Взаимодействие ОВД со СМИ

8. Дружинина А.В. К вопросу о правовом регулировании социально-экономических отношений в связи с принятием в состав россии новых субъектов / В сборнике: Предпринимательство в России. Взаимодействие государства и бизнеса Материалы II международной научно-практической конференции. Саратов, 2015. С. 20-21.

10. Иващенко М.А. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти // Молодой ученый. — 2014. -№ 8. — С. 675-677.

12. Сплавская Н.В. Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений // Гуманизация образования. 2012. № 2. С. 42-47.

14. Юрова К.И. Правовые основы деятельности российского нотариата / В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. 2013. С. 135-138.

Сплавская Н.В., Сохань М.К.

взаимодействие пресс-служб в системе мвд со средствами массовой информации и гражданами

«Кто владеет информацией, тот владеет миром», — эта фраза известна многим. Сказанная более двухсот лет назад, она никогда не теряла своей актуальности. А в настоящее время является лейтмотивом современной жизни.

Информация — главное оружие массового поражения 21 века. Его потен-

циал, разрушительная способность и влияние на сознание человека огромно. Информационные потоки в современном мире приводят к тому, что каждый человек является частью большого мира, все процессы в котором тесно связаны.

На сегодняшний день успешное решение политических, экономических и социальных задач напрямую зависит от социальной активности личности. Важную роль в формировании такой личности играют средства массовой информации.

Информационно-психологическое воздействие, направленное на общество, человека или отдельные сферы его деятельности, может кардинально изменить восприятие окружающей реальности, взгляды, установки, мотивы.

Интерес средств массовой информации к работе правоохранителей сохранялся всегда, менялись лишь приоритеты. Еще до второй половины 80-х годов ХХ века информирование граждан посредством средств массовой информации о работе сотрудников органов внутренних дел, раскрытии преступлений и правонарушений, профилактике преступности являлось подотчетным, и было включено в план работы. В каждом отделе внутренних дел, как правило, в штабном подразделении, присутствовал инспектор, отвечающий за взаимодействие со средствами массовой информации. Эта часть работы хоть и была плановой и отчетной, но ограничивалась уровнем квалификации инспектора и поставленной задачей. Пропаганда правовых знаний, рубрики, посвященные правоохранительной тематике, публикуемые в периодических изданиях, выпуски на радио и телевидении. Кроме того, положительный образ сотрудников органов внутренних дел использовался в художественной литературе, позитивные просветительские и воспитательные элементы пропагандировались в кино и на телевидении.

Со временем, ситуация резко изменилась. Особенно четко эти изменения прослеживаются с началом 90-х и распадом Советского союза. Несмотря на ежедневную и плодотворную войну органов внутренних дел с преступностью и беззаконием, сотрудники органов внутренних дел зачастую сами становились объектами противоправных посягательств. Криминальные структуры, используя подконтрольные СМИ, коммерческие и общественные организации проводили информационные кампании, направленные на дискредитацию работы ведомства и ее руководителей. Применяемые ими технологии манипулирования массовым сознанием оказывали деструктивное влияние на психику граждан.

Уважение к представителю законной власти снизилось, поменявшиеся приоритеты заставили общество встать на сторону беззакония. Для того, чтобы сломить ситуацию и вернуть авторитет правоохранительных органов необходимо было действовать этим же оружием.

Министерство внутренних дел пыталось переломить существующую ситуацию, и спустя годы на экраны вновь вернулись фильмы, рассказывающие гражданам о работе милиции, в многосерийных фильмах стали детально показывать кропотливую работу сотрудников следственных органов, патрульно-постовых и дорожных — патрульных служб, оперативных работников.

Но этого было недостаточно. Ведь художественный фильм — это красивый

сюжет и продуманный стройный сценарий, порой мало походящий на реалии жизни. Оставались случаи, когда в поле зрения журналистов попадали неоднозначные ситуации, отношение к которым общество, по привычке, формировало не в пользу сотрудников правоохранительных органов.

Намеренный и планомерный подрыв уважения к сотрудникам отделов внутренних дел, создание конфликтных ситуаций, вмешательство в ход расследования преступления, «журналистские» расследования, направленные на дискредитацию сотрудников МВД, публикация о материальной заинтересованности следователей, участковых, дознавателей — все это методы работы по пропаганде отрицательного облика сотрудника правоохранительных органов.

Для того, чтобы кардинально изменить существующее положение вещей и вернуть положительное представление населения о деятельности сотрудников органов внутренних дел, необходимо было создать профессиональное подразделение, которое само и с максимальной степенью достоверности должно было информировать граждан о реальной работе правоохранительных органов.

Помочь в решении этой проблемы была призвана пресс-служба. Датой образования пресс-служб в системе органов внутренних дел принято считать 10 июня 1983 года. Приказом МВД СССР № 0162 в структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел было создано пресс-бюро, отвечающее за пропаганду деятельности органов внутренних дел и взаимодействие с редакциями газет, журналов, радио, телевидением, издательствами и другими средствами массовой информации.

Конечно, нельзя сказать, что до официального создания подразделения, отвечающего за взаимодействие со средствами массовой информации, сотрудники милиции уклонялись от диалогов с представителями СМИ. В газетах и журналах публиковались интервью с руководителями подразделений, выпускались и до сих пор существуют ведомственные печатные издания.

Тем не менее, создание отдельной самостоятельной единицы, в обязанности которой входило профессиональное общение с представителями общественности, ведущими диалог, как говорится, «на одном языке», стало знаковым событием.

Вот уже более 30 лет пресс-службы, подразделения информации и общественных связей, инспекторы по взаимодействию со СМИ функционируют во всех подразделениях центрального аппарата министерства и территориальных органах внутренних дел.

Появление пресс-служб отражает новые потребности общества в более сложной и разнообразной социальной информации и проходит в рамках более широкого внешнего процесса — усложнения информационной структуры общества. Именно на пресс-службы была возложена обязанность координирования всех подразделений ОВД по информированию граждан о состояниях правопорядка и результатах борьбы с преступностью.

Согласно статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-Ф3 «О полиции» — одним из критериев оценки, работы сотрудников органов внутрен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

них дел является общественное мнение . Общественное мнение относительно деятельности полиции зависит от степени доступности получения информации гражданами и организациями. Одна из важнейших задач пресс-службы ОВД заключается в том, чтобы своевременно и достоверно доносить объективную информацию до гражданского населения.

От формирования позитивного мнения общества зависит не только оценка деятельности отдельно взятого сотрудника, но и системы в целом. Ошибка одного влечет за собой формирование негативного отношения ко всем сотрудникам, а, следовательно, снижает степень доверия населения . Так, в конце 2015 — начале 2016 гг.. департамент социологии Финансового университета при Правительстве РФ провел опрос, посвященный доверию населения судам и правоохранительным органам. Исследование охватило 75 городов страны с населением более 250 тысяч человек.

Исследование показало, что россияне в целом доверяют полиции. Уровень лояльности к правоохранительным органам в РФ высокий -60% респондентов.

Отсутствие «прозрачности» в деятельности полиции создает предпосылки отчуждения населения, вызывает недоверие к различным предложениям и решениям.

Необходимо учитывать тот факт, что именно средства массовой информации формируют общественное мнение, доводя до сведения населения различные сообщения и материалы, полученные от правоохранителей. Поэтому крайне важно выверять не только содержание передаваемых для публикации данных, но также их объем и интенсивность, сопровождая такие данные соответствующими профессиональными комментариями. В этом случае, полагаем, в обязательном порядке необходимо прогнозировать возможные последствия информационного обмена, исходя не только из требований действующего законодательства, но и руководствуясь простым правилом — «не навреди». Без подобного взвешенного подхода к взаимодействию со СМИ невозможно успешно решить ни одной из указанных выше правоохранительных, просветительных, обучающих, воспитательных и иных общественно значимых задач. Кроме того, взаимодействуя со средствами массовой информации, необходимо строго соблюдать законодательные установления о свободе массовой информации, уважая права и свободы, как самих СМИ, так и их пользователей. В этой связи, одним из приоритетных направлений деятельности полиции является устранение проблем и противоречий, возникающих в такой важной сфере как сфера информационная.

Течение времени требовало новых подходов к выдаче информации, старые приемы уже не могли заинтересовать средства массовой информации в том объеме, который был раньше. Время требовало новых подходов, новых стратегий, новых структур. На сегодняшний день уровень развития технологий и средств

связи настолько высок, что информация о резонансных событиях в считанные часы, а иногда и в минуты становится доступной для огромной аудитории. Поэтому сама жизнь заставляет сотрудников пресс-служб действовать быстро, оперативно предоставлять средствам массовой информации комментарии с изложением официальной позиции руководства органа внутренних дел. Подразделения информации и общественных связей активно внедряют в свою повседневную деятельность новые формы работы. Ведь профессионализм сотрудников пресс-служб позволяет не только выступать с краткими комментариями для новостных теле- и радиопередач, но и принимать участие в программах иного формата — «прямых линиях», круглых столах и ток-шоу. Сегодня самое пристальное внимание должно быть обращено на интернет-пространство и блогосферу, поскольку именно здесь заложен значительный ресурс для увеличения целевой аудитории. Некоторые пресс-службы уже используют в своей работе интернет-форумы, микроблоки Твиттер, социальные сети.

Конец XX века был отмечен информационным взрывом. Это выражается в появлении новых каналов распространения информации — Интернет, спутниковое и кабельное телевидение, периодические издания различных направлений, многопрофильные и локальные радиостанций. Количество информации неумолимо растет и увеличивается в объеме, вместе с тем отмечается, что потребление информации гражданами остается на прежнем уровне.

Одной из функций пресс-службы МВД является налаживание необходимых контактов с сотрудниками редакции СМИ и подготовка для них информации, интересной для массовой аудитории. Как свидетельствует практика, основной объем информации о работе полиции и иных правоохранительных органов население получает посредством радио, телевидения и Интернета, куда она поступает, как правило, через пресс — службу органов внутренних дел.

В настоящее время в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации создана и успешно функционирует стройная система взаимодействия с различными средствами массовой информации, для которой выработаны положительно зарекомендовавшие себя формы и методы сотрудничества. Наиболее активно данная работа проводится с аудиовизуальными и печатными СМИ. Вместе с тем, с учетом развития Интернета и Мобильных систем их также надлежит рассматривать как серьезный потенциал, который в интересах повседневной оперативно-служебной деятельности должен стать важным средством эффективной реализации задач, поставленных перед МВД России задач.

Исследования, проведенные в 2010 г. О.Б. Дроновой , в 2014 г. Н.Н. Демидовым и А.Н. Тюменцевым , показывают, что деятельность современных информационных подразделений можно квалифицировать по двум направлениям: внешнее (межведомственное) — это организация и развитие деловых контактов с пресс-службами других правоохранительных органов, властных структур и других организаций, и внутреннее (ведомственное), которое заключается в согласовании и упорядочении действий отделов информации со структурными подразделениями других служб органов внутренних дел, при-

званных осуществлять связь со СМИ по определенному направлению, с органами ведомственной печати, а также с отдельными сотрудниками, ответственными за данный участок работы непосредственно на местах .

Формы и методы работы современной пресс-службы отличаются многогранностью, что в свою очередь способствует появлению возможностей для достижения различных целей.

литература

2. Приказ МВД России «О совершенствовании деятельности подразделений информации и общественных связей, пресс-служб органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России» от 06.09.2011 № 995 // Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3. Ветрила Е.В. К вопросу об особенностях уголовно-процессуальных правоотношений // Государство и право в XXI веке. 2014. № 1.

4. Дронова О.Б. Современные возможности реализации процесса взаимодействия экспертно-криминалистических подразделений со СМИ в целях раскрытия и расследования преступлений // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. № 1.

5. Демидов Н.Н., Тюменцев А.Н. Криминогенная обстановка в Волгоградской области через призму общественного мнения // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 4.

6. Емельянова К.И., Василенко Н.В., Богданов В.В., Терехов В.В. Проблемы защиты информации человеком и обществом // В сборнике: IV Международная научно-практическая конференция молодых ученых, посвященная 53-й годовщине полета Ю.А. Гагарина в космос Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Оформление ООО «Издательский Дом — Юг». Краснодар, 2014.

7. Колокольцев В.А. Тридцать лет пресс-службам и подразделениям общественных связей МВД России // Профессионал. 2013. № 3.

8. Сплавская Н.В. Организационное и информационное обеспечение вик-тимологической профилактики, осуществляемой органами внутренних дел // Государство и право в XXI веке. 2014. № 2. С. 19-22.

Эдуард Владиславович Артишевский

Челябинский юридический институт

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СМИ ИМВД В СВЕТЕ ЗАКОНА «О ПОЛИЦИИ»

Целью статьи явился сравнительный анализ изменений взаимодействия СМИ и МВД в связи со сменой утратившего силу закона «О милиции» от 18.04.1991 N1026-1 на закон «О полиции».

Ключевые слова: полиция, милиция, СМИ, общественное согласие, социальный порядок.

С 1 марта 2011 года вступил в законную силу федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 №3-Ф3 «О полиции», который внес существенный вклад в изменение жизни нашего общества, в том числе и во взаимодействие Министерства внутренних дел (МВД) со средствами массовой информации (СМИ).

Хотелось бы отметить, что в новом законе отсутствует четкое определение полиции и поэтому журналист может быть свободен в использовании этого термина. Он может использовать его как новое название милиции (от лат. militia — войско), либо как старое название существовавшего с 1782 года по 1870 год «благочиния», либо как часть армии, либо как гражданское ополчение, либо полиция -это «сокращенная милиция», либо, как указано в Советском энциклопедическом словаре (1982 г.), полиция — это в эксплуататорских государствах система особых органов надзора и принуждения, а также карательные войска внутреннего назначения, охраняющие существующий общественный строй путем прямого подавления классовых противников. Однако в пункте 1 статьи 4 закона «О полиции» говорится, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Активация связей с общественностью в системе МВД России связана с началом административной реформы, предусматривающей в качестве одного из важнейших направлений повышение эффективности взаимодействия органов власти и гражданского общества. В настоящее время в Министерстве внутренних дел, включая все территориальные уровни, создана система специальных подразделений информации и общественных связей. Отдел PR (паблик рилейшнз) в государственных учреждениях, во-первых, выдает систематическую информацию о политике, планах и достижениях государственного учреждения. Во-вторых,

информирует и просвещает общественность по вопросам законодательства, обязательных постановлений и других жизненно важных вопросов, влияющих на повседневную жизнь граждан.

Главная цель внутренних органов в данный момент, это налаживание системы взаимодействия с населением при помощи средств массовой информации. При помощи данного рычага стало возможным эффективно информировать общественность о деятельности МВД и проводить реорганизацию.

Если информационная система МВД будет работать на имидж надежного источника, то станет возможной расстановка акцентов в передаваемой информации с целью привлечь или, наоборот, отвлечь внимание от неких процессов. Развивать доверие граждан необходимо при помощи правильной организации предоставляемых услуг. Хотя россияне верят, что среди сотрудников правоохранительных органов есть порядочные люди, честно исполняющие долг, негативный образ милиции сегодня является доминирующим. Социологи Фонда общественного мнения констатируют, что с 1998 года формировался отрицательный типаж сотрудника МВД, так уже в 2007 — 48 %, а в 2008 году больше половины 1500 респондентов (54 %) полагали, что милиция работает «плохо» или «очень плохо». К настоящему времени «истерия» в средствах массовой информации имидж сотрудника МВД подорвала окончательно, что послужило обоснованием избавления от милиции и создания нового силового ведомства. Некоторые СМИ еще продолжают по привычке формировать негативный образ сотрудника МВД, в то время, как большинство средств массовой информации уже создают позитивный образ современного полицейского (например, конкурс «Щит и перо»).

Для эффективного взаимодействия СМИ и МВД необходима прежде всего открытость

информации. Открытость предполагает относительно широкий доступ ко всем видам информации при минимальных запретах на ее обнародование. При этом под информацией следует понимать широкий спектр документов и материалов, связанных с деятельностью органов внутренних дел, независимо от их форм хранения (бумажной, электронной, иной), источников, даты и места издания. Исходя из вышеизложенного, можно определить и характеризовать критерии информационной открытости органов внутренних дел.

1. Доступность — возможность получения гражданами и общественными организациями информации не только относительно самих себя, но и по другим вопросам, затрагивающим интересы общества.

2. Полнота — оптимальное соотношение объема и содержательности информации. Объем информации — наличие исчерпывающих сведений, удовлетворяющих запросы и интерес потребителей информации. Содержание информации — обеспечение качества информации, обоснованности, четкости и ясности изложения.

3. Оперативность — своевременность и быстрота предоставления информации. Своевременность — актуализация распространения информации. Предоставляемая информация должна отвечать требованиям момента и развитию ситуации. Быстрота предоставления информации — установление четких и обоснованных сроков рассмотрения запросов на информацию, а также оптимальная регулярность ее опубликования в различных информационных средах по инициативе самого носителя информации.

4. Прозрачность — обязательность и активность органов внутренних дел по информированию отдельных граждан или населения в целом по вопросам, затрагивающим их интересы в сфере правопорядка.

5. Обязательность — своевременное и объективное информирование населения о государственной политике в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, состоянии борьбы с преступностью, мерах по профилактике правонарушений.

6. Активность — организация конструктивных взаимоотношений с центральными, региональными и ведомственными средствами массовой коммуникации. Проведение комплекса мероприятий информационно-пропагандист-

ского характера, противодействующих информационному давлению, направленному на дискредитацию государства и органов правопорядка. Формирование и поддержка положительного образа сотрудника органов внутренних дел. Пропаганда принципиально новых направлений работы милиции по социальному обслуживанию граждан, расширение диалога с населением путем совершенствования учета и реагирования на замечания, предложения и пожелания граждан, поиск новых форм конструктивного сотрудничества

7. Сохранность — недопустимость распространения общественно значимой информации в качестве источника дополнительных доходов. Соблюдение конфиденциальности лиц, пользующихся информацией или запрашивающих ее, а также права невмешательства в частную жизнь в отношении лиц, информация о которых имеется в распоряжении ОВД. Недопущение ограничений в доступе журналистов к различным источникам информации, а также недопустимость любых форм произвольного контроля над информацией и общественным мнением.

Следует иметь в виду, что средства массовой информации являются основным каналом информирования общества о деятельности органов внутренних дел. При этом в полной мере проявляются такие свойства СМИ, как массовость, периодичность, использование постоянно пополняемых информационных ресурсов, выполнение СМИ функций первичных источников информации, применение современных информационных технологий и средств телекоммуникаций. Эти особенности характеризуют СМИ как важнейший социальный институт и объект информационной политики органов внутренних дел. Поэтому построение межорганизационных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации может выражаться в конкретных формах взаимодействия с их представителями, которые зависят от имеющихся возможностей в их использовании. Необходимо установление четких схем взаимодействия, регулярности и порядка процедур, прав и обязанностей участников с обеих сторон. Основными направлениями информационно-правового воздействия на местное население со стороны органов внутренних дел являются: характеристика особенностей конкретной ситуации и соответствующих ей норм и правил поведения; информирование граждан о происходящих событиях, о мерах по нор-

мализации конфликтной ситуации, а также о деятельности органов внутренних дел в этом процессе; информирование и отчеты о деятельности органов внутренних дел в процессе регулирования ситуации; создание позитивных стереотипов.

Не случайно министр внутренних дел РФ генерал армии Р. Нургалиев подчеркнул, что первый приказ, подписанный в МВД в 2009 г., касается именно взаимодействия со средствами массовой информации. Это Приказ от 1 января 2009 г. N 1 «Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009-2014 годы».

А за 2010 год на центральных телеканалах вышло более 8,5 тыс. сюжетов и репортажей о деятельности органов внутренних дел, свыше 9 тыс. материалов опубликовано в печатных СМИ, только по линии центрального аппарата ведомства проведено 68 брифингов и пресс-конференций. Это подтверждает особое значение СМИ в формировании полиции.

Целью Концепции является совершенствование взаимодействия МВД России со СМИ и общественностью, создание новых, более оптимальных форм и методов проведения информационно-пропагандистской работы. В связи с этим в ближайшие несколько лет основной акцент в работе пресс-служб органов внутренних дел и внутренних войск будет сделан на активизации пропагандистской деятельности, направленной на формирование правосознания граждан, уважения к законам и общепринятым нормам поведения, доверительного отношения к правоохранительным органам, воспитание ак-

Роль СМИ в деятельнс

тивной гражданской позиции по оказанию содействия в предупреждении, пресечение и раскрытие преступлений и правонарушений. Это может быть достигнуто выполнением следующих задач:

1. Популяризация службы в органах внутренних дел, привлечение общественности к содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и общественной безопасности.

2. Формирование в обществе положительного образа сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск МВД России.

3. Объективное освещение вопросов, относящихся к компетенции МВД России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Совершенствование форм и методов взаимодействия органов внутренних дел, внутренних войск МВД России с центральными, региональными и ведомственными СМИ и общественностью.

5. Повышение качества подготовки материалов, освещающих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск МВД России для размещения на теле-, радиоканалах и публикаций в печатных изданиях.

6. Пропаганда новых форм и методов работы органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

7. Распространение положительного опыта взаимодействия МВД России со СМИ и общественностью.

С учетом Концепции и был разработан закон «О полиции».

В таблице отражена деятельность СМИ, регламентированная законами «О милиции» и «О полиции».

Таблица 1

ги милиции и полиции

Деятельность в сфере информации Милиция Полиция

Разъяснение гражданину причин ограничения его прав и свобод, а также его прав и обязанностей Вовсех случаях Во всех случаях, а так же разьяснение основания применения мер

Деятельность в сфере информации Милиция Полиция

Информирование о задержании По просьбе задержанного информирование родственников и администрацию по месту работы или учебы. В случае с несовершеннолетними обязательно (срок не указан) Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции. (есть исключения). О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства

Информацию о частной жизни лица Не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Документы и материалы о правах и свободах лица Обязаны ознакомить Обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Информацию о преступлениях, правонарушениях с событиях угрожающих личной и общественной безопасности Обязаны принимать, регистрировать и своевременно реагировать Обязаны принимать, регистрировать, осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку и информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования. Участвовать в пропаганде правовых знаний

Информацию об обязательном страховании гражданской ответственности Обязаны предоставлять лицам указанным в федеральном законе

Информировать о фактах выявленных нарушений в ходе избирательной ком-паниии принятых в связи с этим мерах Избирательную комиссию или комиссию референдума

Деятельность в сфере информации Милиция Полиция

Использовать для документирования своей деятельности Информационные системы, видео- и ау-диотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде Обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

Производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино и видеосъемку, дактилоскопирование Лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, при невозможности установления их личности и иных лиц, в отношении которых в соответствии с федеральным законом предусмотрена обязательная дактилоскопическая регистрация Задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом

Пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи Принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам Принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, не терпящих отлагательства, — средствами связи, принадлежащими негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам;

Получать безвозмездно от организаций и граждан информацию За исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации В том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации. По мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан

Использовать безвозмездно возможности средств массовой информации Для установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда, и лиц, без вести пропавших Информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях установления обстоятельств совершения преступлений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести; Объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации

Деятельность в сфере информации Милиция Полиция

Сотрудничество В праве привлекать граждан с их согласия Истребовать для проведения экспертиз по письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз. В праве привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе

Новое в законодательстве

Статья 8. Открытость и публичность

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет

сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных

органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

4. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.

Статья 13. Права полиции

29) получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, составляющие налоговую тайну;

32) получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать в соответствии с законодатель-ствомРоссийской Федерации дактилоскопическую информацию и геномную информацию;

33) использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехни-ку, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное;

Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах

1. Полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее — банки данных).

4. Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от

неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.

6. Полиция обязана обеспечить гражданину возможность ознакомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Статья 28. Основные права сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право:

5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции;

6) на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в законе «О полиции» существенно расширены права и обязанности сотрудника МВД в получении, хранении и использовании информации, а также в сфере взаимодействия со средствами массовой информации.

Список литературы

2. Мазитов, Р. Р. Информационная открытость органов внутренних дел и ее критерии / Р. Р. Мазитов. — Владивосток, 2010.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД В ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СМИ

С.А. СОЙНИКОВ, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. Необходимо развивать взаимодействие подразделений МВД России со СМИ, повышать информационную открытость деятельности ОВД. Одним из условий, обеспечивающих выполнение данных требований, является совершенствование подготовки кадров в системе МВД России, а также привлечение к работе в ОВД квалифицированных специалистов.

Ключевые слова: взаимодействие ОВД со СМИ, информационная открытость ОВД, подготовка кадров в системе МВД России, привлечение к работе в ОВД квалифицированных специалистов.

S.A. SOJNIKOV,

candidate of Jurisprudence, the Associate Professor

Для успешного выполнения органами внутренних дел задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка в государстве и обществе необходимо поступательное движение, в том числе в сторону развития взаимодействия подразделений МВД России со СМИ, повышения информационной открытости.

В современных условиях информационная открытость является профессиональной необходимостью. Максимально допустимая информационная открытость позволит донести неограниченному числу потребителей информации правду о деятельности ОВД. Придание деятельности МВД РФ максимальной открытости является важным условием повышения эффективности работы правоохранительных органов в целом.

Руководство Министерства внутренних дел Российской Федерации уделяет пристальное внимание взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью.

Одним из направлений генезиса оборота массовой информации является подготовка профессионалов для работы в данной сфере. Обратившись к истории развития и становления оборота массовой информации, можно выделить причины, сгенерировавшие принятие решений по подготовке высококвалифицированных специалистов. Одной из таких причин является стремление к улучшению осуществляемой деятельности и повышению качества выполняемой работы.

Это в полной мере относится к деятельности ОВД. Современный уровень технического прогресса, развитие взаимоотношений в сфере оборота массовой информации предъявляют качественно новые, более высокие требования к сотрудникам ОВД. Данные требования в полной мере относятся к уровню профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Одной из важных задач в данном направлении является подготовка собственных кадров и привлечение к работе в ОВД высококвалифицированных специалистов в сфере оборота массовой информации.

Теме выстраивания стратегии и тактики взаимодействия ОВД со СМИ, установлению доверительных отношений с обществом был посвящен проходивший с 24 по 26июня2009г.вКрасноярскомкраесеминар-совещание подразделений информации и общественных связей МВД России. На семинаре-совещании особый акцент был сделан на значимость работы по формированию позитивного общественного мнения относительно деятельности ОВД.

Подтверждением значимости деятельности в данном направлении является ряд положений, отраженных в «Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009—2014 годы»1.

В данной Концепции сформулированы основные

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

принципы информационной политики подразделений системы МВД России, предусматривающие системный характер сотрудничества со СМИ.

В Концепции отмечается, что подготовка и распространение пропагандистских материалов, направленных на повышение правовой культуры граждан, воспитание у населения активной гражданской позиции по вопросам предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений, стимулирование практических действий по оказанию содействия органам внутренних дел и подразделениям внутренних войск, ведется на недостаточном уровне.

Целью совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации является создание новых, более оптимальных форм и методов проведения информационно-пропагандистской деятельности, обеспечивающих эффективное решение органами внутренних дел и внутренними войсками оперативно-служебных и служебно-боевых задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка в государстве и обществе.

В Концепции выделяется ряд задач, обеспечивающих достижение данной цели. Среди них:

1) развитие взаимодействия ОВД со СМИ;

2) повышение эффективности деятельности ведомственных СМИ;

3) совершенствование организационного обеспечения взаимодействия со СМИ.

В целях выполнения задач по развитию взаимодействия со СМИ необходимо:

1) изучение и активное внедрение в практику деятельности ОВД передовых форм и методов взаимодействия со СМИ;

2) развитие взаимовыгодного сотрудничества между ОВД и СМИ в освещении правоохранительной тематики, повышение эффективности информационной поддержки федеральных и региональных СМИ, объективно отражающих деятельность ОВД;

3) оперативное реагирование на конструктивную критику СМИ о недостатках и нарушениях в служебной деятельности, информирование населения о принимаемых мерах по решению имеющихся проблем и устранению негативных явлений.

Реализация данных задач осуществляется посредством комплекса мероприятий, среди которых, учитывая направление исследуемой нами проблематики, необходимо отметить внесение на рассмотрение соответствующих учебных заведений предложений о включении в программы факультетов журналистики стажировок в пресс-службах ОВД с целью повышения правовой культуры журналистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из элементов, необходимых для выполнения задачи по повышению эффективности деятельности ведомственных СМИ, является совершенствование системы профессиональной подготовки сотрудников ведомственных СМИ. Реализация данной задачи должна осуществляться посредством организации стажировок сотрудников ведомственных СМИ главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Федерации, УВДТ, ОВДРО на базе Объединенной редакции.

Также одним из элементов, необходимых для выполнения задачи совершенствования организационного обеспечения взаимодействия со СМИ, является совершенствование системы повышения квалификации сотрудников ОВД в области взаимодействия со СМИ. Реализация данной задачи должна осуществляться посредством совершенствования системы подготовки и обучения сотрудников пресс-служб и подразделений информации и общественных связей, а также других сотрудников подразделений системы МВД России, отвечающих за взаимодействие со СМИ.

Соответственно, Концепция предусматривает совершенствование системы подготовки, обучения и повышения квалификации:

1) специалистов, обучающихся на факультетах журналистики соответствующих учебных заведений;

2) сотрудников ведомственных СМИ;

3) сотрудников пресс-служб;

4) сотрудников подразделений информации и общественных связей;

5) сотрудников подразделений системы МВД России, отвечающих за взаимодействие со СМИ.

Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Рашид Гумарович Нургалиев, проводя совещание по теме «Информационная открытость деятельности МВД России» в режиме видеоконференции из пресс-центра УВД по Магаданской области, подчеркнул, что министерство рассчитывает на активную совместную работу по формированию правосознания граждан, уважения к законам и общепринятым нормам поведения, а также доверительного отношения к правоохранительным органам, основанного на укреплении позитивного образа сотрудников и военнослужащих внутренних войск. Также министр Р.Г. Нургалиев отметил: «Действительно, сегодня многие сотрудники не умеют общаться со СМИ, не умеют правильно излагать свои мысли». По его мнению, «трудно сосредоточиться и логически выстроить слова в окружении телекамер и микрофонов». «МВД России организует специальные курсы по обучению сотрудников милиции общению с прессой и публичным выступлениям», — сообщил глава ведомства генерал армии Рашид Нургалиев. Также министр отметил: «Мы будем создавать такие курсы и начнем с Московского университета МВД РФ и Академии управления МВД РФ».2 По мнению Р.Г. Нургалиева преподавать такую дисциплину должны представители медиасообщества.

Сама инициатива о необходимости переподготовки сотрудников ОВД говорит о том, что существующая программа подготовки сотрудников ОВД не в полной мере устраивает руководство министерства.

Предложенная министром мера вполне обоснована и призвана определенным образом улучшить сложившуюся ситуацию в данном секторе. Но мы видим, что в данном случае речь идет о действующих сотрудниках ОВД и об улучшении определенной, уже сложившейся ситуации.

На наш взгляд, необходим комплексный подход, включающий ряд мер по улучшению сложившейся

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ^^ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ситуации, о чем министр указывает в своем интервью, а также меры по недопущению возникновения подобной ситуации в принципе. Для этого, на наш взгляд, целесообразно оптимизировать систему подготовки сотрудников ОВД. В дополнение к рассмотренным выше решениям предлагается:

1) на курсах повышения квалификации сотрудников ОВД ввести дисциплину «Теория и практика связей с общественностью»;

2) внести на основе анализа предложения по дополнению требований к результатам освоения основных образовательных программ по подготовке специалистов в системе учебных заведений МВД РФ;

3) ввести по очной и заочной формам обучения курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России дисциплину «Теория и практика связей с общественностью»;

4) на основе анализа и прогнозирования осуществлять целевой заказ для нужд МВД России опреде-

ленного количества специалистов в соответствующих учебных заведениях, специализирующихся по подготовке по специальностям 030602 — «Связи с общественностью» и 030601 — «Журналистика», с прохождением данными категориями обучаемых практики, в том числе преддипломной, в подразделениях МВД России.

Реализация данного комплекса предложений, на наш взгляд, отвечает интересам граждан и ведомственным интересам Министерства внутренних дел и позволит, в соответствии с реалиями времени, вывести систему информационного обеспечения деятельности ОВД, а также уровень подготовки сотрудников ОВД к тем требованиям, которые предъявляет нам жизнь.

1 Далее — Концепция.

2 РИА Новости. РАПСИ: Правовая информация. Российских милиционеров научат не бояться журналистов и телекамер. Магадан, 2 октября 2009 г.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИОРИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

С.И. СОЛОДУХИН, Академия экономической безопасности МВД России

Аннотация. С математической точки зрения, задача определения приоритетов физической подготовки в системе служебно-боевой подготовки сотрудников разных категорий, имеющих неодинаковые условия профессиональной деятельности, представляется как оптимизация сложной иерархической системы. Для ее решения применен метод анализа иерархических систем, предложенный Т. Саати для задач такого класса. Однако многокритериальная оптимизация, являясь сложной проблемой даже после своего формального решения, все-таки «остается проблемой принятия решений: выбор окончательного единственного компромиссного решения — прерогатива лица, принимающего решения».

Ключевые слова: приоритет, служебно-боевая подготовка, иерархическая система, иерархическая декомпозиция системы, вес, факторы служебно-боевой подготовки, приоритеты факторов.

RESEARCH OF THE PRIORITY OF PHYSICAL PREPARATION IN SYSTEM OF FACTORS OF SLUZHEBNODCOMBAT TRAINING OF EMPLOYEES

S.I. SOLODUKHIN,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Academy of economic safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Добавить комментарий