Высшие органы власти во Франции

По форме правления Франция — республика, в которой элементы парламентарной республики сочетаются с элементами президентской. Действующая Конституция — Конституция Французской Республики вступила в силу 5 октября 1958 г. Она утвердила государственный строй, получивший название Пятой республики.

Во Франции существует дуализм исполнительной власти (бицефальная исполнительная власть). Ее осуществляют Президент республики и правительство (Совет министров), причем правительство в качестве Совета министров заседает под председательством Президента, а в качестве кабинета — под председательством премьер-министра. Роль Президента и правительства зависит от расстановки политических сил в парламенте. Президент может принадлежать к одной партии, а правительство — к другой (так было, например, в 1988 гг., 1993-1995 гг., 1997-2002 гг.).

Состав правительства лишь юридически определяется Президентом, а фактически зависит той партии (коалиции партий), которая имеет большинство в нижней палате парламента, которое фактически зависит от нижней палаты (юридически — от Президента). В этих условиях взаимоотношения между правительством и Президентом могут осложняться, а роль правительства иногда снижается, а иногда, напротив, возрастает за счет снижения роли Президента.

Центральное место в системе государственных органов Франции принадлежит президенту. После проведения референдума в 2000 г., срок полномочий президента был сокращен с 7-ми до 5-ти лет. Президент избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относительного большинства – во втором туре. Полномочия президента во всех сферах государственной жизни чрезвычайно обширны. Некоторые из них (например, созыв чрезвычайной сессии парламента) требуют министерской контрассигнации, но наиболее важные права осуществляются президентом лично. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать «своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства». В этой же статье провозглашается, что президент является «гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров». Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. Все законы, принятые парламентом, должны быть в течение 15 дней подписаны и промульгированы президентом. Если он не согласен с законом или какими-то его положениями, то может потребовать повторного обсуждения этого акта. Только после вторичного одобрения законопроекта (простым большинством) президент обязан его подписать. По предложению правительства во время сессий парламента или по предложению палат президент может передать на референдум законопроект, «касающийся организации государственной власти, содержащий одобрение какого-либо соглашения о Сообществе или имеющий целью разрешить ратификацию какого-либо договора» (ст. 11). В случае одобрения законопроекта президент обнародует его в 15-дневный срок. Любой законопроект может быть передан президентом в Конституционный совет для проверки его соответствия Конституции.


Что касается отношений президента с парламентом, то здесь необходимо отметить такое важное его полномочие, как право роспуска нижней палаты парламента. Однако это решение он может принять только после консультации с премьер-министром и председателями палат парламента (ст. 12). В двух случаях — в течение года с момента выборов и в период осуществления президентом чрезвычайных полномочий — роспуск Национального собрания не возможен. Достаточно широки прерогативы президента в сфере управления. Он председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает обсуждавшиеся на них декреты и постановления, назначает премьер-министра и по его предложению — других членов правительства, принимает отставку премьер-министра и министров, в соответствии со ст. 13 «производит назначения на гражданские и военные должности». В области внешней политики президент представляет Францию в отношениях между государствами, заключает договоры, назначает послов Франции в другие страны, принимает иностранных послов. Он является главнокомандующим вооруженными силами. Наконец, президент — «гарант независимой судебной власти». Он осуществляет право помилования. Кроме перечисленных выше обширных прав, осуществляемых президентом в нормальных условиях, ст. 16 Конституции предусматривает за ним чрезвычайные полномочия «в случае возникновения для Республики непосредственной угрозы». Решение о введении в действие чрезвычайных полномочий президент принимает после консультации с премьер-министром и информирует об этом население страны. В течение всего срока действия чрезвычайных полномочий в руках президента сосредоточена вся полнота власти.

Правительство Франции — Совет министров, согласно ст. 20 Конституции «определяет и ведет политику нации».

Как и в Великобритании, во Франции существует различие между правительством и кабинетом министров, но различие иного рода. Совет министров – это заседание правительства под председательством Президента, на котором Президент осуществляет полномочия, принадлежащие правительству. Акты, принятые на таком заседании, подписываются Президентом. Кабинет министров созывается премьер-министром по специальному поручению Президента и по указанным им вопросам. Председательствует на таких заседаниях премьер-министр. Заседания кабинета созываются редко, а Совета министров (правительства) — еженедельно (по средам). Акты правительства подписываются Президентом.

В состав правительства входят премьер-министр — глава правительства, министры, возглавляющие министерства и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств. Функции правительства определены в Конституции в сжатой форме. Так как ст. 37 закрепила положение, устанавливающее, что все вопросы, не включенные «в область законодательства, решаются в административном порядке», т.е. в той сфере, которая выходит за пределы действия законов, акт правительства заменяет закон. Кроме того, согласно ст. 38, правительство с разрешения парламента может принимать ордонансы (акты, имеющие силу закона) и в сфере действия законов. Ордонансы должны быть утверждены cпециально изданным законом «до истечения срока, указанного законом, разрешившим их издание». Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального собрания правительство должно подать в отставку. В Конституции специально обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность и назначать на некоторые военные и гражданские должности. Премьер-министр обладает существенными правами в отношении парламента: ему принадлежит право законодательной инициативы, он может требовать созыва парламента, наконец, может требовать, на основании ст. 38 передачи правительству законодательных полномочий.

Законодательный орган — Республики -парламент с установлением Пятой республики играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из 2-х палат — Национального собрания и Сената.

Национальное собрание, в состав которого входят 579 депутатов, избирается сроком на 5 лет. Депутатом нижней палаты можно стать с 23 лет. В 1995 году был принят закон об ограничении депутатского иммунитета. Депутаты обладают индемнитетом. Депутатский мандат свободный.

ВСенат входят представители департаментов, «заморской Франции» и французов, проживающих за границей.

Два закона, принятых по инициативе Сената, один из которых органический, другой — обыкновенный, от 30 июля 2003 года модернизировали и внесли поправки в статус и порядок выборов сенаторов, в частности, с целью обеспечения наилучшего представительства интересов всех слоев французского населения всех административно-территориальных образований.

Учитывая увеличение численности французского населения и изменения его географического районирования, в ходе последующих выборов число сенаторов планируется постепенно увеличить сначала до 321 вплоть до 348: 331 в 2004 году, 343 в 2008 году и 348 в 2011 году; к тому моменту 326 из них будут избираться на уровне департаментов метрополии и заморских территорий, 10 – на уровне административно-территориальных образований заморских территорий. 12 сенаторов представляют интересы французских граждан, проживающих за пределами Франции.

Продолжительность мандата сенаторов была снижена от девяти до шести лет; на основании переходных постановлений с 2011 года планируется новый принцип обновления Сената – наполовину каждые три года, при этом все сенаторы делятся на две категории по департаментам, приблизительно равные по численности, вместо ранее существовавших трех.

И наконец минимальный возраст, дающий право баллотироваться на пост Сенатора, был снижен до тридцати лет вместо ранее установленного возраста в тридцать пять лет.

Парламент собирается на очередные сессии два раза в год.

Каждая палата имеет бюро, в состав которого входят председатель (представитель наиболее крупной фракции), вице-председатели, секретари и квесторы.

Каждая палата создает по 6 постоянных комиссий; кроме того, могут создаваться специальные комиссии.

Депутатские объединения (политические группы) образуются в нижней палате при наличии минимум 20-ти депутатов, в верхней – 14-ти. Во французском парламенте при наличии свободного мандата действует очень жесткая фракционная дисциплина.

Основная функция парламента — принятие законов — значительно ограничена Конституцией 1958 г. Прежде всего, ст. 34 точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Если парламент превысит свои полномочия, правительство вправе потребовать у Конституционного совета принять решение о разграничении компетенции. О сужении прав законодательной власти свидетельствует также ограничение депутатов в осуществлении ими законодательной инициативы (ст. 40) и приоритет рассмотрения правительственных законопроектов на заседаниях палат (ст. 42). Права парламента ограничены в финансовой сфере. Статья 47 устанавливает определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. В случае нарушения этого срока положения законопроекта могут быть введены в действие путем издания правительством соответствующего акта.

Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства. Статья 49 предоставляет возможность выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания. С целью производства парламентских расследований палаты могут образовывать комиссии, проверяющие те или иные факты и дающие по ним свои заключения.

Экономический и социальный совет — консультативный орган при правительстве. Он дает заключения, на законопроекты, относящиеся к сфере его компетенции (в основном это законопроекты экономического и социального характера). Совет вправе и сам участвовать в разработке этих проектов. Он, кроме того, может высказать свое мнение о выполнении экономических планов. Члены совета могут выступать перед делегатами парламента с изложением своих суждений по основным вопросам экономической и социальной политики. Поскольку Экономический и социальный совет — консультативный орган, его заключения не носят обязательного характера.

Законодательная власть принадлежит Парламенту. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания (557 депутатов от метрополии и 22 – от заморских территорий) и Сената (321 член).

Каждая палата имеет бюро, в состав которого входят председатель палаты (он является представителем наиболее крупной партийной фракции в палате), вице-председатели, секретари и квесторы (последние поддерживают порядок в палате и занимаются административно-хозяйственными вопросами). В палатах французского Парламента существуют постоянные комиссии, которые предварительно обсуждают законопроекты и в определенной мере контролируют деятельность правительства (последнее, однако, обязано представлять документы только финансовым комиссиям). Каждый парламентарий обязан входить в постоянную комиссию.

Наряду с постоянными образуются специальные комиссии.

Депутатские объединения (во Франции их называют политическими группами) образуются в том случае, если в них входят в нижней палате не менее 20 парламентариев, в верхней – не менее 14.

Во Франции существует дуализм исполнительной власти: Президент республики и правительство (Совет министров).

Президент республики занимает главное место в системе органов государства.

В осуществлении полномочий Президенту помогает его собственный аппарат – несколько сотен личных сотрудников: кабинет Президента и президентский генеральный штаб (Президент сосредоточивает в своих руках руководящие военные полномочия), Лдругие являются советниками Президента.

Правительство Франции – Совет министров состоит из премьер-министра и министров. Вице-премьера во Франции нет.

Во Франции существует множество контрольных и консультативных органов, оказывающих помощь Парламенту и правительству: Конституционный совет, Государственный совет, Счетная палата (счетный суд), Высший совет магистратуры, который ведает судебным управлением – назначением судей, их смещением и перемещением, решает вопрос об их дисциплинарной ответственности и др. (его председатель – Президент, но фактический руководитель – министр юстиции).

Во Франции 5 различных ветвей осуществления правосудия:

1) общественные суды, рассмотрение дел осуществляется непрофессиональными судьями – медиаторами (посредниками);

2) иерархическая система судов общей юрисдикции, рассматривающих уголовные и гражданские дела;

3) различные специальные суды (для несовершеннолетних, военнослужащих и др.);

4) иерархическая система административных судов;

5) особое звено судов присяжных.

Кроме того, действуют некоторые квазисудебные органы (при Счетной палате – суд бюджетной и финансовой дисциплины).

Во Франции нет права досрочного отзыва депутата (в том числе и в местных советах), не используется народная законодательная инициатива. Институтами непосредственной демократии, урегулированными правом, являются выборы и референдум.

Во Франции действует избирательный кодекс, инкорпорировавший, а затем кодифицировавший различные акты о выборах с 1852 г.

52. Конституция Германии: общая характеристика.

Основной закон ФРГ был принят 8 мая 1949 г. и вступил в силу для западных земель 23 мая 1949 г.

В каждой из земель ФРГ имеется собственная Конституция.

Основной закон состоит из Преамбулы (имеющей данное название) и формально по нумерации 9, а фактически 13 разделов, охватывающих 185 статей (но последняя по номеру статья 146, это связано с тем, что многие статьи имеют один и тот же номер, но разные буквенные обозначения).

Преамбула содержит формулу общего характера о целях конституционного регулирования («стремление служить делу мира во всем мире в качестве равноправного союзника в объединенной Европе») и перечень всех земель.

Раздел I «Основные права» устанавливает «неприкосновенные и неотчуждаемые права человека» (свободу вероисповедания, совести, мировоззрения, свободу мнений, защиту брака и семьи, свободу союзов, собраний, право собственности и др.).

Раздел II «Федерация и земли», помимо разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и землями, включает вопросы, связанные с участием ФРГ в Европейском Союзе.

В разделе III «Бундестаг» говорится о порядке формирования этого органа.

Раздел IV «Бундесрат» посвящен статусу данного органа.

Раздел IV-а «Объединенный комитет» состоит из 1 статьи (53-а) и посвящен органу, формируемому из состава Бундестага и Бундесрата.

Раздел V «Федеральный Президент» включает ста-

Хтьи о порядке выборов Федерального Президента, требования к кандидатам и полномочия.

Раздел XI «Состояние обороны».

Раздел VI «Федеральное правительство».

Раздел VII «Законодательство Федерации» – о разграничении предметов ведения и полномочий Федерации и земель.

Раздел VIII «Исполнение федеральных законов и федеральная администрация».

Раздел VIII-а «Общие задачи Федерации и земель» включает положения об участии Федерации в выполнении государственных задач землями.

Раздел IX «Правосудие» содержит основы статуса органов судебной ветви власти.

Раздел Х «Финансы» устанавливает принципы и порядок финансового обеспечения расходов по осуществлению государственных задач.

Раздел Х-а «Состояние обороны» посвящен вопросам режима данной разновидности чрезвычайного положения.

Раздел XI «Переходные и заключительные положения», помимо положений временного и переходного характера, содержит ряд правовых дефиниций (например, гражданства) и разъяснения отдельных положений Основного закона.

По порядку изменения Основной закон относится к числу жестких. Согласно ст. 79 он может быть изменен только законом, который специально изменяет или дополняет текст Основного закона. Кроме того, имеются некоторые ограничения в отношении международных договоров; не допускаются изменения, касающиеся разделении Федерации на земли, принципы сотрудничества земель в законодательстве и принципы, выраженные в характеристике государства как демократического и социального.

Закон об изменении или дополнении Основного закона принимается большинством голосов в 2/3 голосов Бундестага и 2/3 голосов Бундесрата.

Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 573. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Во Франции существует смешанное (или полупрезидентское) республиканское правление. Система органов власти во Франции построена на принципе разделения властей.

Современная Франция представляет собой республику с сильной исполнительной властью, носителями которой выступают президент и правительство в лице Совета министров. Президент и правительство вместе составляют центральную исполнительную власть.

Президентский срок полномочий – 5 лет. Выборы Президента проводятся в два этапа: на первом этапе выбираются претенденты прямым всеобщим голосованием по мажоритарной избирательной системе, на втором этапе – по принципу относительного большинства.

Президент Франции – глава Республики и верховный главнокомандующий страны. Также Президент выступает в роли гаранта национальной независимости и территориальной целостности государства. Президент Франции обладает широкими полномочиями относительно управления государством.

Правительство или Совет министров представляют собой коллегиальный орган. Правительство состоит из государственной администрации и полиции, а также органов национальной безопасности и вооруженных сил. Правительство полностью подчинено его председателю, которым является Президент Франции.

Парламент Франции является высшим представительным и законодательным органом.

Парламент состоит из двух палат, таких как:

  1. Сенат, его состав переизбирается каждые 9 лет косвенными выборами. Члены сената опираются в своей работе на интересы территориальных коллективов;
  2. Нижняя палата (или национальное собрание). Его представители переизбираются каждые 5 лет прямым всеобщим голосованием. Члены нижней палаты избираются в два этапа, так же как и Президент.

Судебная власть Франции – это суды общей юрисдикции и административные суды. Все суды подчиняются общей юрисдикции Кассационного суда. Суды имеют свою специфику по направлениям: Административные суды, мировые суды, уголовные и др.

Государственный совет Франции является высшим органом административной юстиции.

Избирательным правом обладают граждане, достигшие ко дню выборов возраста 18 лет. С этого времени граждане становятся обладателями активного избирательного права.

Пассивное избирательное право для выборов в Национальное собрание приобретается после 23 лет. Для права участия в выборах в Сенат гражданам необходимо достичь возраста 35 лет. Возрастных ограничений для баллотирования на пост Президента не установлено.

Во Франции существует избирательный залог для кандидатов, выдвигающих свои кандидатуры: для нижней палаты — 1 тыс. франков, для сенаторов – 2 тыс. франков, для кандидатов на должность Президента — 10 тыс. франков.

Законодательная власть Франции принадлежит Парламенту. Парламент состоит из двух палат — Национального собрания (557 депутатов от метрополии и 22 – от заморских территорий) и Сената (321 член).

Каждая палата имеет бюро, в состав которого входят председатель палаты (он является представителем наиболее крупной партийной фракции в палате), вице-председатели, секретари и квесторы (последние поддерживают порядок в палате и занимаются административно-хозяйственными вопросами).

В палатах французского Парламента существуют постоянные комиссии, которые предварительно обсуждают законопроекты и в определенной мере контролируют деятельность правительства (последнее, однако, обязано представлять документы только финансовым комиссиям). Каждый парламентарий обязан входить в постоянную комиссию.

Наряду с постоянными образуются специальные комиссии.

Депутатские объединения (во Франции их называют политическими группами) образуются в том случае, если в них входят в нижней палате не менее 20 парламентариев, в верхней – не менее 14.

Во Франции существует дуализм исполнительной власти — Президент республики и правительство (Совет министров).

Президент республики занимает главное место в системе органов государства.

В осуществлении полномочий Президенту помогает его собственный аппарат – несколько сотен личных сотрудников — кабинет Президента и президентский генеральный штаб (Президент сосредоточивает в своих руках руководящие военные полномочия), другие являются советниками Президента.

Правительство Франции – Совет министров состоит из премьер-министра и министров. Вице-премьера во Франции нет.

Во Франции существует множество контрольных и консультативных органов, оказывающих помощь Парламенту и правительству — Конституционный совет, Государственный совет, Счетная палата (счетный суд), Высший совет магистратуры, который ведает судебным управлением – назначением судей, их смещением и перемещением, решает вопрос об их дисциплинарной ответственности, его председатель – Президент, но фактический руководитель – министр юстиции.

Во Франции 5 различных ветвей осуществления правосудия:

1. общественные суды, рассмотрение дел осуществляется непрофессиональными судьями – медиаторами (посредниками);

2. иерархическая система судов общей юрисдикции, рассматривающих уголовные и гражданские дела;

3. различные специальные суды (для несовершеннолетних, военнослужащих и др.);

4. иерархическая система административных судов;

5. особое звено судов присяжных;

Кроме того, действуют некоторые квазисудебные органы (при Счетной палате – суд бюджетной и финансовой дисциплины).

Во Франции нет права досрочного отзыва депутата (в том числе и в местных советах), не используется народная законодательная инициатива.

Институтами непосредственной демократии, урегулированными правом, являются выборы и референдум.

Во Франции действует избирательный кодекс, инкорпорировавший, а затем кодифицировавший различные акты о выборах с 1852 г.

Добавить комментарий