Взаимодействия следователя с органами дознания

Взаимодействие следователя с органами дознания обладает следующими признаками:

  • Правовая основа такой деятельности (УПК РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»);
  • Наличие у органов дознания специфической оперативно-розыскной функции и отсутствие таковой у следственных органов;
  • Общность целей и задач, согласно которым следователь и сотрудники органа дознания обязаны предотвращать, пресекать, раскрывать и расследовать преступления;
  • Направленность на выполнение конкретных следственных действий, тактических комплексов и оперативно-розыскных мероприятий;
  • Самостоятельность каждого участника взаимодействия, обусловленная самостоятельным выбором методов достижения результатов и отсутствием отношений административной подчинённости между ними;
  • Разграничение полномочий и обязанностей каждого участника взаимодействия, например, следователь не вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, а сотрудник оперативно-розыскного органа может производить следственные действия (самостоятельно в качестве дознавателя или по поручению следователя).

Взаимодействие между следователем и органом дознания осуществляется при соблюдении ряда требований, иначе называемых условиями взаимодействия. К ним относятся:

1) Соблюдение режима законности всеми участниками взаимодействия;

2) Специфические функции и чёткое разграничение компетенции участников взаимодействия;

3) Руководящая функция следователя, обладающего инициативой и приоритетом при принятии организационных и управленческих решений;

4) Самостоятельность оперативных сотрудников органа дознания в избрании средств и методов, используемых ими для достижения целей;

5) Соблюдение режимов секретности и неразглашение сведений об условиях, средствах и методах оперативно-розыскной деятельности;

Формы взаимодействия

Процессуально-правовые формы взаимодействия

1. Уведомление следователя органом дознания о выявленном преступлении, принятие мер по охране места происшествия, розыску по горячим следам и задержанию подозреваемого (п. 4 ч. 2. ст. 38 УПК);

3. Производство органом дознания отдельных следственных действий по поручению следователя (п. 4 ч.2. ст. 38 УПК). Следователь вправе поручить производство следующих процессуальных действий:

а) по собиранию доказательств;

б) по ознакомлению лиц с постановлениями о признании их участниками уголовного процесса и разъяснений им прав и обязанностей;

в) по исполнению мер процессуального принуждения (задержания, наложения ареста на имущество, отобрание обязательства о явке, привода);

г) по обеспечению мер выявления и устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления – это могут быть требования о проведении органом дознания специальных обследований по месту жительства, учёбы или работы обвиняемого, поручения по осуществлению контроля за исполнением представлений следователя, например поручения органу государственной противопожарной службы об осуществлении регулярного наблюдения за устранением указанных в представлении недостатков, о проведении контрольных обследований объекта;

4. Содействие сотрудников органа дознания следователю при производстве отдельных следственных действий (п. 4. ч. 2. ст. 38 УПК РФ).

Организационные формы взаимодействия

1. Составление межведомственного письменного плана расследования, содержащего комплекс необходимых следственных действий и указание на задачи, поставленные перед оперативными сотрудниками органа дознания. Совместное планирование работы по делу нельзя во всех ситуациях рассматривать как единовременный акт, в результате которого составляется план всех действий. Совместное обсуждение плана расследования по любому делу может иметь место не один, а несколько раз, в зависимости от изменившейся в ходе следствия ситуации. Особенно необходимо совместное планирование по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, по которым не установлен преступник;

2. Создание следственно-оперативных групп. Процессуальным законом такая форма взаимодействия не предусмотрена, однако, на практике при дежурных частях ОВД и в некоторых других правоохранительных структурах создаются группы, включающие в себя следователей, оперативных сотрудников, специалистов-криминалистов, кинологов и т. д. Структура и состав такой группы определяется в зависимости от вида оперативно-тактической операции и решаемых с её помощью задач.

Тактические формы взаимодействия

1. Обмен информацией по расследуемому преступлению. Чтобы взаимодействие было успешным и эффективным, оно должно быть построено на взаимной основе: следователь должен не только получать сведения от оперативного сотрудника органа дознания при производстве предварительного следствия, но и оказывать ему содействие в осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Примером такой обратной связи может быть информирование соответствующих служб органа дознания о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для оперативно-розыскной деятельности, в том числе предоставление оперативным сотрудникам возможности знакомиться с материалами уголовного дела;

2. Взаимодействие в процессе реализации тактических комплексов: тактических комбинаций и операций;

3. Совместные выезды следователя и оперативных сотрудников органа дознания на место происшествия, к месту нахождения преступника, похищенного имущества, орудий и следов преступления. Данная форма сочетает в себе черты организационных и тактических форм взаимодействия и характерна для расследования тяжких и особо тяжких преступлений, по которым необходим выезд на место происшествия для проведения осмотра и других первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

В зависимости от правовой регламентации различают формы взаимодействия:

    • процессуальные;
    • непроцессуальные (организационно-тактические).

Процессуальные формы взаимодействия

К процессуальным формам взаимодействия относятся:

    1. оперативно-розыскные мероприятия, выполняемые органами дознания по поручению следователя, помощь в производстве следственных действий;
    2. розыск по поручению следователя лиц и объектов по делам, приостановленным производством;
    3. работа со сведущими лицами;
    4. образование следственно-оперативных групп.

Органу дознания не может быть поручено производство только наиболее значимых процессуальных действий — следователь лично выносит постановление о привлечении в качестве обвиняемого, предъявляет обвинение, допрашивает обвиняемого.

Сотрудники органа дознания помогают следователю готовить и проводить сложные и трудоемкие следственные действия, выполняют те или иные обязанности в ходе этих действий (наблюдают за поведением обыскиваемого, осуществляют связь между участниками следственного эксперимента, опрашивают очевидцев во время осмотра места происшествия и т. п.).

Взаимодействие следователя со сведущими лицами заключается в следующем:

    • привлечение специалистов к участию в следственных действиях;
    • производство судебных экспертиз;
    • назначение и производство ревизий.

Наиболее эффективной формой процессуального взаимодействия следователя с иными участниками служит следственно-оперативная группа, которую характеризуют следующие черты:

    1. проводимые членами СОГ следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия подчинены единым целям;
    2. все действия членов СОГ обязательно согласуются между собой, в частности путем, разработки единого плана;
    3. каждый из участников СОГ, действуя в пределах своей компетенции, сохраняет функциональную самостоятельность;
    4. работа в составе СОГ дает следователю возможность незамедлительно использовать данные, полученные оперативным путем, а оперативными сотрудниками — информацию, полученную в ходе проведения следственных действий.

Непроцессуальные формы взаимодействия

Непроцессуальные формы взаимодействия разнообразнее и относятся к более широкому кругу участников. Самые типичные из них:

1) со сведущими лицами:

    • консультативно-справочная деятельность специалистов (например, консультирование следователя по вопросам, которые целесообразно выяснить при допросе обвиняемого, о возможностях того или иного вида судебной экспертизы, о научной обоснованности примененных экспертом методов исследования объектов и т. п.);
    • выполнение технических поручений следователя: подготовка технико-криминалистических средств, размножение документов и др.;

2) с оперативными сотрудниками:

    • совместное планирование действий следователя по реализации оперативных данных;
    • обсуждение формулировок вопросов лицом, допрашиваемым с использованием оперативной информации, тактики поисковой группы с участием потерпевшего, плана оперативно-тактической комбинации и др.

Криминалистика

Справочник криминалиста
Судебная медицина

Курс судебной медицины
Оперативно розыскная деятельность

Основы ОРД
Криминология

Курс криминологии
Право охранительные органы

Органы и судебная система

В зависимости от правовой регламентации различают процессуальные и непроцессуальные формы взаимодействия. Последние иногда именуют организационно-тактическими.

Процессуальные формы взаимодействия: оперативно-розыскные мероприятия, выполняемые органами дознания по поручению следователя, помощь в производстве следственных действий; розыск по поручению следователя лиц и объектов по делам, приостановленным производством; работа со сведущими лицами; образование следственно-оперативных групп.

Необходимость выполнять поручения следователя о производстве розыскных и оперативно-розыскных мероприятий предусмотрена ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР. Давая такое поручение, следователь лишь ставит задачу перед органом дознания, но не определяет пути и средства ее решения, поскольку это компетенция органа дознания. Закон не устанавливает срок его исполнения — этот, вопрос согласуется следователем и руководителем органа дознания.. Выполнением поручения следователя будет и содействие ему в реализации предусмотренных законом мер процессуального принуждения: участие сотрудников органа дознания в операциях по задержанию вооруженного преступника, его преследованию (засады, погони, облавы, различные заградительные мероприятия), привод лица, уклоняющегося от явки к следователю, оцепление места происшествия, места производства обыска, пресечение случаев сопротивления следователю.

По сложившейся практике органу дознания не может быть поручено производство только наиболее значимых процессуальных действий — следователь лично выносит постановление о привлечении в качестве обвиняемого, предъявляет обвинение, допрашивает обвиняемого.

Сотрудники органа дознания помогают следователю готовить и проводить сложные и трудоемкие следственные действия, выполняют те или иные обязанности в ходе этих действий (наблюдают за поведением обыскиваемого, осуществляют связь между участниками следственного эксперимента, опрашивают очевидцев во время осмотра места происшествия и т. п.).

Взаимодействие следователя со сведущими лицами заключается в следующем:

а) привлечение специалистов к участию в следственных действиях;

б) производство судебных экспертиз (причем следователь вправе присутствовать при производстве экспертизы);

в) назначение и производство ревизий (ст. 70 УПК РСФСР).

Наиболее эффективной формой процессуального взаимодействия следователя с иными участниками служит следственно-оперативная группа. Эту форму характеризуют следующие черты:

проводимые членами СОГ следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия подчинены единым целям;

все действия членов СОГ обязательно согласуются между собой, в частности путем, разработки единого плана;

каждый из участников СОГ, действуя в пределах своей компетенции, сохраняет функциональную самостоятельность;

работа в составе СОГ дает следователю возможность незамедлительно использовать данные, полученные оперативным путем, а оперативными сотрудниками — информацию, полученную в ходе проведения следственных действий.

Хотя по общему правилу все действия членов СОГ подчинены заранее согласованному плану (планируемое взаимодействие), однако в силу складывающихся обстоятельств допустимы и незапланированные действия. Например, для привлечения оперативных сотрудников к непосредственному выполнению таких неотложных следственных действий, как задержание с поличным, обыск и т. п. Это так называемое комбинированное взаимодействие. Сюда же следует отнести и мероприятия оперативных сотрудников с целью обеспечить проведение тех или иных следственных действий, необходимость которых заранее не планировалась.

Типичный состав СОГ — следователь, один или несколько оперативных сотрудников соответствующей специализации. Ситуация может потребовать включения специалиста, кинолога, однако они, как правило, привлекаются в разовом порядке.

СОГ работает под руководством следователя. Он отвечает за расследование дела в целом, за своевременность постановки задач перед субъектами взаимодействия, за полноту использования представленных ими материалов.

В практике существуют следующие виды СОГ:

1)для осмотров мест происшествий. Такие группы носят временный характер, находятся при дежурных частях органов внутренних дел и сменяются по установленному графику. Состав групп по общему правилу постоянно обновляется; в него обычно входят следователь, сотрудник уголовного розыска, специалисты — криминалист и судебный медик, кинолог со служебно-розыскной собакой. Обязанность группы —провести квалифицированный осмотр места происшествия и выполнить связанные с ним неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. В зависимости от величины обслуживаемой органом внутренних дел территории и населения одновременно может дежурить несколько СОГ;

2) для работы «по горячим следам». Это или та же группа, которая выезжала на место происшествия, если ее обязанности не ограничиваются лишь осмотром, или специально сформированная;

3) по раскрытию определенных видов опасных преступлений: краж, разбойных или бандитских нападений, половых преступлений и др. Такая СОГ носит постоянный характер, специализируется, как правило, на раскрытии конкретного вида преступлений, совершенных в пределах обслуживаемой территории;

4) по раскрытию и расследованию любого вида преступлений, совершенных организованными преступными сообществами. В состав СОГ в этом случае входят оперативные сотрудники специализированных подразделений органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью;

5) по расследованию конкретного сложного, многоэпизодного дела. Состав СОГ носит переменный характер; по ходу расследования в него включаются оперативные сотрудники разных профилей, специалисты, дополнительно привлекаемые следователи;

6) по расследованию нераскрытых преступлений прошлых лет. Группа работает на постоянной основе, может специализироваться на преступлениях определенного вида, например убийствах, так называемых «серийных» преступлениях.

От следственно-оперативных групп нужно отличать бригадный метод, когда работает бригада следователей, создаваемая решением прокурора или начальника следственного подразделения органа внутренних дел. Такая бригада состоит только из следователей одного или разных ведомств. Ей могут быть приданы и оперативные сотрудники, но в состав бригады они не входят и взаимодействие с ними чаще всего носит разовый характер.

Численность следственно-оперативных групп и бригад следователей может быть самой различной: от двух-трех до нескольких сот участников, как это было, например, при расследовании массовых беспорядков на юге страны. Для каждого вида СОГ характерны свои тактические особенности взаимодействия. Они определяются кругом участников, задачами и др.

Наконец, еще одной эффективной процессуальной формой взаимодействия служит оперативно-тактическая комбинация, о которой речь уже шла ранее.

С некоторой натяжкой можно считать процессуальными формами взаимодействия случаи, предусмотренные ч. 1 ст. 118 и ч. 4 ст. 119 УПК РСФСР. В ст. 118 речь идет об общей обязанности органов дознания принимать необходимые оперативно-розыскные меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших; в ст. 119 —об обязанности органа дознания после передачи дела следователю, если не обнаружено лицо, совершившее преступление, продолжать оперативно-розыскные меры. В обоих случаях орган дознания действует по собственной инициативе;

он обязан лишь уведомлять следователя о полученных результатах. Очевидно, что при этом можно говорить не о собственно взаимодействии, а об определенной координации действий следователя и органа дознания, обмене информацией.

Непроцессуальные формы взаимодействия разнообразнее и относятся к более широкому кругу участников. Самые типичные из них:

1) со сведущими лицами: консультативно-справочная деятельность специалистов, состоящая в помощи следователю как при подготовке тех или иных следственных действий, так и при оценке их результатов, например консультирование следователя по вопросам, которые целесообразно выяснить при допросе обвиняемого, о возможностях того или иного вида судебной экспертизы, о содержании и смысле технологических требований к производству какой-либо продукции, о научной обоснованности примененных экспертом методов исследования объектов и т. п.; выполнение технических поручений следователя: подготовка технико-криминалистических средств, размножение документов и др.;

2) с оперативными сотрудниками: совместное планирование действий следователя по реализации оперативных данных; обсуждение формулировок вопросов лицом, допрашиваемым с использованием оперативной информации, тактики поисковой группы с участием потерпевшего, плана оперативно-тактической комбинации и др. Можно сказать, что основная цель такого взаимодействия — получение оперативной информации. Остановимся на видах этой информации и возможностях ее использования. .

1. Оперативная информация, ориентирующая следователя о действиях и поведении лиц, причастных к расследуемому преступлению:

сведения о преступной деятельности подозреваемых и обвиняемых;

сведения о действиях различных лиц по сокрытию преступлений;

сведения о действиях или намерениях совершить действия, препятствующие расследованию;

данные о лицах — носителях указанных сведений и вещественных образованиях, которые могут стать источником этих сведений.

Использовать эту информацию возможно двояким путем: непосредственно и путем преобразования источника оперативной информации в источник доказательства (опосредованно).

Непосредственное использование оперативной информации заключается в:

ее учете при определении направленности расследования и конструировании версий о личности вероятного преступника;

определении на ее основе очередности и характера следственных действий;

обосновании ею конкретных следственных действий — задержания с поличным, обыска и др.;

достижении превосходства в ранге рефлексии; оперативная информация в этом случае выполняет функцию «обратной связи», позволяя следователю оценить свои действия «глазами партнера» по его высказываниям третьим лицам;

ее учете как компонента следственной ситуации при оценке последней и принятии тактического решения.

Опосредованное использование оперативной информации заключается прежде всего в поиске путей придания ее источникам процессуального статуса, а затем уже извлечении из этих источников той же информации, но уже выступающей в качестве доказательственной.

2. Оперативная информация, ориентирующая следователя о местонахождении объектов, имеющих значение для дела. Эта информация используется:

при решении произвести обыск, выемку, наложить арест на имущество и т. п.;

для производства иных действий, целью которых служит вовлечение указанных объектов в сферу судопроизводства для придания им процессуального статуса: следственного осмотра, проверки и уточнения показаний на месте, освидетельствования и т. п.

3. Оперативная информация, содержащаяся в материальных образованиях и полученная либо непосредственно оперативным сотрудником, либо с помощью специалиста.

Согласно Закону об оперативно-розыскной деятельности непосредственно оперативным сотрудником информация может быть получена путем исследования предметов и документов, обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и снятия информации с технических каналов связи (ст. 6).

Чаще всего это документы, которые могут быть приобщены к уголовному делу в порядке ст. 88 УПК РСФСР. Если речь идет о таких носителях оперативной информации, как вещи, предметы, то они могут быть введены в уголовный процесс при осуществлении оперативно-тактической комбинации.’

Более сложно использовать в доказывании результаты предварительных исследований материальных объектов, впоследствии, как правило, фигурирующих по делу в качестве вещественных доказательств. Проблема обусловлена тем, что по действующему законодательству экспертиза может быть проведена только по возбужденному уголовному делу, а исследование материальных объектов как раз и проводится для того, чтобы возбудить уголовное дело или отказаться от его возбуждения. На практике результаты таких исследований впоследствии дублируются соответствующей экспертизой, однако это возможно не всегда и порой эти результаты оперативный сотрудник вынужден легализовать иным путем, например, представляя их следователю при рапорте об источнике их получения, и т. д.;

3) со средствами массовой информации при организации розыска людей или предметов, опознании различных объектов, расширении участников розыска; для принятия профилактических мер;

4) с администрацией учреждений и предприятий: для получения криминалистически значимой информации об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления; для принятия мер по предупреждению преступлений; при изучении порядка документе- и товарооборота на предприятиях и в учреждениях и др.;

5) с населением и общественными организациями: содействие при производстве розыскных мероприятий, выявление, источников доказательственной и ориентирующей информации, получение независимых характеристик тех или иных лиц и т. п.

Взаимодействие, осуществляемое в непроцессуальных формах, преследует ту же цель, что и процессуальное — способствовать успешному выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, их эффективной превенции.

Тема 12. Общие вопросы организации работы на первоначальном этапе раскрытия и расследования преступлений.

1. Элементы, характеризующие эффективность труда следователя:

1) {результативность, рациональность, плодотворность };*

2) {наблюдательность, внимательность, рациональность};

3) {результативность, внимательность, плодотворность};

4) {плодотворность, наблюдательность, результативность}.

2. Наиболее эффективная организационная форма труда следователя при расследовании преступлений в условиях крупного города:

1) {участковая (зональная)};

2) {специализация};

3) {комбинированная (сочетание специализации с участковой формой)};

4) {все ответы правильные}.*

3. Наиболее целесообразная организация работы следователей при расследовании преступлений, совершенных преступной группой:

1) {путем выполнения следователями отдельных поручений руководителя следственной бригады};

2) {по версиям };

3) {по эпизодам преступной деятельности и по лицам, подозреваемым в совершении преступлений};*

4) {все ответы правильные}.

4. Какое решение может принять начальник ОВД по зарегистрированному в дежурной части заявлению или сообщению о преступлении:

1) {если заявление или сообщение нуждается в проверке с использованием оперативно-розыскных мер – передает его в ОУР или ОБЭП};

2) {если заявление или сообщение может быть проверено без использования оперативно-розыскных мер – передает его инспектору по дознанию или участковому инспектору};

3) {если заявление или сообщение содержит достаточные данные для возбуждения уголовного дела – направляет его в следственное подразделение};

4) {все ответы правильные}.*

5. Основные способы проверки следователем информации о преступлении при решении вопроса о возбуждении уголовного дела:

1) {получение объяснений у граждан или должностных лиц};

2) {ознакомление с документами, находящимися в учреждениях, организациях, предприятиях и истребование необходимых материалов};

3) {поручение органам дознания производства оперативно-розыскных мероприятий, а специалистам – производства предварительных исследований};

4) {осмотр места происшествия};

5) {все ответы правильные};*

Тема 13. Криминалистические версии и планирование расследования.

1. Версии, содержащие предположения о составе преступления называются:

1) {типичные};

2) {частные};

3) {общие};*

4) {детальные}.

2. Версии, содержащие предположения об элементах состава преступления называются:

1) {общие};

2) {частные};*

3) {детальными};

4) {типичными}.

3. Основанием для построения версий являются:

1) {любые фактические данные, полученные процессуальным и оперативно-розыскным путем};*

2) {только фактические данные, полученные процессуальным путем};

3) {только фактические данные, полученные оперативно-розыскным путем};

4) {только фактические данные, полученные из криминалистических учетов и архивных материалов}.

4. Методы познания, используемые для построения версий:

1) {измерение, описание, анализ, синтез};

2) {анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия};*

3) {наблюдение, измерение, аналогия};

4) {аналогия, наблюдение, дедукция, синтез}.

5. Правила проверки версий:

1) {одновременная и параллельная проверка};*

2) {последовательная проверка};

3) {разновременная проверка};

4) {все ответы правильные}.

6. К принципам планирования расследования относятся:

1) {конкретность, индивидуальность, динамичность};*

2) {законность, научность, индивидуальность};

3) {научность, конкретность, законность};

4) {индивидуальность, законность, динамичность}.

7. Элементами планирования расследования являются (выбрать правильные и указать их в логической последовательности):

  1. {составление плана расследования, построение версий, способы проверки версий, применение технико-криминалистических средств};
  2. {изучение информации о преступлении, определение задач планирования, определение направления расследования (выдвижение версий), выведение следствий из версий, определение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, определение исполнителей и сроков исполнения запланированных мероприятий, взаимодействие следователя с органами дознания и специалистами};*
  3. {составление схем документооборота, товарооборота, преступных связей, составление плана расследования, построение версий};
  4. {изучение информации о преступлении, определение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий}.

8. Перечень следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при планировании расследования конкретного преступления обусловливается:

1) {криминалистической характеристикой преступления};

2) {видом преступления};

3) {характером содержания следственной ситуации};*

4) {характеристикой личности преступника}.

Тема 14. Взаимодействие следователя с работниками уголовного розыска, специалистами-криминалистами и сотрудниками других служб органов внутренних дел.

1. Сущность взаимодействия – это:

1) {совместная, скоординированная, согласованная по задачам, времени и месту деятельность следователя и сотрудников различных служб МВД};*

2) {скоординированная деятельность (согласованная только по задачам взаимодействия)};

3) {деятельность различных служб МВД по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений};

4) {совместная деятельность МВД с ФСБ, налоговой полицией, таможенной службой}.

2. Задачами взаимодействия являются:

1) {информационное обеспечение и планирование оперативно-розыскной и процессуальной деятельности};*

2) {оценка и использование доказательств при расследовании преступлений};

3) {составление субъективных портретов скрывшихся преступников};

4) {составление розыскной таблицы по признакам почерка}.

3. Процессуальной формой взаимодействия является:

1) {письменное поручение следователя органу дознания о производстве розыскных и следственных действий};*

2) {совместная подготовка к проведению следственных действий};

3) {обмен информацией между следователем, оперативным работником и специалистом};

4) {совместное планирование расследования}.

Тема 15. Розыскная работа следователя.

1. Розыскная работа следователя направлена на:

1) {розыск обвиняемого};

2) {розыск потерпевшего};

3) {розыск трупа};

4) {розыск документов, характеризующих личность разыскиваемого};

5) {все ответы правильные}.*

2. Отличие розыскных действий следователя от оперативно-розыскных мероприятий заключается в том, что они:

1) {осуществляются в рамках следственных действий};

2) {производятся следователем по конкретному делу и носят, как правило, гласный характер};

3) {организуются следователем посредством направления отдельных поручений органам дознания};

4) {все ответы правильные}.*

3. Осуществляя розыск обвиняемого следователь использует следующие методы:

1) {одиночного и группового поиска};

2) {концентрический и эксцентрический};

3) {выборочного и сплошного поиска};

4) {прогнозирования и моделирования действий лица};*

5) {метод словесной разведки}.

4. Основанием для объявления обвиняемого в розыск является:

1) {удостоверенный факт неявки обвиняемого после получения повестки};

2) {неоднократная неявка обвиняемого по вызову к следователю};

3) {документально удостоверенный факт уклонения обвиняемого от следствия};*

4) {документально удостоверенный факт отсутствия обвиняемого на месте постоянного проживания};

5) {все ответы правильные}.

5. Тактическими приемами розыска обвиняемого являются:

1) {создание условий, побуждающих разыскиваемого действовать в затруднительной для него обстановке};

2) {введение в заблуждение разыскиваемого лица относительно розыскной ситуации};

3) {склонение обвиняемого к явке с повинной с помощью лиц, пользующихся у него авторитетом};

4) {неоднократное проведение комплекса следственных действий и розыскных мероприятий в местах, где может появиться обвиняемый};

5) {все ответы правильные}.*

Тема 16. Основы применения ЭВМ в раскрытии и расследовании преступлений.

1. К основным направления использования ЭВМ в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений относятся:

1) {автоматизация криминалистических учетов};

2) {автоматизация производства экспертиз и исследований};

3) {автоматизация процесса раскрытия и расследования преступлений};

4) {рационализация трудовых операций следователей};

5) {все ответы правильные}.*

2. Что наиболее важно для эффективного обмена информацией между автоматизированными информационно-поисковыми системами (АИПС) различных регионов России:

1) {наличие высококвалифицированных специалистов-программистов и операторов};

2) {уровень обеспеченности региональных подразделений МВД средствами компьютерной техники};

3) {стандартизация системы терминов};*

4) {умение следователей и оперативных работников работать с ЭВМ};

5) {знание следователями о оперативными работниками содержания АИПС своего региона}.

3. Какие из перечисленных компьютерных систем способствуют устранению причин тактических ошибок, допускаемых следователем:

1) {информационно-поисковые системы};

2) {системы поддержки принятия тактических решений};*

3) {системы управления базами данных};

4) {программы служащие для рационализации трудовых операций следователей};

5) {все ответы правильные}.

4. Как называется автоматизированная система используемая для кодирования и поиска дактилоскопической информации:

1) {Сейф};

2) {Спрут};

3) {Арсенал};

4) {Папиллон};*

5) {Флинт}.

УДК 343.142

формы взаимодействия следователя

с органами дознания

© Плеснева Л. П., 2015

Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск

Статья посвящена рассмотрению форм взаимодействия следователя с органами дознания. Отмечается, что формы взаимодействия обусловлены объемом и содержанием следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, которые ориентировочно предстоит провести по расследуемому делу. Утверждается, что формы взаимодействия следователя с органами дознания следует подразделять на процессуальные и организационные. К первым относятся следственные поручения и содействие при производстве следственных и иных процессуальных действий, а ко вторым — следственно-оперативная группа и совместное планирование.

Ключевые слова: следователь; орган дознания; предварительное расследование; формы взаимодействия; поручение следователя; следственно-оперативная группа; планирование; следственные действия; оперативно-разыскные мероприятия.

Одним из условий эффективной борьбы с преступностью является быстрое расследование, что способствует изобличению лиц, совершивших преступление. Задержка с расследованием преступлений ведет к утрате доказательств, что может препятствовать установлению истины.

В целях обеспечения быстрого, полного, всестороннего расследования уголовных дел необходимо, чтобы следователи и сотрудники органа дознания вели борьбу с преступностью в тесном взаимодействии между собой.

Многолетний опыт борьбы с преступностью в России показывает, что раскрытие преступлений одними лишь процессуальными средствами бывает весьма затруднительным, а нередко и невозможным. Именно поэтому на органы дознания в соответствии с законом возлагается обязанность принятия необходимых оперативно-разыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Наличие специфической оперативно-разыскной функции органов дознания и несвойственность таковой органам следствия обусловливает необходимость их взаимодействия.

Взаимодействие следователя с органами дознания — это основанная на законе и подзаконных нормативных актах совместная, согласованная деятельность независимых друг от друга в административном отношении органов (следователя и органов дознания), которая выражается в наиболее эффективном сочетании процессуальных

действий следователя с оперативно-разыскными и процессуальными функциями оперативных работников, направлена на предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений, розыск обвиняемого и возмещение ущерба, причиненного преступлением и предполагает руководящую роль следователя при самостоятельном выполнении каждым из ее участников намеченных ими действий .

Для выполнения задач в борьбе с преступностью следователь и органы дознания наделены разными полномочиями, используют различные средства и методы, сочетание которых может дать эффективную реализацию этих задач.

Под формами взаимодействия следователя и органов дознания имеются в виду такие способы и порядок связей между ними, которые обеспечивают согласованность их деятельности и правильное сочетание присущих каждому из них полномочий, методов и средств работы.

При взаимодействии следователей и оперативных работников возникают и складываются связи в формах, как указанных в процессуальном законе (например, поручение следователя — ч. 4 ст. 38 УПК РФ), так и не указанных в нем, однако получивших широкое распространение на практике и доказавших свою эффективность (например, совместное составление планов расследования, создание следственно-оперативных групп). Эти формы принято называть организационными.

Формы взаимодействия обусловлены главным образом объемом и содержанием следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, которые ориентировочно предстоит провести по расследуемому делу.

Среди ученых нет единства мнения о системе форм взаимодействия. Некоторые авторы расширяют количество форм взаимодействия, включая в их число практически любые контакты между следователем и органами дознания, например: совместный выезд следователя и оперативных сотрудников на место происшествия ; передача органом дознания следователю материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела ; обсуждение вопроса о необходимости возбуждения уголовного дела, совместная деятельность следователя и органа дознания при возбуждении последним уголовного дела и проведении неотложных следственных действий ; принятие органом дознания оперативно-разыскных мер по делу, которое он передал следователю, если при этом лицо, совершившее преступление, осталось неизвестным ; совместное определение тактики и методов проведения проверки имеющейся информации и др.

Рассуждая подобным образом, число форм взаимодействия можно расширять до бесконечности, что вряд ли является целесообразным, ибо теряется само содержание рассматриваемой деятельности. Ведь взаимодействие — это не любые отношения (связи), возникающие между следователем и органом дознания, а лишь совместные, основанные на законе действия, объединенные единой целью, — раскрыть и расследовать преступление.

Например, вряд ли можно считать самостоятельной формой взаимодействия передачу органом дознания материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Взаимодействие между ними возникает лишь тогда, когда решается вопрос о реализации оперативных материалов путем согласования оперативных мероприятий со следственными действиями. В этом случае следователь и сотрудник оперативного подразделения составляют план следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. Таким образом, взаимодействие следователя с органом дознания происходит в форме согласованного планирования.

Представляет интерес точка зрения авторов, предлагающих в качестве организа-

ционной формы взаимодействия следователя с органом дознания считать оперативное сопровождение .

На практике, действительно, имеет место привлечение определенных оперативных работников к оказанию помощи следователю, называемое оперативным сопровождением. Причем используется оно чаще всего по преступлениям, связанным с организованной преступностью, и проявляется не только в исполнении оперативными работниками поручений следователя, но и в содействии при производстве следственных и иных процессуальных действий, пресечении попыток оказания давления на сотрудников правоохранительных органов, на участников уголовного судопроизводства.

Другие ученые используют термин «оперативное сопровождение» как синоним взаимодействия следователя с органами дознания, подчеркивая, что взаимодействие представляет собой не разовое выполнение поручений следователя по уголовным делам, а непрерывный, постоянный процесс, т. е. оперативное сопровождение с момента возбуждения уголовного дела до судебного разбирательства .

Следует отметить, что оперативное сопровождение имеет сходство с такой формой взаимодействия следователя с органами дознания, как следственно-оперативная группа. Однако в отличие от последней, которая функционирует, как правило, до момента установления лица, совершившего преступление, оперативное сопровождение может продолжаться не только до поступления уголовного дела в суд, но и до окончания судебного разбирательства.

Оперативное сопровождение способствует организации взаимодействия: следователь точно знает, кого из сотрудников органа дознания можно привлечь к содействию при выполнении следственных действий и кому будет поручено исполнить его поручение. Однако вряд ли оперативное сопровождение можно считать самостоятельной формой взаимодействия следователя с органами дознания.

Существует мнение, что взаимный обмен информацией также является формой взаимодействия следователя с органами дознания. Полагаем, что взаимный обмен информацией — это условие взаимодействия рассматриваемых субъектов. Деятельность следователя и органа дознания только тогда будет согласованной, когда между ними

будет происходить систематический обмен информацией.

Взаимный обмен информацией пронизывает все формы взаимодействия и именно поэтому, на наш взгляд, является не чем иным, как условием взаимодействия следователя с органами дознания. Данное условие характеризуется своей универсальностью, и ни одна форма взаимодействия без взаимного обмена информацией между следователем и органом дознания не будет реализована в полной мере.

Взаимность обмена информацией заключается в том, что следователь должен быть вовремя уведомлен о появившихся у работника органа дознания сведениях, а тот, в свою очередь, — о данных, полученных следователем в процессе производства по уголовному делу. Без обмена информацией вряд ли удастся достичь согласованной деятельности следователя с органом дознания и их взаимодействия.

В уголовно-процессуальной литературе остается дискуссионным вопрос, касающийся объема предоставляемой следователю оперативной информации. Полагаем, что оперативный работник должен предоставлять следователю оперативную информацию по находящемуся в его производстве делу в максимально возможном объеме. Разумеется, при этом должна сохраняться государственная и служебная тайна.

Итак, формы взаимодействия следователя с органами дознания можно разделить на процессуальные и организационные. К процессуальным относятся: 1) следственные поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ); 2) содействие при производстве следственных и иных процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164 УПК РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Типичными организационными формами взаимодействия являются: 1) совместное планирование; 2) следственно-оперативная группа.

В первую очередь рассмотрим одну из самых распространенных форм взаимодействия следователя с органом дознания — поручение следователя. Поручение следователя органу дознания могут даваться, как указывается в п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении

постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий.

Рассматриваемая форма взаимодействия следователя с органом дознания не возникает без заданий следователя: по находящемуся в производстве следователя уголовному делу орган дознания может выполнять следственные и оперативно-разыскные действия только по письменному поручению следователя. Исключением из этого правила является ситуация, когда не обнаружено лицо, совершившее преступление. В этом случае орган дознания продолжает принимать разыскные и оперативно-разыскные меры для установления преступника, не дожидаясь соответствующих указаний от следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

В соответствии с законом следователь вправе поручать органу дознания проведение оперативно-разыскных мероприятий. Следователь, давая поручения о производстве оперативно-разыскных действий, в общем виде ставит задачу по установлению обстоятельств, подлежащих выяснению по делу, органам дознания, при этом он не вправе указывать, какие конкретно мероприятия должны быть выполнены.

Уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает срок, в течение которого орган дознания обязан исполнить следственное поручение. В ч. 1 ст. 152 УПК РФ предусмотрен десятидневный срок исполнения поручения о производстве следственных или разыскных действий в другом месте. Правила о сроках исполнения поручений следователя, находящегося в том же районе, закон не содержит. В ряде ведомственных нормативных актов установлен именно десятидневный срок исполнения поручения следователя.

Представляется, что установление максимального десятидневного срока для всех следственных поручений вряд ли обоснованно. Иногда по характеру поручения такой срок недостаточен (например, когда поручается арест и осмотр нерегулярно поступающей почтовой корреспонденции), в иных случаях — чрезмерен (например, при поручении произвести обыск на квартире подозреваемого, который в любой момент может избавиться от улик). Поэтому правило о том, что срок исполнения поручения должен устанавливать следователь, на наш взгляд, является оптимальным, и оно должно быть установлено в УПК РФ.

Следующей процессуальной формой взаимодействия является содействие при производстве следственных и иных процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Сущность данной формы заключается в том, что следователь при участии оперативного работника производит допрос, осмотр места происшествия, обыск, выемку, следственный эксперимент и некоторые другие предусмотренные законом процессуальные действия.

В процессуальной литературе встречается и такое название этой формы взаимодействия, как совместное производство следственных и иных процессуальных действий . Причем слово «совместный» означает «осуществление вместе с кем-нибудь, общий» , а «содействие» — это «помощь, поддержка в какой-нибудь деятельности» . Полагаем, что формулировка, используемая в УПК РФ, более точно отражает сущность рассматриваемой деятельности.

Закон не содержит перечня следственных действий, для производства которых следователь может привлечь работников органа дознания. Выбор этих действий зависит от обстоятельств дела и усмотрения следователя. Потребность в привлечении указанных лиц к участию в том или ином следственном действии возникает тогда, когда следователь один не может эффективно осуществить следственное действие или когда при подготовке и в ходе следственного действия необходимы вспомогательные мероприятия, производство которых является функциональной обязанностью органа дознания.

Итак, необходимость в содействии при производстве следственных и иных процессуальных действий может обусловливаться:

• сложностью следственного действия;

• большой протяженностью места, где производится следственное действие (осмотр, обыск, эксперимент), что затрудняет его выполнение с соблюдением определенных тактических условий одним следователем;

• необходимостью приложения больших усилий и принятия различных мер организационно-тактического характера (например, организация опознания);

• требованием обеспечения безопасности участников следственных действий;

• необходимостью использования оперативно-разыскных возможностей органов

дознания при подготовке и проведении следственных действий.

Выбор форм содействия органов дознания следователю зависит от характера тех следственных действий, при совершении которых требуется участие органа дознания. Формами содействия являются:

1) непосредственное участие органов дознания в производстве следственных действий (например, при осмотре, выемке, обыске);

2) предупреждение и пресечение нарушений порядка на месте проведения следственного действия.

Одной из организационных форм взаимодействия следователя с органами дознания является совместное планирование, которое заключается в составлении следователем с участием оперативного работника плана расследования по делу. Чаще всего она применяется по сложным делам, при расследовании которых необходимо активное сочетание следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий в целях установления виновного и полного исследования всех обстоятельств дела, а равно при производстве совместных следственных действий и разыскных мероприятий.

Совместное планирование способствует организованности взаимодействия следователя с оперативными работниками, четкому разграничению обязанностей, правильному распределению имеющихся средств, а значит, и повышению его эффективности.

Как верно отмечено А. М. Багметом, планирование следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий обеспечивает достижение высоких результатов в раскрытии и расследовании преступлений, поскольку все необходимые мероприятия по уголовному делу удается провести оперативно и более качественно .

В случаях, когда требуется длительное взаимодействие следователя с оперативным работником (например, по неочевидным преступлениям, многоэпизодным), возникает необходимость согласованного планирования следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. Если же работники органа дознания по уголовному делу выполняют какое-либо разовое поручение следователя, то нет смысла составлять план их совместной деятельности. Однако иногда возникает необходимость составления подробного согласованного плана проведения и одного следственного действия, осуществляемого следователем с участием

сотрудников органа дознания, например если в отдельном доме с большим количеством комнат необходимо произвести обыск.

Контроль за реализацией намеченных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий по уголовным делам и практическую помощь в их осуществлении сотрудникам оказывают руководители следственных и оперативных подразделений.

Значимость рассматриваемой формы взаимодействия следователя с сотрудником органа дознания заключается в том, что она должна обеспечить участие в планировании каждого участника, использование творческих способностей всех; чтобы ни одна версия, ни одна мысль не были отвергнуты без детального обсуждения.

Как показывает практика, в процессе раскрытия и расследования преступлений, особенно тяжких и особо тяжких, эффективной формой взаимодействия следователя с органами дознания является их совместная деятельность в следственно-оперативной группе.

Поскольку в уголовно-процессуальном законодательстве отсутствует выражение «следственно-оперативная группа», то в нем нет и предписаний об основаниях и порядке ее создания и функционирования. Они имеются в законе лишь применительно к следственной группе. Так, в ч. 1 ст. 163 УПК РФ определено, что по уголовному делу в случае его сложности или большого объема предварительное следствие может быть поручено следственной группе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. В ч. 2 рассматриваемой статьи указано, что к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.

Несмотря на то что в уголовно-процессуальном законодательстве нет норм, посвященных рассматриваемой форме взаимодействия, в целом характер деятельности следственно-оперативных групп не противоречит нормам уголовно-процессуального законодательства, указывающих на обязанность органа дознания выполнять поручения следователя о производстве оперативно-разыскных мероприятий, следственных и иных процессуальных действий, а также оказывать содействие при их осуществлении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимодействуя со следователем в расследовании, участники группы, безусловно, процессуально подчинены следователю как руководителю расследования. Процессуальное руководство означает прежде всего принятие решений о направлении дела и о производстве следственных действий. Все указания, поручения, распоряжения руководителя группы обязательны для следователей и сотрудников органа дознания, входящих в состав группы. Однако оперативные работники сохраняют самостоятельность в части использования способов и методов осуществления поручаемых им действий (кроме следственных, разумеется). Процессуальное подчинение является обязательным элементом совместной деятельности следователей и оперативных работников в расследовании.

Именно непосредственная подчиненность, ее процессуальный характер в пределах расследования отличают работу следственно-оперативной группы от других форм взаимодействия следователя с органами дознания. Группа характеризуется постоянным (на период расследования уголовного дела) процессуальным подчинением ее участников следователю, руководителю группы.

Обязательным компонентом основания создания следственно-оперативной группы выступает необходимость постоянной и интенсивной оперативно-разыскной работы по делу. Большую сложность для расследования представляют тяжкие (опасные) преступления — умышленные убийства, взрывы и поджоги, повлекшие человеческие жертвы. Такие преступления тщательно разрабатываются, маскируются, совершаются в условиях неочевидности, а доказательства их совершения преступниками уничтожаются. Данные преступления нередко совершаются в соучастии. Все это предполагает большой объем работы по таким делам и специфику их расследования.

Однако важно иметь в виду, что только опасность (тяжесть) совершенного преступления, сложность и большой объем уголовного дела сами по себе не являются основаниями для создания следственно-оперативной группы: такие дела могут быть расследованы несколькими следователями без участия оперативных работников. Следственно-оперативная группа может быть создана для раскрытия умышленных убийств, совершенных в условиях неоче-

видности; убийств, дела по которым приостановлены за неустановлением лиц, совершивших преступления; других тяжких преступлений, когда это связано с выполнением большого объема следственных и оперативно-разыскных мероприятий.

Итак, следственно-оперативная группа представляет собой организационное формирование (постоянного или временного характера), которое состоит из следователя (следователей), оперативных работников и иных специалистов, использующих свойственные им средства и методы работы, создаваемое для лучшей организации деятельности по раскрытию и расследованию наиболее сложных преступлений, если при этом имеется необходимость интенсивной или длительной оперативно-разыскной работы по делу .

С учетом характера, объема решаемых задач и продолжительности деятельности следственно-оперативные группы подразделяются на следующие виды:

1. Дежурная (при дежурной части) — создается для обеспечения производства неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий непосредственно после поступления сообщения о преступлении. Такая группа формируется в составе следователя или дознавателя, сотрудников оперативных подразделений, экспертно-криминалистических и иных подразделений, при необходимости инспектора-кинолога.

2. Специализированная (постоянно действующая) — для обеспечения эффективного взаимодействия подразделений органов внутренних дел в процессе производства расследования по конкретному уголовному делу, а также отдельным категориям преступлений: тяжким и особо тяжким; прошлых лет, серийным и другим, в том числе тем, по которым лица, совершившие их, не установлены (например, убийств, дорожно-транспортных происшествий, квартирных краж, преступлений несовершеннолетних, преступлений в сфере экономики, организованных преступных групп и т. п.).

Как показывает практика, образование следственно-оперативных групп создает ряд преимуществ по сравнению с другими формами взаимодействия следователей и оперативных работников. При такой форме сотрудничества отмечается оперативная слаженность и согласованность действий, взаимный обмен информацией .

У участников расследования прежде всего появляется больше возможностей привлекать к расследованию убийств и других тяжких преступлений наиболее квалифицированных сотрудников, что не всегда удается при разовом взаимодействии следователя и оперативных служб; создавать лучшие условия взаимопонимания между членами группы; появляются возможности более активного и умелого использования научно-технических средств, оперативной проверки нескольких версий, а при необходимости — концентрации усилий группы на решающем участке.

С учетом накопленного опыта в раскрытии и расследовании особо опасных преступлений, в республиках, краях, областях, где преступность находится на высоком уровне, установлено постоянное функционирование следственно-оперативных групп. В ряде регионов создаются и успешно действуют следственно-оперативные группы, в которые включены следователи, криминалисты, сотрудники оперативно-разыскных органов, работники органов дознания. Работа указанных подразделений заранее планируется, каждый из его участников получает определенное задание, устанавливается срок для его выполнения. Очень важно то, чтобы следственно-оперативная группа действовала инициативно и слаженно.

В заключение следует подчеркнуть, что взаимодействие следователя и органов дознания должно регулироваться прежде всего уголовно-процессуальным законом. Однако среди проблем, возникающих при взаимодействии следователя и органов дознания, на первый план выдвигается отсутствие ее четкой регламентации в уголовно-процессуальном законодательстве.

Важно также отметить, что руководители и сотрудники правоохранительных органов должны хорошо знать возможности всех форм взаимодействия, комплексно применять их, не допускать межведомственных и местнических разногласий, понимать, что занимаются одним делом, служат одной цели — борьбе с преступностью. ^

2. Криминалистика / под ред. И. Ф. Пантелеева, Н. А. Селиванова. М., 1988. С. 76-78.

3. Криминалистика / под ред. А. Н. Васильева. М., 1980. С. 373.

4. Оспанов С. Д. Взаимодействие следователя с органами дознания : учеб. пособие. Караганда, 1992. С. 13.

5. Ларин А. М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М., 1986. С. 37.

7. Бекетов М. Ю. Актуальные вопросы использования непроцессуальных форм взаимодействия следователя и органов дознания в ходе расследования преступлений // Следователь. 2000. № 4. С. 22—23.

8. Савкин А. В. Взаимодействие следователя и оперативных служб при возбуждении уголовных дел о преступлениях в сфере экономики / / Проблемы предварительного следствия и дознания : сб. науч. тр. М., 1992. С. 71—72.

10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1984. С. 660.

11. Там же. С. 661.

12. Багмет А. М. Планирование как одна из форм непроцессуального взаимодействия следователей с органами дознания при раскрытии и расследовании массовых беспорядков // Рос. следователь. 2012. № 6. С. 4.

13. Плеснева Л. П. Указ. соч. С. 120.

14. Кучкина В. Г. Сравнительный анализ следственных и следственно-оперативных групп // Рос. следователь. 2011. № 24. С. 4.

список литературы

Багмет А. М. Планирование как одна из форм непроцессуального взаимодействия следователей с органами дознания при раскрытии и расследовании массовых беспорядков / / Рос. следователь. — 2012. — № 6. — С. 4-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Богуславский А. В. Понятие, формы и субъекты взаимодействия при раскрытии и расследовании наркопреступлений в уголовно-исполнительной системе // Вестн. Владимир. юрид. ин-та. — 2012. — № 4. — С. 3—10.

Бекетов М. Ю. Актуальные вопросы использования непроцессуальных форм взаимодействия следователя и органов дознания в ходе расследования преступлений // Следователь. — 2000. — № 4. — С. 22—25.

Воропаев А. А. Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных подразделений: понятие, виды и формы / / Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2013. — № 3 (34). — С. 67.

Криминалистика / под ред. И. Ф. Пантелеева, Н. А. Селиванова. — М. : Юрид. лит., 1988. — 670 с.

Криминалистика / под ред. А. Н. Васильева. — М. : Изд-во МГУ, 1980. — 496 с.

Кучкина В. Г. Сравнительный анализ следственных и следственно-оперативных групп // Рос. следователь. — 2011. — № 24. — С. 4.

Ларин А. М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции / А. М. Ларин. — М. : Юрид. лит., 1986. — 160 с.

Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М. : Рус. яз., 1984. — 816 с.

Оспанов С. Д. Взаимодействие следователя с органами дознания : учеб. пособие / С. Д. Оспанов. — Караганда , 1992. — 47 с.

Савкин А. В. Взаимодействие следователя и оперативных служб при возбуждении уголовных дел о преступлениях в сфере экономики // Проблемы предварительного следствия и дознания : сб. науч. тр. — М., 1992. — С. 70—80.

Советский уголовный процесс. Особенная часть / под ред. Б. А. Викторова, В. Е. Чугунова. — М. : Изд-во Акад. МВД СССР, 1976. — 416 с.

Forms of Investigator Interaction with Inquiry

© Plesneva L., 2015

Добавить комментарий