Юридический стаж как исчисляется

Стаж работы по юридической специальности

  1. Для кандидатов в мировые судьи, судьи районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных судов субъектов, конституционных и уставных судов субъектов – не менее 5 лет

  2. Для кандидатов в судьи окружных и флотский военных судов, арбитражных судов округов и апелляционных судов округов – не менее 7 лет

  3. Для кандидатов в судьи ВС и ВАС – не менее 10 лет

  4. Для кандидатов в судьи конституционного суда – не менее 15 лет

  • Отрицательные

Не могут быть кандидатами на должность судьи следующие лица:

  1. Подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления

  2. Имеющие или имевшие судимость либо лица, уголовное преследование которые прекращено по не реабилитирующим основаниям

  3. Имеющие гражданство или вид на жительство на территории иностранного государства

  4. Признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособные

  5. Состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере, в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании и т.д.

  6. Имеющие иные заболевания, препятствующие осуществлению полномочий судьи. Перечень заболеваний устанавливается решением совета судей РФ

ФЗ могут быть установлены и дополнительные требования к кандидатам на должность судьи, в частности судьей конституционного суда может стать лицо, имеющее высокую квалификацию в области права ( к.ю.н или д.ю.н).

Законодателю предлагается также установить в законе прохождение кандидатами психодиагностического обследования.

Помимо этих требований кандидаты на должность судьи проходят соответствующий отбор, который включает в себя следующие этапы:

  1. Сдача квалификационного экзамена. Экзамен сдается лицами, не являющимися судьями, за исключением лиц, которые имеют ученую степень кандидата или доктора юридических наук и котором присвоено звание заслуженного юриста РФ. Результат экзамена действителен 3 года.

  2. Получение рекомендаций от квалификационной коллегии судей субъекта федерации или высшей квалификационной коллегии судей. Претендент обращается в квалификационную коллегию с заявлением и прилагает необходимые документы (копии паспорта, документ об образовании, копия трудовой книжки, справка об отсутствии судимости). Квалификационная коллегия может направить эти документы для проверки в соответствующий правоохранительный орган. По результатам проведенной проверки квалификационная коллегия вправе рекомендовать лицо на должность судьи, либо отказать ему в этом.

  3. Получение согласия председателя соответствующего суда (того суда, где открылась вакансия). В случае согласия председателя суда он направляет представление о назначении председателю ВС или ВАС. В случае несогласия с рекомендацией квалификационной коллегии судей он возвращает это решение с обоснованием своего несогласия для повторного рассмотрения квалификационной коллегией судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия 2/3 голосов подтверждает свое решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении.

  4. Рассмотрение документов председателями ВС и ВАС, которое потом направляет свое представление президенту РФ

  5. Рассмотрение документов комиссией при президенте по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов и подписание указов президентом РФ. Это касается всех федеральных судей, за исключением судей ВС РФ и ВАС РФ и Конституционного суда РФ, они назначаются Советом Федерации по представлению президента.

Вновь назначенные судьи принимают присягу в торжественной обстановке и им выдается соответствующее удостоверение, подписанное президентом РФ. Особенностями обладают элементы правового статуса мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Мировые судьи либо назначаются на должность законодательным (представительным) органом власти субъекта федерации, либо избираются населением соответствующего участка мирового судьи (нигде не применяется).

35. Правовой статус судей: понятие и элементы (общая характеристика).

Правовой статус судей регламентирован ФКЗ «О Конституционном суде», «Об арбитражных судах», «О военных судах», «О судах общей юрисдикции» и ФЗ «О статусе судей». Некоторые элементы содержатся в главе 7 КРФ (ст.119).

Правовой статус – правовое положение судьи, закрепленное в законе, в него включаются следующие элементы:

  1. Осуществление судебной власти на профессиональной основе

  2. Все судьи обладают единым статусом и различаются только компетенцией

  3. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности, профессиональной подготовки судьи, ему присваиваются квалификационные классы (с высшего по 5). Судьям конституционного суда сразу присваивается высший квалификационный класс. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения. В частности, они не вправе замещать иные гос. Должности, а также, должности государственной и муниципальной службы, они не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, участвовать в деятельности из сферы политики. Не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности. При этом данная деятельность не должна финансироваться только за счет средств иностранных государств и международных организаций.

Они не вправе заниматься предпринимательской деятельностью как лично, так и через доверенных лиц.

  1. Судьи независимы и подчиняются конституции и ФЗ

  2. Судьи никому не подотчетны, вмешательство в их деятельность влечет уголовную ответственность

36. Несменяемость судей и сроки их полномочий.

Несменяемость судей закреплена в ст. 121 Конституции. Судья не подлежит переводу на другую должность (даже более высокую) или в другой суд без его согласия, его полномочия могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и по основаниям установленным в законе о статусе судей. В этом же законе указано, что полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, кроме двух случаев: 1) мировые судьи впервые избираются или назначаются на должность на срок не более чем 5 лет; 2) судьи всех федеральных судов (кроме высших судов Российской Федерации) впервые назначаются на должность сроком на 3 года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий.

В ст. 122 Конституции сказано, что судьи неприкосновенны и судья не может быть привлечен к уголовной, дисциплинарной и административной ответственности иначе как в порядке, определенным федеральным законом. В законе о статусе судей подчеркивается, что неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делу об административном правонарушении, если его личность не могла быть известна в момент задержания, сразу по ее установлении должен быть освобожден.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства, которую должны обеспечить органы внутренних дел, если от судьи поступит соответствующие заявление.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, определенном законом.

37. Неприкосновенность судей.

Принцип неприкосновенности судьи обеспечивается также установленной законом ответственностью за проявленное неуважение к суду и судьям как носителям судебной власти.

Уголовная ответственность предусмотрена за вмешательство в разрешение судебных дел; угрозу убийством, насилием, уничтожением или повреждением имущества судьи; умышленное нанесение легкого телесного повреждения, побоев или совершение иных насильственных действий в отношении судьи, присяжного или народного заседателя в связи с участием последних в отправлении правосудия. Уголовный закон установил также ответственность за оскорбление судьи, народного или присяжного заседателя в связи с их деятельностью по осуществлению правосудия.

Административная ответственность предусмотрена за проявление неуважения к суду, выразившегося в неисполнении законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила; заведомо ложных показаниях свидетеля, пояснениях специалиста, заключении эксперта или неправильном переводе при производстве по делам об административных правонарушениях.

Административная ответственность также установлена за воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя, за непринятие мер по частному определению (постановлению) суда или представлению судьи, за не предоставление информации для составления списков присяжных заседателей.

38. Понятие прокуратуры РФ и особенности ее организации.

В соответствии со ст. 129 конституции и ст.1 ФЗ «О прокуратуре».

Прокуратура – это единая, федеральная, централизованная система органов, осуществляющая от имени РФ надзор за соблюдением конституции и исполнением законов, действующих на её территории. Федеральным законом на прокуратуру могут быть возложены и иные функции.

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, регламентирована Законом РФ “О прокуратуре Российской Федерации”, а также Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”.

Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Основное содержание деятельности прокуратуры составляет прокурорский надзор. Помимо него прокуратура осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами.

Принципами организации и деятельности прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность.

Принципы – это руководящее начало, положенное законодателем в основы регулирования организации и деятельности в прокурорской системе.

Принцип законности – ст.15 КРФ, где указывается, что все органы государства должны соблюдать Конституцию и законы;

примирительный в прокуратуре принцип законности имеет две стороны:

-внешняя (предопределяет назначение прокуратуры (надзор за исполнением закона))

-внутренняя (предопределяет законность действий самих прокуроров)

Принцип гласности – ст.4 Федерального закона «о прокуратуре» (п.2); органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайны. Элементом принципа гласности является создание в Генеральной прокуратуре, в прокуратурах субъектов федерации и приравненных специальных подразделений по взаимодействию посредством массовой информации. Элементом принципа гласности является информирование органов прокуратуры, федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также населения по состоянии законности и правопорядка, а Генеральный прокурор докладывает об этом лично в Совет Федерации.

Принцип независимости – заключается в том, что органы прокуратуры действуют независимо от иных органов власти и управления в соответствии с действующими законами.

Две стороны:

1.органы прокуратуры не подчиняются каким-либо органам власти и управления, за исключением, федерального собрания и президента РФ, это обеспечивается следующими гарантиями:

-создание и деятельность политических партий и иных организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускается, и прокуроры в своей служебной деятельности не связаны с решениями политических партий;

-прокуроры не вправе совершать свою деятельность с иной оплачиваемой или иной безвозмездной деятельностью (кроме науки и преподавания)

-вмешательство в осуществление прокурорского надзора не допустимо, и воздействие на прокурора любых субъектов с целью повлиять на решение, а также неисполнение законных требований прокурора несет за собой соответственную ответственность (УК РФ ст.17.1)

-никто не вправе без разрешения надзирающего прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры до их завершения

2.органы прокуратуры не подчиняют себе какие-либо органы.

— принцип независимости – прокуратура осуществляет только надзор, а не управление, обнаружив нарушение закона, прокурор, как правило, не вправе его сам устранить, а только в праве направить акт реагирования соответствующему субъекту.

-принцип централизма — каждый орган подчиняется вышестоящему (внутренняя сторона), а все органы прокуратуры подчиняются Совету Федерации. Закон не допускает создания органов прокуратуры, не входящих в систему прокуратуры РФ

-принцип единоначалия. Он означает, что все решения прокурор принимает единолично, руководствуясь только законом. Это обеспечивается двумя гарантиями: 1)надлежащий подбор руководящих прокурорских кадров; 2)наличие коллегий органов прокуратуры. В Генеральной прокуратуре РФ, главной прокуратуре, прокуратурах субъектов федерации и приравненных создаются коллегии, которые являются совещательными органами при соответствующем прокуроре. В состав коллегии включены: прокурор (председатель коллегии), его заместители (по должности), а также иные прокурорские работники, назначаемые прокурором (председателем коллегии). На заседаниях коллегии обсуждаются наиболее важные вопросы деятельности прокурорского органа, решения коллегии проводится в жизнь приказами соответствующего прокурора

39. Система органов и учреждений прокуратуры РФ (схема).

40. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.

Принципы – руководящее начало, положенное законодателем в основу регулирования организации и деятельности прокурорской системы

1.Общие (свойственны всему аппарату государства в целом)

•Принцип законности (ст.15 конституции, где указывается, что все органы государства должны соблюдать Конституцию и законы) применительно к прокуратуре имеет внешнюю сторону (предопределяет назначение прокуратуры – надзор за исполнением закона) и внутреннюю сторону (предопределяет законность действия самих прокуроров)

•Принцип гласности (п. 2, ст. 4 ФЗ «О прокуратуре») органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в которой это не противоречит требованиям закона. Элементом принципа гласности является создание в генеральной прокуратуре, прокуратурах субъекта федерации и приравненных специальных подразделениях по взаимодействию с представителями СМИ. Элементом принципа гласности является информирование органами прокуратуры федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации, населения о состоянии законности. Генеральный прокурор докладывает лично Совету Федерации

2.Специфические прокурорские (свойственны только органам прокуратуры)

•Принцип независимости (органы прокуратуры действуют независимо от иных органов власти и управления в соответствии с действующими законами).

Принцип имеет 2 стороны:

1. Органы прокуратуры не подчиняются каким-либо органам власти и управления, за исключением федерального собрания и президента. Это обеспечивается тем, что создание и деятельность различных организаций и партий в прокуратуре не допускается, прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решением политической партии.

2. Прокуроры не вправе совмещать основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой деятельности

3.Вмешательство в осуществление прокурорского надзора недопустимо и воздействие в какой-либо форме на прокурора любых субъектов с целью повлиять на решение, неисполнение законных требований прокурора влечет за собой ответственность (УК и ст. 17.7 КоАП РФ)

4.Никто не вправе без разрешения надзирающего прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры до их завершения

Органы прокуратуры не подчиняют себе другие органы. Прокуратура осуществляет только надзор, а не управление. Обнаружив нарушение закона, прокурор не вправе его сам устранить, а только направить акт реагирования соответствующему субъекту (принцип независимости).

•Принцип централизма. Каждый нижестоящий орган подчиняется вышестоящему (внутренняя стороны), а все органы подчиняются Совету Федерации и Президенту РФ, которые решают вопрос о назначении генерального прокурора (внешняя сторона). Закон не допускает создание органов прокуратуры, не входящих в систему прокуратуры РФ.

•Принцип единства прокурорского надзора. Существование единой прокуратуры с едиными целями, задачами, полномочиями и правовыми средствами

•Принцип единоначалия. Все решения прокурор принимает единолично, руководствуясь только законом.

Это обеспечивается двумя гарантиями:

1. Надлежащий подбор руководящих прокурорских кадров

2. Наличие коллегий органов прокуратуры.

В ген.прокуратуре РФ, главной военной прокуратуре, прокуратурах субъектов РФ и приравненных создаются коллегии, которые являются совещательными органами при соответствующем прокуроре. В состав коллегий включены: прокурор (председатель коллегии), его заместители (по должности), иные прокурорские работники, назначаемые прокурором (председателем коллегии). На заседаниях коллегий обсуждаются наиболее важные вопросы деятельности прокурорского органа, решение коллегии проводится в жизнь приказами соответствующего прокурора.

3.Отраслевые (принципы того процесса, в котором прокурор принимает участие) принципы

уголовного, гражданского, административного, арбитражного процесса

Как рассчитать ЮРИДИЧЕСКИЙ стаж?

Вот есть вот такое вот,может пригодиться.

Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов

Федеральное законодательство

Текст документа по состоянию на июль 2011 года

Утверждаю

Министр юстиции

Российской Федерации

В.А.КОВАЛЕВ

27 декабря 1996 г. N 10 (35)-5

Председатель Верховного

Суда Российской

Федерации

В.М.ЛЕБЕДЕВ

27 декабря 1996 г.

Председатель Высшего

Арбитражного Суда

Российской Федерации

В.Ф.ЯКОВЛЕВ

27 декабря 1996 г.

Настоящая Инструкция устанавливает порядок определения стажа работы по юридической профессии, который в соответствии со статьей 119 Конституции Российской Федерации необходим для кандидатов на должности судей федеральных судов.

1. В стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, В профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. Такие требования устанавливаются законодательными или ведомственными нормативными актами.

Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии.

Примечание. Для органов юстиции и судебных органов (общей юрисдикции), нотариата, адвокатуры, судебной экспертизы и других учреждений юстиции такой перечень установлен Типовой номенклатурой должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденной Приказом Министра юстиции СССР от 19 марта 1980 г. N 2;

при назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывается срок их военной службы на офицерских должностях (Указ Президента Российской Федерации от 13.03.95 N 263).

2. В стаж работы по юридической профессии включается также работа на иных должностях, если она непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике.

Примечание. Время исполнения народным заседателем обязанностей судьи районного (городского) суда засчитывается в стаж работы по юридической профессии.

3. Период нахождения в частично оплачиваемом и дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им соответственно полутора и трех лет засчитывается в стаж работы по юридической профессии, если отпуск был предоставлен при выполнении обязанностей по одной из должностей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей Инструкции.

4. Стаж работы по юридической профессии определяется на основании записей в трудовой книжке. В необходимых случаях могут быть истребованы копии приказов о назначении на должность, должностные инструкции и иные сведения о характере выполняемой или выполнявшейся работы. При этом учитывается работа на территории как Российской Федерации, так и других республик бывшего Союза ССР.

5. В спорных случаях окончательное решение об определении стажа работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.

Как исчисляется юридический стаж?

В качестве основания для установления юридического стажа выступают отметки, зафиксированные в трудовой книжке. Для замещения различных должностей законодатель устанавливает особые нюансы.

Судебные приставы

Должность судебного пристава вправе занимать лицо:

  • обладающее соответствующим образованием;
  • наделенное необходимыми качествами;
  • физическое состояние которого позволяет замещать вакантную должность.

Судьи

Для начисления юридического стажа для назначения судей действующее законодательство предусматривает обязательность соответствия следующим требованиям:

  • возраст – не младше 25 лет;
  • стаж по специальности – от 5 лет.


Иногда для расчета стажа может понадобиться предъявление особой документации (приказов, инструкций и тому подобное), которая подтверждает информацию об исполнении лицом определенных обязанностей. Если при установлении юридического стажа возникают спорные моменты, то для разрешения проблемы создается квалификационная судейская коллегия.

Адвокаты

Для получения адвокатского статуса помимо юридического образования необходимо следующее:

  • продолжительность стажа по специальности – от двух лет либо наличие ученой степени;
  • факт прохождения стажировки в адвокатском образовании;
  • диплом должен быть получен в ВУЗе, имеющем государственную аккредитацию.

Работники МВД

В органах Министерства внутренних дел общая продолжительность службы предусматривает право лица на льготную пенсию. При этом в выслугу лет входит:

  • период замещения должности в органах;
  • нахождение служащего в командировках;
  • нахождение на военной службе;
  • время учебы до поступления на службу;
  • нахождение на испытательном сроке в ОВД.

Существуют и другие аспекты, являющиеся основанием для начисления юридического стажа, которые установлены рядом специальных положений федерального законодательства.
Также советуем прочесть статью: Пенсия в МВД по смешенному стажу.
Стаж по юридической специальности для различных должностей определяется согласно квалификационным требованиям. При выполнении лицом рабочих обязанностей, предполагающих специальное образование, которое не имеет его, приобщение этого стажа к юридическому рассматривается специальной комиссией.

Добавить комментарий