Юридическая служба организации

3. Содержание судебной, прокурорской, следственной этики и этики сотрудника юридических служб предприятий, организаций. Соотношение с этикой гос. служащих.
Судебная:
Судебная этика — совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику проявления требований морали в этой области.
А.Ф. Кони обосновывал взгляд, согласно которому значение судебной этики может выявляться в таких аспектах как: а) свод определенных норм, принципов, правил, регулирующих профессиональную деятельность в сфере права; б) живую практику и отношения, объективно складывающиеся между участниками судопроизводства; в) научную дисциплину, изучающую этические нормы применительно к профессиональным требованиям; г) учебный предмет как элемент общей подготовки будущих юристов.
Вклад в разработку судебной этики внесли М.Ю. Барщевский, А.Ф. Закомлистов, А.С. Кобликов, Д.П. Королев, Д.П. Котов и многие другие исследователи. В их работах наряду с анализом проблем, возникающих в деятельности представителей разных отраслей юриспруденции (адвокат, следователь, судья), дана панорама того, каким образом, частные нормы и правила подчиняются общим представлениям о назначении правосудия, роли справедливости и целях деятельности юристов-профессионалов. Благодаря наличию судебной этики как особого юридического института становится возможным выявить единую нравственную природу требований, которыми руководствуются участники судебного процесса при всей кажущейся разнонаправленности их усилий.
Особого внимания заслуживает вопрос о том, в каком отношении нормы судебной этики относятся к ценностям общественной морали. Если в советское время отрицалось значение профессиональной этики, то сегодня не менее распространены противоположные утверждения. Профессиональные требования, которыми руководствуются юристы, нередко подаются как набор инструментальных правил, призванных способствовать быстрейшему достижению максимального результата при наименьшем вложении сил и средств. Однако такого рода подход, реализуемый в ряде сфер социальной деятельности (политика, управление, экономика), не действует в сфере права.
Нравственные требования, обращенные к участникам судопроизводства, считает В.В. Леоненко, могут быть классифицированы по степени вовлеченности их в процесс. Среди них он выделяет: а) тех, для кого судебная деятельность является постоянной профессиональной обязанностью; б) экспертов, которые, имея специальные профессиональные познания, могут периодически привлекаться к участию в судебных заседаниях; в) лиц, для которых участие в судебных процессах носит временный характер (присяжные); г) граждан, участвующих в судебном разбирательстве эпизодически (свидетели, правозащитники, представители общественных организаций и др.).
Наивысшей значимостью нормы и принципы судебной этики обладают для представителей первой группы, так как именно они профессионально заняты в данной сфере.

Прокурорская:
Этические требования .
Прокурорский работник в служебной и во внеслужебной деятельности обязан:
Неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации”, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, руководствоваться правилами поведения, Присягой прокурора (следователя), и общепринятыми нормами морали и нравственности, основанными на принципах законности, справедливости, независимости, объективности, честности и гуманизма.
Руководствоваться принципом равенства граждан независимо от их пола, возраста, расы, национальности, религиозной принадлежности, имущественного положения, рода занятий и иных имеющихся между ними различий, не оказывая предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам либо общественным организациям.
Стремиться в любой ситуации сохранять личное достоинство, быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни.
Избегать личных и финансовых связей, конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его чести и достоинству, репутации прокуратуры Российской Федерации.
Воздерживаться от любых действий, которые могут быть расценены как оказание покровительства каким бы то ни было лицам в целях приобретения ими прав, освобождения от обязанности или ответственности.
Не допускать незаконного вмешательства в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций.
прокуратура работник этическое требование
Постоянно повышать профессиональную квалификацию, общеобразовательный и культурный уровень.

1.1 Правила поведения
В служебной деятельности прокурорский работник:
Исходит из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности.
Непримиримо борется с любыми нарушениями закона, кем бы они ни совершались, своевременно принимает эффективные меры к защите охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства, добивается устранения нарушений закона и восстановления нарушенных прав.
При рассмотрении вопроса об ответственности лиц, допустивших нарушения закона, прокурорский работник руководствуется принципами справедливости и неотвратимости ответственности, учитывает характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения и данные, характеризующие личность правонарушителя.
Придерживается общих принципов служебного поведения государственных служащих.
Соблюдает запреты, ограничения и обязанности, установленные действующим законодательством для государственных служащих.
Стремится быть верным гражданскому и служебному долгу, добросовестно выполнять возложенные на него служебные обязанности.
Информирует непосредственного руководителя о случаях предъявления кем бы то ни было требований, высказывании просьб либо предложений совершить противоречащий закону или правилам служебного поведения поступок.
Использует должностные полномочия взвешенно и гуманно, воздерживается от поступков, которые могли бы вызвать сомнение в объективном исполнении прокурорским работником служебных обязанностей.
Не допускает проявлений бюрократизма, формализма, высокомерия, неуважительного отношения к законным просьбам и требованиям граждан.
Не допускает, чтобы его политические и религиозные убеждения влияли на принятие решений, связанных с исполнением служебных обязанностей.
Стремится быть образцом уважения к суду, способствует вынесению законного, обоснованного и справедливого судебного решения.
Во время разбирательства дела судом воздерживается от действий, которые могут быть расценены как оказание неправомерного влияния на процесс отправления правосудия.
В отношениях с другими участниками судебного процесса соблюдает официальный деловой стиль, проявляет принципиальность, корректность, непредвзятость и уважение ко всем участникам судебного заседания.
Во взаимоотношениях с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций сохраняет независимость, проявляет тактичность и уважение, требовательность и принципиальность.
Не допускает истребования от юридических или физических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством.
Придерживается делового стиля одежды, соответствующего статусу государственного служащего, соблюдает разумную достаточность в использовании косметики, ювелирных изделий и иных украшений.
Прокурорский работник, имеющий полномочия руководителя в системе органов и учреждений прокуратуры:
Содействует установлению и поддержанию в коллективе здорового морально-психологического климата.
При определении объема и характера работы руководствуется принципами справедливости, учета личных и деловых качеств, квалификации и опыта работы подчиненных работников.
Не допускает по отношению к подчиненным работникам необоснованных претензий, а также фактов грубости и бестактности.
Проявляет заботу о подчиненных работниках, вникает в их проблемы и нужды, содействует принятию законного решения, способствует профессиональному и должностному росту работников.
Оказывает поддержку и помощь молодым специалистам (с опытом работы до 3 лет) в приобретении профессиональных навыков.
Взаимоотношения между прокурорскими работниками должны основываться на принципах товарищеского партнерства, взаимоуважения и взаимопомощи.
Критика недостатков в работе должна быть объективной, взвешенной, принципиальной и с пониманием приниматься тем работником, к которому она обращена.
Не допускается оказание воздействия на своих коллег в целях принятия желаемого для прокурорского работника или иных лиц противозаконного и (или) необоснованного решения.

Следственная этика:
Профессиональная этика занимает одну из главенствующих позиций в системе ценностей любого работника правоохранительных органов. Это связано с рядом объективных причин. Так, борьба с преступностью и другими правонарушениями – не столько правовая, сколько моральная проблема, так как невозможно бороться с преступностью и ее причинами без укрепления моральных устоев общества. Как и нельзя без противостояния преступным деяниям обеспечить полноценное развитие и укрепление морального фактора в его созидательной, конструктивной роли.
Во-вторых, представителям органов внутренних дел приходится сталкиваться не с самой благополучной частью представителей общества, что, с одной стороны, крайне неблагоприятно отражается на их моральный облик и может способствовать моральной деформации ввиду определенных условий. А с другой стороны, рабочая этика каждого сотрудника обязывает соблюдать выдержку, такт, морально, без применения жестокости и насилия воздействовать на любого посягнувшего на закон. Также, как показывает исследования и практика, культура нравственности сотрудников органов внутренних дел способствует воспитательному, дисциплинирующему воздействию на общество в целом. Ни для кого не секрет, что в условиях гуманизации и демократизации гражданского общества, всеобщему расширению гласности о работе представителей правоохранительных органов ценность профессиональной морали их сотрудников набирает весомую ценность. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста: Учебное пособие. – М., 2009. – С. 56
Профессиональная этика состоит из определенные категории этики и принципы морали, лежащие в основе работы людей той или иной профессии, моральные качества, которыми они обладать обязаны, нормы нравственности, регулирующие их деятельность на службе, и набор иных моральных аспектов профессиональной деятельности. Профессиональная этика характеризуется такими категориями как «профессиональный долг”, «служебное достоинство”, «профессиональная честь” есть мундира”. Имеют вполне определенное профессиональное звучание в практике органов внутренних дел и такие этические категории как «ответственность”, «справедливость”, «гуманизм”, «коллективизм” и ряд других. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник. 3-е изд., измененное. – М., 2009. – С. 57
Как правило, каждый сотрудник сам выбирает собственную линию поведения, отношение к людям и службе, конкретные поступки, соотнося их с его пониманием «личного и служебного достоинства”, «профессионального долга и чести”. Если его планируемые действия сходные с представлениям работника о чести, достоинстве и долге, то он действует интуитивно верно, охотно выполняя свои обязанности, не боясь взять на себя ответственность, т.к. он поощряет и одобряет свои действия морально. Предварительное следствие в органах внутренних дел: учебное пособие / под. ред. М.В. Мешкова. – М.:, 2011. – С. 201
Исходя из общих нравственных специфических норм деятельности следователя, прежде всего, необходимо соотнести и раскрыть встречающиеся понятия «юридическая этика”, «судебная этика”, «следственная этика”. Общепринято, что «юридическая этика” регулирует «общие для всех юристов этические основы их профессии”.
Подвидом судебной этики является следственная этика, которую можно определить как часть судебной этики, неразрывно связанной с этикой, в основе которой содержатся не только нравственные нормы, регулирующие деятельность должностных лиц, правоохранительных органов, но и совокупность специфических норм, принципов, характерных только для деятельности следователя.
Следственная этика как наука изучает отношения нравственности, складывающиеся в процессе расследования и раскрытия преступлений: между отдельными гражданами и обществом, должностными лицами государственных органов и следователем; ее роль заключается в том, чтобы координировать высоконравственное исполнение профессиональных функций в области предварительного расследования преступлений.
В основе следственной этики заложены нормы нравственности, закрепленные в нормативных актах, и сложившиеся профессиональные нравственные требования, регламентированные в процесс практической работы следователей по расследованию и раскрытию преступлений. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста: Учебное пособие. – М., 2009. – С. 58
Следственная этика имеет место быть ввиду наличия у нее специфического предмета исследования – отношения нравственности, возникающих в ходе процессуальной следовательской деятельности. При этом субъектами нравственных отношений являются следователь и другие лица, участвующие в сфере деятельности по выяснению обстоятельств преступления и лиц, причастных к нему. Что касается внеслужебной работы следователя, то она, как правило, проходит всегда на виду у окружающих. Следователь обязан постоянно заботиться о поддержании своего авторитета, не забывая, что и его частная жизнь оценивается обществом по служебным меркам. Специфика его работы такая, что сделав что-либо не так вне службы, следователь ставит под сомнение собственную репутацию и утрачивает доверие. А это уменьшает его возможности при последующем пребывании в должности.
Внеслужебная деятельность следователя не может быть предметом рассмотрения следственной этики, а должна регулироваться другими действующими в нашем обществе нормами морали с учетом нравственных аспектов его профессиональной деятельности.
К деятельности следователя органов внутренних дел предъявляются специфические моральные требования, вытекающие из его своеобразного положения. Это своеобразие заключается в том, что служба в органах внутренних дел характеризуется повышенными требованиями к моральным качествам, рождает много специфического в проявлении нравственности. Эта деятельность также не связана с расследованием уголовных дел. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник. 3-е изд., измененное. – М., 2009. – С. 54
Обобщая вышесказанное, делаем вывод, что помимо следственной этики, определяющей работу следователя в ходе расследования и раскрытия преступлений, существует также следственная этика, включающая в себя нравственные начала как не процессуальной, так и процессуальной работы специалиста.
Этика юридических служб:
Юридическая этика характеризуется особенностями осуществляемого трудового процесса, связанного с тем, что объектом деятельности юриста выступает человек, сама же деятельность протекает строго в рамках регулирования соответствующими правовыми нормами. Последние как бы хорошо они ни были могут, как писал А.Ф.Кони, потерять свою силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках.
Специфика профессиональной деятельности юриста предопределяет необходимость выделения в юридической этике судебной, прокурорской, следственной, адвокатской этики, этики работников органов внутренних дел и безопасности, юридических служб предприятий, акционерных обществ и фирм, ученых-юристов и преподавателей юридических учебных заведений. Дальнейшая специализация и интеграция юридической деятельности приведет к новым разновидностям юридической этики. Как видно из сказанного, юридическую этику нельзя сводить только к судебной этике, понимаемую как «широкое, родовое понятие, охватывающее деятельность не только судей, но и прокуроров, следователей. Лиц, производящих дознание, адвокатов-защитников и адвокатов – представителей потерпевших, то есть всех лиц, содействующих правосудию». Авторы такого утверждения исходили из приоритетного места суда в системе правоохранительных органов государства, из того, что судебная власть является одной из ветвей государственной власти, а также из того, что правосудие в России осуществляется только судом, а вся предшествующая судебному разбирательству деятельность «работает на суд», производится ради осуществления правосудия по тому или иному делу. Эта общая цель осуществляемой всеми указанными органами деятельности, схожесть предъявляемых к ее субъектам профессиональных и нравственных требований и обусловили формирование такого консолидирующего понятия, каким и является судебная этика, определяется как «наука о нравственных началах судебной и связанной с нею деятельности».
Но при всем вполне заслуженном уважении к суду как очень важному органу всей правоохранительной системы государства по защите прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц судебная деятельность все же не может охватить все стороны многогранной юридической деятельности. В силу и судебная этика при всей своей высокой значимости, является лишь подотраслью юридической этики, одной ее разновидностью.
Каждая разновидность юридической этики, наряду с общими моральными принципами, имеет еще и специфический набор нравственных правил, вызванных особенностями юридической деятельности. Отсюда с полным правом необходимо вести речь о науках, изучающих не только судебную, но и следственную, и адвокатскую этику. Причем все они являются лишь составными частями единой юридической этики. Обогащение содержания каждой отдельной из них есть обогащение, убеждение знаний о юридической этике в целом. При этом надо всегда иметь в виду, что лежащие в их основе моральные нормы, нравственные и профессиональные требования, предъявляемые к их субъектам, закреплены в правовых нормах и соответствующей правоприменительной деятельности, потому в содержание конкретного вида юридической этики включаются лишь те нравственные нормы и отношения, которые возникают в процессе юридической деятельности определенного специалиста юриста.
Человечество всегда думало как о лучшей организации общества, так и воспитании человека в духе самых высших человеческих ценностей.
Понятие «юстиция» по латыни означает «справедливость». Отсюда юрист и есть «представитель справедливости», и какое бы значение не придавалось понятию справедливости, коренное в нем то, что оно означает представление о должном, о том, как должно быть в реалии. Поэтому справедливость и расценивается чаще всего как синоним правосудия; юриста же, осуществляющего его как человека, претворяющего в жизнь справедливое во всех отношениях и для всех решение. Отсюда и высшее и всеобъемлемое качество любого юриста – это его справедливость во всем и всегда. Справедливость впитывает и такие ценностные для юриста свойства, как гуманность, доброжелательность и требовательность, неуклонное следование правовым предписаниям как материализированному выражению справедливости. Именно по характеру такого «следования», по тому, в какой сфере социальных отношений оно осуществляется, в каких конкретных действиях и решениях проявляются предъявляемые ко всем общие требования, свойства юриста приобретают определенную специфику. Последнее позволяет выделять некие нравственные требования, предъявляемые к юристам разных профессий. Так, согласно Основным принципам независимости судебной власти, одобренными 40-й сессией генеральной ассамблеи ООН, 13 декабря 1985 года судьи должны быть не только компетентными, но и беспристрастными, обладать моральной безупречностью. Эти и другие качества, предъявленные к судьям, получили свое закрепление в Кодексе чести судьи РФ от 21 октября 1993 года.
Адвокат защитник в отличие от судьи не может, к примеру, быть полностью независимым от интересов своего клиента, в отношении которого он в силу принятой присяги должен «честно и добросовестно исполнять обязанность адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей»
Требование справедливости есть органическая часть более широкой нравственной категории, какой является профессиональный долг. Последний выступает в качестве движущей силы трудового процесса. Личность с высоко развитым чувством профессионального долга четко представляет себе, что надо делать в той или иной жизненной ситуации, как и во имя чего это делать. Профессионал, сознательно и добросовестно исполняющий свои обязанности, всегда понимает, что выполняет он их в интересах общества, коллектива, конкретного человека.
Ответственное отношение юриста к выполнению профессионального долга, соблюдение профессиональной чести являются залогом повышения престижа юридической профессии, становления авторитета юриста.
Понятие авторитета юриста включает в себя, с одной стороны, степень влияния юриста а разрешение жизненных вопросов, ситуаций, а с другой стороны, признание за юристом со стороны других людей права на принятие решений, влияющих на их поведение и судьбы.

1.Правовая работа понятие, цель, субъекты и задачи.

2.Юридическая службапонятие, организация и структура, правовое регулирование ее деятельности. Требования, предъявляемые к начальнику юридической службы, юрисконсульту. Подчиненность и ответственность юридической службы на предприятии.

3.Права, задачи и функции юридической службы.

1.Одной из важнейших задач, решаемых государством, является укрепление правовой основы государственной и общественной жизни.

В условиях, когда экономика представляет сложный хозяйственный комплекс, организованность и упорядоченность отношений является не только предпосылкой их становления, но и фактором дальнейшего развития. Одной из форм руководства экономикой выступает правовая работа.

Правовая работа в настоящее время стала одним из действующих факторов укрепления законности и повышения государственной дисциплины, а также повышения эффективности производства.

Правовая работа — правоорганизующая (нормотворческая и правореализующая) деятельность субъектов, направленная на повышение эффективности производства при строгом соблюдении законности и государственной дисциплины.

Субъекты правовой работы можно разделить на следующие виды:

1) органы государственной власти и управления — ведут правотворческую и правоприменительную деятельность по выполнению функций государства посредством издания норм права и актов их применения;

2) правоохранительные органы — осуществляют юрисдикционную и контрольно-надзорную деятельность.

И государственные органы и правоохранительные созданы специально для выполнения функций правового регулирования.

3) хозяйствующие субъекты -главная цель которых, эффективное хозяйствования при строгом соблюдении законности и государственной дисциплины.

Право достигает цели лишь при его реализации. Для того чтобы деятельность субъектов приводила к тем результатам, к которым стремиться законодатель, она должна соответствовать определенным требованиям, среди которых важным выступает требование законности, состоящее в точном и неуклонном соблюдении всеми субъектами законов и подзаконных актов. Законность в свою очередь тесно связана с государственной дисциплиной, которая заключается в точном и неукоснительном выполнении субъектами установленных государством правил и конкретных предписаний в процессе хозяйствования.

Целью правовой работы является обеспечение законности и государственной дисциплины.

Задачи правовой работы:

1. регламентирование внутрисистемных отношений;

2. обеспечение надлежащей реализации законодательства, регламентирующего многообразную деятельность всех субъектов;

3. широкое и активное использование правовых средств для достижения конечных результатов;

4. обеспечение правовыми средствами режима экономии.

2.Деятельность каждого органа связана с выполнением комплекса различных задач. Существенная роль, в решении которых принадлежит праву, как регулятору общественных отношений. Нормальное функционирование органов в любой области общественных отношений невозможно без организации реализации правовых норм, а также внутрисистемного нормотворчества. Практически любой вопрос имеет правовой аспект, но в тоже время большинство субъектов не обладают юридическими знаниями. Функциональный характер правовой работы и наличие потребности в соответствующих специалистах вызывают необходимость наличие специального подразделения, т.е. юридической службы.

Юридическая служба – это самостоятельное подразделение (единица), которое ведет работу по обеспечению законности в деятельности организации и обеспечивает организацию использования правовых средств для повышения эффективности производства.

Правовое регулирование деятельности юридической службы осуществляется:

1) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 2070, «О некоторых мерах, направленных на повышение роли и качества работы юридических служб», которым утверждены:

— Типовое положение о юридической службе республиканского органа государственного управления и иной государственной организации, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа;

— Примерное положение о юридической службе государственной организации.

Практика показывает в зависимости от объема работы характера и сложности ее юридическая служба организуется:

1) в качестве самостоятельного структурного подразделения;

2) в качестве самостоятельной структурной единицы.

С учетом специфики предприятия структурное подразделение может создаваться в качестве:

— юридического управления

— юридического отдела

— юридическое бюро (не боле 4 человек)

Как самостоятельное структурное подразделение юридическая служба состоит: начальник юр. службы, главный юрисконсульт, старший юрисконсульт, юрисконсульт.

В качестве самостоятельной структурной единицы юридическая служба представлена одним работником – юрисконсультом.

Юридическая служба независимо от структуры и состава непосредственно подчиняется руководителю предприятия. Структура и количественный состав юридической службы, утверждается руководителем предприятия.

Начальники юридической службы назначается на должность и освобождается от должности непосредственно руководителем предприятия. На должность начальника юридической службы назначается лицо с высшим юридическим образованием и стажем работы по специальности не менее 3-х лет.

Начальник юридической службы должен обеспечивать соблюдение законности в деятельности предприятия и защиту его правовых интересов. Осуществляет правовую экспертизу проектов приказов, инструкций, положений, стандартов и других актов правового характера, подготавливаемых на предприятии, визирует их, а также участвует в необходимых случаях в подготовке этих документов. Принимает меры по изменению или отмене правовых актов, изданных с нарушением действующего законодательства. Организует подготовку заключений по правовым вопросам, и др.

Юрисконсультназначается на должность и освобождается от должности непосредственно руководителем предприятия по согласованию с начальником юридической службы. На должность юрисконсульта назначается лица, имеющие высшее юридическое образование, а также лица, имеющие средние специальное юридическое образование.

Юрисконсульт должен: разрабатывает или принимает участие в разработке документов правового характера. Осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятии, оказывает правовую помощь структурным подразделениям и общественным организациям в подготовке и оформлении различного рода правовых документов, участвует в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий и др.

Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных на юридическую службу задач и функций несет в самостоятельном структурном подразделении — руководитель юридической службы, а если юридическая служба представлена в качестве самостоятельной структурной единицы, то ответственность несет юрисконсульт. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями соответствующего предприятия.

3. Основными задачами юридической службы являются:

1. обеспечение законности в деятельности предприятия;

2. активное использование правовых средств для повышения эффективности производства, соблюдение договорной и трудовой дисциплины, выполнение договорных обязательств, улучшения экономических показателей работы предприятия;

3. защита имущественных прав и законных интересов предприятия;

4. обеспечение соответствия действующему законодательству издаваемых на предприятии локальных нормативных актов, а в случае издания данных актов, противоречащих действующему законодательству, принятие мер к их отмене в установленном порядке.

Юридическая служба имеет право:

1. проверять соблюдение действующего законодательства в структурных подразделениях предприятия;

2. получать от должностных лиц в порядке, установленном на предприятии документы, справки, расчеты и др. сведения, необходимые для выполнения своих обязанностей, все должностные лица обязаны незамедлительно представлять эти документы по требованию юридической службы;

3. привлекать по согласованию с руководителем предприятия работников др. подразделений для подготовки проектов локальных нормативных актов и др. документов, а также для осуществления мероприятий, проводимых юридической службой в соответствии с возложенными на нее обязанностями;

4. участвовать в работе высшего органа управления предприятия.

Все функции юридической службы можно разделить на следующие виды:

1) консультационные;

2) контрольную;

3) организаторскую;

4) охранительную.

В соответствии с основными задачами юридическая служба выполняет следующие основные функции:

1. организует правовое обеспечение работы предприятия в условиях рыночной экономики;

2 участвует в работе по подготовке и внедрению системы локальных нормативных актов, регламентирующих взаимоотношения и экономическую ответственность подразделений, иные вопросы производственно-хозяйственной и социальной деятельности предприятия в условиях хозрасчета; по согласованию с руководством привлекает к участию в этой работе должностных лиц и специалистов других подразделений;

3 контролирует соблюдение установленного на предприятии порядка предъявления и рассмотрения внутрихозяйственных претензий;

4 совместно с экономической, финансовой службами и другими подразделениями проводит экономико-правовой анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия, изучает условия и причины возникновения непроизводительных расходов, состояние числящейся на балансе дебиторской и кредиторской задолженности, нарушений договорных обязательств, подготавливает материалы по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей для направления их в судебные и следственные органы;

5 проверяет соответствие законодательству представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов и других документов нормативного характера, визирует их;

6 подготавливает и вносит предложения об изменении действующих или отмене фактически утративших силу локальных нормативных актов;

7 осуществляет контроль за соответствием законодательству локальных нормативных актов, изданных руководителями структурных единиц и подразделений предприятия, а в случае противоречия их законодательству вносит предложения об их отмене;

8 принимает меры по улучшению использования правовых средств для укрепления хозяйственного расчета и самофинансирования, внедрению прогрессивных форм организации и стимулирования труда, повышению роли хозяйственных договоров и усилению ответственности за их исполнение;

9 оказывает правовую помощь структурным подразделениям при установлении экономических и научно-технических связей с предприятиями и организациями других стран;

10 участвует в разработке и осуществлении мероприятий правового характера, направленных на повышение качества продукции, обеспечение соблюдения законодательства о труде, укрепление трудовой дисциплины, экономию и рациональное использование материальных ресурсов, предотвращение недостач, хищений, приписок, сокращение и предупреждение непроизводительных расходов и потерь, привлечение к ответственности виновных в этом лиц;

11 ведет систематизированный учет поступающих на предприятие и издаваемых им нормативных актов;

12 участвует в работе по подготовке, заключению и контролю за исполнением хозяйственных договоров с субъектами хозяйствования, визирует проекты договоров (контрактов);

13 анализирует практику заключения и исполнения хозяйственных договоров и представляет руководителю предприятия предложения по устранению выявленных недостатков;

14 ведет претензионную и исковую работу. И др.

| следующая ==>
Подьемники и агрегаты для ремонта скважин. | Тема 1. Деятельность как социальная основа менеджмента

Date: 2016-07-25; view: 2441; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Одно из главных мест в осуществлении правовой работы на пред­приятии отводится юридической службе, как самостоятельному специ­ализированному структурному подразделению хозяйствующего субъек­та, призванного заниматься вопросами сугубо правового характера

ü Юридическая служба — самостоятельная функциональная служ­ба предприятия, выполняющая контрольные функции за соблюде­нием действующего законодательства на данном предприятии и оказывающая правовую помощь руководителям, администрации и подразделения предприятия в разрешении вопросов, связанных с применением законодательства

Говоря о нормативных актах, регулирующих деятельность юри­дической службы, необходимо учитывать, что основным правовым актом, закрепляющим правовое положение юридической службы, остается «Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета народных депутатов, предприятия, организации, учреждения» (в дальнейшем — «Общее положение»), утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. № 4678.

Данный нормативный акт не отменен и действует по настоящее время, являясь чуть ли не единственным источником, определяю­щим основные задачи, права и обязанности юридической службы на предприятиях. Многие предписания «Общего положения» давно устарели и не соответствуют тем условиям, в которых сегодня фун­кционируют юридические отделы на предприятиях, тем задачам, которые в настоящий период приходится решать юридической службе.

ü В соответствии с указанным Положением основными задачами, которые возлагаются на юридическую службу являются:

ü 1. Укрепление законности и предупреждение правонарушений в деятельности предприятия;

ü 2. Активное участие в решении вопросов правового обеспечения мероприятий по ускорению социально-экономического развития;

ü 3. Обеспечение правовыми средствами сохранности имущества предприятия, укрепления трудовой дисциплины, повышения качества продукции, строгого соблюдения договорной дисциплины;

ü 4. Защита прав и законных интересов предприятия, работников;

ü 5. Правовое воспитание работников.

ü

ü Это же Положение определяет основные направления деятельности юридической службы:

1.Проверка соответствия требованиям законодательства представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений, других документов правового характера.

2.Осуществление контроля за соответствием требованиям законодательства приказов, распоряжений и других актов, издаваемых руководителями структурных подразделений предприятия, и принятие мер к изменению или отмене актов, изданных с нарушением действующего законодательства.

3.Подготовка совместно с другими службами предприятия предложений об изменении действующих или фактически устаревших, утративших силу приказов и других актов правового характера, изданных на предприятии.

4. Участие в подготовке и заключении коллективных договоров, а также разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины.

5. Организация совместно с другими службами работы по заключению хозяйственных договоров.

6. Организация и ведение претензионно-исковой работы.

7.Участие в рассмотрении вопросов о числящейся на балансе предприятия дебиторской и кредиторской задолженности и принятие совместно с другими службами мер к ликвидации этих задолженностей.

8.Осуществление контроля за соблюдением на предприятии установленного действующим законодательством порядка приемки продукции по количеству и качеству.

9. Представительство и защита интересов предприятия в суде, арбитраже, а также в других органах при рассмотрении правовых вопросов.

10.Обобщение и анализ результатов рассмотрения судебных и арбитражных дел, претензий, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров, представление руководителю предприятия предложений по устранению выявленных недостатков.

11.Участие в подготовке проектов нормативных актов, разрабатываемых предприятием, и в подготовке заключений по проектам нормативных актов, поступающих на отзыв предприятию.

12. Консультирование, подготовка заключений, справок по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия.

13.Участие в разработке предложений по итогам работы комиссии по рассмотрению результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

14. Подготовка с участием других служб материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной (нестандартной, некачественной) продукции и иных правонарушениях для передачи следственным органам, а также принятие мер к возмещению ущерба, причиненного предприятию.

15. Организация систематизированного учета и хранения поступающих на предприятие и издаваемых им нормативных актов, имеющих непосредственное отношение к правовой работе.

Дата добавления: 2015-12-11; просмотров: 6507;

При дивизионной структуре управления централизованный юридический департамент, подчиненный руководителю, уступает место разделенному по бизнес-юнитам (бизнес-единицам) юридическому подразделению, когда юристы распределяются по бизнес-единицам компании в соответствии со своей специализацией, курируя то или иное отраслевое направление деятельности компании (ТЭК, недвижимость, логистика итд). Как правило, юристы в этом случае подчиняются руководителю бизнес-единицы, реже – руководителю юридического департамента. Иногда на этот способ организации юридической службы накладывается принцип территориально-распределенного юридического отдела, в этом случае рабочие места юристов находятся по месту нахождения предприятий группы или его филиалов. В этом случае, количество юристов в головной компании снижается, т.к. все они концентрируются в бизнес-единицах.
Наконец, работа предприятия может быть сопряжена с проектной деятельностью. Например, если компания работает в сфере девелопмента и строительства. В этом случае начальник юридического отдела должен перевести акцент с процессного на проектное управление и быть готов к созданию проектных команд, состоящих как из юристов различной специализации, так и из прочих сотрудников компании. Такой подход призван обеспечить получение уникального результата в ходе выполнения комплекса проектных юридических задач на ограниченном промежутке времени. Это может быть строительство объекта недвижимости, due diligence приобретаемых активов, получение лицензионно-разрешительной документации и тому подобное. Соответственно, в проектную группу могут входить не только юристы, но и их коллеги: финансисты, инженеры, аналитики и т.д. Роль и обязанности в проекте каждого участника команды определяется руководителем проекта.
Стоит отметить, что при построении организационной структуры юридического отдела, в особенности для линейно-функциональной структуры, необходимо учитывать количество управленческих уровней. Как правило, используется двухуровневая структура, когда юридический отдел/управление разделен на несколько функциональных отделов. Чем крупнее предприятие или группа компаний, тем выше вероятность дальнейшего дробления юридических функций и появление третьего уровня. Вот пример одной из веток трехуровневой организационной структуры, который может быть использован в юридическом департаменте крупной финансовой или страховой компании: (сверстать, как на картинке, саму картинку не ставить)
Следует обратить внимание, что вне зависимости от принципа построения структуры, зачастую юридический департамент выводят в отдельное юридическое лицо, которое обслуживает интересы различных компаний и бизнес-юнитов холдинга. Преимуществом такого подхода является возможность получения дополнительной практики с внешними клиентами, а также списания судебных расходов, недостатком – возможные претензии налоговых органов и транзакционные издержки.
Важное значение при построении структуры юридической службы предприятия имеет наличие Регламента (положения о работе) юридического отдела, в котором, помимо перечня функций, задач и полномочий юридической службы, должно содержаться описание структуры или принципов ее построения.
Весьма полезно иметь структуру юридической службы не только в виде штатного расписания, но и в графическом виде, в котором следует отразить количество элементов, их взаимосвязи, соподчиненность, а также роли (должности), которые занимают юристы в такой структуре, и количество штатных единиц для каждой роли. Желательно, чтобы такая структура была утверждена организационно-распорядительным документом (приказом) по компании.
Ниже Вы можете ознакомиться с примером построения двухуровневой линейно-функциональной структуры юридического отдела. Указанная структура предполагает разделение юридического департамента на 3 отдела, в рамках которых сгруппированы юридические задачи по различным сферам работы: корпоративный, общеправовой и претензионно-исковой:

Правовая работа на предприятии направлена на правовое обеспечение производственно-хозяйственной деятельности юридического лица, целью которой является реализация уставных задач, полное и своевременное выполнение договорных обязательств.

В ходе реализации определенных учредительными документами задач юридические лица взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления (в том числе надзорными и контролирующими). Одним из направлений правовой работы является обеспечение защиты прав и интересов предприятия в рамках данных отношений.

При ведении хозяйственной деятельности важное значение имеют отношения между предприятием в лице администрации и трудовым коллективом. Урегулирование этих отношений составляет существенную часть правовой работы.

Как правило, в осуществлении правовой работы задействованы все структурные подразделения предприятия. Однако главное место отводится юридической службе как самостоятельному специализированному структурному подразделению хозяйствующего субъекта, призванного заниматься вопросами сугубо правового характера.

Юридическая служба – самостоятельная функциональная служба предприятия, оказывающая правовую помощь руководителям, администрации и подразделениям предприятия в разрешении вопросов, связанных с применением законодательства.

Единственным нормативным актом, регулирующим правовое положение юридической службы на предприятии, на сегодняшний день является постановление Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. «Об утверждении общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения» (в ред. постановлений Совмина СССР от 4 декабря 1980 г. № 1124, 1 декабря 1987 г. № 1367, с изм., внесенными постановлением Совмина СССР от 21 декабря 1990 г. № 1332, решением Верховного Суда РФ от 27 декабря 2000 г № ГКПИ 2000–1409).

Указанный правовой акт не отменен, однако большинство предписаний «Общего положения» устарели и не соответствуют тем условиям, в которых сегодня функционируют юридические отделы на предприятиях. В связи с этим регламентация деятельности юридической службы должна осуществляться путем принятия локальных нормативных актов (положения о службе, должностных инструкций).

Рассмотрим каждое из направлений деятельности юридической службы:

1. Обеспечение выполнения договорных обязательств.

Данное направление складывается из договорной и претензионно-исковой работы.

Договорная работа – совокупность действий по составлению, рассмотрению, заключению, контролю за исполнением договоров, разработке и принятию локальных нормативных актов, регулирующих данную деятельность.

Первоочередной задачей при осуществлении договорной работы является подготовка и внедрение локального нормативного акта, в котором регулируется порядок заключения договоров, определяются функции каждого из структурных подразделений организации, в том числе и юридической службы.

Наличие такого документа (например, Положение о договорной работе) позволит упорядочить процедуру заключения договоров и согласования их условий. В Положении о договорной работе целесообразно закрепить следующие моменты:

– компетенция каждого структурного подразделения по заключению договоров;– какие подразделения и в каком порядке участвуют в согласовании условий того или иного договора;

– ответственность каждого подразделения за согласование определенных условий договора;– сроки согласования условий договора;– порядок учета и хранения договорной документации;– порядок проведения проверок соблюдения Положения;– перечень условий, которые в обязательном порядке должны быть включены в договор;– типовые формы договоров.

Претензионно-исковая работа – совокупность действий организации, ее структурных подразделений и работников по предъявлению и рассмотрению претензий и исков. В ходе осуществлении претензионно-исковой работы происходит урегулирование гражданско-правовых споров, в которых участвует предприятие.

Исходя из этого, организация претензионо-исковой работы должна осуществляться на основании локального нормативного акта (Положения о претензионно-исковой работе). Данный акт должен определять:

– случаи, в которых передача материалов в юридическую службу для предъявления претензии является обязательным;

– условия и порядок передачи материалов в юридическую службу для предъявления претензий (исков) и подготовки ответов на претензии (отзывов);– сроки исполнения запросов юридической службы о предоставлении дополнительных документов;

– лиц, ответственных за принятие решений о предъявлении, признании, отклонении (иска), заключении мирового соглашения;– порядок согласования условий соглашения об урегулировании спора;– порядок и сроки для предъявления претензий (исков);– требования к форме и содержанию претензий (исков);– порядок делопроизводства (учет, оформление, хранение поступающих материалов);– порядок контроля за своевременной передачей материалов в юридическую службу иными подразделениями.

2. Взаимоотношения с надзорными, контролирующими и иными органами государственной власти и местного самоуправления.В рамках данного направления юристы участвуют в рассмотрении дел о привлечении предприятия к ответственности за нарушение законодательства (таможенного, валютного, налогового и другого), вырабатывают правовую позицию фирмы, готовят документы для ее подтверждения, обжалуют неправомерные решения, действия и ненормативные акты органов власти и должностных лиц.

3. Взаимоотношения с трудовым коллективом.

Это направление работы имеет большое значение для крупных предприятий с большим трудовым коллективом. Споры, которые возникают между работниками и администрацией, чаще всего связаны с неправомерным, по мнению работников, привлечением их к ответственности или увольнением. Необходимо отметить, что в таких спорах суды зачастую встают на сторону работника. Поэтому задачей юридической службы, в первую очередь, является профилактика данных споров.

Прежде всего, необходимо создать на предприятии нормативную базу, принять локальные нормативные акты, регулирующие деятельность администрации и работников (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции). Эти нормативные акты должны достаточно подробно регламентировать деятельность участников трудовых правоотношений и содержать четкие, недвусмысленные формулировки, что впоследствии позволит избежать спорных ситуаций, которые, как правило, возникают при различном толковании сторонами правовых норм.

Рекламное законодательство – это различные нормативные акты, именуемые источникамиправа и содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере рекламы. К рекламному законодательству относятся не только законы, но и подзаконные нормативные акты. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), решением Конституционного суда Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 4-П, законодательство о рекламе относится к федеральному ведению и не может включать нормативные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Единственным исключением являются нормативные акты, регулирующие региональные и местные вопросы рекламной деятельности (например, размещение наружной рекламы).

Важнейшими нормативными актами, регулирующими отношения в сфере рекламы, являются:

• Кодекс Российской Федерации об административньж правонарушениях;• Гражданский кодекс Российской Федерации;• Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»;• Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»;• Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;• Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»;

• Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом цен, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»;

ГОСТ Р 52044-2003. «Наружная реклама на дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения»;

Основными функциями рекламного права являются:

• упорядочивание и регулирование отношений в сфере рекламы (регулятивная функция);

• защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы (охранительная функция);

• создание условий для эффективного решения с помощью рекламы экономических, социальных и общественно-политических задач (воспитательная и организационная функции).

Статья 5. Общие требования к рекламе

1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

2. Недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

11) о результатах исследований и испытаний;

12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

15) о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;

17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

. Реклама не должна:

1) побуждать к совершению противоправных действий;

2) призывать к насилию и жестокости;

3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.

. В рекламе не допускаются:

1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;

3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

6. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

7.1. В рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.

8. В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.

9. Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях.

11. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Добавить комментарий