Введение налогов

В Конституции и Налоговом кодексе РФ указано, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. В связи с этим необходимо рассмотреть содержание категории «установление» налога и близкой к ней категории «введение в действие» налогов и сборов.

Установление налога означает определение факта наличия и существования налога как такового и определение его существенных элементов.

Это первичное нормотворческое действие, юридическое создание налога, определение его места в действующей налоговой системе государства.

Введение налога означает придание ему силы на определенной территории. Для того чтобы каждый конкретный налог мог быть фактически уплачен налогоплательщиком, его необходимо сначала установить, а затем ввести в действие.

До введения в действие НК РФ вопрос о разграничении процедур по установлению и введению в действие налогов был рассмотрен Конституционным Судом РФ в постановлении от 21 марта 3997 г.1 Конституционный Суд указал, что федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств. Применительно к субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления понятие «установление налогов и сборов» имеет иной юридический смысл. Право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты РФ связаны этими общими принципами. Установление налога субъектом РФ означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.

Установление и введение налогов в России осуществляются в соответствии с процедурой, строго определенной НК РФ.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральным законодательством, они вводятся в действие на всей территории Российской Федерации.

При установлении федерального налога в федеральном законе определяются налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком.

Региональные налоги и сборы также устанавливаются федеральным законодательством (Налоговым кодексом), вводятся в действие на территории соответствующего субъекта РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ. При этом представительные органы власти субъектов РФ могут определять такие элементы налогообложения, как налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по данному региональному налогу. Так, например, налог на имущество организаций, установленный гл. 30 НК РФ, вводится в действие законами соответствующих субъектов РФ. Вводя налог, представительные органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Существенные элементы местных налогов и сборов устанавливаются федеральным законодательством, но вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. Вводя в действие местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, а также определяют форму отчетности по данному местному налогу.

Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов в России.

Система налогов и сборов — определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны.

В систему налогов и сборов в РФ в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование лесным фондом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, регулируемые специальными федеральными законами, которые ранее в нее входили.

Налоговый кодекс РФ разделяет налоги и сборы на три вида в зависимости от их территориального уровня: федеральные налоги и сборы (НДС, акцизы, НДФЛ и тд.);

региональные налоги и сборы (налог на имущество организаций, н-г на игорный бизнес, транспортный н-г); местные налоги и сборы (земельный налог, н-г на имущество физ. Лиц). Федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 2 ст. 18 Налогового кодекса РФ).

Принципы построения системы налогов и сборов

единства налоговой системы; (не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны.)

подвижности (эластичности) налогообложения; (заключается в том, что некото­рые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции.)

стабильности налоговой системы; (несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардинальное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке

налогового федерализма; (наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по поводу установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.)

гласности; (основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплательщика.)

однократности обложения. (базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом.)

Классификация налогов (сборов).

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);

косвенныеналоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;

прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;

дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;

твердые — это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.

3. По назначению различают:

общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);

маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

4. По субъекту уплаты выделяют:

налоги, взимаемые с физических лиц;

налоги, взимаемые с юридических лиц;

смешанные налоги.

5. По объекту налогообложения разделяют:

имущественные налоги;

ресурсные налоги (рентные платежи);

налоги, взимаемые от выручки или дохода;

налоги на потребление.

6. По источнику уплаты существуют:

налоги, относимые на индивидуальный доход;

налоги, относимые на издержки производства и обращения;

налоги, относимые на финансовые результаты;

налоги, взимаемые с выручки от продаж.

7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:

собственные (закрепленные) налоги;

регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.

8. По срокам уплаты:

периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата кото­рых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки;

срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.

9. По принадлежности к уровню правления:

федеральные;

региональные;

местные.

Существуют три способа взимания налогов:

1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.

2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).

3. По декларации (подача деклараций по налогам).

Установление и введение налога и сбора (общие положения).

Установление налога означает определение факта наличия и существования налога как такового и определение его существенных элементов. Это первичное нормотворческое действие, юридическое создание налога, определение его места в действующей налоговой системе государства.

Введение налога означает придание ему силы на определенной территории. Для того чтобы каждый конкретный налог мог быть фактически уплачен налогоплательщиком, его необходимо сначала установить, а затем ввести в действие.

Право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты РФ связаны этими общими принципами. Установление налога субъектом РФ означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.

Установление и введение налогов в России осуществляются в соответствии с процедурой, строго определенной НК РФ.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральным законодательством, они вводятся в действие на всей территории Российской Федерации. При установлении федерального налога в федеральном законе определяются налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком.

Региональные налоги и сборы также устанавливаются федеральным законодательством (Налоговым кодексом), вводятся в действие на территории соответствующего субъекта РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ. При этом представительные органы власти субъектов РФ могут определять такие элементы налогообложения, как налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по данному региональному налогу. Так, например, налог на имущество организаций, установленный гл. 30 НКРФ, вводится в действие законами соответствующих субъектов РФ.

Вводя налог, представительные органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Существенные элементы местных налогов и сборов устанавливаются федеральным законодательством, но вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения.

В Конституции и Налоговом кодексе РФ указано, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. В связи с этим необходимо рассмотреть содержание категории «установление» налога и близкой к ней категории «введение в действие» налогов и сборов.

Установление налога означает определение факта наличия и существования налога как такового и определение его существенных элементов. Это первичное нормотворческое действие, юридическое создание налога, определение его места в действующей налоговой системе государства.

Введение налога означает придание ему силы на определенной территории. Для того чтобы каждый конкретный налог мог быть фактически уплачен налогоплательщиком, его необходимо сначала установить, а затем ввести в действие.

До введения в действие НК РФ вопрос о разграничении процедур по установлению и введению в действие налогов был рассмотрен Конституционным Судом РФ в постановлении от 21 марта 1997 г.1 Конституционный Суд указал, что федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств. Применительно к субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления понятие «установление налогов и сборов» имеет иной юридический смысл.

Право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты РФ связаны этими общими принципами. Установление налога субъектом РФ означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.

Установление и введение налогов в России осуществляются в соответствии с процедурой, строго определенной НК РФ.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральным законодательством, они вводятся в действие на всей территории Российской Федерации. При установлении федерального налога в федеральном законе определяются налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком.

Региональные налоги и сборы также устанавливаются федеральным законодательством (Налоговым кодексом), вводятся в действие на территории соответствующего субъекта РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ. При этом представительные органы власти субъектов РФ могут определять такие элементы налогообложения, как налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по данному региональному налогу. Так, например, налог на имущество организаций, установленный гл. 30 НКРФ, вводится в действие законами соответствующих субъектов РФ.

Вводя налог, представительные органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Существенные элементы местных налогов и сборов устанавливаются федеральным законодательством, но вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения

Москве и Санкт-Петербурге вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. Вводя в действие местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, а также определяют форму отчетности по данному местному налогу.

В результате изучения главы 5 студент должен:

знать

• понятия «установление налогов и сборов», «введение налогов и сборов», «элементы налогообложения», дефиниции всех элементов налогообложения;

уметь

• правильно применять положения законодательства о налогах и сборах, исходя из толкования элементов налогообложения (обложения) по тому или иному налогу и (или) сбору;

владеть

• такими понятиями налогового права, как объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, налоговый период, порядок исчисления налога (сбора), порядок и сроки уплаты налога (сбора), налоговые льготы.

Понятия «установление» и «введение» налогов и сборов

Институт правового регулирования установления и введения налогов и сборов наиболее близко примыкает к общей части, занимая в системе налогового права особое место.

Предмет данного института составляют две основные группы отношений, объединенных единством функционального назначения, особенностями субъектного состава, метода и принципов правового регулирования. Этот институт прежде всего регулирует отношения, построенные по модели абсолютного отношения: публично-территориальные образования наделены правомочиями на установление и введение определенных налогов и сборов, все другие субъекты обязаны воздерживаться от нарушения их прав.

Кроме того, в качестве предмета рассматриваемого института налогового права способны выступать некоторые отношения, складывающиеся в процессе налогового правотворчества (законотворчества), а именно – отношений по принятию органами власти (как правило, представительными) нормативных правовых актов об установлении и введении налогов и сборов, а также нормативных предписаний, касающихся отдельных элементов налогообложения (ст. 1, 2, 12–15, 17 и некоторые другие положения НК РФ).

В ст. 12 НК РФ определяются виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, а также очерчивается порядок их установления и введения. В упомянутой статье декларируется, что федеральными признаются налоги, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. Далее следует, что региональными признаются налоги, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, вводимые в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: 1) налоговые ставки в порядке и пределах, установленных НК РФ; 2) порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются непосредственно НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Таким образом, на уровне региональных налогов законодатель впервые четко разграничивает понятия «установление налога» и «введение налога». Исходя из формулировки ст. 12 НК РФ следует, что эго два относительно самостоятельных нормотворческих действия, реализуемые в определенной последовательности. Региональный налог устанавливается на федеральном уровне путем определения основных элементов налогообложения (объекта налогообложения, налоговой базы и т.п.), а вводится на региональном – путем регламентации неурегулированных элементов обложения (налоговые ставки, порядок и сроки уплаты и т.д.). Однако, но смыслу термина, введение регионального налога – это не только вопрос регламентации некоторых элементов обложения, но и в целом решение принципиального вопроса о введении соответствующего регионального налога на территории некоторого субъекта РФ.

Вместе с тем в законодательной и правоприменительной практике разделение упомянутых терминов («установление налога», «введение налога») проводится не в полной мере. Так, в последнее время федеральный законодатель, как правило, исходит из того, что сам факт установления им регионального налога в НК РФ достаточен для взимания соответствующего налога. Реализация же законотворческих полномочий регионального представительного органа носит факультативный (необязательный) характер (так как, например, базовая величина ставки но региональному налогу уже может содержаться непосредственно в НК РФ).

Аналогичным образом решается проблема установления и введения местных налогов и сборов. В силу п. 4 ст. 12 НК РФ местными признаются налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Они вводятся в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: 1) налоговые ставки в порядке и пределах, установленных НК РФ; 2) порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Стоит также заметить, что, если установление налога и сбора в своей основе сводится прежде всего к регламентации отдельных элементов обложения (налогообложения), образующих в своей совокупности конструкцию налога (сбора), то введение налога в действие – это более многоплановое явление. Введение налога должно также сопровождаться распространением информации о налоге (сборе), одновременно должен решаться вопрос о времени вступлении в силу налога (сбора). Затронутые вопросы в общей форме оговариваются в ст. 5 НК РФ, регламентирующей действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. В п. 1 ст. 5 закрепляется, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Подчеркнем, что в судебной практике не всегда однозначно решался вопрос о порядке применения данной нормы: должны ли все условия о времени вступления в силу налога (сбора) выполняться одновременно и последовательно, или достаточно соблюдения каждого из условий но отдельности (например, вступление нормативного акта, принятого 5 декабря и вводящего новый налог, с 5 января следующего финансового года). К сожалению, в практике поддержку получает преимущественно второй вариант подхода к решению рассматриваемой проблемы, что неблагоприятно сказывается на степени защищенности статуса налогоплательщика.

В любом случае описанный выше порядок введения налога (сбора) исключает вступление в силу соответствующего нормативного правового акта с обратной силой. Однако это ограничение, имеющее конституционно-правовую основу, не касается так называемого отрицательного нормотворческого действия – отмены налога или сбора. Действительно, согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Добавить комментарий