Юридический конфликт

Как разновидность социальных конфликтов юридические конфликты могут подразделяться на типы по различным основаниям. По субъектам отношений они могут быть межличностными, групповыми, институциональными; по методам воздействия – насильственными и ненасильственными и т.д.

Выведение типологии и перечисление соответствующих им видов можно продолжить, но для нас важна такая типология, которая свойственна лишь юридическим конфликтам, а следовательно, указывает на их специфику. В основании такой типологии должны находиться те или иные юридические характеристики. К ним следует отнести отрасль права, к которой может быть отнесен конфликт; структуру нормы, к нему относящейся; разновидность правоприменительного учреждения.

Конфликты по отраслям права возможны практически в любой из отраслей права. Наиболее распространены конфликтные взаимоотношения, связанные с вопросами гражданского права (конфликты в области наследственного права, права собственности и т.д.), трудового права (восстановление на работе), семейного права (расторжение брака, взыскание алиментов), административного права (конфликты в области охраны здоровья населения, на транспорте), уголовного права (они называются криминальными, например, преступления против личности, собственности и др.) и т.д. Могут быть конфликты и смешанного характера, которые подпадают под действие норм различных отраслей права, или трансформируются из социальных в юридические конфликты. В качестве примера смешанного конфликта можно привести конфликт, возникший на почве ревности и закончившийся нанесением тяжких телесных повреждений супругу. Этот конфликт вовлекает в действие уголовное (наказание) и семейное право (развод).

По природе соответствующих правовых норм конфликты подразделяются на уполномочивающие, обязывающие и запрещающие. При уполномочивающей норме конфликт может возникнуть между уполномоченным субъектом и частным лицом (физическим или юридическим), чьи интересы нарушены этим уполномоченным субъектом. Например, конфликт между населением и местной администрацией из-за нарушения сроков подачи теплоснабжения в жилые дома.

При нарушении обязывающей нормы возможен конфликт между обязанным лицом и государством (его представителем). В этом случае не только гражданин обязан соблюдать соответствующую норму, но и государственный служащий должен требовать ее выполнения. Например, если милиционер, не желая вступать в конфликт с водителем автомобиля, просто отпустит его, он автоматически вступит в другой конфликт – с государством.

Нарушение запрещающих норм ведет к конфликту государства с физическим или юридическим лицом, допустившим его. Примером может служить конфликт браконьеров с инспекцией рыбоохраны.

По системе государственных правоприменительных или правоохранительных органов, т.е. связанных с работой соответствующих государственных органов, выделяют судебный конфликт, конфликт по поводу работы органов прокуратуры, полиции и т.п. Судебный процесс по своей конструкции содержит значительный элемент состязательности, а следовательно, является по природе своей конфликтогенным. Когда добавляется некомпетентность и взаимное недоверие сторон, то протекание процесса оказывается еще более острым, напряженным.

Большая загруженность сотрудников прокуратуры и органов внутренних дел также не способствует их качественной работе. Если в других видах труда напряженность возникает только в «аварийных ситуациях», то в деятельности сотрудников органов внутренних дел подобная обстановка постоянна. В этом еще один фактор конфликтности. Следует учитывать также, что деятельность характеризуемых институтов связана с пресечением нарушений законов гражданами и юридическими лицами, что, в свою очередь, еще более конфликтогенно.

По длительности во времени юридические конфликты бывают кратковременными и длящимися. К первой группе можно отнести, к примеру, конфликт между сотрудником ГИБДД и водителем, нарушившим правила движения, по поводу применения к последнему мер административной ответственности. Длящийся конфликт растягивается во временных границах, а, следовательно, для такого рода конфликтов чаще всего характерна эскалация. В качестве примера можно привести межгосударственный или межнациональный конфликт.

Как уже было отмечено ранее, рассмотренная классификация юридических конфликтов не является исчерпывающей и может быть продолжена по иным основаниям. В последующих главах будет приведен подробный анализ некоторых юридических конфликтов.

Явный и скрытый конфликты. Сложность анализа конфликтных процессов и явлений в значительной мере определяется тем, что внешне наблюдаемое противоборство субъектов очень часто не дает адекватного представления о его подлинных причинах. Характеризуя подобные случаи, М. Дойч использует понятия «скрытого» и «явного» конфликта. Его мысль заключается в том, что конфликт в реальности может основываться на противоречиях более глубоких (скрытый конфликт), чем те, которые служат предметом противоборства во внешнем плане (явный конфликт). 4. Ложный конфликт. Может случиться и так, что в действительности причина конфликта (а подчас и объекта) на самом деле, не существует; он является лишь плодом воображения участников. Такого рода ложный конфликт большей частью возникает вследствие ошибки или заблуждения по крайней мере одной из сторон, предполагающей, что другая сторона совершает или намерена совершить агрессивные, неправомерные или иные нежелательные действия. В ложном юридическом конфликте возможны четыре основные ситуации:

• сторона полагает, что находится с определенным лицом в правоотношениях, но на самом деле этого нет (например, арендатор строения не знает, что собственник дома продал его другому лицу); • обратный вариант: сторона не сознает, что находится в правоотношениях с другой стороной (скажем, при открытии наследства один из наследников не подозревает о существовании других наследников); • сторона полагает, что противник действует незаконно, в то время как действия другой стороны правомерны; • обратный вариант: сторона полагает, что противник действует правомерно.

Из этого перечня видно, что ложность ситуации относится не столько к ее содержанию, сколько к юридической форме. На этой основе вполне может возникнуть конфликт. Ошибка в оценке ситуации, с одной стороны, не устраняет внеюридических мотивов конфликта и, следовательно, не снижает. его остроты. Например, добросовестный приобретатель имущества защищает. его от собственника, не зная ни своих прав, ни прав противника и не считаясь с законодательством. Если бы он знал и соблюдал юридическую форму, у него бы не возникло конфликта с собственником. С другой стороны, осознание и исправление ошибки в юридической форме, если именно она вызвала конфликт, может. его прекратить. Так, должностное лицо, осознавшее законность действий представителя власти, который штрафует. его за экологическое нарушение, вряд ли будет продолжать поддерживать конфликт, а вероятно, примет меры к устранению его причин. Ложный юридический конфликт лучше всего может быть погашен при содействии специалистов, юристов-профессионалов, способных разъяснить ситуацию, дать необходимые советы и тем самым устранить почву для конфликта, который превращается в недоразумение, не требующее силовых приемов для выяснения отношений. Забегая вперед, скажем, что вообще разъяснение правовых норм и законоположений, повышение юридической культуры граждан весьма полезно для сокращения числа конфликтов и снижения их остроты. Ведь юридические нормы упорядочивают общественные отношения, стабилизируют социальную жизнь и тем самым способствуют исключению или предотвращению групповых и индивидуальных противоборств.

Причины юридических конфликтов Причиной юридических конфликтов являются, прежде всего, экологические, демографические, экономические, социально-политические, межнациональные и идеологические конфликты, в результате которых происходит нарушение каких-то правовых норм одной или обеими сторонами. В результате эти конфликты приобретают форму юридических. В них юридическая форма конфликта скрывает экономическое, политическое, национальное и иное содержание. Все эти конфликты в какой-то степени (в зависимости от уровня правового развития страны) оказываются связанными с правом. В развитом государстве многие экологические, производственные, экономические и другие действия субъектов имеют юридическую форму, которой они либо соответствуют, либо противоречат. В последнем случае они становятся основой юридического конфликта, который приобретает экономико-правовую, политико-правовую, национально-правовую формы. Юридические конфликты являются причинами социальных конфликтов. – место юридических конфликтов в функционировании социальных процессах: они тесно связаны с социальными процессами, являются отражением экологических, демографических, экономических, социально-политических и других противоречий, возникающих в государственной системе.

В другом случае юридические конфликты становятся причиной и содержанием политических, экономических, национальных конфликтов.

1. Это происходит тогда, когда в самом праве как системе законов и юридических норм существуют противоречия (коллизии), которые может использовать в своих интересах тот или иной социальный субъект для изменения своего политико-правового статуса. Он не хочет мириться со своим правовым поражением и вступает в фазу политического, экономического, военного противоборства. Так, юридические конфликты становятся поводом для разнообразных социальных конфликтов. Указ Ельцина № 1400, нарушающий старую Конституцию РФ, был отвергнут Верховным Советом РФ. Была начата процедура импичмента, назначен и приведен к присяге в качестве президента А. Руцкой, затем последовали известное военно-политическое противоборство в октябре 1993 г., расстрел здания российского парламента из танковых орудий.

Это был типичный политико-правовой конфликт, явившийся элементом конституционного кризиса, охватившего тогда всю политико-правовую систему России. Он характеризуется противоречием, с одной стороны, между законными (конституционными) правами и обязанностями различных ветвей власти, и стремлением этих ветвей власти (Верховного Совета и правительства во главе с президентом), с другой стороны, превысить свои властные полномочия, нарушить тем самым закон.

2. Причиной юридических конфликтов является и противоречивость юридических норм. Например, в ст. 72 (п. «к») Конституции РФ указано, что трудовое, семейное, жилищное право находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов, а статья 71 (п. «в») констатирует, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина относятся исключительно к компетенции РФ. Такие противоречия являются следствием как недоработок правовых актов, так и результатом сознательного их запутывания заинтересованными в этом чиновниками, выступающими выразителями интересов определенных политических, экономических, национальных групп давления на законодателей.

Очевидно, что такие противоречия являются важнейшим конфликтогенным фактором на всех уровнях социальной структуры общества. Поэтому ликвидация противоречий в российском законодательстве (федеральном и губернском, отраслевом и гражданском и т. п.) – важнейшая задача преодоления юридических конфликтов.

3. Распространенная причина юридических конфликтов – правовое бескультурье населения (и связанный с нею правовой нигилизм), незнание существующих юридических норм и нарушение их в процессе социальных конфликтов. Правовая культура постсоветской России чрезвычайно низка из-за неразработанности и малой значимости юридических отношений в советском обществе, которые были подавлены партийными отношениями. Для советского общества было характерно устранение социальных конфликтов, только Незначительная их часть доводилась до юридического уровня. Поэтому для советских людей был характерен правовой нигилизм. Ему способствовало и так называемое «телефонное право», когда по Телефонному звонку из парткома судьи принимали соответствующее Решение. Население знало об этом и, как водится в России, считано закон, что дышло – куда повернул, туда и вышло».

4. Важной причиной юридических конфликтов в обществе является отчуждение населения, предпринимателей, предприятий и других субъектов от государства и его институтов, в частности, силовых и налоговых. Это выражается в том, что существующие законы не отвечают интересам и возможностям субъектов. Например, в Нижнем Новгороде в настоящее время около одной трети населения не оплачивает электроэнергию и жилье из-за невыплат зарплаты и низкого прожиточного уровня. Если будет проведена жилищно-коммунальная реформа, то еще большее количество семей не сможет оплачивать коммунальные услуги. Это повлечет за собой юридический конфликт между ними и правоохранительными органами. Многие предприниматели уклоняются от уплаты налогов, которые слишком велики. Налицо открытая форма гражданского неповиновения, сознательного правового конфликта с законом и государственными институтами.

Направленность развития юридического конфликта.

Динамика юридического конфликта, когда в нем участвуют государственные правоприменительные (правоохранительные) органы, всегда направлена на завершение конфликта в рамках закона и в соответствии с ним. Означает ли это, что развитие такого юридического конфликта имеет целью примирение сторон, смягчение их противостояния? Отнюдь не всегда. О такой направленности действительно можно говорить применительно к семейным, некоторым трудовым, гражданско-правовым спорам, но не относительно криминальных дел, где речь почти всегда идет о наказании виновного и часто – о насильственном вмешательстве в конфликт с целью его прекращения.

Во многих случаях насильственные, принудительные меры сопровождают юридический конфликт на всем протяжении его развития. Так, для криминального конфликта характерны прежде всего оперативные меры по задержанию преступника, затем могут следовать избранные меры пресечения и другие принудительные действия (привод, освидетельствование, обыск); далее мера наказания, назначаемая судом, также является мерой государственного принуждения. Таким образом, юридический конфликт нельзя рассматривать как мирное течение событий по меньшей мере с двух точек зрения: напряженность, а часто и насилие имеют место во взаимоотношениях субъектов – конфликтующих сторон; то же, но с другим содержанием и направленностью происходит и в отношениях хотя бы одной стороны с органами власти. Все это превращает юридические конфликты в весьма острую форму борьбы их участников, хотя эта борьба и протекает в рамках закона.

Нельзя не сказать несколько слов о специфике развития юридического конфликта, касающегося массовых событий. Это, как правило, политические или межнациональные взаимоотношения групп населения, партий, социальных слоев. Юридический элемент таких взаимоотношений возникает не сразу: он «оформляется» по мере институциализации отношений. Например, в межнациональном конфликте возникает тема самоопределения нации, идея создания собственного государственного образования, а затем провозглашения суверенитета, установления государственных границ, таможни и т.п. Решить все эти вопросы невозможно без принятия юридических актов, издания законных (а подчас и незаконных) решений и распоряжений. Здесь и складывается юридический аспект конфликта, который затем в значительной мере движется по конституционным или другим «юридическим рельсам».

Недавним примером крупного конфликта такого рода, а вернее – серии конфликтов, носивших политико-правовой характер, явились взаимоотношения в России двух ветвей власти – законодательной и исполнительной. Без юридических актов и процедур подобные взаимоотношения упорядочить невозможно. Основанием для введения конфликта в «законное русло» послужила подготовка, а затем и принятие новой Конституции России, которая с большей или меньшей полнотой и определенностью помогает разрешить эти проблемы.

Дает ли разрешение юридического конфликта гарантию, что вес конфликтные взаимоотношения в данной области будут прекращены? К сожалению, нет. Опыт показывает, что юридическая оболочка может скрывать в себе многочисленные зародыши разнообразного несовпадения взглядов, разногласий, противоречий и иных конфликтных ситуаций. Поэтому и наблюдается такое явление, как возобновление или продолжение юридических конфликтов в той или иной форме. Достаточно сослаться на многократное рассмотрение гражданских и трудовых споров в судах – бумажную волокиту и административные кляузы. А что касается международных дел, то здесь наблюдаются многолетние, если не вековые, споры политического и юридического характера, возобновляющиеся подчас в разных условиях и с разными аргументами, но скрывающие под собой все то же противостояние сторон, несовместимость их интересов.

Страница 2 из 2

Изучением конфликтов в настоящее время занимается такая юридическая наука, как юридическая конфликтология, являющаяся достаточно новой среди всех юридических наук.

Под этой наукой принято понимать раздел общей конфликтологии, предметом изучения которой является изучение правовых конфликтов, возникающих, развивающихся и оканчивающихся разрешением спора в рамках правового пространства.

Таким образом, объектом юридической конфликтологии являются общественные отношения, связанные с возникновением, развитием и разрешением юридического конфликта, который, в свою очередь, является предметом юридической конфликтологии.

Обзор научных определений термина «конфликт» (от лат. conflictus — столкновение), существующих в зарубежной и в отечественной литературе, дан Т. В. Худойкиной . Определяя юридический конфликт как противоборство субъектов права с противоположными правовыми интересами, ученые называют следующие признаки юридического конфликта: возможность предотвращения, приостановления, прекращения, разрешения конфликта юридическими средствами и с помощью юридических процедур .

Юридическим считается любой конфликт, в котором конфликтная ситуация связана с отношениями сторон, и где участники конфликта или мотивация их поведения, или объект конфликта обладают правовыми признаками, а конфликт влечет юридические последствия. Легализация проблематики конфликта произошла в ходе перестройки. Оказалось, что наше общество соткано из разнородных конфликтов . Юридическим конфликтом является такое противостояние участников, когда хотя бы один из его элементов (субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона) имеют юридический характер, причем данное противостояние должно иметь возможность его предотвращения, приостановления, прекращения, а еще лучше — разрешения юридическими средствами и с помощью юридических процедур.

На наш взгляд, правы сторонники позиции, считающие, что для юридической характеристики достаточно наличия одного из элементов конфликта, чтобы для его разрешения потребовалось юридическое вмешательство, что выведет его за рамки обычного социального конфликта.

Юридическое невмешательство в социальный конфликт при наличии оснований для такого вмешательства на начальных этапах развития может привести к более тяжелым последствиям на последующих этапах, когда потребуется юридическая ответственность. Тогда уже статус конфликта как юридического станет вполне очевидным. В связи с этим необходимо рассмотреть динамику юридического конфликта.

Юридический конфликт, представляя собой разновидность социального конфликта, отличается от последнего тем, что «протекает в сфере общественных отношений, урегулированных нормами права» . Юридическая конфликтология представляет собой об­ласть конфликтологии, предметом изучения которой является юридический конфликт, а также правовые нормы и акты, определяющие правовой статус индиви­дов, социальных общностей и групп, институтов и орга­низаций в контексте конфликтной ситуации.

Основной компонент любого конфликта — его мотивация, которая изначально является элементом юридического разбирательства и юридической ответственности. В плане мотивации в юридической конфликтологии различают конфликт интересов и когнитивный конфликт .

Субъективную сторону конфликта характеризуют мотив и цели совершения данного поступка. Мотив — это внутренняя психологическая сторона того или иного поступка. Мотивация поведения субъекта может выражаться в корысти, ненависти, мести, обиде, стремлении обеспечить себя материально и т. д. Как правило, юридические конфликты разрешаются с помощью правосудия, поскольку атрибутом любого государства является сильная и независимая судебная власть .

Таким образом, юридическая конфликтология изучает и обобщает характерные особенности конфликта с позиций права, т. е. насколько правовые институты могут воздействовать на возникновение, развитие и разрешение конфликтов. Юридическая конфликтология также разрабатывает правовые механизмы, позволяющие регулировать и разрешать эти конфликты.

Литература

Теги: конфликтологии юридической объект предмет
«ПерваяПредыдущая12СледующаяПоследняя»

Юридическая конфликтология обобщает и изучает те особенности, которые характеризуют конфликт с позиций права. Теоретическое значение такого подхода состоит в возможности сопряжения конфликтов с государственными институтами (а право – один из них) и, следовательно, рассмотрения конфликтов не в абстрактном социальном пространстве, а в реальной связи с действующими правовыми инструментами и структурами.

Правовой конфликт – социальный конфликт, в котором противоречие связано с правовыми отношениями сторон (их юридическими значимыми действиями или состояниями) и, следовательно, субъекты либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками, а конфликт влечет юридические последствия.

Особенности и признаки:1)Юридические конфликты обусловливаются, как правило, юридическими фактами – значимыми в правовом отношении событиями и действиями, правомерными или неправомерными.

2)Последствия юридических конфликтов также становятся юридическими фактами.

3)Обязательным участником юридического конфликта является государство как субъект системы общественных отношений, который обладает особым статусом, ресурсами и возможностями в этой системе, устанавливающий нормы права. В принципе все правоотношения являются трехсторонними: помимо прямых участников, в них состоит и публичная власть, регулирующая течение событий путем соответствующего контроля или, в случае необходимости, властного вмешательства в отношении сторон.

4)Юридический конфликт всегда реализуется через общественные отношения. Юридический конфликт – это особая разновидность совместной деятельности.

5) Юридический конфликт предполагает конфликтную природу общественных отношений – отношения между людьми и действия их в отношении друг друга противоположны.

6)Юридический конфликт неразрывно связан с нормативными актами. Возникает по поводу правовых явлений, реализуется под воздействием и с применением правовых норм, разрешается на основе нормативно-правового регулирования.

7) Взаимоотношения сторон (оппонентов контрсубъектов и т.п.) всегда выражаются в

определенном противоборстве (столкновении), состоящем из внутреннего (субъективного) и внешнего (объективного) элементов.

8) Столкновение интересов и действий сторон должно быть осознанным.

9) Юридический конфликт – не одно и то же с противоречием, спором. Противоречия превращаются в конфликт только тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями.

10) Юридический конфликт обусловлен конкретными объективными и субъективными,

экономическими и политическими, социальными и духовными, юридическими, процессуальными и организационными, нравственными и иными факторами, связан социальными нормами.

Структура юридического конфликта. Субъект, объект, границы.

ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА – та материальная или духовная ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон (собственность, власть, ресурсы, статус, идеи и т.д.).

ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА обладает правовыми характеристиками или идет спор о праве;

Во всех без исключения случаях от объекта следует отличать предмет юридического конфликта, который представляет собой противоречие, лежащее в основе конфликтных отношений. Предмет юридического конфликта — это проявление зависимости, той объективно существующей или субъективно представляемой причины конфликта, из-за которой стороны вступают в противоборство и в разрешении или урегулировании которой заинтересована каждая из сторон.

Участником конфликта (в том числе юридического) является любое лицо, которое прямо или косвенно участвует в конфликте, может как иметь, так и не иметь собственный интерес в нем, а также возможность оказывать влияние на его развитие и завершение. Субъектом же конфликта является лицо, которое своим поведением инициирует конфликт, находится в непосредственном конфликтном противоборстве, обладает самостоятельным интересом в конфликте и формирует его динамику. Следовательно, субъект юридического конфликта всегда выступает в качестве противоборствующей стороны или входит в состав лиц противоборствующей стороны. Для возникновения юридического конфликта обязательно наличие, по меньшей мере, двух субъектов — противоборствующих сторон. Категория «участники конфликта» по своему содержанию шире категории «субъекты конфликта».

ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА — действуют в рамках противостояния в качестве носителей определенных юридических прав и обязанностей. Участниками конфликта могут быть физические и юридические лица.

К неосновным (косвенным) относятся все остальные участники конфликта.

Большую роль в конфликте правовом играет вмешательство третьей стороны:

государственного правоохранительного органа, который будет принимать по нему решение. Это может быть суд, арбитраж, административная инстанция, иное государственное учреждение, с которым стороны связаны соответствующими правоотношениями. Третья сторона, если сразу не присутствует в конфликте правовом, то возникает в нем позже.

Субъективной стороной юридического конфликта является определенная последовательность социально-психологических преобразований, вызывающих открытое противоборство субъектов. Иными словами, субъективная сторона юридического конфликта — это те внутренние факторы и состояния, которые приводят к разногласиям сторон и побуждают стороны к конфликтному взаимодействию.

Объективная сторона юридического конфликта представляет собой противоположно направленные внешние действия сторон. По своему характеру такие действия могут быть как наступательными, так и оборонительными, как юридически нейтральными, так и юридически значимыми с подразделением последних на правомерные и противоправные. Необходимым условием, которое требуется для наличия объективной стороны, а значит, и для возникновения юридического конфликта в целом, является действительное или возможное, объективное или мыслимое (воображаемое) противоречие действий каждой из сторон интересам другой стороны конфликта.

Границы юридических конфликтов определяются:

– возможностью возникновения юридического конфликта в правовом пространстве, определяемого

государственными границами;

–возможностью возникновения юридических конфликтов во времени;

– возможностью возникновения юридических конфликтов в любой отрасли права. Правовые конфликты могут принять форму уголовно-правового, гражданско-правового, административно-правового, характера, в сфере трудового права и других юридических противостояний между людьми.

Вопрос №1. Понятие, функции, участники конфликтов.

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus, что означает столкновение. Согласно словарю Уэбстера (1983), понятие «конфликт» первоначально трактовалось как драка, сражение, борьба, затем его значение расширилось, и оно стало означать резкое расхождение или противопоставление интересов, идей и т.п. Таким образом, этот термин подразумевает не только физическое противодействие, но и психологическое противостояние.

В русском языке слово «конфликт» стало употребляться с ХIХ в. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова определяет конфликт как столкновение, серьезное разногласие, спор и показывает, что этот термин имеет очень широкую область применения, например, семейный конфликт, вооруженный конфликт, конфликт с сослуживцами и т.д.

Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления развития общества можно выделить несколько его функций:

1) разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон;

2) коммуникативно-информационная (связующая) функция – через нее участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу;

3) консолидирующая функция – в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству.

Все функции конфликта имеют две стороны – позитивную (конструктивную) и деструктивную, выступающие в единстве.

Позитивные функции Негативные функции
1. Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами 1. Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
2. Диагностика возможностей оппонентов 2. Ухудшение социально-психологического климата в отношениях между конфликтующими сторонами
3. Выявление проблем во взаимоотношениях конфликтующих сторон 3. Сложное восстановление отношений между оппонентами

Все те, кто так или иначе принимает участие в конфликтах, могут быть подразделены на три группы:

1) противоборствующие стороны;

2) лица, вовлеченные в конфликт с целью его возникновения и развития;

3) лица, участвующие в разрешении конфликта.

Противоборствующие стороны– те участники конфликта, которые непосредственно совершают активные действия друг против друга. В качестве таковых могут выступать индивид, группа лиц (коллектив), социальный класс, общество, этнос, государство и т.д.

Это стержень конфликта. Если одна из них по какой-либо причине отпадает, то конфликт прекращается или изменяется состав его участников. Противоборствующие стороны могут на время выходить из конфликта (например, объявить перемирие, покинуть территориальные границы конфликта), но основная роль сторон в течение конфликта остается неизменной.

Обычно в конфликте бывает две противоборствующие стороны, хотя их может быть и больше. Каждая из них преследует свои цели и задачи в каждом конкретном конфликте.

Противоборствующие стороны могут относиться к разным уровням. Так, индивид может конфликтовать с группой лиц или государством. Само государство нередко конфликтует не с равным себе партнером, а, например, с общественной организацией, политической партией, группой экстремистов и т.п.

Ко второй группе участников конфликта относят тех, кто в силу различных причин заинтересован в развитии конфликта. В отличие от противоборствующих сторон, присутствие участников этой группы не обязательно. Однако если участники этой группы все-таки присутствуют, то их роли и влияние на развитие конфликта разнообразны.

Ко второй группе участников конфликта относят и тех, кто способствует его возникновению и развитию. В частности, речь идет оподстрекателе, под которым понимается лицо, группа лиц, организация, государство, подталкивающее другого участника к конфликту. При этом сам он может не участвовать в нем. Его задача сводится к развязыванию конфликта между сторонами.

Сложность в выявлении подстрекателя заключается в следующем:

1) его истинные мотивы могут быть скрыты не только от окружающих, но и от самого себя;

2) наличие сознательных и бессознательных элементов мотивации поведения;

3) попытка скрыть свою неблаговидную роль, подставить под «удар» общественного мнения третье лицо;

4) невозможность предугадать все последствия своего поведения («нечаянный» подстрекатель).

Пособник–лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами. Выделяют:

1) активных пособников, которые предпринимают определенные действия, направленные на развитие конфликта. У них есть определенные интересы, связанные с конфликтом, и их деятельность преследует определенную цель. Например, журналист публикует статью, которая направлена на разжигание межнационального конфликта. Возможные цели – привлечение внимания к своему имени, получение гонорара и т.д.;

2) пассивных пособников, играющих роль наблюдателей, которые только своим сочувствием или присутствием побуждают противоборствующие стороны к эскалации конфликта. При групповых конфликтах толпа выступает как пособник основных участников – кто-то выкрикивает лозунги, другие размахивают палками, третьи возбуждают окружающих.

Организатор – лицо, планирующее конфликт, намечающее его развитие. Он может совпадать с противоборствующей стороной, но может быть и самостоятельной фигурой. Классический пример – Яго из «Отелло» Шекспира, который сам не участвует в конфликте Отелло и Дездемоны, но тщательно его организует.

Третья группа участников конфликта стремится разобраться в его причинах и обстоятельствах (это делают и судьи), пытается своими силами его предотвратить, остановить, разрешить. В отличие от судьи посредник не наделен властью принимать какое-либо решение, а лишь помогает достичь согласия.

Вопрос №2. Понятие и специфика юридических конфликтов.

Так, В.Н. Кудрявцев считает, что юридическим конфликтом является любой конфликт, в котором спор связан с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями или состояниями) и, следовательно, субъекты конфликта, либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками, а конфликт влечет юридические последствия . По его мнению, социальный конфликт всегда разрешается в правовой форме, следовательно, юридический конфликт – наиболее зрелая форма выяснения социальных разногласий в обществе.

Ю.И. Гривцов приводит следующую дефиницию: «Юридический конфликт – ситуация, процесс, где две или более стороны спорят, противостоят друг другу по поводу юридических прав и обязанностей» . Представляется, что она не охватывает всей широты проявления юридического конфликта, так как субъективные права и юридические обязанности являются одними из объектов юридического конфликта и в то же время его содержанием.

Т.В. Худойкина выделяет два понимания термина «юридический конфликт»:

1) узкий (чистый юридический) – конфликт, который непосредственно связан с правоотношениями сторон («противоборство субъектов права с противоречивыми правовыми интересами, возникающее в связи с созданием, реализацией, применением либо толкованием права»);

2) широкий (смешанный) – любой социальный конфликт, имеющий хотя бы один элемент, обладающий юридической характеристикой и который завершается юридическим способом .

Таким образом, несмотря на различие подходов к пониманию сущности юридического конфликта, все авторы сходятся во мнении, что он связан с правоотношениями сторон, в которых сталкиваются их противоположные интересы.

Таким образом, мы видим, что существуют конфликты, носящие юридический характер, и конфликты, содержащие правовой компонент. Справедливо ли те и другие относить к юридическим конфликтам?

Для нас бесспорным остается одно: юридический конфликт (в узком или широком толковании, в сфере первичных или вторичных явлений) влечет правовые последствия для его участников. Следовательно, на завершающей стадии основные элементы конфликта приобретают правовой характер. Личные, политические, экономические и другие отношения при этом переходят в плоскость юридических отношений и проецируются таким образом, чтобы соответствовать правовым нормам.

Итак, юридический конфликт – открытое противоборство между двумя и более субъектами права, обусловленное противоречиями их юридически значимых интересов, влекущее наступление юридических последствий и преодолеваемое при помощи юридических средств.

К признакам, характеризующим юридический конфликт, можно отнести:

1. Органическая связь с правом. Юридический конфликт возникает по поводу правовых явлений, реализуется под воздействием и с применением правовых норм, разрешается на основе нормативно-правового регулирования.

2. Юридический конфликт предполагает конфликтную природу общественных отношений – он выражен в форме открытого противоборства, взаимодействие между людьми и их действия в отношении друг друга носят противоположный характер.

3. В качестве противоборствующих сторон в юридическом конфликте выступают субъекты права, наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями.

4. Порождает юридически значимые последствия.

Основанием для возникновения юридического конфликта служит реализация права, в особенности его применение. Как известно, основанием для применения права служит ряд обстоятельств:

· когда определенные правоотношения должны пройти контроль со стороны соответствующих правоприменительных органов (регистрация сделок с недвижимостью);

· если возникает спор о праве и определенные стороны не могут сами прийти к согласованному решению (спор наследников о том, кому должны принадлежать личные вещи наследодателя);

· если ненадлежащим образом исполняются обязанности (совершеннолетние дети не содержат своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей, суд по иску соответствующих лиц обязан определить размер участия каждого из детей в содержании родителей);

· когда необходимо за совершенное правонарушение лицу установить конкретную меру ответственности.

Юридический конфликт имеет две значимые в правовом смысле формы – правовой спор и правонарушение. Правонарушение как форма правового конфликта носит преимущественно негативный, деструктивный, а правовой спор – преимущественно позитивный, конструктивный характер.

Юридический конфликт имеет определенную структуру, которая представляет собой совокупность следующих элементов:

1. Объект юридического конфликта – общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом (материальные и нематериальные блага, интересы). Объект конфликта складывается из противоположных субъективных интересов конфликтующих сторон. При этом реализация субъективного интереса одной из сторон осуществляется за счет ущемления и ограничения интересов другой стороны.

2. Субъектный состав юридического конфликта.Любой социальный конфликт, в том числе и юридический – это противоборство людей, то есть, говоря другим словами, это отношение, в котором участвуют как минимум две стороны. Противоборствующими сторонами в юридическом конфликте могут быть как физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства и др.), так и юридические лица (организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают им по своим обязательствам, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде). Кроме того, сторонами конфликта также могут быть должностные лица, органы государства, органы местного самоуправления, субъекты федерации и государство в целом.

В конфликт могут быть вовлечены лица, которые своими действиями способны в разной степени влиять на развитие конфликта (соучастники – организаторы, посредники, пособники), а также лица, принимающие участие в конфликте с целью его преодоления (представители силовых структур, судьи, посредники и т.д.).

3. Пространственные параметры юридического конфликта– территория, в пределах которых имеет место открытое противоборство сторон. Пределы этой территории могут быть различными: от минимальных (комнаты, кабинета, квартиры и т.д.) до глобальных (если речь идет о межгосударственных конфликтах, мировых войнах). Четкое определение пространственных границ конфликта позволяет осуществить оценку его состояния и динамики, а это, в свою очередь, необходимо для локализации конфликтной ситуации, придания ей подконтрольного характера.

4. Временные параметры– это продолжительность конфликта с момента начала до момента прекращения. Начало юридического конфликта определяется внешними актами поведения, направленными одной стороной против другой стороны, когда последняя осознает эти акты как направленные против нее и соответствующим образом им противодействует. В качестве действий, инициирующих конфликт, могут быть физическое насилие, распространение через СМИ информации вредоносного характера и т.д.

34. Понятия ответственности и санкции в хозяйственных правоотношениях. Нормы права должны быть снабжены инструментом, побуждающим субъектов действовать в соответствии с законом, а в случае отклонения от предписанного — подвергать участников правоотношений неблагоприятным последствиям. Это воздействие может иметь различный характер. К участникам предпринимательских правоотношений применяются различные меры воздействия:

а) оперативные санкции, влекущие неблагоприятные последствия, но не затрагивающие имущественную базу ведения предпринимат. деятельности; б) меры имущественной ответственности; в) личная предпринимат. ответственность, влияющая на правоспособность лиц;

г) иные санкции (меры защиты). Санкции можно определить как любые неблагоприятные последствия, которые наступают в случае нарушения требований, предъявляемых к предпринимателям государством, а также на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами договорных обязательств. Предпринимательская (хозяйственная) ответственность — это вид санкции, заключающийся в лишении правонарушителя имущества (изъятии его в пользу кредитора в обязательстве, в пользу государства в хозяйственно-управленческих отношениях), а также в прекращении или ограничении права на осуществление предпринимат. деятельности либо временном запрете деятельности, принудительной реорганизации либо ликвидации хозяйствующего субъекта. Применение мер ответственности способно существенно изменить имущественную базу предпринимат. деятельности, ограничить право лица заниматься предпринимат. деятельностью, а значит, невозможность в течение некоторого промежутка времени получать доходы от определенной деятельности. Имущественная ответственность конструируется как дополнительная обязанность перед государством либо путем присоединения к основному обязательству должника перед кредитором дополнительного обязательства. Например, в случае невыполнения обязанности, возложенной предписанием антимонопольного органа на хозяйствующий субъект, действия которого были признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией, полученные им доходы подлежат взысканию в федеральный бюджет в судебном порядке по иску антимонопольного органа. Кроме этого, с нарушителя может быть взыскан штраф за невыполнение предписания, предусмотренный КоАП РФ. Меры ответственности применяются, как правило, в судебном порядке либо компетентными органами государственной (исполнительной) власти с возможным последующим обжалованием принятого решения в суд, а оперативные санкции применяет сама сторона в правоотношении, при этом другая сторона также имеет право судебного обжалования принятых по отношению к ней мер.


35. Правовые формы и виды воздействия государства на предпринимательскую деятельность.Государственное регулирование предпринимат. деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия НПА, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законода-ства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований.

Гос. регулирование в целом представляет собой практическую реализацию всех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Правовыми формами гос. воздействия на экономику являются НПА (регулируют поведение неопределенного круга лиц) и акты ненормативного характера. В последнем случае речь идет об актах индивидуального регулирования, касающихся конкретного субъекта. Например, законода-ство о лицензировании касается любого субъекта, желающего заняться лицензируемым видом деятельности, а решение органа гос. власти о выдаче лицензии — адресовано конкретному хозяйствующему субъекту, имея для него значение юр. факта. Среди актов ненормативного характера можно выделить: 1) акты позитивного регулирования. Они принимаются при отсутствии правонарушения и определяют права и обязанности конкретного лица. К ним, в частности, относятся: а) акты регистрации — юр. лиц и индивидуальных предпринимат., — прав на недвижимость и сделок с ней; б) акты-разрешения

(решение о выдаче лицензии), на основе которой возникает право заниматься лицензируемым видом деятельности. Например, при введении ограничений на ввоз или вывоз определенных товаров их экспорт или импорт в рамках этих ограничений осуществляются на основании лицензии; — лицензии на право разработки недр и прочие разрешения; в) акты согласия на совершение хозяйствующим субъектом определенных действий. Например, совершение сделок согласно закона «О конкуренции и ограничении монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках», требует предварительного согласия антимонопольного органа. Получение согласия — условие действительности совершаемых сделок. г) В государственном и муниципальном секторах экономики применяются и акты директивного характера в отношении унитарных предприятий: — акты планирования. Например, собственник в лице компетентного органа доводит до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для госуда-нных или муниципальных нужд; — акты-распоряжения: о проведении аудиторской проверки предприятия с правом хозяйственного ведения; 2) акты реагирования на правонарушения путем применения санкций и мер ответственности. Ненормативные акты гос. органа или органа местного самоуправления, нарушающие права и охраняемые интересы предпринимателей, могут быть оспорены и признаны арб. судом недействительными.

36. Компетенция федерального антимонопольного органа власти.Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию НПА, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законода-ства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.

Согласно Постановлению Правительства РФ ФАС России переданы функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа. ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования.

Положение и правовой статус антимонопольного органа в системе федеральных органов исполнительной власти определены Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», а также Положением о Федеральной антимонопольной службе

(утв. постановлением Правительства РФ).

Руководство деятельностью ФАС осуществляет Правительство РФ.

В своей деятельности ФАС руководствуется Конституцией РФ, федер. конституционными законами, ФЗ, актами Президента и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также Положением о ФАС. Осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федер. органами исполнительной власти, Центральным банком РФ, органами гос. власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

ФАС с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы; применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юр. лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

37. Понятие доминирующего положения на рынке и его носители.Доминирующее положение на товарном рынке — это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Признаки доминирующего положения: 1. Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов, т.е российских и иностранных коммерческих организаций, их объединений, некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальных предпринимателей.

2. Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство товаров. Товар — это продукт деятельности, включая работы и услуги, предназначенный для продажи или обмена.

3. Доминирующее положение субъекта устанавливается на товарном рынке. С учетом различных характеристик для каждого товара определяется свой товарный рынок, именуемый рынком определенного товара, в границах которого и устанавливается доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

4. Качественным признаком доминирующего положения является исключительность положения субъекта, которая дает ему возможность оказывать влияние на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара.

5. Количественный признак доминирующего положения определяется той долей, которую хозяйствующий субъект занимает на рынке определенного товара

6. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке должно быть установлено федеральным антимонопольным органом (его территориальным подразделением) с соблюдением процедуры, определенной законодательством.

38. Понятие и признаки монополистической деятельности на товарном рынке.Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законода-ством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федер. законами монополистической деятельностью. Монополистическая деятельность является противоправным поведением субъектов и рассматривается как правонарушение. Для характеристики правонарушения теорией права выработана категория

юр. состава правонарушения, который следует раскрыть применительно к монополистической деятельности. Объектом данного правонарушения являются охраняемые нормами антимонопольного законода-ства конкурентные правоотношения. При этом недобросовестные проявления конкуренции являются противоправными и не подлежат правовой защите.

С объективной стороны монополистическая деятельность характеризуется как противоправное деяние, выраженное в активном (действие) или пассивном (бездействие) поведении. Субъектами данного правонарушения являются хозяйствующие субъекты и субъекты, действующие как группы лиц. Субъективная сторона монополистической деятельности находит проявление в умышленной форме вины, поскольку законодательное определение содержит указание на направленность (цель) такого противоправного поведения.

Признаки монополистической деятельности:*противоправность, так как она в любой форме запрещена законода-ством под угрозой применения различных видов юр. ответственности;

*проявляется как в активной форме (действия), так и путем бездействия; *антиконкурентный характер, проявляющийся в ограничении, устранении или недопущении конкуренции на товарном рынке;*наличие специфического субъектного состава (субъекты хозяйствования); *наносит вред другим субъектам хозяйствования и потребителям.

Законом о конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке и на заключение (осуществление) ограничивающих конкуренцию соглашений (согласованных действий) хозяйствующими субъектами.

Также запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): — установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; — изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; — навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора и т.д.

39. Понятие и признаки недобросовестной конкуренции.Недобросовестная конкуренция — это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимат. деятельности, противоречат законода-ству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки др. хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. (ФЗ «О защите конкуренции»).

В определении недобросовестной конкуренции отсутствует фигура потребителя. Если же ущерб причинён именно им — их права защищаются потребительским законода-ством.

Согласно Парижской Конвенции по охране промышленной собственности -*недобросовестная конкуренция — это правонарушение, которое посягает на правопорядок в сфере предпринимательства, нарушая запрет, установленный Конституцией.

Признаки недобросовестной конкуренции: 1. Недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена.

2. Данные действия будут рассматриваться как правонаруше­ния, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;

3. Целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательский деятельности;

4. В результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен вред их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения вреда деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.

40. Правовое регулирование пресечения антиконкурентной деятельности на финансовых рынках.Финансовая услуга – деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юр. и физ. лиц.В состав антимонопольного законода-ства входит ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (далее – Закон о финансовом рынке). Этот нормативный акт регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг.

Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, включает услуги, оказываемые финансовыми организациями на рынке:- банковских услуг;- страховых;

— услуг по негосударственному пенсионному обеспечению;- ценных бумаг;- лизинговых услуг.

Закон устанавливает запрет на монополистическую деятельность, устанавливает и определяет формы проявления. Монополистическую деятельность на рынке финансовых услуг можно разделить на 2 вида: *1) злоупотребление со стороны финансовой организации своим доминирующим положением. Доминирующее положение финансовой организации определяется антимонопольным органом. Постановлением Правительства РФ утверждена Методика определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций.

Доминирующее положение определяется в границах рынка предоставления услуги, независимо от места нахождения финансовой организации. Перечень отдельных составов рассматриваемого правонарушения, приведенный в Закона о финансовом рынке, не является исчерпывающим;

*2) соглашения или согласованные действия финансовых организаций, ограничивающие конкуренцию. Названным Законом не допускается заключение соглашений или осуществление согласованных действий финансовых организаций между собой либо с федер. органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и с любыми юр. лицами, если они могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. Такие соглашения могут быть направлены на установление и поддержание цен.

В качестве исключения Закон допускает соглашения или согласованные действия финансовых организаций:*- с Центральным банком РФ; *- в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

— заключаемые в целях унификации стандартов деятельности, проведения совместных научных исследований и разработок, закупки технических средств, использования единых программных и технических информационных средств.

В качестве правонарушения на рынке финансовых услуг законодатель рассматривает осуществление недобросовестной конкуренции. Указанный Закон устанавливает меры, направленные не только на пресечение нарушений антимонопольного законодательства, но и на недопущение монополизации финансовых рынков. Для этого осуществляется гос. контроль за концентрацией капитала. Для осуществления гос. политики по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию на рынке финансовых услуг, Законом о финансовом рынке определены задачи, функции и полномочия федерального антимонопольного органа.

Добавить комментарий