Юридическая деонтология

Профессиональная этика юриста — одна из специфических форм проявления нравственности. Её содержание состоит в совокупности конкретных моральных принципов, которые применяются в отношении работы юриста, целями которой являются правоохранение и правоприменение.

Понятие профессиональной этики юриста

Юридическая этика является профессиональной разновидностью этики, которая представляет собой правила, регулирующие поведение сотрудников правовой сферы. Эти правила обеспечивают нравственность труда и поведения юристов. Кроме того, юридической этикой называется наука, которая изучает особенности соблюдения нравственных требований в такой сфере, как право.

Под профессиональной этикой юриста подразумевается система моральных представлений, которые проявляются в тех действиях юристов, которые обусловлены этой профессией. Кроме общих нравственных норм, связанных с профессиональными отношениями, юридическая этика подразумевает формулировку норм дополнительного характера, которые вытекают из специфики юридической профессии.

Предмет профессиональной этики юриста

Предметом является реализация нравственности в деятельности юристов.

Понятие юридической этики представляет собой систему принципов поведения юристов, которая обеспечивает моральный характер работы этих специалистов и их поведения. Кроме того, это наука, в центре изучения которой находятся особенности соблюдения моральных норм в данной сфере.

Особенности профессии юриста обусловлены их вынужденным постоянным пребыванием на грани добра и зла.

Юридическая этика в самом широком значении является учением о моральных основах труда специалистов-правоведов. В более узком плане это требования, которые регулируют отношение такого профессионала к собственным обязанностям, которые разработаны в ряде кодексов, процессуальных норм, правил, положений о службе в прокуратуре, внутренних органах. Эти требования содержат судебные присяги, присяги нотариальных сотрудников и др. документы.

Юридическая этика может рассматриваться в качестве одной из разновидностей профессиональной этики, чья задача включает использование общих нравственных норм, морали в условиях работы таких должностных лиц, как судьи, прокуроры, следователи и адвокаты, а также реализацию принципов морали и правил расследования дел, находящихся в ведении суда.

Юридическая деонтология — это философско-правовая наука о познании юристом сущности внутреннего императива служебного долга, который создает предпосылки для формирования личностных норм его профессионального поведения и мотивы их выбора. Цель такого выбора заключается в формировании внутреннего убеждения, установление объективной истины и принятия справедливого правового решения.

Предмет юридической деонтологии условно можно представить следующей зависимости: «философия — право — чувственная норма — профессиональная действие». Из нее следует, что нормы естественного права пронизывают чувство юриста, на основе чего формируются комплексные чувственные нормы, которые вместе с положительным правом проявляются в профессиональных действиях.

Современные исследователи юридической деонтологии часто идентифицируют эту науку с другими, в частности с правовой этикой (юридическим этикой) и профессиональной культурой юриста (юридической культурой). Хотя эти науки тесно связаны между собой, однако они существенно отличаются друг от друга. Так, если внутренние аспекты видов культур (субкультур), касающихся юридической деонтологии, присущие юридической деонтологии, а внешние аспекты этих же культур — профессиональной этике, то оба аспекта — свойственные профессиональной культуре.

Для этих юридических наук общим является предмет исследования: лицо юриста, его профессиональные действия. Каждая из них по-своему подходит к формированию юриста как главного субъекта права, к познанию ним правового явления и принятия справедливого, обоснованного решения. Эти науки нормативные.

Различия между юридическим деонтологией, юридической этикой и профессиональной культурой прежде всего в том, что их нормативность имеет разный смысл. В частности, наука о профессиональной культуре и юридическую этику производят для всех юристов образцы норм, которые могут приниматься государством и приобретать общеобязательного значения. Они могут содержаться в различных морально-этических кодексах, ведомственных уставах, приказах, памятниках и т. Однако юридическая деонтология никаких моделей норм не создает, а ее требования нигде письменно не отражены. Ее нормативность заключается в исследовании выработки юристом личных норм. Причем эти нормы, хотя и имеют индивидуальный характер, предназначены только для конкретного случая. Такие одноразовые нормы назовем деонтологическими.

Если нормы профессиональной культуры и юридической этики направлены на регулирование служебных действий юриста, то деонтологические нормы — на регулирование профессионального мышления. Ведь нет такой юридической науки (кроме деонтологии и философии права), которая изучала мнения юриста, предшествующих любым действиям и нуждаются прежде всего благоустройства. Практически двух одинаковых деонтологических норм не бывает. Они не могут быть идентичными для всех юристов. Деонтологическая норма формируется в каждом конкретном случае. Это норма для одного юриста и только для конкретного случая. Другой юрист, попадет в аналогичную ситуацию, непременно думать по-своему и сформирует для себя другую, свою норму служебного поведения.

Существенная разница существует в действиях норм юриста. Дело в том, что деонтологические нормы действуют быстрее, чем нормы профессиональной культуры и юридической этики. Ведь речь идет о мысли, действие которых не имеет аналогов.

Юридическая деонтология является следствием интеллектуальной деятельности юриста, его мыслей, действий (внутренних аспектов) всех возможных видов культур, субкультур. В то же время для юридической этики хотя и важная интеллектуальная деятельность юриста, однако оценивается она по его служебными действиями, которые отражают внешние аспекты определенных видов культур (субкультур). Профессиональная культура вбирает в себя как интеллектуальную, так и физическую деятельность юриста. В частности, к последней относятся различные практически профессиональные навыки: культура физического задержания правонарушителя, умение водить служебный автомобиль, мастерство в делопроизводстве и тому подобное. Для профессиональной культуры имеют и такие факторы: время, ловкость, объем действий, пространство, привлечение других лиц (их количество), активность движений и др. Конечно, для юридической деонтологии они служат дополнительными факторами.

Юридическая деонтология дает ответа на вопрос: как, что, где, когда (в мышлении), юридическая этика отвечает на те же вопросы (в действиях), а профессиональная культура — на те же вопросы и в мыслях, и в действиях. Поэтому количественная и качественная оценка здесь разная.

Если для юридической деонтологии важны существования сознания и чувства, их внутренний влияние на действия юриста, то для профессиональной культуры и юридической этики необходимо, чтобы сознание и чувства имели внешнее проявление (для оценки иИеремия Бентам в работе «Деонтология, или наука о морали» ( 1834). Деонтология, основы которой исследовал И.Бентам, является учением о профессиональных обязанностях и учета результатов их выполнения человеком. Как отмечал ученый, в каждом действии важен результат, то есть та польза, которую приносит действие. Начало пользы, по И.Бентаном, составляет основу деонтологии.

Известный ученый, профессор, В.Сокуренко (г.. Львов) впервые за всю историю бывшей союзной государства начал исследования основ юридической деонтологии. Он сделал попытку разработать основные требования к профессионально-правовых обязанностей юриста, аналогично требований, касающихся врача. В дальнейших исследованиях он анализировал юридические обязанности, перспективы развития основ профессиональной деонтологии.

Во второй половине 80-х годов была введена учебная дисциплина «Деонтология». Ее основал профессор В.Горшеньов в Харьковском юридическом институте (ныне Национальная юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого).

Взгляды на юридическую деонтологию, изложенные профессорами В.Сокуренком и В.Горшеньовим, диаметрально противоположны. Если первый уделял основное внимание внутренним процессам при выполнении юристом служебного долга, то второй части предпочитает внешним.

Слово «деонтология» образовалось от слова «онтология». Так онтология (от греч. — Ontos — сущее, а deon (deontos) — нужно, необходимо и логия — слово, понятие, учение) — это раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии — учения о познании, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности). То есть деонтология — «живая» онтология, это «действие» онтологии. Это не действие прошлого, а действие запрограммированного природой, действие созданного, что является закономерным, должным и нужным в мироздании и жизнедеятельности человека.

Содержание юридической деонтологии

Деонтология отражает внутренние процессы настоящего и будущего. Для нее важен ход мыслей в будущее, к действиям, к нужному и должного. Для последнего характерным является внутреннее отношение лица к реальной действительности, находит проявление в обязанностях юриста: общении, принятии решения, познании явления и др. Обязанность — понятие более широкое, чем все остальные, поскольку основными здесь являются внутренние процессы — мысли, а не действия. То есть из чувства долга, его степени вытекают определенные личные нормы, характеризующиеся высоким качеством.

В.Сокуренко отмечал, что предписания моральных и юридических норм оказывают непосредственное воздействие на субъекта, осознающего, что его воля покорена требованиям норм. Это порождает представление о внутреннем долге, его общечеловеческую ценность и конкретные социальные блага, заложенные в самом поступке. Это формирует тот внутренний императив, закон, который человек накладывает сама на себя, который необходим сам собой. Сущность внутреннего императива (закона) в качестве исходного момента заключается в том, что человек ставит себе цель, которая в то же время является ее внутренним долгом. В этом нет противоречия, поскольку человек сам себя заставляет, что вполне совместимо с ее внутренней свободой и проявлением собственной свободной воли — право выбора поведения в пределах объективно существующего социального нормирования.

Под обязанностью понимают то, что надо безотказно выполнять согласно требованиям общества или исходя из собственного убеждения. Поэтому его надо рассматривать как внешний и внутренний императив (приказ). Внешний императив долга производит для конкретного юриста другое лицо, государство. Это своеобразная повинность, которую независимо от своей воли обязан выполнять юрист.

Существуют разновидности долга: духовный, нравственный, национальный, общественный, профессиональный, юридический, служебный и др. Мы концентрируем внимание на служебному долгу. Для юриста — это система обязательных, самостоятельных и правовых действий в различных социальных ситуациях, связанных с духовной, моральной и внутренней потребностью служения обществу, своей нации.

Внутренний императив служебного долга — это тот самый служебный «долг», хотя выражение это достаточно условный и не совсем удачный (подобно нравственного императива Канта). «Долг» — это социальный категорический императив. Нормы повинности призваны примирить человека с чужим, враждебным ей миром. Понятие «долга» стало главной категорией морали: именно чувство «долга» определяет нравственное поведение человека.

Содержание внутреннего императива служебного долга заключается в том, что он является сознательным, мотивированным фактором реального поведения юриста, его определенной позицией и добровольно принятым решением. То есть этот императив является внутренним, лично произведенным законом для юриста. Под влиянием добровольно возложенной на себя императива юрист сам себя заставляет действовать, проявлять личные качества (в частности, человечность), а также демонстрировать свободу разумной воли, веление сердца, зов совести и тому подобное.

Между внутренним и внешним императивами служебного долга в целом есть общие и отличительные черты. Но первое понятие для юридической деятельности является ценным, поскольку юрист осознает свои поступки, которые имеют целевую направленность. Если внешний императив служебного долга рассчитан на определенную импульсивность юриста, то внутренний — на систематичность. Внешний императив можно предположить, а внутренний — нет, он не рассчитан на повторяемость однотипных случаев. Характерным отличием является то, что внутренний императив служебного долга юристом не только осознается, но и выполняется, что внешнем императива служебного долга несвойственно. Внешний императив долга можно выполнять и не задумываясь, а внутренний — нет. Внутренний императив имеет каждый человек, но не всегда им пользуется в полной мере.

Внутренний императив служебного долга не регулируется ни одним нормативным документом, поскольку он не подвластен чужим нормам, не связан с материальной заинтересованностью. Но это не значит, что внутренний императив не отвечает за свои действия. Хотя юрист поступает по велению сердца, но действия его могут противоречить праву. Это же касается и последствий действий. Поэтому в этом случае возможны все виды ответственности, несмотря на то, что в какой-то ситуации должен «сработать» только внутренний императив долга, а не внешний. То есть внутренний императив имеет свой предел, выход за которую карается законом. Это один из видов нарушения юристом правового чувства, «пределов необходимой обороны», где его усилия направлены не на какой-то расчет, собственную выгоду или пользу, а на общее благо, торжество справедливости.

Внутренний императив служебного долга юриста выполняет определенные функции. В основном они совпадают с функциями юридической деонтологии и заключаются в выработке социального регулятора для юриста и направленности на активную защиту духовных, нравственных, правовых принципов общества. Это означает, что внутренний императив является не только личным чувством, но и правовым требованием членов общества по юриста.

На внутренний императив служебного долга юриста влияют различные факторы: юридическое и общая социализация; духовные, нравственные, правовые нормы; принципы общества; государственный, профессиональный, юридический, служебный, трудовой, общественный, моральный обязанности; обет. Важнейшее значение для формирования внутреннего императива имеют общечеловеческие ценности, которыми юрист руководствуется в своей деятельности.

Предмет юридической деонтологии -оптимальный свод правил, которыми должен овладеть и руководствоваться юрист, система психических, правовых, политических, этических, эстетических норм-требований, в совокупности определяющих правовой режим профессионального общения юриста с коллегами и клиентами (атмосферу взаимоотношений по линии «юрист-гражданин”), его профессиональное поведение.

Юридическая деонтология — это отрасль юридической науки и учебная дисциплина, которая представляет собой обобщенную систему знаний о кодексе профессионального поведения юриста.

Деонтология — наука о поиске пути формирования эффективного результата общения юриста как с коллегами, так и с теми, кому он предоставляет свои услуги, кого он должен обслуживать в процессе реализации своего правового статуса специалиста-профессионала. Деонтология — это и результат обобщений о системе знаний об искусстве общения и принятии правильного решения в юридической практике.

Деонтология как наука происходит от слов греческого происхождения «деон”- родительный падеж слова «нужное, должное” и «логос” — учение, т.е. учение о должном. Сколько-нибудь существенного различия в смысловом содержании терминов «юридический» и «правовой» нет, поэтому они могут употребляться как взаимозаменяемые. Разница лишь в том, что термин «юридический» — строгий, официальный, а «правовой» несет более глубокую этическую и моральную нагрузку.

Задачи юридической деонтологии — не только раскрыть значение профессионального долга юриста, ответственности в юридической деятельности, определить систему правил и требований к юристам в их отношениях с клиентами, но и выявить, при каких условиях (социальных, политических и др.)они осуществимы.


Юридическая деонтология как подлинно гуманистическая наука разъясняет значение тех или иных действий, поступков, мотивов, характерных качеств юридических работников, содействует формированию необходимых для данной профессии нравственных черт, предотвращает их деформацию в результате длительного выполнения специфических профессиональных функций.

Основные задачи юридической деонтологии:

1.изучение норм поведения юристов — должностных лиц, направленных на максимальное повышение эффективности их профессиональной деятельности;

2.устранение неблагоприятных факторов, конфликтных ситуаций в юридической деятельности;

предотвращение формального приложения знаний при оказании профессионально-правовых услуг; гуманизация юридической деятельности;

4.определение направлений стимулирования и активизации осознания моральных и профессионально-значимых отношений;

5.выявление основных этапов морально-психологического и профессионально-правового осмысления;

6.раскрытие значения и роли ранее выработанных норм профессиональной деятельности юриста;

7.повышение престижа юридической профессии;

8.стимулирование роста правовой культуры общества.

2. Раскройте основное содержание статьи 36 Закона ДНР Об образовании(19.06.2015) О предоставлении жилых помещений в общежитиях.

Статья 1. Сфера деятельности, на которую распространяется действие настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует общественные отношения участников образовательного процесса, возникающие в связи с реализацией конституционного права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования. Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Донецкой Народной Республике, основные принципы государственной политики Донецкой Народной Республики в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, а также другими законами, иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Донецкой Народной Республике В Донецкой Народной Республике гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Донецкой Народной Республике гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Донецкой Народной Республике гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования: 1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Донецкой Народной Республики; 2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Донецкой Народной Республики; 3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с настоящим Законом и жилищным законодательством Донецкой Народной Республики, жилых помещений в общежитиях; 4) транспортное обеспечение в соответствии со статьей 37 настоящего Закона; 5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики об образовании; 6) иные меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 36.Предоставление жилых помещений в общежитиях Организации, осуществляющие образовательную деятельность, предоставляют каждому нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования по очной форме обучения жилое помещение в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций в порядке, установленном нормативными актами этих организаций. При наличии обучающихся, нуждающихся в жилой площади, не допускается использование не по назначению входящей в специализированный жилищный фонд организации, осуществляющей образовательную деятельность, жилой площади общежитий (в том числе ее сдача в аренду и иные сделки). С каждым обучающимся, проживающим в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии в порядке, установленном жилищным законодательством Донецкой Народной Республики. Обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по заочной форме обучения предоставляются жилые помещения в общежитиях на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций. Размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся определяется локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность (при их наличии), в зависимости от качества, благоустройства, месторасположения и планировки жилых помещений в общежитии. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся или не взимать ее с отдельных категорий обучающихся в определяемых ею случаях и порядке. Лицам, указанным в части 5 статьи 33 настоящего Закона, жилые помещения в специализированном жилищном фонде образовательной организации предоставляются бесплатно в первоочередном порядке. При наличии мест в общежитиях организация вправе предоставлять их своим работникам, не имеющим собственной жилплощади, на условиях и в порядке, предусмотренном внутренним документом образовательной организации.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 21

Первыми универсальными моральными кодексами, представляющими собой набор общечеловеческих ценностей, были своды религиозных правил (десять заповедей Ветхого Завета). Одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа — кодекс врачей. Массовое возникновение профессиональных кодексов в Европе относится к периоду возникновения ремесленных цехов в XI—XII вв. В цеховых уставах средневековых ремесленников отражаются представления о профессиональном долге и обязанностях по отношению к коллегам, профессии, качеству продукта. К причинам возникновения кодексов можно отнести стремление повысить ответственность за результаты профессиональной деятельности, доверие к профессиональной деятельности и ее престиж. Были и другие причины, связанные не только с заботой о качестве конечного результата и благополучии клиента как потребителя продукта (как условий «благополучия» профессии и профессиональной группы). Недопущение «посторонних» лиц, товарных подделок, понижающих престиж и достоинство мастеров своего дела некачественным продуктом. Профессиональная группа с помощью кодекса боролась против нечестной конкуренции. Только профессионалы владели секретами мастерства, которые передавались внутри профессиональной, а зачастую внутри семейной группы. Уже тогда существовали феномены профессиональной тайны, коммерческой тайны и др., т.е. тех «тайн», которые касаются лишь членов профессиональной группы (корпорации). Цеховой устав (кодекс) требовал неукоснительного выполнения. Ремесленники, запятнавшие имя цеха, исключались из него.

Устав стокгольмских сапожников, например, предусматривал штраф за каждую дырку в сапоге, за любую фальсификацию сырья. Цех запрещал работать ночью и в праздники, одновременно работать на несколько подрядчиков, брать в помощники людей со стороны. На изготовленном изделии стояло клеймо мастера, что означало его личную ответственность за качество товара. Цеховые уставы регламентировали отношения коллег внутри цеха, которые исключали обман, нечестную конкуренцию, переманивание заказчиков, кражу инструмента, брань и оскорбления. Поощрялись взаимопомощь и благотворительность. Хорошим мастером был тот, кто соблюдал все нормы, обычаи и обряды цеха, например совместные трапезы (слово «цех» произошло от слова «пир»). Существовала также культура застолья (запрещавшая напиваться, приводить женщин легкого поведения, устраивать драки, проливать на стол пиво и пр.).

Внутрицеховые отношения соблюдали иерархичность, послушание и почтение к вышестоящим, добропорядочное отношение к нижестоящим. Цеховые уставы основывались на принципах профессиональной чести, честности, справедливости. Кодексы средневековой эпохи служили способом самосохранения трудового сообщества, а также выступали в качестве своего рода знаковой системы, позволяющей отличать людей своего круга от чужаков.

В этом контексте можно утверждать, что мораль добросовестного отношения к труду, бережливости, верности долговым обязательствам, разумного ограничения потребностей и мелкобуржуазной скупости, которую М. Вебер связывал с «духом капитализма» и протестантской этикой, возникла задолго до эпохи протестантской Реформации.

Более современный вид кодекса появился в США в начале XX в. – а именно корпоративного кодекса. Первоначально это были короткие формулировки основных идей. Широкая разработка кодексов корпоративной этики в развитых странах начинается с 80-х гг. XX в.

Деонтологические кодексы (кодексы этики) существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Кодексы этики требуют от всех работников этичного поведения. И прежде всего, «основной функцией кодекса этики является предотвращение, а не наказание неэтичного поведения».

Кодексы этики в государственном управлении — явление XX в. Они являются частью государственного управления с того момента, как Международная ассоциация администраторов городов (ныне Международная ассоциация управления городов/округов) опубликовала первый кодекс этики в 1924 г. В 1958 г. решением Конгресса был принят кодекс поведения госслужащих на федеральном уровне, а в 1961 г. президент Кеннеди подкрепил его рядом предписаний. В 1970-х гг. Уотергейтский скандал послужил толчком к разработке новых кодексов, особенно в отношении правительств штатов и местных администраций и государственной службы. Закон об этике управления 1978 г. еще раз подчеркнул, что этичное поведение является неотъемлемой частью государственного управления.

В 1981 г. после шестилетнего обсуждения ASPA разработала систему нравственных принципов, которые наконец были включены в первый кодекс этических норм данного общества в 1984 г. Этот кодекс пересматривался в 1994 г. и теперь регулярно публикуется на задней обложке каждого номера специализированного журнала Паблик Администрейшн Ревью. В 1989 г. были опубликованы пересмотренные «Нормы этичного поведения служащих исполнительной ветви власти», которые вступили в силу 3 февраля 1993 г. Этот документ содержит обеспеченный правовой санкцией кодекс поведения федеральных чиновников.

Кодекс профессиональной этики – это не «изобретение» сегодняшнего дня. История права различных стран знает множество тому подтверждений. В частности, более 300 лет назад был разработан дошедший практически в неизменном виде до наших дней Кодекс самурая («Бусидо Сосинсю»). Данный Кодекс представляет собой свод этических правил профессионального воина, которые, выражаясь современным языком, регламентировали его поведение, как в бою, так и в мирной жизни . Сегодня принято говорить о профессиональной этике врача, педагога, журналиста, существуют этические кодексы в бизнесе, у военных, в сфере торговли, существуют международные этические кодексы для работников музеев, общества Красного креста и в рамках других международных профессиональных объединений. В силу углубляющейся профессионализации труда перед специалистами различных направлений все чаще возникают нравственные коллизии, решить которые, опираясь только на профессиональные знания, невозможно . Поэтому основной задачей разработчиков этических кодексов является формулирование и внедрение в профессиональную среду принципов и норм корпоративной этики, которые направлены на разрешение нравственно-этических проблем и спорных ситуаций, предотвращение злоупотреблений в различных сферах профессиональной деятельности. В настоящее время в России и других государствах многими профессиональными сообществами приняты разнообразные кодексы профессиональной этики. Данные кодексы своими предписаниями дополняют положения законодательных актов, регламентирующих деятельность аудиторов, врачей, журналистов, юристов и других представителей наиболее важных и общественно-значимых профессий. Об этом прямо указывается в некоторых акта. Например, статья 2 Кодекса профессиональной этики адвоката (принятого первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. с изменениями и дополнениями от 08.04.2005.), предписывает, что настоящий Кодекс дополняет правила, установленные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре. Поскольку указанные кодексы в большинстве своем содержат нравственно- этические нормы, которые регулируют ту или иную профессиональную деятельность, постольку данные нормативные акты и именуются следующим образом: «Кодекс профессиональной этики», «Этический кодекс», «Кодекс чести», «Декларация этических норм», «Хартия профессиональных принципов», «Деонтологический кодекс» и т.п. Причины принятия этических кодексов следующие:

Во-первых, действующее законодательство, регламентирующее права и обязанности конкретных специалистов не может охватить своим регулированием все нюансы их профессиональной деятельности. Поэтому и возникает необходимость в дополнительном регулировании профессионального поведения. Разумеется, лучше всех разбираются в своих проблемах представители конкретных специальностей, которые и разрабатывают корпоративные правила. Кроме того, во многих законодательных актах о профессиональной деятельности содержатся положения обязывающие соблюдать нормы корпоративной этики (к примеру, согласно статье 7 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат обязан соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката). Таким образом, принятие кодекса профессиональной этики является в некоторых случаях необходимым в силу предписания закона.

Во-вторых, поскольку правовое регулирование (как разновидность государственного вмешательства в жизнь отдельного гражданина и общества в целом) имеет свои пределы, постольку и законодатель стремится минимизировать свое вторжение в нравственно-этическую сферу общества, которая традиционно регламентируется религиозными и нравственными нормами, обычаями и традициями. В этой связи принятие этического кодекса следует рассматривать как результат упорядочивания общественных отношений внутри гражданского общества силами самого общества. Наличие кодексов профессиональной этики – это показатель нравственной зрелости общества, которое может без помощи государства самостоятельно регламентировать поведение своих членов.

В-третьих, представители некоторых профессий (к примеру, врач, судья и др.) в силу своего правового статуса имеют чрезвычайно широкий простор субъективного усмотрения. Иными словами, свобода их действий (которые могут быть не только социально-полезными, но и общественно-вредными) зачастую ограничена лишь относительно-определенными правовыми предписаниями и собственной совестью. Как указывается в Кодексе врачебной этики (одобренном III Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г.), «врач должен помнить, что главный судья на его врачебном пути – это его собственная совесть». Однако совесть, как известно, понятие неконкретное и зачастую весьма субъективное. В этой связи задача этических кодексов как раз и заключается в том, чтобы, образно выражаясь, привести порой диаметрально противоположные представления членов профессионального сообщества о добре и зле, к общему социально-полезному знаменателю. Этого можно достичь только формализовав нравственные идеалы, на которых базируется та или иная профессиональная деятельность, возведя их в обязательные к исполнению корпоративные принципы и нормы. Учитывая, что далеко не каждый адвокат, врач, судья или журналист добровольно придерживается в своей работе категорического императива, сформулированного Кантом, профессиональное сообщество вынуждено заставлять своих членов соблюдать формально-определенную корпоративную мораль.

Большая социальная значимость некоторых профессий предопределяет и повышенную ответственность перед обществом представителей этих профессий. В этой связи этический кодекс является дополнительным препятствием на пути различных профессиональных злоупотреблений и нарушений.

Характеризуя сущность любого «кодекса профессиональной этики» необходимо отметить, что он представляет собой кодифицированный нормативный акт, принятый представителями определенной профессии, который в систематизированном виде содержит обязательные для исполнения нравственно-этические предписания, регламентирующие профессиональное поведение. Следует подчеркнуть, что этический кодекс – это не совокупность благих пожеланий представителей профессионального сообщества друг к другу, которые можно и не исполнять. В большинстве случаев кодексы содержат такие формально-определенные нравственные правила, за нарушение которых наступают неблагоприятные юридические последствия.

8.Деонтологические кодексы (кодексы профессиональной этики).

Нормы, которых должны придерживаться члены профессий, определены в их кодексах профессиональной этики. Подразумевается, что кодексы профессиональной этики регулируют профессиональную деятельность всех членов профессии, как практикующих самостоятельно, так и работающих по найму. Считается, что кодексы профессиональной этики должны формулировать строгие нормы поведения членов профессий. Однако, на самом деле эти кодексы призваны решать самые разные задачи. Некоторые кодексы просто используются для того, чтобы продемонстрировать, что такая-то группа является профессией. Некоторые кодексы провозглашают свод идеалов (чаще недостижимых), к достижению которых члены профессии должны стремиться и которыми они должны руководствоваться в своей практике. Другие кодексы или их разделы носят дисциплинарный характер, определяя минимум условий, которые должен соблюдать член профессии. Если же член профессии не соблюдает этот минимум, он подвергается наказаниям, наиболее серьезное из которых — это исключение из состава профессии. Есть кодексы, которые формулируют этикет данной профессии. Существуют единые кодексы, включающие и свод идеалов, и перечень дисциплинарных правил, и нормы профессионального поведения. Профессиональные кодексы обычно игнорируют такие проблемы, с которыми сталкиваются по крайней мере некоторые члены профессии. В профессиональных кодексах часто уточняются обязанности по отношению к клиенту или пациенту, к предпринимателю (если член профессии работает по найму), к населению и к самой профессии.

Юридическая деонтология

Юридическая деонтология — отрасль юридической науки и учебная дисциплина, которая представляет собой обобщенную систему знаний о кодексе профессионального поведения юриста.

Термин «деонтология» происходит от греческих слов «деон»- родительный падеж слова «нужное, должное» и «логос» — учение, т.е. исследование должного. Сколько-нибудь существенного различия в смысловом содержании терминов «юридический» и «правовой» нет, и они употребляются как взаимозаменяемые. Разница лишь в том, что термин «юридический» — строгий, официальный, а термин «правовой» несет более глубокую этическую, моральную нагрузку.

Юридическая деонтология как отрасль научного знания имеет свой предмет, методы, цель и задачи исследования.

Анализ юридической литературы показывает, что однозначного определения понятия юридической деонтологии пока не существует. В толковании этого вопроса наметились такие подходы:

юридическая деонтология (в узком смысле) — наука о применении общих норм морали в специфических условиях деятельности юристов-профессионалов;

юридическая деонтология (в широком смысле) — наука, анализирующая, наряду с моральными, психологические, политические, профессиональные, этические, эстетические требования, которые регламентируют отношение специалиста к объекту труда — клиенту, а также к своим коллегам, и обеспечивают в целом режим наиболее оптимального и гарантированного поведения лиц в состоянии их взаимозависимости.

Разумеется, юридическую деонтологию нельзя сводить к узко профессиональным требованиям, и юристы, как и лица других профессий, должны руководствоваться общими понятиями этики: быть внимательными другу к другу, честными, правдивыми, гуманными, отзывчивыми, душевными и т.д. Однако эти качества у юриста-профессионала имеют свою специфику и нюансы. Чуткость, гуманность приобретают в высшей степени должный характер, являются мерой моральной ответственности. В деятельности людей иных профессий чуткость, гуманность имеют несколько иной характер, чем у юристов. У юриста они определяются спецификой деятельности каждой из юридических специальностей: адвоката, прокурора, судьи, следователя, нотариуса, юрисконсульта и др.

Особенность профессии юриста состоит в том, что он постоянно сталкивается с необходимостью решать (а порой в считанные минуты) сложные проблемы, за которыми стоит жизнь и честь людей. Принятие юридических решений требует от профессионала-юриста большого напряжения моральных сил, мобилизации опыта и знаний, глубокого понимания степени ответственности перед клиентом, коллективом, в котором он работает, наконец, перед обществом. Поэтому юрист должен овладеть в необходимой мере (в зависимости от специальности) нормами психологии, политики, этики, эстетики; обладать суммой культурных ценностей — юридических, психологических, политических, этических, эстетических.

Особенность юридической деонтологии состоит в том, что она характеризует юриспруденцию сквозь призму юридической профессии и деятельности юриста как личности,

Предмет юридической деонтологии — оптимальный свод правил, которыми должен овладеть и руководствоваться юрист; система психических, правовых, политических, этических, эстетических норм-требований, в совокупности определяющих правовой режим профессионального общения юриста с коллегами и клиентами (атмосферу взаимоотношений по линии «юрист-гражданин»), его профессиональное поведение.

Важнейшей формой существования (материализации, объективизации) профессионально-правовой работы является поведение юриста, который руководствуется соображениями юридического характера. Поведение человека определяется не только знанием социальных норм (морали, обычаев, права, общественных организаций), но и его отношением к тем социальным ценностям (правовым, политическим, этическим, эстетическим и др.), которые защищаются этими нормами.

Поведение юриста проявляется:

в культуре профессионального мышления,

умении на научной основе организовать свой труд,

мастерстве общения,

способности оценивать и переоценивать профессиональный опыт, анализировать собственные возможности и ошибки,

принимать правильные решения (иначе: обладать мудростью принятия правильного решения!),

ориентироваться в психологических и моральных особенностях клиента,

создавать благоприятный для дела психологический климат в коллективе, эстетически оформлять документы и др.

Специфика профессионального поведения обусловлена не только юридическим мышлением, уровнем квалификации, стилем руководства, особенностями юридической практики, компетентностью, периодической аттестацией, дисциплинарной ответственностью и др.

Она раскрывается в особых психологических, нравственных взаимоотношениях по формуле: юрист — клиент, юрист — коллеги, юрист — родственники клиента.

Можно сказать, что работа юриста ответственна и напряженна. В ней не может быть главного и второстепенного, значимого и малоценного. Вся его деятельность, от первой встречи с клиентом до результата рассмотрения «юридического дела есть единый процесс возвращения социального (морального, юридического, политического и др.) статуса, восстановление возможности активно и творчески жить и трудиться. Любой, а тем более оступившийся, человек или обиженный в результате попрания его прав всегда нуждается во внимании, чуткости, заботе, отзывчивости. Часто находящийся в подавленном состоянии в связи с нарушением его прав или неумышленном преступлении клиент видит в юристе ту единственную силу, которая способна справиться с его бедами, единственную надежду.

Профессиональное повеление предполагает умение юриста:

1. создать атмосферу достижения наиболее благоприятного результата в общении с коллегами и клиентами — гражданами, которые нуждаются в его профессионально — правовых услугах;

2. своевременно принять правильное (мудрое!) решение по рассматриваемому делу;

3. надлежащим образом (в соответствии с правилами юридической техники) оформить принятое решение и добиться его выполнения.

Сложность положения юриста состоит в том, что он не может гарантировать абсолютного успеха и в то же время обязан найти юридические возможности для восстановления справедливости, а в случае, когда результат юридического решения будет иметь тяжелые последствия для клиента, должен иметь мужество сказать об этом.

Всегда, когда того требуют обстоятельства, юрист обязан призвать на помощь своих коллег — старших и более опытных товарищей, не проявлять беспочвенной самонадеянности и самоуверенности, ибо это может отрицательно отразиться на судьбе клиента. Важно, чтобы в коллективе сложилась такая обстановка, когда юрист мог быть уверен, что его старший коллега в нужную минуту придет ему на помощь советом, участием и сделает это доброжелательно, без упреков и унижения достоинства того, кто к нему обратился. Коллективное начало, чувство локтя, готовность прийти на помощь друг другу -ценные качества содружества юристов.

Важное значение приобретает совершенствование форм преемственности в работе юристов различных специальностей, т.е. форм связи, состоящей в сохранении и использовании достигнутых результатов, положительного опыта. Эффективность преемственности будет обеспечиваться лишь при условии, если в основе взаимоотношений специалистов (всех звеньев и уровней) будет лежать не формальный, а подлинно творческий, заинтересованный, свободный от субъективизма стиль, формы и методы, основанные на гибкой тактике, суть которой прежде всего — в заботе о человеке.

Общая деонтология, рассматривающую свой предмет в социально-историческом плане. Она включает основные аспекты характеристики должного, обязательного в повседневном поведении юриста при выполнении им своих служебных функций, а именно: юриста как личности (психологическая структура), как политического деятеля (идейно-политическая сущность), как специалиста (профессиональное содержание), как носителя высоких моральных принципов (нравственная основа) и как обладателя устойчивых эстетических вкусов (эстетические элементы);

Нормативная деонтология, обосновывающую практические нравственные рекомендации, социальные нормы-требования (нормативные предписания) к юристу любой профессии: о правилах поведения, нормах общения, тактике его взаимодействия как с коллегами, так и с клиентами, т.е. с теми, кому он предоставляет свои профессиональные услуги;

Специальная деонтология, освещающую специфические деонтологические особенности конкретных юридических специальностей (адвоката, -прокурора, следователя, нотариуса и др.).

Истоки возникновения деонтологии следует искать в древности, когда возникло общественное разделение труда, превратившее человека в относительно самостоятельного индивида и положившее начало профессиональному обособлению социальных групп внутри общества. По мере развития производительных возможностей поведение человека становилось все более автономным, менее зависимым от общины.

Общественное разделение труда ставит людей в зависимость друг от друга.

Зависимость человека от человека будет всегда и везде, пока существует общество: продавец и покупатель, врач и пациент, преподаватель, и студент, юрист и клиент и т.п. Стремясь к получению какого-либо блага (покупка автомобиля, проведение медицинского осмотра, получение образования, оформление завещания и т.п.) каждый член общества попадает в определенную зависимость от другого, обладающего социальной властью.

Уже у истоков право было связано с появлением особого института социальной власти — государства, его аппарата, специализированных органов: суда, полиции, карательных учреждений, обладающих властными полномочиями,

Отношения с государством строятся на основе власти — соподчинения: одна из сторон обладает властными полномочиями, другая подчиняется им. Эта соподчинснность- имеет иерархический характер и чревата, превышением властных полномочий, злоупотреблением властью: посягательство на свободу, честь, достоинство другой стороны, нарушение принципов социальной справедливости.

Человечество нашло гаранта, который способен поставить преграды превышению властных полномочий. Этим гарантом является право.

Возникновение права потребовало появления применителей права — юристов, т.е. слоя людей, который бы занимались управлением и обслуживанием населения на высоком профессиональном уровне. Термин «юрист» является производным от латинского «jus (juris)». Каждая историческая эпоха и каждая страна предъявляла свои деонтологическис требования к юристу, действующему в сфере юридической практики и имеющему определенные властные полномочия.

Возникновение представлений о том, какой должна быть юридическая деятельность, относятся к временам Древнего Рима и связана с именами классиков юриспруденции:

Гай, Ульпиан, Модестин, Павел, Папиниан. Они видели содержание юридической деятельности в трех ее составляющих:

agere — руководить юридическими действиями сторон; cavere -составлять формулы документов; respondere — давать советы, консультации. Да и сам термин «юриспруденция» возник в Древнем Риме в конце IV-начале III века до н.э. (лат. jurisprudentia — знание права). Деятельность ведущих юристов Древнего Рима оказала существенное влияние на последующие поколения юристов стран Западной Европы в плане формирования профессиональных качеств, навыков и установок.

Постепенно во всех странах мира шел процесс становления, а затем организационного и методического оформления профессионального юридического образования. Первые университеты, возникшие в XII-XIII в.в. в Болонье, Падуе, Кембридже, Саламанке, Париже, имели юридические факультеты, где готовились юристы в соответствии с объемом и содержанием правовых работ и услуг данного общества и страны.

Переломным моментом в становлении юридической профессии стал период развития буржуазных отношений и формирования юридического мировоззрения, которое стало классическим с конца XVIII века — после распространения по странам Европы идей Великой французской революции, которые нашли яркое выражение в Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.). Декларации прав Вирджинни (1776), Декларации независимости (1776), Конституции 1787) и Билле о правах (1791) США. Правда, импульс этому процессу дали революционные преобразования, происшедшие столетием ранее в Голландии, которые привели к возникновению теории естественного права (Г. Греции, Б. Спиноза), и особенно в Великобритании, где была развита эта теория (Т. Гоббс, Дж. Локк) и закреплены ее прогрессивные идеи о правах человека в таких документах, как Петиция о правах (1628 р.), Habeas Corpus Act (1679 р.) и Билль о правах (1689 р.).

Свойственная ранним стадиям развития капитализма идеализация права во многом способствовала формированию интереса к юридической профессии. Накопленный опыт в государствах Западной Европы в Новое время стал одним из важных этапов развития деонтологических качеств юриста.

Деонтологические требования предъявлялись к юристам-выпускникам университетов в дореволюционной России и Украины. Большая часть последней находилась в составе России и на се университеты распространялось действие университетских уставов 1863 и 1864 годов, в соответствии с которыми функционировало четыре факультета: юридический, физико-математический, историко-филологичсский, медицинский. Выпускники юридического факультета, в основном, шли на службу в государственный аппарат по ведомству Министерства юстиции (судьи, прокуроры, следователи, нотариусы) и в юрисконсультские части казенных и коммерческих учреждений. Многие из них избирали «свободную» профессию адвоката.

Принципы и нормы деонтологии зависели от уровня социально-экономического развития, от общественно-политического строя, образа жизни, менталитета народа, его национальных и религиозных традиций. Деонтология всегда была органически вплетена в систему духовной культуры. По мере усложнения социальной жизни, развития нравственной и этической культуры общество передавало накапливающийся объем различных видов деятельности, регулирующих их жизнь и обеспечивающих эту регуляцию (особенно при разрешении конфликтов), специально выделенным и профессионально подготовленным людям. На протяжении истории общества потребность в праве, профессиональной деятельности юристов была различной. Осознание этой потребности менялось. Но всегда в обществе жило стремление иметь возможность справедливого решения спора и зашиты от произвола.

Профессия юриста изначально возникла и развивалась и как вид социальных услуг, и как средство исполнения управленческих функций.

Термин «деонтология» введен в научный оборот в 1834 году английским философом и юристом Иерсмия Бентамом при изложении нравственных установок, необходимых для карьеры и достижения личного материального благополучия. Он разработал модель науки о нормах профессионального поведения человека, имеющего власть, и изложил в книге «Деонтология, или Наука о морали».

Руководствуясь значением термина деонтологию обычно считали, да и ныне считают, разделом этики, ц которой анализируются проблемы долга и должного во взаимоотношениях между людьми (понятие деонтологии в узком смысле).

Такое понятие деонтологии, как уже указывалось, сужено до рассмотрения вопросов профессионального поведения, включающего нравственные установки, которыми должен руководствоваться специалист. Деонтология в равной мере применима к любой профессиональной деятельности, которая связана с работой с людьми и не может быть вне морали. В социальную деятельность профессионал вовлекается с его субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, образом мышления, нравственных оценок. Они определяют его деятельность — реализацию имеющихся у него знаний в процессе решения социальной задачи и умение создать благоприятную атмосферу для получения необходимого позитивного результата.

Еще задолго до введения термина «деонтология» И. Бентамом впервые в медицине стали возникать принципы и правила, регламентирующие деятельность профессионала. В античные времена на развитие этих принципов оказала влияние «клятва» Гиппократа. Да и попытки создать деонтологию в бывшем СССР, увенчавшиеся успехом, первоначально наблюдались в медицине. Была разработана система требований, которые определяют атмосферу взаимодействия врача и больного.

Основоположником «медицинской деонтологии» считается профессор Н.Н. Петров (начало 50-х гг. н. ст.). По его мнению, медицинская деонтология изучает не только отношения «врач-больной», но и систему организации обслуживания (включая культуру обслуживания) больного в лечебных учреждениях. Поводом к оформлению медицинской деонтологии в СССР в качестве науки и учебной дисциплины послужил Международный конгресс врачебного общества (Женева, 1949), на котором был утвержден «Международный кодекс медицинской деонтологии». С 60-х гг. начальный курс этой науки стабильно преподается в медицинских вузах. В 80-х гг. вышел двухтомник «Деонтология в медицине» под редакцией академика Б.В. Петровского (М., 1988). Медицинская деонтология в современном понимании — раздел науки о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников, направленных на достижение максимальной пользы в лечении и профилактике болезней человека, его оздоровлении и продлении жизни.

Что касается юридической деонтологии, то она была введена во второй половине 80-х гг. н. ст. в качестве пропедевтической, вводной, учебной дисциплины по инициативе профессора В.М. Горшенева в Харьковском юридическом институте (ныне Национальная юридическая академия им. Ярослава Мудрого) и с тех пор стабильно вошла в программу обучения юридических вузов Украины. В ряде юридических вузов России в качестве вводной дисциплины преподаются «Основы профессиональной деятельности юриста», которая во многом сходна с «Юридической деонтологией», хотя имеет определенные отличия в структуре предмета. Между тем, во Франции и других посткапиталистических странах уделяют особое внимание деонтологии юридических профессий — издают правовые акты, проводят образовательную подготовку. Так, Декретом № 86592 введен «Кодекс деонтологии национальной полиции Франции». В Англии действует «Положение об этических принципах полицейской службы Великобритании», в ФРГ -«Этика полицейского ФРГ», в США — «Морально-этический кодекс полицейского США». В России утвержден «Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации». На международном уровне имеется немало правовых документов, посвященных деонтологическому кодексу ряда юридических профессий. Примером может быть «Кодекс правил осуществления деятельности адвокатов Европейского сообщества», который принят делегацией двенадцати стран-участниц на заседании в Страсбурге в октябре 1988 года (Деонтологический кодекс).

Имея свой собственный предмет, юридическая деонтология занимает конкретное место в системе социальных наук -как юридических, так и неюридических (психологических, политических, этических, эстетических).

Юридическая деонтология является специальной профессионально-прикладной наукой и вводной учебной дисциплиной, которая тесно связана как с общественными науками — психологией, социологией, этикой, эстетикой, так и с юридическими дисциплинами.

Юридическая деонтология входит в систему юридических наук, объединенных общим названием — правоведение. В классификации юридических наук (1.теоретико-исторические; 2. отраслевые и межотраслевые; 3.специальные-прикладные) ее можно отнести к первой категории, поскольку она имеет стержнем своего углубленного изучения профессиональную культуру юриста, его профессионально-правовое поведение, гармонично связанное с политической, психологической, этической и эстетической культурой.

Проблематику юридической деонтологии можно считать главным образом теоретико-правовой, тесно связанной с правовой психологией, правовой политологией, правовой этикой, правовой эстетикой. Существует общий механизм формирования профессионального кодекса юриста, который включает в себя подсистемы:

юридический, психологический и социальный (политический, моральный, этический, эстетический) механизмы, тесно взаимодействующие на основе важнейших структурных связей -правовых принципов.

Отнесение юридической деонтологии к теоретико-историческим наукам отнюдь не означает отсутствие специфики каждой из юридических наук, входящих в эту группу. Предмет юридической деонтологии имеет отличия от предмета теории государства и права, что позволяет рассматривать их как самостоятельные науки и учебные дисциплины. Теория государства и права в определенной степени также является введением к отраслевым наукам — конституционного, гражданского, административного, уголовного, экологического и другим. Однако в отличие от юридической деонтологии, она — общетеоретическая, вырабатывающая общие понятия и принципы, на которые опираются иные юридические науки.

Юридическая деонтология, будучи теоретико-правовой наукой и учебной дисциплиной, имеет свою целевую направленность. Она призвана обобщить информацию о качестве юридической практики и представить будущему юристу систему требований, которые предъявляются к нему в цивилизованном обществе, дать общие сведения о специфике и содержании юридической деятельности. Она «рифмуется» с теорией государства и права, но обращена не к раскрытию общетеоретических основ права, а к познанию юридической деятельности, к людям, ее осуществляющим, к общим и особенным качествам их труда. Нормы, входящие в общую систему предъявляемых юристу требования, раскрываются как достоинства (качества) через уровни его психологической, политической, профессионально-правовой, этической и эстетической культуры.

Юридическая деонтология как учебная дисциплина призвана помочь студенту научиться общаться с клиентами и коллегами, руководить людьми, взвешенно анализировать сложные деловые ситуации, самостоятельно принимать решения, извлекать из негативного опыта позитивные выводы, прибегать к постоянному самоанализу и объективной оценке, как своих действий, так и действий окружающих людей. Разумеется, чем выше возможности юриспруденции (теоретической и прикладной), тем больше требований предъявляются к самим юристам-профессионалам. Взаимоотношения с клиентом •• сложный комплекс, из которого нельзя вычленить что-либо в качестве единственно возможного. Сегодня юрист должен руководствоваться не принципами карательно -устрашающего характера, выраженного в запретительных нормах, а гуманными соображениями, которым более соответствуют нормы разрешительно — восстановительного характера. Основная социальная функция профессиональной юридической работы состоит в переложении общечеловеческих правовых и моральных принципов и норм на «тональность» профессионально-юридического звучания, своеобразное согласование общественных и профессиональных интересов, создание наиболее благоприятных предпосылок и условий для реализации конкретных юридических задач.

Научная организация труда и подбор кадров в практической юриспруденции — веление нашего времени. Перед обществом стоит проблема создания модели оптимально ориентированного специалиста — соответственно его месту, квалификации и характеру деятельности.

Следует выделить три направления связи юридической деонтологии с другими правовыми науками и учебными дисциплинами

Юридическая деонтология:

1. является вводной наукой и содержит сведения, необходимые для углубленного понимания закономерностей юридической деятельности следователя, прокурора, судьи, нотариуса, адвоката и др.;

2. создает теоретические основы для прикладных юридических наук и учебных дисциплин: судебная психология, судебная этика, юридическая конфликтология и др.;

3. пополняет багаж юридической науки и практики благодаря самостоятельному предмету исследования, развивает новые подходы, поставляет новую информацию и тем самым обогащает юриспруденцию (теоретическую и прикладную).

Имея свой собственный предмет, юридическая деонтология занимает конкретное место в системе социальных наук -как юридических, так и неюридических (психологических, политических, этических, эстетических).

Юридическая деонтология является специальной профессионально-прикладной наукой и вводной учебной дисциплиной, которая тесно связана как с общественными науками -• психологией, социологией, этикой, эстетикой, так и с юридическими дисциплинами.

Добавить комментарий