Юридическая техника тгп

Технико-юридические нормы – это регулятивы, имеющие диспозицией (регулятивным предписанием) техническую норму, а санкцией (охранительной нормой) юридическую. В этой связи их следует рассматривать и как юридические нормы с техническим содержанием, и в качестве формы технических регулятивов.

В литературе установились две точки зрения по поводу понимания сущности технических норм. Согласно первой позиции, их нельзя относить к социальным регулятивов. В соответствии со второй точкой зрения, их нужно рассматривать как социальные нормы. Следует отметить, что технические регулятивы действительно отличаются своеобразием.

Содержание технико-юридических норм определяют законы природы и законы техники. Они регламентируют не отношения между людьми, а отношения человека к отдельным объектам природы и техники, что вроде бы указывает на их регулирование несоциальной сферы. Мерами обеспечения технико-юридических норм являются негативные результаты нарушения естественных законов и технических правил.

Тем не менее, технические нормы нужно рассматривать как специфическую разновидность социальных регулятивов, поскольку:

– во-первых, основным предметом для регулирования всех социальных норм выступает поведение людей, на что направлены и технические нормы;

– во-вторых, технические нормы несут социальное значение, увеличивающееся по мере развития технической сферы и расширения искусственной среды обитания человека.

В зависимости от уровня социальной значимости технические нормы имеют существенное различие. Данный признак обладает наибольшим значением при оценке «социальности» технических регулятивов.

Наиболее значимые технические нормы обеспечиваются правовыми санкциями и приобретают свойства технико-юридических норм. Это также подчеркивает принадлежность технических норм к группе социальных, поскольку технико-юридические нормы (равно как и любые правовые нормы) относят к социальным.

Однако из-за обеспечения технической нормы правовой санкцией, она не меняет своей природы, так как в ней сохраняются все черты, по которым технические нормы как раз не относят к социальным регуляторам.

Для решения этого противоречия следует разграничивать юридическо-технические и нормативно-технические социальные регуляторы. При этом понятие «регулятор» в этой ситуации применяется в смысле, не соответствующем понятию «норма». Следовательно, изучение проблемы переносится в иную плоскость.

Технико-юридические нормы

Социальные нормы: понятие, признаки и виды

Все виды норм (норма — это определенное правило) можно услов­но разделить на две группы:

Технические нормы регулируют деятельность человека по использованию природных ресурсов (нормы расхода топлива, электроэнергии, воды и др.) и орудий труда. Социальные нормы регулируют отно­шения людей друг с другом.

Социальные нормы — правила поведения общего характера, ко­торые складываются в отношениях между людьми в обществе в связи с проявлением их водах (интереса) и обеспечиваются разными способа­ми социального влияния.

Сущностью социальных норм являются не просто правила, ибо правила существуют и в несоциальных образованиях, таких, например, как математика, грамматика, техника и другие (технические нормы), а правша отчетливо выраженного социального характера.

Признаки социальных норм:

Правила (масштабы, образцы, модели) поведения регулятивного характера — социально-волевые нормы, исторически сложившиеся или целенаправленно установленные. Они направляют поведение людей в соответствии с заложенной в норме идеальной моделью обществен­ных отношений, вносят одинаковость в регулирование общественных отношений и формируют непрерывно действующий механизм типич­ных масштабов поведения;

Правила поведения общего характера, то есть правила, не име­ющие конкретного адресата. Они рассчитаны на то, чтобы направлять поведение людей в рамках отношений данного вида: вступают в дей­ствие каждый раз, когда возникают соответствующие общественные отношения;

Правила поведения предписывающего характера — общеобязательные. Они устанавливают запреты, дают эталоны поведения;

4. Правила поведения, которые обеспечиваются определенными средствами воздействия на поведение людей (привычкой, внутренним убеждением, общественным влиянием, государственным принужде­нием).

Следует отметить, что социальные нормы возникают в процессе исторического развития и, концентрируя достижения человечества в ор­ганизации общественной жизни, передаются из поколения в поколе­ние, то есть являются преемственными.

Классифицировать социальные нормы можно по различным крите­риям.

Виды социальных норм по сферам действия:

экономические: регулируют общественные отношения в сфере экономики, т. е. связаны с взаимодействием форм собственности, с про­изводством, распределением и потреблением материальных благ;

политические: регулируют отношения между классами, нация­ми, народностями; связаны с их участием в борьбе за государственную власть и в ее осуществлении, со взаимоотношениями государства с дру­гими элементами политической системы;

религиозные: регулируют отношения в сфере религии и между различными религиями, специфические культовые действия, основан­ные на вере в существование Бога;

экологические: регулируют отношения в сфере охраны окружаю­щей среды и др.

Виды социальных норм по регулятивным особенностям:

Социальные нормы образуют единую систему. Нормы права соот­носятся с социальными нормами как часть с целым, поскольку они — важная, но не единственная форма регулирования общественных отно­шений.

Нормы морали, нормы-обычаи, корпоративные и другие нормы взаимодействуют с принципами и нормами права, находят в них одну из необходимых форм своего существования (например, религиозные нормы празднования Рождества, Пасхи стали правовыми).

Соотношение социальных и технических норм.

Технико-юридические нормы

Технические нормы — правила, указывающие на наиболее эконо­мичные и экологически безвредные методы, приемы и способы воздей­ствия людей на материальный мир, их работу с техническими и есте­ственными объектами. Иначе: это правила целесообразного обращения с предметами природы, орудиями труда и различными техническими средствами. Например, правила выполнения строительных работ, ин­струкции по эксплуатации машин и механизмов.

Технические нормы занимают своеобразное место в системе соци­ального регулирования, обусловленное тем, что они регулируют отно­шения между людьми и природой, техникой (человек и компьютер, че­ловек и орудие труда, человек и производство), тогда как социальные нормы — отношения между людьми и их объединениями.

Технические нормы основаны на познании законов природы, осо­бенностей технических объектов, технологических правил эксплуата­ции машин и механизмов и представляют собой специфический язык общения человека с материальными объектами, в процессе которого должна быть обеспечена безопасность его деятельности на разных участках, охрана здоровья и жизни. Несоблюдение технических норм, как биологических, медицинских и других, приводит к ответной реак­ции со стороны сил природы на конкретные действия человека (увечья, травмы, болезни). Так, невыполнение требования медицинского учреж­дения пользоваться одноразовыми шприцами может привести к инфи­цированию человека СПИДом, а нарушение правил работы на элект­ронно-вычислительной машине не даст нужного результата.

Если рассматривать технические нормы безотносительно к тому, регулируют они поведение людей или нет, то их можно определить как сугубо технические и противопоставить социальным нормам, то есть чисто технические нормы как абстракция, отвлечение от обществен­ных отношений, имеют такое же значение, как правила математики и иных несоциальных образований. Например, правила обращения с компьютерами, телевизорами, стереосистемами, холодильниками ит. д.

Как только технические нормы соприкасаются с поведением людей и люди начинают сообразовывать свои поступки с техническими тре­бованиями, т. е. как только технические правила становятся общими правилами поведения (нормами), они приобретают социальное значе­ние. Например, правила гигиены — технические нормы, имеющие социальное значение. Или другой пример: техническими нормами яв­ляются различные правила, устанавливающие требования к качеству продукции, товаров и гарантии их качества. Эти технические правила рассчитаны на отношения субъектов (коллективов) к ним в процессе создания продукции (товаров) и в сфере обмена, поэтому они имеют социальный характер.

Общее у технических и социальных норм — их связь с деятельно­стью человека.

Различие технических и социальных норм — в объектах и методах регулирования.

Признаки социально-технических норм:

· обусловленность законами природы и техники;

· отсутствие выраженного социального характера (не являются чи­сто социальными);

· отсутствие выраженных мер общественного обеспечения (право­вых, моральных и иных санкций);

Ряд технических норм, действующих в материально-производствен­ной и управленческой сферах и получивших социальное значение, при­обретают правовую силу, то есть становятся технико-юридическими с признаками обязательности и обеспечения государственными мера­ми, вплоть до принуждения. При этом они не теряют своего организа­ционно-технического характера. Например, правила противопожарной безопасности, эксплуатации атомных станций, всех видов транспорта, энергоснабжения, хранения и перемещения взрывчатых и токсических веществ, обращения с оружием и т. п.

К техническим нормам относятся:

1. Строительные нормы и правша (СНИПы).

2. Государственные стандарты (ГОСТы).

3. Технические условия производства какой-либо продукции.

4. Инструкции (регламенты) по безопасной эксплуатации и утили­зации машин и оборудования.

5. Нормы (стандарты) расхода сырья, топлива, электроэнергии.

6. Нормы пожарной безопасности.

7. Нормы, устанавливающие требования к выбросам вредных (заг­рязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двига­телями внутреннего сгорания.

Социально-технические нормы становятся технико-юридичес­кими двумя способами:

1) когда государство через соответствующие уполномоченные орга­ны формулирует содержание социально-технических норм, соблюдение которых признается юридически обязательным (то есть вводит технические регламенты путем отдельного опубликования в рамках нормативного акта, нередко в виде приложения). Например, приказ Государственной налоговой администрации об утверждении формы налоговой декларации и порядка ее заполнения и подачи или инструкция по соблюдению технических правил работниками атомной электростанции. Они (приказ и инструкция) содержит социально-технические нормы, которые имеют формально-обязательным характер для адресата, охраняются и защищаются государством. Инструкция к электробритве такого характера не имеет;

2) когда государство устанавливает ответственность за нарушение каких-либо социально-технических правил (диспозиций), но не формулирует, их, а делает отсылку к инструкциям или другим актам, в которых содержатся такие правша (то есть вводит технические регламенты с помощью нормативного акта путем отсылки к ним). При этом социально-технические правила могут меняться, а установленная ответственность за их нарушение оставаться неизменной. Так, предусматривается уголовная ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях и во взрывоопасных цехах; Кодекс об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за грубое нарушение механизаторами правил технической эксплуатации тракторов, комбайнов, других самоходных сельскохозяйственных машин, правила техники безопасности во время их эксплуатации. Сами правила безопасности в указанных статьях не приводятся, а делается отсылка к ним, то есть нормы излагаются бланкетным способом.

Юридико-технические нормы нельзя противопоставлять нормам социальным, ибо все без исключения правовые нормы адресованы людям, регулируют отношения только между личностями, группами, обществом и государством (но не отношения между личностью и ве­щью или явлением природы), и в этом смысле они социальны. Их иногда называют подвидом социальных норм или социальными норма ми с техническим содержанием. Таким образом, в материально-произ­водственной и управленческой сферах (соответственно уровню развития техники) технические нормы не могут не приобретать характера социальных, а затем и качества юридических норм.

б) Технико-юридические нормы

Технические нормы – это правила поведения, регулирующие необходимое целесообразное поведение людей по отношению к предметам природы, орудиям труда и техническим средствам.

Особенность технических норм:

— не регулируют отношения между людьми, а характеризуют отношение людей к природе, технике, орудиям и средствам производства

— в основе технических норм лежат естественные законы природы, которые одинаковы для любого общества (физики, химии, аэродинамики и т.д.)

— технические нормы не требуют специальных средств для своего обеспечения (например, у правовых норм – средство обеспечения – юридическая норма), потому что они действуют автоматически и не зависят от человека (носят объективный характер)

— технические нормы исполняются потому, что они целесообразны, а не потому, что стараются избежать каких-либо мер воздействия (как правовые нормы)

К техническим нормам в широком смысле слова относят:

— экологические и др.

В силу своей значимости часть этих норм находит закрепление и в законодательстве, получив название технико-юридических (т.е. юридических норм с техническим содержанием).Это:

— различные ГОСТы (правила техники безопасности, эксплуатации водного железнодорожного транспорта)

— ветеринарные и др.

— СНИПы (строительные нормы и правила – нормы расхода сырья, топлива, электроэнергии и т.д.

Основные черты технико-юридических норм:

— имеют нормативный характер (признаются национальной правовой системой)

— источник технико-юридических норм – технико-юридические нормативно-правовые акты (перечень таких актов предусмотрен ФЗ РФ от 27.12.02 г. «О техническом регулировании». Сюда входят:

1) технические регламенты (ст. 6), которые принимаются исключительно в целях:

— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества

— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных или растений

— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей

Правовая форма технических регламентов – федеральный закон, указ президента, постановление Правительства РФ

2) стандартыорганизаций, правила и рекомендации в области стандартизации, национальные стандарты (ст. 13)

Для характеристики общего (нормативного) регулирования посредством технических норм законодателем введено специальное понятие «техническое регулирование» — это правовое регулирование отношений в области управления, применения и исполнения обязательных и необязательных требований к соответствующим объектам технического регулирования (ФЗ «О техническом регулировании»).

Технико-юридические нормы включены в экологическое право, в жилищное законодательство, законодательство о здравоохранении. Технико-юридические нормы имеют широкое распространение в международном (частном и публичном) праве:

— международные стандарты, принимаемые Международной организацией по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссией (МЭК) и др.

  1. Соотношение права и иных социальных норм.

Соотношение права с другими социальными нормами определяется тремя моментами: их единством, различием и взаимодействием.

1) Право, обычаи, мораль, корпоративные нормы – все они относятся к социальным нормам.

2) Признаки иных социальных норм в полной мере относятся и к признакам права

3) Право и иные социальные нормы – это социальные регуляторы поведения в обществе

4) Право и социальные нормы выполняются в большей мере добровольно, под влиянием сознательности и убежденности людей в их полезности

Правовые нормы (право) Иные социальные нормы
1) По форме выражения
Фиксируются в официальных нормативных актах, издаваемых органами государства Существуют в сознании людей, в различных знаковых системах, не имеющих официального характера
2) По сфере действия
Регулируют общественные отношения, поддающиеся правовому регулированию и нуждающиеся в нем. Это наиболее значимые общественные отношения. Могут регулировать как те же сферы, что и правовые нормы, так и отношения, безразличные с точки зрения права
3) По действию во времени, пространстве и по кругу лиц
Распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории государства Имеют локальный характер
4) По тенденциям развития
Появляются лишь на отдельной стадии развития общества (с появлением государства). Динамичны Появились раньше правовых норм (на стадии первобытнообщинного строя). Более консервативны, медленно формируются и медленнее исчезают
5) По способу обеспечения
Силой государства Силой привычки, силой общественного мнения

Влияние права на иные социальные нормы:

1) нормы права могут поддерживать действие иных социальных норм

2) нормы права могут учитывать в своем составе другие социальные нормы (например, уголовная ответственность за ношение оружия не распространяется на те случаи, когда оружие является традиционным элементом национального костюма; общенародные, наиболее распространенные праздники фиксируются в трудовом законодательстве в качестве выходных дней и т.д.

3) Нормы права могут вытеснять некоторые социальные нормы (например, законодательно запрещаются обычаи кровной мести, похищения невесты, многоженства

Влияние иных социальных норм на право:

1) некоторые социальные нормы могут поддерживать право

2) некоторые социальные нормы используются в процессе реализации и применения права (закон может ссылаться на обычаи как источники права)

3) некоторые социальные нормы помогают уяснить содержание норм права (например, такие оценочные понятия законодательства как «аморальный» поступок, соблюдение профессиональной этики и т.п., могут быть понятны только с учетом содержания других социальных норм.

Одни и те же жизненные проблемы могут в принципе решаться и регулироваться как в индивидуальном, так и в нормативном порядках. Допустим, нужно установить, кто из данных лиц должен привлекаться к общественным работам и каково содержание таких работ. Тут возможны два варианта: либо в каждом конкретном случае в индивидуальном порядке разово определяется, что такие-то и такие-то лица должны выполнить такие-то и такие-то работы, либо вводятся общие правила, нормативы, регламентирующие порядок и очередность привлечения лиц к работам, точное содержание их деятельности. Конечный результат и там и здесь в общем один: обеспечивается осуществление общественных работ, т.е. поведение людей упорядочивается, направляется, а порядок решения проблемы разный: индивидуальный или нормативный.

Понятие, природа, содержание технико-юридических норм

Ключевые слова: понятие, природа, содержание, технико-юридических, норм

Технико-юридические нормы — это нормы, которые в качестве диспози­ции (регулятивного предписания) имеют техническую норму, а в качестве санкции (охранительной нормы) — юридическую норму. Поэтому их можно расценивать и как юридические нормы технического содержания, и как раз­новидность технических норм.

Относительно природы технических норм существует две позиции: одни авторы вообще не относят их к социальным нормам, другие — считают их со­циальными. Действительно, технические нормы своеобразны.

90. Юридическая техника

Юридическая техника – это совокупность средств, специфических правил и приемов, которые используют при создании, оформлении и систематизации юридических актов для обеспечения их эффективности и регулятивного действия на общественные отношения. Существует следующая классификация юридической техники.

1. Техника изложения воли законодателя – юридическая техника, применение которой характеризуется соблюдением следующих правил при создании, оформлении и систематизации юридических актов: синтаксических – таких, в которых первоначальной, основной единицей текста является предложение, выражающее законченную мысль; стилистических – это правила, которые предполагают построение текста нормативного правового акта в простом стиле, с употреблением четких и кратких формулировок, а также устойчивых словосочетаний. Согласно этому правилу в тексте нормативных актов должно присутствовать уместное использование обязываний, дозволений, запретов; лингвистических – это такие правила, которые предполагают использование языка и стиля в юридических актах, которые не отличаются друг от друга, так как им должны быть свойственны директивность и официальность; терминологических – это правила, использование которых при изложении правовых норм, предписаний предполагает использование общеупотребительных, специальных юридических и специальных технических терминов, которые обязаны быть общепризнанными, ясными, однозначными, точными, устойчивыми, должны обладать адекватным формулированием и ограниченной по смыслу специализацией.

При этой технике употребляются следующие средства изложения воли законодателя:

1) нормативное построение, а именно организация правовых норм по структуре и использование в законах, положениях, предписаниях их разновидностей (деление на регулятивные, охранительные и другие нормы права);

2) юридические конструкции, а именно представление правового материала в виде стандартных моделей или схем (в частности, состав преступления, договор и др.);

3) отраслевая типизация, т. е. использование в тексте правовых предписаний конструкций и нормативных построений, а также терминологии какой-то конкретной отрасли права.

Применяются следующие приемы изложения правовых норм:

1) прямое изложение;

2) ссылочный характер изложения;

3) абстрактный;

4) казуистический;

5) бланкетный.

2. Техника документального оформления – это структурная организация юридического текста и его оформление с помощью официальных реквизитов. Ими можно считать как логически связанные абзацы, так и части статей, глав, параграфов, разделов и частей.

Существуют реквизиты, которые призваны придавать юридическому акту официальный характер, в частности речь идет: 1) о заглавии нормативного документа; 2) наименовании нормативного документа; 3) дате принятия и введения документа в действие; 4) порядковом номере нормативного документа; 5) подписи; 6) печати.

3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акта делится:

1) на правотворческую технику;

2) правоприменительную технику;

3) интерпретационную технику.

В результате изучения материалов данной главы обучающийся должен:

знать

  • • категориальный аппарат юридической техники, его принципы, цели и задачи;
  • • особенности методов и приемов юридической техники;
  • • основные средства юридической техники;

уметь

• оценить правильность выбора основных средств и приемов юридической техники;

владеть

  • • юридической терминологией в области нормотворчества;
  • • приемами и средствами юридической техники.

Ключевые понятия, юридическая техника, предмет, методы, приемы, средства и правила юридической техники.

Понятие, предмет и структура юридической техники

Юридическая техника является важнейшим условием и средством предупреждения, а при необходимости и исправления юридических ошибок. Конечно, она не лекарство от всех бед, поскольку всегда приходится учитывать субъективный фактор, объясняющий, почему при выполнении одинаковой работы одни юристы допускают ошибки, а другие нет. Однако незнание или игнорирование юридической техники, как и ее недооценивание не только не способствуют, но и может оказаться серьезным препятствием в процессе сведения юридических ошибок к минимуму. Знание юридической техники даст возможность повысить качество юридической работы.

Любая правовая деятельность сложна, поэтому ей, как правило, свойственна стадийность, определенная последовательность в реализации отдельных, хотя и взаимосвязанных, операций. Нарушение порядка и правил их выполнения может привести к серьезным негативным последствиям.

Юридическая техника помогает понять практикующему юристу, что его профессиональная деятельность может быть эффективной лишь тогда, когда будет выполняться в рамках заданного алгоритма, и как любая деятельность она требует определенной технологичности в подходах. Для юриста не должен возникать вопрос о первичности формы или содержания юридического документа, поскольку специфика работы в правовом поле такова, что только гармоничное сочетание буквы и духа закона может полностью удовлетворить всех заинтересованных участников правоотношения.

Юридическая техника, по сути являясь частью теории права, как и теория занимается познанием общих закономерностей правовой действительности, но в более прикладной ее части, а именно в сфере правотворчества и реализации права. Например, юридическую технику интересуют вопросы как архитектуры отдельного нормативного акта, так и систематизации всего правового массива.

В самом общем виде, предметом юридической техники являются основные этапы, способы, приемы и средства осуществления юридической деятельности, в процессе которой формируются и применяются нормы права, составляются юридические документы.

Причем необходимо учитывать, что предмет юридической техники, как и сама юридическая деятельность, постоянно расширяется и качественно изменяется.

Так, поначалу ее правила вырабатывались исключительно эмпирическим путем и передавались в устной форме, становясь постепенно обычаем. Примером этого может служить юридический обряд манципации в квиритском римском праве. Уже в первых исторических памятниках права можно встретить указания на технические стороны проведения юридических процессов, в том числе и па речевые формы. Один из древнейших процессов именуется Legis Actiones, и описан во II в. римским юристом Гаем.

Явка ответчика в суд обеспечивалась истцом без вмешательства

государственной власти. Причем требовалось, чтобы в суд была доставлена и сама спорная вещь, а если это невозможно, то ее символическое изображение (например, горсть земли, если речь шла о ней). Истец и ответчик, оба с палками в руках (Vindicta), шли к претору, где происходило судоговорение. Истец произносил формулу: «Я заявляю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов, в доказательство чего я накладываю на нее свою виндикту», после чего накладывал на спорную вещь палку. Если ответчик не возражал, то истец забирал вещь, и дело прекращалось. Но если возражения были, то ответчик, в свою очередь, произносил формулу: «А я утверждаю, что эта вещь моя» и тоже накладывал свою виндикту на предмет спора. Далее вмешивался претор, произнося: «Mittite ambo rem! (Оставьте оба вещь!)», после чего судоговорение протекало в более спокойной обстановке.

Юридическая техника формировалось постепенно, по мере того как усложнялась и увеличивала свой масштаб юридическая действительность, предоставляя все более обширный материал для обобщения и понимания этого правового явления. Причем нельзя утверждать, что изучение данного вопроса исчерпало себя, поскольку неисчерпаема сама познавательная деятельность людей.

В процессе генезиса правил юридической техники трансформируются и качественные характеристики приемов, способов и методов, применяемых в юридической работе и вошедших в ее инструментальный арсенал. Изменился понятийный аппарат юриста, претерпели существенную содержательную трансформацию древнейшие правовые термины (вина, хищение, суверенитет), появились и продолжают появляться новые (экологическая экспертиза, эвтаназия, космическое право).

Или, например, правило «нет решения без доказательств» использовалось традиционно. Доказывание — один из основных процессов, влияющих на разрешение но существу юридических дел. Однако можно установить большую разницу между доказательствами, используемыми в ранние и средние века (они носили эмоциональный характер — клятва, испытание, пытки, поединки) и применяемыми сегодня (они глубоко рациональны). Так, например, Законы XII таблиц устанавливали следующий порядок прeодоления ситуации недостаточности доказательственной базы: «Пусть тяжущийся, которому недостает свидетельских показаний, идет к воротам дома не явившегося па разбирательство свидетеля и в течение трех дней во всеуслышание взывает к нему». Или трагически известный «Malleus Maleficarum» (Молот ведьм) в качестве основного доказательства вины малефикара рассматривал полученное под пытками личное признание, без которого технически ведьму осудить было нельзя. Для тех же, кого серьезно подозревали в ереси, но против кого не было данных под присягой свидетельств, предусматривалась формула отречения: «Я клятвенно отрицаю ту ересь, или, вернее говоря, неверие, которое неверно и лживо утверждает, что на земле не существует ведьм».

Обнародование нормативных актов — как необходимое явление правовой жизни, также подверглось существенным изменениям, пройдя путь от устного оглашения указов (законов) на площадях до официального опубликования в СМИ и глобальной сети Интернет.

Таким образом, предметом изучения науки, называемой юридической техникой, является определенный круг вопросов, представляющий собой совокупность методов, правил, приемов и средств юридической деятельности в их динамическом развитии.

Юридическая техника при современном уровне научного и практического интереса к прикладной юриспруденции приобретает характер системы знаний об оптимальном взаимодействии юридических и юридико-технических средств (стратегии, тактики, правилах, приемах, способах и методах), используемых в процессе формирования, закрепления и реализации права его субъектами в целях удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей и интересов.

По своему содержанию юридическая техника складывается из двух элементов (рис. 1.1):

  • • технических средств (собственно техники);
  • • технических приемов (технологии).

Здесь можно провести аналогию с техническими устройствами, в рамках эксплуатации которых выделяются, во-первых, сами механизмы (машины, оборудование), т.е. технические средства, а во-вторых, — правила, приемы и методы их использования, т.е. технология.

Рис. 1.1. Содержание юридической техники

Первым о возможности такого деления юридической техники написал С. С. Алексеев, указав, что техническими средствами здесь являются юридические конструкции, терминология И Т.И., а правовой технологией можно считать способы изложения норм, например, бланкетную и ссылочную систему.

По мнению Н. А. Власенко , юридическая технология отвечает на вопрос, как осуществлять, в какой последовательности выполнять те или иные операции, а юридическая техника — при помощи каких приемов и средств должны осуществляться те или иные технологические операции, причем объем технологии явно перевешивает технику. Тем не менее отбрасывать технические средства (собственно юридическую технику) не стоит, поскольку без них юридическая деятельность станет крайне затруднительной.

Выделяют два основных подхода к организации юридической работы — тактический и стратегический, причем это именно подходы к организации работы юриста, а не сама работа, осуществляемая по правилам юридической техники.

Под юридической тактикой понимают линию поведения, порядок действий, заключающийся в краткосрочном планировании юридической деятельности, ее организации для достижения конкретно поставленной цели.

Юридическая стратегия — как способ достижения сложной цели включает в себя долгосрочное планирование и становится необходимой в ситуации, когда для прямого и быстрого достижения основной цели недостаточно имеющихся на данный момент ресурсов.

Задачей стратегии является эффективное использование наличных активов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена ей. Примером постановки стратегических задач, для решения которых используются (или будут использованы) тактические приемы, могут служить такие нормативные акты, как: распоряжение Правительства РФ от 27.08.2009 № 1235-р «Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года», постановление Правительства Москвы от 17.02.2009 № 115-ПП «О Годе равных возможностей в городе Москве и Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года», Областной закон Ленинградской области от 28.06.2013 № 45-оз «О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года» и др.

В структуру юридической техники входят три основные части: правотворческая (правоустановительная), интерпретационная и правоприменительная техника. Каждому из перечисленных разделов присущи как общие, так и специальные (специфические) приемы и конструкции. Так, архитектура нормативных актов — это вопрос прежде всего правотворческой техники, а лингвистические правила составления юридических документов должны учитываться на всех этапах правообразования и правоприменительной деятельности.

Большинство исследователей выделяют в качестве инструментария юридической техники такие элементы, как методы, правила, приемы и средства (рис. 1.2). Более подробно все эти элементы будут рассмотрены далее, а сейчас ограничимся их определениями и понятиями.

Рис. 1.2. Инструменты юридической техники

Методы и правила юридической техники представляют собой ее научно-организационную основу.

Методы — пути исследования или познания, — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную правовую задачу или достичь поставленной цели.

Методы научного познания не являются одноуровневыми и образно могут быть представлены внутри конкретной области знания в виде перевернутой пирамиды в зависимости от степени их универсальности. В основании пирамиды будут находиться методы-принципы, являющиеся универсалиями не только для данной науки, но и для научного познания в целом, — иными словами, философские категории метафизики и диалектики.

Правила — конкретные предписания, устанавливающие порядок и подходы к применению юридической техники.

К общим основным правилам юридической техники наиболее часто относят:

  • — максимально полное, адекватное выражение логики и воли субъекта нормотворчества и следование им правоприменителем;
  • — рациональную организацию и системную последовательность изложения правовых предписаний (общего или индивидуального характера), закрепляемых в юридическом документе;
  • — недопущение пробельности и противоречивости в нормативных актах и во всей системе законодательства;
  • — лаконичность изложения правовых предписаний при необходимой глубине и всесторонности отражения их содержания;
  • — ясность и доступность юридического языка, точность и определенность используемой терминологии;
  • — сведение к минимуму дублирования правовых предписаний по одному и тому же вопросу в целях лучшей обозримости правового информационного массива, облегчения его практического использования;
  • — соблюдение технологического процесса обнародования (доведения до сведения) и вступления в силу законов и других нормативных актов.

Естественно, перечень общих правил, будучи доктринальным, а не нормативным, является открытым и может быть дополнен.

Приемы юридической техники — способные повторяться действия уполномоченного субъекта по реализации юридико-технического правила (операции).

Таков, например, прием использования бланкетных норм, отсылающих правоприменителя к другому нормативному акту. Статья 264 Уголовного кодекса РФ — бланкетная норма — устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения. Для того чтобы узнать, какое конкретно правило было нарушено, и было ли нарушение вообще, следует обратиться к Правилам дорожного движения, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.

В научной литературе, наряду с иными вариантами классификации, приемы юридической техники подразделяют на три группы.

К первой группе относятся приемы, применимые к созданию текста правового документа в целом, а также к определению его структуры (рубрикация текста, нумерация его составных частей, заголовки и преамбулы, реквизиты, примечания и ссылки).

Ко второй группе принадлежат те приемы, которые направлены на формирование непосредственно правовых норм. Это лингвистические и логические приемы, а также приемы, связанные с решением содержательно-познавательных задач (использование правовых конструкций, выражение модальности нормы).

И третью группу составляют приемы процессуального характера, связанные с техникой обнародования и введения актов в законную силу, а также используемые правоприменителями и интерпретаторами права.

Средства юридической техники следует рассматривать в качестве технических устройств, своего рода аппаратной составляющей, благодаря которой и осуществляется юридическая деятельность во всем ее многообразии.

В литературе отсутствует единое мнение относительно круга средств юридической техники. Более того, в силу многоплановости их применения, в зависимости от вида юридической деятельности свести их в общую всеобъемлющую систему не представляется возможным. Действительно, средства, применяемые законодателем, будут сильно отличаться от средств, используемых правоприменителем.

Однако наличие таких средств (орудий) — обязательный атрибут любой техники. В физическом плане подобные орудия труда в юридической технике увидеть сложно, но это нс значит, что их нет вообще. Они имеются, но не в материальном, а в фигуральном виде, именно в виде средств юридической техники.

Не пытаясь создать универсальную систему средств юридической техники, их можно условно классифицировать на следующие’.

  • — атрибутивно-формальные — реквизиты документа;
  • — логические — внутренняя структура норм и структура правового акта в целом;
  • — лингвистические — весь комплекс выразительных средств используемого языка;
  • — специально-юридические — ссылки, отсылки, оговорки, примечания и др.;
  • — специальные средства или нетипичные нормативные построения и предписания — правовые аксиомы, презумпции, фикции, юридические конструкции и правовые символы. В последнее время в эту группу причисляют также и концепции нормативных правовых актов, все более активно использующиеся в процессе их создания.

Юридическая техника довольно часто воспринимается как явление частное, занимающее весьма скромное место в правовой системе и носящее вспомогательный характер. Как правило, ее сущность сводят к набору определенных приемов создания юридического текста. По сути, юридическая техника до сих пор нередко отождествляется с техникой законотворчества. Однако даже в обозначенном узком смысле нельзя не увидеть се огромную роль

в формировании и функционировании всей правовой системы, отраженных в процессах правообразования и правореализации.

Необходимо подчеркнуть, что нельзя сдвигать рамки юридической техники до конкретных технических приемов или средств, с помощью которых решаются отдельные вопросы, также невозможно свести ее исключительно к знаниям, нс менее важны практические навыки и умения.

Юридическая техника представляет собой комплексную научно- техническую область юридического знания, основное назначение которой состоит в том, чтобы сделать процесс поступательного движения от обнаружения правотворческой воли к нормативному акту, а затем и к акту правоприменения более технологичным, рациональным и удобным.

  • Манципация (лат. tancipatio, от лат. manus — рука и лат. саріо — беру) — в римском праве акт фиксации перехода права собственности от одного лица к другому, при котором отчуждаемая вещь в присутствии пяти свидетелей и весовщика передавалась приобретателю при произнесении строго определенных словесных форм и выполнении обряда с весами с медным слитком.
  • СмДождев Д. В. Римское частное право. М.: ИНФРА-М ; Норма, 2003.
  • Законы XII таблиц (Leges duodecim tabularum), один из древнейших сводов римского обычного права (5 в. до н.э.) на 12 досках-табл и пах (отсюда название), регулирующего практически все отрасли. Текст Законов XII таблиц не сохранился и реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях римских писателей и юристов (Цицерона, Гая и др.). Первый писаный источник права Древнего Рима.
  • См.: Законы XII таблиц. Таблица II, и. 3 // Хрестоматия по истории древнего Рима / под ред. С. Л. Утчеико. М., 1962.
  • Алексеев С. С. Проблемы теории права : курс лекций. В 2 т. Т. 1. Свердловск, 1972. С. 139.
  • Нормотворческая юридическая техника / под ред. II. А. Власенко. М.: Юсти- цинформ, 2011. С. 9.
  • Так, 23 января 2014 г. на заседании Совета Государственной Думы был рассмотрен и принят проект порядка работы Думы и проект календаря рассмотрения вопросов нижней палатой с 11 по 28 февраля 2014 г. Примером юридической тактики может служить и примерный план законотворческой деятельности Законодательного Собрания Пермского края на 2014 г.

Добавить комментарий