Высшим органом управления финансово промышленной группы является

Понятие и состав финансово-промышленной группы

Финансово-промышленная группа — разновидность концерна, при котором в состав объединения предприятий обязательно входит кредитная организация — банк.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — это объединение, с одной стороны, организаций, имеющих свободные денежные средства (банков, финансовых и инвестиционных фондов и т.д.), а с другой — предприятий и организаций, испытывающих потребность в инвестициях и других заемных средствах.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) объединяют юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия — промышленные, торговые, транспортные, кредитные и т.д. Они создаются в последние годы на основании Указа Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» путем объединения финансовых и материальных ресурсов фирм разного профиля (предприятия, банки, организации).

Финансово-промышленная группа объединяет три типа организаций (рис. 4.6):

  • промышленные;
  • торговые;
  • кредитно-финансовые организации.

Особенности создания и деятельности финансово-промышленных групп

В отличие от концерна во главе финансовой группы стоит один или несколько банков, которые распоряжаются денежным капиталом входящих в него компаний, а также координируют все сферы их деятельности. Каждая фирма самостоятельно выступает в торговых сделках.

Основная цель создания финансово-промышленных групп — повысить конкурентоспособность и эффективность производства, создать рациональные технические связи, привлечь инвестиции, расширить рынки сбыта, создать новые рабочие места.

Рис. 4.6. Структура финансово-промышленных групп

Образуются финансово-промышленные группы тремя путями:

  • по решению правительства с участием госпредприятия;
  • на основе договорного объединения частных предпринимателей;
  • по межправительственным соглашениям.

Кроме того, они могут создаваться путем передачи пакета акций в доверительное управление одному из участников или приобретением одним из участников пакета акций других предприятий, становящихся участниками финансово-промышленной группы.

Основные признаки финансово-промышленных групп (ФПГ):

  • во главе ФПГ стоит финансовая компания;
  • иногда ФПГ основана на структуре торгового дома;
  • важную роль играет участие промышленной части, которую составляют предприятия различных отраслей;
  • характерная единая политика ценообразования;
  • имеет единое имущество;
  • организационное единство и юридическая самостоятельность.

Предусматривается создание транснациональных ФПГ. На первом этапе — создание российской ФПГ, на втором — ее расширение за счет вложения структур других государств.

Характеристика финансово-промышленных групп

Финансово-промышленные группы формируются после проведения экспертизы проектов их создания госорганами и проходят государственную регистрацию.

В экономике любой страны господствующее положение занимают крупные хозяйственные комплексы, представленные мощными промышленными компаниями, которые нередко называют финансово-промышленными группами (ФПГ).

ФПГ — хозяйственное объединение предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения совместной скоординированной деятельности.

ФПГ включает устойчивую группировку различных предприятий: промышленных, торговых, финансовых, в том числе банковские, страховые, инвестиционные институты. Иными словами, ФПГ представляет собой финансово- индустриально-торговый комплекс, составные части которого взаимодействуют в целях достижения общих стратегических целей. В ФПГ развиваются отношения взаимозависимости, разделения труда и его кооперации:

перекрестного владения акциями и представительствования в руководящих органах компаний — ФПГ обычно контролирует многочисленные крупные, средние и мелкие предприятия, подрядчиков и потребителей продукции, клиентов финансовых учреждений.

К числу наиболее существенных характеристик ФПГ можно отнести следующие:

  • интеграция входящих в них звеньев не только через объединение финансовых ресурсов и капиталов, но также и через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую политику;
  • наличие общей стратегии;
  • добровольное участие и сохранение юридической самостоятельности участников;
  • структура ФПГ позволяет решать многие вопросы (в том числе проблемы, связанные с безопасностью) с меньшими издержками, чем на других крупных предприятиях и в объединениях.

ФПГ могут возникать на основе крупнейших промышленных или торговых компаний, влияние и могущество которых обеспечивают им доступ к ресурсам кредитно-финансовых институтов, либо формироваться в результате финансовой концентрации вокруг кредитных или банковских организаций.

Появление и возрастание роли ФПГ в российской экономике является закономерным явлением. Вместе с тем особенности современного этапа развития отечественной экономики определяют специфику формирования ФПГ.

Необходимость создания ФПГ в Российской Федерации определяется рядом факторов:

  • потребностью в создании новой системы инвестирования и формирования интегральных структур, способных к саморазвитию;
  • ростом финансового капитала, являющегося пока только потенциальным инвестором производства;
  • наличием серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в инвестиционной сфере;
  • необходимостью укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперационных связей в сфере производства.

Кроме того, ФПГ часто рассматриваются как средство борьбы с отечественным монополизмом, ибо они имеют реальную базу развертывания диверсификации производства, располагают большими ресурсами и возможностью мобильно перебрасывать их с одного направления на другое, использовать для создания филиалов в различных регионах страны.

ФПГ формируют смешанную экономику, поскольку в них могут участвовать и государственные предприятия, стартовое участие последних наряду с членством ряда некоммерческих организаций (научных, учебных заведений) придает ФПГ необходимую надежность в период перестройки экономических отношений.

Формирование ФПГ в России началось в 1993-1994 гг. в условиях развития процессов приватизации и акционирования, изменения структуры инвестиций, увеличения доли предприятий негосударственных форм собственности; усиления финансовой мощи банков и их интеграции для мобилизации ресурсов.

Одновременно усилилась ориентация отраслевых органов управления и наиболее мощных промышленных структур на создание банков и других финансовых учреждений, специализированных на обслуживании конкретных групп производственных предприятий и организаций.

Процесс формирования ФПГ идет в России по нескольким направлениям. Так, например, они создаются в добровольном порядке на основе договорного процесса и рыночных форм консолидации пакетов акций, а также директивным путем в случае объединения «казенных» предприятий. При этом, как правило, проводится предварительное тщательное проектирование всех взаимосвязей в таких группах, целей их деятельности, перспектив. Другие направления связаны с интеграцией финансового и промышленного капиталов, хозяйственных образований, зародившихся на практике. Финансово-промышленные группы создаются, например, в процессе приватизации, в котором активно участвует банковский капитал, развиваются на базе больших промышленных структур, а также новых структур, появившихся в ходе становления рыночных отношений.

Еще один путь связан с возможностью формирования ФПГ на основе крупных экономических структур, созданных в свое время по решению Президента или Правительства, таких, как «Газпром», «Лукойл».

Универсальной схемы формирования ФПГ нет, но можно отметить ряд общих закономерностей. К их числу относятся:

  • широкое развитие трастовых отношений внутри группы;
  • целенаправленная концентрация собственности, в том числе через перекрестное владение акциями;
  • долгосрочные перспективы инвестиций и собственности на базе высокого уровня экспертизы проектов;
  • высокая степень управленческой автономии и межфирменной конкуренции членов группы при реализации проектов;
  • селективное вмешательство главных акционеров при появлении крупных проблем;
  • совместная организация маркетинга продукции в условиях жесткого соперничества вертикально-интеграционных групп.

Правовой основой формирования ФПГ в России являются Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г., Указ Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г., постановление Правительства РФ «О порядке проведения экспертизы проектов создания ФПГ» от 23 мая 1994 г. и «О реестре ФПГ и требованиях к составу их проектов» от 19 июня 1994 г. Государственная поддержка формирования и развития ФПГ осуществляется в соответствии с Программой содействия формированию ФПГ различных министерств и ведомств, утвержденной Правительством РФ в январе 1995 г.

Примерами уже созданных ФПГ в Российской Федерации могут служить ФПГ: «Уральские заводы», «Русхим», «Сокол», «Драгоценности Урала», «Сибирь» и др. Примером создания ФПГ в рамках СНГ может служить ФПГ «Нижегородский автомобиль», объединившая в своем составе 39 юридических лиц: предприятия, банки, научные организации и страховые компании. Поданным Минэкономики, в начале 1998 г. было зарегистрировано 75 ФПГ и 10 находились в стадии регистрации. Большая часть формирующихся ФПГ предпочитает функционировать без официального статуса (т.е. без государственной регистрации в реестре финансово-промышленных групп). Так, например, в число официально признанных ФПГ не вошли концерн «Газпром», интегрированные нефтяные компании, группы банков «Инкомбанк», «Онэксимбанк», «Мост», «Российский кредит» и многие другие, имеющие важнейшие признаки ФПГ.

Российские ФПГ лишь начинают выходить на мировую сцену, и пока их капитал не может сравниться с капиталом зарубежных ФПГ.

В процессе формирования ФПГ в России сталкиваются с целым рядом проблем. Нередко складывающиеся оформленные группы представляют собой механическое объединение технологически малосвязанных предприятий. Часто в группе отсутствует реальная единая финансовая политика, способная учитывать различные интересы входящих в группу промышленных и финансовых предприятий. Не решены до конца проблемы налогообложения ФПГ, вопросы их государственной поддержки.

Вместе с тем деятельность ФПГ очень важна для нашей экономики, так как в результате интеграции экономических, организационных, технологических и интеллектуальных потенциалов их участников обеспечиваются реальные механизмы самофинансирования, наращивания инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных производств.

При формировании ФПГ следует руководствоваться рядом объективных критериев — в частности, принципами экономической целесообразности, единства технологической цепочки и т.п. В первую очередь необходимо создавать ФПГ на базе технологически связанных предприятий, которые выпускают сложную наукоемкую продукцию, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынке, имеющую платежеспособный спрос, а также предприятий, поставляющих продукцию для государственных нужд. ФПГ могут стать действенным инструментом реализации приоритетов структурной политики, развития перспективных отраслей и производств, особенно экспортной ориентации, реализации достижений научно-технического прогресса, экологических программ- Концентрация в таких группах значительных финансовых ресурсов и промышленного потенциала позволяет осуществлять большие инвестиционные проекты по разработке и производству высокоэффективной и конкурентоспособной продукции. ФПГ позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за счет того, что в ее структуре возможно создание финансовых схем, где достигается такая минимизация налогов и диверсификация рисков, которая не может быть достигнута иным путем.

Управление финансово-промышленной группой. Правовой статус центральной компании — Студопедия

Полномочия органов управления финансово-промышленной группы не распространяются на всю коммерческую деятельность ее участников. Управляющее воздействие органов ФПГ касается только общей деятельности участников в составе группы. Эта общая деятельность ограничена целями создания ФПГ, частью объединенных для достижения этих целей активов.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих, в который входят представители всех участников ФПГ. Формирование совета управляющих происходит по типу той организационно-правовой формы, в которой создается центральная компания.

Например, в большинстве случаев центральная компания создается в организационно-правовой форме акционерного общества. В этом случае совет управляющих будет действовать как общее собрание акционеров.

Проводя аналогию между управлением акционерным обществом и финансово-промышленной группой, можно сказать, что совет управляющих ФПГ является аналогом общего собрания акционеров, а центральная компания играет роль исполнительного органа.

Центральная компания – юридическое лицо, которое может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза. Центральная компания, как правило, является инвестиционным институтом, поэтому исходя из задач формирования ФПГ трудно представить, чтобы она не осуществляла предпринимательскую деятельность.

В этой связи создание центральной компании в организационно-правовой форме ассоциации вряд ли целесообразно. Согласно ст.

121 ГК РФ ассоциация (союз) юридических лиц является единственной формой некоммерческой организации, которая ни при каких условиях не вправе проводить самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Центральная компания подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации юридических лиц.

Следовательно, при создании ФПГ государственная регистрация может осуществляться дважды: сначала регистрируется центральная компания в Едином государственном реестре юридических лиц, а затем – сама финансово-промышленная группа в государственном реестре ФПГ, который ведет Минэкономразвития России.

Надо сказать, что участники будущей финансово-промышленной группы могут специально не создавать центральную компанию, а поручить выполнение ее функций уже существующей организации, в которой имеется доля участия каждого из них.

После регистрации ФПГ центральная компания вносит в свое фирменное наименование слова «центральная компания финансово-промышленной группы”, о чем направляет уведомление в регистрирующий орган (соответствующую инспекцию Федеральной налоговой службы).

Изменения в учредительных документах юридических лиц регистрируются в уведомительном порядке в случаях, предусмотренных законодательством. На сегодняшний день уведомительная процедура регистрации используется только для изменений в уставе хозяйственного общества, связанных с созданием филиалов и представительств.

Формуляры документов, используемых в процессе государственной регистрации юридических лиц, также не предусматривают уведомлений для регистрации изменений фирменного наименования организации*(67).

Поэтому в свете действующего законодательства правильнее говорить, что центральная компания должна зарегистрировать изменение своего фирменного наименования, а не просто уведомить об этом регистрирующий орган.

В России многие центральные компании являются банками или кредитными организациями. И это действительно эффективно в связи с тем, что помимо финансирования деятельности ФПГ, банк может выступать промежуточным заемщиком, привлекая инвестиции.

Зачастую центральные компании – банки претендуют на право управления финансами всех участников группы, в этом случае реализуется принцип самоинвестирования в рамках ФПГ, что невозможно, если центральная компания создана в форме ассоциации (союза).

Если центральная компания является банком или кредитной организацией, она может выполнять в интересах участников группы отдельные банковские операции.

Центральная компания выступает от имени всех участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью группы, ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс группы и отвечает за правильность ведения консолидированной отчетности.

Центральная компания готовит ежегодный отчет о деятельности группы, который рассылается всем участникам группы, уполномоченному государственному органу (Минэкономразвития России), а также публикуется в срок не позднее 90 дней по окончании финансового года.

Отчет составляется после независимой аудиторской проверки деятельности финансово-промышленной группы, которую оплачивает центральная компания ФПГ.

Поскольку финансово-промышленная группа не пользуется правами юридического лица, в гражданских правоотношениях она выступает через свою центральную компанию, учрежденную всеми участниками или являющуюся по отношению к ним основным обществом.

Участники группы несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате деятельности центральной компании. Это правило корреспондирует с положениями п. 2 ст.

1047 ГК РФ о том, что участники договора о совместной деятельности (простого товарищества) отвечают солидарно по всем общим обязательствам.

Здесь следует обратить внимание на понятие «общие обязательства”, означающее, что повлечь солидарную ответственность участников ФПГ могут не все обязательства центральной компании, а только непосредственно связанные с деятельностью финансово-промышленной группы.

Надо сказать, что специальные нормы о правовом статусе центральной компании не соответствуют законодательству о хозяйственных обществах и ассоциациях (союзах) юридических лиц.

Так, участники хозяйственного общества не отвечают по его обязательствам и рискуют в предпринимательской деятельности только потерей оплаченных ими вкладов в уставном капитале. Члены ассоциации (союза) юридических лиц отвечают по обязательствам созданной организации субсидиарно.

Если же ассоциация (союз) или хозяйственное общество выполняют функции центральной компании финансово-промышленной группы, то все участники ФПГ (учредители центральной компании) отвечают по ее обязательствам солидарно.

Еще одно несоответствие можно отметить в структуре холдинговой модели финансово-промышленной группы.

В такой ФПГ центральная компания как отдельное юридическое лицо не создается, ее функции выполняет основное общество. В соответствии с п. 2 ст.

105 ГК РФ дочернее общество не отвечает по долгам основного общества, а в финансово-промышленной группе дочерние компании солидарно отвечают по обязательствам своего основного общества.

Несмотря на отмеченные противоречия, следует сказать, что законодательство о финансово-промышленных группах носит специальный характер и поэтому имеет приоритет перед общими нормами Гражданского кодекса РФ.

Изначально предполагалось, что финансово-промышленным группам будут оказываться меры государственной поддержки.

Среди этих мер законодательство называет: зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями торгов инвестиций для покупателя – центральной компании той же ФПГ; предоставление участникам группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность группы; передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой группы; предоставление государственных гарантий для привлечения инвестиций и др.

Однако на практике эти льготы не предоставляются, и можно сказать, что отсутствие государственного протекционизма – одна из причин, не позволивших ФПГ стать более распространенными и влиятельными формами предпринимательских объединений.

Управление финансово-промышленной группой

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра Экономической теории и мировой экономики

Курсовая работа

По курсу:»Менеджмент»

На тему: Управление финансово-промышленной группой

Челябинск 2010

fПлан

Введение

Глава I. Финансово-промышленные группы: общая характеристика

1.1 Понятие финансово-промышленной группы

1.2 Типы финансово-промышленных групп

1.3 Нормативное регулирование деятельности ФПГ

Глава II. Принципы управления Финансово-промышленной группой

2.1 Основы управления Финансово-промышленной группой

2.2 Способы создания Финансово-промышленной группы

2.3 Современные перспективы и тенденции развития ФПГ

Заключение

Список используемой литературы

fВведение

В настоящее время в развитых рыночных странах активно происходит слияние финансового капитала с промышленным. На этой основе происходит образование финансово-промышленных групп (ФПГ). Этот процесс отражает объективные устойчивые тенденции современной развитой экономики.

Возможности финансово-промышленных групп обретают повышенную значимость в кризисных экономических условиях, когда нужны оперативная мобилизация ресурсов, их эффективное перераспределение в ключевые сферы производства и научно-технического развития.

Цель работы – изучить понятие финансово-промышленных групп, а также проанализировать сущность и особенности управления финансово-промышленными группами.

Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:

1. Изучить понятие и типы финансово-промышленных групп;

2. Проанализировать нормативное регулирование деятельности финансово-промышленных групп;

3. Дать характеристику основам управления финансово-промышленных групп;

4. Охарактеризовать современные перспективы и тенденции финансово-промышленных групп;

Объектом исследования являются финансово-промышленные группы. Предметом являются способы управления финансово-промышленными группами

fГлава I. Финансово-промышленные группы: общая характеристика

1.1 Понятие финансово-промышленной группы

ФПГ – это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Финансово-промышленные группы представляют собой универсальные многоотраслевые комплексы, включающие в себя промышленные предприятия, банки, торговые фирмы, страховые, пенсионные, инвестиционные и другие компании. Они обеспечивают гарантированный доступ к финансово-кредитным и материально-техническим ресурсам, а также наиболее надежное и прибыльное размещение капитала.

Существует 2 формы ФПГ :

холдинг, когда юридические лица действуют как материнская (она же центральная) компания и дочерние общества;

система участия, когда юридические лица полностью или частично объединяют свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ, либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ.

В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений), а именно:

· государственные и муниципальные унитарные предприятия – в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества;

· дочерние хозяйственные общества и предприятия – только вместе с основным обществом (унитарным предприятием-учредителем);

· инвестиционные институты, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

Рисунок 1 – Структура финансово-промышленных групп

Именно сегодня инвестиционные фонды играют основную роль в практическом осуществлении инвестиционной стратегии ФПГ в части приобретения пакетов акций и отдельных предприятий в ходе приватизации.

ФПГ обладают одной характерной особенностью – это отсутствие какой бы то ни было формально закрепленной организационной структуры.

Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

Участники ФПГ, производящие товары и услуги, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков и вести консолидированные учет, отчетность и баланс ФПГ, а также они вправе перекрестно владеть акциями.

ФПГ, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств – участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные ФПГ.

В случае создания транснациональной ФПГ на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной или международной ФПГ.

Для участников межгосударственной ФПГ национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.

Правовой статус центральной компании

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих, в состав которого входят представители всех участников группы.

Формирование совета управляющих в значительной степени происходит по типу организационно-правовой формы, в которой создается центральная компания. Например, в большинстве случаев центральная компания создается в организационно-правовой форме акционерного общества. В этом случае совет управляющих будет действовать по типу общего собрания акционеров.

Центральная компания – это юридическое лицо, которое может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза.

Центральная компания подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации юридических лиц. Следовательно, при создании ФПГ государственная регистрация осуществляется дважды:

регистрируется центральная компания ФПГ в реестре юридических лиц;

регистрируется сама группа в реестре финансово-промышленных групп, который ведет Минэкономразвития России.

После регистрации ФПГ центральная компания вносит в свое фирменное наименование слова «центральная компания финансово-промышленной группы”, о чем направляет уведомление в регистрирующий орган (Федеральную налоговую службу России).

В России многие центральные компании являются банками или кредитными организациями. Создание центральных компаний в форме таких организаций действительно эффективно, т.к. помимо финансирования деятельности финансово-промышленной группы банк может выступать промежуточным заемщиком, привлекая инвестиции.

Зачастую центральные компании – банки претендуют на право управления финансами всех участников ФПГ. В этом случае реализуется принцип самоинвестирования в рамках ФПГ, чего нельзя сделать, если центральная компания создана в форме ассоциации (союза). Согласно ст.

121 ГК РФ ассоциация (союз) юридических лиц является единственной формой некоммерческой организации, которая ни при каких условиях не вправе проводить самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Центральная компания ФПГ:

выступает от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью группы;

ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс группы. Постановлением Правительства от 9 января 1997 г. N 24 установлен Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ. Помимо этого центральная компания предоставляет отчетность отдельно по своей деятельности. ФПГ может быть также признана консолидированной группой налогоплательщиков;

готовит ежегодный отчет о деятельности группы. Этот отчет рассылается всем участникам группы, уполномоченному государственному органу (Минэкономразвития) и публикуется в срок не позднее 90 дней после окончания финансового года. Отчет составляется после проверки деятельности ФПГ независимым аудитором. Аудиторскую проверку оплачивает центральная компания ФПГ;

выполняет в интересах участников отдельные банковские операции в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

ФПГ не пользуется правами юридического лица, поэтому в правоотношениях она выступает через свою центральную компанию. Участники ФПГ несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате деятельности центральной компании.

Специальные нормы о правовом статусе центральной компании не соответствуют законодательству о хозяйственных обществах и ассоциациях юридических лиц (см. табл. 4).

Таблица 4

Центральная компания – хозяйственное общество Центральная компания – ассоциация (союз) юридических лиц
Коммерческая организация, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли Некоммерческая организация, которой вопреки общим правилам ст. 50 ГК РФ запрещено самостоятельно заниматься предпринимательской деятельности (ст. 121 ГК РФ)
Участники хозяйственного общества не несут ответственности по его обязатель- ствам и рискуют только потерей оплаченных ими вкладов в уставный капитал Участники центральной компании несут солидарную ответственность по ее обязатель-ствам Члены ассоциации (союза) несут по ее (его) обязательствам субсидиарную ответственность Участники центральной компании несут солидарную ответственность по ее обязатель- ствам

ФПГ оказывается государственная поддержка, например, предоставляются следующие льготы:

зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями торгов инвестиций для покупателя – центральной компании той же ФПГ;

предоставление участникам группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность группы;

передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой группы;

предоставление государственных гарантий для привлечения инвестиций;

Центральный банк РФ может снижать нормы обязательного резервирования для повышения инвестиционной активности ФПГ.

Проверь себя

1. ФПГ – это:

1) ассоциация юридических лиц – некоммерческая организация;

2) холдинговая компания;

3) группа лиц, не имеющая статуса юридического лица.

2. Какие из перечисленных лиц могут быть участниками ФПГ?

1) индивидуальные предприниматели;

2) кредитные организации, банки;

3) общественные объединения.

3. Инициативными участниками ФПГ являются:

1) производственные предприятия;

2) инвестиционные фонды;

3) кредитные организации, банки.

4. Какие лица относятся к обязательным участникам ФПГ?

1) страховые компании;

2) кредитные организации, банки;

3) торговые дома.

5. Какой государственный орган осуществляет регистрацию ФПГ?

1) Министерство юстиции;

2) Минэкономразвития;

3) Министерство финансов.

6. Высший орган управления ФПГ – это:

1) совет холдинга;

2) общее собрание участников;

3) совет управляющих.

7. Какие лица относятся к обязательным участникам ФПГ?

1) товарные биржи;

2) производственные предприятия;

3) страховые компании.

8. Какие из перечисленных лиц не могут быть участниками ФПГ?

1) индивидуальные предприниматели;

2) хозяйственные товарищества;

3) производственные кооперативы.

9. Центральная компания ФПГ может быть создана в форме:

1) инвестиционного фонда;

2) союза юридических лиц;

3) некоммерческого партнерства.

10. Центральная компания ФПГ не может быть создана в форме:

1) ООО;

2) союза юридических лиц;

3) некоммерческого партнерства.

11. Центральная компания ФПГ может быть создана в форме:

1) ассоциации юридических лиц;

2) автономной некоммерческой организации;

3) некоммерческого партнерства.

12. В какой срок после окончания финансового года публикуется годовой отчет о деятельности ФПГ?

1) до 1 апреля;

2) до 1 июня;

3) до 30 июня.

Управление ФПГ

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих, в состав которого входят представители всех участников группы.

Формирование совета управляющих в значительной степени происходит по типу организационно-правовой формы, в которой создается центральная компания.

Деятельность.

Центральная компания — это юридическое лицо, которое может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза.

Центральная компания подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации юридических лиц. Следовательно, при создании ФПГ государственная регистрация осуществляется дважды:

– регистрируется центральная компания ФПГ в реестре юридических лиц;

– регистрируется сама группа в реестре финансово-промышленных групп, который ведет Минэкономразвития России.

После регистрации ФПГ центральная компания вносит в свое фирменное наименование слова «центральная компания финансово-промышленной группы», о чем направляет уведомление в регистрирующий орган (Федеральную налоговую службу России).

В России многие центральные компании являются банками или кредитными организациями. Создание центральных компаний в форме таких организаций действительно эффективно, т.к. помимо финансирования деятельности финансово-промышленной группы банк может выступать промежуточным заемщиком, привлекая инвестиции.

Зачастую центральные компании — банки претендуют на право управления финансами всех участников ФПГ В этом случае реализуется принцип самоинвестирования в рамках ФПГ, чего нельзя сделать, если центральная компания создана в форме ассоциации (союза). Согласно ст.

121 ГК РФ ассоциация (союз) юридических лиц является единственной формой некоммерческой организации, которая ни при каких условиях не вправе проводить самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Основным принципом формирования ФПГ является такое объединение хозяйствующих единиц (компаний, банков), при котором каждый участник группы, сотрудничая на взаимовыгодных условиях с остальными членами группы, занимается только такой деятельностью, которая приносит ему максимальную прибыль. ФПГ в целом выигрывает от мобилизации крупных капиталов, от объединения части активов участников и от преимуществ специализации входящих в нее компаний.

Деятельность ФПГ осуществляется в соответствии с договором и оргпроектом под контролем полномочного государственного органа.

Участники ФПГ, занятые в производстве товаров и услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс.

Участники ФПГ несут солидарную ответственность по обязательствам центральной компании.

Центральным банком РФ могут предоставляться льготы банкам — участникам ФПГ, осуществляющим инвестиционную деятельность.

Среди первых наиболее крупных участников ФПГ Российской Федерации можно назвать следующие: Новолипецкий, Челябинский, Магнитогорский, Орско-Халиловский, Старооскольский металлургический комбинаты, АО «АвтоВАЗ», «КамАЗ», «Авиастар»», «Тулачермет» и «Уралмаш»; «Международная финансовая компания», «Автобанк», «Гермес-союз», «Промрадтехбанк» и др.

Начало становления российских ФПГ было положено Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 1993г. №2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» В соответствии с этим Указом в 1993-1994гг.

Предположительно в настоящее время в России насчитывается около 150 объединений хозяйственных единиц, которые по формальным признакам могли бы претендовать на такое юридическое оформление.

Целый ряд таких объединений представляет собой промышленные холдинги, созданные коммерческими банками или частными торговыми компаниями. Типичным примером являются российские нефтяные компании.

Вместе с тем отнюдь не каждое объединение предприятий стремится получить официальный статус ФПГ. Во многих случаях это объясняется тем, что сам по себе юридический статус ФПГ не гарантирует получения государственной поддержки и льгот.

Получение последних зависит не столько от статуса ФПГ, сколько от собственной лоббистской мощи объединения предприятий (его ядра или инициатора) вне зависимости от статуса объединения.

Финансово-промышленные группы имеют перспективы развития как в направлении расширения разнообразия целей деятельности, так и разновидностей промышленных структур, входящих в состав ФПГ.

Одной из таких целей является диверсификация производства, создающая возможности для повышения скорости реакции на изменения на рынках сырья, технологий и товаров, маневрирования ресурсами, ускорения технических и организационных нововведений.

Опыт зарубежных фирм подтверждает эффективность стратегии развития крупных компаний в направлении диверсификации.

Другой перспективной целью, возможно самой приоритетной, является ускорение темпов научно-технического развития и конверсии производств в соответствии с изменениями на внутреннем и внешнем рынках товаров и технологий.

ФПГ, созданные на основе крупных банков, после 1998 претерпевают ощутимые изменения: несомненны определенная ревизия амбиций конкретных банков, сосредоточение их активности на более узком круге направлений в реальном секторе экономики.

Однако смена собственника банковских активов (перераспределение их из ОНЭКСИМБанка в «Росбанк», из «Автобанка» в «Страховое акционерное общество «Россия», и т.п.) еще не означает развала соответствующих ФПГ; продажа этих активов выступает маневром по сохранению групп, пусть и с определенной сменой их «вывесок».

Главное же состоит в том, что кризис побудил некоторые группы к переосмыслению возможностей самостоятельного наращивания инвестиционного потенциала, к активизации поисков стратегических инвесторов.

Оценка перемен в ФПГ как «перехода от развития к выживанию» оправдана лишь применительно к тем случаям, когда в структуре собственности стратегических инвесторов замещают портфельные. Между тем августовский кризис 1998г.

ознаменовался резким снижением активности портфельных инвесторов, что проявилось в ситуации на российском фондовом рынке.

На этом фоне заметно усиление озабоченности структурой российской промышленности со стороны государства и крупнейших монополий с его участием.

Симптоматичны в этом смысле, с одной стороны, идея создания мощного Банка развития (хотя ее реализация явно затянулась), с другой, – структурообразующие усилия РАО «Газпром», результатом которых вовсе не будет распад прежних интеграционных связей (наоборот, экспансия «Газпрома», направленная на создание холдинга «Газметалл», может усилить связи между Оскольским электрометаллургическим комбинатом и поставщиками железорудного сырья). Понятно, впрочем, что ведущим российским компаниям придется до лета 2000г. проявлять повышенную осторожность в крупных приобретениях (учитывая фактор противодействия этому и региональных элит, и госсобственника, озабоченного мобилизацией ресурсов).

Развитие ФПГ позволит облегчить решение ряда проблем, вызванных реформой экономики. В рамках ФПГ достигается:

  • – концентрация денежных, материальных, научно-технических, трудовых и информационных ресурсов;
  • – формирование эффективного механизма самофинансирования участников ФПГ: в результате интеграции экономических, организационных, технологических и интеллектуальных потенциалов участников ФПГ обеспечиваются реальные механизмы самофинансирования, наращивания инвестиционных ресурсов для высокоэффективных производств;
  • – повышение устойчивости общей доходности и снижение предпринимательского риска участников группы: ожидаемая чистая прибыль центральной компании есть сумма ожидаемых прибылей участников, в то время как риск группы меньше суммы рисков всех компании;
  • – повышение экономической стабильности участников группы: становится возможным оказание помощи тем убыточным предприятиям, которые незаменимы в технологической цепи изготовления конечного продукта. ФПГ могут приобретать убыточные предприятия, осуществлять их санацию и преобразовывать в эффективные производства. В то же время ФПГ способны довольно легко переносить локальные банкротства в своей системе;
  • – упрощение решения проблемы взаимной задолженности предприятий группы. Следует иметь ввиду, что проблема неплатежей в российской экономике не сводится только к неплатежам предприятий и представляет собой явление многоплановое и многофакторное. Оно отражает не только проблемы, связанные с платежной дисциплиной предприятий, но и несовершенство системы налогообложения в стране, несовершенство или фактическое отсутствие нормального финансового менеджмента на предприятиях, своеобразие политики и адаптации предприятий к рыночным условиям хозяйствования;
  • – улучшение кредитного обслуживания предприятий группы банками, входящими в ФПГ, так как банк не заинтересован в искусственных задержках с платежами клиентам — партнерам по группе;
  • – устойчивая кооперация предприятий группы и организация внутреннего маркетинга, что снимает с повестки дня проблему поставок и сбыта;
  • – возможность формирования международных кооперационных связей. С ФПГ будут более охотно сотрудничать иностранные инвесторы, так как подобные объединения обладают достаточной автономией в принятии и осуществлении основных решений и могут самостоятельно входить в международные кооперационные связи. Для зарубежных партнеров ФПГ являются предпочтительным гарантом сохранности вложенных средств.

Добавить комментарий