Юридические лица в римском праве

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 6

Юридическое лицо в римском праве – объединение людей, выступающее в обороте как единое целое.

Правоспособность юридических лиц– юридическое лицо признавалось способным иметь права патроната и не считалось (за немногими исключениями) способным получать имущество по наследству и т. п.

Дееспособности юридические лица не имели. Для совершения юридических действий необходим былзаконный представитель (actor), который имел право выступать от имени юридического лица, предъявлять иски, совершать сделки, причем во всех этих случаях его положение и права были наравне и идентичны с правами частного лица.

Ниже приведены виды юридических лиц:

1. Товарищество (societas) – объединение средств и усилий нескольких лиц в достижении единой цели. Товарищество считалось созданным с момента соглашения, т. е. товарищество представляло консенсуальный контракт. Главная цель товарищества – итоговая прибыль. Собственность товарищества – совместная собственность членов товарищества (condominium). Товарищество прекращалось: с выходом прежнего или вступлением нового члена (возникало новое); с достижением его цели.

2. Объединение (universitas):

– корпорация (corporatio) – объединение не менее трех полноправных римских граждан. Создавались с разрешения закона, сенатусконсульта или императора. Корпорация могла иметь свой устав – статут, но это не было обязательным. Признаки: наличие имущества корпорации, кассы (или казны) и доверенного лица, действующего от имени корпорации. Высший орган – общее собрание всех членов, на котором решения принимались простым большинством голосов. Имущество корпорации было отдельным от имущества своих членов, и члены ее не могли иметь никаких претензий на это имущество. Корпорация не отвечала за обязательства или за правонарушения своих сочленов. Корпорации прекращались: запретом государства или суда на ее деятельность; истечением срока либо выполнением поставленных целей, которые предусматривались при образовании корпорации; собственным решением сочленов, принятым или единогласно, или большинством голосов;

– коллегия (collegium) могла заключать договоры стипуляции, дарения, принимать наследство и завещательные отказы, отпускать рабов на волю, выступать в суде через представителей. Объем ответственности коллегии определялся общим имуществом и казной.

Виды коллегий:

– общины (муниципии) и близкие к ним общественные объединения (коллегии жрецов, монашеские объединения, цехи торговцев и ремесленников, сообщества откупщиков или других предпринимателей). Правоспособность их ограничивалась сферой частного права. В качестве самостоятельных корпораций могли быть признаны объединения с общественно полезной целью, пользующиеся покровительством государства;

– учреждения (храмы, благотворительные фонды, больницы) признавались субъектом специальных имущественных отношений только в случае их признания или организации посредством специального акта со стороны властей. Способны были принимать дарение, заключать от своего имени сделки. Их существование было про-изводно от более значимого публично-правового субъекта – церкви, представленной окружной церковной властью.

МОДУЛЬ 2.

Тема 1. Владение и собственность в Древнем Риме.

Формы фактического обладания вещами: владение и держание.

В римском праве владение рассматривалось как фактическое обладание вещами, то есть отношение, на основе которого сложился и весь институт права собственности. В период расцвета римского права понятия «владение» и «право собственности» значительно дифференцировалось, перестали совпадать и могли касаться как прав собственника вещи, так и спорных прав на вещь, когда вещь принадлежала одному лицу, а права на неё — другому или другим. Владение рассматривалось как фактическое обладание, связанное с юридическими последствиями и снабжённое юридической защитой. Между владением в точном смысле и простым держанием появилось строгое разграничение: владение предполагало фактическое обладание с намерением относиться к вещи, как к своей собственности, самостоятельно, держание — обладание вещью на основании договора или на основании воли другого лица, несамостоятельно, ненамеренно или бессознательно.

Сам термин «фактическое обладание» предполагал оценку вещи, исходя из положения самой вещи, то есть требовал соблюдения целого ряда условий, считавшихся стандартными для определённой ситуации (Например: домашними животными можно было обладать, пока они возвращаются во двор). «Намерение относиться к вещи, как к своей» подразумевало защиту владельца от посягательств на вещь, в этом плане поссессорная защита подразумевала только выяснение факта владения и факта самоуправного нарушения права владения. Владельческие процессы исходили из принципа, что лицо, которое пользуется вещью, относится к ней как к своей. Доказывать неправомочность такого владения должна была другая сторона, приводя основания, по которым фактический владелец не имеет права на владение и данная вещь должна быть у него изъята. Если поссессорный (вещный) иск ситуацию не разрешал, ущемлённый в правах мог подать петиторный иск к ошибочно установленному владельцу вещи, доказывая свои права на неё. Таким образом, существовало разграничение: поссессорный иск вёлся в отношении вещи, петиторный — в отношении права на вещь. Юридическую защиту в случае владения собственник мог получить согласно иску и по собственной воле, а в случае держания — только через собственника, от которого получена вещь.

Виды владения.

Понятие владения. Владение (possessio) – это такое об щественное отношение, при котором данное лицо считает ту или иную вещь находящейся в составе своего хозяйства, а также считает ее своей. Это реальное господство лица над вещью. В каждом факте владения, как учили римские юристы, следует различать два элемента: corpus possessions, т. е. тело владения, фактическое обладание вещью – это телесный момент, и animus possessions – душу владения, т. е. наличие желания, намерения владельца иметь вещь у себя, сохранить ее за собой и обращаться с ней как с собственной. Только такое владение считается юридическим и будет подлежать юридической защите, где есть сочетание указанных двух элементов: факта нахождения вещи в хозяйстве и наличия желания сохранить, иметь эту вещь у себя. Первый элемент является объективным, второй – субъективным. Термин «possessio» является сравнительно поздним. По цивильному праву владение обозначалось словом «usus», т. е. «пользо вание». Обычно владелец и собственник как бы сливаются. Поэтому говорят о «владеющем собственнике». Но владение может возникать и вне связи с правом собственности, и даже быть его нарушением. Некоторые римские юристы говорили: «Собственность не имеет ничего общего с владением».

Обычно владельцем становится первый приобретатель. Установление фактического господства над вещью именовалось завладением (apprehensio), например, некто захватил дикое животное. В передаче владения (traditio – от одного лица другому) римское право усматривало производное приобретение владения. Владение могло приобретаться и через третьих лиц. «Corpus» некогда понималось как физическое обладание вещью: в руках, в доме, во дворе. Позднее стали рассуждать так: «corpus» – налицо во всех случаях, когда при нормальных условиях обеспечена возможность длительного и беспрепятственного проявления господства лица над вещью.

Виды владения. Различаются несколько видов владения исходя из законности владения вещью:

1) законное владение (posessio iusta) – вещью владеет ее собственник;

2) незаконное владение (posessio vitiosa) – когда тот, кто владеет вещью, не имеет на это права:

добросовестное владение (posessio bona fidae) – владелец вещи не знает, что вещь принадлежит не ему;

недобросовестное владение (posessio malae fidae) – владелец знает, что вещь ему не принадлежит, но ведет себя так, как будто вещь ему принадлежит. В этом случае не дей ствует приобретение права собственности по давности, и предъявляются более строгие требования относительно возмещения реальному владельцу после суда стоимости плодов или ухудшения состояния вещи;

3) производное владение возникало из временного нахождения вещи у третьего лица.

Владение вещью третьим лицом осуществляется до разрешения спора о том, чья это вещь на самом деле (фактически он – хранитель вещи). Такие отношения считались владением с целью упрощения возможности хранителю осу ществить защиту вещи в случае посягательств на нее. В этом случае о защите нельзя попросить и собственника, ведь он не известен. Владение вещью залогодержателем владения осуществляется также с целью защиты вещи от посягательств.

Также различали следующие виды владения:

цивильное владение (posessio civilis) – владение в соответствии с ius civile (цивильным правом). Этот вид владения существовал в древнее время еще до принятия Законов XII таблиц. Цивильный вла делец должен был быть лицом правоспособным (sui iuris), поэтому чаще всего таким владельцем являлся глава семьи. Он владел имуществом на свое имя, подвластные владели имуществом также на его имя. В то время были уже известны сроки для обращения владения в право собственности по давности владения;

посредственное владение – нахождение вещи во владении у третьих лиц (фактически – держание вещи). Оно не признавалось владением, несмотря на то, что имело место воздействие на вещь, но держатель не имел права владеть вещью от своего имени. Чаще всего в роли держателей выступали поверенный, поклажеприниматель и ссудоприниматель. Они были экономически зависимы от владельца и владели «для него». По усмотрению владельца вещи такое держание могло быть прекращено. С течением времени отношения держания развивались, стали появляться договоры пожизненного «посредственного владения» землей и другим имуществом по договору найма;

преторское владение – владение, признанное претором и защищаемое им до истечения срока владельческой давности. Претор предоставлял свою защиту на основе интердикта. С течением времени защита претора стала предоставляться любому лицу, осуществляющему господство над вещью, при наличии у него кроме фактического обладания вещью намерения владеть ею. Защита предоставлялась вне зависимости от способа, которым это лицо приобрело право владения, кроме незаконного недобросовестного.

⇐ Предыдущая123456

Рекомендуемые страницы:

Римское право не выработало четкого определения юридического лица, так как предполагалось, что носителями прав могут быть только граждане. Однако заслугой римского права является создание самого понятия юридического лица.

Юридические лица в публичном праве возникали по решению го­сударственных органов, в частном праве — по решению государствен­ных органов или по инициативе частных лиц (не менее трех человек). Гай пишет: общины рассматриваются как частные лица (Дигесты, 50.16.16), т. е. корпорация может рассматриваться в частном праве так же, как и физическое лицо.

Уже в Законах XII таблиц упоминаются разного рода корпорации: союзы с религиозными целями и профессиональные союзы ремесленников. В период республики появились корпорации при магистратах, погребальные коллегии (членами которых были как свободные, так и рабы), коллегии предпринимателей. На определенном этапе разви­тия появились и муниципии — муниципальные образования, за кото­рыми были признаны также права истца и ответчика, т. е. гражданско-процессуальная правоспособность.

Со временем как некое единое целое стало рассматриваться и госу­дарственное имущество (казна), от имени которого выступает магист­рат. Муниципии, а позже и корпорации (в том числе и частные) полу­чили возможность наследования.

Римское право знало три вида юридических лиц:

* корпорации (союзы ремесленников, погребальные коллегии, ре­лигиозные союзы);

» муниципии (городские и местные общины);

» государственная казна — эрарий под контролем сената (в импе­рии переродился в городскую кассу) и императорская казна — фиск (понимаемая как государственная).

В период империи корпорации стали вызывать подозрение у властей, и поэтому практически все они (кроме древнейших) были распущены. После этого был издан закон, существенно затруднявший создание новых корпораций, так как на их образование теперь требовалось спе­циальное разрешение сената, а иногда еще и санкция самого импера­тора.

Дела корпорации вели избиравшиеся для этой цели физические лица. Все имущество, закрепленное за корпорацией, принадлежало корпо­рации как целому, и поэтому выбывающий не имел права требовать своей доли. И только в случае прекращения деятельности имущество корпорации делилось между последним составом ее членов. Мини­мальное число членов корпорации четко определено не было, однако на практике их должно было быть не менее трех.

Муниципии обладали более широкой правоспособностью, чем кор­порации. Так, помимо собственного имущества и органов управления муниципии изначально обладали правом получать имущество по за­вещательным отказам. (Корпорации же получили такое право лишь со II в. н.э.) Муниципии могли свободно назначаться наследниками, а корпорации — только при наличии специальной привилегии.

Особый (привилегированный) статус имела государственная казна (эрария, при доминате — фиск). Так, на фискальное имущество не распространялись сроки давности, исковые требования фиска имели пре­имущество на удовлетворение по сравнению с иными требованиями, существовали ограничения по ответственности самого фиска перед третьими лицами и т. д.

После утверждения христианства в качестве официальной государ­ственной религии в Древнем Риме появился новый, особый вид юриди­ческого лица -учреждения. Данный статус получили церкви, а в даль­нейшем — все благотворительные союзы.

Юридическое лицо в римском праве – объединение людей, выступающее в обороте как единое целое.

Правоспособность юридических лиц – юридическое лицо признавалось способным иметь права патроната и не считалось (за немногими исключениями) способным получать имущество по наследству и т. п.

Дееспособности юридические лица не имели. Для совершения юридических действий необходим был законный представитель (actor), который имел право выступать от имени юридического лица, предъявлять иски, совершать сделки, причем во всех этих случаях его положение и права были наравне и идентичны с правами частного лица.

Ниже приведены виды юридических лиц:

1. Товарищество (societas) – объединение средств и усилий нескольких лиц в достижении единой цели. Товарищество считалось созданным с момента соглашения, т. е. товарищество представляло консенсуальный контракт. Главная цель товарищества – итоговая прибыль. Собственность товарищества – совместная собственность членов товарищества (condominium). Товарищество прекращалось: с выходом прежнего или вступлением нового члена (возникало новое); с достижением его цели.

2. Объединение (universitas):

– корпорация (corporatio) – объединение не менее трех полноправных римских граждан. Создавались с разрешения закона, сенатусконсульта или императора. Корпорация могла иметь свой устав – статут, но это не было обязательным. Признаки: наличие имущества корпорации, кассы (или казны) и доверенного лица, действующего от имени корпорации. Высший орган – общее собрание всех членов, на котором решения принимались простым большинством голосов. Имущество корпорации было отдельным от имущества своих членов, и члены ее не могли иметь никаких претензий на это имущество. Корпорация не отвечала за обязательства или за правонарушения своих сочленов. Корпорации прекращались: запретом государства или суда на ее деятельность; истечением срока либо выполнением поставленных целей, которые предусматривались при образовании корпорации; собственным решением сочленов, принятым или единогласно, или большинством голосов;

– коллегия (collegium) могла заключать договоры стипуляции, дарения, принимать наследство и завещательные отказы, отпускать рабов на волю, выступать в суде через представителей. Объем ответственности коллегии определялся общим имуществом и казной.

Виды коллегий:

– общины (муниципии) и близкие к ним общественные объединения (коллегии жрецов, монашеские объединения, цехи торговцев и ремесленников, сообщества откупщиков или других предпринимателей). Правоспособность их ограничивалась сферой частного права. В качестве самостоятельных корпораций могли быть признаны объединения с общественно полезной целью, пользующиеся покровительством государства;

– учреждения (храмы, благотворительные фонды, больницы) признавались субъектом специальных имущественных отношений только в случае их признания или организации посредством специального акта со стороны властей. Способны были принимать дарение, заключать от своего имени сделки. Их существование было про-изводно от более значимого публично-правового субъекта – церкви, представленной окружной церковной властью.

Появление категории юридического лица

128. Понятие юридического лица. Создание понятия юридического лица нередко относят к числу важнейших заслуг римского частного права. Не следует, однако, преувеличивать ни разработанности этого понятия в римском праве, ни значения юридических лиц в экономической жизни Рима. Даже во времена наибольшего расцвета римского народного хозяйства, во времена наиболее оживленной международной торговли юридические лица значительной роли не играли. Хозяйство, имевшее в основном натуральный характер, еще не вызывало необходимости в прочных и длительных объединениях отдельных хозяев. Не было в римском праве и термина «юридическое лицо». Тем не менее нельзя не признать, что основная мысль о юридическом лице как приеме юридической техники для введения в оборот имущественной массы, так или иначе обособленной от имущества физических лиц, была выражена римским правом отчетливо.

Издревле в имущественных отношениях участвовали наряду с физическими лицами и некоторые объединения их, определенным образом организованные и располагавшие известными имущественными средствами.

129. Древнейшие юридические лица. Еще в древнейшие времена существовали в Риме частные корпорации: союзы с религиозными целями (sodalitates, collegia sodalicia), профессиональные союзы ремесленников (fabrorum, pistorum). По свидетельству Гая, законы XII таблиц даже предоставили союзам с религиозными целями право вырабатывать для себя уставы, лишь бы они не противоречили закону. Много новых корпораций является в период республики: таковы collegia apparitorum, т.е. корпорации служителей при магистратах, различные объединения взаимопомощи, в частности похоронные корпорации, collegia fuheraticia; таковы collegia publicanorum, игравшие немалую роль в хозяйственной и политической жизни Рима; объединения предпринимателей, бравших на откуп государственные доходы, управлявших по договорам с государством государственными имениями, производивших для государства крупные строительные работы, и др.

Понятно, что все эти объединения обладали имущественными средствами, а collegia publicanorum — средствами весьма крупными. Понятно, что им приходилось вступать в договорные отношения с третьими лицами и что действовали они и в своей внутренней жизни и в отношениях с третьими лицами по некоторым определенным правилам.

Однако вопреки характеристике, которую дают этим объединениям некоторые историки римского права (например, Жирар), невозможно утверждать, что это были юридические лица в современном значении этого термина. Следует согласиться с теми историками, которые (как И.А. Покровский) отмечают, что все дошедшие до нас положения древнейшего ius civile приурочены только к отношениям между отдельными лицами, а не их объединениями; что касается общего имущества корпораций, то оно рассматривалось древним правом либо по началам товарищества, societas, т.е. как имущество, принадлежащее каждому из его участников в определенной доле, либо, более примитивно, как имущество, принадлежащее одному из участников, казначею, ведущему дела объединения и ответственному перед его членами.

Нет единогласия между историками римского права и в вопросе о правовом положении римского государства в древнейшие времена. Одни историки (как Жирар, опирающийся при этом на Моммзена) считают римское государство искони юридическим лицом. Другие (как названный выше русский историк римского права И.А. Покровский) полагают, что, будучи обладателем многочисленных и разнообразных имуществ и участвуя в различных отношениях по их эксплуатации, римское государство, по крайней мере до второй половины республики, не применяло к своим имущественным отношениям положений частного права, не мысля себя носителем dominium ех iure Quiritium и других частных прав на эти имущества, а действовало по некоторым особым нормам права публичного, и действительно, неизвестно, чтобы договоры, совершавшиеся магистратами по поводу государственного имущества, подчинялись в древнейшие времена правилам, в частности формальностям частного права. И, наоборот, известно, что споры из таких договоров разрешались не в обычном судебном, а в особом административном порядке.

Можно, однако, думать, что по мере усложнения экономической жизни некоторые зачатки идеи юридического лица появляются и в жизни корпораций, и в хозяйственной деятельности государства.

Признание каждого из членов корпорации собственником части ее имуществ не благоприятствовало устойчивости имущественных отношений корпорации; понятно, что в более развитом хозяйственном обороте появилась мысль об отказе отдельному члену корпорации в праве на выдел ему в любой момент его доли в имуществе корпорации, об урегулировании имущественных последствий выхода отдельного члена из состава корпорации и т.п. В то же время расширение хозяйственных связей государства с частными лицами не могло не толкать на некоторое сближение представлений об имущественных правах государства и частных объединений.

Однако первым более отчетливым выражением идеи юридического лица было, по-видимому, правовое положение, сложившееся при содействии претора для муниципий, т.е. городских общин, которым римское государство, включая их в свой состав и наделяя их жителей римским гражданством, предоставляло самоуправление и хозяйственную самостоятельность. Правовым выражением этой хозяйственной самостоятельности явилось подчинение муниципий в их имущественных отношениях частному праву: претор признал за муниципиями право искать и отвечать в суде через особых представителей, actores, назначавшихся для каждого дела декретом муниципального совета. Тем самым муниципия была признана в принципе таким же субъектом имущественных прав, как и privatae personae.

Вслед за муниципиями и по их образцу, ad exemplum rei publicae (D. 4. 4. 1. 1), были признаны процессуально правоспособными также и частные корпорации!

Не следует, однако, думать, что это признание идеи юридического лица в гражданском процессе сразу обеспечило и ее материально-правовое развитие. Несмотря на то что в дальнейшем муниципии стали действовать через actores не только в гражданском процессе, но и при заключении сделок, вопрос о юридических последствиях таких сделок для муниципий оставался долго неясным.

Не способствовал укреплению идеи юридического лица и ход политической истории Рима. Правда, когда с установлением империи личная казна императора, fiscus, постепенно поглотила, по мере усиления власти императора, прежнюю государственную казну — aerarium, сведя ее к роли городской кассы Рима, то fiscus оказался подчиненным в принципе нормам частного права. Но носителем прав на все государственные имущества стал признаваться император. Начавшая пробивать себе путь идея государства как носителя частных имущественных прав была оттеснена воплощением государства в личности princeps’a. Эту идею не укрепляли и довольно многочисленные privilegia fisei, в силу которых имущество фиска не подлежало приобретательной давности; обязательственные требования фиска обеспечивались законным залоговым правом на все имущество должника, удовлетворялись предпочтительно перед требованиями других кредиторов и др., ибо многие из этих привилегий были распространены и на личное имущество императора и императрицы и, следовательно, особенности правового положения имуществ государства не составляли.

Юридические лица в развитом римском праве

130. Положение юридического лица в частном праве. Поло-жительным итогом всего хода развития римских корпораций явилось следующее.

Римские юристы признали, что: (1) Корпорация может рассматриваться в сфере частного права так же, как рассматривается физическое лицо. Гай говорит: civitates enim privatorum loco habentur — общины рассматриваются как частные лица (D. 50.16.16). (2) Юридическое существование корпорации не прекращается и не нарушается выходом отдельных членов из состава объединения: in decurionibus vel aliis universitatibus nihil refert, utrum omnes iidem maneant, an pars maneat, vel omnes immutati sint — для местных сенатов и других объединений безразлично, остаются ли прежними все члены, либо часть членов, либо всех заменили другие (D. 3.4. 7. 2). (3) Имущество корпорации обособлено от имущества ее членов, притом это не совместно всем членам корпорации принадлежащее имущество, а имущество корпорации как целого, как особого субъекта прав: si quid universitati debetur, singulis non debetur, nec quod debet universitas singuli debent, т.е. если мы чтонибудь должны корпорации, то мы не должны ее отдельным членам; того, что должна корпорация, не должны ее отдельные члены (D. 3. 4. 7.1). (4) Корпорация как юридическое лицо вступает в правовые отношения с другими лицами при посредстве физических лиц, уполномоченных на то в установленном порядке.

Однако целого ряда, казалось бы, неизбежных выводов из признания гражданской правоспособности юридического лица римские юристы не сделали. Эти выводы затруднялись и отсутствием в римском праве института прямого представительства, который облегчил бы понимание участия юридических лиц в гражданском обороте при посредстве физических лиц, и взглядами юристов на роль воли в обосновании частноправовых отношений. Поэтому еще классическим юристам представлялся спорным вопрос о том, может ли юридическое лицо быть субъектом владения, possessio (D. 41. 2. 1. 22; D. 41. 2. 2. 2). Поэтому они отвергали ответственность юридических лиц за вред, причиненный деликтами их представителей. Ульпиан говорил: quid enim municipes dolo facere possunt (D. 43. 15. 1) — что могут сделать в силу злого умысла члены муниципии (здесь, как и в других аналогичных местах, «члены муниципии» означает совокупность этих членов, т.е. саму муниципию).

В то же время объем правоспособности муниципий, в одной стороны, и частных корпораций — с другой, не был одинаков. Так, муниципии издавна были вправе получать имущество в силу завещательных отказов или легатов, в то время как коллегиям это право было предоставлено лишь во II в. н.э. (D. 34. 5. 20). Право быть назначенными наследниками по завещанию признавалось за муниципиями уже в классическом праве, частные же корпорации даже и в праве Юстиниана не имели такого права без особой привилегии (С. 8. 6).

С другой стороны, римские юристы признают юридическое лицо носителем не только имущественных, но и некоторых личных прав, например, как о том свидетельствуют многочисленные памятники, муниципиям присваивался патронат над вольноотпущенниками, представлявший, правда, по существу значительный имущественный интерес для патрона.

Не создав законченного учения о правоспособности корпораций, римское право оставило нам, однако, возможность ясно судить о порядке, в котором корпорации возникали в Риме. В первую половину республики различные частные корпорации возникали, по-видимому, свободно, без ограничений со стороны государства. Но в I в. до н.э., в связи с общим политическим и социальным кризисом, государство стремится наложить руку на свободу образования союзов. После ряда сменивших одна другую государственных мер при Августе был издан закон (lex Julia de collegiis), в силу которого корпорации по общему правилу возникали не иначе как с разрешения сената.

Корпорация признавалась законной, collegium licitum, если ее существование разрешено сенатом, ех senatus consulto coire licet. Только для некоторых видов корпораций, например для похоронных объединений, был, по-видимому, допущен порядок свободного образования, при условии соответствия корпорации определенным правилам. Но возникала ли корпорация с разрешения сената, принадлежала ли она к числу тех привилегированных объединений, которые в разрешении не нуждались, раз возникнув в законном порядке, корпорация признавалась в качестве юридического лица: разрешив возникновение корпорации, сенат тем самым признавал ее и юридическим лицом.

Все collegia licita вместе с тем и юридические лица. Столь сложного в современных системах гражданского права вопроса о союзах без прав юридического лица римское право не знало.

Значительно позднее корпораций появилась в римском праве та категория юридических лиц, которую теперь называют учреждениями. Их не знал не только период республики, но весь отрезок периода империи до христианских императоров. Признание христианства государственной религией создало почву для признания юридическими лицами церковных учреждений, а затем и обычно связанных с церковью частных благотворительных учреждений. Церковные учреждения, ecclesiae, не только были наделены имущественной правоспособностью, но на них был распространен и ряд privilegia fisci. Затем были признаны юридическими лицами так называемые piae causae — больницы, приюты и т.п. Но сколько-нибудь развернутого учения о правоспособности учреждений римское право не оставило.

1. Порядок возникновения юридических лиц устанавливается законодательством, регулирующим деятельность юридических лиц данной организационно-правовой формы. Возникновение юридического лица включает непосредственное создание и государственную регистрацию.

Юридическое лицо может быть создано путем учреждения и путем реорганизации уже существующего юридического лица.

2. В теории и правоприменительной практике выделяют четыре основных порядка создания юридических лиц.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа. Для данного способа характерны три основные стадии: 1) издание индивидуального (распорядительного) акта собственником или компетентным органом; 2) организационная работа (подбор кадров, выделение средств и т.д.); 3) утверждение учредительных документов.

В связи с ликвидацией государственной монополии в сфере создания юридических лиц и придания в нашем законодательстве большого значения факту их государственной регистрации этот порядок фактически утратил значение, за исключением случаев, установленных в законе (например, создание государственной корпорации — Агентство по реструктуризации кредитных организаций — АРКО).

Разрешительный порядок характеризуется тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение.

Для данного способа характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица; 3) организационная работа. В разрешительном порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств .

См., например: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г.

«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм.) // ВВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499; ВВС РФ. 1992. N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. N 22. Ст. 1977; 1998. N 19. Ст. 2066; 2000. N 2. Ст. 124; 2002. N 12. Ст. 1093.

Явочно-нормативный порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Такое разрешение в общей форме содержится в норме закона. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка. Компетентный государственный орган проверяет соблюдение порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме, создаваемой данным способом. Для него характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) организационная работа; 3) контрольная работа компетентного органа. Этот порядок наиболее распространен во всем мире, в том числе и в России.

3. Учредителями юридических лиц могут быть физические и юридические лица с ограничениями, установленными законом, а также государство, государственные и муниципальные образования в порядке, установленном законом (ст. 125 ГК).

4. Закон, как правило, не конкретизирует название и форму инициативного акта учредителей (участников, собственника), содержащего решение о создании юридического лица. Как свидетельствует практика, это решение облекается в письменную форму протоколом учредительного (общего организационного) собрания, протоколом решения единственного учредителя, протоколом заседания компетентного органа единственного учредителя — юридического лица.

Решение об учреждении юридического лица должно содержать место и время принятия, сведения о лицах (лице), его принявших, их подписи, оттиск круглой печати юридического лица — учредителя, результаты голосования и принятые решения: по вопросам учреждения юридического лица, об утверждении его учредительных документов, об утверждении денежной оценки (взносов, вкладов), вносимых в имущество юридического лица в неденежной форме; об избрании или назначении органов юридического лица.

Обязательным элементом процесса возникновения (а именно, создания) юридических лиц выступает разработка учредительных документов, которые наряду с законодательством и иными нормативными актами являются правовой основой деятельности юридических лиц.

Современное гражданское законодательство относит к учредительным документам в различных комбинациях устав, учредительный договор, общее положение.

Статья 52 ГК определяет обязательное содержание учредительных документов для всех юридических лиц, которое конкретизируется другими статьями ГК и специальными правовыми актами по отдельным организационно-правовым формам юридических лиц.

6. Процедура создания юридического лица заканчивается его государственной регистрацией. Государственная регистрация юридических лиц — акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц .

В форме регистрации государство контролирует создание юридических лиц. В ней реализуется признание их юридическими лицами и предоставление государством им правосубъектности.

ГК вводит новую систему государственной регистрации юридических лиц. Для нее характерны: обязательность; определение единого субъекта, осуществляющего государственную регистрацию; наличие Единого государственного реестра юридических лиц, открытого для всеобщего ознакомления; контрольная функция осуществляющих государственную регистрацию органов, которая выражается в соблюдении установленного законом порядка образования юридического лица и проверке соответствия его учредительных документов закону; исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации; возможность защиты субъективного гражданского права на создание юридического лица путем обращения в суд с жалобой на отказ в государственной регистрации или уклонение от такой регистрации (ст. 51 ГК).

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа; в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Статья 12 Закона «О государственной регистрации юридических лиц» содержит закрытый перечень документов, представляемых в регистрирующий орган. Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов.

Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр, содержание которого исчерпывающим образом определено Законом наряду с открытостью и общедоступностью сведений, составляющих это содержание. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

За непредоставление, или несвоевременное представление, или представление для включения в государственный реестр недостоверных сведений заявители несут ответственность, установленную законодательством РФ.

Законом предусмотрена ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации, в том числе за необоснованный, т.е. не соответствующий легальным основаниям, отказ в государственной регистрации.

Закон содержит закрытый перечень таких оснований:

а) непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушение нормы права. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10 Закона «О государственной регистрации юридических лиц»).

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК).

Добавить комментарий