Выборные органы государственной власти

ТАСС-ДОСЬЕ. 8 сентября 2019 года в России проходит единый день голосования — законодательно установленная дата выборов разных уровней. На всей территории страны запланировано проведение более 5 тыс. различных избирательных кампаний и местных референдумов. В 16 субъектах Федерации пройдут прямые выборы губернаторов, в Ингушетии главу республики изберут депутаты местного парламента.

В настоящее время в России прямой порядок избрания глав субъектов применяется в 75 регионах. В остальных десяти — республиках Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Крым, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а также в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах — глав исполнительной власти избирают местные парламенты (так называемые непрямые выборы).

Порядок избрания глав регионов

Выборы высших должностных лиц субъектов РФ проводятся в соответствии с федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О политических партиях», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также уставами (конституциями) регионов и местными законами о выборах.

Глава региона избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта, или депутатами местного парламента на срок не более пяти лет и не может занимать должность более двух сроков подряд. При этом первым считается срок, на которой губернатор был избран после вступления в силу закона о возврате прямых выборов 1 июня 2012 года. Срок полномочий главы субъекта РФ исчисляется со дня его вступления в должность (инаугурации) и определяется уставом региона.

Глава субъекта, не менее одного года занимавший свой пост, может участвовать в выборах на новый срок. С этой целью с согласия президента РФ он должен досрочно сложить свои полномочия, чтобы быть назначенным временно исполняющим обязанности губернатора — до избрания нового руководителя региона.

Выборы проводятся в сентябре, в единый день голосования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Требования к кандидатам

Кандидатом в губернаторы может стать гражданин России, достигший 30 лет, обладающий пассивным избирательным правом и не имеющий гражданства другого государства. Баллотироваться на пост главы региона могут претенденты, выдвинутые политическими партиями, а также самовыдвиженцы (если это предусмотрено законодательством региона).

Для регистрации кандидатам необходимо собрать от 5% до 10% подписей муниципальных депутатов и глав муниципальных образований (так называемый муниципальный фильтр, установленный региональным законодательством). При этом каждый депутат может поставить подпись только за одного кандидата. Самовыдвиженцам необходимо также собрать в свою поддержку от 0,5% до 2% подписей избирателей.

Кандидат на должность главы региона в ходе избирательной кампании представляет в избирком фамилии трех претендентов на пост члена Совета Федерации РФ. В случае его избрания, один из предложенных кандидатов займет место сенатора в верхней палате российского парламента в качестве представителя исполнительной власти региона.

Определение результатов выборов

Избранным на должность руководителя субъекта РФ считается кандидат, получивший в свою поддержку более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Порог явки российским избирательным законодательством не предусмотрен.

В случае, когда главу региона избирают депутаты местного законодательного органа власти, избранным считается претендент, за которого отдали голоса большинство членов регионального парламента.

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1 Выборы в системе государственной власти………………………….4

1.1.Избирательная кампания……………………………………………………6

1.2.Избирательное право и его принципы……………………………………..9

1.3.Избирательная система и избирательный процесс……………………….12

Глава 2. Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах………………………………………………………..15

2.1.Эффективность ответственности…………………………………………..18

2.2. О чем говорит анализ практики……………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………….25

Библиографический список……………………………………………………..26

Введение

Выборы — необходимый признак демократического правового государства. Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами.
Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания — Государственная Дума и глава государства — Президент Российской
Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается, главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

Глава 1. Выборы в системе государственной власти

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы — это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный «смысл» программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе, которой может быть создана демократическая власть.

В глазах избирателей мерилом положительной или отрицательной оценки деятельности партии является успех последних на выборах. В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую и единственной формой участия в политике является участие в избирательном процессе.
Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области, в штате, в земле, на муниципальном уровне, в избирательном округе, определить степень доверия избирателей к той или иной партии, конкретным ее лидерам, кандидатам, программным установкам и т.д.
Они позволяют избирателям делать продуманный, осознанный выбор в пользу той партии и программы, которые, на их взгляд, в наибольшей степени соответствуют их позициям и интересам.

В свою очередь, партия, претендующая на успех во время предвыборной кампании должна убедить как можно более широкий круг избирателей в том, что именно она лучше всех других партий способна решить стоящие перед обществом проблемы, защищать интересы большинства населения. Успех на выборах обеспечивает приток финансовых средств в партийную кассу и фонд избирательной кампании. Это, в свою очередь, является необходимым условием эффективного функционирования и выживания партий.

В большинстве стран процесс и порядок проведения избирательных кампаний регламентируется законодательными нормами. Например, отличающееся большой строгостью избирательное право Японии запрещает делать подарки избирателям, привлекать их обещанием продвижения по службе, обходить дома избирателей с целью предвыборной агитации и т.д. В ФРГ запрещено публиковать результаты опросов общественного мнения за две недели до выборов, а в Англии — в день выборов. Достаточно регламентировано использование средств массовой информации, особенно телевидения и радио. Так, законодательно устанавливаются, общий период времени отводимого на СМИ для ведения избирательных кампаний, принципы его распределения между партиями и кандидатами, составляется расписание, в соответствии с которым общее время разбивается по дням избирательной кампании.

В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших принципа. Это, прежде всего обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Суть его состоит в том, что всем им предоставляется равный максимальный лимит расходов на проведение выборов. Во-первых, ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды избирательных кампаний, во-вторых — во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. В то же время всем партиям и кандидатам предоставляются равное время на радио и телевидении и т.д. Во-вторых, так называемый принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать каких бы то ни было фальсификаций, оскорблений противника и т.д. В-третьих, это нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы и т.д.

В избирательной системе важен институт регистрации, который регулируется соответствующими законами. Как правило, в списки избирателей заносятся все граждане, имеющие право голоса. В большинстве индустриально развитых стран списки избирателей составляются местными органами власти. Они автоматически обновляют регистрацию избирателей, и когда эти последние меняют место жительства, регистрация также автоматически следует за ними.

1.1.Избирательная кампания

Для проведения выборов вся территория страны или в зависимости от характера выборов (всеобщие, региональные, местные и т.д.) — области, провинции, районы разбиваются на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Размер округа зависит от уровня выборов. Если для проведения местных выборов создаются небольшие округа на базе городского района, поселка, деревни, то для проведения выборов областного, регионального или федерального уровня несколько таких округов объединяются в один большой. Как правило, избирательные округа создаются таким образом, чтобы каждый депутат (в зависимости от властного уровня) избирался от равного числа жителей или избирателей.

Под избирательной кампанией в формальном значении этого понятия понимается установленный законом период, в течение которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют их организацию, пропагандистскую и идеолого — информационную подготовку в соответствии с установленными правилами. Под ней понимается также комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, проводимых отдельными партиями и кандидатами. В таких случаях говорят об «избирательной кампании» той или иной партии, того или иного кандидата и т.д. Существует целый ряд различий в организации и проведении избирательных кампаний в различных странах. В зависимости от сложившихся в каждой стране традиций главой государства или правительства или же парламентом назначается официальная дата выборов. С этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию. Для проведения избирательной кампании создается специальный штаб, в который входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник. Помимо них нанимаются консультанты со стороны: специалисты по опросам общественного мнения, генеральный консультант, консультанты по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств по почте.

После официального выдвижения кандидатов их имена вносятся в специальные избирательные бюллетени. В этом плане большое значение для развития избирательной системы имело введение в конце XIX века так называемого «австралийского» бюллетеня, призванного обеспечить секретность голосования и уменьшить возможность фальсификации результатов выборов. Официальный «австралийский» бюллетень внес существенные изменения в процедуру голосования. Здесь все бюллетени одинаковы и включали имена всех кандидатов на выборные должности. Эта реформа способствовала обеспечению секретности голосования и уменьшала возможности запугивания и подкупа избирателей. В то же время «австралийский» бюллетень давал избирателям возможность сделать выбор на основе индивидуальных, а не коллективных достоинств кандидата, отдать свой голос тому или иному кандидату, не голосуя за остальных кандидатов той же партии. Поскольку все кандидаты на одну и ту же должность были вписаны в один бюллетень, избиратели более не были вынуждены выбирать сугубо партийный список. Именно введение
«австралийского» бюллетеня способствовало появлению феномена раздельного голосования в Америке, при котором избиратель может голосовать за кандидата республиканской партии на пост президента и за кандидата демократов на пост члена палаты представителей или сената, и наоборот.

Существуют различные формы и пути выдвижения кандидатов. Например, в Великобритании любой претендент на выборную должность формально в праве участвовать в выборах в качестве кандидата, предварительно подав в соответствующий орган от своего имени заявление, подписанное кроме него самого еще несколькими избирателями. Но все же реально кандидаты почти исключительно выдвигаются партиями. Премьер-министр назначает дату выборов за два месяца до самих выборов. Как правило, руководители всех партий знают о дате выборов за долго до официального заявления премьер-министра и, соответственно, заранее готовятся к решающей пробе сил. Примерно такая же процедура существует в большинстве стран с парламентским режимом.

Как правило, в большинстве стран предвыборная агитация прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы предоставить самим избирателям время и возможность самостоятельно обдумать и всесторонне взвесить свой выбор и принять окончательное решение, за кого и за что именно отдать свой голос.

Срок полномочий выборных должностных лиц ограничивается определенным, строго фиксированным в конституции периодом, как правило, от двух до шести лет в зависимости от страны и должности. Считается, что определенные конституцией срок и порядок избрания должностных лиц достаточны, чтобы избранное лицо могло реализовать свою программу, позволяют обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями.

1.2.Избирательное право и его принципы

В Российской Федерации избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации (законодательные органы и главы исполнительной власти), а также выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право можно рассматривать в двух смыслах: в объективном и субъективном. В объективном смысле избирательное право как государственно-правовой институт представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе выборов, в субъективном смысле обозначает избирательные права граждан.

Избирательные права являются конституционными правами граждан Российской Федерации. Они включают активное избирательное право — право избирать и пассивное избирательное право — право быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

Нормы избирательного права содержатся в нормативных правовых актах — источниках избирательного права. Прежде всего, это Конституция РФ и ряд федеральных законов. К источникам избирательного права относятся также законодательные акты субъектов Российской Федерации, инструкции Центральной избирательной комиссии.

Граждане участвуют в выборах на принципах всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, свободного и добровольного участия в выборах.

1. Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин
Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении установленного законодательством возраста — быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Например, депутатом может быть гражданин РФ, достигший 21 года, а
Президентом РФ — 35 лет. Гражданин РФ обладает активным и пассивным избирательным правом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии. Однако не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Граждане Российской Федерации, проживающие за границей, обладают всей полнотой избирательных прав. Российские дипломатические и консульские учреждения обязаны оказывать содействие гражданам РФ в реализации их избирательных прав. Руководители этих учреждений образуют избирательные участки для граждан РФ, пребывающих на территории иностранного государства.

1. Выборы в органы местного самоуправленияпредставляют собой межотраслевой институт, регулируемый нормами избирательного и му­ниципального права. Особенностью отношений по выборам в органы местного самоуправления является то. что они возникают в сфере осо­бой формы публичной власти — местного самоуправления. Местное са­моуправление — это гарантируемая Конституцией Российской Федера­ции самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного са­моуправления вопросов местного значения, исходя из интересов насе­ления, его исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления, через которые население осуще­ствляет решение вопросов местного значения, не входят в систему орга­нов государственной власти. Тем не менее, принципы их формирования и деятельности сходны с принципами формирования и деятельности органов государственной власти. Основные из этих органов избираются непосредственно населением, и порядок выборов в эти органы регули­руется избирательным законодательством.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании в муни­ципальном образовании избираются депутаты представительного орга­на местного самоуправления. В случае, если уставом муниципального образования предусмотрена должность выборного населением главы муниципального образования, он также избирается в соответствии с нормами избирательного права.

Избирательными отношениями не являются и, следовательно, не подпадают под действие избирательного права случаи, когда уставом муниципального образования предусмотрены выборы главы муници­пального образования представительным органом местного самоуправ-

ления из своего состава, а также, когда уставом муниципального образо­вания предусмотрена возможность осуществления полномочий пред­ставительного органа местного самоуправления (в т.ч., выборы главы муниципального образования) собранием (сходом) граждан.

2. Источники права.Система источников, содержащих нормы, рег­ламентирующие избирательные отношения по выборам в органы мест­ного самоуправления, имеет трехуровневую структуру.

Первый (федеральный) уровень составляет федеральное законода­тельство. Конституция Российской Федерации определяет саму систему (сферу) местного самоуправления, закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Федеральный за­кон от 28 августа 1995 г. (в ред. от 4 августа 2000 г.) «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет разграничение полномочий между органами государствен­ной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в регулировании отношений по выборам в органы местного самоуправ­ления, закрепляет виды выборных муниципальных органов, принципы проведения выборов в органы местного самоуправления.

Федеральный закон об основных гарантиях определяет общий порядок проведения выборов в Российской Федерации, в том числе выборов в ор­ганы местного самоуправления; содержит гарантии их проведения в случае отсутствия необходимой правовой базы на региональном и муниципаль­ном уровнях; регламентирует отдельные, значимые стороны муниципаль­ных избирательных отношений (они рассматриваются ниже).

Второй (региональный) уровень регулирования — конституции (уста­вы) и законы субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации определяется порядок выборов в органы мест­ного самоуправления, могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданами пассивного избирательного права, связанные с достижением определенного возраста (возрастной ценз). Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнитель­ные (по сравнению с Федеральным законом об основных гарантиях) га­рантии избирательных прав граждан при проведении выборов в органы

местного самоуправления.

Третий (муниципальный) уровень регулирования представлен устава­ми муниципальных образований. В соответствии с Федеральным зако­ном «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом об основных гаранти­ях нормами уставов муниципальных образований устанавливаются и

регулируются:

1) структура и порядок формирования органов местного самоуправ­ления;

2) наименования выборных органов и должностных лиц местного
самоуправления;

3) сроки полномочий депутатов представительных органов местного
самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправ­
ления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

4) сроки проведения выборов в органы местного самоуправления;

5) порядок назначения выборов в органы местного самоуправления;

6) порядок составления списков избирателей;

7) срок и объем полномочий, порядок деятельности избирательных
комиссий при проведении выборов в органы местного самоуправления.

Спорной является возможность регулирования муниципальных из­бирательных отношений нормативными правовыми актами органов ме­стного самоуправления (кроме уставов муниципальных образований). Федеральный закон об основных гарантиях только в одном случае ссы­лается на такие акты (ч. 6 ст. 23): нормативным правовым актом органа местного самоуправления может быть установлено, что территориаль­ная избирательная комиссия (имеется в виду избирательная комиссия муниципального образования — муниципальная избирательная комис­сия) действует на постоянной основе.

3. Особое место в системе источников избирательного права в дан­ной сфере (на федеральном уровне системы) занимает Федеральный за­конот 26 ноября 1996 г. (в ред. от 22 июня 1998 г.) «Об обеспечении кон­ституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного само>7фавления».Данным федеральным законом утверждено временное Положение о проведении выборов де­путатов представительных органов местного самоуправления и выбор­ных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Россий­ской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Указанный федеральный закон применяется в части, не урегулиро­ванной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в случаях, если: — законодательным (представительным) органом субъекта Россий­ской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведе­ния муниципальных выборов;

— представительным органом местного самоуправления или на мест­
ном референдуме не принят устав муниципального образования;

— в муниципальном образовании отсутствует выборный представи­
тельный орган местного самоуправления; ,

— полномочия органов местного самоуправления осуществляются !
должностными лицами, назначенными органами государственной власти;

— законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок
образования, объединения, преобразования и упразднения муници­
пальных образований;

— истекли установленные сроки полномочий выборных органов ме­
стного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

— выборы депутатов представительных органов местного самоуправ­
ления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том
числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномочен­
ным органом или должностным лицом в установленные сроки;

— отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные на­
значить выборы депутатов представительных органов местного само­
управления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

— муниципальные образования упразднены, объединены или преоб­
разованы в порядке, противоречащем законодательству;

— органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически пере­стали исполнять свои полномочия;

— в нарушение законодательства не реализуются конституционные
права граждан, проживающих на территории муниципального образо­
вания, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления
муниципального образования.

При применении Федерального закона «Об обеспечении конституци­онных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранны­ми в органы местного самоуправления» следует также учитывать нормы Федерального закона об основных гарантиях. Статья 11 Федерального за­кона об основных гарантиях устанавливает, что в случае, если срок пол­номочий органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо не может быть применен вследст­вие установленного судом его несоответствия Конституции Российской Федерации, Федеральному закону об основных гарантиях, конституции, уставу, закону субъекта Российской Федерации, соответствие которым является обязательным для проведения соответствующих выборов, выбо­ры органа местного самоуправления проводятся на основе Федерального закона об основных гарантиях, а также иных федеральных законов, обес­печивающих конституционные права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. При этом закон субъекта Российской Федерации применяется в части, не про­тиворечащей указанным федеральным законам.

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона об основных гаран­тиях федеральные законы о выборах не должны ему противоречить. По­этому при наличии противоречий между нормами Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федера-

ции избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и нормами Федерального закона об основных гарантиях86, применению подлежат нормы последнего.

4. Субъективное избирательное право.Правом избирать и быть из­бранными в органы местного самоуправления обладают граждане Рос­сийской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципального образования. Право избирать наступает по достижении 18-летнего возраста. Законами субъ­ектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста. Устанавливае­мый минимальный возраст кандидата на выборах в органы местного са­моуправления не может превышать 21 года.

В случае, если это предусмотрено международным договором Рос­сийской Федерации и соответствующим законом субъекта Российской Федерации, в выборах в органы местного самоуправления на тех же ус­ловиях, что и граждане Российской Федерации, вправе участвовать иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соот­ветствующего муниципального образования.

В выборах в органы местного самоуправления не имеют права участ­вовать военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в во­инских частях, военных организациях и учреждениях, которые располо­жены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципально­го образования. Такие военнослужащие не включаются в списки избира­телей и не учитываются при определении числа избирателей на выборах. 5. Регламентация порядка проведения выборов в органы местного самоуправления (избирательного процесса) осуществляется законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным зако­ном об основных гарантиях.

Назначение выборовв представительный орган местного самоуправ­ления осуществляется самим представительным органом или главой му­ниципального образования, а назначение выборов главы муниципально­го образования — представительным органом местного самоуправления. Законы ряда субъектов Российской Федерации предусматривают, что в случаях, когда в соответствии с уставом муниципального образования полномочия представительного органа местного самоуправления осуще­ствляются собраниями (сходами) граждан, выборы главы муниципально­го образования назначаются законодательным (представительным) орга­ном государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избран соот-

ветствующий орган. Решение о назначении выборов подлежит офици­альному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. Голосование на выборах должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.

В случае, если уполномоченный уставом муниципального образования орган своевременно не назначит выборы, они проводятся муниципальной избирательной комиссией в первое или второе воскресенье месяца, следу­ющего за месяцем истечения срока полномочий представительного орга­на местного самоуправления или главы муниципального образования.

При проведении выборов депутатов представительного органа мест­ного самоуправления по мажоритарной избирательной системе терри­тория муниципального образования делится на одномандатные или многомандатные избирательные округа.При образовании одномандат­ных избирательных округов должно соблюдаться их примерное равен­ство по числу избирателей, при образовании многомандатных окру­гов — равенство числа избирателей на депутатский мандат. Число мандатов, подлежащих распределению в многомандатном округе, не может превышать пяти. При малом (не более пяти) числе депутатов представительного органа, вся территория муниципального образова­ния может представлять собой один многомандатный округ.

Схема образования избирательных округов определяется муници­пальной избирательной комиссией не позднее 70 дней до дня голосова­ния. Соответствующий представительный орган местного самоуправле­ния утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 60 дней до дня голосования. В случае, если представительный ор­ган не принимает решение об образовании округов в установленный срок, выборы проводятся по избирательным округам, схема которых была утверждена при проведении выборов в представительный орган местного самоуправления прежнего созыва.

В списки избирателейпри проведении выборов в органы местного самоуправления включаются граждане Российской Федерации, посто­янно или преимущественно проживающие на территории соответству­ющего муниципального образования и обладающие активным избира­тельным правом. Списки избирателей составляются муниципальными избирательными комиссиями на основании сведений об избирателях, представляемых уполномоченными в соответствии с уставом муници­пального образования вести регистрацию (учет) избирателей органами и должностными лицами местного самоуправления. Избиратель вклю­чается в список только на одном избирательном участке. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном изби­рательном участке является факт его постоянного или преимуществен­ного проживания на территории этого участка. Списки избирателей пе-

редаются участковым избирательным комиссиям не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Участковая избирательная комиссия про­изводит уточнение списка избирателей и представляет его для ознаком­ления избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Для организации и проведения выборов в органы местного само­управления образуются избирательные комиссии. Избирательной ко­миссией, ответственной за проведение выборов, является территори­альная избирательная комиссия, которая, в случае, если она действует на постоянной основе и является муниципальным органом, называется избирательной комиссией муниципального образования (муниципаль­ной избирательной комиссией). Муниципальная избирательная комис­сия руководит деятельностью нижестоящих избирательных комиссий; регистрирует кандидатов на должность главы муниципального образо­вания, кандидатов в депутаты представительного органа местного само­управления, списки кандидатов в депутаты (если выборы проводятся по пропорциональной или смешанной избирательной системе), регистри­рует избирательные блоки, регистрирует доверенных лиц кандидатов и избирательных объединений, избирательных блоков; утверждает фор­мы избирательных бюллетеней и иных избирательных документов; оп­ределяет результаты выборов и публикует их; рассматривает жалобы на действия нижестоящих избирательных комиссий; распределяет между нижестоящими избирательными комиссиями, между зарегистрирован­ными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками денежные средства, выделенные на проведение выборов.

Окружные избирательные комиссии образуются при проведении выбо­ров депутатов представительного органа местного самоуправления по ма­жоритарной избирательной системе в каждом одномандатном или много­мандатном избирательном округе. Окружная избирательная комиссия руководит работой территориальных и участковых избирательных комис­сий; регистрирует кандидатов в депутаты представительного органа мест­ного самоуправления, их доверенных лиц; утверждает текст избирательно­го бюллетеня для голосования в избирательном округе; устанавливает результаты выборов по избирательному округу; рассматривает жалобы на действия нижестоящих избирательных комиссий. Окружные избиратель­ные комиссии могут не формироваться при выборах в муниципальных об­разованиях с небольшой численностью избирателей, в этом случае их пол­номочия выполняет муниципальная избирательная комиссия.

Территориальные избирательные комиссии создаются в соответст­вии с территориальным делением муниципального образования. Их ос­новная задача — установление итогов голосования на соответствующей части территории муниципального образования. Территориальные ко­миссии могут не формироваться при выборах в небольших муниципаль-

ных образованиях, в которых границы избирательных участков совпа­дают с границами избирательных округов.

Участковые избирательные комиссии формируются для проведения голосования граждан на выборах в органы местного самоуправления. Они осуществляют информирование населения о месте и времени голо­сования на выборах, уточняют списки избирателей, знакомят с ними граждан, осуществляют подготовку помещений для голосования, орга­низуют голосование избирателей, осуществляют подсчет голосов и уста­новление итогов голосования на избирательном участке.

Формирование муниципальной, окружных, территориальных и участ­ковых избирательных комиссий осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объе­динений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети со­става соответствующей избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, а также на основе по­ступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае, если соответствующий орган местного самоуправле­ния не назначит состав либо часть состава муниципальной, окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии в срок, установ­ленный законом субъекта Российской Федерации, либо он отсутствует, назначение состава муниципальной комиссии производится избира­тельной комиссией субъекта Российской Федерации, а состава окруж­ной, территориальной, участковой комиссией — вышестоящей по отно­шению к ним избирательной комиссией с соблюдением требований федерального и регионального законодательства.

Выдвижение кандидатов в депутаты представительных органов мест­ного самоуправления, кандидатов на должность главы муниципального образования осуществляется непосредственно избирателями и избира­тельными объединениями, избирательными блоками. Выдвижение кан­дидатов непосредственно избирателями может осуществляться путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя или группы изби­рателей. Избирательные объединения и блоки могут выдвигать канди­датов в одномандатных и многомандатных округах, а также выдвигать списки кандидатов, если на выборах используется пропорциональная избирательная система.

Период выдвижения кандидатов на муниципальных выборах, установ­ленный законом субъекта Российской Федерации, не может составлять ме­нее 20 дней (ч. 3 ст. 28 Федерального закона об основных гарантиях).

Для регистрации кандидатов (списков кандидатов) в их поддержку должны быть собраны подписи избирателей или внесен избирательный залог (если это предусмотрено законом соответствующего субъекта Рос­сийской Федерации). Подписи собираются в количестве, определяемом законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон об основных гарантиях предусматривает (ч. 5 ст. 31), что при проведении выборов в органы местного самоуправления в муниципальных образованиях с числом зарегистрированных избира­телей менее 10 тысяч человек сбор подписей в поддержку кандидатов может не производиться, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрен иной порядок выдвижения.

Федеральный закон об основных гарантиях иначе, чем в отношении федеральных и региональных выборов87, регулирует ситуацию, когда ко дню голосования в избирательном округе не остается ни одного канди­дата, либо число кандидатов становится меньше числа распределяемых мандатов или равным ему. Согласно норме ч. 15 ст. 32 законом субъек­та Российской Федерации может предусматриваться проведение голо­сования по одной кандидатуре. При этом кандидат считается избран­ным, если за него проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.

После регистрации кандидаты, избирательные объединения, изби­рательные блоки вправе начать предвыборную агитацию.Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования не допуска­ется опубликование в средствах массовой информации результатов оп­росов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных ис­следований, связанных с выборами. Предвыборная агитация может осуществляться через электронные и печатные средства массовой ин­формации, путем проведения массовых мероприятий, путем выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных установ­ленных законом формах. При проведении предвыборной агитации должны соблюдаться правила и ограничения, установленные федераль­ными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Голосованиепроводится в календарный выходной день. Время голо­сования обычно определяется с 8 до 22 часов по местному времени. Го­лосование проводится в специальных помещениях, которые предостав­ляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главами соответствующих муниципальных образований. О времени и месте го­лосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голо­сования через средства массовой информации.

\

В случае, если избиратель не будет иметь возможности прибыть в по­мещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, он вправе получить в участковой комиссии дан­ного участка открепительное удостоверение для голосования на выбо­рах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Голосование по от­крепительным удостоверениям возможно только в пределах избира­тельного округа, где данный избиратель обладает активным избиратель­ным правом.

Избиратель, который в день голосования будет отсутствовать по ме­сту своего жительства и не сможет прийти в участковую избирательную комиссию на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, вправе проголосовать досрочно путем заполнения избира­тельного бюллетеня в помещении территориальной (окружной) — за

Дня до дня голосования, или участковой избирательной комис­сии — не ранее чем за 3 дня до дня голосования. Для осуществления голосования избиратели получают избиратель­ные бюллетени. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или за­меняющего его документа либо открепительного удостоверения. В случае если избиратель по уважительным причинам (по состоянию здоровья, по инвалидности и другим причинам) не может самостоятель­но прибыть в помещении для голосования, то по его письменному заяв­лению или устному обращению (в том числе переданному при содейст­вии других лиц) участковая избирательная комиссия участка, на котором данный избиратель включен в список избирателей, обязана предоставить ему возможность проголосовать вне помещения. Заявле­ние о голосовании вне помещения для голосования должно быть сдела­но не позже чем за 4 часа до истечения времени голосования. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно чле­нами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосова­ния и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. По результатам подсчета голосов составляется протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, первый экземпляр ко­торого направляется в соответствующую территориальную избиратель­ную комиссию, второй экземпляр остается в участковой комиссии, а третий экземпляр вывешивается для всеобщего ознакомления. На основании протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих избирательных комиссий, муниципальная (окружная) из­бирательная комиссия определяет результаты выборов путем сложения содержащихся в протоколах данных. Определение результатов произво­дится членами данной комиссии с правом решающего голоса лично. О результатах выборов составляется протокол. Выборы могут быть признаны соответствующей избирательной ко­миссией не состоявшимися или недействительными. Выборы призна­ются не состоявшимися в случаях, если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующим законом субъекта Российской Федерации; если число голосов, поданных за кан­дидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирате­лей, поданных против всех кандидатов; если менее чем два списка кан­дидатов при голосовании за списки кандидатов получали право принять участие в распределении депутатских мандатов; если за списки канди­датов, получившие право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов изби­рателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов. Избирательная комиссия может признать итоги голосования и ре­зультаты выборов недействительными в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования на­рушения не позволяют с достоверностью установить результаты воле­изъявления избирателей, или в случае, если итоги голосования были признаны недействительными не менее чем на одной четвертой избира­тельных участков. Итоги голосования или результаты выборов могут быть признаны недействительными по решению суда. В случае признания выборов несостоявшимися или недействитель­ными проводятся повторные выборы. Повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня первоначальных выборов или не позднее чем через шесть месяцев со дня признания выборов не­действительными. При повторных выборах сроки избирательных дейст­вий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть. Официальное опубликование итогов голосования и результатов вы­боров осуществляется муниципальной избирательной комиссией в срок, определенный законом субъекта Российской Федерации, но не позднее одного месяца со дня голосования. ПРИЛОЖЕНИЕ

Российская Федерация, согласно ст. 5 Конституции РФ, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Сейчас Россия включает в себя 83 субъекта РФ – 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Для реализации прав граждан РФ на участие в управлении государством и самоуправлении каждый субъект РФ избирает свой законодательный (представительный) орган власти и высшее должностное лицо.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и его структура устанавливаются конституцией и/или уставом субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. При этом наименование не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти.

Принятые названия в субъектах РФ:

  • Законодательное собрание – в 29 субъектах.
  • Областная дума – в 21 субъекте.
  • Государственное собрание – в 5 субъектах.
  • Государственный совет – в 5 субъектах.
  • Собрание депутатов – в 3 субъектах.
  • Совет депутатов – в 3 субъектах.
  • Народное собрание – в 3 субъектах.
  • Хурал – в 3 субъектах.
  • Парламент – в 3 субъектах.
  • Государственная дума – в 2 субъектах.
  • Прочие названия – в 6 субъектах.

В республиках часто используют названия на втором государственном для республик языке. Например: Хасэ (Государственный совет) Республики Адыгея, Эл Курултай (Государственное собрание) Республики Алтай, Курултай (Государственное собрание) Республики Башкортостан, Народный хурал (парламент) Республики Бурятия и Республики Калмыкия.

Чаще всего в СМИ и других неофициальных документах пишут – региональные парламенты и/или парламенты субъектов РФ. А про выборы пишут – выборы в Областную думу, выборы в Краевую думу, выборы депутатов законодательных органов власти или просто выборы в региональный парламент.

Основные принципы выборов депутатов законодательных органов власти

Согласно ст. 10 гл. II закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» выборы депутатов законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы депутатов законодательного (представительного) органа власти субъектов РФ происходят по следующему правилу – не менее 50% депутатов должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, то есть по пропорциональной избирательной системе.

Если законодательные органы власти состоят из двух палат, то при выборах депутатов законодательных органов власти по единому избирательному округу избирается не менее 50% депутатов одной из палат.

Число депутатов законодательных органов государственной власти субъекта РФ устанавливается конституцией и/или уставом субъекта РФ и определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта.

Установленное законом число депутатов:

  • не менее 10 и не более 50 депутатов – при численности избирателей менее 500 тысяч человек;
  • не менее 25 и не более 70 депутатов – при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;
  • не менее 35 и не более 90 депутатов – при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;
  • не менее 45 и не более 120 депутатов – при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.

Самое меньшее количество депутатов законодательного (представительного) органа власти у Ненецкого автономного округа – 11 депутатов. А самое большое количество депутатов в Республике Башкортостан – 120 депутатов.

Различия в разных субъектах РФ

В 10 из 83 субъектах РФ выборы депутатов законодательных органов власти проходят только по пропорциональной избирательной системе.

  1. Республика Дагестан
  2. Республика Ингушетия
  3. Республика Кабардино-Балкария
  4. Республика Калмыкия
  5. Республика Чечня
  6. Амурская область
  7. Калужская область
  8. Тульская область
  9. Ненецкий автономный округ
  10. Санкт-Петербург

Это означает, что принимать участие могут только политические партии и/или избирательные объединения, выдвинувшие список кандидатов. Самовыдвижение при выборах депутатов в этих субъектах не предусмотрено.

В остальных субъектах выборы депутатов законодательных органов власти проходят по смешанной избирательной системе : 50% избирается по пропорциональной избирательной системе (список кандидатов) и 50% – по мажоритарной избирательной системе (единый одномандатный округ). Что допускает выдвижение кандидатов в депутаты в порядке самовыдвижения.

Кроме избирательной системы есть различия в сроке полномочий региональных парламентов. В 6 субъектах ныне действующие законодательные (представительные) органы власти имеют срок полномочий 4 года.

  1. Республика Алтай
  2. Республика Коми
  3. Республика Хакасия
  4. Хабаровский край
  5. Архангельская область
  6. Владимирская область

В остальных субъектах срок полномочий законодательных (представительных) органов власти составляет 5 лет.

В остальном процедура и этапы выборов в субъектах РФ похожи и соответствуют закону № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Добавить комментарий