направляет своих сил против свободы другого народа.
6) Граждане имеют обязанности по отношению к республике, республика  обязанности по отношению к гражданам.
7) Граждане должны любить отечество, служить республике, защищать ее ценой своей жизни, участвовать в государственных повинностях пропорционально своему состоянию; они должны трудом снискать себе средства к существованию и предусмотрительно обеспечить источник существования в будущем; они все должны стремиться к общему благосостоянию, братски помогая друг другу, и к общему порядку, соблюдая моральные правила и писаные законы, которые управляют обществом, семьей и личностью.
8) Республика должна охранять личность гражданина, его семью, религию, собственность, труд и сделать доступным всякому образование, необходимое для каждого человека. Она должна путем братской помощи обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать. Чтобы привести в исполнение все эти обязанности и гарантировать все эти права, Национальное собрание, верное заветам земских собраний, провозгласивших французскую революцию, объявляет следующую конституцию Республики.
КОНСТИТУЦИЯ
Глава I. О верховной власти
1. Верховная власть принадлежит совокупности французских граждан. Она неотчуждаема и неотъемлема. Ни одно лицо, ни одна часть народа не могут присваивать себе ее осуществление.
Глава II. Права граждан, гарантированные конституцией
2. Никто не может быть арестован или задержан иначе, как в силу предписаний закона.
3. В пределах французской территории жилище всякого лица неприкосновенно; проникнуть в жилище можно лишь согласно форме и в случаях, предусмотренных законом.
4. Никто не может быть судим не тем судом, которому он подлежит. Не может быть образовано ни особых комиссий, ни чрезвычайных судов, какими бы названиями или основаниями они ни прикрывались.
5. Уничтожается смертная казнь за политические преступления.
6. Рабство не может быть допущено на французской территории, где бы то ни было.
7. Каждый может свободно исповедовать свою религию, и государство оказывает равнее покровительство отправлению всяких религиозных культов. Служители церкви, признанной теперь законом, или такой, которая будет признана законом, имеют право на получение содержания от государства.
8. Граждане вправе образовывать сообщества и собираться мирно без оружия, подавать петиции и предавать гласности свои мысли печатным или каким-либо иным путем. Пользование этими правами не может иметь других границ, кроме прав и свободы другого, и общественной безопасности. Печать ни в коем случае не может быть поставлена в зависимость от цензуры.
9. Обучение свободно. Свобода обучения проводится в жизнь согласно определенным моральным и юридическим условиям, обозначенным в законе, и под надзором государства. Этот надзор простирается на все без исключения воспитательные и образовательные учреждения.
10. Все граждане одинаково допустимы ко всем общественным должностям, причем преимущественными мотивами для их назначения могут служить лишь их заслуги, и назначение происходит согласно условиям, обозначенным в законе. Навсегда уничтожаются все дворянские титулы, все прирожденные отличия и различия классовые и кастовые.
11. Всякая собственность неприкосновенна. Государство, однако, может требовать отчуждения собственности, в случае общественной на то надобности, законным образом констатированной при условии справедливого и предварительного ее возмещения.
12. Никогда не может быть снова применена конфискация имущества.
13. Конституция гарантирует гражданам свободу труда и промышленности. Общество покровительствует и поощряет развитие труда, предоставляя безвозмездное первоначальное обучение, средства к профессиональному образованию и устанавливая равенство в отношениях хозяина и рабочего, учреждая попечительства и кредитные общества, сельскохозяйственные институты и свободные ассоциации. Общество с этой же целью организует через посредство государства, департаментов или коммун общественные работы, предназначенные доставлять безработным занятие; общество оказывает помощь покинутым детям, калекам и старцам, не имеющим ни средств к существованию, ни родни, которая могла бы их содержать.
14. Государственный долг гарантирован. Всякого рода обязательства государства по отношению к его кредиторам ненарушимы.
15. Все налоги установлены в видах всеобщего блага. Каждый облагается пропорционально своему состоянию и своим платежным средствам.
16. Ни один налог не может быть вводим и взимаем иначе, как в силу закона.
17. Прямой налог разрешается только на год. Косвенные налоги могут быть разрешаемы на несколько лет.

Глава III. О государственных властях
18. Всякая власть в государстве, в чем бы она ни выражалась, исходит от народа. Она не может поручаться кому-либо правом передавать ее по наследству.
19. Разделение власти  это первое условие свободного правительства.
Глава IV. О законодательной власти
20. Французский народ поручает законодательную власть единому собранию.
21. Общее число представителей народа будет равно 750, включая сюда представителей от Алжира и французских колоний.
22. Число представителей достигнет 900 в собраниях, созванных для пересмотра конституции.
23. В основу избирательного права кладется лишь один принцип  народонаселение.
24. Избирательное право  прямое и всеобщее. Подача голосов происходит тайно.
25. Избирателями могут быть, независимо от своего ценза, все французы в возрасте 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами.
26. Могут быть избираемы независимо от своего местожительства все избиратели в возрасте от 25 лет.
27. Избирательный закон определит те обстоятельства, в силу которых французский гражданин лишается права избирать и быть избираемым. Закон определит, в каких случаях граждане, отправляющие или отправлявшие раньше какие-либо функции в департаменте или в другом территориальном подразделении, не могут быть избираемы.
28. Отправление какой-либо общественной оплачиваемой должности несовместимо с полномочиями представителя народа. Ни один член Национального собрания не может быть произведен или назначен на какую-либо общественную платную должность, замещение которой зависит от усмотрения исполнительной власти. Исключения из предписаний, изложенных в двух предыдущих параграфах, будут определены органическим избирательным законом.
29. Предписания, изложенные в предыдущем параграфе, не действительны в применении к избирательным собраниям для пересмотра конституции.
30. Избрание представителей будет происходить по департаментам, причем баллотироваться будет весь список сразу. Избиратели будут подавать голоса в главном месте кантона; однако в силу местных условий кантон может быть подразделен на несколько участков, согласно правилам и условиям, которые будут определены избирательным законом.
31. Национальное собрание избирается на 3 года и обновляется лишь в полном своем составе. Самое позднее за сорок пять дней до конца легислатуры закон определяет время новых выборов. Если к сроку, обозначенному в предыдущем параграфе, не появится соответственного закона, избиратели сами соберутся за 30 дней до конца легислатуры. Новое собрание созывается в силу самого закона на следующий же день после окончания полномочий предшествовавшего собрания.
32. Оно постоянно. Оно вправе, однако, откладывать свои заседания на определенный срок. В продолжение перерыва в занятиях собрания, комиссия, состоящая из членов бюро и двадцати пяти представителей, назначенных собранием тайной подачей и абсолютным большинством голосов, облечена правом созывать собрание, в случае необходимости. Президент республики также вправе собрать собрание. Национальное собрание определяет место своих заседаний. Оно определяет состав военных сил, предназначенных для его охраны, и оно ими располагает.
33. Представители могут быть всегда переизбраны.
34. Члены Национального собрания являются представителями не только избравшего их департамента, но и всей Франции.
35. Они не могут быть связаны повелительным мандатом.
36. Представители народа неприкосновенны. Они никогда не могут быть преследуемы, обвиняемы и судимы за мнения, высказанные ими в среде Национального собрания.
37. Они не могут быть арестованы по уголовному делу, за исключением тех случаев, когда они захвачены на месте преступления, и не могут быть подвергнуты уголовному преследованию до тех пор, пока на это не последует разрешение со стороны Национального собрания. В случае задержания на месте преступления, об этом немедленно уведомляется собрание, которое может разрешить или воспретить дальнейшее преследование. Это же предписание относится и к тому случаю, если арестованный гражданин избран в представители.
38. Каждый представитель народа получает вознаграждение, от которого он не может отказаться.
39. Заседания собрания происходят публично. Однако собрание может образовать из себя тайный комитет по желанию такого количества представителей, которое определено регламентом. Каждый представитель владеет правом парламентской инициативы; он пользуется этим правом сообразно формам, установленным регламентом.
40. Присутствие членов собрания в количестве одним человеком больше половины необходимо для того, чтобы голосование законов было действительным.
41. Ни один законопроект, за исключением тех случаев, когда это вызвано неотложной надобностью, не может быть окончательно вотирован без предварительного троекратного обсуждения, с промежутками между отдельными совещаниями, по меньшей мере, в пять дней.
42. Всякому предложению, стремящемуся объявить закон неотложным, должно быть предпослано изложение мотивов. Если собрание желает дать ход предложению о неотложности, оно препровождает его в бюро и назначает срок представления доклада о неотложности закона. Если, руководствуясь этим докладом, собрание признает факт неотложности налицо, оно объявляет об этом и назначает срок совещания по поводу закона. Если собрание решит, что не имеется необходимости в неотложном издании закона, законопроект, о котором шла речь, нисходит на степень обыкновенного предложения.
Глава V. Об исполнительной власти
43. Французский народ поручает исполнительную власть одному гражданину, которому присваивается титул президента республики.
44. Президент должен быть прирожденным французом не моложе 30 лет, никогда не терявшим своего достоинства француза.
45. Президент республики избирается на четыре года и может быть переизбран лишь по прошествии промежутка времени, равного четырем годам. Вслед за окончанием полномочий президента в течение такого же промежутка времени не могут быть избраны на его место ни вице-президент, ни кто-либо из его родственников и свояков до шестого колена включительно.
46. Избрание в силу самого закона происходит во второе воскресенье месяца мая. Если вследствие кончины или смещения президента или какой-либо другой причины новый президент избирается в другое время, его полномочия кончаются во второе воскресенье месяца марта на четвертый год его деятельности. Президент избирается путем тайной подачи и абсолютным большинством голосов, причем вотируют непосредственно избиратели всех департаментов Франции и Алжира.
47. Протоколы избирательных действий препровождаются непосредственно в Национальное собрание, которое немедленно устанавливает результаты их и провозглашает президента республики. Если ни один кандидат не получил больше половины всех поданных голосов и, по меньшей мере, двух миллионов голосов или если при выборах не соблюдены условия, указанные в 44 параграфе, президента республики избирает Национальное собрание путем тайной подачи и абсолютным большинством голосов из числа пяти кандидатов, допустимых к избранию, получивших наибольшее число голосов.
48. Перед вступлением в исполнение своих обязанностей президент республики произносит перед лицом Национального собрания следующую присягу: «В присутствии Бога и перед лицом французского народа, представленного Национальным собранием, я обязуюсь клятвой охранять верность демократической республике, единой и нераздельной, и исполнять «все обязанности, которые возлагает на меня конституция».
49. Президент вправе представлять через министров законопроекты в Национальное собрание. Он следит и обеспечивает выполнение законов.
50. Он располагает военной силой, но не вправе лично ею командовать.
51. Он не может уступить какой-либо части территории, ни распустить и отложить на время Национальное собрание, ни ограничивать влияние конституции и законов.
52. Он представляет ежегодно Национальному собранию письменное донесение об общем положении дел республики.
53. Он заключает и утверждает трактаты. Ни один договор не может быть окончательно заключен, пока он не подтвержден Национальным собранием.
54. Он следит за внешней безопасностью государства, но не вправе предпринимать войны без согласия на то Национального собрания.
55. Он обладает правом помилования, но не может пользоваться этим правом, не учитывая мнения Государственного совета. Амнистии могут быть дарованы лишь в силу соответственного закона. Президент республики, министры и все другие лица, приговоренные верховным судом, могут быть помилованы лишь Национальным собранием.
56. Президент республики опубликовывает законы именем французского народа.
57. Неотложные законы опубликовываются в течение трех дней, а другие законы в течение месяца с момента их принятия Национальным собранием.
58. В продолжение срока, определенного для обнародования закона, президент может мотивированным посланием просить нового совещания по поводу этого закона. Национальное собрание совещается еще раз, и теперь его решение становится окончательным; оно передается президенту республики. Обнародование закона в этом случае совершается в срок, определенный для неотложных законов.
59. Если к назначенному сроку президент республики не обнародует закона, об этом должен позаботиться президент Национального собрания.
60. Посланники и послы иностранных держав состоят при президенте республики.
61. Он председательствует на национальных торжествах.
62. Президент получает помещение и содержание в размере 60 000 франков в год.
63. Его резиденция находится в той же местности, где заседает Национальное собрание, и он не может покинуть пределов континентальной территории республики, не получив на то особым декретом разрешения.
64. Президент республики назначает и смешает министров. Он, сообразуясь с указаниями министров, назначает и смещает дипломатических агентов, главнокомандующих флота и армии, префектов, высших начальников национальной гвардии Сенского департамента, правителей Алжира и колоний, главных прокуроров и других должностных лиц высшего порядка. Он назначает по предложению компетентного министра, оставаясь в пределах правил, установленных по этому поводу законом, второстепенных правительственных агентов.
65. Он может на определенный срок, который не должен превышать собой трех месяцев, отрешать от должности членов исполнительной власти, избранных народом. Он не может смещать их иначе, как с согласия Государственного совета. Закон определит те случаи, когда смещенные должностные лица объявляются недопустимыми к повторному занятию своей должности. Это постановление о недопустимости к избранию может быть вынесено только судом.
66. Число министров и министерских ведомств определяется законодательной властью.
67. Акты, издаваемые президентом республики, действительны без подписи министра только в том случае, если они заключают в себе назначение или смещение министров.
68. Президент республики, министры, агенты и блюстители государственной власти ответственны каждый в своей области за все деяния правительства и администрации. Всякая мера, принятая президентом республики, чтобы распустить Национальное собрание, временно отложить его заседания или воспрепятствовать ему пользоваться своими полномочиями,  есть преступление, государственная измена. В силу такого действия президент утрачивает свои полномочия, граждане обязаны не оказывать ему повиновения, исполнительная власть переходит в руки Национального собрания. Судьи верховного суда немедленно собираются; они созывают присяжных в определенное место, чтобы те приняли участие в суде над президентом и его сообщниками. Они сами назначают магистратов, которые должны выполнять обязанности публичного обвинителя. Закон определит другие случаи привлечения президента к ответственности, способы и условия преследования его.
69. Министры имеют право входа в Национальное собрание. Их выслушивают всякий раз, как они того просят; они могут являться в сопровождении комиссаров, назначенных декретом президента республики.
70. Вице-президент республики назначается Национальным собранием из числа трех кандидатов, представленных ему президентом в первый же месяц, следующий за его избранием. Вице-президент приносит ту же присягу, что и президент. Вице-президент не может быть выбран из числа родственников и свояков президента до шестого колена включительно. В тех случаях, когда президент почему-либо не в состоянии исполнять своих обязанностей, его замещает вице-президент. Если пост президента остается вакантным вследствие кончины или смещения президента, или в каком-либо ином случае, в течение месяца происходят выборы нового президента.
Глава VI. О государственном совете
71. Учреждается Государственный совет, председателем которого состоит вице-президент республики.
72. Члены совета назначаются на шесть лет Национальным собранием. Состав его наполовину обновляется в первые два месяца каждой легислатуры путем тайной подачи и абсолютным большинством голосов. Они могут быть переизбираемы неограниченное число раз.
73. Те из членов совета, которые будут взяты из числа членов Национального собрания, должны быть немедленно замещены новыми представителями народа.
74. Члены совета могут быть отрешаемы от должности лишь Национальным собранием по представлению президента республики.
75. Совет обладает совещательным правом по отношению к законопроектам правительства, которые, согласно закону, представляются предварительно на его рассмотрение также, как и проекты, предложенные по инициативе парламента и пересланные ему собранием. Он устанавливает правила для администрации; он по специальному поручению Национального собрания разрабатывает некоторые регламенты. В его полномочие входят контролирование и наблюдение за администрацией в пределах, установленных законом. Остальные его обязанности определит закон.
Глава VII. О внутренней администрации
76. Сохраняется деление государства на департаменты, окрути, кантоны и коммуны. Эти подразделения могут быть уничижены лишь законодательным порядком.
77. Устанавливается в каждом департаменте управление, состоящее из префекта, генерального совета, совета префектуры. В каждом округе  под-префект. В каждом кантоне  кантональный совет. Однако в одном городе, разделенном на несколько кантонов, будет лишь один кантональный совет. В каждой коммуне  управление, состоящее из мэра, его помощников и муниципального совета.
78. Закон определит состав и обязанности генеральных советов, советов кантональных и муниципальных, способы назначения мэров и их помощников.
79. Генеральные и муниципальные советы избираются путем прямой подачи голосов всех граждан, жительствующих в данном департаменте или коммуне. Каждый кантон избирает одного члена в генеральный совет. Специальный закон определит способ избрания в Сенском департаменте, в городе Париже и в городах с населением, превышающим двадцать тысяч человек.
80. Генеральные советы, кантональные советы и муниципальные советы могут быть распущены президентом республики с согласия Государственного совета. Закон определит срок времени, по прошествии которого допустимо переизбрание.
Глава VIII. О судебной власти
81. Правосудие отправляется безвозмездно от имени французского народа. Заседания происходят публично, если только публичность заседаний не представляет опасности для спокойствия или нравственности общества; в подобном случае суд особым постановлением объявляет об этом.
82. В делах уголовных по-прежнему будет применяться суд присяжных.
83. Все дела о преступлениях политических и преступлениях печати подлежат исключительно суду присяжных. Органические законы определят их компетенцию в делах о клевете и диффамации, направленных против частных лиц.
84. Присяжные сами решают дела о потерях и убытках, причиненных действиями или преступлениями печати.
85. Мировые судьи и их заместители, судьи первой и второй инстанции, члены кассационного суда и государственного контроля назначаются президентом республики сообразно порядку их кандидатуры или в силу условий, определенных органическими законами.
86. Должностные лица прокуратуры назначаются президентом республики.
87. Судьи первой и второй инстанции, члены кассационного суда и государственного контроля назначаются пожизненно. Они не могут быть смещены или отставлены на время иначе, как в силу имеющегося на то приговора суда, и не могут быть уволены в отставку иначе, как по причинам и согласно правилам, изложенным в законе.
88. Военные суды, советы, ревизующие армию и флот, морские суды, коммерческие суды, учреждения, ведающие надзором за фабриками, и другие специальные судебные учреждения сохраняют свое настоящее устройство до тех нор, пока не будут изменены законом.
89. Пререкания о подведомственности между административными и судебными властями разбираются специальным судом, образованным членами кассационного суда, членами государственного сонета, назначаемыми каждые три года в равном количестве от обоих учреждений. Председателем этого суда является министр юстиции.
90. Жалобы на постановления государственного контроля касательно не компетентности и превышения власти разрешаются судебной коллегией, ведающей пререканиями о подведомственности..
91. Обвинения, возбужденные Национальным собранием против президента республики или министров, передаются на рассмотрение верховного суда, решения которого не подлежат обжалованию ни в кассационном, ни в апелляционном порядке. Этот же суд рассматривает и все дела, возбужденные Национальным собранием по поводу преступлений отдельных лиц или заговоров, направленных против внутренней или внешней безопасности государства. За исключением случая, предусмотренного в 68 параграфе, верховный суд не может собраться иначе, как в силу декрета Национального собрания, которым определяется и место, где должен заседать этот суд.
92. Верховный суд состоит из пяти судей и тридцати шести присяжиых. Ежегодно, в течение первых двух недель месяца ноября, кассационный суд избирает из числа своих членов путем тайной подачи и абсолютным большинством голосов судей верховного суда в количестве пяти и двух заместителей к ним. Пять избранных судей изберут в свою очередь своего представителя. Должностные лица, отправляющие функции прокуроров, назначаются президентом республики, а в случае рассмотрения обвинения против президента или министров  Национальным собранием. Присяжные в количестве тридцати шести и четырех присяжных заместителей берутся из числа членов генеральных советов департаментов. Представители народа не могут исполнять свои обязанности.
93. Когда декретом Национального собрания предписан созыв верховного суда или в случае, указанном в 68 параграфе, председатель апелляционного суда, по предложению председателя или одного из судей верховною суда, а в случае отсутствия апелляционного суда  председатель суда первой инстанции в главном городе каждого департамента, в публичном заседании бросает жребий, чтобы определить имя члена генерального совета, который должен войти в состав коллегии присяжных.
94. В день, назначенный для слушания дела, число присяжных, если оно меньше шестидесяти, пополняется присяжными заместителями, избранными председателем верховного суда по жребию из числа членов генерального совета того департамента, где заседает верховный суд.
95. Присяжные, не представившие удовлетворительных оправданий своему отсутствию, присуждаются к штрафу в размере от тысячи до десяти тысяч франков и к лишению политических прав на срок, не превышающий пяти лет.
96. Обвиняемый и прокурор, как и при обыкновенном судопроизводстве, имеют право отвода.
97. Решение присяжных, заключающее в себе обвинительный приговор, не может быть принято иначе, как двумя третями голосов.
98. Во всех случаях ответственности министров Национальное собрание может, сообразуясь с обстоятельствами дела, предать обвиняемого министра верховному суду или обыкновенному суду для взыскания с него убытков.
99. Национальное собрание и президент республики могут всегда поручать Государственному совету ревизию действий всякого должностного лица, за исключением действий президента республики. Отчеты ревизии опубликовываются.
100. Президент республики подсуден только верховному суду. За исключением случая, указанного в 68 параграфе, он может быть подвергнут преследованию лишь в том случае, если обвинение против него возбуждено Национальным собранием, и лишь за преступление и проступки, определенные законом.
Глава IX. О вооруженной силе
101. Вооруженная сила существует в государстве для того, чтобы защищать его от внешних врагов, охранять порядок и обеспечивать исполнение законов. В ее состав входит национальная гвардия и военные силы на суше и на море.
102. Все французы отбывают воинскую повинность и состоят в национальной гвардии. Исключения обозначены в законе. Закон о наборе определит, в силу каких обстоятельств каждый гражданин может освободиться от воинской повинности.
103. Формы организации национальной гвардии и устройство армии будут определены законом.
104. Вооруженная сила должна беспрекословно повиноваться. Никто в войске не вправе обсуждать приказаний.
105. Вооруженная сила, предназначенная для поддержания порядка внутри государства, может приступить к действию лишь в силу распоряжения о том со стороны установленных властей и согласно правилам, определенным законодательной властью.
106. Закон определит, в каких случаях может быть объявлено осадное положение, и установит способы и правила, которыми при этом следует руководствоваться.
107. Ни одно иностранное войско не может быть введено на французскую территорию без предварительного на то разрешения Национального собрания.
Глава X. Предписания частного характера
108. Орден Почетного Легиона сохраняется; его статуты будут пересмотрены и приведены в согласие с конституцией.
109. Территории Алжира и колоний объявляются французскими территориями и управляются особыми законами, пока специальным законом они не будут подчинены действию настоящей конституции.
110. Национальное собрание поручает охрану настоящей конституции и прав, ею освященных, преданности и патриотизму всех французов.
Глава XI. О пересмотре конституции
111. Если в последний год легислатуры Национальное собрание выразит желание, чтобы конституция была изменена в ее целом или в какой-нибудь ее части, пересмотр производится следующим образом: желание Национального собрания получает свое окончательное выражение в соответственной резолюции лишь после трех совещаний, следовавших друг за другом с промежутками в один месяц. Резолюция действительна, если она принимается тремя четвертями всех поданных голосов. Число вотирующих должно равняться, по меньшей мере, пятистам. Ревизионное собрание избирается только на три месяца. Оно не вправе заниматься ничем, кроме пересмотра конституции, для которого оно и созвано. Однако в случае надобности оно может позаботиться и о необходимых законодательных актах.
Глава XII. Временные предписания
112. Предписание кодекса законов, законы и правила, до сих пор действовавшие и не противоречащие настоящей конституции, остаются в силе до тех пор, пока они законным порядком не будут отменены.
113. Все ныне существующие в силу закона власти будут продолжать свои функции до обнародования соответственных органических законов.
114. Закон об организации судопроизводства определит особый способ для избрания первого состава новых судебных учреждений.
115. После того, как будет закончено голосование по поводу принятия конституции, Национальное учредительное собрание приступит к редактированию органических законов, которые будут перечислены в специальном законе.
116. Будет приступлено к первому избранию президента республики согласно специальному закону, изданному Национальным собранием 28 октября 1848 г.

Республиканская форма правления провозглашена в феврале 1848 года после революции, отречения и бегства Луи-Филиппа I; затем у власти находилось временное правительство.

В течение того же года президентом республики был избран принц Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I; его правление довольно быстро стало авторитарным, 2 декабря 1851 года он присвоил себе исключительные полномочия, а ровно через год, 2 декабря 1852 года, провозгласил себя императором под именем Наполеона III; на этом Вторая республика прекратила существование и началась Вторая французская империя.

Революция 1848 года

23 февраля было днём восстания партии реформы против Гизо; 24 февраля — днём революции, произведённой союзом радикально-буржуазных элементов с социалистическими; победа на баррикадах принадлежала последним, но временное правительство состояло в значительной степени из людей, боявшихся пролетариата и ненавидевших социализм.

Фансуа Гизо, глава правительства в 1848 г.Jean-Georges Vibert (1840–1902), Public Domain

В его составе только Араго, Ледрю-Роллен, Флокон, Блан и Альбер были несомненными и искренними республиканцами, и только два последних — социалистами; Ламартин, Дюпон, Гарнье-Пажес, Мари, Кремьё и Марра представляли интересы различных слоёв буржуазии.

Временное правительство и отмена рабства

В правительстве господствовали умеренные; во всех правительственных заявлениях говорилось больше о порядке, чем о свободе.

«Отмена рабства во французских колониях в 1848 году» —пример живописи вдохновленной Второй республики.François-Auguste Biard (1799–1882), Public Domain

Однако самое важное из требований демократов было удовлетворено временным правительством: было введено всеобщее голосование. Декретом 5 марта выработка конституции была предоставлена учредительному собранию (из одной палаты).

Для пассивного права голоса не было установлено никакого ценза (кроме возрастного — 25 лет); депутатам назначены суточные по 25 франков; число депутатов определено в 900 (в том числе 16 для Алжира и колоний). Этим в значительной степени была предрешена и конституция. Декретом временного правительства 27 апреля 1848 года отменено рабство в колониях.

Учредительное собрание

Выборы в Учредительное собрание происходили 23 и 24 апреля, собрание же открылось 4 мая. При выборах обнаружилось, что провинция далеко не шла за Парижем, произведшем революцию; в учредительном собрании радикалы и социалисты были в меньшинстве, а большинство состояло из умеренных республиканцев различных оттенков; были в нём и монархисты. Обстоятельства определили политику учредительного собрания, которая могла быть только республиканской.

Провозглашение республики

В первый же день, 4 мая, учредительное собрание провозгласило республику; 9 мая вручило временную правительственную власть «исполнительной комиссии» из 5 членов (Араго, Мари, Гарнье-Пажес, Ламартин, Ледрю-Роллен); 24 мая установило три основных принципа иностранной политики — «дружественный союз с Германией, восстановление независимой и свободной Польши, освобождение Италии».

Ламартин отвергает красный флаг перед мэрией 26 февраля 1848Henri Félix Emmanuel Philippoteaux (1815–1884), CC BY-SA 3.0

11 августа 1848 года был издан закон о печати, хотя и более мягкий, чем аналогичные законы предыдущей эпохи, но всё же довольно суровый («за нападки на права и авторитет национального собрания» — до 5 лет тюрьмы и до 6000 франков штрафа).

Новая конституция

Наконец, 4 ноября 1848 года была готова конституция. Она начиналась словами:

затем следует декларация прав, в новой редакции.

Законодательная власть вручалась национальному собранию из одной палаты с 750 депутатами, избираемыми на 3 года всеобщим, прямым и тайным голосованием; исполнительная власть — президенту республики, избираемому тоже всенародной прямой подачей голосов (из-за этого пункта шла упорная борьба; Греви видел опасность в избрании президента народом, и требовал избрания его национальным собранием, но остался в меньшинстве; даже большинство республиканцев не поняло той опасности, которой они подвергают республику, и голосовали против Греви).

Луи Наполеон у власти

Президент республики

10 декабря 1848 года происходили выборы президента республики. Кандидатом крупной буржуазии был генерал Кавеньяк; против него выступил Луи Наполеон, за которого голосовали все, не сочувствовавшие «республике богатых»: крестьяне и армия, для которых имя Наполеона было священным, пролетариат, ненавидевший Кавеньяка, мелкая буржуазия, даже большинство сторонников монархической реставрации (Тьер, Монталамбер, О. Барро).

Луи-Наполеон Бонапарт, президент Республикинеизвестен, Public Domain

Избран был Луи Наполеон, который тотчас же систематически и осторожно стал подготавливать восстановление империи.

Консервативная республика

15 марта 1849 года учредительное собрание утвердило избирательный закон (выборы по спискам) и разошлось в мае, проголосовав за бюджет и кредиты на римскую экспедицию.

Новое национальное собрание, известное под именем законодательного, было избрано 13 мая и открыто 28 мая 1849 г. Выборы происходили при значительно ослабевшем политическом возбуждении народа: если на выборах в учредительное собрание 1848 г. из 9 360 000 записанных избирателей голосовало 7 893 000; то в 1849 г. из 9 936 000 — только 6 765 000.

Усиленную избирательную агитацию вёл «комитет улицы Пуатье», представлявший союз трёх партий: орлеанистской (Тьер), легитимистской (Беррье) и католической (Монталамбер). Выбрано было около 500 монархистов и клерикалов, 70 умеренных республиканцев, 180 радикалов («партия Горы»). Последние требовали «права на труд», прогрессивного подоходного налога, выкупа государством железных дорог, рудников и др.

Законодательное собрание действовало в реакционном направлении; президент не мешал ему, но искусно пользовался каждой его ошибкой для возвеличения себя за его счёт. Принципы иностранной политики, провозглашённые учредительным собранием, были оставлены; президент, с одобрения законодательного собрания, предпринял римскую экспедицию, которая низвергла римскую республику и восстановила светскую власть папы. Она создала Наполеону чрезвычайную популярность среди всех клерикалов и гарантировала ему поддержку папы.

В законодательном собрании прошли новый закон о печати (залог с журналов в 24 000 франков, строгий полицейский контроль над книжной и газетной торговлей, суровые наказания за преступления печати, запрещение депутату быть ответственным редактором журнала), клерикальный закон о народном просвещении (см. Фаллу) и закон о выборах 31 мая 1850 г., назначавший для пользования правом голоса трёхлетний срок жительства в одной коммуне, и следовательно, de facto лишавший массу рабочих права голоса. Этот крайне непопулярный закон, внесённый правительством и, следовательно, одобренный президентом, был представлен как дело исключительно собрания.

При открытии сессии собрания 4 ноября 1851 года президент, в послании к нему, потребовал отмены этого закона; собрание отклонило требование. Начался конфликт между президентом и собранием, искусно раздуваемый первым, являвшимся в глазах народных масс защитником всеобщего голосования и в то же время бывшим в глазах духовенства, армии и даже значительной части буржуазии опорой религии, семьи, порядка, мира и носителем военной славы.

Государственный переворот

2 декабря 1851 г. Наполеон совершил государственный переворот, состоявший в противоконституционном роспуске палаты, восстановлении всеобщего голосования и объявлении военного положения.

Плебисцит, устроенный 20 декабря, санкционировал переворот и вручил Наполеону «необходимую власть для проведения в жизнь конституции на началах, предложенных в его прокламации 2 декабря»; 7 439 000 человек голосовали «за», 640 000 — «против». Начала эти были следующие:

  • ответственный глава государства, избираемый на 10 лет;
  • министры, зависящие только от него;
  • государственный совет, подготавливающий законы;
  • законодательный корпус, избираемый всеобщей подачей голосов без scrutin de liste, фальсифицирующего выборы;
  • вторая палата.

Новая конституция

14 января 1852 года была опубликована составленная Наполеоном конституция. За конституцией последовали, в форме президентских декретов, законы о государственном совете, о системе выборов, о печати (восстановление предварительного разрешения периодических изданий, предостережения и запрещения их в административном порядке, залог до 50 000 франков, штемпельный сбор в 6 сантимов с каждого газетного листа, запрещение публиковать прения законодательного корпуса и сената иначе как по официальным, всегда сокращённым отчётам).

Провозглашение Наполеона III императором французов 2 декабря 1852 г. отмечает официальный конец Второй республикиD’après Franz Xaver Winterhalter (1805–1873)

, Public Domain

29 февраля был выбран законодательный корпус и конституция вступила в силу. Однако очень скоро состоялся её пересмотр.

Восстановление империи

7 ноября сенат провозгласил восстановление империи; 21 ноября плебисцит подтвердил это постановление, и, ровно через год после переворота, 2 декабря 1852 года Наполеон III торжественно провозглашён «милостью Божией и волей народа императором французов». Дальше см. Вторая французская империя.

1. Попытка реставрации монархии во Франции (период, длившийся с 1814г. до 1847 г.) привела к общему кризису в стране — экономическому, тор­гово-промышленному и финансовому.

Зимой 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание. Толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демон­страции парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия мер по улучшению экономического положения. Уже на сле­дующий день восставшие овладели основными стратегическими пунк­тами столицы. Король Луи-Филипп отрекся от престола. Временное правительство, сформированное из представителей ли­берально-демократической оппозиции, 25 февраля 1848 года провозг­ласило Францию республикой. Был опубликован ряд декретов:

•о введении всеобщего прямого избирательного права — для мужчин;

•о закреплении права на труд;

• о гарантиях организации труда — обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже на один час. Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Опорой

правительства в борьбе с радикальным движением стала созданная наемная мобильная гвардия.

Вскоре Временное правительство повысило налоги, что сильно ударило по крестьянству.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Большинство в собрании принадлежало крупным буржуа, земельным собственникам, генералам и представителям высшего духовенства.

2. Конституция 1848 г. установила следующие принципы государственного строя:.

•республиканская форма правления;

•разделение властей;

•представительное правление.

Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собра­ние. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых дого­воров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сро­ком на 3 года.

Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зави­сел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения за­конопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц.

Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права рос­пуска Национального собрания.

Конституция предусматривала учреждение ^ Государственного совета, назначаемого на б лет Национальным собранием. В компетенцию Госу­дарственного совета входило предварительное рассмотрение законопро­ектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администра­цией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности администра­тивных споров.

Органы центрального и местного управления не претерпели существен­ных изменений. Сохранилось административно-территориальное деле­ние на департаменты, дистрикты и коммуны.

3. Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тай­ном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.

гос переворот Луи Бонапарта. Вторая империя во Франции. Конституция 1852 г.

Первые президентские выборы принесли победу племяннику Бонапарта — Людовику Наполеону, за которого проголосовало 2/3 населения страны. После его прихода к власти повторились те же события, что и в начале XIX века. Они заключались в формирова­нии в недрах республиканского строя авторитарных традиций. Уже вскоре после прихода к власти Луи Наполеона обозначились расхождения между его по­литическими стремлениями и политикой Законода­тельного собрания. Под предлогом борьбы с революци­ей оно принимает ряд реакционных законов, ограни­чивших свободу печати, собраний и других демокра­тических прав. 31 мая 1850 г. собрание принимает новый избирательный закон, который вводил имуще­ственный ценз вопреки Конституции и повышенный ценз оседлости. В итоге, количество избирателей со­кратилось на 30%. Летом того же года принимаются законы, ограничившие свободу печати, слова, митин­гов и собраний. Специальный закон поставил образо­вание под контроль католической церкви. Таким об­разом, Франция постепенно превращалась в полицей­ское государство. 2 декабря 1851 г. президент своим декретом распустил парламент. Это был по сути пере­ворот, совершенный с опорой на армию.

Слабость республиканских устоев, продемонстриро­ванная уже в ходе выборов 1848 г., привела к новому государственному перевороту и установлению в 1851 г. режима Второй империи. 14 января 1852 г. Луи Бона­парт промульгировал новую конституцию, напоминав­шую Конституцию 1799 г. Вся полнота власти концен­трировалась в руках президента, избиравшегося на 10 лет. Он контролировал законодательный процесс, кото­рый осуществлялся Государственным советом, Законо­дательным корпусом и Сенатом. В отличие от консти­туции Первой империи здесь сохранялось всеобщее из­бирательное право при тайном голосовании. Избиратель­ный закон 31 мая 1850 г. был отменен. Однако за рес­публиканской формой правления скрывалось монархи­ческое содержание. Режим Второй империи окончатель­но оформился после плебисцита, восстановившего им­ператорскую власть в лице Наполеона III. Созданная им система являлась разновидностью бонапартистского (цезаристского) режима, носившего тоталитарный ха­рактер. Он просуществовал с 1852 по 1870 гг. и полу­чил название Второй империи во Франции.

Авантюристическая внутренняя и внешняя поли­тика Второй империи способствовала краху этого ре­жима. После неудач в войне с Пруссией, приведших к военной катастрофе под Седаном и пленению фран­цузского императора, в Париже вспыхнули револю­ционные волнения. 4 сентября 1870 г. Франция была

12 ноября 1848 была принята новая Конституция , которая провозглашала во Франции буржуазную республику. Девизом этой т. Н. Второй республики стало: «Семья, труд, собственность и общественный порядок» (как известно, Первая республика 1790-х годов девизом было «Свободу, равенство, братство»). Неприкосновенными оставались старая организация управления, включая местное — муниципалитеты, суд и армия. Законодательная власть передавалась однопалатным Национальному собранию (750 депутатов). Избирательное право предоставлялось мужчинам с 21 лет, ценз оседлости составлял 6 месяцев.

Исполнительную власть возглавлял Президент республики (ст. 43). Ему было предоставлено право ведения переговоров с другими государствами, объявление войны и заключение мира, назначение и смещение министров и высшего командного состава армии и тому подобное. Признаком власти президента стало закрепление в его полномочиях права помилования (король был лишен этого права еще Конституцией 1791).

Буржуазия стремилась создать в лице президента такой центр силы, который бы стал гарантом социальной стабильности и недопущения повторения событий июня 1848 Хотя ст. 19 гарантировала принцип разделения властей, но назначение судей и прокуроров также относится к президентских прерогатив. Тем самым исполнительная власть охраняли себе лояльность судебной.

На пост президента баллотировались Луи-Наполеон Бонапарт (племянник императора Наполеона, осужденный в 1840 на пожизненное заключение за попытку поднять восстание против Луи-Филиппа Орлеанского), генерал Кавеньяк (душитель парижского июньского восстания 1848), Ледрю-Роллен (левый республиканец, член Комиссии исполнительной власти) и Распайль (от социалистов).

10 декабря 1848 победил Луи-Наполеон Бонапарт, он собрал голоса 5400 тыс. Избирателей от общего числа 7300 тыс. Эта победа была в основном обеспечена голосами крестьянства (75 процентов населения), которое шло на выборы под лозунгом: «Долой налоги, совершенно богачей, совершенно республику, да здравствует император! «

Как уже указывалось, республиканское правительство весной 1848 года. Не только не сбавил прежние налоги, но и повысил их, в том числе и на земельную собственность. Тем самым мелких землевладельцев-крестьян подтолкнули к выводу, что Республика ничем не лучше монархии Бурбонов или Орлеанов. Имя Наполеона ассоциировалось в народном сознании с буржуазными преобразованиями, которые закрепляли за крестьянами их право собственности на бывшую помещичью землю, а также с военной величием Франции в нач. XIX в.

Учредительное собрание уступили место избранным на основе Конституции Законодательному собранию. Монархисты всех мастей (сторонники династий Бурбонов, Орлеанов или Наполеонов) получили 500 мандатов из 750, 70 мандатов имели умеренные республиканцы, еще 180 — республиканцы левые.

Законодательное собрание стали ареной политической борьбы двух полярных политических течений — республиканской и монархической.

11 июня 1849 Ледрю-Роллен от имени левых республиканцев вынес на обсуждение Собрания предложение о предании суду президента и всех членов правительства за нарушение Конституции (речь шла об использовании вооруженных сил Республики для борьбы против свободы и независимости других народов).

Излишне говорить, что это предложение было отвергнуто большинством голосов. 13 июня левые республиканцы попытались устроить демонстрацию в Париже, выступления в Тулузе, Страсбурге и других городах страны. Мятеж был подавлен силой оружия, 34 депутата-республиканцы отданы под суд, остальные их лидеров бежали за границу. Газеты и клубы республиканского направления были закрыты.

31 мая 1850 Законодательное собрание приняли новый избирательный закон, по которому вводился трехлетний ценз оседлости для избирателей и другие антидемократические ограничения. Около 3 млн сельских батраков и рабочих-поденщиков лишились права голоса.

Статья 45 Конституции исключала повторное избрание президента. Власти Луи-Наполеона противостояли и две монархические течения в Законодательном собрании — легитимисты, чьим кандидатом на престол был граф Шамбор,

и орлеанисты с кандидатурой графа Парижского. Президента поддерживало Общество 10 декабря созданное из его сторонников и назван в честь победы на президентских выборах 1848 Пользуясь правом назначения высших должностных лиц, президент назначил командующего парижским гарнизоном и начальника столичной полиции из числа своих сторонников.

2 декабря 1851 под предлогом защиты Конституции 1848 президент совершил государственный переворот. Были арестованы 16 лидеров оппозиции и другие влиятельные политики — по обвинению в «заговоре против государства». В прокламации, датированной 2 декабря, президент «именем французского народа» распустил Законодательное собрание. Срок полномочий президента был расширен до 10 лет, вместо предыдущих четырех. Разработку законопроектов было передано Государственному совету. Для уравновешивания будущего Законодательного корпуса вводилась вторая палата — Сенат.

В ответ на переворот левые республиканцы организовали «Комитет сопротивления» и вывели на баррикады 3-4 декабря несколько тысяч своих сторонников. Президент подавил это выступление с помощью регулярной армии. Около 2 тыс. Погибших по своему социальному происхождению принадлежали скорее к мелкой буржуазии, чем к пролетариату, обескровленные июньским боями 1848

Лояльность массы населения президенту была обеспечена формальным возвращением всеобщего избирательного права для мужчин, суженного избирательным законом 1850 Однако после переворота 2 декабря 1851 Законодательное собрание, Сенат, Государственный совет имели чисто формальный совещательный характер.

14 января 1852 Луи-Наполеон Бонапарт опубликовал новую Конституцию. Власть президента, который избирался на десять лет, была распространена не только на вопросы управления государством, но и на законодательство (мог провозглашать чрезвычайное положение и издавать декреты, минуя парламент. Законы страны также утверждал президент).

В ноябре — декабре 1852 сначала Сенат, а затем общегосударственный плебисцит провозгласили президента императором под именем Наполеона ДР. Интересно, что в общих чертах этапы восхождения к императорской власти Наполеона III очень напоминали эволюцию Наполеона после отстранения от власти Директории в 1799 Племянник бы «дважды вошел в одну и ту же реку».

3 свержением Второй республики изменилась только форма, но не содержание государственной власти. По своей сути Вторая империя была диктатурой буржуазии. Хранились Законодательный корпус и Сенат, правда, в период империи они играли скорее декоративную роль — заседания проходили закрыто, отчеты не публиковались. Для успокоения масс использовались и другие приемы. Так, профессиональные рабочие союзы возглавлял … ближайший родственник императора.

Наполеон III своеобразным девизом своего господства выбрал лозунг:

«Империя — это мир», имея в виду не столько внешнеполитические проблемы, сколько внутреннее спокойствие. Это, в свою очередь, обеспечивало быстрый прогресс экономики. Национальный доход Франции за период с 1852 по 1869 гг. Увеличился вдвое. Обороты внешней торговли выросли с 3100000000 до 8 млрд франков.

На внешнеполитической арене Франция совместно с Англией нанесли позорного поражения России в Крымской войне 1853-1856 pp. (Народное сознание восприняло эту победу как своеобразный реванш за 1813).

В 1859 г.. Франция в союзе с Сардинией разгромила Австрию, что позволило присоединить Савойю и Ниццу.

Однако на фоне этих несомненных успехов особенно бросались в глаза неудачи внутренней и внешней политики. Невыгодный торговый договор 1860 с Англией открыл французские рынки для дешевых и качественных товаров военного союзника — экономику принесли в жертву политике. В 1862 г.. Потерпела крах попытка Франции создать унию скандинавских государств. В 1863 г.. Закончилась неудачей попытка Наполеона III вмешаться в русско-польский конфликт (восстание в Царстве Польском). Июнь 1867 завершилась провалом авантюра с восстановлением монархического режима в Мексике.

Один из лидеров буржуазной оппозиции в Законодательном корпусе А. Тьер даже заявил: «Нет такой ошибки, которую бы правительство не допустил». В области внешней политики это почти соответствовало реальному положению дел. Козырной картой императора возгордился экономика, но с 1867 г.. Во Франции началась циклический кризис производства (явление в то время закономерно, но от этого не менее неприятное).

Ухудшение положения внутри страны грозило революцией. Императрица Евгения признала: «Если не будет войны, моему сыну не править». Выход из кризиса связывается императорской властью с небольшой победоносной войной, которая позволила бы сплотить французов вокруг своего императора. Наполеон III начал подыскивать себе жертву агрессии.

В результате испанской революции 1869 было свергнуто правительство королевы Изабеллы. Сформировано правительство генерала Прим предложил вакантный престол родственнику прусского короля Леопольду Гогенцоллерн.

Наполеон III, считая господство одной династии в Пруссии и Испании угрозой интересам Франции, потребовал от Гогенцоллернов отказа от испанского престола. Согласие Леопольда вызвала у Наполеона ПИ разочарование: «Это мир! А жаль — возможность была очень хорошей!».

Вслед первой ноте Наполеон III требовал гарантий того, что никто из Гогенцоллернов никогда не будет претендовать на испанский престол. Вежливый ответ встревоженного прусского короля была умело отредактирована его канцлером Бисмарком. Текст ее приобрел пренебрежительного тона, хотя положительный характер ответа сохранялся. Французская бурь

жуазия сама потребовала от Наполеона ИН и Законодательного корпуса объявления войны Пруссии.

19 июля 1870 Франция объявила ее. Против 508-тысячной прусской армии Наполеон и II смог выставить всего 220 тыс. Человек. Не было единого плана ведения боевых действий. Во главе французской армии стояли бездарные паркетные генералы. Уже в первых боях у Вейссенбурга и Верта в Эльзасе и у Спихерен-Вербаха в Лотарингии французские войска потерпели поражение и были вынуждены начать отход. Французская армия раскололась на две части — одна была окружена в крепости Мец, вторая вела кровавые бои под Седаном.

Генеральное сражение под Седаном 1-2 сентября 1870 закончилась позорным капитуляцией. К прусскому плен попали 100 тыс. Солдат и офицеров, около 40 генералов, маршал Мак-Магон и даже сам император Наполеон III. Это стало концом Второй империи.

98. Конституция 1848 г

В 1848 г. во Франции разразился экономический кризис, способствовавший росту политической оппозиции. Все слои общества понесли потери от кризиса, поэтому были настроены оппозиционно по отношению к монархии. Зимой 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание. Толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия мер по улучшению экономического положения. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Король Луи-Филипп отрекся от престола. Временное правительство, сформированное из представителей либерально-демократической оппозиции, 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию республикой. Был опубликован ряд декретов: о введении всеобщего прямого избирательного права – для мужчин; о закреплении права на труд; о гарантиях организации труда – обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже на один час и т. п.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое приняло Конституцию республики. Конституция 1848 г. установила следующие принципы государственного строя: республиканская форма правления; разделение властей; представительное правление.

По Конституции высшим органом законодательной власти являлось Национальное собрание, которое обладало исключительным правом принятия законов, включая бюджет, решением вопросов войны и мира, утверждением торговых договоров и т. д. Главой исполнительной власти становился президент, который руководил армией, полицией, административным аппаратом, не зависел от парламента и избирался на 4 года. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц. Но он не мог переизбраться на второй срок и не имел права роспуска Национального собрания.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, в компетенцию которого входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих от правительства и Национального собрания, контроль за администрацией и разрешение административных споров.

Конституция ввела всеобщее (для мужчин) и прямое избирательное право при тайном голосовании, ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Добавить комментарий