Юрисдикционная форма

Форма защиты прав. В науке принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную.

Юрисдикционная форма защиты — это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных прав или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган ЗАГС и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.

Неюрисдикционная форма защиты — это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения к компетентным органам. Такие действия называются самозащитой прав. Примером может служить защита трудовых прав работников комиссиями по трудовым спорам (ст. 381—397 ТК РФ). Некоторые правовые вопросы разрешаются собраниями товариществ, кооперативов, акционерных обществ, поскольку отнесены к их компетенции законом и соответствующими уставами.

Форма защиты прав бывает:

  • административная; (защита гражданских прав)
  • судебная; (задать вопрос юристу бесплатно)
  • самозащита.

Самой распространенной формой защиты нарушенных или оспариваемых прав является судебная защита.
Право на судебную защиту прав гарантирует каждому Конституция Российской Федерации в ст. 46, которая гласит, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Защита гражданских прав осуществляется путем:

    1. признания права; (Признание права в качестве способа защиты осуществляется в судебном порядке, ибо только суд, как юрисдикционный орган, может подтвердить наличие или отсутствие у лица спорного права. Признание права применяется в случаях, когда субъективное гражданское право у лица фактически имеется, но его наличие кем-то отрицается, в связи с чем возник или может возникнуть спор.например признание авторства на произведения литературы, науки, искусства, на изобретения и др.)
    2. восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
    3. признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
    4. признания недействительным решения собрания;
    5. признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; (ст.13 ГК РФ гласит, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского Кодекса.)
    6. самозащиты права; (ст.14 ГК РФ гласит, что допускается самозащита гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.)
    7. присуждения к исполнению обязанности в натуре; заключается в понуждении должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу связывающего стороны обязательства (договора). Указанный в ст. 12 ГК РФ способ защиты гражданских прав «присуждение к исполнению обязанности в натуре» включает в себя требования как денежного, так и неденежного характера.
    8. возмещения убытков; (ст.15, 16 ГК РФ)(ст. 15 ГК РФ гласит, что
      1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
      2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы),
      (Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием).
    9. взыскания неустойки (согласно ст. 330 ГК РФ — Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.);
    10. компенсации морального вреда ( в соответствии со ст. 151 ГК РФ — Если гражданину причинен моральный вред (как доказать) (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.);
    11. прекращения или изменения правоотношения- Основанием прекращения или изменения правоотношения является установление юридических фактов, свидетельствующих о том, что правоотношение изменилось или прекратилось. Например, продажа товаров или оказание услуг ненадлежащего качества; несоблюдение требований, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей и предотвращение вреда их имуществу; предоставление недостоверной или неполной информации о товарах и услугах;
    12. неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону — Из смысла закона следует, что неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления может осуществляться в ходе применения иных способов судебной защиты и носить вспомогательный характер. Например, суд в ходе рассмотрения иска о признании права на недвижимость, вправе не применять акт государственного органа, противоречащий закону, на основании которого и возникло спорное правоотношение.
      В рамках осуществления данного способа защиты суд может не применять любые акты государственных органов и органов местного самоуправления (нормативные или ненормативные; выраженные в действии или бездействии), главное, чтобы они входили в противоречие с действующими законами. При этом неважно, является ли такой закон Федеральным Конституционным законом, Федеральным или просто законом;
    13. иными способами, предусмотренными законом.

Защита прав потребителя прописана в законе О защите прав потребителей, который регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. За защитой прав потребителя гражданину необходимо обратиться с письменным заявлением в Роспотребнадзор, который осуществляет контроль и проведет проверку по вашему заявлению.

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом О защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При рассмотрении дел, возникших в связи с осуществлением и защитой потребителем его прав, закрепленных в Законе о защите прав потребителей, необходимо иметь в виду, что законодательством Российской Федерации, а также договором может предусматриваться ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение обязательств, за которые Законом о защите прав потребителей ответственность не предусмотрена или установлен более высокий размер ответственности.

Форма защиты прав.

Закон РАА

Юрисдикционная форма защиты — это защита гражданских прав государственными или уполномоченными государством органами, обладающими правоприменительными полномочиями. Юрисдикционная форма защиты в соответствии с действующим законодательством допускает возможность защиты гражданских прав в судебном или административном порядке.
Судебная форма защиты гражданских прав наиболее полно соответствует принципу равенства участников гражданских правоотношений. Она является основной формой защиты. Статья 46 Конституции РФ определяет, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В п. 1 ст. 11 ГК РФ говорится, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (третейские суды не включены в судебную систему Российской Федерации и не относятся к числу органов, уполномоченных государством для отправления правосудия).
Судебная защита гражданских прав – универсальный способ защиты гражданских прав физических и юридических лиц, обеспечивая независимость выносимых по спорам решений и гласность разбирательства, к тому же позволяя гражданам (физическим лицам) и юридическим лицам привлекать для защиты своих интересов адвокатов. При судебной форме защиты права лица используют свое право на иск (процессуальное средство защиты субъективных гражданских прав).
Под правом на иск следует понимать возможность субъекта реализовать свое материально-правовое требование в исковой форме (принуждение должника к совершению требуемых действий). Например, при нарушении прав имущественного характера целесообразно использовать такие способы защиты, как возмещение убытков и (или) взыскание неустойки; при нарушениях, связанных с правом собственности и иными вещными правами, — негаторный и виндикационный иски.
Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ст. 5) предусмотрено, что одной из основных задач арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализируя практику арбитражных судов Российской Федерации, ежегодно рассматривающих сотни тысяч дел по спорам в сфере экономических отношений, можно сделать вывод о том, что результаты коммерческой деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей зачастую предопределяются их умением обеспечить восстановление нарушенных прав и их судебную защиту, степенью освоения всего арсенала существующих приемов и навыков организации этой работы.
Порой участники гражданского оборота оказываются беспомощными перед незаконными действиями государственных органов, в особенности налоговой инспекции и налоговой полиции, таможенных, антимонопольных и других контролирующих органов, а также органов местного самоуправления. Зачастую организации и предприниматели становяться юридически беспомощными и перед лицом недобросовестных контрагентов по гражданско-правовым обязательствам.

Выступая в роли кредиторов по таким обязательствам, участники гражданского оборота в лучшем случае добиваются от должника в судебном порядке взыскания суммы долга либо исполнения обязательства в натуре, что в условиях инфляции не компенсирует их потери, вызванные нарушением обязательств со стороны контрагента. В крайне редких случаях в арбитражный суд предъявляются требования о взыскании убытков, причиненных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения должником своих обязательств.
К примеру, на протяжении последних лет доля споров о возмещении убытков среди всех дел, ежегодно рассматриваемых арбитражными судами, не превышала 5–7 процентов.
Более того, наблюдается устойчивая тенденция к сокращению числа обращений участников имущественного оборота в арбитражные суды с исками о возмещении убытков, причиненных нарушением договорных обязательств (как в абсолютном выражении, так и по удельному весу среди всех дел, разрешаемых арбитражными судами).
Защита гражданских прав в административном порядке возможна только в случаях, предусмотренных законом, и означает:
а) принятие государственным органом, наделенным правоприменительными полномочиями, решения о применении определенной меры защиты гражданского права с соблюдением установленной законом и иными правовыми актами процедуры;
б) возможность обжалования действий должностных лиц и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти или вышестоящему должностному лицу.
Один из немногих случаев прямой защиты гражданских прав в административном порядке определен в ст. 23.1 ФЗ «Об электроэнергетике», который предусматривает такую возможность защиты нарушенных гражданских прав сторон договора технологического присоединения : споры, связанные с определением цены договора, могут рассматриваться органами государственного регулирования цен (тарифов).
Так же нужно обратить внимание на то, что в настоящее время перечень случаев административного порядка рассмотрения гражданских споров расширяется в направлении увеличения числа случаев, когда необходимо пройти досудебную процедуру урегулирования спора. Так, с 1 января 2009 года вступила в силу норма п. 5 ст. 101.2 НК РФ, в которой закреплено, что только решение о привлечении (или решение об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе. Только после этого налогоплательщик имеет право обжаловать это решение налогового органа в судебном порядке.
Главным недостатком административного порядка защиты гражданских прав является то, что решение, принятое уполномоченным государственным органом, в подавляющем большинстве случаев не является обязательным к исполнению, соответственно, практически все споры так или иначе перетекают в плоскость судебного рассмотрения. Чаще всего обращения к административной системе приобретают характер длительной переписки, которая не приводит к ощутимому результату.
Государственные органы, не являющиеся судами, осуществляют правоприменительные функции в ограниченном числе случаев. Например, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы в случаях нарушения субъектами предпринимательской деятельности запретов на злоупотребление доминирующим положением и правил добросовестной конкуренции могут возбудить дело как по заявлению заинтересованных лиц, так и по собственной инициативе. Приняв решение по делу, эти органы направляют нарушителям обязательные для исполнения предписания. Защита интеллектуальных прав в административном порядке предусмотрена п. 2 ст. 1248 ГК РФ.
Однако, различного рода обращения к Президенту РФ, главам администраций субъектов РФ, Уполномоченному по правам человека, любым иным должностным лицам, в компетенцию которых в соответствии с законом не входит непосредственное обеспечение гражданских прав граждан, никакого отношения к защите гражданских прав в административном порядке не имеют.
Едва ли не единственным органом государственной власти, который может оказать хоть какое-то содействие в защите гражданских прав, является прокуратура РФ, но акты прокурорского реагирования в гражданско-правовой сфере носят рекомендательный характер и в подавляющем большинстве случаев не исполняются. Чаще всего такие обращения приводят к потере времени, а иногда и к пропуску сроков, имеющих юридическое значение, в некоторых случаях увлечение перепиской приводит к пропуску сроков исковой давности (!).
Решение, касающееся защиты гражданских прав и принятое в административном порядке, в любом случае может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ). При этом не требуется обязательного предварительного обращения заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу (ст. 247 ГПК РФ).
Неюрисдикционная форма защиты гражданского права — это защита гражданского права самостоятельными действиями управомоченного лица без обращения к государственным и иным уполномоченным государством органам. Такая форма защиты имеет место при самозащите гражданских прав и при применении управомоченным лицом мер оперативного воздействия к правонарушителю (односторонний внесудебный отказ от исполнения договора; должен быть предусмотрен контрактом).

Юрисдикционная форма защиты — это защита гражданских прав государственными или уполномоченными государством органами. Юрисдикционная форма защиты означает возможность защиты гражданских прав в судебном или административном порядке. Судебная форма защиты гражданских прав наиболее полно соответствует принципу равенства участников гражданских правоотношений. В п. 1 ст. 11 ГК говорится, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Защита гражданских прав в административном порядке путем обращения к вышестоящему органу или должностному лицу нетипична для гражданского права. Поэтому в п. 2 ст. 11 ГК указано, что защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. В качестве примера законодательного разрешения защиты гражданского права в административном порядке можно привести правила о рассмотрении споров об отказе выдачи патентов Апелляционной палатой Патентного ведомства РФ.

В отдельных случаях закон предусматривает альтернативную возможность защиты гражданского права как в административном, так и в судебном порядке — по выбору управомоченного лица. Так, дела по жалобам граждан на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, дела по жалобам на отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации за границу или на въезд из-за границы можно по выбору управомоченного лица возбуждать в суде либо обращаться с ними к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу или должностному лицу (ст. 2394 ГПК).

Законом может быть предусмотрена ситуация, когда защита гражданского права в административном порядке является обязательным предварительным условием для обращения в суд. В таком порядке, например, рассматриваются споры, связанные с отказом в предоставлении либо с изъятием земельных участков. Следует иметь в виду, что решение, принятое в административном порядке, в любом случае может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК).

Неюрисдикционная форма защиты гражданского права — защита гражданского права самостоятельными действиями управомоченного лица без обращения к государственным и иным уполномоченным органам. Такая форма защиты имеет место при самозащите гражданских прав и при применении управомоченным лицом мер оперативного воздействия.

Добавить комментарий