Взаимодействие государства с другими субъектами политической системы

При исследовании вопроса о роли и месте государства как особого звена в политической системе общества очень важно определить характер связей между государством и другими субъектами политической системы общества. Взаимоотношения государства с другими субъектами политической системы показывают, насколько схожи их принципы построения и функционирования, и демонстрируют степень совпадения их конечных целей и задач.

Взаимодействие государства с политическими партиями

«Политическая партия — имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса данного государства, в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей» . Иными словами, политической партией является сформированная группа единомышленников, целью которой выступает реализация интересов части общества посредством полного завоевания государственной власти или же путём частичного участия в её осуществлении. По способу завоевания власти политические партии разделяются на: 1) партии, участвующие в парламентской деятельности; 2) партии, которые завоевывают власть демократическим путём; 3) партии, которые ставят перед собой задачу по насильственному преобразованию общественного строя. По степени участия в государственных делах можно выделить не только парламентские партии, но и партии, уже стоящие у власти – правящие. Политическая партия реализовывает свою власть путём расстановки своих членов на главные государственные посты. Бывают такие случаи, когда взаимодействие партии с государством приводит к политической системе, определяемой термином «партийное государство». В таком государстве функционирует лишь одна властвующая партия, её идеология становится государственной, в итоге происходит объединение партии и государственного аппарата. Партийный лидер фактически становится главой государства. В партийном государстве все иные общественные организации находятся под партийным контролем, а политическая система становится тоталитарной.

Абсолютной противоположностью такой политической системе являются многопартийные политические системы, в которых важные государственные решения принимаются демократическим путём. В таких политических системах государство организовывает свои взаимоотношения с парламентскими партиями по следующему принципу: «сформулированные как правовые требования претензии различных классов и социальных групп переходят в предмет анализа в ходе законодательного процесса, с соблюдением политико-правовых норм и процедур» .

Взаимодействие государства с общественными объединениями

Взаимоотношения между государством и общественными объединениями выступают одним из главных показателей демократичности государственной власти. Когда государство старается сотрудничать с общественными объединениями, обеспечивая им свободное функционирование и помогая им развиваться, при этом гарантируя их самостоятельность в принятии решений собственных проблем, связанных с внутренней организацией, то подобное государство имеет характеристику демократического, так как оно оказывает содействие в реализации одного из важнейших прав человека – права объединяться в различные союзы с целью охраны и защиты своих интересов, а также для достижения общих целей.

Взаимоотношения государства с общественными объединениями имеют двухсторонний характер. Это означает, что государство устанавливает статус общественных объединений, а также определяет пределы их деятельности и объём принадлежащих им полномочий. Общественные объединения, в свою очередь, принимают участие в определении политики государства, осуществляют контроль за качеством деятельности органов государственной власти. В юридической литературе определяется ряд основных направлений в области сотрудничества государства с общественными объединениями: 1) государственное информирование общественных объединений относительно положения дел в разных сферах жизни общества, а также о решениях принимаемых органами государства; 2) совместная деятельность государства и общественных объединений в области решения общесоциальных проблем, таких как охрана труда, окружающей среды, общественного порядка и памятников культуры; 3) осуществление правотворчества и законотворчества: с помощью депутатов и партийных фракций общественные объединения оказывать влияние на процесс правотворчества, изучая общественное мнение, они проводят социальную экспертизу законопроектов и прочих нормативных правовых актов.

В свою очередь, государство производит контроль над: 1) законностью существования общественных объединений и их деятельности путём регистрации и проверки их уставных документов, а также наблюдения за тем, чтобы деятельность таких общественных объединений не выходила за границы, обозначенных в уставе целей и задач; 2) законностью источников доходов таких объединений; 3) своевременной уплатой объединениями установленных налогов, если их деятельность вообще подлежит налогообложению. Государство вправе приостановить деятельность общественных объединений, запретить всякое их участие в жизни общества (по решению суда), а также ликвидировать их вовсе в случаях ,предусмотренных законом.

Взаимодействие государства с церковью

Церковь – это общественная организация, которая объединяет людей, соблюдающих определённую религиозную веру или конфессию. В политических системах большинства стран церковь исключена из их состава. Именно поэтому и произошло отделение государства от церкви. Данный принцип зафиксирован в конституциях таких стран. Государство формально не включается в церковные дела, а церковь — в государственную жизнь и политику. В случае такого взаимодействия реализуется принцип свободного вероисповедания и автономии религии. Таким образом, в зависимости от уровня отношений с церковью, различают три вида государств: светское, теократическое и клерикальное.

Светское государство предполагает полное изолирование церкви от государства при разграничении сфер их деятельности. В таком государстве церковь не исполняет политических функций, а, следовательно, не может являться элементом политической системы общества. Государство, в свою очередь, не вмешивается в дела церкви, однако при этом находится на страже законной деятельности религиозных организаций, регулируя самые важные аспекты.

Теократическое государство является очевидной противоположностью светскому государству, ведь в нём прерогатива осуществления власти принадлежит церкви. В таком государстве монарх одновременно является и верховным священнослужителем (в качестве примера такого государства можно привести Ватикан).

Промежуточным вариантом между светским и теократическим государствами выступает клерикальное государство. Такое государство не едино с церковью, но тем не менее церковь при помощи институтов, установленных законодательно, определяющим образом оказывает влияние на государственную политику. В клерикальных государствах церкви принадлежит право регистрации актов гражданского состояния, а в некоторых случаях – и возможность регулирования брачно-семейных отношений.

Воздействие церкви и религиозных организаций на политическую жизнь определяется прежде всего уровнем развития демократии в стране и характером политического режима. В государствах с демократическим устройством обычно признаётся равенство религий и их церквей, в обществе существует свобода вероисповедания, а церковь изолирована от государства. Привилегии и любая дискриминация по отношению к той или иной религиозной организации запрещены. В тоталитарных политических системах за формальным невмешательством в дела религиозных организаций скрывается фактический контроль деятельности церкви, а также попытки установления контроля над священнослужителями. Что касается обществ, где господствуют религиозные системы, такие как ислам, то в них религиозные организации имеют особое влияние на функционирование государственных органов, задавая и определяя социальные цели и выступая фактически в качестве самого важного института политической системы. В таких обществах отношения государства с религиозными образованиями крайне противоречивы, они изменяются от абсолютного подчинения государственных органов религиозным организациям и их требованиям до острых конфликтов между государством и членами религиозного фундаментализма.

Итак, государство является важнейшим элементом системы общества, однако все свои функции оно выполняет только лишь во взаимодействии со всеми рассмотренными институтами. Политическая система общества является гармоничным симбиозом государства и других социальных элементов, которые, несмотря на различные политические функции, объединяются вокруг целей и идеалов, господствующих в конкретном обществе, с целью завоевания, удержания и использования власти и связанных с ней ценностей. Характер политических систем определяется социальной средой, в которой они возникают и функционируют в интересах тех или иных социальных сил либо всего общества в целом.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Государство может взаимодействовать с другими элементами политической системы общества в различных формах:

В форме сотрудничества в процессе формирования органов государственной власти;

В форме сотрудничества при решении общих задач;

В форме предоставления государством материальной, финансовой и иной поддержки при решении отдельных общественно-значимых задач и реализации общественно-полезных программ;

В форме передачи отдельных государственно-властных полномочий политическим организациям и общественным объединениям;

В форме предоставления государством налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ;

В форме охраны государством прав политических организаций и общественных объединений и обеспечения гарантий их деятельности;

В форме надзора за соблюдением политическими организациями и общественными объединениями действующих законов;

В форме общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Важную роль в функционировании политической системы играет взаимодействие государства и политических партий. Государство регистрирует политические партии и их региональные отделения. Государство запрещает создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти с участием политических партий или по согласованию с ними. Политические партии обязаны соблюдать законы, предоставлять в государственные органы информацию о поступлениях и расходах, давать сведения о выдвинутых и зарегистрированных кандидатах в депутаты и на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления.

Государство осуществляет надзор за соблюдением общественными объединениями законодательства. В судебном порядке может осуществляться приостановление деятельности общественных объединений, нарушающих законы или представляющих о себе недостоверную информацию в государственные органы. Общественные объединения, осуществляющие экстремистскую деятельность, подлежат ликвидации по суду.

Государство тесно взаимодействует с органами местного самоуправления. Оно определяет принципы организации местного самоуправления, регулирует права, обязанности и ответственность граждан, органов местного самоуправления, государственных органов в области местного самоуправления. Государство может наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и предоставлять им финансовые средства (субвенции) из соответствующих бюджетов. Государственные органы содействуют населению в непосредственном осуществлении местного самоуправления.

Важной характеристикой функционирования политической системы является взаимодействие государства и профсоюзов. В разные исторические периоды профсоюзы выстраивали различные взаимоотношения с государством: от многопланового сотрудничества до ожесточенной борьбы. В настоящее время профсоюзы продолжают оставаться мощной политической силой. Профсоюзы привлекаются государством к законотворческой деятельности: законопроекты, затрагивающие права работников и трудовые отношения, рассматриваются органами государственной власти с учетом предложений профсоюзов. Профсоюзы принимают участие в разработке государственных программ занятости населения и охраны труда. Профсоюзы осуществляют собственный контроль за соблюдением законодательства о труде. При осуществлении такого контроля профсоюзы взаимодействуют с государственными контрольно-надзорными органами. Наконец, эффективным средством защиты прав работников и рычагом воздействия на государство выступают забастовки, организация и проведение которых осуществляется профсоюзами.

Не менее сложные формы приобретает взаимодействие государства и финансово-промышленных объединений. Государство может предоставлять финансово-промышленным объединениям гарантии для привлечения различных инвестиций. В целях реализации социально-значимых проектов государство осуществляет кредитование и финансовую поддержку финансово-промышленных объединений. Государство законодательно регулирует предоставление отдельным финансово-промышленным объединениям налоговых, таможенных и иных льгот, контролирует соблюдение финансово-промышленными объединениями законодательства и проверяет отчеты об их деятельности.

Разнообразный характер могут носить взаимоотношения государства и церкви. В теократических государствах (Саудовская Аравия) и ряде мусульманских стран церковь является важнейшим элементом политической системы и оказывает прямое воздействие на политику. Однако в большинстве современных обществ церковь отделена от государства.

Несмотря на это обстоятельство, церковь предпринимает попытки влияния на политическую жизнь общества (использует государственные СМИ для распространения веры, обращается к противоборствующим сторонам с предложениями о перемирии, участвует в подготовке законопроектов, связанных с вопросами вероисповедания и межконфессиональных отношений).

Субъекты политики — действующие в сфере политики лица, социальные группы и общности, организации, движения, институты, государство, народ, общество в целом. Состав субъектов политики, формы, методы и средства их взаимодействия, цели, задачи определяются спецификой политики, а также экономическими, социальными, духовно-идеологическими условиями. Между субъектами политики существует динамичная система отношений взаимодействия, подчинения и соподчинения, зависимости, относительной автономности.

Объекты политики — общественные явления, процессы, ситуации, факты, а также общественные силы, организации, лица, люди, на которых направлена деятельность субъектов политики. Поскольку объектно-субъектная взаимосвязь в сфере политической жизни представляет собой органическое единство, постольку сами субъекты политики являются и ее объектами: так, человек есть главный субъект и объект политики; социальные группы, организации, движения, политические силы также выступают одновременно и как объекты политики, и как ее субъекты. Но правомерно говорить об объектах политики как относительно самостоятельных явлениях. Так, важнейшими объектами политики являются власть, вся политическая система общества. Наиболее общим объектом политики является общество в целом, все его ключевые социально- экономические процессы, а политика приобретает функцию координации, регулирования всех главных сторон социальной жизни.

Субъектами политических отношений выступают отдельные индивиды, группы, слои, общности и общество в целом, а также их организации и институты. Но по своей роли в политике они Далеко не равнозначны. С этим связаны многоуровневость, слож ность и взаимозависимость политических отношений. На личност- но-групповом уровне они зависят в первую очередь от социально- психологических черт, интересов, предпочтений и ценностей, статуса и роли в политической и социально-экономической структурах субъектов этих отношений. По мере повышения уровня политических отношений все более значительными становятся особенности национальной политической культуры, общественно-экономической системы.

В любом случае субъект политики имеет такие интересы, сферой реализации которых служат именно политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики, как классы и нации. Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.

Следует иметь в виду, что в политике все участники политических отношений в зависимости от конкретной ситуации могут выступать в качестве объекта (когда политическое действие направлено на него) и в качестве субъекта (когда он сам служит источником, носителем политического действия).

Так, государство выступает объектом политики, когда на него, его политические институты направлено воздействие тех или иных политических сил, скажем, в целях его модернизации или побуждения к вмешательству в решение той или иной проблемы, но оно может быть и субъектом политики, когда само активно вмешивается в регуляцию социальных отношений. Политическая партия выступает в роли субъекта политики, например, в предвыборной борьбе и может служить объектом, когда к ней применяются меры государственных репрессий, регулирования деятельности и Т.Д.

Реальная множественность субъектов и объектов политических отношений неизбежно отражается на их структуре, которая может строиться на двух основных принципах: тоталитарной и плюралистической модели. При тоталитарной модели построения политических отношений круг субъектов политических отношений сужается и в конечном счете их количество доводится до единицы. При плюралистической модели нормой является признание множественности интересов и способов их выражения в политике. В рамках тоталитарной модели проблема взаимодействия между субъектами политических отношений переносится из политической в юридическую или просто уголовную сферу, когда иные субъекты политики, кроме единственно установленного и признаваемого, преследуются или уничтожаются.

Содержание политических отношений отличается большим разнообразием и определяется как объективными факторами, так и субъективным смыслом, который вкладывают в эти отношения их носители. Выделяют политические отношения компромисса, консенсуса, солидарности, соперничества, конфликта, вражды и т.д. В политической науке различают также симметричные и асимметричные, горизонтальные и вертикальные, эгалитарные и иерархические. Рамки и формы политических отношений задаются не только политическими традицией и культурой, политико-государственными институтами, но и нормативной системой, прежде всего политико-правовыми нормами (конституциями и другими законодательными актами, нормами, уставами, правилами).

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и признано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в данной сфере широкими полномочиями:

— может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики – политических партий, движений и т.д.;

— регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;

— может осуществлять контроль за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

Партии в политической системе общества оказывают непосредственное влияние на политический климат общества. Целью партий является завоевание государственной власти. Статус политических партий в политической системе показывает степень политической активности населения, уровень демократизации властных структур, наличие и эффективность политического и идеологического плюрализма.

Общественные организации представляют собой добровольное объединение людей для защиты их интересов. Активная роль общественных организаций, их многообразие свидетельствуют о высокой степени демократической политической системы.

Инициативная группа – общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью воздействия на структуры политической власти.

Государство – это важнейший элемент политической системы общества, но свои функции выполняет во взаимодействии с другими социальными институтами: партиями, общественно-политическими движениями, органами местного самоуправления.

Добавить комментарий