Юридические факты в конституционном праве

Конституционно-правовое отношение — возникающая на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.

Особенностями конституционно-правовых отношений являются:

1) специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;

2) специфика субъектного состава. Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений;

3) специфика объектов конституционно-правовых отношений;

4) многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нем общих (общерегулятивных) отношений.

Элементами, составными частями конституционно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъекты конституционно-правовых отношений — участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений называется конституционной правосубъектностью.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений отличается определенной спецификой. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать:

1. Народ как исторически сложившаяся в рамках определенной территории общность людей, которая является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ выступает в качестве субъекта в отношениях по осуществлению своей власти: избирательные отношения, референдумные отношения. Субъектом конституционного права в соответствующих отношениях является также население субъекта Российской Федерации, население муниципального образования.

2. Государство и ею территориальные единицы: Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, муниципальные образования. Эти субъекты выступают в отношениях суверенитета, обладания территорией и т. п. В отличие от, например, гражданских правоотношений в конституционно-правовых отношениях данные субъекты выступают сами по себе, а не через свои государственные органы, органы местного самоуправления.

3. Государственные органы: федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации; местные органы государственной власти * Правосубъектность государственных органов особая и называется компетенцией. Компетенция государственного органа — это совокупность предметов ведения (круга вопросов, по которым данный орган вправе принимать решения) и полномочий (прав и обязанностей) государственного органа.

4. Органы местного самоуправления.

5. Общественные и религиозные объединения — корпоративные субъекты, представляющие собой общности граждан, объединившихся по какому-либо признаку или для достижения определенных совместных целей.

6. Физические лица (индивиды) — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

7. Члены коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления — депутаты, члены избирательных комиссий и др.

Объектами конституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида. Это социально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и т. п.; социально-экономические блага — собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные блага — жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.

конституционно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой конституционного права. Фактическое содержание — это фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъективное право в юридическом содержании конституционно-правового отношения — это мера дозволенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность — предписанная лицу мера необходимого поведения. Обязанности субъектов конституционно-правовых отношений различны. Выделяются общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов (например, обязанность соблюдать Конституцию и законы), обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (например, обязанность общественных объединений ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с таким отчетом), конкретные обязанности, то есть такие, которые могут принадлежать только конкретному субъекту конституционного права (например, обязанность Президента РФ в течение четырнадцати дней подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон).

Для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений необходимы юридические факты — жизненные обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть либо события, либо действия.

События — это обстоятельства, не зависящие от воли людей. Например, рождение человека становится основанием возникновения у него личных прав — права на жизнь, на личную неприкосновенность, достоинство личности и др.

Действия как волевое поведение людей, внешнее выражение их воли и сознания разделяются на правомерные и неправомерные. Правомерное действие — это волевое поведение, которое соответствует правовым предписаниям, согласуется с содержанием прав и обязанностей субъектов. Неправомерное действие — это волевое поведение, которое не соответствует правовым предписаниям, ущемляет субъективные права, не согласуется с возложенными на лиц юридическими обязанностями.

Особенностью юридических фактов в конституционном праве является широкое распространение юридических фактов-состояний, то есть обстоятельств, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически. К таким юридическим состояниям относится, например, состояние гражданства. Следует отметить, что правовые состояния одновременно сами являются правоотношениями.

Конституционно-правовые отношения, как правило, возникают, изменяются или прекращаются под действием не одного, а нескольких юридических фактов, образующих фактический состав. Фактический состав — система юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения). Например, для возникновения у лица права быть избранным Президентом РФ необходим фактический состав, включающий несколько юридических фактов: гражданство Российской Федерации, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в Российской Федерации в течение 10 лет, а также несостояние лица в должности Президента РФ в течение двух предыдущих сроков полномочий.

Классификация конституционно-правовых отношений проводится по нескольким основаниям.

1. По способу индивидуализации субъектов конституционно-правовые отношения разделяются на общие и конкретные. Общими правоотношениями являются правоотношения, основанные на таких общих правах и обязанностях. субъекты которых не имеют поименной индивидуализации. Субъектами таких правоотношений выступают все субъекты в рамках правовой системы, каждый находится в отношении с каждым. Положение каждого субъекта общего правоотношения отличается особым юридическим состоянием, особыми юридическими позициями в отношении других субъектов. Например, право на охрану здоровья и медицинскую помощь принадлежит каждому человеку, всякий обязан не противодействовать другому в реализации этого права.

Конкретные правоотношения — это отношения, субъекты (хотя бы одна из сторон правоотношения) которых определены путем поименной индивидуализации. Конкретные правоотношения разделяются на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях поименно определены все субъекты (например, правоотношение между Государственной Думой и Президентом РФ по даче согласия на назначение Председателя Правительства РФ). В абсолютных правоотношениях поименно определена одна сторона — носитель субъективного права. Все другие лица являются носителями юридической обязанности не препятствовать осуществлению управомоченным лицом своего права. Абсолютным, например, является правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 105 Конституции РФ, которая устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Таким образом, только Государственная Дума выступает носителем права принимать федеральные законы. Все остальные государственные органы и должностные лица не вправе нарушать это право каким-либо образом и обязаны соблюдать его.

2. В зависимости от функций норм, на основе которых возникают конституционно-правовые отношения, последние разделяются на регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивныеотношения возникают вследствие правомерного поведения их субъектов на основе действия регулятивных норм, через них реализуются их права и обязанности. Охранительные отношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов на основе охранительных юридических норм, через них реализуются меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав.

3. Регулятивные отношения в зависимости от характера прав и обязанностей субъектов и разновидностей регулятивных конституционно-правовых норм разделяются на правоотношения активного и пассивного типа. Правоотношения активного типа складываются на основании обязывающих норм, возлагают на лицо обязанность совершить определенные действия (например, правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 112 Конституции РФ, содержанием которого является обязанность Председателя Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представить Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти). Конституционно-правовые отношения пассивного типа складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются пассивной обязанностью обязанного субъекта соблюдать права другого лица (в случае действия управомочивающих норм примером может быть уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 105 Конституции РФ) или соблюдать установленный запрет (в отношении, основанном на запрещающей норме, например, норме ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, запрещающей принудительный труд).

Конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, например, на материальные и процессуальные, на временные и постоянные (правовые состояния), по конституционно-правовым институтам, на основе которых они возникают, и т. д.

Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство, влекущее за собой юридические последствия.

Не всякий жизненный факт является юридическим. Таковым может быть обстоятельство, предусмотренное нормами права.

Юридические факты являются предпосылками возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Юридические факты, их характер, перечень определяются соответствующими нормами права.

Примером может служить норма гражданского права, предусматривающая, что в случае явки или обнаружения местопребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом. Здесь явка и обнаружение местопребывания гражданина, объявленного умершим, являются конкретными жизненными обстоятельствами, которые влекут за собой такое юридическое последствие, как отмена судом решения о его смерти.

Следовательно, юридическими фактами являются те жизненные обстоятельства, которые предусмотрены в гипотезе нормы права.

Как и правоотношения, юридические факты классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от того, зависят они от воли людей или нет, юридические факты подразделяются на юридические события и юридические действия.

Юридические события – это такие жизненные обстоятельства, наступление которых не зависит от воли людей. К ним относятся: рождение, естественная смерть человека, стихийное бедствие и т. д.

Юридические действия – это жизненные обстоятельства, происходящие по воле людей. К ним относятся различные поступки людей, имеющие правовую значимость.

По количественному составу различают простые и сложные юридические факты.

Простой юридический факт представляет собой одно обстоятельство, влекущее юридическое последствие. Например, неявка на работу без уважительных причин, переход улицы в не установленном месте и т. д.

Сложный юридический факт состоит из двух и более жизненных обстоятельств, каждое из которых или в совокупности порождают юридические последствия.

Так, для получения пенсии по старости требуется:

1) наличие трудовой книжки;

2) достижение определенного возраста;

3) решение органа социальной защиты о назначении пенсии.

Такой сложный юридический факт получил наименование «юридический состав».

По характеру действия такой юридический факт можно классифицировать на правомерное (дозволенное) и неправомерное.

Правомерные действия – это такие поступки людей, которые согласуются с предписаниями норм права.

Разновидностью правомерного действия является юридический поступок.

Юридический поступок – это действие, которое вызывает наступление юридических последствий независимо от того, предвидел ли их субъект права, совершавший его, или нет. Например, драматург пишет пьесу по заказу определенного театра (намеренные действия). Но постановка пьесы другим театром порождает для автора пьесы субъективное право на денежный гонорар в размере, указанном в законодательстве, хотя драматург и не предвидел такого результата.

Другой разновидностью правомерного действия является юридический акт.

Юридический акт – это форма поведения субъекта права, направленная на достижение определенных правовых результатов (заключение договоров, совершение сделок, возбуждение уголовного дела, решение суда и т. д.).

Неправомерные действия – это другая разновидность юридического факта. Она представляет собой запрещенные нормами права формы поведения субъектов права. Они нарушают предписания юридических норм.

Неправомерные действия подразделяются на преступления и проступки.

Вопрос 8. Понятие, юридическое закрепление и структура основ конституционного строя Российской Федерации. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью как основа конституционного строя.

Акты – это правомерные действия, которые специально совершаются людьми, с целью возникновения, изменения или прекращения правовых отношений.
Поступки – это правомерные действия , которые не совершаются людьми специально, с целью для возникновения, изменения, но приводят к таким поступкам.
Проступок – это правонарушение с низкой степенью общественной опасностью.
Преступление – это правонарушение, отличающееся высокой степенью общественной опасностью.
Состав правонарушения – это описание его признаков по следующей схеме:
1. Объект правонарушения — То на что направленно правонарушение или область общественных отношений, на которые оно посягаемо.
2. Объективная страна – это обстоятельство совершения правонарушения, имеющие правовые последствия.
3. Субъект –это лицо совершившее правонарушение, его характеристики, имеющие правовое значение. (рецидивист, несовершеннолетние)
4. Субъективная страна – форма вины. Вина делится на умысел и неосторожность.
В результате совершения правонарушения наступает юридическая ответственность, которая выражается применением правонарушителю мер государственного принуждения.
Принципы юридической ответственности:
1. Законность – ответственность должна наступать строго по закону, самосуд и т.п. исключаются.
2. Обоснованность – объективное, независимое исследование обстоятельств дела.
Сбор и оценка доказательств, аргументированность .
3. Никто не должен 2-ы нести ответственность за одно и то же правонарушение.
4. Презумпции невиновности:
А. никто не может считаться виновным до вступления в силу приговора суда.
Б. никто не обязан доказывать свою невиновность.
5. Право на защиту.
6. Принцип состязательности.
7. Принцип неотвратимости.
8.Принцип несвоевременности.
9. Принцип целесообразности и гуманизма.
Виновное лицо может частично или полностью может быть освобождено в виду смягчающих обстоятельств.
Виды юридической ответственности:
1. Дисциплинарные – возникают в сфере отношений и деятельности.
2. Административные (штраф)
3. Гражданская (потеря задатка)
4. Материальный
5. Уголовная – возникает только при совершении преступления.

Конституционное право РФ.

1. Основы конституционного строя РФ.
Демократия, федерализм, правовое государство, республиканская форма правления.
Человек, его права и свобода являются высшей ценностью.
Народовластие.
РФ – это социальное государство.
Единство экономического пространства. Ст8 ч1.
Признание многообразия и форм собственности.ч2.
Разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную.
Признание и гарантия местного самоуправления. ст12(органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Политическое идеологическое многообразие. Ст13.
Россия — светское государство. Ст14.
2. Права и свобода человека гражданина.
В правоведении права и свободы принято разделять на несколько групп:
А. Личные права:
1. Право на жизнь.
2. Право на достоинство и личность. Ст21.
3. Право на свободу и личную неприкосновенность.
4. Право на неприкосновенность частной жизни и тайну сообщения и переговоров. Ст23
5. Право на ознакомление с документами и материалами затрагивающие права и свободы человека. Ст24 ч2.
6.Право на неприкосновенность жилища. ст25.
7. Право на указания своей национальной принадлежности. ст26 ч1
8.Право на пользование родным языком. Ч2
9.Право свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место жительство, выезжать за границу и возвращаться обратно. Ст27
10.Собода совести и вероисповедания. Ст28
11. Свобода мысли с слова. Ст29 ч1
12. Право на информацию. Ст29ч2
13. Право на объединение. Ст 30
14. Право на собрание, митинги, демонстрация, шествия и пикетирования. Ст31

Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права не только России, но и других стран.

В юридической науке под правоотношениями понимаются такие общественные отношения, которые урегулированы нормами права. При реализации норм конституционного права возникают конституционно — правовые отношения. Юридические связи образуются между соответствующими субъектами, как правило, с корреспондирующими другу правами и обязанностями.

Являясь разновидностью публично-правовых отношений, конституционные правоотношения характеризуются высоким политическим потенциалом, т.е. они выступают юридической формой политических отношений, и в этой связи выражают интересы разных социальных групп, коренные интересы общества в целом. Они обладают общими чертами, свойственными всем правоотношениям, независимо от того, нормами какой отрасли права порождаются.

Всякое правоотношение есть результат урегулированности правовой нормой общественного отношения. Вследствие этого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, в которых один субъект обладает определенными правами, а второй — корреспондирующими им обязанностями, или оба связаны взаимными правами и обязанностями. Именно через правоотношения реализуются нормы права.

Изучением такого вида правоотношений, как конституционные правоотношения, занимались и занимаются многие ученые-юристы, Ученые-правоведы высказывают различные точки зрения по поводу понятия, структуры, видов и особенностей конституционных правоотношений. Интенсивная разработка данной проблематики расширила неоднозначность подходов к её пониманию.

Как в теории права, так и в конституционном праве существуют различные определения конституционных правовых отношений. Приведем некоторые из них.

Так, по мнению Е.И. Козловой Козлова Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник — М., 2003, конституционные правоотношения определяются как общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права и содержанием которых являются юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Данное определение является наиболее признанным в науке и его с небольшой долей интерпретации дают различные ученые — М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский и И.С. Яценко.

В.О. Лучин Конституционное право зарубежных стран: учебник/под ред. В.О. Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. М, 2011г. рассматривает конституционные правоотношения как особую, взятую в единстве наиболее обобщенных и социально значимых характеристик, юридическую форму политических отношений.

В.Е. Чиркин отмечает, что «конституционное право России регулирует, прежде всего, основы взаимосвязей в отношениях: личность — коллектив — государство — общество» Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник для вузов.- М., 2003.. Тем самым он не дает определение исследуемых правоотношений, но определяет субъекты связи, которые образуются при регулировании данных отношений.

По мнению М.В. Баглая Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов..- М., 2006., конституционно-правовые отношения «все же определяют взаимоотношения людей и органов власти, то есть устанавливают баланс прав и обязанностей и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции».

Как и любое правоотношение, конституционное является видом общественных отношений. Н.Н. Карпов Карпов Н.Н. Конституционно-правовые отношения в сфере обеспечения обороны Российской Федерации и проблемы их совершенствования. М., 2005., характеризует их как вид не просто общественных, но публичных отношений.

Таким образом, конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, в которых субъекты наделены определенными правами и обязанностями, предусмотренными нормами конституционного права. Или, иначе,- это берущие начало в конституционно-правовых нормах связи социальных субъектов на основе их юридических прав и обязанностей.

Можно дать и другое определение конституционно-правовых отношений. Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Конституционно-правовые отношения накладываются на жизнедеятельность людей, формируя, направляя её. Часто такое регулирование осуществляется через воздействие на отраслевые нормы и правоотношения (гражданские, земельные, административные и т. п.), а не прямо.

Субъекты (т.е. участники) конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Собственно они составляют специфику этих отношений, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов..- М., 2006.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определенные обязанности и кому предоставляют права. Смоленский М.Б. Конституционное право России: Учебник — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С. 13. Если сказать по иному — субъектами конституционно-правовых отношений (конституционного права) являются их участники, т.е. стороны между которыми эти отношения возникают.

В отличие от других отраслей права, скажем от гражданского, конституционно-правовые отношения не могут возникать между двумя гражданами, физическими лицами. Наиболее характерной чертой конституционного права является то обстоятельство, что практически всегда одним из субъектов выступает государство в лице какого-либо органа либо должностного лица.

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Главным из них является человек. Он вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы, например, обращаясь за защитой своих законных прав и интересов. Субъектом правоотношений выступает народ. Например, он может выразить свою государственную волю посредством референдума, и она будет обязательной для всех государственных органов и граждан. Свою волю народ выражает также посредством выборов органов представительной власти, Президента.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются также:

  • — государство в целом, как государственная организация всего народа;
  • — государственные органы;
  • — должностные лица;
  • — депутаты;
  • — избирательные комиссии;
  • — иностранные граждане и лица без гражданства;
  • — общественные организации;
  • — трудовые коллективы;
  • — общие собрания граждан по месту жительства.

Определяющий критерий для идентификации субъекта конституционно-правовых отношений заключается в установлении того факта, регулируется ли его статус нормами конституционного права или нет.

В некоторых странах государствоведы относят к субъектам конституционного права и такую общность, как нация. В этническом смысле нация, рассматриваемая, например, во Франции, как субъект конституционного права, есть, по сути, народ (общность граждан) в рамках конкретного государства. В этническом смысле нация — скорее субъект международного права.

Необходимо отметить, что данный перечень субъектов конституционно-правовых отношений не является исчерпывающим. Полное представление обо всех их видах можно получить только в результате глубокого изучения всех конституционно-правовых институтов.

Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа.

Объект конституционно-правовых отношений — это явления окружающего мира, по поводу которых возникают субъективные права и субъективные юридические обязанности. Иными словами, объектами конституционно-правовых отношений является то, в отношении чего эти отношения возникают и существуют.

В конституционном праве Российской Федерации выделяются следующие объекты конституционно-правовых отношений:

1) Государственная территория и её границы.

В Конституции Российской Федерации имеется норма, согласно которой границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67). На основе этой нормы возникают конституционно-правовые отношения, связанные с частью государственной территории России.

2) Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство).

Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты:

  • — каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 21);
  • — достоинство личности охраняется государством (ч. 1 ст. 21) и др.

На основе ст. 98 Конституции РФ и федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», устанавливающих депутатскую неприкосновенность, могут возникать соответствующие конституционно-правовые отношения, связанные с охраной чести депутата. Подписание Президентом РФ указа, несоответствующего Конституции РФ, составляет объект (результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указа Конституционным Судом Российской Федерации.

3) Материальные блага (природные ресурсы, средства государственной казны).

Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм собственности (ст. 8, 9, 34, 35 Конституции РФ) и право соответствующих субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут возникать конституционно-правовые отношения.

4) Поведение людей (вступление в гражданство, отзыв депутатов избирателями, митинги и т.д.)

Такая категория, как поведение людей, также находит свою регламентацию в Конституции РФ (ст. 30, 31, 32 и др.) и других нормативных актах (например, ФЗ «О гражданстве РФ»). ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // Собрание законодательства РФ 2002. № 22. Эти нормы регулируют определенные конституционно-правовые отношения.

  • 5) Деятельность органов и должностных лиц государства, негосударственных организаций также является явлением с которым приходится сталкиваться субъектам конституционно-правовых отношений при реализации своих прав и обязанностей.
  • 6) Правовые акты, например, ставшие объектом рассмотрения в Конституционном Суде, иных судах.

Конституционный Суд РФ являясь непосредственным субъектом конституционно-правовых отношений, разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

  • а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Таким образом нормативно-правовые акты являются непосредственным объектом рассмотрения Конституционного Суда РФ.

Основанием возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений являются юридические факты. Видами юридических фактов являются:

1. События (явления, происходящие вне зависимости от воли людей). Такое событие, как рождение гражданина, порождает правоотношение между ним и государством. Смерть гражданина прекращает эти отношения.

Достижение гражданином 18 лет, делает его обладателем избирательного права при проведении выборов, референдума.

  • 2. Деяния в виде действия или бездействия. Они связаны с волей людей, их деятельностью. Деяния делятся на:
    • — правомерные — акт принятия иностранца гражданства России порождает правоотношения между новым гражданином России и государством. Акт о создании государственного органа является основанием для возникновения правоотношений между этим органом и иными государственными органами;
    • — неправомерные (необоснованное ограничение избирательных прав граждан, вмешательство в деятельность судей и др.).
  • 3. Состояния — наличие гражданства, проживание в определенное время на соответствующей территории и т.д.

Для возникновения, изменения либо прекращения некоторых правоотношений требуется наличие нескольких юридических фактов.

Конституционно-правовые отношения – это возникающие на основе норм конституционного права общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Особенности конституционных правоотношений:

1. Они возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. Им свойственен особый субъектный состав (среди субъектов конституционно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений).

3. Они характеризуются значительным разнообразием, создающим многоаспектные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.

Виды конституционно-правовых отношений:

1. По степени конкретности связей между субъектами:

— конкретные (они возникают на основе конкретнорегулятивных норм, в них четко обозначены субъекты, их права и обязанности);

— общие (они возникают на основе общерегулятивных норм, их субъекты точно не определены, не установлены их конкретные права и обязанности).

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их особенность – четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание их прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, нахождение субъектов РФ в составе РФ.

2. По продолжительности существования:

— постоянные (срок их действия не определен, но они могут прекратить существование при определенных условиях: например, смерть гражданина прекращает отношения гражданства);

— временные (они существуют до тех пор, пока права и обязанности не будут выполнены: например, избирательное правоотношение).

3. По характеру:

— материальные (они возникают на основе материальных норм права; например, отношения гражданства);

— процессуальные (они возникают на основе процессуальных норм права: например, отношения, возникающие в процессе рассмотрения Конституционным Судом РФ дела о соответствии федерального закона Конституции РФ).

4. По функциям права:

— регулятивные (они возникают вследствие правомерного поведения субъектов на основе регулятивных норм права; в них реализуются субъективные права и юридические обязанности субъектов. Например, избирательное правоотношение);

— охранительные (они возникают вследствие неправомерного поведения субъектов на основе охранительных норм права. В них реализуются меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав).

Состав конституционного правоотношения образуют следующие элементы:

1) субъект,

2) субъективное право,

3) юридическая обязанность,

4) объект.

Субъекты конституционных правоотношений – это участники конституционных правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Субъекты конституционных правоотношений:

— народ как исторически сложившаяся в рамках определенной территории общность людей, которая является источником власти (народ выступает в качестве субъекта в отношениях по осуществлению власти: избирательных и референдумных отношениях), а также население субъекта Российской Федерации и население муниципального образования;

— государство, государственные образования, муниципальные образования;

— государственные органы;

— органы местного самоуправления;

— должностные лица;

— общественные объединения;

— физические лица;

— собрания граждан;

— собрания избирателей и другие.

Определяющий критерий и другие идентификации субъекта конституционно-правовых отношений заключаются в установлении того факта, регулируется ли его статус нормами конституционного права или нет. Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого конституционно-правовые нормы возлагают определенные обязанности и кому представляют права.

Субъективные права и юридические обязанности субъектов конституционного правоотношения образуют его юридическое содержание. Фактическим (материальным) содержанием конституционного правоотношения является поведение его участников. Материальное содержание правоотношения обусловлено его юридическим содержанием.

Субъективное конституционное право – это предусмотренная конституционно-правовыми нормами мера возможного поведения субъекта конституционного правоотношения.

Субъективная конституционная обязанность – это предусмотренная конституционно-правовыми нормами мера должного поведения субъекта конституционного правоотношения.

Объект конституционного правоотношения – это имущественное или неимущественное благо, по поводу которого возникает конституционное правоотношение.

Объектами конституционно-правовых отношений выступают:

— социально-политические ценности (суверенитет, государственная целостность, разделение властей, федерализм, республиканская форма правления и другие);

— социально-экономические блага (собственность, земля и другие природные ресурсы);

— личные блага (жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.) и другие.

Основанием возникновения, изменения или прекращения конституционного правоотношения является юридический факт.

Юридический факт – это предусмотренное конституционно-правовой нормой конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение конституционного правоотношения.

Особенностью юридических фактов в конституционном праве является широкое распространение юридических фактов-состояний, то есть обстоятельств, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически (например, состояние гражданства). Такие юридические факты–состояния одновременно сами являются правоотношениями.

Для возникновения, изменения или прекращения конституционного правоотношения часто требуется не один, а несколько юридических фактов, образующих фактический состав. Например, для возникновения у лица права быть избранным Президентом РФ необходим фактический состав, включающий несколько юридических фактов: наличие гражданства РФ, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в Российской Федерации в течение 10 лет, а также несостояние лица в должности Президента РФ в течение двух предыдущих сроков полномочий

6.Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. Обращает на себя внимание тот факт, что в Основном законе РФ указан ограниченный круг основных обязанностей, в отличие от прежних советских конституций, где почти каждому праву корреспондировала обязанность. В конституционном праве под юридической (конституционной) обязанностью понимается социально возможная необходимость определенного поведения личности, установленная государством.

Конституция устанавливает следующиеосновные обязанности:

▪ соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);

▪ платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

▪ сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

▪ защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);

▪ заботиться о детях (ст. 38);

▪ заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);

▪ получить основное общее образование (ст. 43);

▪ заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Добавить комментарий