Взаимодействие полиции с общественностью

Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также — гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в ред. от 02. 04.2014 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Государственная гражданская служба основывается на основополагающих принципах организации и деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и другие принципы.

Все принципы взаимосвязаны и отражают сущность, содержание формы осуществления государственной гражданской службы. Закрепление единых принципов является важной теоретической основой, которая соединяет виды государственной гражданской службы в стройную и юридически связанную во всех своих звеньях целостную систему государственной гражданской службы РФ. В них закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной гражданской службой к государственной гражданской службе и государственным гражданским служащим.

По Федеральному Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» выделяются следующие принципы:

  • 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
  • 3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  • 4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
  • 5) стабильность гражданской службы;
  • 6) доступность информации о гражданской службе;
  • 7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • 8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в ред. от 02. 04.2014 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Принцип приоритета прав человека и гражданина. По Конституции РФ это означает что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Отсюда и обязанности государственных гражданских служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Этот принцип определяет социальный смысл и всю суть служебной деятельности государственных гражданских служащих. С учетом этого при отборе кандидатов на государственные гражданские должности особое внимание должно уделяться их способности учитывать в своей работе интересы граждан.

Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы. Основывается на законодательном закреплении единого подхода к организации государственной службы на уровне как федеральном, так и субъектов Российской Федерации.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе. Этот принцип закреплен в ст.32 Конституции РФ и означает равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. При приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Принцип профессионализма и компетентности. Этот принцип означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) и за регулярно получаемое вознаграждение. Компетентность показывает объем знаний и опыт работника. Профессионализм отражает расширение и повышение знаний, накапливание опыта, выявление организаторских способностей.

Принцип доступности информации о гражданской службе. Это объективное информирование общества о деятельности государственных служащих. Открытость означает право человека на достоверную, своевременную и полную информацию, также его право на участие в решении вопросов, касающихся его законных интересов.

Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами. Государственная гражданская служба тесно взаимодействует с гражданским обществом. Следует отметить, что государственные гражданские служащие должны быть независимы от политических партий, движений и иных общественных объединений и организаций. При исполнении служебных обязанностей они не вправе руководствоваться решениями каких-либо партий, политических общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Данный принцип отражает обязанность государственных гражданских служащих исполнять поручения своих руководителей, данные в пределах их полномочий. Государственный гражданский служащий имеет право на защиту от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей. В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на виды, под которыми понимается её специализация, их цели, уровень и функции определённых, и производных от них государственных органов.

Государственная гражданская служба включает в себя федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу в субъектах РФ. Федеральная государственная гражданской служба представляет собой профессиональную деятельность лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных органах государственной власти и иных федеральных государственных органов, образующих в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, для обеспечения выполнения государственных задач и функций этих органов либо деятельности лиц, замещающих государственные гражданские должности РФ, предусмотренные Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, и финансируемые из федерального бюджета. Она осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих а пределах ведения и полномочий РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Выделяются специальные виды государственной гражданской службы, под которыми понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий отдельных государственных органов, выполняющих в государственном аппарате специальные задачи и наделенных специальной компетенцией, которая предопределяет особенности правового статуса и фактической деятельности государственных гражданских служащих.

Специальная государственная гражданская служба включает в себя различные подвиды, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации особых целей и функций. Имеются в виду государственные органы, связанные с обороной страны, поддержанием общественного порядка, обеспечением прав и свобод человека, соблюдением определенных правил поведения и деятельности и т.д. Соответственно к специальным видам государственной гражданской службы относятся военная служба, служба в органах внутренних дел, налоговая, таможенная, дипломатическая, правозащитная, служба в контрольно-надзорных государственных органах, в финансово-кредитных государственных органах, в аппаратах избирательных комиссий и др. Можно отметить, что наряду с общими признаками специальных видов службы каждый подвид имеет свои специфические признаки. Например, военная служба имеет существенные отличия такие, как специфика организационной структуры, вооруженность личного состава, непрерывность несения службы, принятия воинской присяги и др.

Таким образом, государственная гражданская служба включает в себя восемь принципов, взаимосвязанных и отражающих сущность, содержание и формы осуществления, и два вида под которыми понимается её специализация, их цели, уровень и функции определённых, и производных от них государственных органов.

Организация взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений правоохранительной направленности по обеспечению общественного порядка имеет свои исторические корни. За многие годы совместной работы этот вид деятельности неоднократно доказывал свою эффективность и весьма положительно зарекомендовал себя.

На современном этапе развития органов внутренних дел возникла необходимость корректировки взаимоотношений полиции и общества, где в их основу легли бы партнерство, открытость и доверие. Необходимо принимать самое активное участие в развитии институтов гражданского общества, нацеленных на оказание содействия правоохранительным органам.

Министерством внутренних дел Российской Федерации определены задачи по повышению эффективности участия территориальных органов МВД России в решении задач профилактики преступлений и правонарушений, в основе которых лежит активизация взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и общественными формированиями.

При этом, основными направлениями деятельности общественных объединений являются участие в охране общественного порядка в населенных пунктах, на транспортных магистралях, в местах массового отдыха граждан, при проведении массовых, культурных и спортивных мероприятий, а также содействие правоохранительным органам по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и детской безнадзорности.

Особое место в данной сфере совместной деятельности отводится работе с российским казачеством. Использование потенциала войсковых казачьих обществ, позволяет эффективно привлекать их членов к решению самого широкого спектра задач по охране правопорядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью.

В 2011 году общая численность общественных формирований, принимавших участие в обеспечении правопорядка, составила около 435 тысяч человек, из которых более 14 тысяч – представители студенческих отрядов.

С их участием в прошлом году было раскрыто 133 с лишним тысячи преступлений и выявлено почти 434 тысячи административных правонарушения.

Вот лишь несколько примеров. Дружинники Северного АО г. Москвы оказывали помощь сотрудникам Управления уголовного розыска ГУ МВД России по г. Москве в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых за незаконное хранение наркотических средств в особо крупных размерах был задержан гражданин Республики Грузия.

На Кировоградской улице дружинники Южного АО г. Москвы на месте преступления задержали вооруженного грабителя и передали его прибывшему наряду полиции. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 161 УК РФ — грабеж.

Участковым уполномоченным из Урюпинска Волгоградской области капитаном милиции С.В. Фетюхиным совместно с членами муниципальной казачьей дружины на хуторе Верхне-Безымяновском за кражу из магазина и вооруженное сопротивление представителям власти задержана группа преступников в количестве 3 человек. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст.158 УК РФ — кража.

За последние годы во многих субъектах Российской Федерации принято более пятисот различных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность общественных объединений правоохранительной направленности, определены права и обязанности граждан, участвующих в данной работе.

В настоящее время реализуются свыше 200 региональных и муниципальных программ, предусматривающих финансирование деятельности подобных общественных формирований, подразделениями полиции субъектов Российской Федерации с ними заключено свыше 1300 договоров и соглашений о совместной работе.

ГУОООП МВД России

УДК 342.97 ББК 67.401

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,

СОВЕРШАЕМЫХ НА ПОЧВЕ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Ибрагим Ризванович ТАКАЕВ, адъюнкт Академии управления МВД России E-mail: Braga-95@mail.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. Статья посвящена некоторым проблемам организации взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий.

Ключевые слова: органы внутренних дел, религиозные объединения, общественная безопасность, полиция, взаимодействие, формы взаимодействия, межконфессиональные противоречия.

Научный руководитель и рецензент — Е.В. Емельянова, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, доцент

Взаимодействие органов внутренних дел с религиозными объединениями имеет важную практическую направленность, поскольку именно эта составляющая профилактической деятельности является максимально приближенной не к обществу как к абстрактному понятию, а к жителям определенной территории как к представителям части социума, характеризующимся специфическими межличностными, этническими, внутриконфессио-нальными связями.

Признавая опасность последствий межконфессиональных противоречий — преступлений экстремистской направленности и преступлений террористического характера, совершаемых на почве религиозной ненависти, законодательная и исполнительная власть, правоохранительная и судебная системы должны осознавать важность как профилактических контактов, выходящих за рамки властной, публично-правовой деятельно-

сти, так и особенности вовлечения в предупредительную деятельность субъектов, не относящихся к публично-правовым образованиям.

Общая цель такого взаимодействия — предупреждение правонарушений и преступлений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий, — не может быть достигнута только публично-правовым путем, в отрыве от институтов гражданского общества.

Органы внутренних дел как одна из сторон указанного взаимодействия могут опираться на религиозные знания духовных лидеров непосредственно в оперативно-служебной деятельности, используя их как для обобщения информации о готовящихся или совершенных преступлениях экстремистской направленности, так и для принятия решений, имеющих отношение к профилактической деятельности.

Например, характер распространяемой литературы религиозного содержания, по общему

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2015

правилу, устанавливается экспертным путем, однако первичные сведения такого рода, необходимые для принятия процессуальных решений или проведения проверочных мероприятий, могут быть получены в режиме информационного обмена.

Аналогично, разрабатывая план обеспечения безопасности проведения религиозного мероприятия, территориальные органы внутренних дел могут руководствоваться информацией, полученной от представителей религиозных объединений о численности верующих, их вероятной локализации, последовательности церемониальных действий и др. В связи с этим активизация взаимодействия между органами внутренних дел и религиозными объединениями выглядит жизненно необходимой.

Современная российская практика показывает, что в аспекте обеспечения взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями используется механизм подписания соглашений с представителями религиозных объединений, в которых раскрываются основные формы взаимодействия. Между тем, с правовой точки зрения, такие соглашения являются декларацией о намерениях, не предполагающей точного объема обязательств ни для одной из сторон. В связи с этим логичным выглядит принятие специального нормативного правового акта по вопросам профилактики правонарушений с определением как правового понятия взаимодействия, так и его конкретных организационно-правовых форм.

На сегодняшний день законы о профилактике правонарушений приняты в ряде российских регионов1, но федеральный комплексный нормативный правовой акт отсутствует. Вместе с тем его принятие во многом позволило бы активизировать деятельность в рассматриваемой сфере.

Для сравнения — в 1999 г. был принят Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в ст. 4 которого включен перечень субъектов профилактики: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления

здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

В главе 2 данного Закона определены полномочия каждого из субъектов профилактики. Именно поэтому становится возможным при ненадлежащем исполнении данных полномочий ставить вопрос о выявлении и привлечении к дисциплинарной ответственности соответствую -щих должностных лиц.

В режиме оптимизации взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в целях предупреждения правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий, представляется уместным внести ряд дополнений в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», а именно:

■ дополнить его положениями о взаимодействии с различными институтами гражданского общества (общественными организациями, религиозными объединениями, благотворительными организациями, средствами массовой информации) с определением форм и основных направлений взаимодействия с каждым из перечисленных субъектов;

■ установить перечень совместных профилактических мероприятий с периодичностью проведения;

■ определить порядок отчетности о результатах профилактической работы и последствия несоблюдения установленного порядка взаимодействия в виде дисциплинарной ответственности должностных лиц органов внутренних дел.

Следует отметить, что определенную проблему во взаимодействии между органами внутренних дел и религиозными объединениями создает то обстоятельство, что они функционируют полностью автономно друг от друга. С одной стороны, это естественное последствие отделения церкви от государства, с другой же — предпосылка для возникновения пробела в правоохранительной деятельности, вследствие которого препятствием в механизме взаимодействия выступает неосведомленность одного субъекта о видах деятельности другого.

В большинстве регионов взаимодействие с религиозными объединениями выведено за рамки поля деятельности органов внутренних дел, главный субъект взаимодействия с публично-правовыми полномочиями является подразделением органов исполнительной власти региона.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2015

В числе приоритетных направлений деятельности таких органов — гармонизация межконфессиональных отношений, предупреждение возникновения межрелигиозных противоречий. Это можно оценить позитивно с точки зрения комплексного характера работы соответствующих властных структур, но с точки зрения профилактики правонарушений позитивные начала здесь отсутствуют.

Следует отметить, что согласно позиции Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека сотрудничество институтов гражданского общества с правоохранительными органами возможно в двух формах:

1) формирование площадок для диалога и реальных переговоров;

2) контроль за правовой составляющей деятельности правоохранительных органов2.

В то же время вряд ли эти направления будут востребованы в профилактической деятельности, которая несет элементы расследования.

На ведомственном уровне вопросы взаимодействия подразделений МВД России и институтов гражданского общества частично урегулированы, как известно, в положениях Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009 — 2014 гг., утвержденной Приказом МВД России от 1 января 2009 № 1.

В Концепции констатируется, в частности, факт ведения совместно с представителями духовных управлений мусульман работы по преодолению радикализма, особенно среди молодежи, предотвращению этнонациональных конфликтов.

В сфере развития взаимодействия с религиозными объединениями, в частности, в Концепции установлена такая позиция, как совершенствование (на основе Соглашения о сотрудничестве) направлений и форм взаимодействия подразделений системы МВД России с Русской Православной Церковью, традиционными для России конфессиями (буддийской сангхой России, духовными управлениями мусульман России, еврейскими религиозными организациями), а также другими религиозными объединениями

в реализации общественно значимых социальных и благотворительных программ. Конкретных положений по совершенствованию этих направлений и форм в Концепции не приводится.

Таким образом, изучив некоторые направления взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по вопросам предупреждения правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий, можно констатировать, что вопросы активизации данного взаимодействия в принятых в современный период программных документах либо не ставятся вообще, либо рассматриваются только в общем плане.

В связи со сказанным в настоящее время назрела насущная необходимость:

во-первых, разработки Концепции взаимодействия с религиозными объединениями, в текст которой должны входить положения о состоянии правового регулирования религиозной деятельности на уровне федерального и (в особенности) регио

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИЦИИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

ИННА ВИКТОРОВНА ФЕДОРОВА,

преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: karnavalinna@mail.ru

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс Научный руководитель: доктор юридических наук Зырянов С.М.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируются цели и задачи взаимодействия полиции с институтами гражданского общества по действующему законодательству, формулируются цели и задачи данного взаимодействия для разработки новой концепции совершенствования взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации и общественными объединениями.

Ключевые слова: полиция, взаимодействие, гражданское общество, концепция совершенствования взаимодействия.

Keywords: police, cooperation, civil society, concept of improvement of cooperation.

Взаимодействие полиции с институтами гражданского общества, которое рассматривается сейчас как необходимое условие эффективного функционирования правоохранительной системы, должно основываться на единстве целей и задач, совпадении интересов.

Цели и задачи полиции прямо не определены в законодательстве, прежде всего, в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции), но могут быть выведены из основных положений. Если подходить к определению целей органов государственной власти с позиций, предложенных специалистами, то цель МВД России в целом и цель полиции более конкретно выражается в реализации правоохранительной функции государства1. О системообразующем характере правоохранительной функции государства пишут А.М. Артемьев2, А.В. Ельцов3 и другие ученые4. Утверждается, что эта функция занимает особое место в системе функций государства и характеризуется как внутренняя, постоянная, основная, социальная, обеспечивающая национальную безопасность5.

Задачи полиции можно определить в соответствии со ст. 1 Закона о полиции: защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан; противодействовать преступности; охранять общественный порядок; охранять собственность; обеспечивать общественную без-

опасность; оказывать содействие государственным органам, муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и должностным лицам этих органов и организаций.

Заявленные в Законе о полиции задачи и функции в полной мере согласуются с интересами граждан, общественных объединений, всего общества. Конечно, в любом обществе всегда присутствуют социальные группы, интересы которых не совпадают и даже противоречат интересам остального общества. Вместе с тем, здоровые силы общества, все нормальные граждане заинтересованы в поддержании правопорядка, сохранении должного уровня общественной безопасности, безопасности дорожного движения. Более того,

1 Бачило И.Л. Функции органов управления. М., 1976. С. 59; Зырянов С.М. Административный надзор: Моногр. М., 2010. С. 103.

2 Артемьев А.М. Государственная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение: Дис. … докт. юрид. наук. М., 2008. С. 85.

3 Ельцов А.В. Природа и сущность государства как основания выделения системообразующих функций государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 4. С. 3—6.

все заинтересованы в том, чтобы существовал государственный орган, который бы обеспечивал реализацию этих интересов.

Это видно из декларируемых целей и задач, планов и результатов работы общественных организаций, которые мы рассматриваем как объекты взаимодействия с полицией. Так, Добровольный Поисковый Отряд «Лиза Алерт» ставит своей основной задачей оперативное реагирование и гражданское содействие в поиске пропавших детей6. Как заявлено на сайте содружества «Поиск пропавших детей», Содружество — это добровольное объединение граждан, независимое от политических и религиозных взглядов. Приоритетная цель Содружества — искать пропавших детей. При этом Содружество не берет на себя функции МВД, МЧС и других государственных органов, а сотрудничает с ними, оказывает посильную помощь и содействие в поиске пропавших детей7. Фонд «Город без наркотиков» называет своей основной задачей добиться прекращения наркоторговли в Екатеринбурге и Свердловской области и создать, таким образом, прецедент для всей России. Фонд считает необходимым сотрудничество с правительственными организациями и силовыми ведомствами, координацию деятельности различных ведомств, организаций и населения8. Кроме того, Фонд осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации и общественными организациями, организует и оказывает специализированную немедицинскую реабилитационную, психологическую и юридическую помощь людям, страдающим зависимостью к психоактивным веществам, осуществляет профилактическую работу с детьми и молодежью, проводит лекции и выступает в средствах массовой информации9.

Общероссийское общественное движение «Движение автомобилистов России» создано в целях общественной поддержки и защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, деятельность которых связана с владением, пользованием, распоряжением, эксплуатацией или управлением автотранспортными средствами, а также иных участников дорожного движения. Задачи Движения: подготовка предложений, проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав автомобилистов; взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями и другими общественными объединениями; разработка и внедрение рекомендаций по защите прав ав-

томобилистов и иных участников дорожного движения; изучение, обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта регулирования общественных отношений с участием автомобилистов; оказание участникам дорожного движения правовой, методической, информационной, экспертно-консуль-тационной и другой помощи в реализации и защите их прав и законных интересов10.

Молодежная Ассоциация по содействию правоохранительным органам СФО — ДМД «Северный волк» создана в 2005 г. с целью восстановить в регионах России институт добровольных дружин. Ассоциация осуществляет содействие органам внутренних дел (патрулирование, работа с трудными подростками, охрана мероприятий и др.), социальную работу (поддержка монастырей, храмов, музеев, помощь ветеранам и одиноким пожилым людям), образование активистов движения. На сайте Ассоциации представлены сведения о проведенных мероприятиях: военно-патриотические «Русские сборы» (27—29 июля 2013 г.); спортивно-патриотическое мероприятие «Русская пробежка» на 9 мая; срыв концерта украинской гей-группы Kazaky 8 марта 2013 г.; соревнования по военно-прикладным видам спорта среди молодежи (23 февраля 2013 г.); совместный с полицией рейд по контролю за продажей алкогольных напитков и пива в ларьках (10 февраля 2013 г.). В деятельности Ассоциации настораживает националистический уклон, а также самоуправство.

Народные дружины Москвы, Санкт-Петербурга и других городов также создаются и действуют в целях содействия правоохранительным органам в их деятельности по обеспечению общественного порядка.

О.С. Городнина подчеркивает, что характер и направленность взаимоотношений между государством и обществом определяются целями и задачами участников взаимодействия, степенью их социально-политической активности, уровнем культуры, актуальностью решаемых ими проблем11. Как видно из приведенных примеров, цели и задачи полиции и общественных объединений правоохранительной направленности в

6 URL://http://www.lizaalert.org/

7 URL://http://www.poiskdetei.ru/news/index1.php?category=5

8 URL://http://www.ria.ru/spravka/20110301/340595280.html

9 URL://http://www.nobf.ru/about/target/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 URL://http://www.prav-net.ru/dvizhenie-avtomobilistov-rossii/

определенной части совпадают, что позволяет выделить основные направления деятельности, по которым необходимо взаимодействовать:

♦ охрана общественного порядка;

♦ обеспечение безопасности дорожного движения;

♦ борьба с наркоманией;

♦ поиск потерявшихся детей и взрослых.

Все это — наиболее острые социальные проблемы, целенаправленно, но недостаточно успешно, решаемые органами внутренних дел и другими государственными органами.

Возможности гражданского общества не исчерпываются названными направлениями. Другие, вероятно не менее важные и также связанные с общими целями и задачами полиции направления, по которым возможно и даже необходимо взаимодействие между институтами государственной власти и институтами гражданского общества: ресоциализация освободившихся из мест лишения свободы, помощь безработным в профессиональной ориентации, обучении, воспитание подрастающего поколения, в том числе, физическое воспитание и др.

Нельзя отрицать, что невозможность возвращения к нормальной жизни человека, отбывшего наказание в виде лишения свободы и вернувшегося домой, безработица, невнимание к воспитанию детей и подростков в конечном итоге становятся криминогенными факторами, способствующими росту преступности. В то же время, это не значит, что всеми подобными вопросами должна заниматься полиция. В системе государственной власти существуют специально уполномоченные органы с сферах труда, образования, здравоохранения, экономического развития и т.д. Активно сотрудничают с общественными организациями органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Отдельно необходимо назвать борьбу с коррупцией и повышение качества и эффективности деятельности самой полиции. Это взаимосвязанные направления деятельности, они, безусловно, связаны и с вышеназванными, поскольку невозможна борьба с наркоманией в условиях, когда коррумпированные сотрудники полиции «крышуют» или даже сами участвуют в наркобизнесе. По этим направлениям сейчас распространяются и развиваются новые формы взаимодействия — общественное обсуждение, антикоррупционная экспертиза и оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов,

участие представителей общественных организаций в работе общественных советов при органах исполнительной власти, в работе комиссий по соблюдению государственными служащими требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов12.

Таким образом, налицо общность целей и задач представителей гражданского общества и полиции. Но это цели и задачи их деятельности. Их общность дает нам основания утверждать о возможности и необходимости взаимодействия. Но взаимодействие — самостоятельное направление деятельности как полиции, так и тех, с кем полиция взаимодействует — с агентами взаимодействия.

Е.С. Науменко правильно обращает внимание на то, что взаимодействие гражданского общества и государства в сфере исполнительной власти — это разновидность диспозитивных равностронних (согласительных и реординационных) административно-правовых отношений, и их нельзя отождествлять с административными процедурами и государственным управлением13.

Соответственно, взаимодействие должно осуществляться целенаправленно и оно само по себе должно решать какие-то важные задачи. Этим вопросам в юридической науке уделяется явно недостаточно внимания. Вместе с тем, попытки определить цели взаимодействия ранее уже предпринимались. Так, В.В. Гриб сформулировал десять целей взаимодействия государства и гражданского общества, в числе которых создание условий и предпосылок для свободного развития личности и институтов гражданского общества; развитие и реализация демократических принципов участия граждан в управлении государственными делами; обеспечение законности, гласности, доступности, публичности при решении общественно значимых вопросов в России; общественный контроль за публичной властью и защита конституционных прав и свобод граждан; укрепление конституционных основ государственной и общественной жизни; обеспечение юридической ответственности всех участников общественно-политических, экономических и социальных процессов в государстве; смягчение социальных конфликтов и напряженности в обществе, утверждение

12 В органах внутренних дел их функции выполняют аттестационные комиссии.

13 Науменко Е.С. Указ. соч. С. 53.

принципов социальной справедливости и общественной солидарности и др.14.

По нашему мнению, ученый излишне широко трактует цели взаимодействия государственной власти и гражданского общества. В результате происходит их размывание. Некоторые пункты целями не являются. Например, развитие гражданского общества не может быть целью взаимодействия. Это могло бы быть целью государственной деятельности, если оно заинтересовано в сильном гражданском обществе. Применительно к полицейской деятельности из сформулированного В.В. Грибом перечня мы можем заимствовать такие цели, как общественный контроль за деятельностью полиции; обеспечение законности; обеспечение юридической ответственности, в том числе, сотрудников полиции, нарушающих закон; смягчение социальной напряженности и утверждение принципа общественной солидарности в смысле взаимной поддержки действий полиции и общественных объединений.

Е.С. Науменко также называет несколько целей взаимодействия исполнительной власти и гражданского общества: объединения усилий и взаимопроникновение указанных субъектов, обеспечение обратной связи между ними, упорядочение отношений с гражданским обществом, ограничение (контроль) публичной администрации гражданским общест-вом15. Он также считает, что взаимодействие органов исполнительной власти с институтами гражданского общества должно осуществляться в целях получения информации; для получения согласия со стороны общественности на решение соответствующего вопроса; для общественной поддержки и одобрения16. Подобную форму взаимодействия можно назвать согласованием.

Приказом МВД России от 1 января 2009 г. № 1 утверждена Концепция совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009—2014 гг.17. Концепция определяет цели, задачи и основные направления совершенствования взаимодействия18. В ней отмечается, что уже установлено взаимодействие с Общественной палатой РФ, создан Общественный совет при МВД России, общественные советы при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. 17 ноября 2004 г. подписано соглашение с Русской Православной Цер-

ковью, налажено сотрудничество с представителями духовных управлений мусульман, еврейских региональных общин. 14 октября 2004 г. подписан Меморандум о сотрудничестве с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации в области соблюдения и восстановления нарушенных прав и свобод человека.

Учитывая, что Концепция направлена на совершенствование взаимодействия, в ней определена цель совершенствования взаимодействия на пятилетний период (с 2009 по 2014 гг.) — создание новых, более оптимальных форм и методов проведения информационно-пропагандистской деятельности, обеспечивающих эффективное решение органами внутренних дел задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка в государстве и обществе. Надо заметить, что цель здесь сформулирована таким образом, что ее реализация исключает какое-либо взаимодействие, а предполагает диктат со стороны органов внутренних дел. Такая формулировка цели подходит для документа, в котором решаются задачи противодействия преступности. Взаимодействие предполагает определенное равенство, сотрудничество. При взаимодействии необходимо не столько информационно-пропагандистское воздействие на институты гражданского общества, сколько выбор объектов для сотрудничества, взаимная помощь, эффективное использование скрытого потенциала сторон сотрудничества.

По нашему мнению, в расчете на то, что срок действия Концепции заканчивается в 2014 г., при подготовке новой концепции совершенствования взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации и общественными объединениями необходимо, прежде всего, разграничить два самостоятельных направления: 1) взаимодействие со средствами массовой информации; 2) взаимодействие с институтами гражданского общества. Это обусловлено разными формами и методами взаимодействия.

15 Науменко Е.С. Указ. соч. С. 53.

16 Там же. С. 113.

17 СПС «Консультант Плюс».

18 Данная Концепция явилась продолжением ранее принятой Концепции совершенствования взаимодействия МВД России со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2005—2008 гг., утв. приказом МВД России от 5 сентября 2005 г. № 718.

Если взаимодействие со средствами массовой информации предполагает предоставление им сведений, информационных поводов, проведения пресс-конференций, интервью, аккредитацию средств массовой информации, информационное сопровождение важных мероприятий и т.д. в целях информирования населения о деятельности органов внутренних дел, формирования общественного мнения, пропаганды законности и правомерного поведения и др., то взаимодействие с институтами гражданского общества строится иначе и преследует иные цели и осуществляется другими методами, в других формах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В новой концепции необходимо учесть также, что объект взаимодействия расширяется. Органы внутренних дел уже взаимодействуют с институтами гражданского общества, которые не являются общественными объединениями, например, со стихийно образуемыми волонтерскими движениями, не имеющими организационно-правовой формы. В связи с этим в названии концепции более точно было бы использовать не термин «общественные объединения», а термин «институты гражданского общества». Тем более, что подразделения органов внутренних дел так и называются: подразделения по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации (сокращенно — УОС).

В Концепции развития взаимодействия на период с 2009 по 2014 гг. были сформулированы четыре задачи взаимодействия, из них общественных объединений касаются две:

♦ развитие взаимодействия органов внутренних дел и внутренних войск с общественными объединениями;

♦ совершенствование организационного обеспечения взаимодействия с общественными объединениями.

Первая задача (развитие взаимодействия с общественными объединениями) включает совершенствование нормативно-правового регулирования участия общественных объединений в правоохранительной деятельности; усиление обратной связи между населением и органами внутренних дел как на федеральном, так и на региональном уровне; разработку и реализацию комплекса информационно-пропагандистских мер, направленных на преодоление правового нигилизма и повышение правовой культуры общества; воспитание у населения активной гражданской позиции по оказанию содействия органам внутренних дел в предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений и правонарушений.

Первую задачу предполагается решать путем:

♦ информационного сопровождения деятельности органов внутренних дел;

♦ привлечения общественных организаций к участию в разработке государственной правовой политики в сфере внутренних дел и контролю за ее реализацией;

♦ совершенствования механизма взаимодействия с общественными объединениями в субъектах РФ;

♦ активного участия в мероприятиях и акциях, направленных на совершенствование услуг, оказываемых населению правоохранительными органами, с представителями Уполномоченного по правам человека и других правозащитных организаций;

♦ совершенствования направлений и форм взаимодействия подразделений системы МВД России с традиционными для России и другими конфессиями в реализации общественно значимых социальных и благотворительных программ;

♦ участия в семинарах, конференциях, совещаниях, проводимых по вопросам взаимодействия, укрепления общественного порядка, предупреждения социальной, религиозной и межнациональной напряженности совместно с представителями общественных объединений.

♦ организации совместно с Общественной палатой РФ мероприятий, направленных на формирование гражданского общества в России, участие в оказании конкретной помощи по защите граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

Вторая задача (совершенствования организационного обеспечения взаимодействия с общественными объединениями) включает совершенствование нормативной базы, регулирующей взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями; оптимизацию структуры и численности подразделений, а также количества сотрудников органов внутренних дел, на которых возложены функции обеспечения связей с общественными объединениями; совершенствование системы повышения квалификации данной категории сотрудников органов внутренних дел; повышение организационно-методического влияния подразделений информации и общественных связей на состояние взаимодействия с общественными объединениями; улучшение материально-технического обеспечения взаимодействия с общественными объединениями.

Конечно, при подготовке новой концепции совершенствования взаимодействия с институтами

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

гражданского общества цель и задачи должны быть пересмотрены в корне.

На основании изложенного мы уже можем сформулировать основные положения новой концепции.

Цель. Представляется, что определять цель совершенствования взаимодействия не имеет смысла. И так понятно, что она заключается в совершенствовании взаимодействия, в переводе его на новый качественный уровень, на количественный рост числа актов взаимодействия — совместных мероприятий. Более важным, по нашему мнению, является постановка цели взаимодействия. Эта цель должна заключаться в достижении синергетического эффекта, когда в результате объединения усилий, энергий нескольких участников совместной деятельности получается резкий качественный скачок. Цель взаимодействия — эффективное комплексное использование сил и средств органов внутренних дел и институтов гражданского общества в сфере ведения МВД России. Ограничивая круг отношений, по которым органы внутренних дел должны взаимодействовать с институтами гражданского общества, предметами ведения МВД России,

мы, тем самым, исключаем возможность вовлечения органов внутренних дел в отношения, попадающие в сферы интересов других органов государственной власти, возникновения межведомственных конфликтов.

Задачи взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества, по нашему мнению, должны быть следующими:

1) охрана общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

2) борьба с наркоманией;

3) оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений;

4) поиск пропавших;

5) противодействие коррупции в органах внутренних дел, выявление фактов нарушения сотрудниками органов внутренних дел требований законности и служебной дисциплины;

6) воспитание и обучение граждан по нескольким основным направлениям: правовое воспитание и обучение, обучение способам самозащиты, действиям в случае попадания в опасные ситуации и т.д.

Международное право: учебник / Под ред. К.К. Га-санова, Д.Д. Шалягина; 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

В учебнике в кратком и систематизированном виде излагаются основные темы курса «Международное право», в том числе: понятие, источники, основные принципы и субъекты международного права; концепция господства права в современном международном праве; история создания и деятельность международных организаций и конференций; право международных договоров и внешних сношений; ответственность в международном праве. Особое внимание уделяется отдельным отраслям международного права — морскому, воздушному, космическому, уголовному, гуманитарному, экологическому, экономическому и таможенному праву.

Для студентов (слушателей, курсантов) и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРАВО И ОБЩЕСТВО

УДК 342 © А. В. Безруков, 2016

Модернизация сотрудничества полиции, общественных объединений и средств массовой информации как фактор укрепления конституционного правопорядка в России

А. В. Безруков

Рассматриваются организационно-правовые основы и ведущие направления сотрудничества органов внутренних дел и общественных формирований, включая средства массовой информации, в условиях укрепления конституционного правопорядка. Вырабатываются оптимальные формы и направления сотрудничества полиции и общественности в сфере обеспечения правопорядка посредством совершенствования законодательного регулирования их взаимодействия, стимулирования участников такого сотрудничества на эффективное взаимодействие в сфере обеспечения конституционного правопорядка.

Ключевые слова: конституция, законодательство, сотрудничество, полиция, общественные объединения, средства массовой информации, правопорядок, укрепление конституционного правопорядка.

Конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка включает в себя множество субъектов его обеспечения, в том числе государственные и негосударственные структуры правоохранительной направленности, эффективность функционирования которых обусловлена конструктивным и организационно выстроенным сотрудничеством

Признавая человека, его права и свободу высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ), органы внутренних дел занимают важнейшее место в государственном механизме, выполняют важнейшие правоохранительные функции по обеспечению конституционной законности и правопорядка . В соответствии со ст. 30, ч . 1 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в работе государственных органов, в деятельности общественных формирований, в том числе правоохранительной направленности

Конституция РФ возлагает на Правительство РФ функцию по обеспечению и охране общественного порядка (п . «е» ч . 1 ст . 114), а на органы местного самоуправления — непосредственное осуществление охраны общественного порядка (ч . 1 ст. 132) . Вместе с тем Конституция РФ (п . «б» ч . 1 ст . 72) защиту прав

и свобод человека и гражданина и обеспечение правопорядка относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает взаимное осуществление федеральными и региональными органами государственной власти деятельности по обеспечению конституционных прав граждан и правопорядка . Такая деятельность должна эффективно осуществляться во взаимодействии государственных органов, в первую очередь правоохранительных структур, с общественными объединениями, в том числе правоохранительной направленности

Модернизация органов внутренних дел предполагает наличие действенного механизма обеспечения правопорядка, в котором полиция занимает важнейшее место, выполняя одну из ключевых задач по обеспечению государственной защиты прав и свобод человека (ст. 45 Конституции РФ) .

Целевое предназначение правопорядка включает в себя обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности, что предполагает участие в конституционно-правовом механизме его обеспечения как государственных, так и негосударственных структур . Поэтому обоснованно мнение, что государственная система обеспечения правопорядка не

может успешно функционировать без помощи общественных объединений и граждан 1 . Перед ними стоит задача занять собственное место среди политико-правовых институтов, отвечающее, с одной стороны, внутренним потребностям и интересам, а с другой — потребностям и интересам всего общества. Такая двойственная задача позволяет отнести деятельность общественных объединений к политической системе, которая устанавливает рамки взаимодействия государственных органов с участниками общественно-политических отношений 2 .

Взаимодействие полиции с общественностью преследует цель расширить социальную базу правопорядка, активизировать различные формы самоуправления граждан в правоохранительной деятельности, расширить круг субъектов обеспечения правопорядка и способствовать снижению криминальных проявлений Предметом взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями в сфере обеспечения правопорядка является организационно-правовое регулирование совместной деятельности данных структур по его обеспечению 3 .

Таким образом, эффективность обеспечения правопорядка правоохранительными органами (в первую очередь полицией) достигается посредством их конструктивного сотрудничества с общественными формированиями. Для установления такого эффективного взаимодействия необходима соответствующая правовая база, которая в целом достаточно сформирована . В числе таких нормативных правовых актов — Конституция РФ; Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. «О полиции»; Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»; Федеральный закон от 21 июля 2014 г. «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»; Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. «Об участии граждан в охране общественного порядка»; Федеральный закон от 4 апреля 2005 г «Об Общественной палате Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 4 апреля 2006 г. «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам»; Указ Президента РФ от 23 мая 2011 г. «Об общественных советах при МВД и его территориальных органах» и др

В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» (ст. ст. 5-7) общественные объединения создаются на добровольной основе для реализации общих целей в различных организационно-правовых формах

(общественная организация, общественное учреждение, общественный фонд, общественное движение, орган общественной самодеятельности, политическая партия) . Заметное место среди них занимают общественные организации правоохранительной направленности, которые по своей природе призваны активно сотрудничать с правоохранительными органами, в том числе в сфере обеспечения правопорядка

При этом законодатель общественные объединения, участвующие в обеспечении правопорядка, подразделяет на две группы: 1) общественные объединения правоохранительной направленности, не имеющие членства общественные объединения, сформированные по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка; 2) народные дружины, основанные на членстве общественные объединения, участвующие в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст 2 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. «Об участии граждан в охране общественного порядка»)

На современном этапе в деятельности полиции одним из важнейших принципов, обеспечивающих ее поворот к общественности и человеку, его правам и свободам, выступает общественное доверие и поддержка граждан (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О полиции») Реализация данного принципа нацелена на повышение доверия граждан к полиции в целом и имиджа органов внутренних дел

Таким образом, законодатель ориентирует полицию на взаимодействие с общественными объединениями, что находит отражение в законодательно установленной системе принципов участия граждан в охране общественного порядка (ст. 4 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка») В их числе: принципы добровольности; законности; приоритета защиты прав и свобод человека и гражданина; права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом; взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными государственными, правоохранительными органами, органами местного самоуправления; недопустимости подмены полномочий полиции, иных правоохранительных, государственных и местных органов власти Кроме того, органы внутренних дел в состоянии инициировать создание новых, развитие действующих общественных объединений, а также координировать объединение их усилий 4 .

К принципам взаимодействия полиции с общественными структурами в системе обеспечения правопорядка можно отнести принципы: систем-

ности и регулярности; открытости и доверительности; взаимопонимания, уважения и ответственности участников взаимодействия; паритета, согласованности и координации в совместной работе; научной обеспеченности, плановости и законности; взаимопомощи, сотрудничества и поддержки при решении задач по обеспечению правопорядка . Из перечисленных принципов магистральными являются доверие и партнерство, которые в комплексе формируют идеальную модель конструктивного сотрудничества органов внутренних дел и общественных объединений 5 . Следовательно, полиция при осуществлении своей деятельности должна стремиться к формированию общественного доверия, поддержки ее населением, сохраняя правопорядок, соблюдая и обеспечивая конституционные права граждан, продуктивно осуществляя сотрудничество с общественными институтами

Вопросам взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями уделено значительное внимание в научной литературе, где большинство авторов приходит к выводу о значимости взаимодействия как условия эффективного осуществления своих функций правоохранительными органами и общественными формированиями в сфере обеспечения правопорядка Причем создание общественных объединений правоохранительной направленности, активное привлечение граждан к охране общественного порядка (добровольные народные дружины, патрулирование и обход территории и пр ) и эффективное взаимодействие полиции с общественными формированиями различной направленности способствуют как повышению профилактики противоправных проявлений и преступности, так и минимизации условий и сокращению количества правонарушений в целом

Исследователи зарубежного опыта взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями приходят к еще более категоричным выводам о роли общественности в деятельности полиции Например, исследователь опыта Кыргызстана К . И . Усенов отмечает, что органы внутренних дел Кыргызстана без опоры на общественность не в состоянии эффективно осуществлять служебную деятельность 6 .

Есть основания утверждать, что совместная деятельность граждан, общественных объединений и полиции в определенной степени позволяет достичь положительного результата при комплексной оценке ситуации С одной стороны, граждане доводят до сведения полиции свои соображения относительно того или иного события, дела, а с другой — сотрудники полиции с учетом всех обстоятельств дают конструктивную, компетентную оценку произошедшему 7.

В литературе предлагается множество форм и направлений сотрудничества органов внутренних дел с общественными формированиями В числе оптимальных направлений и форм такого взаимодействия можно выделить следующие:

— совместный анализ состояния правопорядка и динамики правонарушений;

— оперативный обмен информацией и положительным опытом, содействие по информированию и повышению юридической грамотности населения;

— участие в подготовке и экспертизе документов, аналитических обзоров и проектов правовых актов;

— разработку и реализацию совместных целевых программ в сфере обеспечения правопорядка;

— создание специальных советов, комитетов, комиссий, информационно-аналитических центров по взаимодействию полиции и общественных структур в сфере обеспечения правопорядка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— планирование и проведение совместных мероприятий (в том числе семинаров, конференций, круглых столов) по вопросам обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений;

— координацию усилий при выполнении программ по защите прав и свобод граждан;

— обучение членов общественных объединений формам и методам охраны правопорядка;

— привлечение общественных формирований к выполнению программ и проведению мероприятий по обеспечению правопорядка;

— мониторинг общественного мнения о деятельности полиции;

— содействие полиции в охране общественного порядка (проведение совместных рейдов, патрулирования, дежурство членов общественных объединений на избирательных участках при проведении выборов), пресечении, раскрытии и расследовании преступлений и административных правонарушений;

— осуществление общественного контроля за работой полиции (например, общественные советы при территориальных органах внутренних дел);

— информирование граждан о деятельности полиции и общественных объединений в сфере борьбы с нарушениями правопорядка, в том числе с использованием возможностей сети Интернет;

— взаимодействие с религиозными, национальными организациями и средствами массовой информации;

— профилактику экстремизма, проведение профилактической работы с правонарушителями и лицами, находящимися в социально-негативной среде;

— участие в правовой и воспитательной работе с сотрудниками полиции, профилактике нарушений

законности среди личного состава, комплектовании кадрового состава, отборе претендентов на занятие должностей;

— поощрение членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников полиции и граждан, отличившихся в охране общественного порядка;

— отчет полиции перед населением о проделанной работе и др. 8

В определенной мере обозначенные направления сотрудничества нашли отражение в ст. 8 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка». Среди направлений содействия гражданам полиции и иным правоохранительным органам законодатель устанавливает: информирование полиции и иных правоохранительных органов о правонарушениях и об угрозах общественному порядку; участие в мероприятиях по охране общественного порядка и в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий; участие в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в соответствующих правоохранительных органах

На практике складываются различные формы совместной деятельности полиции и общественности по охране правопорядка: добровольные народные и казачьи дружины, оперативные отряды и отряды содействия полиции, в том числе молодежные, внештатные подразделения дорожно-патрульной службы, студенческие отряды охраны общественного порядка и др , которые формируются и функционируют во многих субъектах РФ 9 . Именно с их помощью ежегодно раскрываются десятки тысяч преступлений, выявляются сотни тысяч административных правонарушений 10 . Органами внутренних дел в России осуществляется тесное сотрудничество с почти 1000 общественных объединений, что обусловливает актуальность систематизации таких формирований общественных объединений п.

Некоторые авторы обращаются к перспективности форм взаимодействия общественных формирований с органами внутренних дел посредством местного самоуправления, подчеркивая подчинение правоохранительных структур органам местного самоуправления 12. Однако в современных условиях такой посыл вряд ли возможен с учетом централизации полиции и сомнительности перспектив создания муниципальной милиции . Другие исследователи, делая акцент на взаимодействии органов внутренних дел и средств массовой информации, обоснованно замечают, что они ориентированы на выполнение главной задачи — обеспечение правопорядка 13 .

Действительно, роль средств массовой информации весьма значима в механизме их взаимодействия с органами внутренних дел, поскольку первые во многом оказывают влияние на формирование общественного мнения населения о полиции Средства массовой информации выступают инструментом профилактики преступности и правонарушений, информируют органы государственной власти, правоохранительные структуры и общественность о состоянии законности и правопорядка 14 . Механизм взаимодействия органов внутренних дел со СМИ определяется как совокупность взаимосвязанных компонентов управления: принципов, методов, организационной структуры и кадрового управления 15 . Специфика ведомственного нормативно-правового регулирования такого взаимодействия отмечена смещением обязанностей к ОВД, а правомочий — к СМИ, что не позволяет вести речь о сбалансированном взаимодействии 16 .

Среди направлений взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации выделяются:

— организация своевременного информирования общественности и сотрудников ОВД о результатах служебной деятельности и важнейших событиях жизни Министерства;

— формирование позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел;

— организация и координация работы ведомственных средств массовой информации, оказание им методической помощи;

— информирование руководства Министерства об освещении в средствах массовой информации деятельности органов внутренних дел 17.

Оптимизация взаимодействия между органами внутренних дел и средствами массовой информации зависит от отношений сотрудничающих сторон, наличия знаний, опыта, умений и навыков, и, главное, понимания сути и значимости такого сотрудничества Исследователи правосознания молодежи предлагают активнее включать в механизм такого сотрудничества молодежь, отмечая, что подразделения ОВД должны эффективнее использовать возможности СМИ, способствуя повышению участия молодежи в деятельности по охране правопорядка 18 .

Важную роль в механизме взаимодействия полиции и общественных формирований в сфере обеспечения правопорядка играют общественные советы . В соответствии с ч . 2 ст. 20 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» и ч . 8 ст. 9 Федерального закона «О полиции», Указом Президента РФ от 23 мая 2011 г. «Об общественных советах при МВД и его территориальных органах» Общественный совет при МВД России и обществен-

ные советы при территориальных органах МВД России образуются в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан России, федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, общественных формирований и решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел, в том числе полиции

Часть 7 ст. 9 Федерального закона «О полиции» устанавливает, что общественные советы призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции

Между тем в ст. 2 Федерального закона «Об основах общественного контроля в РФ» закреплено, что общественный контроль осуществляется за деятельностью в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, общественной безопасности и правопорядка, за деятельностью полиции, других правоохранительных органов Среди форм общественного контроля законодатель устанавливает осуществление общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, иные формы, а также предусматривает его проведение в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и др Субъектами общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел в соответствии со ст 9 Федерального закона «Об основах общественного контроля» являются Общественная палата Российской Федерации; общественные пала-

ты субъектов Российской Федерации; общественные палаты (советы) муниципальных образований; общественные советы при федеральных и региональных органах, включая МВД России и его территориальные органы

Однако представляется необходимым включить в перечень таких субъектов (ст 9) также общественные объединения и граждан, что следует из содержания и целей общественного контроля, а название закона, учитывая его достаточно детальное содержание, уточнить, исключив из него слова «основы» Например, Федеральный закон от 7 мая 2013 г. «О парламентском контроле», регламентирующий такой контроль на федеральном уровне, вовсе не исключает осуществление этого контроля в субъектах РФ, которые принимают соответствующие законы и закрепляют подобные вопросы в регламентах своих законодательных органов, развивая положения федерального закона Следует расширить и объекты общественного контроля, включить в их число не только публичные институты, а также коммерческие и некоммерческие организации, деятельность которых может причинить общественный вред

Таким образом, современные тенденции общественно-государственного развития ориентируют публичную власть и общественность находить точки соприкосновения и вырабатывать эффективные формы и модели конструктивного сотрудничества, тем самым модернизируя механизм их взаимодействия Для этого необходимо создать условия посредством законодательного регулирования вопросов сотрудничества органов внутренних дел и общественных организаций, установления четких критериев эффективности их сотрудничества, стимулирования сторон для повседневного совместного решения задач и осуществления функций, направленных на качественное обеспечение конституционного правопорядка в России

1 Герасименко А. Н. Информационное обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка (организационные и правовые вопросы) : автореф. дис …. канд. юрид. наук. М. , 2008. С. 14.

2 Киричёк Е. В. Взаимодействие полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества в условиях реализации принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2013 . № 12. С. 1139-1140.

3 Герасименко А. Н. Указ . соч. С. 15-21.

4 Ревин И. А. Взаимодействие органов внутренних дел с общественными формированиями правоохранительной направленности в обеспечении безопасности в СевероКавказском регионе : автореф . дис . … канд . юрид . наук . М. , 2004 С 8-9

5 Сходные соображения высказывались в литературе. См . , напр. : Овчинников О. А., Овчинникова Л. И. Осущест-

вление охраны общественного порядка негосударственными субъектами правоохранительной направленности. М. , 2008. С. 85-87 ; Усенов К. И. Организация взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями Кыргызской Республики в сфере обеспечения правопорядка : дис . … канд. юрид. наук. М. , 2014. С. 161-162.

7 Киричёк Е. В. Указ . соч. С. 1141-1142.

10 О статистических данных и разновидностях таких общественных формирований подробнее см . : Герасименко А. Н. Указ . соч . С. 13-14 ; Киричёк Е. В. Указ . соч . С. 1142-1144 ; Иванова В. С. Предупреждение преступлений негосударственными субъектами в России : автореф дис . канд юрид наук Рязань, 2007 С 18-19

11 Грибакин В. Пресс-центр МВД России как источник объективной и своевременной информации для гражданского общества // Профессионал . 2012. № 1. С. 22-23.

12 Ревин И. А. Указ . соч. С. 21-22.

13 Калюжный А. Н. Указ . соч . С. 38 .

14 Там же. С. 111-112.

15 Сочнев Д. В. Взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации в формировании правосознания молодежи : дис . д-ра социол наук М , 2004 С 7-8

16 Там же С 20-21

17 Благоразумный А. А., Коробов В. Б. Организация общественных связей органов внутренних дел М , 2003 С. 76-77.

18 Сочнев Д. В. Указ соч С 267-272

Добавить комментарий