Взаимная ответственность государства

1. Господство права

Как уже отмечалось, основными признаками правового государства являются: господство права, верховенство закона, разделение властей, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность личности и государства.

2. Верховенство закона.

Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами.

Далее, верховенство закона означает его всеобщность (т.е. распространение требований закона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во времени и по кругу лиц.

Основной закон государства – это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государств Конституции.

3. Разделение властей

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Причем, каждая из этих «властей», являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение. В своем идеале он должен означать, что решения, имеющие большое значение для народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае, сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам народа.

4. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина

В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо.

Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности.

В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в: нарушении международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.

5. Взаимная ответственность личности и государства

Взаимная ответственность личности и государства — неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы.

Обязанности закреплены Конституцией. Каждый гражданин должен, в первую очередь, соблюдать Конституцию, законы, нормы права, уважать права и свободы других граждан. Правовое государство имеет определенные обязанности перед своими гражданами.

Речь идет о взаимной ответственности государства с одной стороны и всех кто вступает с ним в правоотношения, с другой.

Мы воспринимаем как должное ответственность личности перед государством. Нарушил человек требования законов (вовремя не уплатил квартирную плату, совершил прогул, пересек улицу на красный свет светофора, украл, оскорбил человека и т.п.) государство привлекает его к ответственности, наказывает. Но много ли вспоминается случаев, когда бы личность призвала к ответу государство за нарушение последним правовых норм.

Правовое же государство предполагает взаимную, двустороннюю ответственность: с одной стороны, личность несет юридическую ответственность (в традиционном ее понимании) перед государством, а с другой, — государство отвечает перед личностью в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения лежащих на нем обязанностей или злоупотреблений предоставленными ему правами. А практически это означает возможность гражданина беспрепятственно обратиться за защитой своего нарушенного права в тот или иной правоохранительный орган, и в первую очередь, в суд. А государство в лице его конкретных органов или должностных лиц, в случае не исполнения требований правовых норм, обязано претерпеть определенную меру наказания и возместить ущерб (например, выплатить гражданину определенную компенсацию за задержанный по вине авиапредприятия рейс; оплатить расходы, связанные с лечением лица вследствие производственной травмы и т.п.). Сегодня реализация этого принципа чрезвычайно затруднена, для многих она кажется необычной мечтой. И все же в последнее время стали намечаться прогрессивные тенденции.

В демократическом государстве гражданин (личность) является и объектом властных воздействий, и субъектом их выработки и осуществления. Граждане могут непосредственно, без учреждения социальных объединений, участвовать в политических отношениях. Выборы, референдумы, сходы и собрания, суд присяжных, обсуждение законопроектов, митинги, пикеты, уличные шествия, демонстрации и другие формы непосредственной демократии позволяют гражданам прямо и непосредственно, от своего имени, а не через социальное объединение реализовать неотъемлемое право на участие в политической жизни общества.

Социальный статус включает всю совокупность признаков, характеризующих индивида как личность, как участника общественных отношений.

Правовой статус личности – это юридически закрепленное положение индивида в обществе.

Если социальный статус представить как целое, то правовой статус — это часть социального статуса, регулируемая нормами права.

Идея правового государства имеет первостепенное значение для положения личности в обществе. Именно государство призвано самым непосредственным образом отстаивать неотъемлемые права человека в обществе. В основе концепции правового государства лежит принцип свободы выбора народом своего социального и политического устройства. Правовое государство не признает, какого либо другого иного источника суверенности, кроме свободного волеизъявления своих граждан. Правовое государство опирается на основной закон (конституцию), который четко определяет взаимные обязательства управляющих и управляемых по отношению друг к другу: прерогативы политической власти и права личности.

Всякая власть в правовом государстве ограничена законом, а само государство является правовым в той мере, в какой оно печется об интересах общества, охраняет права человека. Не общество служит государству, а государство обществу. Государство опирается на принцип разделения власти, на законодательную, исполнительную и судебную, всеобщее избирательное право, референдум и другие представляют собой социально-политические изобретения и демократические завоевания народных масс в борьбе за свои интересы. Правовое государство является сильным, благодаря тому, что оно защищает и охраняет интересы общества и личности от посягательства на их права, от кого бы они не исходили. Поэтому особо необходимы правоохранительные органы власти, сберегающие суверенность личности.

Понятие гражданства касается специфических правовых отношений между частным лицом и государством, которые признаются этим государством. За гражданином в силу таких отношений закреплены определённые права (например, право избирать и быть избранным на государственную службу), гражданин имеет ряд обязанностей (быть законопослушным, платить налоги, выполнять воинский долг) и несёт ответственность в случае неисполнения своих обязанностей. Государство ответственно перед гражданином, а гражданин — перед государством. Права и обязанности государства и гражданина взаимны. Каждый человек имеет право на гражданство: никто не может быть произвольно лишён гражданства или права изменить его.

103. Права человека: понятие, историческое развитие, современное значение.

В науке под общечеловеческими ценностями понимают то, что для человека имеет главное значение и стоит выше интересов не только отдельных людей, но и различных классов и групп.

Права человека — важнейшая общечеловеческая ценность, а степень их реализации — основной показатель демократичности и прогрессивности общественного строя в государстве.

Права человека – категория общечеловеческая, она формируется благодаря обобщению различных представлений о том, какими правами человек, как субъект общечеловеческих отношений, должен непременно обладать. Категория «права человека» формировалась как общечеловеческий критерий для оценки правовой системы конкретных государств. Права человека опираются на общечеловеческие ценности, на достижения более передовых, цивилизованных государств в области их взаимоотношения с личностью. Поэтому права человека — это права людей безотносительно к конкретному государству. Человек правами человека обладает как член общечеловеческого сообщества.

В историческом развитии прав человека исследователи выделяют три волны, или три поколения.

1. Первая волна восходит к истокам конституционализма. В первых конституционных актах фиксировались, как правило, две группы прав и свобод, обусловленные дуализмом гражданского и политического общества. Это соответственно гражданские права и свободы, которые у нас принято именовать личными, – прежде всего неприкосновенность личности с ее процессуальными гарантиями (хабеас корпус, неприкосновенность жилища и др.), и права и свободы политические – избирательное право, свобода слова, печати и т. п.

2. Вторая волна, проявившаяся в первой половине и особенно в середине XX века, характеризуется широким включением в конституции социально-экономических прав и свобод, гарантирующих интересы прежде всего тех, кто работает по найму, – права на труд и связанных с ним гарантий, включая социальное обеспечение трудящихся, а также прав и свобод социально-культурного характера, в конституционном гарантировании которых заинтересованы также преимущественно наемные работники, – права на образование, на доступ к достижениям науки и культуры и т. п.

3. Третья волна обусловлена обострением во второй половине XX века глобальных проблем, среди которых на одно из первых мест выходит экологическая, и вступлением наиболее развитых стран в эпоху информатизации. Отсюда такие права, как право на здоровую окружающую среду, право на информацию и т. п.

Независимо от этих волн на развитии прав и свобод, пожалуй, наиболее ярко сказываются отмеченные в первой главе основные тенденции развития конституционного права – социализация, демократизация, интернационализация. Происходит постоянное совершенствование качества юридических формулировок провозглашаемых в конституциях прав и свобод.

Документы, закрепляющие права человека, такие как Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Конституция США (1787 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) и американский Билль о правах (1791 г.), Первая Женевская конвенция (1864 год), Всеобщая декларация прав человека (1948 год) являются предшественниками многих современных документов о правах человека.

Права человека — это неотъемлемые возможности (социально-экономические, политические, культурные и др.) свободной жизнедеятельности, свободного самоопределения человека в обществе.

Современное представление о правах человека выражает так называемая универсальная концепция прав человека, первоначально закрепленная во «Всеобщей декларации прав человека» от 10 декабря 1948 г. Впоследствии появились и иные международно-правовые акты, документы соответствующего содержания и значения. Например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и др.

Концепция прав человека называется универсальной, потому что указанные в ней возможности свободной жизнедеятельности, свободного самоопределения относятся в равной мере к каждому человеку, независимо от его расовой, национальной принадлежности, пола, социального и имущественного положения и т.д. Концепция прав человека — это «говорящее» об общечеловеческих ценностях идеологическое отражение меры свободы человека, стандартов его свободы на современном этапе развития человеческой цивилизации и культуры.

Разграничение прав гражданина и прав человека связано с различием государства и гражданского общества, для которого характерно наличие системы отношений в которые государство не вмешивается, ограждает эти отношения от незаконного вмешательства (своего, иного).Гражданское общество предполагает реализацию человеком индивидуальных интересов, здесь права человека – основа автономии (самоопределения, самореализации ) личности. Права гражданина относятся к сфере отношений индивида с государством. Правовой статус гражданина обусловлен институтом гражданства, т.е. особой устойчивой правовой связью индивида с государством, выражающейся в их взаимных правах и обязанностях. Понятия «права человека», «права гражданина» предполагают как различие правовых статусов у человека и гражданина , так и то, что, например , права человека , предусмотренные разделом Конституции Украины «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», признаются за каждым человеком ,находящимся на территории Украинского государства (не только гражданином Украины, но и лицом без гражданства, иностранцем).

⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 72

Особенность правового государства нельзя сводить только к правовому характеру деятельности. Как было сказано выше, эта особенность определяется и характером взаимоотношений государства и общества, государства и отдельной личности. В правовом государстве эти отношения строятся не на принципе господства и подчинения или патернализма, а на принципе взаимной ответственности государства и личности. Указанный принцип находит проявление в следующих показателях:

Разделение властей.Единая государственная власть делится на три самостоятельных ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть осуществляется представительными органами, которые от имени общества издают законы — правовые акты, непосредственно выражающие интересы гражданского общества. Соединение в одних руках законодательной и исполнительной власти превращает государство в тоталитарное, осуществляющее руководство обществом, не сообразуясь с его интересами. Еще большее значение для функционирования правового государства имеет независимая судебная власть.

Наличие механизма контроля со стороны общества за деятельностью государства. Прежде всего, социальные структуры гражданского общества имеют возможность принимать участие в формировании властных государственно-правовых структур. Прежде всего, речь идет о системе выборов представительных органов всех уровней, других управленческих структур.

Избирательный процесс по своей политико-правовой сути является конфликтогенным процессом. Нарушение избирательного законодательства, избирательных прав граждан и связанные с этим избирательные споры стали непременным атрибутом всех избирательных компаний, а их рассмотрение и разрешение занимают немалую часть времени в работе избирательных комиссий. Как показывает практика работы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации, разрешение конфликтных ситуаций происходит, к сожалению, в основном посредством судебных разбирательств.

Демократическое общество имеет возможность осуществлять контроль за деятельностью государственных органов и в необходимых случаях оказывать воздействие на них путем отзыва, импичмента, перевыборов и т.д. Своеобразными формами контроля со стороны общества за деятельностью государственных структур являются референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и др. Указанные формы не исключают и юридической ответственности (дисциплинарной, гражданско-правовой или уголовной) должностных лиц любого уровня за нарушение прав и свобод граждан, превышение власти, злоупотребление служебным положением.

Правовое государство — не тип и не форма государства. Это особое состояние государственности, отражающее уровень развития общества и

характер управления им.

Система юридической ответственности состоит из двух подсистем: 1) ответственность лица перед государством (публично-правовая ответственность); 2) ответственность государства перед частным субъектом. Если рассматривать публично-правовую ответственность как систему, то в ней можно выделить: а) ответственность человека и гражданина перед государством (внешние правоотношения); б) ответственность государственного служащего (должностного лица) перед государством (внутрисистемные или внутриорганизационные отношения).

В системе российского права все виды юридической ответственности человека и гражданина предусматривают, в прямой, либо в опосредованной форме, его ответственность перед государством. Определение субъекта, перед кем правонарушитель несет ответственность, достаточно важно и позволяет рассматривать юридическую ответственность лица перед государством как публично-правовое явление.

Ответственность гражданина и человека перед государством наступает за неисполнение лицом своих юридических обязанностей. В зависимости от характера и значимости обязанности, наступают различные виды юридической ответственности.

Конституция РФ закрепляет обязанности, которые носят всеобщий характер и не зависят от положения лица. Обязанности различны по своей природе: одни из них вытекают из принадлежности к государству (обязанности гражданина РФ); другие действуют в отношении всех, в т.ч. иностранных граждан и лиц без гражданства (обязанности человека).

Важнейшей обязанностью гражданина и человека является требование соблюдать Конституцию РФ и законы (ст.15, ч.3 ст.62 Конституции РФ). К конституционным обязанностям человека и гражданина также относятся:

· Уважать права и свободы других лиц (ч.3 ст.17);

· Платить законно установленные налоги и сборы (ст.57);

· Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58);

· Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч.3 ст.44).

К числу обязанностей, которые принадлежат только гражданину РФ, относятся:

· Защита Отечества (ч.1 ст.59);

· Обязанность родителей по воспитанию детей и заботе о них (ч.2 ст.38);

· Обязанность родителей обеспечить получение детьми основного общего образования (ч.5 ст.43);

· Обязанность получить основное общее образование (ч.4 ст.43).

· Конституционные обязанности – это закрепленные и охраняемые юридической ответственностью требования, которые предъявляются каждому гражданину и человеку и связаны с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества и государства. Неисполнение этих обязанностей вызывает следующие виды юридической ответственности:

· Административно-правовой

· Уголовно-правовой

· Материально-правовой

Неисполнение обязанности может вызывать различные последствия. Вид юридической ответственности зависит от характера посягательства, объекта охраны и умысла виновного. Например, обязанность защищать Отечество охраняется двумя видами юридической ответственности: административной и уголовной. Если гражданин умышленно испортил или утратил документы воинского учета, либо уклонился от медицинского обследования – наступает административная ответственность, предусмотренная ст.21.6 и ст.21.7 КоАП РФ. Если же происходит уклонение от прохождения военной службы – наступает уголовная ответственность по ст.328 УК РФ.

Обязанность родителей по воспитанию детей охраняется и обеспечивается ст.5.35 КоАП «Неисполнение родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию», а также ст.156 УК «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» и ст.157 УК «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей».

Юридической ответственностью охраняются не только конституционные обязанности человека и гражданина, но и любые другие обязанности, предусмотренные на уровне федерального закона, либо закона субъекта РФ. Неисполнение, либо ненадлежащее исполнение любой, закрепленной в законе обязанности, вызывает неблагоприятные для лица последствия. В зависимости от степени общественной опасности деяния, наступает материальная, административная или уголовная ответственность. Например, обязанность лица соблюдать требование об охране частной собственности, провозглашенное и гарантированное Конституцией РФ (ст.35). Нарушение права собственности другого лица вызывает различные последствия. Так, повреждение чужого имущества по неосторожности вызовет наступление материальной ответственности, т.е. лицо повредившее имущество, обязано возместить собственнику причиненный ущерб. Если же повреждение имущества совершенно умышленно и не причинило значительный ущерб собственнику имущества, наступает административная ответственность (ст.7.17 КоАП РФ) и одновременно материальная ответственность по возмещению ущерба. Совершение тех же действий, причинивших значительный ущерб собственнику, вызывает уголовную ответственность виновного по ст.167 УК РФ и соответственно материальную ответственность по возмещению ущерба. Чем значительнее общественная опасность деяния, тем больше наступает неблагоприятных последствий для лица, не исполнившего свою обязанность.

Из этих видов юридической ответственности, только материальная ответственность причинителя вреда наступает по желанию пострадавшего. В этом случае государство уважает волю и мнение лица, которому причинен материальный ущерб. В остальных случаях ответственность виновного наступает независимо от желания пострадавшего. Привлечение лица к административной и уголовной ответственности при наличии соответствующих оснований – обязанность государства, которая реализуется через систему правоохранительных органов. В каждом случае обнаружения признаков преступления либо административного правонарушения, соответствующие должностные лица обязаны возбудить дело и привлечь виновное лицо к юридической ответственности. В этом проявляется публичность данных видов ответственности.

В российском законодательстве можно выделить еще два вида юридической ответственности человека, которая наступает не перед государством, а перед другим частным субъектом.

Гражданско-правовая ответственность (или имущественная ответственность).

Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:

  • жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
  • земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
  • предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
  • имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;
  • племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также хозяйственные строения и сооружения, корма, необходимые для их содержания;
  • семена, необходимые для очередного посева;
  • продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;
  • топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;
  • средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;
  • призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

Перечень имущества организаций, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, определяется федеральным законом.

Дисциплинарная ответственность. Обеспечивает охрану трудовых отношений, гарантирует исполнение работником своих трудовых обязанностей. Субъектом ответственности является лицо, находящееся в трудовых отношениях с работодателем. Ответственность работника наступает перед работодателем, который вправе применить к работнику следующие взыскания:

Замечания,

Выговор,

Увольнение.

Государство вмешивается в эти частноправовые отношения только по желанию одной из сторон, в связи с ее обращением в суд. В основе государственного вмешательства – появление спора между работником и работодателем. (Подробно об этих отношениях в Модуле 3 «Правовое регулирование профессиональной деятельности»).

Добавить комментарий