Юридические источники права

Государственное принуждение может проявлять себя по-разному. Изменение взглядов, установок, принципов осуществляется идеологическим и психическим принуждением, оно подавляет собственное мнение человека, трансформирует его отношение к окружающему миру, влияя таким образом на его поведение. Другой «противоположной» разновидностью принуждения является такое принуждение, которое ограничивает свободу’ действий людей, «причиняет нравственные и физические страдания и может явиться причиной нанесения вреда личности или категориям граждан или даже привести их к смерти» .

В литературе часто встречается такое утверждение, что «регулирование, не обеспеченное государственным принуждением, потеряет качество правового», что сила права в его принудительности а, следовательно, та норма, которая не сопровождается принуждением, — «бессильна». Научно-теоретическое обоснование некорректности вывода о том, что действие права связано исключительно с принудительной силой государства, принадлежит H.A. Гредескулу. На это же обращали внимание представители социологической школы в юриспруденции и многие другие правоведы. Как замечает Георг Еллинек: «Норма действует, если она обладает способностью влиять в качестве мотива, определять волю» . Вряд ли можно согласиться с утверждением, что определяющая роль в этом принадлежит принуждению. Большинство людей не совершают противоправных деяний не из-за страха перед наказанием и любым проявлением принуждения, а в силу своих собственных убеждений, взглядов,

которые формируются под влиянием многих факторов, в том числе и государства.

Исходя из сущности правового санкционирования, можно сформулировать его понятие -это все случаи придания государством юридической силы существующим и вновь создающимся социальным нормам, обусловленным требованиями общественного развития, попавшим в круг государственных интересов и в результате получившим юридический характер.

1. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2.

2. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность (Очерк теории). М., 1976.

3. Витченко А.М. Теоретические проблемы исследования государственной власти. Саратов, 19X2.

4. Гойман В.И. Действие права. М., 1992.

5. Еллинек Г. Общее учение о государстве. Изд. 2-е. испр и доп. С.-Пб., 1908,

6. КарбоньеЖ. Юридическая социология / Пер с фр. В.А. Туманова. М., 1986.

7. Кистяковский Б.А. Государство и личность // Власть и право. Из истории правовой мысли. Л., 1990. С. 145-171.

8. Карельский В.М. и др. Теория государства и права.

Ч. 1. Екатеринбург, 1994.

9. Кол да ев В.М. Государственная власть. Лекция. М.. 1993.

11. Общая и прикладная политология // Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997.

12. Ожегов С.Н. Словарь русского языка // Под ред. М.Ю. Шведовой. М., 1984.

13. Тихомиров Ю.А. Публичное право: падение и взлеты //Государство и право. 1996. № 1. С. 3-12.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА КАК ИСТОЧНИК ПРАВА Р.В. Пузиков

Мнения ведущих ученых-юристов в большинстве правовых систем не образуют право в собственном смысле слова. Однако для формирования модели правового регулирования значение научных работ в области права всегда было довольно велико. Законодатель часто учитывал те тенденции, которые фиксировались в доктрине. Роль доктрины в современных условиях чрезвычайно важна в совершенствовании законодательства, в создании правовых понятий и в методологии толкования законов .

Под доктриной как источником права понимается наука (теория, концепция или идея), которая во всех без исключения случаях используется в правотворческом и правореализующем процессе. Так, еще Р. Давид говорил: «Закон образует

как бы скелет правопорядка, охватывает все его аспекты, а жизнь этом}’ скелету в значительной степени придают иные факторы. Закон не рассматривается узко и текстуально, а зачастую зависит от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и судебной практики. Юристы и сам закон теоретически признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но пробелы эти практически не значительны» .

Роль доктрины как источника права проявляется в том, что именно она создает словарь юридических (правовых) понятий, которыми пользуется законодатель: содержит закономерности, с помощью которых законодатель находит право, закрепляет его в законах и толкует нормативно-

правовые акты. В указанных процессах доктрина оказывает влияние, прежде всего на самого законодателя, на его сознание и волю. Воспринимая содержащиеся в ней положения в виде тенденций и закономерностей, он принимает соответствующие решения.

Только использование науки (а доктрина есть по существу результат научных исследований) позволяет ориентировать юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства, т. е. на истинную необходимость. Отдельные юридические положения, образующие право народа, находятся между собой в органической связи, объясняющейся, прежде всего возникновением их из народного духа, ибо единство этого источника распространяется на все им произведенное. Этим не исключается несогласие, прерывающее гармонию отдельных частей права, так как и дух народа подвержен разрушающим симптомам, как бы болезни; легче всего это может случиться от неосторожных действий законодательной власти, когда законодатель должную энергию заменяет произвольным нерадением, быстрое содействие — импровизацией юридических постановлений. Как язык народа основывается на известных принципах и правилах, которые в нем самом лежат сокрытыми, но приводятся к сознанию и ясности посредством науки, так и право.

Задача науки состоит в том, чтобы познать юридические положения в их систематической связи, как друг друга обусловливающие и друг от друга происходящие, дабы можно было проследить генеалогию отдельных юридических положений до их принципа, а затем от принципов добраться до самых крайних разветвлений. При таком способе занятий приведется в сознание, и выяснятся юридические положения, сокрытые в духе национального права, не проявляющиеся ни в непосредственных убеждениях членов народа и их действиях, ни в изречениях законодателя, которые, следовательно, становятся ясными только как продукт научной дедукции .

Таким образом, наука является бесспорным источником права, наряду с другими источниками, право, возникающее из этого источника, есть право науки или, иначе, право юристов, так как оно возникает из деятельности юристов.

Этому последнему выражению можно придать еще более широкое значение. Под ним можно разуметь право, живущее преимущественно в сознании юристов, которые считаются его носителями. Это бывает во времена прогресса народа, когда право теряет вместе с прежней своей простотой способность быть доступным в известной полноте познанию всех членов народа. Даже обычное право, не принимая во внимание партикулярного права отдельных местностей и мелких округов, живет и развивается преимущественно в сознании юристов как членов народа, наиболее сведущих в праве и по своему призванию постоянно занимающихся предметами права, юристов,

которые, таким образом, являются естественными представителями всех прочих членов; в этом смысле и обычное право можно назвать правом юристов. Но это название как менее двусмысленное выражение следует предпочесть для обозначения права, коего источник наука.

Когда доктрина влияет на законодателя, то она выступает в качестве косвенного источника права. Когда же законодатель фиксирует в нормах права достижение науки, можно говорить о прямом воздействии доктрины на принятие закона. Так, если обратиться к Конституции РФ, то можно легко убедиться в том, что концепция (доктрина) естественного права послужила ее основным источником. Одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ содержится в ст. 2 Конституции РФ, где говорится, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Развивается эта идея и в ст. 17, где записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Первенство доктрины было лишь относительно недавно заменено первенством закона, что, на наш взгляд, является не соответствующим действительности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому необходимо сделать вывод, что поскольку изменение первенства произошло сравнительно недавно, а также если учесть, что закон на практике — это не то, что закон в теории, то с учетом этих двух факторов можно установить подлинное значение доктрины, вопреки часто встречающимся упрощенческим формулам, согласно которым они не являются источником права. Эти формулы имеют смысл, лишь если допустить, как это делало господствовавшее во Франции в XIX веке мнение, что все право выражается в правовых нормах, исходящих от публичной власти. Однако подобное мнение противоречит всей правовой традиции и представляется неприемлемым. Ведь сегодня все более и более стремятся признать независимый характер процесса толкования, которое перестало отыскивать исключительно грамматический и логический смысл терминов закона или намерение законодателя.

Можно, конечно, именовать правовыми лишь правовые нормы. Для тех же, кто считается с реальностью, и имеют более широкий взгляд на право, доктрина в наши дни, также как и в прошлом, составляет очень важный и весьма жизненный источник права. Эта ее роль проявляется в том, что именно доктрина создает словарь и правовые понятия, которыми пользуется законодатель.

И действительно, доктрина имеет первостепенную важность, так как именно она создает в различных странах разный инструментарий для работы юристов. Отличия в этом инструментарии могут в ряде случаев создать трудности для иностранных юристов, породив впечатление, что две

на самом деле близкие правовые системы существенно различаются. Именно это и происходит, когда сопоставляют французское и немецкое право. Здесь одна из причин столь частого, хотя и поверхностного, и искусственного, противопоставления «латинского» и «германского» права. Французского юриста, изучающего немецкое право, затрудняет не столько различие по содержанию между немецким и французским правом, сколько различие по форме, существующее между произведениями немецких и французских правоведов.

Немецкие и швейцарские правоведы предпочитают постатейные комментарии, которые существуют и во Франции, но в последней предназначены лишь для практиков. Предпочтительным инструментом французских юристов являются курсы или систематизированные учебники; при отсутствии курса они скорее прибегнут к новейшему алфавитному справочнику, чем постатейному комментарию.

Однако французский и немецкий стили явственно сближаются. Издаваемые в ФРГ комментарии приобретают все более доктринальный и критический вид, а учебники обращаются к судебной практике и вообще юридической практике в стране. Иная ситуация в Италии и в странах испанского и португальского языков. Публикуемые здесь труды вызывают удивление у французов и не только потому, что эти труды характеризуют крайний догматизм и отсутствие судебной практики, но и потому, что те самые лица, которые пишут эти произведения, весьма часто занимаются практикой, являются адвокатами и юридическими советниками.

Применительно к отечественной юридической практике (как правотворческой, так и право реализующей) следует признать существование проблемы использования доктрины. Так, несмотря на очевидную роль юридической доктрины как источника права, наука теории государства и права практически не освещает данный вид источника права. Так, многими учеными-юристами авторами учебников по теории права вообще отвергается роль юридической доктрины на право. Кроме того, ни в общей теории государства и права, ни в отраслях права вообще не существует термина «юридическая доктрина».

В связи с этим необходимо создать понятийный аппарат юридической доктрины и ее видов, а также формы влияния юридической доктрины как источника права.

В советском энциклопедическом словаре под понятием «доктрина» понимается (от лат.) учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип .

«Доктрина» — систематизированная политическая, идеологическая или философское учение, концепция, совокупность принципов. Часто употребляются при обозначении взглядов с оттенком схоластичности и догматизма .

«Доктрина» — учение, научная или философская теория .

Исходя из вышеперечисленных определений доктрины, можно вывести определение «Юридическая доктрина» — это совокупность принципов, при этом необходимо сделать вывод, что понятие доктрины может существовать в двух аспектах:

1) Традиционно сложившийся в той или иной стране понятий аппарат (не писанная юридическая доктрина).

2) Писанная юридическая доктрина, в качестве которой выступают общепризнанные международно-правовые нормы.

Существование двух аспектов понятия делает проблемным применение юридической доктрины, так как традиционно сложившиеся юридическая доктрина и международно-правовые нормы могут как совпадать, так и не совпадать. Причем не совпадать они могут как полностью (как это было при социалистическом праве, когда наше право полностью отказывалось принимать международно-правовые стандарты), так и поня-тийно (примером может служить то, как трактовалось понятие «Человек» в СССР, где под этим понимались только рабочие и крестьяне).

Говоря о формах влияния Юридической доктрины как источника права, как уже отмечалось выше, можно выделить две основные формы:

1) Юридическая доктрина как форма, влияющая на законотворческий процесс.

2) Юридическая доктрина как форма, влияющая на правоприменительный процесс.

Исходя из этого, можно утверждать, что юридическая доктрина России не сложилась и не существует как целое понятие, и это влияет на правоприменительные и законотворческие процессы, а именно в результате отсутствия юридической доктрины при создании новых нормативно-правовых актов они были заимствованы из разных стран, относящихся к разным правовым семьям. Все это происходит в связи с отсутствием в России единой научной базы для правотворческой и правоприменительной практики. Кроме того, при создании новых нормативных актов были использованы старые обычаи, которые абсолютно не отвечают современным требованиям, а также произошла деформация современного понимания права. В результате этого законодатели зачастую сопоставляют не сопоставляемое, и это влияет на юридическую доктрину (ее становление) как источник права. Человек, делающий закон, должен знать специфику и соотношение двух сторон «Юридической доктрины», именно это и должно стать юридической доктриной России.

Таким образом, в России не сложилось устойчивого понятийного аппарата «Юридической доктрины» и это негативно сказывается на правотворческом и правоприменительном процессе в России.

В этой связи я считаю, что возникла насущная потребность в немедленной выработке юри-

дической доктрины России, и наибольшую роль в данном процессе должны сыграть профессиональные юристы.

1. Теория государства и права / Под ред. В.М. Ко-рельского и В.Д. Перевалова. М., 1998. С. 313.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1996. С. 105.

3. История философии права. С.-Пб., 1998. С. 343.

4. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М., 1983.

5. Краткая философская энциклопедия. М.. 1994.

6. Ожогов С.И. Словарь русского языка. М., 1970.

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

С.С. Худяков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реформируемая сегодня Россия стоит перед проблемой обеспечения дальнейшего структурного оформления гражданского общества как общества, отвечающего ряду выработанных историческим опытом критериев.

Гражданское общество не рождается в одночасье. Оно должно пройти долгий этап формирования. Западная Европа столетиями шла к такому типу общества, начиная от первых попыток реализации коммунальных интересов через систему гильдий, по примеру Флоренции. И только более чем через восемь веков Европа увидела результаты гильдейской морали. Причем для нынешнего расцвета институтов гражданского общества Европе понадобилось еще и несколько десятилетий прожить без войн на собственной территории.

У России такого опыта недостаточно. Наше общество сегодня находится в сложном, далеко еще не завершенном процессе самопознания. Власть не может существовать в пустоте, в отрыве от общества. Государство, поработившее общество, игнорирующее его запросы и потребности, уходит с мировой арены как явление вчерашнего дня. Эта закономерность правомерна как для всего мира, так и для России.

Современному государству необходима прямая и обратная связь с обществом, мощные и влиятельные негосударственные институты общественной самоорганизации. Сильное и эффективное государство во всем современном мире взаимодействует с гражданским обществом. Для понимания существующего положения в общественном развитии важно определить, каков уровень развития гражданского общества в стране.

Понятие гражданского общества, будучи давно известным политической и правовой теории, оказалось для нашей современной науки относительно новым и неразработанным. Проблема гражданского общества стала особо актуальной после опубликования в 1992 году проекта новой Конституции, подготовленного Конституционной комиссией. В нем впервые в практике конституционного законодательства России предполагался специальный раздел — «Гражданское общество».

Иначе и не могло быть после обретения Российской Федерацией независимости, провозглашенной в Декларации о государственном суверенитете 12 июня 1990 года. Естественно, проводимая конституционная реформа предполагала закрепление основных институтов гражданского общества, требовала соответствующего нормативноправового оформления.

Однако первые попытки практического осуществления этих норм тем не менее предполагают и теоретическое осмысление логики формирования, развития структур и институтов гражданского общества, степени и характера их взаимосвязи.

Хотя понятие гражданского общества для отечественной науки является относительно новым и неразработанным, тем не менее в мировой общественно-политической мысли оно существует не одно столетие.

Впервые понятие, которое можно перевести как «гражданское общество», было использовано античными философами Платоном, Аристотелем, Цицероном для обозначения сложившихся в Древней Греции и Древнем Риме общественных систем. Их труды положили начало проблематике гражданского общества. Эта идея получила продолжение в эпоху Возрождения, в трудах Г. Греция, Т. Гобса, Дж. Ллокка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, но сам термин стал устойчиво употребляться лишь в XVIII столетии. Хотя, как отмечает французский исследователь Доминик Кола, впервые он упомянут уже в XVI веке в комментарии к «Политике» Аристотеля.

Понятием «гражданское общество» обозначались далеко не одинаковые, а порой и противоположные явления. Так, Никколо Маккиавели гражданское общество представлял как совокупность противостоящих интересов: классовых, сословных, партийных. В нем не было основы для демократии — власти народа, ибо последняя требует от народа благородства, чести, отваги во всем, что относится к защите общественных интересов. Маккиавели считал, что пассивное общество, изредка сопротивляющееся непосильному гнету, не может считаться гражданским .

Понятие формы (источника) права

Источник (форма) права – это внешний способ выражения государством норм права.

Если содержанием права является совокупность правил поведения. А его внутренней формой выступают способы образования каждой отдельной нормы права и объединения всех норм права в единую систему, то внешняя форма, или источник права есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли.

Источник права различают в материальном смысле (материальные условия жизни общества и потребности людей), в идеологическом смысле (доктрина, мораль, правосознание), в формально-юридическом смысле (как способ внешнего выражения и закрепления правовых норм).

Источникам права присущи такие черты, как обязательность, формальная определенность и общеизвестность. Обязательность означает категоричность и не отрицательность правовых установок. Формальная определенность предполагает конкретное и четкое оформление правовых предписаний в различных формах права. Общеизвестность – качественный признак форм права, связанный с информированием о правилах поведения, пределах их действия. Г.Ф.Шершеневич указывал, что понятие источника права является не вполне точным (источник происхождения, существования, изготовления, познания и т.д.), предлагая категорию «форма права», под которой понимаются «различные виды права, отличающиеся по способу выработки содержания норм». Правовая форма как категория обозначает всю правовую реальность в отличие от формы права. Под формой права понимаются «определенные способы внешнего выражения права как одного из компонентов «юридической формы», иными словами, как более узкого самостоятельного явления. Назначение этой формы – упорядочить содержание, придать ему свойства государственно-властного характера».При этом в самой форме права различается ее внутренняя (структура права, т.е. отрасли, институты, нормы права) форма и внешняя (система нормативно-правовых актов или система законодательства).

Анализ правовых систем различных государств показывает, что в каждой из них существуют достаточно разнообразные формы права. Не все виды источников права в конкретном государстве имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль. В конкретной системе права обычно признается несколько источников права, но их значение в каждый исторический период может быть неодинаково. В ходе исторического развития изменяются не только представления об источниках права, но и их виды.

Итак, источники права – это исходящие от государства или признанные им официально документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического общеобязательного значения. Среди источников права наиболее известными и значимыми являются правовой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт и нормативный договор.

Правовой обычай

Правовой обычай – это санкционированное и охраняемое государством правило поведения, которое сложилось в результате его фактического применения в течение длительного времени. Правовой обычай исторически сложился в определенное правило поведения и вошел в привычку в результате многократного применения, имеющего юридические последствия. Обычаи связаны с мощной этнокультурой, даже после укрепления государственности они сохранили свое значение в качестве источников (форм) права. Первоначально обычные нормы не имели документального выражения, но на определенном этапе исторического развития правовой обычай начал письменно санкционироваться, инкорпорируясь в нормативно-правовые акты («Русская Правда»). Но не каждый обычай является правовым. Для того чтобы обычай из источника социального поведения превратился в источник права, необходимо наличие следующих условий:

  1. признание обычая в качестве правового обществом и государством;
  2. наличие определенного срока действия обычая;
  3. непротиворечивость обычая публично-правовому порядку отношений.

Использование правовых обычаев в современных условиях сведено к минимуму. По мере совершенствования деятельности правотворческих органов пространство действия обычая сокращается. Но такое положение характерно для государств с развитыми системами права. Напротив, в странах Азии и Африки правовой обычай продолжает оставаться ведущим источником права.

Правовой обычай и в современных условиях остается значимой и весьма распространенной формой права в ряде государств современных демократий, например, в Швеции, Великобритании, Испании и др. Правые обычаи сохраняют значение источников права не только в отраслях частного, но и в отраслях публичного, особенно государственного права.

В современной России, несмотря на то, что правовой обычай не является типичным источником права для отечественной правовой системы, он сохраняет свое значение в отраслях частного права, особенно гражданского права. В соответствии с гражданским законодательством на территории России признаются в качестве формы права обычаи делового оборота, не противоречащие законодательству России.

Особое значение сохраняет правовой обычай в области международного права. Он становится источником международного права, когда отношения между субъектами международных отношений не урегулированы международными договорами. Для этого правовой обычай должен признаваться всеми государствами, на территорию которых он будет распространяться. В ряде случаев правовой обычай является более оптимальным и гибким источником права по сравнению с международным договором, так как для возникновения последствий по международному договору требуется согласование воль многих членов международного сообщества. В ряде случаев может возникать ситуация, связанная с необходимостью в подчинении субъектов права нормам международного договора в порядке правового обычая, если договор еще не вступил в юридическую силу.

Юридический прецедент

Юридическим прецедентом является судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права при разрешении аналогичных дел в дальнейшем. Юридический прецедент является своеобразным эталоном, моделью для разрешения конкретного спора. Он создается не правотворческим органом, а непосредственно судебными или административными органами.

Юридический прецедент является преобладающим источником права в странах общего права (Великобритания, США, Новая Зеландия, Канада). В современном мире отсутствуют правовые системы, основанные только на юридическом прецеденте как источнике права. Но законы, которыми руководствуются судьи в странах общей системы права, носят настолько обобщенный характер, что на их основе часто бывает трудно разрешить конкретное юридическое дело. В разных странах даже одной правовой семьи юридический прецедент применяется по-разному. В Великобритании, например, практика применения прецедента связана следующими правилами: решения, вынесенные Палатой лордов, обязательны для всех судов; решения, принятые апелляционным судом, обязательны для него самого и для нижестоящих судов. Кроме того, в Великобритании авторитет юридического прецедента тем выше, чем старше его возраст.

В США, в силу особенностей федеративного устройства страны, правило прецедента не действует так строго: Верховный Суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям; штаты независимы и каждый имеет собственную судебную систему и соответственно – судебную практику.

Источником права может стать прецедент не любого суда, а лишь решения по конкретным делам судов высших судебных инстанций. В странах романо-германской правовой системы преобладающим источником права является нормативно-правовой акт. Но в случаях наличия коллизий норм права в законах, для решения конкретного дела применяется юридический прецедент. В странах романо-германской правовой системы юридический прецедент даже обладает определенным авторитетом. Но он рассматривается в качестве способа фиксации норм права лишь в чрезвычайных ситуациях. В основном роль прецедента в странах романо-германской системы и России не выходит за рамки толкования права. Юридический прецедент в России имеет форму Постановлений Верховного Суда, в которых конкретизируются и детализируются общие нормы закона.

Нормативно-правовой акт

Это – правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений, это – письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера. М.Н.Марченко отмечает, что все нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру, их система определяется конституцией, они содержат общие предписания в отличие от правоприменительных актов, в каждом государстве есть своя иерархия, т.е. «система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов».

Особенности этого источника права состоят в следующем:

  • это акт нормативного характера (содержит нормативные предписания);
  • это правовой акт (содержит только нормы права, в отличие от актов нормативного содержания, например, инструкции по правилам эксплуатации техники);
  • это акт, создаваемый в результате правотворческой деятельности государства или на референдуме (законодательная процедура, предусматривающая прохождение законопроекта в парламенте, согласительные процедуры, «чтения законов», промульгацию и др.);
  • это акт, обладающий общеобязательностью (рассчитан на неопределенный круг лиц);
  • это акт, оформляемый в виде официального государственного документа (с соблюдением необходимых реквизитов и указанием порядка вступления его в законную силу);
  • это акт, в котором нормы права группируются по определенным структурным образованиям (статьи, главы, разделы).

Нормативно-правовой акт является наиболее распространенным источником права, особенно для стран романо-германской (континентальной) системы права. В нем закрепляется большинство социально значимых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Иные источники права общерегулятивной значимостью не обладают. Статьи нормативно-правовых актов четко формулируют предписываемые правила поведения. В отличие от нормативно-правового акта юридические прецеденты носят казуистический характер, а правовые обычаи – неопределенный характер. Нормативно-правовые акты могут подвергаться быстрым изменениям по сравнению с иными актами.

Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правом на издание нормативно-правовых актов наделены органы, специально указанные в законе.

Виды нормативно-правовых актов

В Российской Федерации существует сложная система нормативно-правовых актов, находящихся между собой в определенной соподчиненности, направленных на регламентацию общественных отношений. Системе законодательства любого государства свойственно прежде всего деление на законы и подзаконные акты (по юридической силе). Основаниями деления нормативных актов на виды являются: юридическая сила, характер и объем действия, содержание, субъекты издания и др. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации.

Акты высших правотворческих органов обладают большей юридической силой по сравнению с актами нижестоящих органов, которые должны соответствовать первым.

Конституция обладает высшей юридической силой, является базой текущего законодательства. Ее основополагающие идеи детализируются в других актах, которые не должны противоречить Конституции, в противном случае они должны быть отменены.

Законы принимаются высшими представительными органами как Федерации, так и ее субъектов или референдумами. С этим связано верховенство законов в системе нормативно-правовых актов. Деление на законы и подзаконные акты свойственно законодательству любого государства.

Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по основным вопросам общественной жизни. Закон содержит правовые нормы и является основным источником права. Закон принимается только высшим представительным органом или путем референдума, обладает высшей юридической силой и верховенством по отношению к другим источникам права, отражает волю и интересы всего общества, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке.В некоторых государствах законы могут приниматься не только представительными органами, но и высшими судебными инстанциями, в порядке делегированного правотворчества, на референдумах. Законы принимаются по существенным вопросам общественной жизни, в особом законодательном порядке, составляют ядро всей правовой системы государства, обусловливая структуру всей совокупности нормативно-правовых актов страны.

Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Таким образом, первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия – являются наиболее существенными их особенностями. Изменить или отменить закон имеет право только тот орган, который его принял.

Классификация законов может иметь следующий вид:

  • по юридической силе (конституция, федеральные конституционные и федеральные законы);
  • по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);
  • по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органами государственной власти);
  • по отраслевой принадлежности (конституционные, административные, гражданские);
  • по внешней форме выражения (конституция, кодекс, закон, устав);
  • по сроку действия (постоянные и временные);
  • по кругу лиц (распространяющие свое действие на иностранцев, граждан, лиц без гражданства);
  • по времени вступления в силу (непосредственно или с даты, указанной в законе).

Подзаконные нормативно-правовые акты издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, они не должны противоречить закону, но могут его конкретизировать, развивать, дополнять. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они основываются на юридической силе законов и не могут противоречить им. Подзаконные акты конкретизируют принципиальные положения законов применительно к особенностям различных доминирующих интересов в обществе. Все подзаконные акты как правило являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на – общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные.

1. Общие подзаконные акты – это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц определенного государства. К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти (указы и распоряжения Президента России как акты первоначального правотворчества, постановления и распоряжения Правительства РФ, которые носят нормативный характер).

2. Ведомственные подзаконные нормативно-правовые акты – принимаются на основе законов Российской Федерации, указов Президента и постановлений Правительства. В соответствии с ними регулируют отношения, находящиеся в ведении определенной исполнительной структуры. Но среди них есть акты значительной сферы действия (акты министерства финансов, министерства внутренних дел, государственной налоговой инспекции и др.). Кроме того, в ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями (делегированное законодательство).Внутриведомственные акты распространяются на ограниченную сферу общественных отношений, некоторые исполнительные органы имеют право издавать акты внешнего действия (МВД, МИД). «Ведущей формой ведомственного акта является приказ, который может быть как нормативным, так и ненормативным по своему содержанию. Приказом опосредуется различная по своему характеру деятельность, им утверждается, а тем самым и придается соответствующая юридическая сила другим нормативным актам…он имеет нормотворческое значение. Выступая актом детализации постановления Правительства».

3. Местные подзаконные нормативно-правовые акты – это акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Они издаются территориальными органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления (конституции и уставы субъектов, нормативные решения или постановления советов, мэрий, муниципалитетов, регламенты, положения, постановления, распоряжения).

4. Внутриорганизационные подзаконные нормативно-правовые акты имеют и другое наименование – локальные акты. Это нормативно-правовые акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяющиеся на членов данных организаций (ограниченного круга лиц).

Локальные нормативно-правовые акты принимаются в достаточно широких сферах общественной деятельности (уставы, положения, инструкции и др.). Особое значение они приобрели в организациях по регулированию отношений между работодателем и наемными работниками. В рыночных экономических отношениях приобретают большое регулятивное значение коллективные договоры, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества. К локальным нормативным актам относятся также приказы работодателя и администрации организаций, принятые в пределах их компетенции.

Локальные нормативно-правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридического регулирования. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и другим подзаконным актам. Действующее трудовое законодательство детально регламентирует порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, которые становится своеобразными «кодексами» в масштабе отдельных организаций. Например, локальные нормативные акты в трудовых правоотношениях устанавливают максимальные нормы продолжительности рабочего времени, основные положения о порядке и способах его распределения в пределах суток, другого календарного периода и др. Локальные акты могут вводить льготы и поощрения для работников конкретных организаций, но в них не должны устанавливаться санкции, не предусмотренные законами об ответственности.

Если расположить подзаконные нормативно-правовые акты по юридической силе, то система этих актов примет следующий вид:

  • указы и распоряжения Президента РФ;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;
  • решения и постановления местных органов государственной власти;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
  • нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;
  • локальные нормативные акты.

Нормативный договор и иные источники права

Нормативный договор означает соглашение «двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.)».Он не только устанавливает права и обязанности сторон на основе уже существующих норм права, но в отличие от простого соглашения, направлен на установление норм права, которым обязуются в будущем подчиняться их участники. Нормативный договор должен порождать права и обязанности для неопределенного круга лиц, а не только для договаривающихся сторон. Среди договоров нормативного содержания выделяют прежде всего – внутринациональный и международный договоры. Внутринациональный договор как часть национального законодательства регулирует отношения между государством и государственными образованиями, субъектами федерации, правительствами субъектов и т.д.

Предметом договоров нормативного содержания обычно являются сотрудничество, делегирование полномочий и др. Для субъектов внутригосударственного договора эти нормы являются источником права, в соответствии с которым могут издаваться нормативно-правовые акты. Международный договор является соглашением между государствами. Международные договоры могут приниматься в виде конвенций, деклараций, соглашений. Если внутринациональный договор имеет субординационную природу по отношению к национальному законодательству, то международный договор имеет координационную природу, определяя взаимоотношения равноправных субъектов правотворчества. Международные договоры могут быть трансформированы сторонами-участниками в их внутринациональные системы права, где имеют приоритет по отношению к национальному законодательству.

К иным (дополнительным) источникам права относятся – правовая доктрина, религиозные тексты, общие принципы права, правосознание, референдумы и др.

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Любой нормативно-правовой акт имеет пределы своего действия. При этом важно уяснить начальный и конечный моменты действия закона, вступление его в силу с даты принятия или опубликования, или в порядке, определенном самим нормативно-правовым актом, другими актами, специально регулирующими порядок введения их в действие.

Действие во времени предполагает необходимость учета времени вступления акта в законную силу и утрату законной силы. Обычно акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом или начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Опубликование этих законов производится в информационном бюллетене «Собрания законодательства Российской Федерации». Федеральные законы публикуются в «Российской газете» и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Публикация нормативно-правовых актов в названных изданиях является официальной. Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях. Акты Президента РФ, если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Названные сроки вступления нормативно-правовых актов в силу не применяются в случаях, когда при их принятии установлен другой срок введения их в действие. Акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ.

Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ, официальное опубликование. Эти акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование этих актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Акты, не прошедшие государственной регистрации, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу.

Необходимо учитывать правило, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не распространяется на отношения, существовавшие до момента принятия нового закона (новой редакции). Придание закону обратной силы возможно лишь в случаях, которые обозначены в самом законе или, если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативно-правовые акты во времени утрачивают свою силу по истечении срока действия, в связи с изданием нового акта, заменяющего старый закон, на основании прямого указания конкретного органа. Таким образом, нормативно-правовые акты имеют «определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы».

Действие в пространстве определяется территорией распространения властных полномочий органов, издающих акт. Территориальные пределы действия нормативно-правовых актов отражают суверенитет государства и его юрисдикцию. В соответствии с территорией действия свое пространство имеют федеральные нормативные акты, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты. Федеральные законы имеют одинаковую силу на территории всех субъектов РФ. Законы и иные нормативные акты субъектов действуют лишь на их территории. При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон РФ. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.

Отдельные федеральные нормативно-правовые акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации (например, акты о труде для работников Крайнего Севера, для работников пустынных или высокогорных районов и др.). Нормативные акты РФ распространяются также на территории посольств, представительств, военных, торговых судов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом. Отдельные нормативные акты могут распространяться на российских граждан, работающих за рубежом. Действие нормативно-правовых актов по территории регулируется также международно-правовыми актами и договорами.

Международными договорами также регулируется экстерриториальное действие правовых актов РФ (распространение законодательства страны за ее пределами). Принцип территориального применения НПА означает, что акты федеральных органов действуют на всей территории, акты субъектов федерации – на территории данного субъекта, акты органов местного самоуправления – на территории, управляемой этим органом.

Действие по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориального действия того или иного акта. Однако есть исключения из общего правила, когда действие НПА по кругу лиц не совпадает с действием по территории (например, в отношении иностранцев, пользующихся дипломатическим иммунитетом, или в отношении определенного круга лиц, очерченного законом – военнослужащих, прокуроров, милиции и др.). В последнем случае речь идет о специальных нормативных актах.

В трудовом законодательстве применяется также принцип действия нормативно-правовых актов о труде по категориям работников (специальные нормы – в отношении труда женщин, несовершеннолетних, инвалидов, лиц, занятых в отдельных сферах деятельности, работников бюджетной сферы, работающих на тяжелых и вредных работах, временных и сезонных работников и др.). В данном случае для различных категорий лиц, исполняющих трудовые или служебные функции, специальными нормами устанавливается особый порядок приема на работу и увольнения, особенности регулирования времени труда и отдыха, льготы и преимущества по оплате труда и др. Это в свою очередь предполагает наделение определенных категорий работников определенными льготами, правами и преимуществами. В тоже время могут вводиться ограничительные меры в отношении, например, госслужащих – на совмещение должностей, на занятие предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью и др.

Должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, нарушившие федеральные законы и указы Президента РФ и вступившие в законную силу решения судов, могут быть направлены на внеочередную переаттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) или лишены квалификационного разряда.

В гражданском законодательстве также предусмотрено его действие в отношении определенных лиц – предпринимателей, потребителей, публичных и физических лиц, лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, банковские операции и др.

В данной лекции рассмотрены основные источники права.

ТЕМА: источники права.

Источник права является основанием возникновения права.

Источник права в материальном смысле – внеюридическое основание права, например идеология, философия.

Источник права в формально-юридическом смысле – внешняя форма закрепления и существования правовых предписаний.

Источник – внешне выраженная форма существования чего-либо.

Позитивисткая парадигма: источник права есть форма, правовые нормы – содержание.

Виды источников права:

  1. Правовой обычай – общепризнанное, официально незафиксированное в правовом тексте, сложившееся в результате многократного и длительного применения правило поведения, санкционированное государством.

Особенности правового обычая:

  1. Отсутствие официального закрепления
  2. Давность применения
  3. Конвенциональность (общепризнанность участниками правоотношений)
  4. Санкционированность государством. (Правовой обычай – догосударственная форма права. Обычное право – основано на целостных, мифологических правилах, существовало до государства. Обычай это сфера не только мыслей, но и действий. (Оммаж – церемония, оформляющая заключение вассального договора в Западной Европе средних веков).

Разновидности признания обычая в законодательстве:

  1. Secundum legem – в дополнение к закону. Имеет общий характер, например ст. 5 ГК РФ.
  2. Praeter legem – там, где нет закона, там где закон молчит. Специальная норма, например ст. 14 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»: могут руководствоваться своими обычаями и традициями если они не противоречат закону. Кстати, в этом ФЗ есть дефиниция обычая.
  3. Conta legem – помимо закона, напротив закона. Обычай действует даже тогда, когда есть точная норма. Обычай выше закона.

Второй вид источника права – правовой прецедент.

Правовой прецедент – это решение по судебному делу, принятое властной инстанцией, которое становится образцом при рассмотрении аналогичных дел.

Виды прецедентов:

  1. Принуждающий прецедент – авторитет суда (высокие суды).
  2. Убеждающий прецедент – действует в силу аргументированности решения).

Основной постулат, которого придерживается суд: его задача решить конкретное дело по существу, а не создать новую норму.

Также прецедент можно разделить на:

  1. креативный (сложное дело, разрешая которое суд так или иначе создает норму)
  2. толковательный (интерпретация существующих норм в конкретном деле).

В соответствии со статистикой только 10% решений судов основано на креативном прецеденте и 90% на толковании существующих норм.

Что такое прецедент в романо-германской семье?

Считается, что в этой семье нет судебного прецедента. Но, так или иначе, в континентальной семье есть судебная практика, которая каждый год увеличивает свой вес. Например, в России решения Высшего и Конституционного судов приобретают все большее значение – практика этих судов de facto создает новые нормы.

Российский аналог Ratio decidendi– правовые позиции суда при решении дела.

Считается, что в континентальной семье первичными источниками права являются законы, вторичными – судебная практика и доктрины, обычаи.

В семье общего право первичен закон, вторичен – судебный прецедент, обычай.

Третий вид источника права – нормативный правовой акт (НПА).

Целью принятия НПА является прямое установление правила поведения.

НПА – официальный письменный текст, принятый в определенном порядке, компетентным публично-властным органом либо населением, содержащий норму права.

Признаки НПА:

  1. Содержит норму права. (Существует НПА и существует вспомогательный акт, цель которого введение нормы в действие либо ее аннулирование, но и вспомогательный акт тоже можно назвать нормой права).
  2. Существование иерархической системы по юридической силе НПА.
  3. Официальный процедурный порядок принятия НПА и порядок вступления в силу НПА.
  4. Официальное опубликование НПА, затрагивающих законные интересы и свободы граждан и субъектов РФ.
  5. Юридическая сила – значение, которое предписывается НПА в данной правовой системе, оценка его статуса – действительности, место в иерархии, способность порождать юридически значимые последствия.

Классификация НПА по юридической силе:

  1. Закон, обладающий высшей юридической силой. Признаки: особо усложненный порядок принятия, опубликования и вступления в силу.
  2. Подзаконные НПА

Классификация законов (именно законов, а не НПА):

  1. Конституция (Называлась основным законом в 1977году, но сегодня Конституция так не называется – это акт, делающий правовую систему возможной).
  2. Внесение поправок в конституцию
  3. ФКЗ
  4. ФЗ
  5. Конституции и уставы субъектов РФ
  6. Законы субъектов

Термины из раздела «Теория государства и права»

Правовая доктрина — это особая форма права, представляющая собой труды выдающихся ученых-юристов или общепризнанные правовые учения, на которые можно официально (с одобрения государства) ссылаться в процессе применения правовых норм.

Данная форма права наряду с правовым обычаем является древнейшим способом закрепления юридических норм. В англосаксонской и мусульманской правовой системе в ходе судебного разбирательства возможны ссылки на труды выдающихся ученых-правоведов в качестве источников права. Как правило, доктрина выступает в качестве источника права в сферах, где еще не применяется законодательное регулирование по тем или иным причинам.

В Российской Федерации правовая доктрина не признается официально государством в качестве источника права. Суд или иной государственный орган при рассмотрении конкретного юридического дела не вправе основывать свое решение на научных работах, их комментариях. При этом в России ни одна юридическая доктрина или правовая идеология не является господствующей, официально признанной или общеобязательной. Однако должностные лица при вынесении юридического решения пользуются научной и учебной литературой, комментариями ученых к законодательству в качестве вспомогательного неофициального материала.

Правовая жизнь — это форма социальной жизни, выражающаяся преимущественно в правовых актах и правоотношениях, характеризующая специфику и уровень правового развития данного общества, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов. Правовая жизнь связана с юридическими правилами поведения (предписаниями) и соответствующими юридическими последствиями.

Курсовые и дипломные работы по теории государства и права

ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ ПО ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Добавить комментарий