Юрисдикция суда ес

Европейский суд (European Court of Justice), именуемый также Судом Европейских сообществ (Court of Justice of the European Communities) или просто Судом, выступает в виде основного носителя судебной власти в Европейском союзе и олицетворяет собой судебную ветвь власти в этом сообществе. Является высшей инстанцией Суда Европейского союза, решения которой не могут быть обжалованы.

Европейский суд. Фото: www.globallookpress.com/ H.-D. Falkenstein

История Суда

Европейский суд берёт начало от трёх наднациональных судебных органов, учреждённых в 1950 г. для каждого из трёх Европейских сообществ: Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического сообщества и Европейского объединения по атомной энергии. Задачей этих судов являлось обеспечение соблюдения в Сообществах положений, закреплённых договорами об их создании, а также единообразного толкования и применения этих положений.

В 1958 г. на основе этих судов был организован единый суд, призванный обслуживать все три европейских объединения, получивших впоследствии название Европейский союз.

Зал заседаний Европейского суда находится в Люксембурге.

Вопрос-ответ Как подать жалобу в Европейский суд по правам человека?

Функции Суда

Европейский суд выполняет разнообразные функции, выступая в роли конституционного, административного, гражданского суда, суда по трудовым спорам.

Суд осуществляет проверку и надзор за тем, каким образом осуществляется толкование и применение законодательства ЕС всеми странами-участницами интеграционного объединения, чтобы закон был одинаков для всех. Он следит, в частности, за тем, чтобы национальные суды не выносили разнонаправленных решений по одинаковым вопросам.

Европейский суд компетентен разрешать споры между странами-участницами, институтами ЕС, юридическими и физическими лицами. Кроме того, Суд рассматривает споры между частными лицами по поводу возмещения убытков, наступивших в результате действий со стороны учреждений ЕС.

Состав Суда

В состав Суда входят по одному судье от каждого государства-члена, таким образом, все 28 стран-участниц ЕС имеют своего представителя в Суде. Им помогают 11 генеральных адвокатов, их роль состоит в предоставлении обоснованного мнения по делам, находящимся на рассмотрении Суда.

Судей и адвокатов назначают при общем согласии государств-членов на шестилетний срок. Они выбираются из числа лиц, чья независимость не вызывает сомнений, которые обладают квалификацией, необходимой для назначения в своих странах.

Судьи назначают председателя, который руководит работой Суда. С 8 октября 2015 года эту должность занимает Кун Ленартс.

Новость по теме «Нафтогаз» подал иск против Еврокомиссии из-за газопровода Opal

Суд может заседать в палатах или собираться на пленарные заседания для рассмотрения особенно важных или сложных дел и по требованию государств-членов.

Документы Европейского суда

Правовую основу Европейского суда составляют учредительные договорные акты западноевропейских государств, образовавших единый Союз, и Статут о Европейском суде.

О правовой основе Европейского суда в Статуте говорится, что данный Суд «должен быть создан и должен функционировать в соответствии с положениями Договора о Европейском союзе, Договора об образовании Европейского сообщества, Договора о создании Европейского объединения по атомной энергии и данного Статута».

51. Рассматривают ли суды Европейского Союза межгосударственные споры?

Да, но это случается крайне редко (всего несколько дел из более 13 тыс., рассмотренных Судом и Трибуналом за время их существования). Авторы учредительных договоров сознательно установили препятствия для возникновения подобных споров, так как это чревато дестабилизацией политической ситуации в Сообществах и Союзе.

Если одно государство-член полагает, что другая страна нарушила свои обязательства из Договора о Европейском сообществе, то оно сначала должно обратиться в Комиссию (ст. 227 Договора о ЕС). Лишь в том случае, если последняя не отреагирует на нарушение в течение трех месяцев, заинтересованное государство-член может само обратиться с иском в Суд.

Если между государствами-членами возникают разногласия по поводу применения или толкования актов, изданных в рамках третьей опоры (сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере), то эти разногласия выносятся сначала на рассмотрение Совета Европейского Союза. Если Совету не удается урегулировать их в течение полугода, то заинтересованная страна может передать дело в Суд (ст. 35 Договора о Европейском Союзе).

Два и более государства-члена совместно могут также представлять на разрешение Суда Европейских сообществ свои разногласия по вопросам, которые имеют отношение к предмету Договора о ЕС, но прямо не регулируются правом Сообщества (например, территориальные споры). Такая возможность ими ни разу не использовалась, хотя и была предусмотрена изначально (ст. 239 Договора о ЕС).

Таким образом, Суд Европейских сообществ (а равно Трибунал) почти никогда не выступает в роли международного суда, т. е. органа, разрешающего конфликты между государствами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Суд Европейских сообществ (Суд), призванный обеспечить единообразное понимание и применение европейского права, сумел утвердиться в качестве высокоавторитетного и беспристрастного органа. Действуя в пределах своей юрисдикции, Суд сформулировал многие жизненно важные для развития интеграционного процесса концептуальные положения. Такова, например, созданная им концепция независимости и самостоятельности права ЕС как автономной правовой системы.

Суд сформулировал основные квалификационные признаки права ЕС. Посредством судебного толкования он восполнил многие пробелы и уточнил содержание многих постановлений учредительных договоров и актов вторичного права. Согласно Ниццскому договору 2001 г. и приложенному к нему Уставу Суда ЕС с последующими поправками существенно изменяются структура судебной системы и статус судебных учреждений ЕС. Эти изменения состоят в создании практически трехзвенной судебной системы ЕС :

1) Суд ЕС;

2) Суд первой инстанции (СПИ);

3) специализированные судебные палаты.

В соответствии с реформой Суд ЕС приобретает статус высшего судебного органа ЕС .

Он рассматривает по первой инстанции сравнительно ограниченную категорию дел, решение которых имеет существенно важное значение для обеспечения единства и целостности европейского права. За ним в основном сохраняется преюдициальная юрисдикция. Он выполняет функции кассационного и конституционного судов.

СПИ становится самостоятельной судебной инстанцией . К его подсудности отнесена основная масса дел прямой юрисдикции. Он выступает кассационной инстанцией по отношению к специализированным судебным палатам (ССП).

ССП призваны оказывать содействие СПИ при рассмотрении некоторых дел, выделенных в особую категорию. Это, например, споры между Сообществами и их служащими или споры, представляющие особую сложность в силу технических причин (проблемы интеллектуальной собственности, патентного права и т. п.).

Более четко структурирует судебную систему Конституция ЕС. Эта система включает три самостоятельные судебные инстанции :

1) Суд ЕС;

2) Суд общей юрисдикции;

3) специализированные суды, являющиеся не просто вспомогательными палатами, а самостоятельной судебной инстанцией.

Одновременно Конституция вносит изменения в порядок формирования и юрисдикцию судебных учреждений.

Судебная защита прав и интересов субъектов права ЕС осуществляется не только судами, действующими на уровне ЕС, но и национальными судебными учреждениями государств членов.

Прецедентное право ЕС

Если права гражданина считаются нарушенными, то он имеет право обратиться не только в судебные органы собственной страны, но и в международные институты.

Так прецедентное право европейского суда предполагает, что гражданин, использовав все возможные способы защиты личных прав, обращается за помощью в Европейский суд.

Используя прецедентное право европейского суда, можно получить вынесение справедливого решения по собственному делу. Европейским судом может быть принято решение в отношении любого разбирательства.

Причем, прецедентное право европейского суда заключается в признании того факта, что права гражданина были нарушены.

Помимо признания данного факта Европейский суд может назначить компенсацию заявителю в необходимой сумме.

Для всех государств-членов Совета Европы то решение, которое было принято судом, является обязательным к исполнению.

А это означает, что государство-член должно выплатить заявителю компенсацию, которая присуждена Европейским судом.

Так, требования о назначении справедливой компенсации могут складываться из многочисленных факторов.

Сюда относится моральный вред, вред, который заявителю нанесен в результате нарушения его прав, а так же компенсационные расходы, которые понес гражданин во время подачи жалобы (не только в Европейский суд, но и внутри своей страны).

Прецедентное право европейского суда на назначение моральной компенсации заключается в собственном представлении.

А они, как известно, складываются из большого числа критериев. Материальный вред может быть начислен только в том случае, если заявитель прилагает в жалобе документальное подтверждение того, что он понес определенные расходы.

Если жалоба включает потерю кормильца в результате некоторых действий, то прецедентное право европейского суда заключается в назначении компенсациии из расчета тех доходов, которыми располагал заявитель.

Если заявитель так же имел расходы, которые связаны с обжалованием жалобы в российских судебных инстанциях, а так же в Европейском суде, то они так же могут быть присуждены к выплате заявителю в соответствии с прецедентным правом европейского суда.

Европейский суд так же имеет прецедентное право на восстановление тех прав заявителя, которые им были утеряны в связи с нарушением его прав.

Соответственно, государство должно предпринять все шаги, чтобы права заявителя были восстановлены на прежнем уровне.

СУД ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ (СПИ)

СПИ состоит «по крайней мере, из одного судьи из каждого государства-члена».

Главные требования , предъявляемые к кандидатам, – это высокая профессиональная квалификация и независимость. До вступления в должность на первом открытом заседании Суда вновь избранный член приносит торжественную присягу. В отличие от Европейского Суда по правам человека, в котором отдельные судьи могут заявлять о своей особой позиции и несогласии с решением большинства судей, в рамках Суда ЕС и СПИ сохраняется абсолютная секретность судейских дебатов, мнения каждого из судей и результатов внутреннего голосования. Решение выносится от имени Суда в целом и никакому публичному оспариванию со стороны судей или генеральных адвокатов не подлежит.

Обновление Суда происходит наполовину каждые три года. Каких либо ограничений для переизбрания на новый срок не установлено. СПИ разрабатывает свой Внутренний регламент , который подлежит утверждению Советом, принимающим решение квалифицированным большинством голосов. Статус судей СПИ, порядок их назначения, срок полномочий судей и порядок обновления состава аналогичен принятому в Суде ЕС. При СПИ создаются в качестве особых судебных инстанций специализированные судебные палаты. Члены таких судебных палат должны отвечать требованиям, предъявляемым для выполнения высших судебных функций.

Сроком на три года избирается Председатель , который руководит работой Суда и деятельностью его служб. Рассмотрение дел в суде ЕС и СПИ осуществляется палатами . Согласно Уставу (ст. 16) это могут быть палаты из трех или пяти судей, а равно Большая палата, состоящая из 11 судей. Возможно проведение пленарных заседаний. Председатели палат избираются самими судьями. Решение по существу выносится не менее чем тремя судьями в палатах из трех или пяти судей. В Большой палате – семью судьями из 11. Персональный состав палат определяется ежегодно.

Решения выносятся нечетным числом судей . Однако в тех случаях, когда в силу каких-либо причин это число оказывается четным, самый младший судья по сроку пребывания в Суде должен воздержаться от участия в принятии решения (кроме случая, если это судья докладчик). Суд назначает сроком на шесть лет грефье (постоянного секретаря), который работает под руководством председателя Суда ЕС. В аппарат Суда входит лингвистическая служба . Она состоит из экспертов, представляющих определенную правовую культуру и обладающих знанием ряда языков.

Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

1. Предметом жалобы могут быть только права и свободы гарантируемые конвенцией или её протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нём отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. Согласно статье 34 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Суд может принимать жалобы от любогофизического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения со стороны государств-участников конвенции (они называются в конвенции высокими договаривающимися сторонами) их прав, признанных в конвенции или в протоколах к ней.

Заявителю необязательно являться гражданином государства — члена Совета Европы или вообще гражданином государства, на которое он подает жалобу.

Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

За всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со ст. 46 конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников конвенции.

Согласно данным на конец 2009 года, верхнюю часть списка стран по числу переданных судейским составам жалоб, находящихся на рассмотрении, занимают:

1. Россия — 33 550 (28,1 %)

2. Турция — 13 100 (11,0 %)

3. Украина — 10 000 (8,4 %)

4. Румыния — 9800 (8,2 %)

По числу жалоб, переданных судейским составам, на душу населения, первые места занимают Грузия, Черногория, Лихтенштейн и Молдавия. Эстония по этому показателю находится на 13 месте, Польша — на 16-м, Украина — на 17-м, Россия — на 18-м. Последние места занимают Португалия, Испания, Ирландия и Дания.

По статистике за 1959—2010 годы, 96 % поданных в Суд жалоб были признаны неприемлемыми. Из остальных 4 %, по которым были вынесены решения по существу дела, в 83 % случаев суд усмотрел нарушения конвенции или её протоколов.

Список используемой литературы

1.Попов Ю. Обеспечение исполнения обязательства: прощание с мифом / / Право Украины. — 2008. — № 12. — С.118-125

2.Туманов В.А. Европейский суд по правам человека. — М; Норма, 2001

3.Циппелиус Р. Юридическая методология. М.: Издательство «Реферат», 2004. — 176 с.

4.Шевчук С. Сравнительное прецедентное право по правам человека. — М.: Реферат 2002. — 344с.

6.Шевчук С. Судебное правотворчество: мировой опыт и перспективы в Украине. — М.: Реферат, 2007. — 640 с.

Добавить комментарий