Юридические акты

Правовой (юридический) акт — официальный документ, изданный государственным органом или должностным лицом в определенной форме, установленной законом

Нормативно-правовой акт — правовой акт, содержащий нормы права, принятый пра­вотворческим органом в установленном порядке, имеющий определенную письменную форму и состоящий в иерархическом отношении с другими актами

ПрА – это юр документ, содержащий индивидуальное властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате решения юр дела.

Правовые акты в целом характеризуются следующими основными чертами:

  • они выражены в словесно-документальном виде, представляют собой юридические акты-документы;

  • носят волевой характер, закрепляют волю государственных органов, должностных лиц, граждан, направленную на достижение определенных юридических последствий;

  • содержат, фиксируют определенные элементы правового регулирования — юридические нормы; правоположения юридической практики, разъяснения норм права; правоприменительные и правореализующие индивидуально-конкретные правовые предписания.

Правовые акты подразделяются на три основные вида (группы): нормативные, интерпретационные, индивидуальные акты.

Основу правового регулирования статутной правовой системы составляют нормативно-правовые акты: законы, указы, постановления и др. Все иные правовые акты носят поднормативный характер, должны соответствовать нормативным актам, им не противоречить. Содержанием нормативных актов являются юридические нормы, общеобязательные правила должного, дозволенного, запрещенного поведения, которые лежат в основе принимаемых правовых решений. Два главных признака отличают нормативные акты от других правовых актов:

  • общий характер, неконкретность адресата — нормативные акты распространяются на всех, кто попадает в сферу их действия;

  • непрерывность действия — они действуют непрерывно, постоянно, вплоть до их отмены или замены другими нормативными актами.

Акт толкования права (интерпретационный акт) —правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм и выносится упол­номоченными на это государственными органами или должностны­ми лицами

Акты применения права отличаются следующими признаками:

  • принимаются компетентными органами, должностными лицами, обладающими властными полномочиями;

  • носят государственно-властный, обязательный характер;

  • имеют индивидуальное значение, всегда персонифицированы, содержащиеся в нем правоположения рассчитаны только на конкретный, строго определенный случай;

  • имеют документальную письменную форму;

  • выражают решение юридического дела, определяют меру и объем субъективных прав и обязанностей, их наличие или отсутствие, меру и вид юридической ответственности;

  • выступают юридическими фактами, т.е. влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Акты толкования права, как правило, не содержат новых правовых норм, они направлены на разъяснение и в определенных пределах конкретизацию правовых норм, носят в этой области обязательный характер и действуют вместе с разъясняемыми нормативными актами. Это, например, постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, инструктивные письма Центробанка, Таможенного комитета и др.

Закон — это нормативно-правовой акт, приня­тый законодательным органом государства в особом порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Подзаконный акт – это нормативно-правовой акт, принятый органом испол­нительной власти государства или иным органом незаконодательной власти. Подзаконный акт не должен противоречить законам государства

УДК 340.1

Е.В. РЯБОВ,

аспирант

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

СООТНОШЕНИЕ ТЕРМИНОВ «ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ» И «ПРАВОВОЙ АКТ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

В статье выявляется соотношение терминов «юридический акт» и «правовой акт». Показано, что указанные термины в отечественной юриспруденции используются для обозначения разных явлений правовой действительности и несут каждый в отдельности самостоятельную смысловую нагрузку. В целях повышения качества терминологического оборота в отечественной юриспруденции предлагается разграничить вышеуказанные термины и использовать каждый из них исключительно при обозначении тех явлений правовой действительности, сущность которых они отражают.

Ключевые слова: корпоративное право; правовые акты; корпоративное регулирование.

В настоящее время широкое употребление терминов «правовой акт» и «юридический акт» перестало быть «прерогативой» специальной юридической литературы, поэтому указанные термины встречаются в научных статьях различной отраслевой принадлежности. Данный факт свидетельствует о возрастании роли юриспруденции в российском обществе, широком внедрении в оборот многих юридических терминов, в том числе таких, как «юридический акт» и «правовой акт». Однако по сей день нет ясности и определенности относительно значения данных терминов, их соотношения друг с другом. Российское законодательство легальных определений данным терминам не дает, а юридическая наука по поставленному вопросу еще не пришла к единому мнению. В настоящей статье мы на основании анализа уже существующих в указанной области точек зрения ученых-правоведов и собственных умозаключений дадим определения указанным терминам, определим их соотношение.

Термин «соотношение» определяется в литературе как «взаимное отношение, взаимная связь, зависимость различных величин, предметов, явлений» , «взаимная связь между чем-нибудь, отношение» .

Очевидно, что термины «юридический акт» и «правовой акт» являются производными от родового понятия «акт». Таким образом, прежде чем рассуждать об их значении и соотношении, необходимо определиться, что же являет собой термин «акт».

В литературе термин «акт» определяется как:

1) (лат. «actus» — действие) поступок, действие ;

2) (лат. «actum» — документ) официальный документ ;

3) документ, удостоверяющий что-нибудь ;

4) единичное действие, поступок ;

5) закон, указ государственных органов или постановление общественных организаций ;

6) официальный документ , имеющий юридическую силу ;

7) решение, действие или документ, имеющие юридическое значение ;

Так, термином «акт» обозначают либо действие, либо документ. Примечательно, что в теории права правомерные действия как разновидность юридических фактов именуются «юридическими актами» , а официальные документы, влекущие какие-либо юридические последствия — «правовыми актами» . Отсюда возникает вопрос: как соотносятся друг с другом понятия «акт», «юридический факт», «юридический акт» и «правовой акт». Для получения ответа на него определим следующие понятия.

Юридический факт (англ. juridical facts) — предусмотренное в законе обстоятельство, которое является основанием для возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений .

Л.В. Тихомирова и М.Ю. Тихомиров все юридические факты делят на две группы: события и действия. Действия — жизненные факты, которые являются волеизъявлениями (т.е. результатом сознательной деятельности) людей. Они, в свою очередь, делятся на правомерные (соответствующие предписаниям правовых норм) и неправомерные (противоречащие закону, яв-

ляющиеся правонарушениями) действия. Среди правомерных действий важное место занимает юридическое действие (акт): акты применения права, разного рода сделки, а также заявления и жалобы (например, заявление о назначении пенсии, кассационная жалоба) .

Правомерные действия (как разновидность юридических фактов-действий), совершаемые с намерением достичь определенного правового результата В.М. Сырых также именует юридическими актами. Он указывает, что юридические акты имеют место, когда государственный орган принимает акт применения нормы права, организации заключают договор аренды, суд выносит приговор по уголовному делу. Специфика юридических актов состоит в том, что субъект получает объективированный результат, на достижение которого была направлена его воля. Юридические акты составляют большую часть правомерных действий, осуществляемых в сфере отдельных отраслей права. Это, в частности, акты административного управления, гражданско-правовые сделки, судебные решения, действия субъектов трудового, семейного и других отраслей права .

М.Н. Марченко также разделяет все правомерные действия на юридические акты и юридические поступки. Основной отличительной особенностью юридических актов как правомерных действий является то, что они совершаются с целью порождения определенных юридических последствий. Некоторые из них имеют властный характер. Таковы, например, акты исполнительных органов государственной власти, акты администрации предприятия или учреждения, судебные решения и определения. Многие же юридические акты не имеют властного характера. Эти акты называются сделками. Таковы, например, гражданско-правовые сделки купли-продажи, найма, дарения и др. .

Так, среди правомерных деяний как разновидности юридических фактов выделяются акты применения права (решение суда о разделе имущества, приказ о приеме на работу и др.), сделки и соглашения (договор аренды, купли-продажи и др.), а также заявления и жалобы (исковое заявление в суд, кассационная жалоба, заявление о приеме в вуз и др.) .

Хотя вышеизложенные точки зрения в какой-то мере проливают свет на содержание термина

«юридический акт», определяя его как разновидность юридических фактов-действий, однако своей конкретизацией вводят исследователя в еще большее заблуждение, указывая, что, к примеру, юридическими актами являются гражданско-правовые договоры, приговоры (постановления) суда, т. е. конкретные официальные документы. Получается, что в данном случае одним и тем же термином «юридический акт» охватываются два явления юридической действительности — юридический факт-действие, являющееся основанием для возникновения, изменения, прекращения правоотношений и официальные (юридические) документы, создающие определенные правовые последствия и, как правило, оформляющие результаты вышеуказанных действий.

Резонность описанных выше предположений усиливает следующее определение. Юридический акт: 1) составленный в предусмотренном законом порядке официальный письменный документ, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений. Юридический акт может содержать общенормативные и индивидуальные предписания; 2) такое правомерное действие, которое специально совершается субъектом права с целью создания, изменения и прекращения определенных правоотношений .

В связи с вышеизложенным остается непонятным: юридический акт — это действие или документ, являющийся результатом такого действия (документарным оформлением действия).

Примечательно, что Большая юридическая энциклопедия приводит следующий перечень видов актов:

1) акт генеральный — документ, по которому производится приемка грузов портом судна ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) акт инкорпорирования — разрешение правительственного ведомства на создание корпорации ;

3) акт коммерческий — официальный документ, который составляется при обнаружении недостачи, повреждения или порчи груза ;

4) акт о суброгации — документ о передаче страхователем своих прав на взыскание ущерба с третьих лиц страховщику после уплаты страховщиком страхователю страхового возмещения ;

5) акт ревизии — документ, которым оформляются результаты обследования хозяйственно-финансовой деятельности объединения или предприятия ;

6) акт юридический — документ, издаваемый государственным органом, который содержит общенормативные или индивидуально определенные предписания; также документы, составленные в законодательном порядке и порождающие правовые последствия .

Исходя из вышеизложенного, отметим, что термином «акт» обозначаются официальные документы, причем термин «акт юридический» определяется как «документ, порождающий правовые последствия». В связи с этим интерес представляют также следующие определения понятия «юридический акт».

Юридический акт — официальный письменный документ, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений. Юридические акты подразделяются на нормативные акты, т.е. юридические акты, содержащие нормы права, регулирующие определенную сферу общественных отношений и индивидуальные (ненормативные) акты, которые порождают права и обязанности только у тех субъектов, которым они адресованы .

Юридический акт — это официальный письменный документ, порождающий определенные правовые последствия .

Акт юридический — документ, издаваемый государственным органом и содержащий общенормативные или индивидуальные предписания, также документы, составленные в предусмотренном законом порядке и порождающие определенные правовые последствия .

Акт юридический — акт, издаваемый государственным органом, должностным лицом или по поручению государства общественной организацией в пределах их компетенции и содержащий обязательные к исполнению предписания — общенормативные или индивидуально-определенные. Акт юридический издается в установленной законом форме и называется в зависимости оттого, каким органом он издан: закон, постановление, приказ, инструкция, приговор, распоряжение и др. Актом юридическим также называют различные документы, составленные в предусмотренном

законом порядке и порождающие определенные правовые последствия (например, акт о несчастном случае на производстве, административный протокол и др.) .

Таким образом, в отечественной юриспруденции термин «юридический акт» используется при обозначении правомерных действий как вида юридических фактов, а также при обозначении официальных документов, влекущих определенные правовые последствия (договор купли-продажи, постановление суда, закон, указ и проч.), причем результатом юридического акта как действия, как правило, является издание юридического акта как документа.

Довольно показательно в связи с этим мнение М.М. Карабекова о том, что «многие правовые акты по своей природе являются юридическими фактами, способствующими изменениям в правовой жизни…» ; «правовыми актами» можно считать: 1) юридические документы, воплощающие регулятивную силу права; 2) юридически значимые действия . «Иными словами, — пишет М.М. Карабеков, — акты-действия являются «сопутствующими» правовыми инструментами в механизме правового регулирования по отношению к актам-документам» .

По мнению А.В. Малько, «правовой акт может быть выражен не только в виде документа, но также в устной и невербальной форме. Отдельные разновидности сделок, распоряжения и приказы должностных лиц, действия регулировщика выступают в качестве примеров последних» .

В связи с вышеизложенным считаем, что в науке имеет место проблема соотнесения терминов «юридический акт» и «правовой акт» как тождественных .

Так, в юридической литературе термин «правовой акт» определяется как:

— издаваемый полномочным органом в заранее установленной форме официальный документ, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на упорядочение взаимоотно-

шений людей, органов, организаций в процессе производства, в политической сфере, экологии и т.д. ;

— документ, издаваемый государственным органом и содержащий общенормативные или индивидуальные предписания ;

— надлежащим образом (словесно-документально) оформленное внешнее выражение воли компетентных субъектов (государства, его органов, отдельных лиц и т.д.), выступающее в качестве носителя содержательных элементов правовой системы — юридических норм, право-положений практики, индивидуальных предписаний, автономных решений лиц ;

— волеизъявление управомоченного субъекта права, регулирующее общественные отношения путем установления (изменения, отмены) норм права, а также установления (изменения, прекращения) конкретных правоотношений, результаты которых в виде велений, обращений, соглашений и т.п. в установленном законом случаях фиксируются в документарной форме (акте-документе) ;

— документально оформленная в установленном порядке совокупность юридических предписаний, выражающая волю субъекта (субъектов) права, направленная на регулирование общественных отношений и влекущая определенные юридические и иные социальные последствия ;

— письменный документ, выражающий волю управомоченного субъекта права и направленный на регулирование общественных отношений ;

— официальный письменный документ, имеющий обязательную силу, принятый управомочен-ным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений .

Из приведенных определений следует, что под термином «правовой акт» многие ученые-правоведы понимают официальный документ, изданный (совершенный) субъектом права, влекущий некоторые правовые последствия.

Так, Е.Ю. Терюкова считает, что очень распространено определение понятия «правовой

акт» через понятие «документ» . Р.А. Ижокин отмечает, что, являясь официальным актом-документом, любой правовой акт закрепляет результаты той или иной юридической практики (правотворческой, интерпретационной, правоприменительной, судебной и т.д.) и служит внешней формой выражения и бытия юридических предписаний .

Таким образом, приходим к выводу, что в отечественной правовой доктрине правовой акт как явление, представляющее собой документально закрепленный результат волеизъявления того или иного субъекта права, все же отделяется от юридического акта как разновидности юридических фактов. Справедливости ради необходимо отметить, что еще Н.Г. Александров разграничивал «акты-действия» и «акты-документы». Под «действием» он понимал вынесение соответствующим государственным органом правоприменительного решения, а объективированным выражением этого решения он считал «акт-документ» (собственно «правовой акт» — Е.В.) . Данный подход к пониманию обсуждаемой в настоящей статье терминологии нам кажется абсолютно оправданным в связи со следующим.

Юридический акт представляет собой правомерное действие (волеизъявление) субъекта права, являющееся предпосылкой для возникновения, изменения, прекращения правоотношений. Данное положение является общепризнанным в отечественной теории права. В результате акта-действия, например, подписания (заключения) договора, возникает, как правило, документ (договор в данном случае), содержащий изложенную в словесной форме волю субъектов права, а также иные условия, являющиеся средством достижения такой воли. Так, например, при совершении сотрудником правоохранительных органов действий по составлению протокола результатом таких действий (юридического акта) является сам протокол (правовой акт). При совершении судом действий по вынесению решения по конкретному делу результатом действий по осуществлению правосудия является судебное постановление (правовой акт) и т.п. Что касается действий по заключению устных договоров, действий по регулированию сотрудником правоохранительных органов дорожного движения, осуществления командиром роты действий по руководству личным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

составом посредством подачи устных распоряжений и т.п., то в результате указанных действий, по нашему мнению, правового акта не возникает.

В связи с этим крайне интересна точка зрения Е.Ю. Терюковой, которая считает, что для того, чтобы стать правовым актом, действие должно быть совершено в установленной для конкретного акта форме, должен появиться определенный материальный результат, имеющий установленную форму с соблюдением требования о виде акта, который может быть издан конкретным субъектом с указанием необходимых сведений о месте и времени принятия акта, иных реквизитов и т.п. Без появления такого определенного материального результата действие не станет правовым актом, не будет иметь логического завершения в определенной форме. Незаконченное действие — все равно, что несовершенное, оно не влечет никаких последствий, соответственно не может быть неполноценного правового акта, не выраженного в установленной форме, поскольку он — все равно, что несуществующий. Именно в форме, «венчающей» правовой акт, мы находим неразрывную связь акта-действия и акта — его результата .

Интересна также в связи с этим точка зрения И.В. Дементьева, который отмечает, что «когда говорят «индивидуальный правовой акт», то подразумевают письменный документ, оформляющий юридически властное волеизъявление полномочного субъекта публичной власти, адресованное определенному лицу и направленное на возникновение, изменение или прекращение правовых последствий» . Само определение индивидуального правового акта в данном случае, по нашему мнению, не совсем корректно, однако ключевым моментом здесь является определение рода определяемого понятия, коим является понятие «письменный документ».

Мы считаем, что «правовым актом» необходимо именовать официальный документ, которым оформляется внешнее выражение воли компетентных субъектов права, представляющий собой индивидуальный правовой акт (правовой акт, содержащий индивидуальные предписания), в случае, если имеет место выражение воли субъекта (субъектов) права, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений (в результате совершения юридического акта), или

нормативный правовой акт, в случае, если имеет место выражение воли субъекта права в сфере правотворчества (в результате реализации таким субъектом специально предоставленных законом соответствующих полномочий). Необходимо отметить в связи с этим, что нормативно-правовой акт не может являться результатом совершения субъектом права юридического акта, поскольку для создания нормативно-правового акта необходима реализация субъектом специальных властных полномочий, которая не является действием в смысле юридического факта (не создает, не прекращает, не изменяет правоотношения, а устанавливает правовые нормы).

Так, в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (ныне утратившего силу) указывалось, что «под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом».

В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» указывается, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (аналогичный законодательный

акт, кстати, отсутствует в Российской Федерации) определяет понятие «нормативный правовой акт» как «официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение».

Из вышеприведенных легальных и доктри-нальных определений понятий «нормативный правовой акт» и «индивидуальный правовой акт» следует, что данные понятия определяются в отечественном и зарубежном правопорядках через понятие «документ».

В связи с вышеизложенным считаем, что при всей семантической тождественности терминов «юридический» и «правовой» в отечественной юриспруденции сложилась ситуация, при которой наиболее целесообразно термин «юридический акт» употреблять исключительно при обозначении правомерных действий как разновидности юридических фактов (к примеру, заключение брака, договора и проч.), а термин «правовой акт» употреблять исключительно при обозначении официального юридического документа (постановление суда, закон, договор), составленного (изданного) в соответствии с законодательными требованиями и влекущего соответствующие правовые последствия. Во всяком случае данный подход устраняет неопределенность в отношении трактовки понятия «юридический акт», возникающую при рассмотрении указанного понятия в свете традиционного учения о юридических фактах (а именно, учения о юридических актах как разновидности юридических фактов, являющихся правомерными действиями субъектов права).

Таким образом, при устоявшемся в отечественной правовой доктрине взгляде на юридические акты как на правомерные действия субъектов права (разновидность юридических фактов), а на правовые акты как на официальные документы считаем полезным разграничить понятия «юридический акт» и «правовой акт», определив их следующим образом. Юридический акт — это правомерное действие субъекта права, порождающее, изменяющее или прекращающее то или

иное правоотношение. Правовой акт — это результат совершения субъектом (субъектами) права юридического акта или реализации специально уполномоченным субъектом правотворческих функций, выраженный в форме официального юридического документа, составленный (изданный) в соответствии с требованиями законодательства и порождающий правовые последствия.

Изложенный в настоящей статье подход к определению вышеназванных терминов, по нашему мнению, отвечает отечественным научным традициям в плане восприятия юридического акта как действия и правового акта как документа и позволяет избежать неясности при изложении научных точек зрения.

Список литературы

1. Словарь русского языка. — Т. 4. — М.: Русский язык, 1998.

2. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. -М.: Русский язык, 1990.

3. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. — М.: ИНФРА-М, 1998.

4. Большой юридический энциклопедический словарь. -М.: Книжный мир, 2007.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. — 22-е изд., стер. — М.: Русский язык, 1990.

6. Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990.

7. Словарь иностранных слов / под. ред. И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова. — М., 1954.

8. Большая юридическая энциклопедия. — М.: Эксмо, 2005.

9. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. — М., 1997.

10. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. — Изд. 5-е, доп. и перераб. / под ред. М.Ю. Тихомирова. — М., 2001.

11. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. — 4-е изд., стер. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.

12. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009.

13. Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник / А.С. Пиголкин, А.Н. Головастикова, Ю.А. Дмитриев, А.Х. Саидов. — М.: Юрайт-Издат, 2007.

14. Юридический энциклопедический словарь / М.О. Буя-нова (и др.); отв. ред. М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби; Проспект, 2007.

15. Тихомиров Ю.А., Костелевская И.В. Правовые акты: учеб.-метод. и справочное пособие. — М., 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Кивленок Т. В. Смешанные правовые акты. — Владимир, 2007.

17. Российская юридическая энциклопедия. — М., 1990.

18. Большой юридический словарь. — М., 2000.

19. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009.

20. Закон: создание и толкование / под ред. А.С. Пигол-кина. — М., 1998.

21. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1970.

24. Исаков Н.В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики: дис. . д-ра юрид. наук. -Ростов-н/Д, 2004.

25. Российская юридическая энциклопедия. — М., 1990.

26. Большой юридический словарь. — М., 2000.

27. Алексеев С.С. Общая теория права: курс в 2-х т. -М., 1982. — Т.2.

28. Васильев Р.Ф. О понятии правового акта // Вестник МГУ Сер.11: Право. — 1998. — № 5.

29. Тихомиров Ю.А., Костелевская И.В. Правовые акты: учеб.-метод. и справочное пособие. — М., 1999.

30. Терюкова Е.Ю. Правовые акты в процессе осуществления конституционного правосудия: дис. … канд. юрид. наук. — М., 1999.

31. Ижокин Р. А. Нетипичные правовые акты в регулировании личных отношений: дис. … канд. юрид. наук. -Владимир, 2008.

32. Александров Н. Г. Применение норм советского социалистического права. — М., 1958.

33. Дементьев И.В. Индивидуальные налогово-правовые акты: дис. … канд. юрид. наук. — Воронеж, 2005.

В редакцию материал поступил 14.03.12

Информация об авторе

Рябов Евгений Викторович, аспирант кафедры гражданского права и процесса, Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, 42, тел.: (843) 231-92-90 E-mail: 89510681956@mail.ru

YE.V. RYABOV,

Post-graduate student

1. Slovar’ russkogo yazyka (Dictionary of the Russian language). T. 4. Moscow: Russkii yazyk, 1998.

2. Slovar’ russkogo yazyka (Dictionary of the Russian language). Moscow: Russkii yazyk, 1990.

3. Bol’shoiyuridicheskii slovar’ (Large juridical dictionary). Moscow: INFRA-M, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ozhegov S.I. Slovar’ russkogo yazyka (Dictionary of the Russian language). Moscow: Russkii yazyk, 1990.

6. Sovetskii entsiklopedicheskii slovar’ (Soviet encyclopedic dictionary). Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1990.

7. Slovar’ inostrannykh slov (Dictionary of foreign words). Moscow, 1954.

8. Bol’shayayuridicheskaya entsiklopediya (Large juridical encyclopedia). Moscow: Eksmo, 2005.

9. Tikhomirova L.V., Tikhomirov M.Yu. Yuridicheskaya entsiklopediya (Juridical encyclopedia). Moscow, 1997.

10. Tikhomirova L.V., Tikhomirov M.Yu. Yuridicheskaya entsiklopediya (Juridical encyclopedia). Moscow, 2001.

11. Syrykh V.M. Teoriyagosudarstva iprava (Theory of state and law). Moscow: ZAO Yustitsinform, 2005.

12. Marchenko M.N. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of state and law). Moscow: Prospekt, 2009.

15. Tikhomirov Yu.A., Kostelevskaya I.V. Pravovye akty (Legal acts). Moscow, 1999.

16. Kivlenok T.V. Smeshannye pravovye akty (Compound legal acts). Vladimir, 2007.

17. Rossiiskaya yuridicheskaya entsiklopediya (Russian juridical encyclopedia). Moscow, 1990.

18. Bol’shoi yuridicheskii slovar’ (Large juridical dictionary). Moscow, 2000.

19. Marchenko M.N. Teoriya gosudarstva i prava (Theory of state and law). Moscow: Prospekt, 2009.

20. Zakon: sozdanie i tolkovanie (Law: creation and interpretation). Moscow, 1998.

21. Bol’shaya sovetskaya entsiklopediya (Large Soviet Encyclopedia). Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1970.

25. Rossiiskayayuridicheskaya entsiklopediya (Russian juridical encyclopedia). Moscow, 1990.

26. Bol’shoi yuridicheskii slovar’ (Large juridical dictionary). Moscow, 2000.

27. Alekseev S.S. Obshchaya teoriya prava (General theory of law). T.2. Moscow, 1982 T.2.

28. Vasil’ev R.F. Oponyatiipravovogo akta (On the notion of legal act), VestnikMGU. Ser.11: Pravo,1998, No. 5.

29. Tikhomirov Yu.A., Kostelevskaya I.V. Pravovye akty (Legal acts). Moscow, 1999.

33. Dement’ev I.V. Individual’nye nalogovo-pravovye akty (Individual taxation-legal acts). Voronezh, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author

ПИШ1Е .

В учебном пособии рассматриваются основные вопросы становления и развития российской цивилизации. В контексте развития мировых цивилизаций отражены основные этапы исторического, социально-политического, экономического, культурного развития цивилизации народов, населяющих нашу страну. Также в пособии представлены наиболее крупные достижения российской цивилизации и ее вклад в мировую культуру, исследованы основные аспекты взаимосвязи российской цивилизации с цивилизациями других народов. Большое внимание уделено анализу основных проблем российского общества.

Предназначено для школьников старших классов общеобразовательных школ, студентов средних профессиональных учебных заведений, а также для всех интересующихся проблемами российской цивилизации.

Юридический акт

ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ — издаваемый полномочным органом в заранее установленной форме официальный документ, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на упорядочение взаимоотношений людей, органов, организаций в процессе производства, в политической сфере, экологии, семейной жизни и т. д. Обязательное исполнение Ю.а. обеспечивается специальными принудительными средствами, имеющими юридическое значение и находящимися в руках государства (уголовная, административная, гражданско-правовая и другая ответственность). С помощью Ю.а. регулируются общественные отношения.

Один из видов Ю.а. — нормативный акт. Это официальный письменный документ, выражающий волеизъявление полномочного органа государственной власти по установлению, изменению или отмене норм права — общеобязательных правил, рассчитанных на многократное применение. Нормативные акты составляют иерархическую систему, в которую включаются конституции, иные законы (конституционные и обыкновенные), указы, постановления, ордонансы, регламенты, приказы и т. д.

Другой вид Ю.а. — нормативные договоры, т. е. содержащие нормы права соглашения, заключенные между различными субъектами права. К их числу относятся международные договоры, а также договоры между отдельными субъектами федерального государства. В частности, в РФ имеются Федеративный договор, договоры между РФ и ее отдельными субъектами. Заключаются договоры и в трудовом праве. Так, имеют нормативное значение коллективные договоры, регулирующие трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками.

Самостоятельным видом Ю.а. являются акты официального толкования законов (например, постановления КС, разъясняющие положения Конституций РФ, постановления Пленума ВС по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел, разъяснения Пленума ВАС по вопросам разрешения хозяйственных споров).

Еще один вид Ю.а. — индивидуальные акты, порождающие конкретные права и обязанности органов, организаций и отдельных лиц. Они направлены на реализацию требований юридических норм, конкретизируют их применительно к определенным ситуациям и лицам. Такие акты строго индивидуальны, адресованы поименно определенным субъектам права. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером. Главное место среди индивидуальных Ю.а. занимают принимаемые компетентными органами или должностными лицами акты применения норм права, выражающие конкретные решения государственной власти по руководству обществом и властно устанавливавшие определенные права и обязанности, назначающие меры юридической ответственности. Это решения органов исполнительной власти по конкретным вопросам (назначение на пост, награждение орденом, назначение пенсии), правоохранительных органов (приговор суда, следственные акты, решение арбитражного суда, наложение штрафа контрольно-надзорным органом), администрации предприятий и учреждений (приказы о приеме на работу, об отпуске, о применении мер дисциплинарного взыскания). В ряде предусмотренных законом случаев акты применения норм права могут издаваться общественными организациями. Кроме того, к числу индивидуальных Ю.а. относятся имеющие правовой характер сделки и соглашения, заключаемые между предприятиями, организациями (договор подряда, аренды), между ними и гражданами (договор купли-продажи), а также между гражданами (договоры дарения, покупки дома).

Виды применения Ю.а. многообразны:

— коллегиальные и единоличные;

— исполнительные, т. е. организующие исполнение положительных юридических предписаний, и правоохранительные, с помощью которых нормы права охраняются от нарушений;

— однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (назначение пенсии);

— материальные и процессуальные.

По внешней форме выделяются указы, решения, распоряжения, приговоры, приказы и т. д., по предмету регулирования — уголовно-правовые, административные, гражданско-правовые и т. д.

Нормативные акты, а также акты применения норм права находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, определяемой местом, которое занимает орган, издающий Ю.а., в общей системе органов.

Ю.а. должен издаваться в пределах установленной законом компетенции, быть надлежаще оформленным и основываться на законе и других нормативных актах вышестоящей юридической силы. Нарушение требований, предъявляемых к изданию Ю.а., влечет его недействительность. Обычно Ю.а. оформляется в письменной форме. В отдельных случаях он может быть выражен устно (например, воинский приказ, удаление свидетелей из зала судебного заседания) либо в особой знаковой форме (например, жесты сотрудника ГИБДД).

Ю.а. называется также определенная часть фактов юридических, т. е. тех правомерных действий субъектов права, которые совершаются с намерением создать (изменить, прекратить) конкретные правоотношения.

Пиголкин А.С.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Гражданское право » Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

Источники гражданского права – это механизм выражения ключевого содержания всех норм гражданско-правовых отношений.

Любая юридическая наука опирается на источники права, которые регулируют правоотношения между субъектами. Не является в этом случае исключением и отрасль– гражданское право. Если обратиться к понятию гражданского законодательства в широком, а не узком его смысле, то можно прийти к выводу, что оно представляет совокупную систему источников, которые содержат в себе ключевые нормы ГП.

Понятие источников права и гражданского права

Толкование дефиниции «источники гражданского права» приводится каждым ученым, который имеет отношение к юридической науке. Поэтому современная литература дает массу определений этой категории. По словам Шершеневича, источники гражданского процессуального права – это формы, используемые для выражения ключевых норм права, изучение которых является обязательным механизмом для знакомства субъектов с «миром» права.

Предусматривается и иное понятие данному явлению.

Так, источники гражданского процессуального права – это механизм выражения и фиксации ключевого содержания всех норм гражданско-правовых отношений, которые воплощаются на практике в строго объективированной форме.

Современная юридическая наука выделяет несколько основных видов источников ГП. Самая распространенная классификация содержит в себе важнейшие источники гражданского права:

  • Нормы МП и международные договора, ратифицированные Россией (закреплено ст. 7 ГК РФ).
  • Конституция РФ – как главный нормативный акт на территории государства.
  • Гражданское законодательство, в котором главенствующая роль закреплена за Гражданским кодексом, а также иные ФЗ, которые принимались в строгом соответствии с ГК РФ и регулируют правоотношения между субъектами гражданского права.
  • Иные НПА, в том числе Указ Президента, Постановления, изданные Правительством, а также другие акты, принимаемые органами госвласти и подвластными Министерствами.
  • Правовые обычаи, которые затрагивают систему делового гражданского оборота.

Данная классификация источников ГП относится к романо-германскому типу. Иными словами, классификация подразумевает разделение этих источников на две категории:

  • Нормативные правовые акты, к которым причисляются указы, постановления, ФЗ, инструкции и договоры.
  • Источники ненормативного типа, а именно обычаи.

Иерархия нормативно-правовых актов в сфере гражданско-правового регулирования. Система нормативных актов гражданского права

Нормативные правовые акты подлежат строгой иерархии. Конституция РФ, а именно ст. 15, закрепляет основополагающие принципы и нормы МП, как один из важнейших механизмов гражданско-правового регулирования. Исходя из этого, договоры, принятые на международном уровне, и нормы МП превалируют над российским законодательством, занимая при этом почетное первое место в иерархии НПА. Иными словами, действие источников гражданского права международного уровня будет приоритетно на территории государства, что закрепляет собой Конституция РФ.

Далее классификация источников ГП отдает приоритетную роль Конституции России, как основному государственному закону. Толкование норм права, зафиксированных в Конституции, позволяет сделать вывод о том, что все нормативные акты, принимаемые на территории России, не должны противоречить конституционным нормам. Если будет выявлен факт противоречия, НПА отменяется по решению Конституционного суда.

Важное место в иерархии источников ГП занимает Гражданский кодекс. Если выявлены коллизии в применении тех или иных норм гражданского законодательства, то уполномоченные органы, в том числе и суд, будет опираться на основные принципы и нормы, которые содержит Кодекс. Действующий Гражданский кодекс РФ подразделяется на 4 основные части, каждая из которых имеет характерные особенности.

Общая иерархия источников ГП невозможна без ФЗ. Подобные законодательные акты имеют специальный характер, так как упорядочивают собой отдельные стороны и виды гражданско-правовых отношений.

Подзаконные нормативные акты (указ, постановление, инструкции, приказы) также воплощают собой источники гражданского процессуального права. В иерархии НПА они занимают предпоследнее место. При этом большинство из указанных видов актов имеют нормативный характер и обязательны к исполнению.

Обычаи делового оборота завершают собой иерархию источников ГП. Толкование понятия «обычай» дается в любой юридической литературе. Обычай – это норма права, которая подкрепляется давностью применения. Правовые обычаи имеют характерные особенности, которые выделяют их из системы источников ГП.

Виды источников гражданского права Российской Федерации: законодательные акты и подзаконные нормативные акты

Общая система НПА подразумевает следующие виды источников гражданского права: законодательные акты и подзаконные нормативные акты. Толкование каждого из перечисленных источников можно считать отдельной темой для разговора, поэтому предоставим только общее толкование и содержание смысла каждого из них.

  • Законодательные акты. Классификация законов позволяет выделить два основных вида: федеральные законы, принимаемые органами исполнительной власти на высшем уровне, законы субъектов РФ, действие которых распространяется лишь на определенный регион России. Кроме того, толкование ст. 76 Конституции РФ позволяет разграничить ФКЗ и ФЗ. При этом ФКЗ имеют превосходящую юридическую силу по сравнению с ФЗ. Особое место среди законодательных актов занимает ГЗ, а в частности, Гражданский кодекс РФ. По той причине, что настоящий Кодекс занимает весомую позицию в иерархии источников, то все иные НПА должны приниматься в строгом соответствии с кодифицированными нормами. Гражданский кодекс прямо устанавливает, что «все принципы и нормы ГП, которые включены в другие НПА, должны соответствовать настоящему Кодексу». Кодекс состоит из 4 самостоятельных частей, каждая из которых содержит принципы регулирования правоотношений в конкретных областях ГП. Иными словами, Кодекс представляет собой основу для дальнейшего развития и становления гражданского законодательства в РФ.
  • Подзаконные нормативные акты. Толкование отдельных принципов ГП зафиксировано в подзаконных НПА. В свою очередь ПНПА подразделяются на несколько основных видов:
    a. Указ Президента. Общая характеристика этого источника права позволяет говорить о том, что Указ Президента имеет наибольшую юридическую силу по сравнению с другими актами подзаконного характера. Указ Президента может регулировать собой любые вопросы, которые относятся к компетенции главы государства. Если Гражданский кодекс или ФЗ имеет норму права, которая направлена на урегулирование вопроса, затронутого в подзаконном акте, тогда Указ Президента РФ может быть отменен по решению Конституционного суда.
    Указ Президента подписывается главой государство лично. При этом подобный подзаконный акт может иметь ненормативный характер. В данном случае Указ Президента направлен, например, на утверждение определенного лица на должность.
    b. Постановление Правительства РФ. Стоит на ступень ниже, чем Президентский указ. Понятие постановления позволяет говорить об императивном характере подзаконного акта. Данный вид актов также содержит принципы и нормы ГП, которые, однако, не должны вступать в противоречия с НПА.
    c. Ведомственные распоряжения, приказы и иные инструкции.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Система источников ГП подразумевает выделение в отдельную категорию НПА, изданных компетентными органами на уровне государства.

Согласно законодательству РФ, издание таковых актов может осуществляться в следующих формах:

  • Постановление. Особенности данного типа актов состоят в том, что они содержат ответ на конкретный вопрос или решение определенной проблемы, а также носят нормативный характер.
  • Приказ. Если проанализировать понятие данного акта, то главный смысл НПА состоит в его распорядительном характере.
  • Распоряжение. Особенности данного акта состоят в том, что они принимаются по злободневным вопросам и направлены на решение проблем, связанных с управленческой деятельностью.
  • Правила – данный нормативный акт подразумевает собой регламентацию определенного порядка управленческой деятельности.
  • Инструкция регулирует конкретные стороны управленческой деятельности, осуществляемой органами госвласти.
  • Положение – акт, который устанавливает определенный статус органа госвласти. Документ подразумевает определение границ компетенции органа власти.

Комплексные нормативные акты

Понятие комплексных нормативных актов давно применяется в юридической науке. Здесь речь идет о нормативных актах, которые включают в себя принципы и нормы из различных отраслей права, в частности, и гражданского. Примером подобного акта выступают Инструкции ЦБ РФ.

Применение указанного вида актов обуславливается только в тех ситуациях, когда законодатель должен установить соответствие норм из нескольких отраслей права.

Нормы международного права, международные договоры

Так как Российская Федерация наделена статусом участника международных отношений, то действие норм МП на территории государства является превалирующим.

Об этом гласит Конституция РФ.

При этом главенствующую роль среди источников международного права занимают международные договоры, подразумевающие участие множества сторон. Если быть проще – конвенции. Большую роль в становлении Гражданского права в РФ играют и иные формы международных договоров, что обусловлено ст. 15 Конституции РФ.

Юридический Акт

-1) составленный в предусмотренном законом порядке официальный письменный документ, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений. Ю.а. может содержать общенормативные или индивидуальные предписания; 2) такое правомерное действие, которое специально совершается субъектом права с целью создания, изменения или прекращения определенных правоотношений.

Смотреть значение Юридический Акт в других словарях

Акт — (actum — документ), Официальный документ. Юридический акт, издается государственным органом, должностным лицом в пределах их компетенции в установленной законом форме……..
Политический словарь

Подзаконный Акт — — одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом либо на основе закона, во исполнении его, для конкретизации законодательных предписаний или их толкований.
Политический словарь

Юридический — Правовой; относящийся к законодательству, к правовым нормам. Юридическое лицо (в отличие от физического лица — отдельного человека) — учреждение, предприятие или организация,……..
Политический словарь

Адрес Юридический — занесенный в реестр и официально зарегистрированный адрес юридического лица. Один и тот же А.ю. фиксируется и в уставе предприятия, и в свидетельстве о регистрации,……..
Экономический словарь

Адрес, Юридический — — официально зарегистрированный и занесенный в
реестр адрес юридического лица. Ю.а. должен быть одинаковым в
уставе предприятия, в свидетельстве о регистрации……..
Экономический словарь

Акт Агрессии — — наиболее опасный вид нарушения мира. В каждом конкретном случае констатируется Советом Безопасности ООН на основе его полномочии по Уставу ООН с учетом того, что Совет……..
Экономический словарь

Акт Административный — документ государственного учреждения, направленный на установление, изменение или прекращение конкретного правоотношения. Юридическое значение А.а. определяется……..
Экономический словарь

Акт Банкротства — — правовые
действия по признанию банкротства. Действия, связанные с
банкротством, обычно могут быть начаты только тогда, когда существуют
доказательства……..
Экономический словарь

Акт Выпускной — англ. release certificate документ фиксирующий факт выдачи груза со склада при погрузке судна; применяется страховыми компаниями при расследовании страхового случая, произошедшего……..
Экономический словарь

Акт Генеральный — документ, удостоверяющий факт приема всего груза с судна в порту. А.г. оформляется после полной выгрузки и подписывается представителями порта, таможни и судна. В документе……..
Экономический словарь

Акт Государственный — официальный документ, принятый и опубликованный органами государственной власти.
Экономический словарь

Акт Гражданского Состояния — действия и события, зарегистрированные в порядке, определенном законом. А.г.с. характеризуют правовой статус личности и определяют его гражданское состояние. Процедура……..
Экономический словарь

Акт Инвентаризации — —
документ, составляемый по установленной форме инвентаризационной комиссией и подтверждающий фактическое наличие материальных ценностей, денежных средств, бланков……..
Экономический словарь

Акт Инвентаризации Наличия Денежных Средств (ф. № Инв. 15) — — первичный
документ, который применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия денежных средств (наличия денег, почтовых марок и т.д.),……..
Экономический словарь

Акт Инкорпорирования — разрешение правительственного органа, ведомства на создание корпорации, выдаваемое на основе предоставления требуемых для регистрации документов и оплаты пошлин.
Экономический словарь

Акт Интерпретационный — англ. interpreted act документ целью которого является разъяснение пунктов документов ревизии, договоров, контрактов с точки зрения их соответствия юридическим нормам.
Экономический словарь

Акт Коммерческий — англ. carrier~s statement А Официальный документ, протокол, расписка. Б. Документ, оформляемый перевозчиком и фиксирующий в пункте назначения факт порчи, повреждения или недостачи……..
Экономический словарь

Акт На Списание Основных Средств (форма № Ос-3) — — первичный
документ, на основании которого
бухгалтерия отмечает в инвентарной карточке и в описи инвентарных карточек дату выбытия
объекта и номер акта………
Экономический словарь

Акт Налогового Органа Ненормативного Характера — Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления
требования о признании акта недействительным, понимается……..
Экономический словарь

Акт Налоговой Проверки — По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых……..
Экономический словарь

Акт Нормативный — официальный документ, принятый и опубликованный государственным или иным органом. Цель А.н. установить, изменить или отменить правовые нормы. А.н. направлены на регулирование……..
Экономический словарь

Акт О Неисправностях При Перевозке Груза — —
документ, оформляемый перевозчиком в присутствии грузополучателя немедленно по обнаружении
ущерба, нанесенного
грузу,
перевозка которого произведена……..
Экономический словарь

Акт О Несчастном Случае — англ. act of accident документ фиксирующий дату, время и место несчастного случая, наименование, адрес организации, идентификационные данные пострадавшего, обстоятельства……..
Экономический словарь

Добавить комментарий