Юридический процесс виды

Значение юридической практики.

Грибанов: обобщение, толкование и анализ.

Благодаря судебной практике в правовом регулировании складываются известные общие правовые положения, которые могут получить также обобщенное выражение в особых актах.

Социальное значение юридической практики состоит, прежде всего, в том, чтобы обеспечить более тесную связь права с жизнью, с практической деятельностью. Она обеспечивает такое положение, при котором право как система стабильных норм, не изменяясь по содержанию, способно в определенной степени учитывать изменяющиеся условия общественной жизни.

Положения юридической практики конкретизируют нормы действующего права. Но все же их источник с фактической стороны, да и источник их юридического значения – не в правотворчестве, а в правоприменительной конкретизации, в единстве с индивидуально-правовой деятельностью правоприменительных органов; и по своей природе они относятся не непосредственно к нормативной основе правового регулирования, не к юридическим нормам, а к другому участку правовой системы – к применению права.

Какую бы значительную роль в силу тех или иных причин (например, в результате известного отставания законодательства) ни играла практика, в условиях режима законности она должна оставаться строго подзаконным (поднормативным) образованием.

Ее роль чисто служебная, вспомогательная – обеспечивать судебную, индивидуально-правовую деятельность компетентных органов при применении права.

Воздействовать же на нормативную основу механизма правового регулирования практика может только опосредствованным путем – через сферу правотворчества, через деятельность компетентных правотворческих органов.

Без учета практики невозможны ни деятельность судов (а также иных правоприменительных органов), ни функционирование законодательства, ни плодотворность выводов науки.

Юридический процесс – это урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.

Близким ему по значению является термин «процедура» — официально установленный порядок при обсуждении, ведении какого-либо дела.

Особенности юридического процесса:

1) это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц;

2) это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами. Он урегулирован процессуальны­ми нормами, а направлен на реализацию норм матери­ального права;

3) это деятельность, направленная на принятие юридических решений

а) общего характера — нормативные акты. Законодательный процесс осуществляется на основе соответствующего регламента и рассматривается как разновидность юридического процесса, поскольку регла­мент содержит процессуальные нормы, регулирующие порядок законодательной деятельности.

б) индивидуального характера — акты приме­нения права (принятие индивидуального юридического решения по рассматри­ваемому делу или вопросу).

4) это сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последова­тельность. По содержанию — цепь взаимосвязанных процессуальных действий и процессу­альных решений, фиксируемых в соответствующих до­кументах. Например,

а) следователь выполняет такие процессуальные дей­ствия, как осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных доказательств и т.д., и выносит различные процессуальные решения — поста­новления о возбуждении уголовного дела, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т. п. При этом следова­тель руководствуется требования­ми уголовно-процессуального закона.

б) на законодатель­ном уровне регламентируются также принятие законов в парламенте, деятельность всех иных органов правотворчества и правоприменения.

Виды юридического процесса:

1) В зависимости от предмета правового регулирования

а) гражданский (арбитражный) — производство по гражданским (арбитражным) делам,

б) уголовный — производство по уголовным делам,

в) административный — производство по админи­стративным делам,

2) По характеру принимаемых решений

а) Правотворческий. Результат — нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессу­альными нормами существенно различаются в зависи­мости от органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума, губернатор области, руководи­тель предприятия и т.д.

б) Правопримени­тельный.Результат — принятие индивидуального юридического решения по рассматри­ваемому делу или вопросу.

i) процедуры принятия пра­воприменительных решений для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (приказ руководителя о приеме работника на работу и т. п.).

ii) процедуры принятия актов юрисдикционных органов, правоприменительный процесс в которых в зависимости от характера принимаемого решения подразделяется на следующие виды:

(1) производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение (например, ГПК РФ);

(2) процесс рассмотрения споров (например, разреше­ние экономических споров регулируется АПК РФ);

(3) процесс определения мер юридической ответст­венности (например, производство по уголовным делам осуществляется по нормам УПК РФ).

iii) правоисполнительная деятельность го­сударственных органов — производ­ство по исполнению правоприменительных решений (например, судебных приговоров, решений по гражданским делам)

в) Праворазъяснительный (некоторые не выделяют).В ходе право-разъяснительной деятельности издаются специфические юридические решения — интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от нормативных, так и от право­применительных актов. Вместе с тем законодатель пока не выделяет особой процедуры принятия актов офици­ального толкования и, следовательно, не считает такую деятельность особым видом юридического процесса.

Правовая система основывается на процессуальных и материальных отраслях права. К материальной относятся гражданские, конституционные, административные, земельные, уголовные, трудовые, семейно-брачные, аграрные, уголовно-исполнительные, экологические и финансовые сферы права. Что же касается процессуальной отрасли, то гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право занимается установкой порядка по рассмотрению соответствующих дел.

Процессуальные и материальные отрасли

Процессуальные и материальные отрасли имеют определенную связь, и при этом являются двусторонними, и взаимными. Отрасли материального характера определяют правовой статус субъектов отношений процессуальной направленности, устанавливают основания, а также условия возникновения правоотношений процессуального характера.

Замечание 1

В свое время, процессуальные отрасли закрепляют порядок разрешения ситуаций, где происходит какого-либо рода конфликтный спор, появившийся во время реализации норм материальных отраслей права.

В уголовной форме процесса, используются уголовные нормы права. Процесс гражданского характера имеет свойственную ему тесную связь с другими отраслями материальной направленности. В правовой системе Российской Федерации специализация процессуальных, а также материальных отраслей получила характер всеобщего типа. Конституционное право, которое на протяжении продолжительного периода времени оставалось автономным, содержало и процессуальные, и материальные нормы, на данный момент оно не может обойтись без сотрудничества с законодательством гражданско-процессуального характера. Таким образом, действия и решения органов государственной власти, и самоуправления местной направленности, согласно статье 46 Конституции РФ, могут быть обжалованы в порядке судебного процесса, который устанавливается гражданско-процессуальным правом.

Замечание 2

«Процесс» – данное слово можно перевести в буквальном смысле, как «движение вперед». В юридической практике он означает порядок по осуществлению деятельности административных, следственных, а также судебных органов.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Юридический процесс

Определение 1

Юридический процесс — это нормативно установленные формы упорядочения деятельности юридического характера, которые направлены на оптимальное удовлетворение и гарантирование интересов субъектов права.

Данный процесс регулируется с помощью определенных норм права, а его результаты закрепляются и оформляются в актах правового характера, то есть официальных документах. Также стоит отметить, что у юридического процесса понятия и виды являются его определенной составляющей частью.

Процесс юридической направленности является присущим любой юридически значимой деятельности, также содержит ее программу и выступает в роли гарантии существенного порядка по точному соблюдению, и результативному осуществлению правовых предписаний. Он используется для того чтобы нейтрализовать элементы неуправляемости, которые находятся в существующей юридической деятельности, содействовать реализации норм права, хаоса, стихийности,

Замечание 3

Юридический процесс является определенной системой, которая состоит из действий последовательно совершаемых, а также принимаемых актов, это определенный алгоритм правового регулирования.

Процесс юридического характера имеет определенные особенности, которые заключаются в том, что представляют собой:

  • деятельность властной направленности должностных лиц, а также компетентных органов;
  • деятельность, осуществление которой регулируется нормами процессуального характера;
  • деятельность, которая направлена на принятие юридических решений общего или же индивидуальной характера;
  • сложную деятельность, которая состоит из стадий процессуальной направленности, имея определенную последовательность.

Относительно точки зрения содержания, процесс юридического характера представляет собой конкретную цепь взаимосвязанных процессуальных решений, а также действий, который зафиксированы в необходимых документах. Например, в процессе разбирания уголовного дела следователь занимается тем, что выполняет определенные процессуальные действия, такие как осмотр места происшествия, допрос свидетеля, обыск, изъятие вещественных доказательств, а также выносит процессуальные решения различиного типа, а именно: постановления, свидетельствующие о возбуждении дела уголовной направленности, о производственном обыске квартиры подозреваемого, о привлечении лица в качестве обвиняемого. При этом, принимая решения процессуального характера, а также выполняя процессуальные действия, он руководствуется требованиями уголовно-процессуального закона.

Виды юридического процесса

В зависимости от предмета правового регулирования, а точнее отраслевого признака, процесс юридической направленности подразделяется на уголовный, гражданский, конституционный и административный.

Право гражданско-процессуального и уголовно-процессуального характера регулирует определенные гражданские судопроизводства, и предварительные расследования, а также судопроизводство по делам уголовной направленности.

Замечание 4

Арбитражный процесс в свое время является конкретной разновидностью гражданского процесса.

Административный процесс пока еще не смог выделиться из процесса гражданской направленности, но тем нее у него есть соответствующие для этого предпосылки. На данный момент административное судопроизводство контролируется главной 22-25 ГПК РСФСР.

Конституционный процесс находится на стадии формирования права, поисков средств и путей, которые станут оптимальными в процессе осуществления конституционного контроля.

В зависимости от того, как именно принимались те или иные решения, процесс юридического характера может подразделяться на правотворческий, который будет воплощаться в регламентах Совета Федерации Российской Федерации и Государственной Думы, основываясь на котором, и принимаюся нормативным акты; правоприменительный, который способен осуществлять свою работу в Указе Президента Российской Федерации о назначении на должность министра, при помощи которого в свое время принимаются акты правоприменительного характера; праворазъяснительный осуществляющийся в федеральном законе конституционной направленности «О Конституционном Суде Российской Федерации, пользуясь которым и принимаются интерпретационные документы.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 14

Юридический процесс как комплексная система имеет ряд специфических признаков, характерных для всех правовых форм деятельности органов государства. Прежде всего, это рассмотрение, рассмотрение определенного юридического дела, осуществляемое на основе закона.

Юридический процесс как правовая форма деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, характеризуется определенностью компетенции, функций и полномочий этих субъектов. Одни (органы государства и должностные лица) выполняют организационную функцию, на них возлагается ответственность за результат процесса, другие (истцы, потерпевшие, ответчики, правонарушители и др.)., Имеют ряд прав и гарантий и могут рассчитывать на охрану их личности и законных интересов. Теория и практика юридического процесса является результатом объективных процессов интеграции дифференциации знания, происходящего как внутри юриспруденции, так и на стыках ее со смежным знанием.

Свидетельством тому является все большее проникновение этики и психологии в юридическую науку и практику, все более широкое применение специального знания (в частности, криминалистического), и не только в уголовном, но и в других видах юридического процесса.

Обобщая изложенное, можно предложить определение юридического процесса. Юридический процесс — это комплексная система органически взаимосвязанных правовых форм деятельности уполномоченных органов, должностных лиц, а также заинтересованных в разрешении различных юридических дел иных субъектов права, что:

а) выражается в совершении операций с нормами права в связи с решением определенных юридических дел;

б) осуществляется уполномоченными органами государства и должностных лиц в пользу заинтересованных субъектов права;

в) закрепляется в соответствующих правовых актах — официальных документах;

г) регулируется процедурно-процессуальными нормами;

д) обеспечивается соответствующими способами юридической техники.

Конструктивность юридического процесса как комплексной системы наглядно раскрывается при детальном установлении его обобщенных признаков и свойств, обуславливающих его правовую природу и правовое содержание. Определяя родовую общность составляющих юридический процесс относительно обособленных компонентов, следует одновременно подчеркивать и специфичность каждой разновидности.

Основные признаки юридического процесса как комплексной системы:

юридический процесс — это разбирательство (рассмотрение определенного юридического дела). Обычно как юридическое дело квалифицируют или правонарушения, или спор о праве. Юридическая природа таких жизненных обстоятельств состоит в том, что они предусмотрены законом и влекут определенные юридические последствия. Итак, юридическое дело — это такое обстоятельство, что разрешается (рассматривается) на основе закона, а его последствия осуществляются в исполнении закона. Именно эти два момента и определяют природу юридического дела, а следовательно, исходную основу юридического процесса.

юридический процесс, как деятельность по осуществлению операции с нормами права. Юридическая природа любой государственной деятельности определяется прежде всего тем, что соответствующий орган государства или должностное лицо ставятся в условия, когда они должны непосредственно использовать нормы права для разрешения конкретных юридических дел. Причем как объект служебно-производственных операций в данном плане, выступают одновременно нормы материального и процессуального права, т.е. орган должностное лицо должны оперировать нормами, которые определяют характер юридического дела, разрешается, и одновременно оптимальный порядок достижения юридического результата.

Юридический процесс как правовая форма деятельности уполномоченных на то органов и должностных лиц. Осуществление операций с нормами права осуществляет строго установленный круг органов и должностных лиц. Конкретный состав, объем компетенции каждого из уполномоченных участников процесса установлен соответствующим законодательством, в котором точно зафиксировано, что может быть субъектом процесса, что он должен делать и каким образом осуществлять свои должностные (служебные) функции.

юридический процесс как деятельность, результаты которой, обязательно оформляются в соответствующих документах. Четкое разделение функций между участниками традиционного юридического процесса и их официальный характер вызывают потребность в соответствующих способах закреплений результатов, получаемых в ходе рассмотрения юридического дела. Как такие способы, как правило, выступают различные процессуальные акты-документы, содержащие в себе распоряжение индивидуального характера, то есть, они всегда индивидуализированы по предмету: касаются данного дела и адресованы конкретному субъекту, заинтересованному участнику процесса. К числу процессуальных актов-документов в традиционном юридическом процессе относятся приговоры, решения суда, разного рода постановления и определения суда, следователя, дознавателя и т.д. Официальный характер указанных документов выражается не только в том, что они оформляются уполномоченными на то субъектами, но и в том, что природа данных документов, их структура и соответствующие реквизиты закреплены в законодательных актах. Кроме того, каждый из них имеет свой государственный стандарт и определенную форму.

юридический процесс как деятельность, вызывает объективную потребность в процедурно-процессуальной регламентации. Юрисдикционная деятельность в силу своей особой социальной остроты как по совершаемых действиях, так и по результатам нуждается в обеспечении целым рядом гарантий. Наиболее эффективной гарантией юридического процесса является то, что он получает четкое, всестороннее и наиболее совершенное урегулирование с помощью гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права, поскольку объективно обусловлено такое состояние, когда материальное право должно иметь свои процессуальные нормы.

Юридический процесс как деятельность, непосредственно связанная с необходимостью использования различных методов и средств юридической техники. Для получения достоверных отзывов по рассматриваемой юридическому делу и обоснования принятого решения участникам-организаторам юридического процесса всегда приходится устанавливать соответствующие фактические данные и обстоятельства юридического дела, то есть искать и доказывать истину по делу. Наиболее эффективными способами добывания истины в деле располагает такая отрасль юридической практики, как криминалистика. Отметим, что уголовный процесс немыслим без систематического и всестороннего пользования услугами криминалистики. В традиционном юридическом процессе весьма существенное значение имеют и такие технические нормы, относящиеся к порядку оформления процессуальных документов: решений, определений, протоколов, повесток. Таким образом, юрисдикционной деятельности свойственно широкое использование самых разнообразных технических средств и соответствующих правил, направленных на эффективное получение процессуальных результатов, соблюдение таких правил обязательно для всех должностных лиц, субъектов-организаторов и непосредственно заинтересованных участников юридического процесса.

54. Виды юридического процесса.

Виды юридического процесса обычно группируются по предметному признаку, когда как основание классификации учитываются только соответствующие отрасли материального права, применяемые в деятельности определенных органов государства. Отсюда такие разновидности юридического процесса, как уголовный, гражданский, административный и т.д. Причем, как правило, сами процессы понимаются исключительно в юрисдикционном значении. Указанная классификация в принципе вполне приемлема, так как содержит определенный материал для выяснения общих и особенных моментов процесса как комплекса, так и его отдельных подразделений. Однако она не позволяет установить функциональную связь юридического процесса со структурой механизма правового регулирования, а также обобщить юридический процесс не только как полиструктурным комплекс, но и как функциональную систему. В действительности же оснований для классификации разновидностей юридического процесса больше, например, в обобщенных комплексах по функциональному признаку, когда выделяются четыре основные комплексные разновидности процессов: учредительный, правотворческой, правоприменительной, контрольный.

Они различаются прежде всего по своему содержанию и функциям, характеру побудительных или обстоятельств общих юридических фактов, специфичности непосредственного юридического последствия.

Учредительный ПРОЦЕСС — это специфическая деятельность уполномоченных органов, должностных лиц и общественных организаций по реализации норм материального права, устанавливающих их правомочия по формированию, ликвидации или преобразованию органов государства, должностных лиц и иных управляющих субъектов. Данная деятельность выражается главным образом в совершении действий по подготовке условий Проведение или выборов назначению управляющих субъектов и утверждению соответствующих учредительных результатов, Побудительными обстоятельствами учредительного процесса обычно являются соответствующие юридические или акты юридические состояния, например, истечение срока полномочий органов государства или срока назначения должностного лица. Учредительный процесс чрезвычайно разнообразен по своему конкретному содержанию. Из наиболее распространенных его видов можно указать на деятельность по выборам представительных органов государства, народных судов, деятельность по назначению должностных лиц и т.д.

Учредительный процесс можно рассматривать и в плане процессуального режима, поскольку юридическая атмосфера формирования органов государства, должностных лиц и субъектов права носит различный характер и проявляется в различных условиях. Правомерно выделять следующие учредительные режимы: публичный режим — выборы всех представительных органов государства; режим назначения должностных лиц в условиях номенклатуры режим порядка образования юридических лиц — распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.

Правотворческая ПРОЦЕСС — это специфическая деятельность уполномоченных органов, общественных организаций и должностных лиц, которые состоят из системы действий по подготовке, утверждению и официальному объявлению нормативно-правовых актов. Она выражается прежде всего в том, что цель создания и поддержания системы права в надлежащем состоянии, что соответствует потребностям правового регулирования на том или ином этапе развития общества.

Побудительными обстоятельствами правотворческого процесса непосредственно выступают объективная потребность в правовом оформлении соответствующих общественных отношений, а также проявления права правотворческой инициативы. В правотворчества легко найти все основные элементы процессуальной формы с их специфическими чертами и особенностями.

ПРАВОЗАСТОСОВЧИЙПРОЦЕС — это такой комплекс, по своему объему является доминирующим в системе юридического процесса, а по своему социальному назначению уступает лишь правотворчества. Правоприменение распространено в различных сферах, непосредственно связано с реализацией интересов и насущных нужд различных субъектов

права и поэтому выполняет наиболее существенную функцию в механизме правового регулирования. Правоприменительной процесс — специфическая деятельность уполномоченных органов, общественных организаций, должностных лиц по рассмотрению

всевозможных индивидуальных дел, имеющих юридическое значение. Она заключается в том, что наделяет одних субъектов правомочия, возложении на других субъектов юридических обязанностей, разрешении споров о праве, рассмотрение дел о правонарушениях и соответственно к юридической ответственности.

Побудительными обстоятельствами правоприменительного процесса непосредственно выступают юридические факты и фактические составы. Конечными юридическими последствиями являются соответствующие правоприменительные акты различного назначения, содержащие распоряжение индивидуального характера. Это в равной мере касается характеристики как правоприменительных производств, так и правоприменительных стадий и режимов.

КОНТРОЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС — это правовая форма деятельности органов государства, общественных организаций и должностных лиц, выражающихся в совершения юридически значимых действий по наблюдению и проверке соответствия выполнения и соблюдения подчиненными субъектами нормативно-правовых предписаний и пресечении правонарушений соответствующими организационно-правовыми средствами:

1) установление фактического выполнения заданного управленческого решения;

2) дача правильной объективной общественно-политической и юридической оценки результатам проверки состояния соблюдения правовых предписаний;

3) принятие эффективных по содержанию решений, направленных на совершенствование деятельности подконтрольного объекта;

4) обеспечение оперативного наиболее полного и качественного выполнения принятого решения.

Побудительными обстоятельствами контрольного процесса является потребность в создании наиболее благоприятных условий для реализации нормативно-правовых предписаний в поведении, деятельности субъектов общественных отношений, обеспечении эффективности правового регулирования. Восстановление состояния законности и правопорядка в случаях их нарушения. Своеобразие контрольного процесса в том, что он занимает самостоятельное место в структуре юридического процесса как комплексной системы, пронизывает их своим организующим воздействием, способствует осуществлению названных правовых форм на должном организующем уровне.

Рассмотренная конструкция юридического процесса, последовательность расположения отдельных их разновидностей оправданы самой логикой механизма правового регулирования, в котором как непосредственные генераторы юридического воздействия выступают самые разные субъекты, образованные в результате учредительного процесса. Реальный юридическое воздействие предполагает наложенное функционирование правоприменительной и контрольной деятельности, осуществляемой на основе нормативных предписаний, установленных в результате правотворчества.

Добавить комментарий