Юридические права человека

Именно с возникновением и распространением концепций естественного права связано появление такого научного понятия как «права человека».

Многими правоведами отмечалось, что с каждым годом значение прав и свобод человека и гражданина увеличивается. Если рассматривать дефиницию «современные права» можно прийти к выводу, что она не является бесспорным. Однако мы попробуем определить его общепризнанные составляющие.

Во-первых, права человека являются универсальными и индивидуальными, это означает, что они распространяются в отношении всех людей, независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, возраста и т.д., и принадлежат каждому индивиду, вне независимости от его социального положения.

Во-вторых, права человека имеют внутригосударственную природу: государство имеет право закреплять эти права в своем действующем законодательстве, но при этом важно отметить, что они не порождаются и не создаются им. В этом смысле права человека представляются естественными правами, представляющиеся человеку при рождении, которыми обладает личность, вне зависимости от воли государства и нередко вопреки ему.

В-третьих, признание прав человека предполагает, что страна обязана отказаться от вторжения в сферу личных свобод и поэтому предоставляет защиту от вмешательства в нее государства. В связи с этим можно отметить, что существует перечень особенностей, которыми обладают отношения между человеком и государством, которые в свою очередь становятся все более значимыми в современном мире для осознания идеи наличия у индивида правосубъектности в рамках международного права:

  • В значительной мере в процессе установления данных отношений участвует не только государство, в лице его представительных органов, но и сама личность. Таким образом эти отношения регулируются путем закрепления некоторых положений как в конституциях, так и в других законах. Участие личности в данном процессе осуществляется лишь благодаря институтам непосредственной и представительной демократии. Осуществляя законодательную деятельность, орган Высшего народного представительства принимает законы и конституцию. Таким образом нормативно правовые акты создаются не конкретным индивидом или обществом, а его представителями. Непосредственная демократия осуществляется через проведение выборов и референдума.
  • Характер данных взаимоотношений можно определить через их взаимные ответственность и обязанности друг перед другом. Главным для нас представляется то, что государство в настоящее время, принимая участие в тех или иных международных договорах по правам человека, несет ответственность не только перед государствами-участниками, но и перед личностью.
  • Если же государство и личность будут нести встречные обязанности, то это может поспособствовать развитию социальных, политических и экономических, составляющих жизни государства, а так же укреплению государственного суверенитета и осуществлению гарантий прав и свобод человека и гражданина.
  • Двусторонние отношения между государством и личностью, что означает, что они обязаны сотрудничать друг с другом, а также нести равную и общую ответственность.

В основу интернационализации прав человека и легли вышеуказанные особенности современных прав личности.

Интересным представляется определение, данное Додоновым В.Н., Пановым В.П., Румянцевым О.Г.: «Права человека — права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как полноценное человеческое существо».

В свою очередь Т. Бекназар-Юзбашев, не раскрыл само понятие прав человека, а отметил, что «возникновение и развитие современного понимания прав человека неразрывно связано со следующим кругом проблем:

  • морально-философское обоснование прав человека (универсальные права человека);
  • их институционная конкретизация в рамках определенного государственно-политического порядка (конституционные или основные права человека);
  • надгосударственная или интернациональная защита свобод личности (международные права человека).

Профессор М.В. Баглай под правами человека понимал исходные, присущие всем людям от рождения права независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет.

Чиркин В.Е., раскрывая понятие прав человека пришел к выводу, что это абсолютные, неотчуждаемые, естественные, неограничиваемые права, принадлежащие человеку (в том числе и не гражданину) в силу его рождения как личности.

Поскольку по своей природе права человека являются неотчуждаемыми, то государство не имеет право вмешиваться в личную жизнь человека. Такого рода права вытекают, как отмечается во «Всеобщей декларации прав человека», из присущих всем членам человеческой семьи достоинства и свободы.

По мнению Б.С. Эбзеева права человека – это такие права, которые принадлежат каждому гражданину в отличие от привилегий, которые распределяются согласно занимаемому индивидом места на социальной лестнице.

Так же существуют иные понятия прав человека.

Права человека являются неотъемлемым элементом каждого человека. Государство не может «даровать» эти права, а может лишь закрепить их во внутреннем законодательстве и всеми возможными способами обеспечить их реализацию. Только в этом случае государство можно назвать правовым. В случае же если государство или не предоставляет своим гражданам их естественные права или препятствует их осуществлению или представляет эти права только определенным группам лиц, тем самым порождая дискриминацию, то его можно охарактеризовать как антидемократическое.

Права человека — есть естественные возможности индивида, которые обеспечивают его личное достоинство и свободу жизнедеятельности во всех аспектах общественной жизни. Помимо термина «права» употребляется еще и термин «свободы»: свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и свобода слова, печати, свобода передвижения и т.д. В общем и целом эти понятия можно считать однородными. В науке и законодательных актах используются также такие понятия как «права гражданина» и «права личности».

Права человека вне зависимости от того, закреплены ли они во внутреннем законодательстве или нет не могут быть ограничены внутригосударственными или национальными рамками, поскольку они являются объектом международного права, а так же являются естественными и неотъемлемыми. Если государство закрепляет в своем законодательстве права человека, то они становятся и правами гражданина этой страны.

Права человека и гражданина представляют собой комплекс естественных правомочий, выработанных в процессе развития общества и которые получили отражение во внутригосударственных правовых актах. Государства обязаны закрепить эти права в своих конституциях и иных законах, а так же обеспечить их реализацию и защиту. Таким образом человек становится членом государственно-организованного сообщества

Под правами личности понимаются полномочия, относящиеся к конкретному человеку в данной ситуации. Объем этих полномочий зависит как от условий проживания, работы, и социально-экономического положения в целом, так и от общественно-политического статуса. Под понятие «личность» подпадают граждане страны, иностранные гражданине, апатриды и беженцы. Права личности характеризуют степень его зрелости, индивидуальные особенности человека, способность руководить своими действиями и осознавать правомерность своих поступков.

В современной юридической литературе, в международных и внутригосударственных актах такие понятия как «права человека», «права личности» и «права гражданина» рассматриваются как однопорядковые. Использование другой терминологии связанно как правило с логическими и стилистическими правилами или в случае необходимости выделить тот или иной аспект проблем прав индивидуума.

Все основные права человека закреплены в международно-правовых актах, поскольку они являются международным стандартом и все современные государства обязаны равняться им. Так, в преамбуле Устава Организации Объединенных Наций закреплено, что народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций…».

Главной идеей прав человека является то, что интересы личности, в отличии от интересов государства являются абсолютными. Интересы никогда не могут стоять превыше достоинства личности.

Остается не рассмотренным вопрос, касающийся соотношение прав и обязанностей. До этого существовал следующий порядок: вначале обязанности, затем права; то есть обязанностям придавалось большее значение. Но большинство ученых придерживается точки зрения, выраженной в 29 статье Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться только таким ограничениям, какие учитывают права и свободы других личностей и отвечают требованиям морали. Это означает, что на первом месте выступают права, поскольку только при их наличии возможно добровольное выполнение обязанностей.

Существует и так называемый демократический подход, согласно которому права конкретной личности обладают приоритетом на правами нации.

Реализация всех прав человека неразрывно связанна с экономическим состоянием страны. Поскольку такое право, как право на жилище не сможет быть реализовано государством, если на его территории не будет построено достаточно жилых помещений для его граждан. Это и касается и права на труд, свободное передвижение, выезд и въезд из страны, отдых и социальное обеспечение и т.п.

Для обеспечения всеми государствами основных прав и свобод Генеральной Ассамблеей ООН были провозглашены международные стандарты в этой области.

Если рассматривать отдельно права женщин, особенно в мусульманских странах, то можно будет наблюдать, что их права определены Институтом «Право личного статуса»:

  • Право на собственность (то есть женщина должна иметь возможность совершать все манипуляции со своим имуществом (продавать, дарить, приобретать, закладывать и т.д.) вне зависимости от того, когда она у нее появилась, до замужества или во время замужества).
  • Право на наследование (ни один мужчина семейства не имеет право претендовать на долю в наследстве женщины).
  • Право реализацию в обществе (в Коране не имеется ни одного положения, не дающего право работать женщине, особенно в тех сферах, , которые отвечают женской природе и в которых наиболее остро нуждается государство; помимо этого не наблюдаются и ограничения для проявления своих знаний, способностей и талантов, которыми обладает конкретная женщина).
  • Право на получение образования наравне с мужчинами (Самим Пророком Мухаммедом было сказано, что каждый верующий мусульманин обязан стремиться к получению знаний).
  • Право выйти замуж и выбирать супруга только с согласия женщины.

Рассмотрев существующие в науке определения, можно прийти к выводу, что права человека — это система универсальных, то есть действующих в отношении всех людей, вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания, социального положения прав:

  • закрепленных в действующем международном и внутригосударственном законодательстве;
  • гарантируемых, защищаемых и осуществляемых во всех без исключения государствах;
  • обеспечиваемых основными международными принципами и нормами права;
  • предусматривающих международно-правовую ответственность государств за их игнорирование и невыполнение;
  • предполагающих защиту как на внутригосударственном уровне, так и на международном уровне.

Данная точка зрения свойственна западным авторам и во многом разделяется российскими международниками. См.: Lauterpaht H. International Law and Human Rights. L., 1950; Бекназар-Юзбашев Т. Права человека и международное право. М, 1996. С — 295

Однако сами эти представители есть личности данного конкретного общества.

Многие авторы считают данное положение одной из особенностей современного международного права в области прав человека. См.: Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 147.

См.: Международное право. Словарь-справочник / Под общей редакцией академика МАИ, д.ю.н. В.Н. Трофимова. М., 1997. С. 234.

См.: Бекназар-Юзбашев Т. Указ.соч. С. 13

См.: Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2013. С. 120.

См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2014. С. 54.

См.: Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2010. С. 135.

См.: Авакьян С.А. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2015. С. 52

См.: Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 2011. С. 48.

Права человека в целом могут быть определены как права, присущие человеку от рождения, без которых невозможно его существование как личности. Права человека – это проявление свободы во всех сферах жизнедеятельности личности.

Основные, фундаментальные права и, вытекающие из них, иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую и культурную. Однако, эти права различаются и по времени возникновения. Отсюда – появление понятия «поколения прав человека».

Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах – праве на свободу мысли, совести и религии, праве каждого гражданина на ведение государственных дел, праве на равенство перед законом и ряд других. Эти права выражали так называемую «негативную» свободу: эти права обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия для участия граждан в политической жизни государства.

Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня и повышение культурного статуса, для реализации, которых требуется организационная и иные формы деятельности государства по обеспечению указанных прав (конец 19 начало
20 вв.).

В период после второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться общностью, ассоциацией. Эти права основаны на солидарности, так называемые «права солидарности» – право на развитие, право на мир, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества (океаны, глубоководное дно, Антарктика, космос, атмосфера, т.е. те пространства и ресурсы, которые по самой своей природе не могут находиться под суверенитетом того или иного государства).

Права третьего поколения – это коллективные права, а не какие-либо «новые» права индивида. Конечно, отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением как члена какой-либо общности.

Индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны, хотя и различны по своей природе. Право индивида – это естественное право, присущее ему от рождения, одна из главных ценностей человеческого бытия. Коллективные права (право народа, право нации, право общности, ассоциации) не являются естественными, поскольку формулируются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив. Они имеют качественно иные свойства и определяются целями и интересами коллективного образования.

Права и свободы человека можно классифицировать по следующим критериям:

1. По содержанию прав и свобод:

· гражданские и политические права;

· экономические, социальные и культурные права;

· коллективные права.

Гражданские права – это права, которые принадлежат человеку как члену гражданского общества: право на жизнь, свободу, недискриминации и равенства, недопущение пыток и т.д. Этими правами обладают как граждане государства, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

Политические права связаны с участием граждан в управлении государством и в общественной жизни. Политические права представлены избирательным кодексом: право принимать участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным и т.д.

Экономические права непосредственно связаны с гражданскими правами и включают право владеть имуществом, право на справедливое вознаграждение за труд и другие права.

Социальные права должны обеспечивать человеку достойный и достаточный уровень жизни, а также социальную защищенность: право на социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, на отдых и т.д.

Культурные права и свободы человека призваны гарантировать духовное развитие человека – право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного творчества и другие права.

2. По субъектам:

· общие права и свободы, которые имеют универсальный характер, принадлежат всем категориям лиц;

· права, принадлежащие отдельным социальным группам (женщины, дети, беженцы, инвалиды, пожилые люди и др.).

3. По возможности ограничения прав и свобод:

· права и свободы, которые могут подлежать ограничению;

· права и свободы, которые не могут быть ограничены.

В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года закреплен перечень статей, содержащих права, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах, даже в период чрезвычайного положения в государстве, например: право на жизнь, недопущение пыток, недопущение медицинских экспериментов, рабства и т.д.

4. По приоритетности прав и свобод:

Право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, так как все остальные права утрачивают смысл и значение.

Это фундаментальное право следует рассматривать в двух аспектах:

· как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны кого бы то ни было;

· как право личности на свободное распоряжение своей жизнью.

По сути, все остальные права, так или иначе, объединяются вокруг этого стержневого права.

Характерной особенностью прав человека является наличие основных принципов. Основные принципы, на которых должно основываться отношение к правам человека, можно определить как обобщение норм, которые отражают характерные черты, а также главное содержание прав человека и обладают высшей юридической силой.

Центральное положение в области прав человека занимает принцип уважения прав человека. В этом принципе воплощено главное содержание прав человека. С указанным принципом неразрывно связан принцип демократии, который является важным общим принципом, присущим как современному международному праву, так и внутреннему праву государств.

Другими принципами прав человека являются принцип универсальности и недискриминации. В силу первого – общепризнанные нормы о правах человека обязательны для всех государств и в отношении всех лиц под их юрисдикцией. В силу второго – неправомерна дискриминация лиц, по каким бы то ни было признакам: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений и др. (ст.2 Всеобщей декларации прав человека 1948 года).

И еще одним немаловажным принципом прав человека является – принцип права наций на самоопределение – «все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право…» (Декларация о принципах международного права 1970 г.).

Основными свидетельствами, по которым можно судить о содержании общепризнанных принципов и норм о правах человека, являются, как было отмечено ранее, Всеобщая декларация прав человека 1948 года и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года.

Контрольные вопросы.

1. В рамках какой организации были приняты первые международные соглашения в области прав человека?

2. В чем состоит роль Международной организации труда в области прав человека?

3. На основании какого документа, принятого на национальном уровне, была разработана Всеобщая декларация прав человека?

4. Назовите дату принятия Всеобщей декларации прав человека?

5. Что закреплено во Всеобщей декларации и каково ее всемирно-историческое значение?

6. Какие документы составляют Международный билль о правах человека?

7. Почему необходимо было разработать Международные пакты о правах человека 1966 года?

8. Приведите примеры прав, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах?

9. Какой специальный орган создан для осуществления контроля за соблюдением Международного пакта о гражданских и политических правах? Какие основные функции выполняет этот орган?

10. Какую функцию предусматривает I Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах?

11. Какой специальный орган создан для осуществления контроля за соблюдением Международного пакта об экономических социальных и культурных правах? Какие основные функции выполняет этот орган?

12. Что такое права человека? В чем состоит сущность трех поколений прав человека?

13. По каким критериям можно классифицировать права человека?

14. Назовите основные принципы прав человека?

Добавить комментарий