Юридическая гарантия законности

1. Инкорпорация может быть …
только официальной
только неофициальной
и официальной, и неофициальной

2. Правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные в зависимости от:
функций права
принципов права
предмета правового регулирования

3. Коллизии в праве появляются …
только по объективным причинам
только по субъективным причинам
как по объективным, так и по субъективным причинам

4. Трудовое право относится к числу…
теоретико-исторических юридических дисциплин
отраслевых юридических наук
прикладных наук

5. Понятия «юридическая ответственность» и «государственное принуждение» совпадают
да, совпадают
понятие «юридическая ответственность» шире, чем понятие «государственное принуждение»
понятие «государственное принуждение» шире, чем понятие «юридическая ответственность»

6. Италия является … республикой
президентской
парламентской
полупрезидентской

7. Территориальную организацию государственной власти характеризует …
форма государственного правления
форма государственного устройства
государственный режим

8. В парламентской республике президент …
является главой исполнительной власти
как правило, является главой исполнительной власти
не является главой исполнительной власти

9. Органом исполнительной власти не является …
Правительство РФ
Генеральная прокуратура РФ
Министерство экономического развития РФ

10. Функция правовой культуры состоящая в передаче правового опыта:
познавательная
регулятивная
трансляционная

11. К признакам права не относится:
формальная определенность
системность
эффективность

12. Стадией правоприменения не является установление…
юридической основы дела
фактических обстоятельств дела
личности правонарушителя

13. К числу юридических гарантий законности относятся …
уровень развития правосознания в обществе
деятельность органов, осуществляющих контроль и надзор за реализацией законов
меры государственного принуждения

14. Признаком дуалистической монархии не является …
отсутствие разделения властей
формирование правительства монархом независимо от парламентского большинства
наличие законодательного органа

15. По юридической силе нормы права подразделяются на …
общие и специальные
абсолютно-определенные и относительно-определенные
законодательные и подзаконные

16. Критерий, положенный в основу классификации федераций на территориальные и национальные:
принцип образования субъектов федерации
правовой статус субъектов федерации
правовое основание образования федерации

17. Правовые прецеденты создаются…
судебными органами
законодательными органами
гражданами

18. В результате кодификации …
существенно перерабатываются действующие нормативные правовые акты и принимается новый нормативный правовой акт
принимается новый нормативный правовой акт, вобравший в себя нормы ранее действовавших актов
издаются собрания нормативных правовых актов

19. Однородная деятельность органов государства, посредством которой осуществляются функции государства – это …
механизм государства
метод осуществления функций государства
форма осуществления функций государства

20. Представителем теории естественного права является…
Фома Аквинский
Ганс Кельзен
Жан Жак Руссо

21. Критерием подразделения норм права на управомочивающие, обязывающие и запрещающие являются …
функции права
способ правового регулирования
роль в механизме правового регулирования

22. Способ изложения нормы права для которого характерно наличие указания на другие статьи нормативного правового акта:
бланкетный
отсылочный
прямой

23. Бездействие может ли быть противоправным
нет
да, если не исполняются юридические обязанности
да, если бездействие имеет умышленный характер

24. Элементом нормы права не является …
рецепция
санкция
диспозиция

25. Правомерное действие, которое совершается с целью породить правовые последствия – это юридический …
поступок
акт
факт

26. Государственные учреждения …
не входят в государственный аппарат
входят в государственный аппарат
в большинстве случаев входят в государственный аппарат

27. Признаком государства не является …
территориальная организация населения и политической власти
взаимодействие с институтами гражданского общества
наличие публичной власти и её аппарата

28. На установлении связи толкуемой нормы права с другими нормами основан … способ толкования
логический
систематический
телеологический

29. Власть имела непосредственно общественный характер в … обществе
первобытном
социалистическом
капиталистическом

30. В число функций правовой культуры входит … функция
нормативно-ценностная
правотворческая
контрольно-надзорная

31. Совокупность идей, взглядов, теорий, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям, выражается понятием …
правовая идеология
правовая культура
правовая система

32. Одним из оснований объединения правовых систем разных стран в правовые семьи является …
общность основных источников права
одинаковый уровень правовой культуры
общность государственных институтов

33. Нормы права в сравнении с нормами морали … детализированы
более
менее
одинаково

34. К общеправовым принципам права не относится:
принцип состязательности
принцип законности
принцип гуманизма

35. Согласно историко-материалистической теории права право есть нормативное выражение…
воли экономически господствующего класса
идей свободы и справедливости
духа народа

36. Какой из элементов механизма правового регулирования представляют собой индивидуально-конкретные властные предписания, направленные на индивидуальную регламентацию общественных отношений:
нормы права
акты реализации прав и обязанностей
акты применения права

37. Суды играют ведущую роль в формировании права в странах …
романо-германской правовой семьи
англосаксонской правовой семьи
семьи религиозного права

38. Гносеологический элемент правовой культуры личности состоит в …
готовности следовать нормам права
правомерном поведении
знании норм права

39. Исторически первым регулятором общественных отношений были …
прецеденты
договоры
обычаи

40. Как соотносятся между собой понятия общественного порядка и правопорядка:
эти понятия имеют одно и то же содержание
понятие общественного порядка – более широкое, чем понятие правопорядка
понятие правопорядка – более широкое, чем понятие общественного порядка

41. Юридическое содержание правоотношения образуют …
правоспособность и дееспособность
общественные отношения
субъективные права и юридические обязанности

42. Согласно нормативистской теории права право …
представляет собой иерархическую систему норм, напоминающую пирамиду
есть система фактически сложившихся в обществе отношений, защищенных со стороны государства
есть нормативное выражение идей свободы и справедливости

43. Полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых правовых норм – это …
пробел в праве
недостаток в праве
обход закона

44. Норма права и статья нормативного правового акта …
всегда совпадают
всегда не совпадают
могут совпадать, могут не совпадать

45. В содержание правосознания входят …
сознательное правомерное поведение
эмоции, относящиеся к праву
правоприменительные акты

46. Совет Федерации Федерального Собрания РФ …
имеет срок полномочий
не имеет срока полномочий
имеет срок полномочий, который ограничен сроком полномочий Президента РФ

47. К принципам правотворчества не относится …
научность
профессионализм
равноправие

48. К принципам правотворчества не относится …
научность
профессионализм
равноправие

49. Испания принадлежит к числу стран, чья система права входит в …
семью традиционного (обычного) права
романо-германскую правовую семью
семью религиозного права

50. По форме государственного устройства государства делятся на …
монархические и республиканские
президентские и парламентские
унитарные и федеративные

51. Представителем теории насилия является …
Л. Гумплович
Б. Спиноза
Т. Гоббс

52. В России правовой обычай …
является источником права
не является источником права
может быть источником права по специальному указанию Конституционного Суда РФ

53. Общественно вредные последствия противоправного деяния относятся к элементам …
объективной стороны правонарушения
субъективной стороны правонарушения
объекта правонарушения

54. Система права характеризует …
совокупность всех правовых явлений в обществе
внешнюю форму выражения права
внутреннее строение права

55. Предписания правовых норм реализуются …
только индивидуальными субъектами
только коллективными субъектами
и индивидуальными, и коллективными субъектами

56. В последовательности стадий правового регулирования на первом месте находится …
применение права
реализация субъективных прав и юридических обязанностей
нормативная регламентация общественных отношений

1. Гарантии законности: понятие и виды

Гарантии законности представляют собой комплекс организационных, политических, экономических, идеологических факторов и юридических мер, которые занимаются обеспечением соблюдения законов, прав граждан и интересов общества и государства.

Существуют общие условия, которые создают благоприятную среду гарантии законности. К ним относятся политические, экономические, идеологические, социальные и общественные условия.

Экономические условия представляют собой обеспечение равноправного наличия различных форм собственности, утверждение и охрану частной собственности, устойчивую денежную систему и налоговую политику, свободу частного предпринимательства, полную и своевременную оплату труда, ритмичную работу всего хозяйственного механизма и т. д.

К политическим условиям относятся развитие и совершенствование демократических устоев общества, разделение властей и их сотрудничество между собой, формирование правового государства, плюрализм мнений и идеологическое многообразие, гласность, обеспечение многопартийности и свободного развития общественных организаций, внедрение идей парламентаризма и т. д.

Идеологические условия подразумевают создание в обществе высокого уровня правовой культуры, которая базируется на уважении к закону, внутреннем согласии людей с нормативными предписаниями. Сюда относятся широкая пропаганда и распространение среди граждан правовых знаний, развитие правосознания, создание привычки, внутренней потребности соблюдать закон, навыков и умений использовать правовые нормы в повседневной жизни.

Социальные условия обусловливают высокий жизненный уровень населения, заботу о социально не защищенных слоях общества, обеспечение и охрану прав и свобод личности.

Общественные условия представляют собой активное привлечение граждан к борьбе с нарушениями закона, профилактике правонарушений, формирование атмосферы морального бойкота лиц, переступающих или могущих переступить закон.

Специальные юридические гарантии являются совокупностью установленных законодательством способов и средств, которые направлены на устранение, предупреждение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов права. Эти гарантии включают:

1) улучшение качества законодательства, его совершенствование;

2) эффективное и исчерпывающее регулирование правовыми средствами всех отношений, нуждающихся в юридической регламентации;

3) эффективную и четкую деятельность правоохранительных органов – прокуратуры, суда, специальных инспекций, милиции, направленную на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, привлечение виновных к ответственности, контрольно-надзорную деятельность специальных органов – КС, судебных, прокурорских и следственных органов;

4) контроль государственных органов за подведомственными им подразделениями, усовершенствование юридической службы государственных, частных и иных учреждений и организаций;

5) принятие специальных институтов и процедур, которые направлены на обеспечение законности в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, и др.), тщательную разработку процессуальных норм при анализе уголовных, гражданских и иных дел;

6) принятие мер ответственности (юридических санкций) за правонарушение.

Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию законности. Эти факторы характеризуются как гарантии законности. Гарантировать законность, значит сделать ее незыблемой.

Гарантии законности – это объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия, субъективные факторы и специальные средства.

Общие условия, гарантирующие законность

Это объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Естественно, что общественная жизнь, ее правовое регулирование осуществляется не в вакууме, а при определенных условиях. Одни из них способствуют эффективности права, его реализации, другие — затрудняют правовое регулирование, делают его менее эффективным. Первые и определяются как гарантии законности, то есть как условия, обеспечивающие ее претворение в жизнь. Анализ этих условий имеет важное значение. Речь идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей. Также нужно путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов.

К общим гарантиям (условиям) относятся экономические, политические, идеологические, социальные и правовые.

Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования. Они прямо и непосредственно оказывают влияние на состояние законности. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д. И напротив, в условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, инфляции, роста цен возрастает напряженность в обществе, что ведет к анархии, дезорганизации, росту правонарушений, то есть к снижению состояния законности.

Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии или силовых структур, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть – это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, которая способна обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, неспособности государства обеспечить реализацию своих велений, расцвета бюрократизма, коррупции, законность не только не укрепляется, но, напротив, снижается, причем до опасного предела.

Важным условием укрепления государства (а значит и укрепления законности) является демократия. Демократическое государство – не слабая, аморфная власть. Это система сильной, и в то же время целиком ответственной перед народом власти, основанной на демократических принципах формирования и функционирования. Именно в условиях демократического (а не тоталитарного или авторитарного) режима возможно наличие демократического, гуманного законодательства и его эффективная реализация.

Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. В частности, она предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, к закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но, в первую очередь, государственного служащего, правоприменителя, законодателя. Необходимый уровень культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, чувства права и законности. В условиях разрушения системы воспитания идеологический вакуум заполняется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияющими на состояние дисциплины, организованности, законности (распространение порнографии, культа силы в межличностных отношениях, вседозволенность на пути к обогащению и др.).

Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят о положения, сложившегося в социальной сфере. Развитая система социальных услуг, достаточно высокий жизненный уровень населения, отсутствие безработицы, государственная защита нуждающихся – необходимые условия укрепления законности. И напротив, падение жизненного уровня, рост безработицы, стоимости жизни самым непосредственным образом сказываются на уровне законности, провоцируют граждан на поиски путей незаконного обогащения, обход закона, порождают национальные и социальные конфликты.

Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Именно законодательство является основой, нормативной базой законности, определяет ее характер. Для обеспечения необходимого уровня законности законодательство должно отвечать объективным потребностям и быть технически совершенным. При его формировании нужно использовать современный юридический инструментарий, оно должно иметь четкую структурную организацию, основываться на современных прогрессивных принципах. Расплывчатые формулировки, пробелы, противоречия в законодательстве неизбежно влекут за собой нарушение правовых предписаний. Однако для обеспечения режима законности важное значение имеет не только формально-юридическая, техническая, но и содержательная сторона права, действующего законодательства.

Прежде всего, законодательство только тогда может быть базой законности, когда оно является подлинно «правовым», когда в нем находят отражение идеи гуманизма, справедливости, закреплены естественные права человека, когда оно соответствует основным принципам международного права.

Субъективные факторы как гарантии законности

Помимо объективных условий на состояние законности оказывают влияние и соответствующие субъективные факторы. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций.

Так, функционирование советского государства базировалось на марксистской концепции, согласно которой социалистическое государство по своей сущности – государство диктатуры пролетариата. Диктатура же – власть, не связанная ни какими законами. В этих условиях вполне объяснимо и даже неизбежно нарушение законности, ущемления прав и свобод, отступление от требований закона по причине «революционной целесообразности», необходимости подавления сопротивления свергнутых классов. Проявлением беззакония и произвола в деятельности государственных органов способствовали теоретические положения об усилении классовой борьбы с построением социализма, об отмирании государства, о сокращении сферы правового регулирования.

Напротив, осуществляемая в последние годы научно-теоретическая разработка идеи правового государства, внедрение ее положений в законодательную и правоприменительную практику позволяет укрепить законность в деятельности как государственных органов, так и граждан.

Уровень законности определяется и эффективностью политического руководства, правильным избранием государственными лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовностью и умением соответствующих органов и должностных лиц вести борьбу за укрепление законности. Например, согласно ст. 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Естественно, что от характера и направлений его деятельности в деле укрепления законности во многом зависит ее состояние.

Специальные юридические средства обеспечения законности

Это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.

Среди них можно выделить юридические и организационные средства (гарантии).

Юридические гарантии (средства) – совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление и защиту прав и свобод. Это прежде всего юридически опосредованная деятельность специальных правоохранительных органов и органов правосудия. Различаются несколько юридических гарантий.

Средства выявления (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т.д. Эти гарантии связаны с работой компетентных органов, направленных на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения последствий. Некоторые гарантии связаны с деятельностью граждан. Таково, например, конституционное право на обжалование незаконных действий органов и должностных лиц в суде.

Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные законодательством средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Например, ст. 373 Трудового кодекса РФ предусматривает, что расторжение трудового договора по инициативе администрации с работником, являющимся членом профсоюза, в указанных в законе случаях возможно только с учетом мотивированного мнения профсоюзного органа. Подобное законодательное решение имеет цель – предупредить возможное нарушение работодателем трудовых прав работника, не допустить незаконного увольнения. Предупредительную роль играют и такие средства, как досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т.д.

Меры пресечения правонарушений. Используются в тех случаях, когда необходимо в принудительном порядке прекратить противоправные действия. Это задержание, обыск, приостановка работы предприятия в связи с грубым нарушением противопожарных требований и т.д.

Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание алиментов на содержание ребенка, восстановление на работе незаконно уволенного, изъятие имущества из чужого незаконного владения и др.

Юридическая ответственность также является важнейшим и необходимым средством обеспечения законности, причем её эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью наказания.

Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям. Процесс есть форма жизни закона, поэтому реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение, четкий порядок реализации. Можно справедливо гордиться широтой правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ. Однако это не дает оснований закрывать глаза на недостатки правового механизма реализации этих прав, их обеспечения и защиты.

Наконец, важной гарантией законности является правосудие – деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

Помимо юридических средств специальные гарантии включают в себя и организационные средства. К ним относятся различные мероприятия организационного характера, специально направленные на улучшение деятельности по обеспечению законности. Это кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, образование в их структуре специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, коррупцией, распространением наркотиков).

Правопорядок

С законностью тесно связано другое правовое явление – правопорядок. (правовой порядок). Его можно определить как состояние упорядоченности общественных отношений, образовавшееся в результате практической реализации правовых норм.

Особенности правопорядка

— правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни;

— это порядок, предусмотренный нормами права;

— правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, является итогом правового регулирования;

— он обеспечивается государством;

— условием правопорядка является законность.

Правопорядок как явление имеет двойственную природу. С одной стороны, его можно трактовать как цель правового регулирования, то есть порядок, к достижению которого стремится законодатель. В этом случае в соотношении с законностью его можно трактовать как реализованную законность.

С другой стороны, правопорядок можно рассматривать как результат правового регулирования. В этом случае он понимается не как должное или возможное, а как фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом. Поэтому его с известной долей условности можно охарактеризовать как систему правовых отношений. Идеальный правопорядок вряд ли может быть достигнут. Он зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры, состояния законодательства, эффективности гарантий законности и других факторов. Следовательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные показатели. Поэтому не случайно в сфере функционирования государства можно отметить направления деятельности по укреплению (упрочению, совершенствованию, обеспечению) правопорядка.

Принципы правопорядка

Определенность. Правопорядок базируется на формально- определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность (реальную, а не формальную) общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность разрозненных актов поведения, различных, не связанных между собой правоотношений. Правопорядок – система отношений, основанных на единой сущности права, его принципах, господствующей в обществе форме собственности, единстве государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

Государственная гарантированность. Существующий порядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является функция охраны правопорядка.

Устойчивость. Возникающий на основе норм права и обеспечиваемый государством, правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок един на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения квалифицируются как правонарушения и пресекаются государственным принуждением.

Демократизм. Устойчивый правопорядок может быть достигнут различными способами. Известен, например, порядок, достигаемый в условиях тоталитарных режимов. Его устойчивость и стабильность осуществляется исключительно с помощью государственного принуждения, насилия.

Подлинный правопорядок может быть достигнут только в условиях демократического режима, когда в его укреплении и организации наряду с государственными органами участвуют и члены гражданского общества – граждане, их общественные объединения, политические партии.

В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической власти, то есть государство. На эту сторону правопорядка обращал внимание еще Цицерон, вопрошая: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?»

Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие, и гарант правопорядка. Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и власти, результат их взаимодействия. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни четко определены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватными формами реальности подобного правопорядка выступают правовое государство и соответствующее ему гражданское общество.

Правопорядок и общественный порядок

Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления – общественного порядка, который понимается как состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

В отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т.д. В силу этого он и обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Однако это не значит, что общественный порядок, его состояние безразлично государству, так как он тесно связан с правопорядком. С одной стороны, правопорядок является важнейшей частью общественного порядка, с другой – состояние общественного порядка во многом определяет характер правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. В частности, ст. 213 УК РФ и ст. 20.1 КоАП РФ предусматривают юридическую ответственность за хулиганство, которое определяется как грубое нарушение общественного порядка.

Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 815;

Добавить комментарий