Взаимодействие ФТС и ФСБ

Эффективное функционирование таможенных органов во многом зависит от взаимодействия с другими государственными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление соответствующих контрольных функций. Поэтому перед таможенными органами стоят более масштабные и ответственные задачи, такие как формирование доходной части федерального бюджета, защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Решение данных задач таможенными органами невозможно без взаимодействия с иными органами государственного управления нашей страны.

В ст. 23 Закона о таможенном регулировании говорится, что таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами. Таможенные органы в соответствии с указанным Законом и иными федеральными законами вправе допускать выполнение под своим контролем отдельных действий, относящихся в их компетенции, другими государственными органами. В отдельных случаях законодательством РФ исполнение отдельных функций, отнесенных в соответствии с Законом к компетенции таможенных органов, может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти.

Взаимодействие таможенных органов РФ с другими государственными органами происходит по следующим направлениям:

  • • осуществление совместных мероприятий или оказание содействия в их проведении;
  • • взаимное информационное обеспечение в рамках законодательства РФ по вопросам, представляющим взаимный интерес;
  • • проведение совместных аналитических исследований по проблемам, затрагивающим интересы взаимодействующих сторон;
  • • подготовка совместных предложений но совершенствованию законодательства;
  • • осуществление при наличии предусмотренных законом оснований проверки но учетам юридических и физических лиц;
  • • обмен специалистами по основным направлениям оперативно-служебной деятельности взаимодействующих сторон для оказания консультаций и методической помощи;
  • • совместная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; обеспечение безопасности взаимодействующих сторон в процессе осуществления повседневной оперативно-служебной деятельности, а также осуществление координации деятельности подразделений собственной безопасности.

Формы такого взаимодействия также могут быть различными: координационное совещание руководителей правоохранительных органов, региональные (межрегиональные) следственно-оперативные группы и т.д.

Приказом ФТС России от 30 сентября 2011 г. № 1981 утвержден Регламент организации работ по соглашениям о взаимодействии (информационном взаимодействии) ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и иными организациями. Регламент определяет порядок действий структурных подразделений ФТС России при разработке, согласовании проектов соглашений, подписании, изменении и расторжении данных соглашений; при осуществлении учета и контроля исполнения соглашений; при осуществлении анализа эффективности взаимодействия в рамках заключенных соглашений. Согласно Регламенту после подписания соглашений ФТС России издает приказ о его реализации, в котором определяются ответственные структурные подразделения, а также устанавливаются сроки выполнения необходимых мероприятий.

Предметом соглашений, затрагивающих осуществление отдельных контрольных функций таможенных органов, является как обмен информацией, так и проведение различных совместных мероприятий, в том числе проверок.

Кроме того, ФТС России принято большое количество правовых актов, регламентирующих порядок взаимодействия при проведении контрольных функций как между таможенными органами, так и структурными подразделениями таможенных органов.

В частности, ст. 3 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» возлагает на ФТС России задачу по обеспечению единообразного применения всеми таможенными органами на территории РФ таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле. Представляется, что в данном направлении перед ФТС России должны быть поставлены следующие две задачи: выработка концептуальных основ ведомственного контроля, направленных на устранение вопросов, ставших камнем преткновения между судебными и таможенными органами, и принятие административного регламента по установлению процедуры его применения.

Следует отметить, что создание Таможенного союза обусловило появление в административной деятельности таможенных органов нового тина правовых процедур, направленных на совместную реализацию общих задач (функций), стоящих перед таможенными органами государств — участников Таможенного союза. Их особенностью является то, что, во-первых, их осуществление выходит за пределы национальных границ данных государств, что позволяет обозначить их как межгосударственные правовые процедуры взаимодействия. Во-вторых, порядок их осуществления определяется органами Таможенного союза.

Так, например, единая задача таможенных органов государств-участни- ков по защите прав интеллектуальной собственности на таможенной территории ЕАЭС реализуется на двух уровнях — отдельно на национальных территориях государств — участников Таможенного союза и в пределах всего Таможенного союза. Порядок ее осуществления на территории РФ определен гл. 42 Закона о таможенном регулировании, а также иными нормативными правовыми актами ФТС России. Данные правовые акты содержат административные процедуры, необходимые для осуществления функции по защите интеллектуальной собственности на территории РФ: ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, приостановление выпуска товаров, проведение проверок и др.

1. Таможенные органы РФ являются органами государственного управления. Они являются динамично развивающимся институтом нашего государства, своевременно реагирующим на глобальные и локальные вызовы и угрозы. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, — ФТС России.

2. К основным направлениям развития таможенной службы Российской Федерации относятся: таможенное регулирование; осуществление фискальной функции; правоохранительная деятельность; предоставление государственных услуг и осуществление контрольно-надзорных функций; содействие интеграционным процессам и международному сотрудничеству.

Основной целью таможенной службы Российской Федерации является повышение уровня экономической безопасности, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и капитала в экономику России, полного и своевременного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.

3. Таможенные органы тесно взаимодействуют с другими государственными правоохранительными органами. Предметом взаимодействий являются совместные мероприятия, затрагивающие осуществление отдельных контрольных функций таможенных органов. Основными элементами взаимодействия является обмен информацией, проведение различных совместных мероприятий и проверок по пресечению, предупреждению незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.

Взаимодействие пограничных органов и пограничных войск Федеральной службы Безопасности Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации организуется и осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», Таможенного кодекса Российской Федерации, закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», других законодательных актов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Положения о Федеральной таможенной службе Российской Федерации.

Закон «О государственной границе РФ» (ст.27 п. 4) определяет, что таможенные органы РФ и ФСБ России, «взаимодействуют друг с другом и оказывают содействие пограничным органам и пограничным войскам ФСБ РФ в защите Государственной границы».

Федеральная Пограничная служба и Государственный Таможенный комитет Российской Федерации в развитие законодательных положений издали совместный приказ N 475/413 от 1 июля 1996 г. «О взаимодействии органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации», которым введено в действие положение «Об основах взаимодействия органов и войск Федеральной пограничной службы и таможенных органов Российской Федерации».оно не потеряло актуальности и сегодня. Положение определяет цели, принципы, основные направления, порядок организации и поддержания взаимодействия пограничных органов и пограничных войск ФСБ России и таможенных органов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2012 .

Целями взаимодействия пограничных органов и пограничных войск и таможенных органов Российской Федерации являются:

  • — достижение согласованности в осуществлении организационных и практических мер по обеспечению безопасности Российской Федерации и защите ее экономических интересов на государственной границе и таможенной границе, совпадавшей с государственной границей;
  • — обеспечение скоординированной деятельности пограничных органов и пограничных войск и таможенных органов Российской Федерации при пропуске через границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, товаров и животных;
  • — обеспечение комплексного, эффективного и дифференцированного использования сил и средств органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации при выполнении своих задач и функций.

Органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенные органы Российской Федерации при организации взаимодействия руководствуются следующими принципами:

строгое соблюдение законов;

сосредоточение усилий для выполнения наиболее сложных и ответственных задач;

непрерывность взаимодействия на всех уровнях;

оперативность и ответственность в реализации совместных планов и взятых обязательств;

Взаимодействие достигается:

координирующей ролью Федеральной службы Безопасности Российской Федерации в сфере охраны государственной границы и координирующей ролью таможенных органов Российской Федерации в сфере контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о таможенном деле;

взаимным знанием задач, согласованием различных вариантов действий;

своевременной отработкой планов взаимодействия и их уточнением при изменении обстановки;

организацией и поддержанием непрерывной связи взаимодействия и постоянным взаимным обменом информацией об обстановке;

постоянно поддерживаемыми контактами между соответствующими органами управления и их должностными лицами;

контролем за точным выполнением установленного порядка действий при выполнении поставленных задач.

В целях обеспечения эффективного взаимодействия в интересах охраны государственной границы, борьбы с контрабандой и иными правонарушениями в сфере таможенного дела органы Федеральной службы безопасности оперативные органы ФТС Российской Федерации взаимодействуют между собой в оперативно-розыскной деятельности на основе разрабатываемых планов. Взаимодействие органов Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации организуется на основе планов взаимодействия, разрабатываемых при совместном руководстве командиров соединений, частей, подразделений пограничной службы ФСБ Российской Федерации и начальников региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов таможенных органов Российской Федерации.

Основные направления взаимодействия органов Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации:

взаимное информационное обеспечение;

совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам, относящимся к компетенции ФСБ Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации;

осуществление совместных мер по поддержанию режима государственной границы, режима в пунктах пропуска через государственную границу, пограничного режима и режима в зонах таможенного контроля;

совершенствование форм и способов осуществления пограничного и таможенного контроля;

согласованное выполнение в порядке взаимопомощи отдельных задач и функций другой взаимодействующей стороны на отдельных направлениях и участках границы Российской Федерации;

совместное выявление и пресечение каналов незаконного перемещения через границу Российской Федерации запрещаемых товаров и контрабанды;

согласование направлений международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, нелегальной миграцией, незаконным оборотом оружия, радиоактивных веществ, наркобизнесом и контрабандой;

проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено, к компетенции оперативных органов Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации;

разработка и осуществление совместных действий по пресечению и локализации чрезвычайных, провокационных и конфликтных ситуаций на границе Российской Федерации и в пунктах пропуска через нее;

осуществление мер по обустройству пунктов пропуска через границу Российской Федерации и созданию необходимых социально-бытовых условий для сотрудников органов Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерацию и членов их семей;

обеспечение безопасности пограничных органов и пограничных войск Федеральной службы безопасности Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации и их сотрудников;

оказание взаимной помощи в проведении научных исследований и разработок, а также подготовке специалистов пограничного и таможенного контроля в учебных заведениях Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации.

Взаимодействие пограничных органов ФСБ Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации организуется на следующих уровнях:

Федеральная служба безопасности Российской Федерации — Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.;

Пограничная служба ФСБ РФ — Федеральная таможенная служба РФ.

Территориальное отделение (региональное управление), пограничная группа, пограничная часть центрального подчинения — региональное таможенное управление, таможня центрального подчинения;

Территориальное управление, пограничный отряд, отряд пограничного контроля, отдельный контрольно-пропускной пункт, соединение пограничных сторожевых кораблей, соединение пограничной авиации — таможня;

отдел (отделение) пограничного контроля, пограничная застава — таможенный пост;

старший смены пограничных нарядов — начальник отдела (старший смены) таможни.

Порядок взаимодействия соединений, частей, подразделений органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации оформляется планом, утверждается вышестоящими руководителями.

План взаимодействия может разрабатываться текстуально или на карте (схеме) и должен включать:

цели взаимодействия;

места дислокации органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации;

основные элементы обстановки;

направления взаимодействия;

расчет выделяемых сил, средств и порядок их действий по различным вариантам обстановки;

организацию управления;

схему связи взаимодействия.

Вопросы взаимодействия отражаются также и в ведомственных приказах, например при обнаружении контрабанды действующие инструкции и приказы предписывают старшему смены пограничных нарядов в пункте пропуска через Государственную границу информировать должностного лица таможенного органа, который и будет непосредственно заниматься её изъятием

Итак, мы рассмотрели правовые основы, цели, принципы, основные направления, порядок организации и поддержания взаимодействия пограничных органов и пограничных войск ФСБ России и таможенных органов Российской Федерации. Злобин И.Я., Мячин А.Н. Таможенное право:Курс лекций — Спб.:РИО СПб филиал РТА. 2010. — 536 с.;

Таможенные органы Российской Федерации в целях решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными органами и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

Взаимодействие с МВД РФ, ФСБ РФ направлено на предупреждение, раскрытие и расследование преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечение незаконного вывоза и ввоза в РФ оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей, выявление причин и условий, способствующих совершению подобных правонарушений.

МВД РФ и его подразделения на местах проводят оперативно-розыскные и иные мероприятия в среде потребителей и сбытчиков наркотиков, спекулянтов валютой и культурными ценностями, лиц, занятых в сфере обслуживания иностранных граждан, а также в организациях и предприятиях, осуществляющих экспортно-импортные операции; принимают участие в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений в данной сфере; ведут учет культурных ценностей, задержанных по делам о контрабанде, а также сбытчиков наркотиков, располагающих межрегиональными связями.

Министерство Внутренних Дел РФ информирует органы ФСБ и таможенные учреждения о лицах, подозреваемых в причастности совершения контрабандных сделок, незаконных внешнеэкономических операций, фактах их подготовки и совершения; о появлении в незаконном обороте на внутреннем рынке наркотиков иностранного производства; о выявленных признаках, указывающих на подготовку или совершение особо опасных государственных преступлений или деятельность, противоречащую интересам обеспечения государственной безопасности, со стороны участников внешнеэкономических связей или лиц, подозреваемых в причастности к контрабанде; о фактах, новых формах и методах незаконного перемещения через государственную границу предметов, запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту; о случаях хищений культурных ценностей из музеев, частных коллекций, церквей и иных мест с подробным описанием и фотографиями похищенного.

Федеральная служба безопасности оказывает содействие в организации контроля за объектами оперативной заинтересованности органов внутренних дел, ориентируют о возможных каналах поступления наркотиков в РФ, фактах контрабанды в другие страны, связях лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за подобные правонарушения.

Таможенные органы предоставляют возможность изучать материал сотрудникам МВД и МБ о ввозе, вывозе товаров, участвуют совместно в оперативно-розыскных мероприятиях; сообщают органам МВД и ФСБ о фактах задержания предметов, запрещенных к ввозу или вывозу, лиц, задержанных за перевозку наркотиков, выявленных в ходе таможенного контроля каналах сбыта на территории РФ оружия, наркотиков, способах их маскировки при перевозке.

Взаимодействие таможенных органов с органами МВД и ФСБ при проведении мероприятий по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в данной сфере осуществляется на основе совместных планов. Координация взаимодействия при решении вопросов организации борьбы с преступностью в данной сфере возлагается на специально создаваемые совместные рабочие группы. Благоприятную перспективу в борьбе с таможенными правонарушениями оказывает развитие сотрудничества с таможенными органами зарубежных стран.

Добавить комментарий