Взаимодействие сог

Понятие, задачи и принципы взаимодействия

Хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователей с работниками уголовного розыска и экспертами-криминалистами органов внутренних дел является одним из первостепенных условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Известно, что следственные, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические подразделения обладают специфическими средствами и методами раскрытия преступлений, поэтому важно, чтобы эти возможности использовались комплексно.

Согласованность в работе достигается посредством рационального сочетания мер, присущих субъектам взаимодействия. Однако последнее предполагает также и четкое разграничение прав и обязанностей между участниками совместной деятельности. Каждый из них, действуя в рамках своей компетенции с помощью своих средств и методов, в конечном итоге стремится к достижению единой цели – быстрому и полному раскрытию преступления и изобличению виновных.

Правовую основу взаимодействия составляют:

  • уголовно-процессуальное законодательство России;
  • приказы и указания Генерального прокурора РФ по вопросам организации следственной работы;
  • нормативные акты МВД РФ, в том числе Инструкция по организации взаимодействия следственных аппаратов с оперативными и экспертно-криминалистическими службами органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений (1989).

Основные задачи взаимодействия следователей с органами дознания, экспертно-криминалистическими подразделениями и другими службами:

  • раскрытие и расследование преступлений;
  • привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших, и возмещение причиненного ими материального ущерба;
  • совместная деятельность по розыску преступников;
  • пресечение преступлений и принятие мер по их предотвращению.

Взаимодействие можно определить как основанную на законе и подзаконных нормативных актах совместную или согласованную деятельность следователей с работниками уголовного розыска, а также сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений и других служб органов внутренних дел, осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

К принципам взаимодействия относятся:

  • соответствие совместной деятельности требованиям закона;
  • организующая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступлений, его процессуальная самостоятельность в принятии решений;
  • самостоятельность органов дознания в выборе в рамках действующего законодательства приемов оперативно-розыскной деятельности;
  • плановость взаимодействия;
  • непрерывность взаимодействия.

Обязательным условием взаимодействия является неразглашение источников и способов получения оперативных данных.

Соответствие совместной деятельности требованиям закона означает, что следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий (ст. 127 УПК РСФСР). Такие указания и поручения следователь дает в письменном виде, они обязательны для органов дознания. В соответствии со ст. 196 УПК следователь может поручить органам дознания розыск обвиняемого, если его местонахождение неизвестно.

В ст. 119 УПК указывается, что орган дознания при обнаружении признаков преступления, когда производство предварительного следствия обязательно (при отсутствии следователя), возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия по закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемого, допрос потерпевших и свидетелей, прослушивание и звукозапись телефонных переговоров. Выполнив неотложные следственные действия, орган дознания обязан передать дело следователю, но и после этого по поручению последнего обязан проводить следственные и розыскные действия, осуществляя розыск преступника, уведомляя следователя о результатах.

В случаях, предусмотренных законом, следователь или работник дознания вправе вызвать для участия в производстве следственного действия специалиста, не заинтересованного в исходе дела. Требование о вызове специалиста обязательно для руководителя учреждения, предприятия или организации, где работает специалист.

Согласно ст. 1331 УПК специалист обязан явиться но вызову, участвовать в производстве следственного действия, используя свои специальные знания и навыки для содействия следователю в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, обращать внимание следователя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств, давать пояснения по поводу выполненных действий. В то же время специалист вправе делать подлежащие занесению в протокол заявления, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств.

Организующая роль и ответственность следователя за своевременнее и качественное расследование преступления, его процессуальная самостоятельность в принятии решений (за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора) означает, что инициатива в совместной деятельности, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом конкретных обстоятельств дела определяет, работников какой службы (подразделения) и когда следует привлечь на помощь. Соответствующие органы и подразделения обязаны выполнить поручение следователя. Однако, если оперативные работники или сотрудники экспертно-криминалистической службы, исходя из обстоятельств дела, считают, что их участие может оказаться полезным по делу, они могут выступить инициаторами контакта, предлагать следователю свою помощь, информировать следователя об имеющихся по делу оперативно-розыскных данных и др. Следователь и оперативный работник совместно обеспечивают объективную проверку и реализацию информации.

На стадии предварительной (доследственной) проверки материалов о преступлении инициатива во взаимодействии исходит от оперативных работников. Но независимо от того, кто является инициатором взаимодействия, оперативный работник несет ответственность за предупреждение преступлений, а за их раскрытие он отвечает совместно со следователем.

Сотрудники экспертно-криминалистических подразделений сообщают следователю информацию, полученную ими в результате использования имеющихся в их распоряжении средств и методов. Важным фактором, стимулирующим взаимодействие, является регламентированная законом инициатива эксперта (ст. 191 У ПК). Закон предписывает: если при производстве экспертизы эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе указать на них в своем заключении.

Самостоятельность органа дознания в выборе в рамках действующих законов средств и методов оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что оперативный работник самостоятельно осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступления; сам определяет соответствующее поисковое мероприятие, для проведения которого могут быть использованы силы и средства других служб, и в установленном порядке привлекает к сотрудничеству эти службы; несет полную ответственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Плановость взаимодействия – важнейший его принцип. Обычно эффективно именно согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

В плане предусматривается участие всех заинтересованных служб в раскрытии преступлений, указываются конкретные исполнители и сроки. Разработка подробных письменных планов особенно необходима по так называемым неочевидным преступлениям, в тех ситуациях, когда в начале расследования план определяет сферы и порядок взаимодействия заинтересованных служб. План может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Последний составляется в случаях, когда в нем расшифровывается конкретное содержание оперативно-розыскных мер, отражение которых в общем плане нецелесообразно. Отдельный план составляется и при проведении наиболее сложных следственных действий.

Непрерывность взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо при наличии оснований к розыску скрывшегося преступника. В дальнейшем временная продолжительность и интенсивность взаимодействия детерминируются обстоятельствами и интересами дела; взаимодействие длится столько, сколько требует сложившаяся по делу следственная ситуация.

Этапы и формы взаимодействия

При расследовании преступлений взаимодействие распадается на несколько этапов.

Первый из них совпадает с этапом предварительной (доследственной) проверки материалов о преступлении и продолжается до момента возбуждения уголовного дела. Нередко такую проверку проводит оперативный работник. Он истребует необходимые материалы, получает объяснения, принимая одновременно меры к предотвращению или пресечению преступления, сохранению его следов. Чаще, однако, оперативный работник проводит проверку совместно со следователем. При этом наибольший эффект достигается, когда они совместно работают в составе следственно-оперативной группы. Совместное изучение материалов о преступлении субъектами взаимодействия, анализ фактических данных, содержащихся в заявлении или сообщении, могут дать реальную возможность для обоснованного вывода о наличии или отсутствии признаков преступления.

Известно, что первый этап взаимодействия нередко фактически начинается с выезда на место происшествия. По прибытии на место происшествия следователь организует силами входящих в следственно-оперативную группу сотрудников выявление, изъятие и закрепление следов преступления, установление потерпевших, очевидцев и свидетелей. Он несет персональную ответственность за качество осмотра. Оперативный работник при этом осуществляет необходимые оперативно-розыскные мероприятия, специалист-криминалист оказывает помощь в обнаружении, фиксации и изъятии следов и других вещественных доказательств, проводит их предварительное исследование, помогает полно и правильно отразить полученную информацию в протоколе осмотра.

Инспектор-кинолог по указанию следователя применяет служебно-розыскную собаку для обнаружения лиц, совершивших преступление, орудий преступления и других предметов, имеющих значение для дела. Он совместно с оперативным работником принимает участие в преследовании и задержании преступника.

Участковый инспектор милиции сообщает следователю сведения о характере и месте совершения преступления, пострадавших и лицах, представляющих оперативный интерес, выполняет поручения следователя, направленные на установление очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и преступниках. В этих целях он использует помощь общественности и другие возможности.

Работник ГАИ организует оказание помощи пострадавшим, принимает меры для сохранения обстановки и следов происшествия, розыска скрывшегося водителя, помогает следователю в осмотре транспортного средства, обеспечивает медицинское освидетельствование водителя для установления состояния опьянения.

В дежурную часть по мере получения необходимой информации должны передаваться сведения о характере преступления, приметах заподозренных лиц, путях их отхода с места происшествия, наличии у них транспортных средств и оружия, а также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников. Дежурный информирует начальника органа внутренних дел, организует перекрытие путей отхода преступников, высылает группы захвата, а при необходимости действует, руководствуясь специальными оперативными планами.

По результатам предварительной проверки, осмотра места происшествия и другим данным следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.

На втором этапе (с момента возбуждения дела до окончания первоначальных действий) следователь совместно с представителями взаимодействующих сторон анализирует полученные на предыдущем этапе данные, касающиеся обстоятельств совершенного преступления. Обычно это делается на совместных совещаниях. Здесь выдвигаются следственные версии, согласовываются меры по их проверке, определяются исполнители, вырабатывается план расследования. Нередко оперативный работник разрабатывает отдельный план оперативно-розыскных мероприятий.

Осуществляют контроль за реализацией намеченных следственных и оперативно-розыскных мероприятий и оказывают практическую помощь начальник следственного или оперативного подразделения, начальник органа дознания.

О выполнении плановых мероприятий по делам о нераскрытых преступлениях следователь, оперативные работники отчитываются у руководителей соответствующих подразделений. Отчеты могут заслушиваться одновременно.

Третий этап взаимодействия начинается после установления личности подозреваемого и заканчивается с завершением последующих следственных действий. На этом этапе, решая вопрос о выборе меры пресечения, следователь при необходимости выясняет у оперативного работника наличие данных о намерениях подозреваемого продолжить преступную деятельность или скрыться от следствия. Избирая меру пресечения, не связанную с заключением под стражу, следователь в целях предупреждения уклонения обвиняемого от следствия и суда письменно сообщает органу дознания о вероятном замысле задержанного; направляет сторожевой листок в паспортный отдел по месту прописки обвиняемого и в необходимых случаях – извещение в отдел кадров по месту его работы; в процессе расследования с помощью оперативного работника систематически изучает поведение обвиняемого для выявления его намерений скрыться от следствия и суда. При наличии соответствующих данных рассматривает вопрос об изменении меры пресечения.

На четвертом этапе взаимодействие осуществляется в связи с проведением комплекса следственных действий, направленных на завершение расследования. Следователь проверяет, все ли версии отработаны и какая из них подтвердилась; соблюдены ли во всех случаях требования уголовно-процессуального закона; достаточно ли доказательств вины обвиняемого; устранены ли противоречия в материалах дела; правильно ли применен уголовный закон.

Осуществляя взаимодействие на заключительном этапе расследования, следователи, работники уголовного розыска и эксперты-криминалисты выполняют на основе совместных планов комплексные мероприятия по профилактике правонарушений, разъяснению и пропаганде законодательства в коллективах и по месту жительства граждан; совместно анализируют обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений; подготавливают и вносят обобщенные представления по их устранению руководителям государственных, общественных и кооперативных организаций, активно используют в профилактической работе возможности общественных организаций, трудовых коллективов, а также средств массовой информации.

Формы взаимодействия следователей с работниками уголовного розыска, экспертами-криминалистами и сотрудниками других служб органов внутренних дел обусловливаются различными факторами (видом преступления, сложностью уголовного дела, количеством эпизодов, следственными ситуациями и др.).

Практика выработала следующие формы взаимодействия:

  • совместное планирование, т.е. составление единого плана либо раздельных, но согласованных планов, что способствует координации действий заинтересованных субъектов, позволяет осуществлять надлежащий контроль и надзор за их работой, выявлять ошибки и упущения следствия, принимать меры к их устранению;
  • обмен взаимодействующих субъектов информацией, представляющей интерес для следствия, оперативно-розыскной и криминалистической деятельности. Оперативные работники осуществляют информационное обеспечение следственных действий – допроса, обыска и т.д. Следователь же стремится не только к наиболее эффективному использованию полученной оперативной информации, но и сообщает оперативному работнику о результатах ее реализации;
  • производство следственных и розыскных действий по поручению следователя либо участие оперативного работника в следственных действиях. Такое содействие может выражаться в создании условий для успешного проведения следственных действий (охрана места происшествия, обеспечение порядка в ходе обыска и т.д.); в непосредственном участии работника органа дознания в следственном действии (например, следственном эксперименте, проверке показаний на месте и др.); в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на повышение эффективности следственного действия (выявление связей допрашиваемого); получении необходимой информации и др. Когда работнику уголовного розыска поручается производство следственного действия, обычно указываются не только вопросы, подлежащие выяснению, но и ориентирующая информация; одновременно ему даются соответствующие тактические рекомендации. Если же поручается проведение розыскных мер, нужно точно сформулировать задачи, определить сроки их проведения. Оперативный работник должен стремиться к тому, чтобы отдельное поручение было выполнено в срок не более десяти суток (ст. 132 УПК РСФСР);
  • совместное обсуждение результатов следственных и оперативно-розыскных действий; чаще всего проводится в ходе служебных совещаний в связи с необходимостью обмена информацией и определения дальнейшего хода расследования;
  • совместное обсуждение профилактических мер (анализ состояния преступности на конкретном участке, внесение совместных представлений и информации, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и др.);
  • отчеты оперативных работников, следователей и экспертов о ходе выполнения плановых мероприятий у руководителей соответствующих подразделений; это способствует осуществлению контроля за реализацией намеченных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий и оказанию практической помощи в их выполнении. Как показывает практика, подобные отчеты особенно действенны по делам о нераскрытых преступлениях.

Кроме перечисленных, к формам взаимодействия относятся взаимодействие при назначении судебных экспертиз и специальных исследований; консультации следователя и оперативных работников с сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений по тем или иным вопросам (как правило, по вопросам, связанным с применением специальных познаний) и др.

Схема 2

Следственно-оперативная группа есть одна из форм организации непроцессуального взаимодействия следователя и органов, осуществляющих ОРД.

«Следственно-оперативная группа (СОГ) представляет собой временное (внештатное) организационное формирование, объединяющее под руководством лица, обладающего процессуальными полномочиями по расследованию преступлений, сотрудников правоохранительных органов и специалистов для совместной согласованной деятельности по решению задач предварительного расследования».

Включение признака временности в выше приведенное определение может показаться ошибочным, поскольку существуют постоянно действующие (специализированные) СОГ (см. ниже). Однако это не так, поскольку необходимость и возможность их функционирования может отпасть по многим причинам, к примеру, в результате изменения криминогенной обстановки, перемены в структуре правоохранительных органов. Кроме этого не следует забывать, что участие в таких группах в большинстве случаев не является единственной и основной профессиональной деятельностью их членов. В связи с этим можно согласиться с «временным» характером существования постоянно действующих (специализированных) СОГ.

СОГ отвечает следующим признакам:

  • а) согласованности планирования (члены группы разрабатывают перечень и последовательность проведения следственных действий и ОРМ в их взаимозависимости);
  • б) временного характера деятельности;
  • в) участия представителей различных подразделений данного правоохранительного органа и (или) органов различных федеральных министерств и служб, которым предоставлено право производить предварительное расследование и осуществлять ОРД;
  • г) приоритета процессуального руководства.

Создание СОГ предусмотрено разд. II Положения о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, утвержденного Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567. Также ч. 2 ст. 163 УПК РФ предусмотрена возможность привлечения должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, к работе следственной группы.

Целями создания СОГ являются:

  • а) всесторонность и полнота расследования преступлений;
  • б) сокращение процессуальных (предварительного следствия) сроков.

Видами СОГ являются (см. табл. 15.1):

1) дежурная группа (при дежурной части). Обеспечивает немедленное реагирование на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и ОРМ но «горячим следам».

Основной задачей дежурной СОГ является раскрытие преступлений но «горячим следам».

Формируется группа из числа следователя, сотрудников оперативно- розыскных и экспертно-криминалистического подразделений (возможно еще и кинолога со служебно-розыскной собакой), которые в соответствии с графиком дежурства личного состава данного правоохранительного органа осуществляют дежурство в составе СОГ. В состав группы могут быть также включены сотрудники иных подразделений.

Участковый уполномоченный полиции не входит состав дежурной СОГ, но может привлекаться к содействию ей. При прибытии на место происшествия раньше СОГ он принимает меры к пресечению преступления и задержанию (преследованию) подозреваемых, незамедлительно информирует оперативного дежурного, оказывает помощь пострадавшим, устанавливает очевидцев и в дальнейшем принимает меры по охране места происшествия, сохранению следов преступления и иных предметов, имеющих значение для дела, которые могут стать вещественными доказательствами. При прибытии на место происшествия СОГ участковый уполномоченный полиции информирует ее руководителя о характере и месте происшествия, о пострадавших, возможных очевидцах, которые могут быть причастны к совершению преступления. Он должен исполнять поручения руководителя СОГ по получению справок, установлению, опросу и вызову к следователю очевидцев и иных лиц, располагающих сведениями о преступлении и лицах, его совершивших. Оперативные сотрудники ОВД взаимодействуют с участковыми уполномоченными полиции в проведении ОРМ. Заместителем начальника полиции организуется взаимодействие сотрудников подразделений уголовного розыска с участковыми уполномоченными полиции по предупреждению и раскрытию преступлений, а также обмен информацией о совершенных на административных участках преступлениях, похищенном имуществе, лицах, объявленных в розыск (п. 75.2, 75.4, 75.5, 81.2, 97.11 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166).

Преступления учитываются в учетных документах органа дознания как выявленные СОГ в тех случаях, когда она выезжала на место происшествия и установила наличие состава преступления;

  • 2) целевая или временная группа. Создается для раскрытия и расследования преступлений по конкретному уголовному делу;
  • 3) специализированная (постоянно действующая). Предназначена для раскрытия и расследования преступлений определенной категории, в том числе по которым лица, их совершившие, не установлены. Например, согласно п. 1.8 приказа Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. № 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации» «для раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений создавать постоянно действующие следственно-оперативные группы, руководство деятельностью которых возлагать на наиболее опытных работников».

Постоянно действующие СОГ начали создаваться у нас в стране в конце 1970-х гг. для раскрытия и расследования неочевидных убийств и других тяжких преступлений против личности. Первоначально руководителями СОГ были следователи по особо важным делам, но уже к началу 1980-х гг. руководство перешло к прокурорам-криминалистам (сейчас это с некоторыми изменениями — следователь-криминалист). В СОГ на постоянной основе включались опытные оперативные сотрудники, судебно-медицинские эксперты, эксперты-криминалисты, кинологи;

4) совместная группа (бригада). Создается для раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных ОПГ. В состав группы могут включаться по согласованию сотрудники органов Следственного комитета РФ, ФСБ России и других заинтересованных органов.

Различия между видами СОГ

СОГ

Различие

Дежурная

Временная

(целевая)

Специализированная

Срокам

функционирования

На сутки

На период расследования конкретного уголовного дела

На неопределенный срок

Документальному

оформлению

деятельности

Приказом

(распоряжением)

начальника

(его заместителя)

ОВД субъекта РФ;

ОВД на городском/

районном уровне

Приказом

(распоряжением)

начальника

(его заместителя)

ОВД субъекта РФ;

ОВД на городском/

районном уровне

Приказом начальника (заместителя) территориального органа МВД России

Субъекту, наделенному правом их создания

Начальник ОВД районного, городского уровня

Начальник ОВД районного, городского уровня

Начальник (заместитель) МВД, ГУВД, УВД

Назначению

Для реакции на сообщение о преступлениях, производства неотложных следственных действий и ОРМ по «горячим следам»

Для раскрытия и расследования конкретного преступления

Для тех же целей, что и первые две, а также для аналитической и методической работы

Фактическими основаниями для создания СОГ служат: а) значительное число подозреваемых (обвиняемых) по уголовному делу о тяжком или особо тяжком преступлении; б) множественность преступных эпизодов; в) большое число потерпевших; г) большой объем доказательственной и иной криминалистически значимой информации; д) сложность доказывания.

Решение о создании СОГ принимается руководителями аппаратов следствия и оперативных подразделений и оформляется приказом (распоряжением) начальника соответствующего правоохранительного органа. Руководителем группы назначается следователь, принявший дело к производству. Следователь — руководитель СОГ выполняет две функции — процессуальную и организационную. Как правило, руководителем группы назначается наиболее опытный и авторитетный следователь, обладающий организаторскими способностями, умением сглаживать «острые углы» разногласий между членами группы, строить ровные, деловые отношения с коллегами. В такие группы входят помимо опытных следователей и оперативных сотрудников эксперты и другие специалисты.

При расследовании дела несколькими следователями выносится соответствующее постановление. Если в группу включаются несколько оперативных работников, один из них назначается старшим. Изменения в составе группы могут быть произведены лишь начальником, издавшим приказ о ее создании, по согласованию с руководителем СОГ.

Основными направлениями взаимодействия ее членов в рамках СОГ являются: а) совместное планирование следственных действий; б) ознакомление следователя с содержанием оперативно-розыскной информации в целях последующего ее использования в ходе расследования уголовного дела; в) проведение отдельных процессуальных действий; г) выполнение оперативниками отдельных поручений следователя; д) участие оперативников в производстве следственных действий.

Таким образом, можно выделить основные черты, которые характеризуют СОГ: 1) производимые членами СОГ следственные действия и ОРМ подчинены единым целям; 2) совместные следственные и оперативнорозыскные действия согласуются между всеми взаимодействующими сторонами (оперативники, специалисты экспертных подразделений, инспектор-кинолог, участковые уполномоченные полиции и др.), в частности, посредством разработки плана указанных действий; 3) каждый из членов СОГ, действуя в пределах своей компетенции, сохраняет свою функциональную самостоятельность; 4) работа в составе СОГ обеспечивает возможность незамедлительного использования следователем полученных оперативно-розыскным путем данных, а оперативными работниками — сведений, полученных в процессе проведения следственных действий.

Руководитель группы, помимо личного участия в производстве следственных действий, определяет направление расследования и его планирование, распределяет работу между участниками группы и координирует их действия, осуществляет организационное обеспечение и контроль исполнения, знакомится с относящимися к делу оперативными материалами и лично отвечает за надлежащее их использование и легализацию процессуальным путем. Однако следует задаться следующим вопросом: поскольку СОГ предполагает деятельность нескольких лиц, целесообразно ли заниматься планированием только ее руководителю или же в планировании работы группы должны принимать участие все входящие в нее участники? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть преимущества и недостатки коллективного и единоличного планирования. Совместная деятельность предполагает необходимость и возможность коллективного планирования этой деятельности. На практике нередко используется, например, такой его метод, как «мозговой штурм». Суть его состоит в том, что каждый из участников группы выдвигает свои идеи, количество и качество которых не ограничивается. После этого все высказанные идеи, версии подлежат тщательному анализу и используются наиболее удачные из них. Для проведения аналитической работы могут быть приглашены опытные сотрудники, не входящие в СОГ. Всем этим процессом управляет руководитель группы, которому принадлежит и право принятия окончательного решения.

Оперативный сотрудник в составе СОГ осуществляет необходимые мероприятия, предусмотренные нормативными правовыми актами, включая ведомственные и межведомственные, в частности, по установлению личности, обнаружению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступления, проверке изъятых вещей и объектов по криминалистическим учетам, выявлению очевидцев расследуемого события, мест хранения и сбыта похищенного, взаимодействуя при этом с сотрудниками других подразделений ОВД и органов иных ведомств. На основании поручений руководителя СОГ, данных в порядке, определенном УПК РФ, он проводит ОРМ. Оперативный сотрудник сообщает в дежурную часть ОВД сведения о характере преступления, приметах подозреваемых лиц и особенностях похищенного имущества, а также другие данные, имеющие значение для розыска и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Орган дознания, получивший оперативно-розыскным путем информацию, относящуюся к расследуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности обвиняемых (подозреваемых), проходящих по делу, своевременно знакомите ней следователя (руководителя СОГ), принимая меры, исключающие разглашение источников и способы ее получения.

Для обеспечения результативности работы по реализации оперативных материалов следователь вправе знакомить с материалами уголовного дела оперативного работника — члена СОГ, который несет ответственность за их разглашение.

Несмотря на общие цели, поставленные членами СОГ в деле раскрытия и расследования преступлений, каждый из его участников действует присущими ему методами и средствами при точном разграничении следственной и оперативно-розыскной компетенций; т.е. следователь пользуется только арсеналом средств, предоставленных УПК РФ, а сотрудники ОРО — силами, средствами и методами, которыми они располагают в силу своих полномочий. Однако такое положение не отрицает в порядке выполнения отдельного поручения следователя или мероприятия, предусмотренного совместным планом, возможного выполнения оперативным сотрудником отдельных процессуальных действий (допросов, выемок и т.п.).

Решение о расформировании СОГ по предложению ее руководителя принимает начальник, ее создавший, т.е. cuius est instituere, eius est abrogarex, или вышестоящий руководитель.

СОГ имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с единоличным расследованием, если работа в ней надлежащим образом организована. Например, эффективнее преодолевать противодействие со стороны заинтересованных в благоприятном для себя исходе по уголовному делу лиц; оперативно пресекать преступные действия ОПГ и ПС; оптимальным путем реализовывать оперативно-розыскные материалы в уголовном процессе.

СОГ — не единственная форма совместной работы следователя и оперативника по оперативно-розыскному сопровождению предварительного следствия. При необходимости оказания кратковременного или периодического содействия руководитель ОРО уполномочен давать указание конкретному оперативнику на осуществление оперативно-розыскного обеспечения следственных действий согласно отдельным поручениям органа дознания или следователя.

  • Улимаев Р. 10. Следственно-оперативные группы: правовой статус, организация и деятельность : дис…. канд. юрид. наук. М., 2002. С. 10.
  • Плеханов Л. В. Следственно-оперативная группа как одна из организационных формвзаимодействия органов следствия и дознания // Актуальные вопросы юридических наук :материалы межд. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). Челябинск, 2012. С. 85.
  • Согласно сноске 6 п. III Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов — приложения № 3 к приказу Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКНРоссии от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/363/339 «О едином учете преступлений»: «Под следственно-оперативной группой понимается организационная формавзаимодействия органов предварительного расследования, оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, созданная для немедленного реагирования на сообщенияо преступлениях, производства неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по «горячим следам”».
  • Багмет А. М. Организация и деятельность следственно-оперативной группы при расследовании массовых беспорядков // Расследование преступлений: проблемы и пути ихрешения : сб. науч.-практ. трудов / под ред. А. И. Бастрыкина. М., 2013. Вып. 1. С. 19—20.
  • Кто постановил, том}’ и упразднять (лат.).

УДК 351.74:347.9

Е.А. Травкин, руководитель следств. отдела, (Россия, Можайск,

Следств. комитет при Прокуратуре РФ по г. Можайску)

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ФОРМЕ СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНЫХ ГРУПП

Рассматриваются отдельные аспекты организации взаимодействия следователей прокуратуры и органов дознания. Отмечается, что наиболее эффективной и целесообразной организационно-тактической формой такого взаимодействия выступает постоянно действующая следственно-оперативная группа.

Ключевые слова: взаимодействие, следственно-оперативная группа,

следователь прокуратуры, орган дознания, правоохранительные органы; расследование преступлений; система оперативно-розыскных мероприятий.

Г оворя о необходимости поиска новых подходов к организации деятельности Следственного комитета прокуратуры Российской Федерации (СКП), глава этого следственного органа А.И. Бастрыкин особое внимание обратил на проблему взаимодействия следователей с органами дознания и прежде всего с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. При этом он отметил, что современные преступники, особенно в сфере государственного управления и экономики, «имеют хорошую профессиональную подготовку, обеспечены поддержкой отдельных средств массовой информации и юридической помощью высокооплачиваемых адвокатов». Выявлять такие преступления, изобличать лиц, их совершающих, используя только гласные процессуальные методы и средства, практически невозможно . Как свидетельствует практика раскрытия и расследования преступлений следователями СКП, наиболее эффективной формой их взаимодействия с другими субъектами этой деятельности является следственная группа (ст. 163 УПК РФ). На практике ее, как правило, называют следственно-оперативной (СОГ). И, как нам представляется, не без оснований, поскольку СОГ — это идеальная модель наиболее оптимальной организации взаимодействия субъектов раскрытия и расследования преступлений. Это мнение разделяют практически все опрошенные нами следователи СКП (62 человека), следователи органов внутренних дел (48 человек), оперативные работники (45 человек). По изученным нами 105 уголовным делам, подследственных следователям прокуратуры, СОГ создавались в 74 % случаев, и в 43 % из них (две трети) отмечаются положительные результаты деятельности СОГ без продления сроков расследования.

Преимущества СОГ перед «разовой» или «этапной» формой взаимодействия заключаются в том, что расследование ею проводится одновременно и согласованно в разных направлениях, с использованием различных гласных и негласных методов и средств в их рациональном сочетании. Розыскная и доказательственная информация, получаемая СОГ, обобщается и анализируется в системе ее взаимодополнения и взаимообогащения и представляется в новом качественном состоянии. В форме СОГ, образно говоря, реализуется сила «коллективного разума», проявляется коллективная заинтересованность в результатах работы по раскрытию и расследованию преступлений и соответствующая мотивация действий каждого из ее членов. При взаимодействии в форме СОГ формируется психологически более комфортная система межличностных отношений. Члены СОГ осуществляют совместный анализ исходных следственных ситуаций, планирование расследования, разработку версий, непосредственный обмен поступающей розыскной и доказательственной информации, ее оценку и использование, что объективно настраивает их на работу с большей ответственностью и самоотдачей.

Основанием для создания СОГ является сложность, объемность и особая общественная значимость уголовного дела, не позволяющая одному следователю успешно и своевременно расследовать его, а поводом — мно-гоэпизодность фактов преступной деятельности, возникновение необходимости в осуществлении множества следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий, которые требуют задействования значительных и разнообразных по своим возможностям сил, методов и средств. При этом учитывается устойчивость существования источников доказательственной информации, наличие и интенсивность процессов их исчезновения, вероятность противодействия процессу расследования . По изученным нами уголовным делам практически в каждом втором случае (48 %), когда создавались СОГ, соответствующие решения принимались на начальном этапе расследования (в течение 10 суток), что в последующем положительно сказывалось на его результатах.

Дополнительные резервы совершенствования деятельности СОГ реализуются при «специализации» следователей и оперативных работников по расследованию определенных категорий преступлений, что, безусловно, способствует росту их профессионализма и как следствие — более быстрому и качественному раскрытию и расследованию преступлений. При этом сотрудники имеют более благоприятные условия и в психологическом плане «притереться» друг к другу. Очень важно понимать, что члены СОГ это не роботы, обязанные выполнять возложенные на них задачи, а живые люди со своими характерами, убеждениями, переживаниями и т. д. Если между ними не сложились отношения взаимного уважения и доверия, существуют неприязненные, а тем более враждебные отношения, то ни о каком взаимодействии не может быть и речи. Поэтому в идеале фор-

мировать СОГ следует с учетом психологической совместимости ее членов. По этим же соображениям важно обеспечить постоянство их состава. По изученным нами уголовным делам состав СОГ изменялся (сокращался, дополнялся и т. п.) почти в каждом пятом случае (19 %), из них в каждом четвертом случае (5 %) дело передавалось другому следователю. Нельзя сказать, что это всегда давало положительный эффект. Иногда в этой связи снижалась персональная ответственность за конечные результаты работы (всегда можно сослаться на плохую работу предшественников), ослаблялся режим тайны следствия, усиливалось противодействие расследованию.

Весьма деликатным, если не сказать проблемным, является вопрос реализации на практике расследования преступлений руководящей роли следователя. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством следователь руководит СОГ, принимает процессуальные решения по уголовному делу, дает поручения органу дознания, в стадии предварительного следствия он наделен правом проверки и оценки результатов как отдельных действий, так и общих результатов взаимодействия. Таким образом, следователь призван выполнить две функции — процессуальную и организационную. Однако практическая реализация этих функций следователя подвержена влиянию множества объективных и субъективных факторов.

Не лучшим образом на состояние, а соответственно, и результаты его взаимодействия с оперативными аппаратами влияет, мягко говоря, противоречивая правовая регламентация порядка создания СОГ и использования данных оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания. В соответствии с ч. 2 ст. 163 УПК РФ к ее работе «могут быть привлечены должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность» (а следовательно, и «не могут»?). При этом явно не учитываются реалии современной преступности и практики раскрытия и расследования преступлений, особенно тяжких и особо тяжких, как правило, подследственных СКП. Уже в «усеченном» названии СОГ в УПК РФ (следственная группа — ст. 163), по мнению большинства (53 %) из 110 опрошенных нами следователей СКП и органов внутренних дел, проявилось «настороженное» отношение законодателя к оперативно-розыскной деятельности. Около трети (31 %) респондентов склонны к более резкой оценке этой ситуации, считая ее результатом лоббирования представителями криминальных структур в целях создания искусственных правовых барьеров на пути расширения и укрепления доказательственной базы по уголовным делам.

Во всяком случае, такое положение крайне негативно сказывается на психологии внутригрупповых отношений в составе СОГ. Некоторые следователи видят в этом и демонстративно подчеркивают свое процессуально определенное превосходство над другими членами СОГ, порой не считаясь с их возрастом и опытом. А оперативные работники, в свою очередь, часто проявляют откровенно нигилистический настрой — следственная

группа, пусть она и расследует. К тому же зачем стараться, если по закону (ст. 89 УПК РФ) в процессе доказывания «запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности…». При этом положение усугубляется разбалансированностью мер социальной защиты и материального обеспечения различных структур правоохранительных органов, призванных взаимодействовать в расследовании преступлений.

Между тем, юридически следователь не является руководителем для сотрудников органа дознания, входящих в состав СОГ. Они не находятся по отношению к нему в служебной зависимости. Хотя для лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в составе СОГ, складывается ситуация как бы «двойного» подчинения. При этом их официальное «участие» в СОГ не снимает с них ответственности за выполнение других возложенных на них обязанностей по должности, что создает бесконечные накладки в организации их работы и как следствие — в ее результативности.

Работа под «двойным» контролем неминуемо приводит к потере качества, к тому, что оперативный работник вынужден сознательно идти на обман следователя или своего начальника, в частности, путем, написания так называемых «пустых» рапортов о якобы проделанной им работе. В конечном счете это ведет к внутриколлективным конфликтам, в условиях которых, безусловно, снижается эффективность работы СОГ. Так полагают 78 % опрошенных нами оперативных работников и 64 % следователей. К тому же, следователь в отличие от руководителей, осуществляющих ведомственный контроль, обладает минимальным набором рычагов управления, что делает его по существу формальным, а не фактическим руководителем процесса взаимодействия в ходе собирания, проверки и оценки доказательств.

Между тем, как нам представляется, процессуальная независимость следователей, во всяком случае, возглавляющего СОГ, должна сочетаться с его организационной самостоятельностью, что должно найти законодательное закрепление. Разумеется, это нельзя делать в ущерб роли руководства оперативного аппарата и толковаться как попытка вывести из-под его подчинения части сотрудников. Речь идет о необходимости формирования более рациональной системы организации труда и следователей, и оперативных работников, наконец, о «сближении» оперативно-розыскной и процессуальной деятельности.

Естественно, руководство СОГ следует поручать наиболее опытному и авторитетному следователю, не только хорошо знающему уголовнопроцессуальное законодательство, но и тонко чувствующему «подводные рифы» фактической реализации его предписаний, обладающему опытом формирования деловых внутриколлективных отношений, в том числе в порядке взаимодействия с сотрудниками оперативно-розыскных подразделений, умеющему использовать их широкие возможности для расследова-

ния уголовного дела. Очень важно, чтобы руководитель СОГ обладал организаторскими способностями, умением сглаживать «острые углы» разногласий членов группы, строить ровные, деловые отношения с коллегами.

Многие из названных и иных проблем создания СОГ и организации ее деятельности можно более успешно решить на пути формирования постоянно действующих следственно-оперативных групп (ПДСОГ). Об этом свидетельствует опыт ряда территориальных следственных управлений СКП, в частности, изложенный в выступлениях их руководителей на упоминавшемся уже Всероссийском совещании . Такие группы создаются, как правило, совместным приказом руководителя Следственного комитета и министра (начальника) МВД (ГУВД, УВД) республики (области, края).

В положении о ПДСОГ определяются права и обязанности ее членов, порядок их взаимодействия при производстве отдельных следственных действий, начиная от осмотра места происшествия или реализации материалов оперативно-розыскной деятельности. В состав ПДСОГ включаются наиболее опытные следователи, следователи-криминалисты СКП и сотрудники уголовного розыска. Работа таких групп находится под постоянным контролем руководителей следственных комитетов и МВД, ГУВД, УВД. А предметность и постоянство контроля обеспечивается специально формируемыми штабами, в состав которых входят руководители соответствующих структур органов следствия и уголовного розыска.

Эффективность взаимодействия субъектов раскрытия и расследования конкретных преступлений в форме ПДСОГ, иначе говоря, на организационно-тактическом уровне во многом предопределяется состоянием взаимодействия в целом правоохранительных органов соответствующего региона, т. е. на организационно-управленческом (или стратегическом) уровне. Такое взаимодействие способствует формированию единства в подходах к решению общих организационно-управленческих проблем, что находит свою реализацию в совместных нормативно-правовых актах, в планах совместных действий. Таким образом формируются основы (организационные, правовые, психологические) не эпизодических случаев взаимодействия, а его постоянно действующей системы, и что важно отметить, с использованием возможностей современных информационных технологий.

В создании и организации деятельности ПДСОГ проявился комплексный, системный подход к решению задач раскрытия и расследования преступлений в современных условиях, характеризуемых все возрастающими угрозами безопасности нашего общества и государства со стороны преступности. Такой подход позитивно проявился в деятельности многих следственных органов СКП. Например, в Волгоградской области раскрыты все десять убийств двух и более лиц, совершенных в условиях неочевидности в период с сентября 2007 г. по март 2008 г. . Долгое время оставалось нераскрытым убийство гр-ки Щ. в г. Саратове. Однако, когда

уголовно е дело было передано для р асследования в ПДСОГ, она быстро добилась успеха. Убийцей оказался сожитель потерпевшей, который заявил, как оказалось, ложное алиби, а его проверка была проведена формально .

Кстати, необходимо отметить, что раскрытие и расследование преступлений, совершенных в прошлые годы, является одним из основных направлений деятельности следственных органов прокуратуры. Вместе с тем действующее законодательство не предоставляет их руководителям возможность изучать оперативно-поисковые и розыскные дела, давать по ним рекомендации и реагировать на нарушения федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Эти «издержки» в законе могут быть компенсированы мерами организационного характера, в частности, созданием и организацией деятельности ПДСОГ по раскрытию и расследованию преступлений прошлых лет. Такой опыт уже нарабатывается в ряде регионов страны и дает хорошие результаты.

При этом исключительно важное значение имеет информационное обеспечение взаимодействия в форме ПДСОГ. В Республике Татарстан оно поддерживается совместной аналитической группой наиболее опытных следователей и оперативных работников. Через эту группу при необходимости реализуются возможности всех других подразделений органов внутренних дел. А подготавливаемые ею аналитические данные позволяют определить единую и наиболее оптимальную линию действия ПДСОГ, организовывать непрерывное оперативно-розыскное сопровождение процесса расследования уголовных дел от их возбуждения до вынесения приговора .

Результаты обобщения и анализа деятельности ПДСОГ позволяют сделать и более общие выводы. Они однозначно свидетельствуют о том, что следственная практика вынужденно, а потому более гибко и предметно реагирует на реалии преступности и проблемы борьбы с ней. Положительный опыт деятельности ПДСОГ одобрило и поддержало руководство СКП, что нашло свое выражение в приказе председателя Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации № 79 от 02.09.2008 г. «О совершенствовании деятельности постоянно действующих следственнооперативных групп по расследованию преступлений в условиях неочевидности». Для ПДСОГ нет таких проблем, которые характерны для обычных или ситуативных СОГ, как своевременность ее создания, спонтанность формирования межличностных и внутриколлективных отношений.

В форме ПДСОГ устанавливаются более тесные деловые контакты следователя и оперативного работника еще на стадии проведения оперативно-розыскных мероприятий и реализации их результатов. При этом следователь, как правило, не ограничивается поиском изъянов в оперативных наработках, а предметно подключается к работе по планированию таких мероприятий и правовому обеспечению тактики их проведения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бастрыкин А.И. Выступление на Всероссийском совещании руководителей следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации об основных итогах работы в 2007 г. / А.И. Бастрыкин // Вестник Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации. 2008. № 1. С. 14.

4. О положительном опыте организации работы постоянно действующих следственно-оперативных групп по расследованию преступлений, совершенных в условиях неочевидности: информационное письмо зам. Председателя Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации от 05.09.2008 г. № 213-15/683-2008.

5. Тимерзянов Р.З. Взаимодействие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с руководителями следственных подразделений при раскрытии и расследовании преступлений / Р.З Тимерзянов // Вестник Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации. 2008. № 2.

E.A. Travkin

About improving the cooperation in operational investigative group

Добавить комментарий