Взаимодействие международных судов

Решение спорных вопросов между частными предприятиями может быть осуществлено при содействии третейского или арбитражного судов. В чем специфика каждого из соответствующих учреждений?

Факты о третейских судах

Под третейским судом принято понимать негосударственную организацию, занимающуюся разрешением хозяйственных споров (их сторонами могут быть юрлица или граждане). Есть два типа учреждений, о которых идет речь:

  • постоянно действующие;
  • временные.

Первые учреждаются на постоянной основе в целях формирования организации, готовой содействовать разрешению хозяйственных споров в любой момент времени. Вторые организуются сторонами в целях разрешения отдельно взятого спора.

Каждый из третейских судов имеет собственный регламент, утверждаемый в момент подписания третейского соглашения. Которое является к тому же юридическим документом, закрепляющим обязательство за каждым из участников спора подчиниться решению судей после проведения слушаний.

Осуществить учреждение третейского суда стороны гражданских правоотношений могут в любой момент времени. Для этого им нужно, во-первых, подписать вышеописанное соглашение, а во-вторых — уведомить один из государственных судов. Как правило, это арбитраж по месту регистрации сторон спора.

Реклама

В течение трех месяцев с момента вынесения третейским судом решения участники спора могут его обжаловать. При этом такое право есть только у сторон слушания. Иные лица не управомочены оспаривать решения третейских судов. Основанием для проведения соответствующей процедуры являются чаще всего нарушения в части процессуальных требований. Как правило, пересмотра материалов по существу не происходит.

Следует отметить, что в третейском соглашении может быть установлен прямой запрет на обжалование принимаемых решений по факту проведения слушаний — они становятся окончательными и немедленно вступают в силу.

Исполнение решения третейского суда осуществляется сторонами спора, как правило, добровольно. Но принуждение к этому все же может быть — посредством обращения в государственный суд.

У третейских судей обычно отсутствуют полномочия по истребованию доказательств по рассматриваемым делам. В интересах каждой из сторон — предоставить их самостоятельно.

Состав третейских судей определяют участники спора. Если организация — постоянно действующая, то он зависит от правил, установленных в соответствующем учреждении. Конкретное место проведения третейских слушаний определяется также сторонами спора.

Рассмотрение судебных споров при содействии организаций, о которых идет речь, как правило, носит закрытый характер. Стороны слушаний могут, таким образом, защитить свою конфиденциальность при решении сложных вопросов с партнерами. В третейских судах необязательно ведение протокола.

Срок рассмотрения споров организациями, о которых идет речь, — порядка 30-40 дней.

Факты об арбитражных судах

Под арбитражными судами принято понимать государственные органы, входящие в систему судебной власти. Их основная специализация, как и в случае с третейскими судами, — рассмотрение хозяйственных споров. Работа арбитражных судов в РФ регулируется федеральным законодательством. Стороны споров никак не влияют на их формирование и состав.

Обжалование решений арбитражей может быть осуществлено в любом случае — в течение 1 месяца после проведения слушания. При этом оспорить решение судей способно любое лицо, необязательно кто-либо из участников споров. В ходе обжалования иногда происходит пересмотр дела по существу. Суд вправе истребовать доказательства по рассматриваемому спору.

Сторона, в пользу которой арбитражем было принято решение, может рассчитывать на исполнение оппонентом своих обязательств в принудительном порядке. Для этого ей нужно запросить в соответствующем учреждении исполнительный лист — как только решение вступит в силу.

Арбитражные процессы, как правило, открытые. В рамках судебных слушаний, проводимых судами, о которых идет речь, обязательно ведется протокол.

Срок рассмотрения споров арбитражами — порядка 6 месяцев, если говорить о слушаниях в первой инстанции.

Сравнение

Главное отличие третейского суда от арбитражного — в том, что организации первого типа являются негосударственными, вторые, наоборот, входят в систему органов власти. Отсюда — разница между ними в таких аспектах, как:

  • механизм учреждения и формирования состава судей;
  • порядок обжалования, исполнения решений;
  • степень открытости судебных процессов, протоколирование слушаний;
  • сроки рассмотрения споров.

С точки зрения предмета споров работа третейских судов и арбитражей очень схожа.

Наглядно отобразить, в чем разница между третейским и арбитражным судом, мы можем с помощью небольшой таблицы.

Таблица

Третейский суд Арбитражный суд
Что общего между ними?
Обе организации содействуют разрешению хозяйственных споров — как правило, между коммерческими предприятиями
В чем разница между ними?
Является негосударственной организацией Входит в систему государственной власти
Учреждается и формируется при непосредственном участии сторон спора Учреждается и формируется независимо от участников споров
В третейском соглашении может быть предусмотрен запрет на обжалование решений суда Решение арбитража может быть в любом случае обжаловано
Обжаловать решения могут только стороны споров Обжаловать решения могут любые лица
Решение суда в общем случае исполняется добровольно Принудительный порядок исполнения решений арбитражей часто рассматривается как норма
Заседания часто носят закрытый характер, без протокола Заседания, как правило, носят открытый характер, всегда — с протоколом
Рассмотрение споров обычно осуществляется быстрее — в течение 30-40 дней Рассмотрение споров в основном осуществляется дольше — в течение 6 месяцев, с учетом обжалования срок может увеличиться

В настоящее время стал совершенно очевидным процесс интенсификации взаимодействия между международным и внутригосударственным правом. О таком взаимодействии и о соотношении, особенно о соотношении международного и конституционного права, говорилось в гл. II. Нормы международного права, несомненно, влияют на осуществление судебной власти в странах, являющихся участниками различных международных актов. В данном случае можно говорить о двух аспектах такого влияния. Первый — применение международно-правовых норм судебными органами каждой страны в процессе своей деятельности. Такое применение связано с соотношением международных и внутригосударственных норм и с инкорпорированием первых в правовую систему каждой страны. Если нормы международного права включены в правовую систему страны и имеют преимущественную силу (или, как сейчас принято говорить, имеют примат по отношению к внутренним нормам), то суды должны применять эти нормы при вынесении решений.

Второй аспект связан с учетом влияния решений органов международной юстиции, действующих па основе различных международных актов, на судебные системы конкретных стран. В настоящее время на международном уровне существует несколько судебных учреждений, которые рассматривают определенные категории дел. Все они не зависят от реализации суверенитета какого-либо государства (лучший пример Международный суд ООН, разбирающий споры между суверенными государствами). Еще одна особенность международных судебных учреждений — они включают судей от различных стран с разными судебными системами и традициями. Государства — участники этих судебных учреждений добровольно соглашаются на признание их юрисдикции.

На универсальном уровне действуют Международный суд ООН и Международный уголовный суд. Первый из 15 членов, заседающий в Гааге, разбирает лишь споры между государствами и не имеет права рассматривать дела с участием других субъектов международного права, а тем более споров с участием частных лиц. Вероятно, что решения этого Суда (их в среднем по три в год) вряд ли оказывают воздействие на функционирование судебных систем конкретных государств, даже если последние являются членами ООН и участниками Статута Суда.

Что же касается Международного уголовного суда, образованного на дипломатической конференции, организованной ООН

17 июля 1998 г., 120 государств (против 7) одобрили принцип организации Международного суда, призванного рассматривать дела о преступлениях геноцида, военных преступлениях против человечества, в частности, имевших систематическую направленность против гражданского населения, совершение пыток и некоторые другие деяния. После ратификации необходимым числом государств Конвенции 1998 г. этот Суд получил легальное существование с 1 июля 2002 г. Он заседает в Гааге. В его состав входят 18 членов различных государств — участников Конвенции, представляющих основные правовые системы современности и распределяемые с учетом географического признака: страны Африки — 3, страны Азии — 3, Восточно-европейские страны — 1, страны Латинской Америки и Карибского бассейна — 4, западноевропейские и другие страны — 7. Поскольку практика работы этого международного органа весьма и весьма коротка, то пока трудно говорить о взаимодействии выносимых им решений с деятельностью судебных органов зарубежных государств. Первые два дела стали рассматриваться в 2004 г.

Наиболее наглядно взаимодействие между судебными системами зарубежных государств и международными судебными органами стало проявляться на региональном уровне. К настоящему времени такое взаимодействие осуществляется главным образом при защите прав и свобод человека и гражданина. В организации Американских государств на основании Американской конвенции о правах человека 1969 г. созданы Межамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский суд по правам человека. Согласно ст. 44 этой Конвенции любое лицо или группа лиц или любая неправительственная организация, законно признанная в одном или нескольких государствах — членах Организации, могут направлять в Комиссию петиции, содержащие обвинения или жалобы о нарушении норм Конвенции каким-либо государством-участником.

Более высокой инстанцией является Межамериканский суд по правам человека, который разбирает дела, направляемые ему Комиссией или государствами — участниками Конвенции. Согласно ст. 63 Конвенции, если Суд придет к выводу, что произошло нарушение права или свободы, защищаемых Конвенцией, то он может распорядиться об обеспечении потерпевшей стороне возможности пользоваться нарушенным правом или свободой. В случае необходимости он также отдает распоряжение об устранении тех последствий, которые связаны с мерой или ситуацией, являющей собой нарушение такого права или свободы, и о выплате потерпевшей стороне справедливой компенсации.

Весьма эффективная система влияния международных норм на внутригосударственное право создана в Европе. Совет Европы, образованный па основе Статута от 5 мая 1949 г., имеет своей целью «достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу» (ст. 1 Статута). Основный акцент в деятельности этой организации сделан на защите прав человека, поскольку для претворения в жизнь названных идеалов и целей «Каждый Член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами, и искренне и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета» (ст. 3 Статута). На европейском уровне, действует несколько международных договоров, важнейшими из которых являются Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., регулирующая главным образом личные (гражданские) и политические права и свободы, и Европейская социальная хартия, впервые принятая в 1961 г. и кардинально пересмотренная в 1996 г.

Наиболее эффективной стала защита прав человека на основе Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая образовала Европейский суд по правам человека (о ней говорилось в п. 3 § 6 гл. III).

Защита названных прав осуществляется в Европейском суде по правам человека, находящемся в Страсбурге. Число судей этого органа равно числу участников Конвенции 1950 г. (сейчас 47), они назначаются на шесть лег; судьи участвуют в работе суда в личном качестве. Проведение контроля за соблюдением Конвенции и протоколов к ней может произойти в двух случаях. Первый — по требованию государств — участников Конвенции. Согласно ст. 33 Конвенции любое из них может передать в суд вопрос о любом предполагаемом нарушении этого акта и протоколов к нему другим участником. Государство может потребовать рассмотрения какого-либо дела ради «объективности», не имея какого-либо своего специфического интереса; то же оно может сделан, в целях защиты своих граждан, пострадавших в каком-либо европейском государстве — участнике Конвенции. Названное право обращения в суд не получило широкого распространения, поскольку государства опасаются ответных мер тем же «оружием» со стороны других участников Конвенции.

Индивидуальные жалобы — основной инструмент соблюдения прав человека по Конвенции 1950 г. Он признан ст. 34 этого акта; Суд может получать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств-участников их прав, признанных в Конвенции или в протоколах к ней. Установлены достаточно обширные ограничения в осуществлении этого права (ст. 35). Прежде всего, Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев со дня вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Жалоба не может быть анонимной; жалоба также не является приемлемой, если она по существу аналогична той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов. Кроме того, Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии со ст. 34, если сочтет ее несовместимой с положениями Конвенции или протоколов к пей, явно необоснованной или злоупотреблением правом подачи жалоб.

Если после рассмотрения дела по существу Суд объявляет, что имело место нарушение Конвенции или протоколов к ней, а внутреннее право участников Конвенции допускает возможность лишь частичного устранения последствий этого нарушения, то Суд, в случае необходимости, присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне (ст. 41 Конвенции). Согласно ст. 46 этого акта государства обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами.

Окончательное постановление Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его исполнением.

Решения Европейского суда по правам человека имеют, таким образом, прямое действие в каждом государстве — члене Совета Европы; они должны влиять на деятельность внутригосударственных органов, в том числе и на судебную практику. Применение Конвенции 1950 г. и дополнительных протоколов к ней должно способствовать формированию общеевропейского права в отношении прав и свобод в достаточно большом спектре, например, в отношении правил содержания заключенных, высылки иностранцев и др. Другими словами, деятельность этого Суда оказывает воздействие па толкование, применение и понимание содержания конкретных прав и свобод, значительная часть которых в общих выражениях закрепляется в конституционном и другом законодательном материале государств — членов Совета Европы.

Наконец, на европейском уровне, а именно на уровне Европейского союза действует Суд правосудия Союза, находящийся в Люксембурге. В состав этого органа входит по одному судье от каждого государства-члена. Задачей Суда является обеспечение соблюдения коммунитарного права и толкование учредительских и других договоров этой организации. Суд обладает полномочиями по контролю за законностью законодательных актов, актов Совета, Комиссии и Европейского центрального банка, он также контролирует законность актов органов или организаций Союза, вынесенных по поводу юридических действий в отношении третьих лиц.

Для этого Суд обладает компетенцией принимать решения по поводу неправомочности, существенных нарушений по форме, нарушения Лиссабонского договора 2007 г. или любой правовой нормы о его применении, или по поводу злоупотреблений властью, допущенных каким-либо государством-членом, Европейским парламентом, Советом или Комиссией.

Любое физическое и юридическое лицо может обращаться с жалобами в отношении актов, к ним относящихся, или которые их касаются непосредственно и персонально, а также в отношении регламентарных актов, которые относятся к ним непосредственно и которые не содержат мер исполнительного характера.

Если жалоба обоснована, то Суд правосудия объявляет оспариваемый акт недействительным или несуществующим.

В Суд правосудия, кроме того, могут обращаться государства- члены, а также в преюдициальном порядке национальные судебные органы в отношении интерпретации права Союза или законности актов, принятых его учреждениями. Другими словами, национальные судебные органы должны принимать во внимание решения этого Суда.

В заключение главы можно указать на то, что с интенсификацией международных отношений, ростом взаимодействия между международным и внутренним правом и вероятным созданием соответствующих наднациональных судебных структур международная юстиция будет оказывать все возрастающее влияние на национальные судебные системы.

Помимо арбитражных судов, входящих в судебную систему России, существуют специальные арбитражные суды. К ним относятся Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате РФ. Они являются самостоятельными постоянно действующими арбитражными учреждениями-третейскими судами. Третейские суды не входят в систему арбитражных судов, а их члены не являются судьями с соответствующим статусом. Создаются третейские суды по согласованию сторон-участников спора досудебного рассмотрения возникших вопросов-adhoc (для конкретного случая).

Международный коммерческий арбитраж образован согласно Закону о международном коммерческом арбитраже от 7 июля 1993 г. В состав входят Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия, которые являются самостоятельными постоянно действующими арбитражными учреждениями (третейскими судами). Регламент их деятельности, порядок исчисления арбитражного сбора, ставки гонорара арбитров и другие расходы утверждаются Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.

В Международный коммерческий арбитражный суд по соглашению сторон могут передаваться споры:

* возникающие из договорных и иных гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеторговых и других видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие одной из сторон находится за границей;

* между предприятиями с иностранными инвестициями, международными объединениями и организациями, созданными на территории Российской Федерации, а также споры между их участниками и с другими субъектами права Российской Федерации.

Кроме того, этот суд принимает к своему рассмотрению и споры, отнесенные к его компетенции юридическими международными договорами Российской Федерации.

Гражданско-правовые споры включают, в частности, отношения по купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, охранных услуг, обмену товарами или услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и аренде, сооружению промышленных и иных объектов, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным операциям, страхованию, совместному предпринимательству и другим формам промышленной и предпринимательской кооперации.

Морская арбитражная комиссия разрешает споры, которые возникают из договорных и других гражданско-правовых отношений торгового мореплавания независимо от того, являются ли сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского, либо только иностранного права.

В частности, она рассматривает споры, вытекающие из отношений:

* по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река — море);

* по морской буксировке судов и иных плавучих объектов;

* по спасению морских судов морским судном либо судном внутреннего плавания, а также по спасению в морских водах судна внутреннего плавания другим судном внутреннего плавания;

* по подъему затонувших в море судов и иного имущества;

* связанных со столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также с причинением судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки, другим объектам.

Решения Морской арбитражной комиссии выполняются сторонами добровольно, а в противном случае применяются соответствующие санкции согласно закону и международным договорам.

Экономические споры могут разрешаться другим видом негосударственных судов — третейскими судами. Данные суды могут быть образованы как постоянно действующие третейские суды, так и для рассмотрения конкретного спора. Основным документом, который регламентирует деятельность третейских судов, созданных для рассмотрения какого-либо конкретного спора, является Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров от 24 июня 1992 г.

Создание, деятельность и порядок разрешения споров для постоянно действующих третейских судов, как правило, определяются правилами, уставами и другими документами юридических лиц, создавших его.

Третейские суды для рассмотрения конкретного спора создаются по обоюдному согласию сторон.

Стороны могут по своему усмотрению согласовать порядок назначения третейского судьи (судей), которым может быть только физическое лицо, обладающее дееспособностью и давшее согласие на выполнение обязанностей третейского судьи.

Третейский суд образуется в составе трех судей, при отсутствии иного соглашения сторон. Каждая сторона выдвигает по одному судье, которые в свою очередь назначают третьего.

Постоянно действующие третейские суды могут создаваться торговыми палатами, иными органами, биржами, объединениями, а также предприятиями, учреждениями и организациями. Все они информируют арбитражный суд республики в составе Российской Федерации, края, области, города, автономной области, автономного округа, на территории которых расположен постоянно действующий третейский суд, о его создании и составе.

При передаче спора в постоянно действующий третейский суд стороны назначают судей в порядке, установленном правилами этого суда.

Третейский суд при разрешении спора руководствуется законами Российской Федерации и республик в ее составе, иным законодательством, действующим на территории Российской Федерации, другими нормативными актами, межгосударственными соглашениями и международными договорами. Он принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данному договору.

Решение третейского суда исполняется добровольно и в установленные в нем сроки.

При неисполнении ответчиком решения в установленный срок арбитражным судом края, области, на территории которых находится третейский суд, выдается приказ на принудительное исполнение решения. Однако в случаях, указанных в законе, арбитражный суд может отказать в издании такого приказа.

Добавить комментарий