Юридическая сила основ конституционного строя

Под основами конституционного строя понимаются главные принципы государства, обеспечивающие его подчинение праву и характеризующие его как конституционное государство. Можно сказать и так: основы конституционного строя — это субъективное отражение объективной категории, которая адекватно, либо не вполне адекватно устанавливается законодателем. В данном случае следует иметь в виду, что каждое государство само определяет степень важности для государства тех или иных общественных отношений, тех или иных гарантий для обеспеченья своей конституционности. То есть набор этих гарантий в конституционных государствах не вполне одинаков. Однако в науке признано считать, что в число гарантий обязательно должны быть включены такие принципы как участие народа или народных представителей в законодательстве и разделение властей. Именно эти две основные гарантии конституционности государственной власти составляют тот фундамент, на котором базируется каждое конституционное государство. В этом случае обычно ссылаются на статью 16 провозглашенной французским Учредительным Собранием 1789 года Декларации прав человека и гражданина о том, что «…общество, в котором не установлено разделение властей, не имеет конституции”.

Чем же характеризуется специфика основ конституционного строя как государственно-правового института? Можно выделить следующие характерные черты:

  • 1) основы конституционного строя определяют главные черты государственного и общественного строя Российской Федерации, т.е. характер отношения властей в условиях их разделения, форму правления и политический режим, порядок функционирования основных систем общества — политической, экономической, социальной, и др.;
  • 2) основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции Российской Федерации, всей системы действующего законодательства. А это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которые развивают, конкретизируют исходные принципы;
  • 3) основы конституционного строя обладают верховенством по отношению ко всем остальным положениям Конституции, всем нормативным правовым актам государственных органов и органов местного самоуправления. Их особая юридическая сила выражается в обязанности законодателя следовать указанным принципам при изменении или дополнении Конституции. Ими руководствуется и Конституционный Суд при разрешении разночтений между правовыми нормами;
  • 4) для основы конституционного строя характерна постоянность действия, устойчивость и особый порядок изменения.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что основы конституционного строя представляют собой головной политико-правовой институт, а это одновременно и головной государственно-правовой институт, который имеет целью:

  • 1) установить содержание концепции, которая формирует подходы к пониманию всех политико-правовых и государственно-правовых институтов нашего общества и государства;
  • 2) выразить и зафиксировать на высшем уровне юридической регламентации приверженности нашего общества общечеловеческим ценностям, приоритету прав человека, общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • 3) зафиксировать гарантии необратимости последовательного и поступательного развития идей конституционализма, законности, демократии.

Согласно ч.1 ст.15 Конституции, Конституция в целом имеет высшую юридическую силу, прямое действие (см. 1.3.2.2.) и применяется на всей территории Российской Федерации. Далее в ч.1 ст.15 постулируется высшая юридическая сила Конституции по отношению к законам и иным правовым актам, принимаемым в России.

Однако положения, содержащиеся в разных разделах и главах Конституции, имеют разную юридическую силу внутри самой Конституции (в смысле их соподчиненности). Главы 1, 2 и 9 Конституции составляют ее неизменяемое «ядро” («жесткая” часть Конституции), их положения не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. К главам 3–8 («гибкая” часть Конституции) принимаются поправки в соответствии с требованиями ст.136 Конституции. Следовательно, положения глав 3–8 можно понимать и толковать только в соответствии с положениями глав 1, 2 и 9 Конституции. Причем положения глав 2 и 9 можно понимать и толковать только в соответствии с Основами конституционного строя, ибо ч.2 ст.16 Конституции однозначно устанавливает: «Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации”.

В данном контексте иерархическую структуру Конституции можно условно представить как положения четырех уровней, обладающие разной юридической силой. Во-первых, это глава 1, положения которой (Основы конституционного строя) не просто относятся к неизменяемой части Конституции, но и обладают высшей силой по отношению ко всему остальному содержанию Конституции. Во-вторых, это положения глав 2 и 9, которые также относятся к неизменяемой части Конституции, т.е. не могут быть изменены Федеральным Собранием в процедуре, предусмотренной для принятия федерального конституционного закона с последующим одобрением законодателями субъектов РФ (см. 6.1.). В третьих, это положения глав 3–8, поправки к которым принимаются в названной процедуре. Наконец2, это Заключительные и переходные положения Конституции РФ, отдельные из которых сформулированы так, что их юридическая сила оказывается неопределенной.

То, что Основы конституционного строя имеют высшую юридическую силу по отношению к главам 2 и 9, означает, что любое положение глав 2 и 9 следует понимать и толковать в контексте соответствующего принципа главы 1. Например, ст.25 Конституции (глава 2), гарантирующая неприкосновенность жилища, устанавливает, в частности, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом. В контексте ст.2 Конституции, закрепляющей приоритет прав человека, это положение ст.25 следует понимать так, что любые законодательные ограничения неприкосновенности жилища не должны противоречить самому существу права на неприкосновенность жилища. Т.е. законодатель не вправе произвольно предусматривать случаи, в которых неприкосновенность жилища легально нарушается.

Высшая юридическая сила Основ конституционного строя по отношению к изменяемым положениям глав 3–8 Конституции означает, что последние следует понимать и толковать в контексте соответствующих принципов главы 1. Кроме того, в случае установления их противоречия положениям главы 1 (во вторую очередь – положениям глав 2 и 9), положения глав 3–8 Конституции должны приводиться в соответствие с Основами конституционного строя, а также с положениями глав 2 и 9, путем принятия поправок.

Кроме того, Конституционный Суд РФ вправе давать такое официальное толкование Конституции (см. 4.5.7.9.), которое исключало бы противоречия между положениями главы 1 и другими положениями Конституции. Но, как показывает практика Конституционного Суда, он отнюдь не стремится давать такого рода толкования Конституции3и отвергает постановку вопроса «о конституционности конституционной нормы”, что проявилось, например, в его позиции по вопросу о толковании принципа формирования Совета Федерации, закрепленного в ч.2 ст.95 Конституции (см. 4.3.4).

В связи с запросом о толковании текста Конституции, не относящегося к Основам конституционного строя, Конституционный Суд может прийти к выводу, что буквальный смысл этого, возможно, ясного текста или его понимание (толкование) законодателем противоречит определенному положению главы 1 Конституции. В таком случае Конституционный Суд, руководствуясь требованием ч.2 ст.16 Конституции, вправе устранить это противоречие, а именно: признать невозможным буквальное понимание этого текста и своим официальным толкованием придать ему смысл, соответствующий определенному положению главы 1. В частности, это может означать отказ от грамматического или логического толкования в пользу телеологического способа толкования. Примером служит Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г., в котором использован телеологический способ толкования применительно к ч.3 ст.107 и ч.2 ст.135 Конституции (см. 4.4.3.6. Преодоление отлагательного вето Президента Российской Федерации палатами Федерального Собрания). Однако здесь Конституционный Суд прямо не ссылался на Основы конституционного строя. Более того, в другом случае, в Определении от 28 декабря 1995 г., Конституционный Суд фактически отказался дать телеологическое толкование ч.2 ст.95 Конституции в контексте принципа разделения властей, составляющего одну из основ конституционного строя (см. 4.3.4.).

Проблематичным является соотношение главы первой Конституции и Заключительных и переходных положений. С одной стороны, ч.2 ст.16 однозначно устанавливает, что никакие другие положенияКонституции не могут противоречить Основам конституционного строя. С другой стороны, сама природа Заключительных и переходных положений предполагает, что не все во вновь принятой Конституции вступает в силу с момента ее принятия, что существует некий переходный период, в течение которого какие-то положения Конституции не действуют. Но распространяется ли такое переходное положение на Основы конституционного строя? В контексте ч.2 ст.16 ответ однозначный – нет. В противном случае придется признать, что ничто в Конституции не может противоречить не Основам конституционного строя, а Заключительным и переходным положениям.

Но как в таком случае понимать и толковать абз.2 п.6 Заключительных и переходных положений, согласно которому вступление в силу ч.2 ст.22 Конституции (глава 2) откладывается на неопределенный срок («до приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции”)? В контексте ст.2 Конституции следует признать формулировку абз.2 п.6 Заключительных и переходных положений ненадлежащей, допускающей произвольное ограничение прав человека на свободу и личную неприкосновенность (ч.1 ст.22 Конституции).

Но, таким образом, какова сила Заключительных и переходных положений? Ответ на этот вопрос мог бы дать Конституционный Суд РФ, если среди субъектов, правомочных обращаться в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции (ч.5 ст.125), в период многолетнего ожидания нового Уголовно-процессуального кодекса РФ нашлись бы такие, которые поинтересовались, до каких пор законодатель может не приводить уголовно-процессуальное законодательство в соответствие с Конституцией (см. 7.4.2.).

Существует также проблема возможных противоречий международных договоров РФ Конституции, в частности, Основам конституционного строя. Эта проблема специально оговаривается в ст.79 Конституции, которая устанавливает два условия при передаче Россией полномочий в рамках межгосударственных объединений: если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и «не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации”.

Но если вступивший в силу международный договор противоречит Конституции, то он, тем не менее, согласно п.”г” ч.2 ст.125 Конституции не может быть предметом проверки в Конституционном Суде РФ и становится частью российской правовой системы (ч.4 ст.15 Конституции). Но с другой стороны, если такой договор противоречит положениям неизменяемой части Конституции, а тем более – Основам конституционного строя, и оказывается невозможным истолковать этот договор в соответствии с положениями Конституции, которым он противоречит, то его следует считать ничтожным – вопреки положению ч.4 ст.15 (оно тоже относится к Основам конституционного строя): «международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы”. Остается также вопрос: кто вправе признать такой договор недействительным, если даже Конституционный Суд оказывается здесь некомпетентным? Видимо, такие договоры следует считать чисто гипотетическими и предполагать, что Конституционный Суд способен дать любому международному договору РФ толкование, не противоречащее Конституции.

Основы конституционного строя РФ — устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства.

Согласно Конституции РФ основы и принципы КС включают:

• демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании МСУ;

• признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, социальное рыночное хозяйство;

• социальное и светское государство (социальное равенство и духовное многообразие);

• федерализм, суверенность РФ и республиканская форма правления.

Характерные черты КС:

• имеют основополагающее, обобщающее, фундаментальное значение;

• носят политико-правовой характер;

• нормативность и общеобязательность;

• юридическое верховенство по отношению к положениям Конституции и всем НПА государства;

• определенность и категоричность;

• сжатость и концентрированность положений;

• постоянность действия;

• свобода от идеологических установок;

• целостность;

• устойчивость и особый порядок принятия и изменения.

Основы КС (раздел 1) — закреплены с помощью норм-принципов, которые условно разделены на 4 группы:

— Гуманистические;

— Основные характеристика РФ;

— Экономические и политические;

— Основы организации государственной власти.

Принципы Конституционного строя и формы их закрепления в действующем

Законодательстве.Принципы основ конституционного строя.

В «широком» смысле — это экономические, политические, социальные, духовные отношения , устанавливаемые и охраняемые конституцией

В «узком» смысле — это способ организации государства и общества в целом.

Основы конституционного строя — это те идеи положения, то есть принципы устройства государства и общества все принципы основ конституционного строя закреплены в первой главе конституции

1 принцип государственный суверенитет РФ ст 1,4 в РФ это суверенное государство, обладающие всей полнотой власти на всей своей территории в пределах государственных границ.

Государственный суверенитет- это верховенство государственной власти внутри страны и независимость в осуществление международных отношений государственный суверенитет характеризуется 2 свойствами

1) Верховенство государственной властиобладает таким Верховенством РФ устанавливает свой правопорядок систему органов власти, виды обязанностей, виды юридической ответственности , определяет правила поведения, то есть систему норм права.

2) Независимость в осуществление международных отношений, а значит не вмешательство во все дела Российского государства со стороны других государств мира

Законные способы вмешательства :

3)Просьба самого государства

4)Санкции совета безопасности ООН

2) Правозглашение прав и свобод высшей ценностью государства ст 2 этот принцип излагает взаимоотношения человека и государства, исходя из общего смысла советских конституций, человек ставил интересы государства выше чем личные. Принцип действующий конституции предполагает, что государство должно поставить интересы человека выше своих собственных. Все государственные органы без исключения наделённых обязанностью исполнения, соблюдения и защиты прав и свобод

3) народовластие ст 3 конституции всей полнотой власти в государстве наделяется многонациональный народ России он осуществляет свою власть через 2 формы демократии:

5)прямая демократия непосредственное осуществление власти народом, через участие в выборах , референдумах

6)Представление демократия осуществления власти народа через избранных народом представителей

4) Федерализм ст 5 конституции 4) принцип федерализм статья 5 Россия по форме территориального устройства провозглашена федерацией в которую объеденены 85 субъектов все они признаются равноправными, но имеют разный правовой статус по этим статусам выделяют следующие их виды субъектов

1) государственно-национальные образования это республики вошедшие в состав России по национальному признаку, только республики статья 5 назвала государствами но без предоставления гос суверенитета

2) Национально-территориальные образования это автономная область и автономные округа вошедшие в состав России по национальному принципу

3) Административно-территориальные образования это края области и города федерального значения вошедшие в состав россии по признаку территорий

Все субъекты РФ входят в состав рф без права сецесии то есть без права выхода из РФ

5) принцип правозглашение РФ социальным государством статья 7

Государство признаётся социальным если создаёт условия для достойной жизни и свободного развития всем своим гражданам. Рф в социальной сфере берет на себя следующие обязательства

4) выплата заработанной платы не ниже минимального размера оплата труда МРОТ впервые с 1 мая 2018 года МРОТ будет установлен на уровне не ниже чем прожиточный минимум

5) Осуществление охраны труда

6) Охрана семьи материнства и детства

7) Охрана здоровья и медицинская помощь осуществляемая из двух источником бюджетное финансирование медицины а второе обязательное медицинское страхование

8) Осуществление соц защиты в том числе выплата пенсий, пособий , социальной помощи

9) Экономическая свобода ст 8 и ст 9

7) принцип разделения властей ст 10,11

Государственная власть как на федеральном уровне так и на уровне субъектов разделена на три ветви власти 1) законодательная власть осуществляется федеральным собранием состоящим из 2 палат государственной думы и совета федерации , основной функцией которого является законодательная функция 2) исполнительная власть осуществляет правительство и подчиненное ему федеральное министерство основной функцией которых является исполнительно-распорядительная функция то есть исполнение закона 3) судебная власть осуществляется всей судебной системой основной функцией которой является правосудие в конституции закреплена не классическая модель разделения властей , потому что президент РФ выведен из системы разделения властей он является главой государства и осуществляет орга6изационное функционирование всех ветвей власти

8) принцип гарантированость местного самоуправления ст 12

Местное самоуправление это самостоятельное и под свою ответственность деятельность населения муниципального образования, по решению вопросов местного значения, местное самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований:

Сельские поселения, городские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские районы городских округов.

9) принцип идеологическое многообразие ст 13

Идеологические положения могут разрабатываться государством, политическими партиями (их идеология закрепляется в программе партии). Крупными общественными объединениями и отдельными гражданами учеными, теоретиками , но не одна идеология не может закрепляться как государственная и обязательная.

10) принцип многопартийность ст 13

В политической системе общества должны действовать не одна партия, а несколько выражающих интересы различных слоёв общества, но все они должны действовать на равноправной основе, как правящая партия , так и оппозиционная партия, правяще признается партия имеющая большинство мест в парламенте, а оппозиционная партияэто те партии имеющая мест больше чем правящая ли вообще там не представлена

Более детально этот принцип отрегулирован федеральным законом 2001 года о политических партиях

11) принцип правозглашение РФ светским государством ст 14

Правовые нормы Конституции РФ закрепляют основные устои российского общества и государства. В качестве таковых выступают основы конституционного строя. Основы конституционного строя понимаются как главные принципы государства, обеспечивающие подчинение его праву и характеризующие его как конституционное государство. Этот термин подчеркивает особенности и специфику конституци­онного регулирования общественных отношений, указывает на источник, то главное, на чем базируется определенное явление.

Определение основ конституционного строя связывается политико-правовыми ориентирами в общей системе регулирования общественных отношений, с основными структурами элементами политической системы и принципами, поло-Венными в основу ее функционирования. Ввиду формализации основ конституционного строя, представляется возможным увидеть в них законодательное выражение реально существующих основ общественного и государственного строя, которые отражают сущность фактических общественных отношений, составляющих объект конституционного регулирования и обусловленных характером основополагающих социально-экономических и общественно-политических отношений.

Следует различать две стороны понятия основ конституционного строя. Во-первых, это устои реальных общественных отношений, которые есть категория объективная. Во-вторых, это субъективное отражение объективной катего­рии, адекватно либо не вполне адекватно устанавливаемое законодателем

Вообще основы — суть важнейшие, исходные начала, положения, охватывающие и решающие главные вопросы I содержания чего-либо, определяющие его сущность.

В конституционном строе выделяются его сущностные характеристики, представляющие собою источник, главное, опору, инфраструктуру, на которой стоят и к которой сводятся все отдельные нормы, действующие в государстве.

Основами конституционного строя можно считать находящиеся под защитой государства сущностные социально — нравственные установки и политико-правовые правила разумной и справедливой организации общества. Они обусловливают ключевые черты общественного строя, власти, формы правления, государственного устройства, политического режима. В них определяются общие принципы правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества и обеспечивается их взаимодействие. Каждый из конституционных принципов представляет собою концепцию жизнедеятельности отдельных составляющих конституци­онного строя в целом.

1.Институт основ конституционного строя. Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на пединституты:

1) основные принципы отношений человека и государства:

2) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. Данный институт имеет в основном конституционное закрепление, ему посвящена первая глава Конституции РФ. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, по большей части, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ.

Конституционный строй – это определенная форма и способ организации государства, закрепленные в его Конституции. Основы конституционного строя – это система принципов, регламентирующая социально-правовые отношения, обеспечивающие подчинение государства праву.

Характерные черты конституционного строя:1. Основы конституционного строя имеют основополагающее, обобщающее и фундаментальное значение;2. Политико-правовой характер;

3. Нормативность и общеобязательность;4. Юридическое верховенство по отношению к положениям Конституции и всем н.а. государства;5. Определенность и категоричность;6. Сжатость и концентрированность положений;7. Постоянность действия;8. Общеприемлемость и свобода от идеологических установок;9. Целостность;10. Устойчивость и особый порядок принятия и изменения.

Основы конституционного строя – глава 1. Основы закреплены с помощью норм-принципов, которые условно разделены на четыре группы:- Гуманистические;- Основные характеристики РФ;- Экономические и политические;- Основы организации государственной Власти.

Статус РФ: – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.; – социальное государство.; – светское государство.

Демократический характер характеризуется установлением демократического политического режима: гражданам предоставлены и гарантируются политические права и свободы. Допускается деятельность оппозиции, исключается произвол и анархия. Представительная демократия осуществляется народом через выборные учреждения (см. ст.3).

Федеративное государство – состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции государствами, однако эти субъекты не являются независимыми государствами. Всего 89 субъектов. Статья 5 закрепляет основы правового статуса субъектов.

Правовое государство — это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Основные признаки правового государства:1. Высший приоритет правам и свободам человека и гражданина. Все что не запрещено, то дозволено;2. Независимость суда. Судьи неприкосновенны и несменяемы;3. Верховенство Конституции по отношению ко всем нормативным актам4. Приоритет международного права.

Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь.

Светское государство.


В основу государственности положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Государство в лице своих органов и

должностных лиц выступает гарантом прав человека, его партнером. Оно ответственно перед гражданином и обеспечивает условия для свободного развития личности, защищает социальную стабильность, жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и неотчуждаемые права гражданина. В свою очередь гражданин ответственен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией и законом.

(Понятие конституционного строя появилось в отечественном конституционном праве впервые 16 июня 1990 года, когда первый съезд Народных Депутатов РСФСР принял новую редакцию ст. 7 Конституции: не допускается создание партий, движений и организаций, имеющих целью свержение советского конституционного строя. Ранее в науке широко использовались 2 других понятия: государственный строй и общественный строй, которые, в совокупности и составляют конституционный строй.

М.В. Баглай считает, что конституционный строй есть порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.

Конституционный строй по Кутафину – Это такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и в нем человек, его права, свободы, честь и достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.

Конституционныйстрой – это отраженные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства.

Существующий в Российской Федерации конституционный строй характеризуется рядом основополагающих черт. Это — народовластие (народный суверенитет); наличие Российского государства как организации всего народа; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; демократия как основа образа жизни и политического режима в России; идеологическое многообразие и политический плюрализм; свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности. (С. А. Авакьян)


По мнению большинства ученых наличие Конституции в государстве не является атрибутом признания конституционного строя, более важным является наличие соответствующих принципов функционирования государства и общества, которые позволяют характеризировать конкретное государства как конституционное. Эти принципы традиционно называются основами конституционного строя. То, насколько полно реализуются данные принципы, характеризует конституционный строй конкретного государства.

Современная Конституция трактует понятие основы конституционного строя в главе 1, к ним отнесены:

1)народовластие (народный суверенитет) – ст. 3, ст. 12

2)государственный суверенитет – ст. 4

3)человек, его права и свободы – высшая ценность — ст.2, ст.6

4)федерализм – ст. 5

5)разделение властей – ст. 10, ст. 11

6)социальный характер государства — ст. 7

7)многообразие и свобода экономической деятельности – ст. 8, ст. 9

8)идеологическое и политической многообразие – ст. 13

9)принцип светскости государства (светский характер государства) – ст. 14

Характеристика основ конституционного строя РФ

1) Государственный суверенитет – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свою политику как внутри государства, так и за его пределами в международном общении. Суверенитет государства проявляется в 3 свойствах государственной власти:

— верховенство государственной власти: она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства Конституции и законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

— единство государственной власти: данное свойство выражается в наличие системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения. Механизмы обеспечения:

1) установленная иерархия нормативных актов, то есть большинство действующих органов государственной власти вправе издавать нормативные акты, поэтому каждый акт, который он издает, занимает какую-то ступеньку

2) деятельность уполномоченных органов (президент РФ (право отменять любое решение правительства, приостанавливать акты органов исполнительной власти субъектов), деятельность конституционного суда – функции нормоконтроля, деятельность органов прокуратуры – надзор за соблюдением действующего законодательства, органы юстиции – ведут регистр муниципальных нормативных актов)

3) обеспечение данного свойства государственной власти позволяет сформировать единое правовое пространство в стране.

— независимость государственной власти – означает самостоятельность государства во взаимоотношениях с другими государствами, атрибутами этого являются:

1) независимая внутренняя и внешняя политика

2) наличие собственных вооруженных сил, органов обеспечения безопасности

3) обеспечение целостности и неприкосновенности территории государства

4) обеспечение режима государственной границы и т.д.

Внешним выражение государственного суверенитета является наличие государственной символики: государственный герб, гимн и флаг.

2) Разделение властей.

Одно из главных функций любой Конституции является устройство государственной власти, то есть в создании определенной системы органов государственной власти. Создание такой системы предопределяет, что органы государственной власти действуют не обособленно друг от друга, а обеспечивают эффективность отправления функций государства (сотрудничают друг с другом, взаимодополняют, взаимоконтролируют). Сама государственная власть едина, так как её источником является многонациональный народ России. В пределах своей компетенции законодательные, исполнительные и судебные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом, в том числе контролировать (система сдержек и противовесов – например, срочность полномочий выборных органов, роспуск государственной думы, отставка правительства или отдельного министра, отрешение президента от должности, лишение депутатской неприкосновенности).

Система разделения властей имеет ряд особенностей:

1)президент РФ, являясь главой государственной власти, не входит не в одну из конституционных ветвей государственной власти

2)президент РФ координирует деятельность всех ветвей власти, он наделён конституционными нормами, полномочиями, как в законодательной, так и в исполнительной и судебной сферах

Полномочия президента во взаимоотношениях с законодательной ветвью (законодательные полномочия):

— право законодательной инициативы, выступает с ежегодным посланием к федеральному собранию (он фактически планирует законодательную деятельность парламента на текущий год)

— право вето в отношении принимаемых федеральных законов

— законозаменяющие указы президента

— право роспуска государственной думы в установленных Конституцией случаях и т.д.

Президент и исполнительная власть:

— Президент оказывает решающее влияние на формирование правительства РФ, роль государственной думы минимальна.

— Он определяет систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.

Термин система охватывает виды федеральных органов исполнительной власти, а термин структура означает их количественный состав, вхождение одних органов в структуру других органов. Система – это федеральные министерства, службы и агентства (например, в состав МВД входит федеральная миграционная служба) Все определяет президент своим указом.

— Президент вправе отправить правительство в отставку, возможна отставка отдельных министров (основания Конституцией не обозначены).

— Назначает своими указами большую часть судейского корпуса

— Предлагает кандидатуры судей высших судов для назначения их Советом Федерации

— Право помилования и т.д.

В России существует особая президентская власть, которая имеет как самостоятельные полномочия, так и прерогативы в законодательной, исполнительной и судебной сферах. В некоторых решениях конституционного суда уже использован данный термин – президентская власть.

3) учитывая федеративную природу Российского государства, государственная власть подразделяется так же на уровни: федеральный уровень, субъектов РФ (субъектовый уровень власти). При этом на уровне субъектов РФ так же должен быть реализован принцип разделения властей.

4) применительно к судебной власти: субъекты РФ могут формировать самостоятельно только свои конституционные (уставные) суды. В данном случае все вопросы, касающиеся финансирования этих судов, оплаты труда судей, ложатся на бюджет субъекта федераций.

5) мировые судьи по закону признаются судьями субъектов РФ; их назначение не выходит за рамки субъекта РФ. Информационное, материальное, организационное обеспечение их деятельности возлагается на бюджет РФ, их численность зависит от населения, проживающего в муниципальных образованиях субъекта (мировой судья = 15 000 чел). Вместе с тем, оплата труда мировых судей осуществляется из федерального бюджета. Все иные суды, действующие на территории субъекта, имеют федеральное подчинение.

6) В РФ действуют так же государственные органы с особым статусом, они не входят ни в одну из 3 конституционных ветвей власти, но создаются в соответствии с Конституцией и федеральными законами и по своему статусу являются независимыми органами государственной власти:

— прокуратура (надзор за исполнением действующего законодательства)

— Центробанк России (защита и обеспечение устойчивости российского рубля)

— счетная палата РФ (контроль за целевым расходованием государственных бюджетных средств)

— центральная избирательная комиссия (организация и проведение избирательных и референдумных компаний в России)

3)Народовластие.

Ст. 3 Конституции даёт понятие народного суверенитета. В современной России выделяется следующие формы демократии:

— представительная демократия – это осуществление народом власти через выборных народных представителей, которые принимают решения, выражающие волю, кого они представляют (весь народ, население субъекта РФ, население муниципального образования). Понятие императивный и свободный депутатский мандат выборного лица.

Императивный мандат — возможность отзыва выборного лица избирателями (то есть, предусмотрен механизм), его программа состоит из наказов избирателей, обязан регулярно отчитываться перед своими избирателями (на муниципальном уровне).

Свободный депутатский мандат – лицо не может быть отозвано избирателями, отсутствует понятие «регулярные отчеты», нет обязательного требования реализовывать свою предвыборную программу. Свободный депутатский мандат на федеральном и субъектовом уровне.

— непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа, её выражениями являются выборы и референдумы. В условиях доминирования в России пропорциональной избирательной системы, мнение народа, выраженное на выборах, преломляется через интересы соответствующих политических партий.

— иные, в том числе косвенные формы демократии – некоторые из них обозначены в законодательстве о местном самоуправлении, некоторые вытекают из общих принципов конституционного права, положение федеральных законов (проведение и участие в публичных массовых мероприятиях, митинги, шествия, демонстрации и пикетирования – люди стоят с транспарантами, в которых написаны требования к власти, право на обращение – заявления, жалобы, ходатайства, предложения, независимые СМИ, институт присяжных заседателей и т.д.)

4)Идеологическое и политическое многообразие (плюрализм)

Идеологическое многообразие – возможность свободного существования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, политических партий и организаций со своими целями и программами. Социальная ценность плюрализма то, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определённое равенство возможностей и терпимость в обществе по отношению к различным группам. Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, общественной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном и политическом устройстве общества, предлагать практические рекомендации властям, публично защищать свои взгляды и воззрения. Россия в настоящем – это общество без официальной идеологии.

Идеология – это система философских, политических, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общественного устройства.

Виды идеологий:

1)крестьянско-демократическая – распространена, прежде всего, в Германии, Австрии

2)фашистская идеология

3)коммунистическая идеология

4)исламская идеология

5)либеральная идеология

Данный принцип способен помочь преодолеть застой в литературе, философии, науке, культуре, но часто появляются и злоупотребления, прежде всего, свободой слова, мысли: появляются безнравственные националистические расистские концепции, имеют место оскорбление, клевета, ущемление достоинства других лиц. Государство не должно вмешиваться в идеологическую полемику, разрешать теоретические споры, однако когда дело доходит до прямых призывов и действий, подрывающих устой государства и общества, государство обязано принять меры в соответствии с законом, вплоть до возбуждения уголовных дел (например, за клевету). Установление одной идеологии в качестве государственной.

Политическое многообразие – система власти, основанная на взаимодействии и противовесах различных политических партий и иных общественных объединений. Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы за власть в рамках конституции всех политических сил. Политические партии – это основной инструмент, посредством которого осуществляется политическая деятельность государства, их участие в жизни общества. Партии разрабатывают и предлагают избирателям альтернативные программы решения наиболее важных проблем. О многопартийной системе можно говорить, когда в избирательной борьбе за власть участвует более 2 политических партий (в России многопартийная избирательная система.) В РФ деятельность политических партий регулируется федеральным законом о политических партиях (от 1 июля 2001 года).

5)Светский характер государства

Религия, церковь, религиозные объединения отделены от государства, а государство от них. Религиозные объединения не вмешиваются в деятельность органов государственной власти и не участвуют в их работе. Государство не вмешивается в определение гражданином своей религиозной принадлежности. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону о свободе совести и религиозных объединениях. Что признается религиозными объединениями: добровольное объединение граждан РФ, иных лиц для совместного вероисповедания и распространения веры.

Общие признаки религиозных объединений:

— вероисповедание, совершение богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний

— религиозное обучение и воспитание своих последователей

Организационные формы:

1)религиозная организация – регистрируется в установленном порядке в качестве юридического лица

2)религиозная группа – имеет те же цели и задачи, но осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица

Религиозные организации по территориальному признаку делятся:

— местные – не менее 10 участников

— централизованные – состоят не менее чем из 3 местных религиозных организаций

Если централизованная организация действует на территории России не менее 50 лет, то она может использовать в своём наименовании слова – русская, российская и производные от них.

6)Принцип федерализма

Россия – это федерация.

Федерация – это сложное государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определённой политической самостоятельностью, в основе которого лежит единый государственно-правовой акт – федеральная Конституция, закрепляющая правовой статус самой федерации и её субъектов, определяющая их предметы ведения и полномочий.

Признаки РФ:

1)субъекты РФ представляют собой ограниченно правоспособные государственные образования, обладающие в той или иной мере признаками государственности: территория РФ состоит из территорий её субъектов (ст. 5).

2)Любые действия, связанные с этой территорией, возможны только с согласия субъекта, его органов и граждан

3)Наличие подвластного населения (это проявляется на выборах и референдумах, проводимых на территории субъекта) – то есть только население этого субъекта дает ответ на вопрос, кто будет избран или принимает решение, которое вынесено на референдум

4)Своя правовая система – Конституция, законы, иные НПА, но при это должно быть соблюдено единственно правового пространства в масштабе государства

5)Наличие органов публичной власти – законодательные органы избираются, с учетом федерального требования: не менее чем на 50% по пропорциональной системе (в выборах участвуют общефедеральные партии, местные и региональные партии на выборах запрещены)

6)Органы исполнительной власти формируются при решающем участии президента

7)Лишь некоторые судебные органы являются судами субъекта РФ (мировые судьи, уставные конституционные суды)

8)Налоги и сборы (федеральные налоги, налоги и сборы субъектов, муниципальные налоги)

9)У субъектов отсутствует суверенитет в общепринятом государственном его понимании, они не имеют права выхода из состава федерации, не могут иметь своим вооруженные формирования и т.д.

В России федерация имеет конституционную форму, то есть все важнейшие вопросы федеративных отношений урегулированы в тексте Конституции. В РФ создана особая палата парламента, которая является органом представительства (равного представительства) всех субъектов РФ – Совет Федерации.

Характеристики России: федерация нетипичная, то есть отклоняется от классических образцов, до сих пор много вопросов относительно статуса субъектов, относительно возможностей федерального уровня власти (двигаемся к унитарии), наша федерация смешанного типа (территориальные + национально-территориальные образования), федерация ассиметричная – де факто, а в некоторых случаях и де юро присутствуют различия в статусе субъектов (ст.5 ч.4, ч.2 ст.5), сложносоставные субъекты, наличие городов со столичными функциями

7)Россия – правовое государство.

Идея данного принципа имеет многовековую историю, она уходит корнями в античное государство, философская основа сформулирована Эммануилом Кантом. Главное в идее – это связанность государства правом, что гарантирует предсказуемость и надёжность действий государства, подчинение государства правом. Правовое государство само ограничивает себя действующими правовыми нормами, им подчиняются все и государственные органы, и должностные лица, и рядовые граждане. Верховенство права часто отождествляется с понятием верховенство закона. В РФ в настоящем данный принцип скорее декларируется. Типичные проблемы:

1)проблема коррупции – часто гос и муниципальные чиновники злоупотребляют служебным положением, своими должностными обязанностями, нарушают действующее законодательство, трактуют некоторые нормы в угоду целесообразности.

2)Проблема обеспечения всех перед законом и судом — в России существует проблема правовых иммунитетов, то есть особых порядков привлечения к ответственности отдельных категорий граждан в силу занимаемого ими должностного или служебного положения (особы порядок привлечения депутатов, неприкосновенность депутатов гос думы)

3)Издержки регионального, ведомственного и местного законодательства, его противоречивость по отношению к федеральному законодательству, законам

8)Республиканская форма правления

Ст. 1 Конституции устанавливает данный принцип. В настоящее время Россия имеет смешанную или президентско-парламентскую республику (де юро):

1)президент избирается всеобщим голосованием

2)он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства

3)наряду с президентом действует председатель правительства, возглавляющий правительство, которое в определённой мере (пусть и не в значительной) ответственно перед парламентом – отчет, вотум недоверия, сам парламент так же избирается, де факто – республика президентская. В чем это выражается? По сути, президент формирует правительство и руководит им. Постановление Конституционного суда, которое позволило президенту РФ трижды вносить одну и ту же кандидатуру председателя правительства в гос думу (это могут быть и разные кандидатуры).

9)Социальный характер государства

Данный принцип Конституции носит в большей части декларативный характер, так как не соотносится с ключевым признаком социального государства, которое обязано обеспечивать достойный уровень жизни всем гражданам, относящимся к этому государству. В современной России понятие достойный уровень жизни не определяется на законодательном уровне, но присутствуют некоторые смежные понятия: минимальный размер оплаты труда (чуть более 5000), прожиточный минимум в субъекте РФ, «потребительская корзина».

Социальное государство обязано сглаживать проявление социального неравенства, преодолевать его крайние формы:

• охрана труда,

• обеспечение общедоступности важнейших благ и услуг – бесплатное образование, бесплатная мед помощь, регулирование цен на некоторые товары, улучшение социального положения путём гос выплат (социальные пособия),

• сглаживание имущественного неравенства через систему налогов,

• устранение социального неравенства методами правового характера – уравнивание женщин и мужчин в оплате труда,

• привлечение к ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу,

Социальный характер государства проявляется в его социальной политике – основные её направления: сфера трудовых отношений (программы занятости, трудоустройства и переподготовки), гарантированный МРОТ, механизмы разрешения коллективных и индивидуальных трудовых спорах. Пенсионное обеспечение граждан. В этой сфере наблюдается очевидное неравноправие граждан, оно законодательно закреплено. Реализация специальных федеральных и региональных программ социальной направленности: национальные проекты в сфере образования, защите материнства и детства, в аграрном секторе.

Добавить комментарий