Юрист судебная практика

Содержание

Понятие юридической практики

В правоведении существуют различные мнения о понятии юридической практики. Можно выделить на сегодня три точки зрения. Одни авторы отождествляют практику с юридической деятельностью (И.Я. Дюрягин, А. Гсрлох). Другие, стремясь отграничить юридическую практику от юридической деятельности и представить ее в качестве относительно самостоятельного явления, причисляют к ней лишь определенные итоги, объективированный опыт правовой деятельности (С.С. Алексеев, С.И. Вильнянский и др.).

И, наконец, третья точка зрения, которая представляется наиболее предпочтительной, – когда любой вид юридической практики рассматривается в неразрывном единстве правовой деятельности и сформированного на ее основе социально-правового опыта (В.К. Бабаев, В.И. Ле-ушин, В.П. Реутов и др.).

Ошибочность первых двух позиций, на наш взгляд, состоит в том, что в первом мнении из практики исключается такой важный ее элемент, как юридический опыт, во втором – допускается другая крайность: результаты деятельности, объективированный вовне опыт отрываются, противопоставляются самому процессу деятельности и не учитывается тот факт, что практическое преобразование общественной жизни происходит не только с помощью решений и положений, выражающих итоговую сторону юридической деятельности, но и непосредственно в ходе этой деятельности, при осуществлении организационно-конструктивных правовых действий и операций.

Третья точка зрения позволяет точнее определить природу юридической практики и основные элементы ее структуры, объективнее отразить диалектику прошлой (ретроспективной), настоящей (актуальной) и предстоящей юридической деятельности, понять значение социально-правового опыта в механизме правового регулирования. Этот и опыт как важнейший компонент практики представляет собой коллективную, надындивидуальную социально-правовую память, обеспечивающую накопление, систематизацию, хранение и передачу информации (знаний, умений, оцейок, подходов и т.д.), позволяющую фиксировать и в определенной степени воссоздавать весь процесс деятельности

или отдельные его фрагменты. «Опыт – вот учитель жизни вечной», – писал Гете. Без социально-правовой памяти невозможно эффективное правотворчество и толкование, конкретизация и правоприменение, систематизация и восполнение пробелов в праве.

Таким образом, юридическая практика – это деятельность по изданию (толкованию, реализации и т.п.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

Юридической практике как одной из основных разновидностей социально-исторической практики свойственны черты, присущие любой практике. Однако вовлеченная в правовую систему общества, в процесс правового регулирования, социальная практика получает некоторые новые, в частности юридические, качества, позволяющие рассматривать ее как относительно самостоятельный тип практики.

Действия и субъектов, и участников юридической практики, использование ими определенных средств и методов, способы оформления вынесенных решений и закрепление накопленного опыта урегулированы, упорядочены правовыми нормами и иными юридическими предписаниями. Тем самым ограничивается субъективизм и волюнтаризм участников, обеспечивается ее стабильность.

Юридическая практика образует существенную часть культуры общества. Изучение, например, материалов юридической практики Древнего Рима (законов, судебных решений и т.д.) дает представление не только о тех или иных конкретных правовых ситуациях, но и об экономике и политике этой страны в разные периоды ее развития, о социальном и правовом положении населения, государственном и общественном устройстве.

Без этого вида социальной практики немыслимо возникновение, развитие и функционирование правовой системы общества. Она играет существенную интегрирующую роль в этой системе, связывая в единое целое нормативно-правовые и индивидуально-конкретные предписания, субъективные права и юридические обязанности, правовые идеи и принимаемые на их основе решения.

Она же способствует целенаправленному юридическому изменению общественной жизни. Это достигается при помощи издания новых или изменения уже существующих нормативно-правовых предписаний, их толкования и конкретизации, использования и применения.

Большинство практических действий и вынесенных решений требуют закрепления в строго определенных официальных актах-документах.

Общественная, коллективная природа юридической практики проявляется в том, что, во-первых, она обусловлена другими типами социальной практики, во-вторых, любая юридическая деятельность предполагает соответствующие формы сотрудничества между ее субъектами и участниками, обмен информацией и результатами, в-третьих, накапливаемый социально-правовой опыт является совокупным продуктом совместной деятельности.

В отличие от теоретической (научной) деятельности, где вырабатываются гипотезы, идеи, понятия, юридическая практика направлена на объективно-реальное изменение окружающей действительности. Сознание, которое опосредует любые практические действия, служит внутренней детерминаитой юридической практики. Здесь оно присутствует во внешне выраженном, опредмеченном виде.

В процессе юридической практики возникают разнообразные материальные, политические, социальные и иные изменения. К ее особенностям следует отнести то, что она всегда порождает и соответствующие юридические последствия.

Юридическая практика в той или иной степени влияет на все стороны жизни общества, способствуя развитию происходящих в нем процессов либо тормозя их. Это методологически важное положение следует иметь в виду при формировании и реализации любых планов и программ экономического, политического, социального и иного переустройства общества.

Анализ отмеченных черт и особенностей юридической практики показывает, что она занимает относительно самостоятельное место в правовой системе общества и играет существенную роль в механизме правового регулирования.

Структура юридической практики

Под структурой юридической практики понимается такое ее строение, расположение основных элементов и связей, которые обеспечивают ей целостность, сохранение объективно необходимых свойств и функций при воздействии на нее разнообразных факторов действительности.

Юридическая практика – образование полиструктурное, включающее, в частности, логический, пространственный, временнбй и иные компоненты.

Рассмотрение логической структуры позволяет отразить взаимосвязи частей и целого, элементов и системы, содержания и формы. Юридическая практика включает в себя два основных слагаемых: юридическую деятельность и социально-правовой опыт. Динамичная сторона практики выражена преимущественно в деятельности; статическая – в правовом опыте. Каждый из этих компонентов также структурирован.

Структурный анализ предполагает исследование юридической практики в диалектическом единстве ее содержания и формы. Содержание позволяет раскрыть совокупность образующих такую практику внутренних свойств и элементов, показать способы организации, существования и внешнего выражения ее содержания.

Элементами содержания юридической деятельности выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий.

Объекты практики – это то, на что направлены юридические действия и операции ее субъектов и участников. Ими могут быть материальные и нематериальные блага, общественные отношения и конкретные действия (бездействия) людей, другие предметы и явления, включенные в соответствующий юридический процесс и служащие удовлетворению общественных и личных потребностей и интересов.

В качестве носителей, управляющих «центров» практической деятельности выступают ее субъекты и участники. Субъект – основной, ведущий носитель правовых отношений, без которого немыслимо существование практики (например, суд в судебной практике). Участники юридической практики – это отдельные лица (организации), которые так или иначе содействуют субъектам в выполнении правовых действий и операций. В качестве участников следственной практики выступают, например, свидетели и потерпевшие.

Юридические действия представляют собой внешне выраженные, социально-преобразующие и влекущие определенные правовые последствия акты субъектов и участников (например, подпись документа). Совокупность взаимосвязанных между собой юридических действий, объединенных локальной целью, составляют операцию (например, осмотр места преступления включает самые разнообразные правовые действия).

В качестве средств выступают допускаемые законом предметы и явления, с помощью которьйс обеспечиваются достижение цели и необходимый результат. Они составляют как бы инструментальную часть практической деятельности и используются для установления и фиксации фактов, анализа юридической «материи», вынесения и оформления решений, организации контроля за их исполнением.

Все средства можно подразделить на общественные (например, нравственные и иные социальные нормы), специально-юридические (договоры, нормы и принципы права) и технические (приборы и инструменты). В своей совокупности они составляют юридическую технику (законодательную, судебную и др.).

Одни и те же средства могут быть использованы по-разному, различными способами. Так, важным средством фиксации материалов осмотра места происшествия является фотосъемка, позволяющая запечатлевать расположение предметов, их специфические черты, состояние, детали.

Способ – это конкретный путь достижения намеченной цели (результата) с помощью конкретных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок деятельности. Способы накладывают отпечаток на выбор средств и характер их использования, в известной степени определяют стиль деятельности субъектов и участников. Интегрированные в единое целое родственные способы образуют тот или иной метод воздействия. Система способов и методов составляет в своей основе юридическую тактику (правотворческую, следственную и т.п.).

Результат воплощает в себе итог юридических операций, позволяющий удовлетворить индивидуальную или общественную потребность.

Особое место в содержании практики занимает юридический опыт, который может отражать как совокупный итог всей практической деятельности, так и отдельные ее моменты. Он формируется в процессе выделения (отбора, селекции) в юридических действиях и операциях, принятых решениях, социально-правовых результатах деятельности наиболее целесообразного, передового, общего и полезного, имеющего важное значение для правового регулирования общественных отношений и дальнейшего совершенствования юридической практики.

Составными элементами социально-правового опыта являются правоположения, т.е. такие достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, которые аккумулируют социально ценные и стабильные фрагменты (стороны, аспекты) той или иной практической деятельности. Правоположения бывают правотворческими и правоприменительными, распорядительными и разъяснительными, судебными и нотариальными, регулятивными и охранительными, обязательными рекомендательными.

Формы юридической практики – это способы организации, существования и внешнего выражения последней.

Говоря о форме, целесообразно выделить в ней внутреннюю и внешнюю стороны. Внешней формой здесь выступают разнообразные юридические акты-документы (нормативные и индивидуальные, судебные и следственные, нотариальные и пр.), в которых закрепляются правовые действия, методы и средства их осуществления, вынесенные решения. К внутренней форме, т.е. способу организации, внутренней связи элементов содержания, относится процедурно-процессуальное оформление практики, которое определяет круг ее субъектов и участников, объемы их процессуальных прав и обязанностей, условия вступления в правовой процесс и выбытия из него, порядок оперирования средствами и методами, сроки и время совершения действий и др.

Структура юридической практики – это не только состав определенных элементов содержания и формы. Взаимообусловленность развития всех компонентов практики обеспечивается генетическими и функциональными, внутренними и внешними, прямыми и обратными, правовыми и неправовыми связями и отношениями, с помощью которых совершается перенос энергии, информации, свойств, осуществляется взаимный обмен результатами различных видов деятельности, контроль, помощь в реализации разнообразных полномочий и функций.

Виды юридической практики

Для правовой системы общества характерно одновременное функционирование разнообразных типов, видов и подвидов практики. В зависимости от характера, способов преобразования общественных отношений нужно различать правотворческую, правоприменительную (правореализационную), распорядительную, интерпретационную и другие типы практики.

В процессе правотворческой практики формируются нормативно-правовые способы (нормы, принципы и т.п.) воздействия на общественную жизнь. Правоприменительная практика представляет собой единство властной деятельности компетентных органов, направленной на вынесение индивидуально-конкретных предписаний, и выработанного в ходе такой деятельности правового опыта. Распорядительная практика складывается из распорядительной деятельности управомоченных на то субъектов и накопленного в процессе этой деятельности юридического опыта. Суть интерпретационной практики выражается в формулируемых правовых разъяснениях и правоположениях.

В функциональном аспекте можно выделить правоконкретизирую-щую, контрольную, правосистематизирующую и иные типы практики. Особенность этих типов заключается в том, что изменения общественных отношений возможны здесь с помощью правотворческих, правоприменительных, распорядительных и праворазъяснительных средств и способов.

Любой вид юридической практики можно подразделить на определенные виды и подвиды. Так, в правоприменительной практике (тип) различают оперативно-исполнительную и юрисдикционную (виды), а последняя в свою очередь подразделяется на превентивную, карательную и др. (подвиды).

По субъектам юридическая практика разграничивается, как правило, на законодательную, судебную, следственную, нотариальную и др. По этому же критерию возможна и более детальная классификация. Так, к судебной относится практика Верховного Суда РФ, областных, городских, районных судов. А приняв за основание классификации объекты практики и категории разрешаемых дел, можно говорить о судебной практике, например по гражданским и уголовным делам.

Функции юридической практики

Функции юридической практики – это относительно обособленные направления гомогенного (однородного) ее воздействия на объективную и субъективную реальность, в которых проявляются и конкретизируются ее природа, творчески преобразующая роль и социально-правовое назначение в жизни общества.

Функции – это целенаправленное влияние юридической практики на общественную жизнь. Поэтому они непосредственно связаны с задачами (целями) практики.

В функциях выражается сущность юридической практики, особенности ее отдельных сторон и свойств. Вместе с тем изменение функций влияет на структуру практики, определенные элементы ее содержания и формы. Именно в функциях особенно четко проявляется организационно-конструктивный и динамичный характер юридической практики, ее способность связывать воедино разнообразные элементы правовой системы общества, формировать нормативную базу данной системы, объяснять и конкретизировать правовые предписания, обеспечивать их реализацию.

Правоведами выделяются различные функции юридической практики. Одни авторы (С.С. Алексеев) считают, что таких функций три: правонаправляющая (ориентирующая), правоконкретизирующая и сигнально-информационная. Другие ученые (В.И. Леушин) рассматривают функции формирования права, совершенствования правопри-менительной деятельности, воспитательную и правоконкретизирую-щую. Особенно большое внимание в литературе уделяется правотвор-ческой функции судебной или иных разновидностей практики.

Анализ выделяемых в литературе функций показывает, что принятые подходы не всегда достаточно полно и всесторонне раскрывают творчески преобразующий характер юридической практики, не охватывают многие ее созидательные аспекты и направления, оставляя в

тени важные принципы классификации. Не обращается внимание, скажем, на тот факт, что в каждой из рассмотренных функций можно выделить ряд подфункций. Если функция – это наиболее общее, ведущее направление, в котором прежде всего выражается сущность, природа и роль практики в правовой системе общества, то подфункция обозначает в рамках данного направления некоторые особые, специфические стороны влияния юридической практики на социальную действительность. Например, в правотворческой функции практики можно вычленить правообразующую, правоизменяющую и правопрекращаю-щую подфункции.

Одним из существенных критериев классификации функций является сфера общественной жизни, которая подвергается практическому воздействию. По этому основанию можно выделить экономическую, социальную, воспитательную, экологическую, демографическую и другие функции. Общесоциальные функции предметно раскрывают управленческую природу юридической практики в обществе.

Сущность и правовое назначение практики наиболее ярко проявляются в ее специфических функциях, где за основу классификации приняты способы действий, характер деятельности и осуществляемых юридических преобразований либо полученный результат. К такого рода функциям относятся в первую очередь те, которые определяют конкретный тип практики – правотворческой, правоприменительной, праворазъяснительной и др.

Это, однако, не означает, что та или иная функция присуща только одноименной разновидности практики. Так, правотворческая функция характерна также для правопримеиительной и других типов и видов практики. Судебная практика, например, сигнализирует правотворчес-ким органам о неполноте законодательства, его противоречиях и неэффективности, становясь, таким образом, необходимой основой для создания норм права и даже нормативных актов. «Опыт, полученный от различных действий, создает закон», – говорили древние.

По способам воздействия на реальную действительность можно выделить регистрационно-удостоверителъную (закрепительную), регуля-тивно-ориентационную и правоохранительную функции практики.

Регистрационно-удостоверительная функция предполагает юридическое закрепление существующих и вновь появляющихся общественных отношений, конкретных социальных ситуаций, удостоверение прав и законных интересов, договоров и сделок, имеющих правовое значение и т.д. Регулятивно-ориентационная функция выражается в осуществлении централизованного и автономного, нормативного и индивидуального упорядочения общественных отношений.

Содержание правоохранительной функции нагляднее всего можно раскрыть через ее подфункции: правообеспечительную, превентивную, правовосстановительную, компенсационную, карательную. Право-обеспечительная подфункция – одно из важных, но не единственных направлений правоохраны. В данном случае с помощью конкретного типа юридической практики создаются определенные условия, предпосылки, средства и способы, обеспечивающие нормальное функционирование общественных отношений, достижение поставленных целей.

Юридическая практика – важный канал общесоциального, специального криминологического и индивидуального предупреждения правонарушений, осуществляемого с помощью правотворческих, пра-воприменительных, праворазъяснительных, контрольных, распорядительных и других юридических средств и мер. Римские юристы считали, что «правосудие именно предупреждающее предпочтительнее, чем сурово карающее».

Правовосстановительная подфункция связана с разработкой и закреплением в законодательном или ином порядке соответствующих мер правовой защиты, отменой неправомерных действий, решений и актов-документов, факгичсским и юридическим восстановлением правопорядка, прав и законных интересов граждан и организаций.

Значение компенсационной продукции заключается в том, что все разновидности юридической пракчики должны быть нацелены на возмещение любого материального, имущественного или морального вреда (ущерба), который причинен противоправными (а иногда и правомерными) действиями отдельным лицам, социальным группам или обществу в целом.

Суть карательной подфункции юридической практики проявляется в формулировании и закреплении санкций правовых норм, в разъяснении, конкретизации, в применении к правонарушителям таких мер юридического воздействия, которые связаны с лишениями материального, личного, организационного и иного характера.

По времени действия функции юридической практики можно подразделить на постоянные и временные. Имеет определенное значение и классификация ее функций на основные, главные и неосновные. Такое разграничение необходимо, во-первых, для выделения соответствующих подфункций. Во-вторых, в определенные периоды развития общества акцент может быть сделан на одной или нескольких важнейших сторонах юридической практики (например, на экологической функции). В-третьих, в силу специфической природы конкретного типа (вида, подвида) практики одни направления воздействия на общественную жизнь (например, для правоприменения – правообеспечительное и индивидуально-регулятивное) выступают в качестве главных, а другие (влияние на правотворчество правоприменительной практики) являются производными, сопутствующими.

Таким образом, если каждая функция (подфункция) показывает отдельное направление, сторону, аспект социально-преобразующей природы юридической практики, то взятые вместе они дают более или менее цельное представление о месте и роли этой практики в правовой системе общества.

Пути совершенствования юридической практики

Исследование природы, структуры и функций юридической практики дает возможность выделить те ее типы (виды, подвиды), стороны и элементы, которые необходимо совершенствовать и качественно улучшать.

Особую значимость в настоящее время приобретают вопросы совершенствования правотворческой практики, поскольку именно с ее помощью формируется нормативно-правовая база радикального экономического, политического и иного преобразования российского общества, вводятся в правовую систему качественно новые средства, формы и методы юридического воздействия на происходящие в стране процессы. Нельзя, например, серьезно говорить о развитии рыночных отношений без достаточно разработанного и эффективного гражданского, торгового и (финансового законодательства.

Изменения в механизме правового регулирования, расширение договорных отношений между различными субъектами права, сферы правовой саморсгуляции, переход от ограничительно-запретительных способов воздействия на частную жизнь к общедозволительным, а в публичной области – к разрешительному порядку деятельности государственных органов и должностных лиц требуют новых подходов ко всей концепции правотворчсства, пересмотру всего ныне действующего законодательства, приведению его в соответствие с международными нормами о правах человека и другими актами международного права.

Необходимо, чтобы в законах и других нормативно-правовых актах находили наиболее полное отражение идеи свободы и ответственности, гуманизма и справедливости, равенства и безопасности, господства права и солидарности. Качество и эффективность рассматриваемой разновидности практики в значительной мере зависит также от реального воплощения в конкретной деятельности компетентных органов правотворческих принципов научности и демократизма, гласности и законности, целесообразности и экономичности, оперативности и др.

Сложившаяся в России социально-экономическая, политическая и национальная ситуация, обстановка в сфере образования, культуры и духовной среды в целом требуют повышения темпов законодательной деятельности, скорейшего принятия основополагающих законов. Однако это не должно идти в ущерб их качеству. Многие недавно изданные законы, указы Президента и акты Правительства в этом плане подлежат существенной критике. Опыт правотворческой и правоприменительной деятельности показывает, что некачественные и противоречивые законы подрывают авторитет издавшего их органа и всего законодательства, порождают правовой нигилизм, трудно реализуются, обрастают массой разъяснений, ведомственныхинструкций, которые сводят на нет суть основного акта.

Большую роль в создании гармоничной правовой системы общества призвана играть правосистематизирующая практика, т.е. деятельность (сформированный на ее основе опыт) по сбору, упорядочению и приведению в стройную систему разнообразных правовых актов (нормативных, правоприменитсльных, интерпретационных и др.). Эта практика существенно влияет на качество и эффективность правотвор-ческой и правопримснитсльной деятельности, уровень законности и правопорядка в обществе.

Глубокие преобразования во всех сферах жизни общества, интенсификация правотворческой деятельности государственных органов и хозяйствующих субъектов на федеральном и местном уровнях, обострение криминогенной ситуации в стране требуют издания кодифицированных актов по основным отраслям и институтам права, улучшения методики и результативности обобщений материалов правоприме-нительной и праворазъяснительной практики, скорейшего внедрения в правовую систему компьютерной техники, организации банков разнообразной юридической информации, российской и региональной справоч-но-информационных правовых служб, создания единой схемы учета, инкорпорации, консолидации и кодификации законодательства и т.п.

Если определить главные, стратегические направления в области правоприменительной практики, то они сводятся к тому, чтобы поднять на качественно новый уровень работу всех правоприменительных органов, существенно активизировать их деятельность по охране интересов личности, обеспечению экономической безопасности и общественного порядка, защите потребительского рынка, профилактике правонарушений, борьбе с преступностью.

Важными представляются проблемы укрепления законности и правопорядка, искоренения формализма и бюрократизма в деятельности правоохранительных органов, улучшения их материально-технического и финансового обеспечения, работы с кадрами. Особенно актуальны вопросы комплектования, правильной расстановки, воспитания, юридического обучения, социальной и правовой защищенности сотрудников.

Дальнейшего углубления требует судебно-правовая реформа. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 118), судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Необходимо уточнить компетенцию, задачи и функции прокуратуры, активизировать ее контрольно-надзорную и координирующую роль в системе правоохранительных органов.

Так же, как и в отношении суда, в законе о прокуратуре нужно определить конкретные меры юридической ответственности за вмешательство в деятельность прокуратуры, игнориронапие выносимых ею предостережений, представлений и протестов, изменить методы правового воздействия па нарушителей закона (сейчас прокурор выступает в качестве просителя: «прошу восстановить законность», «устранить имеющиеся недостатки» и т.п.). Повышение авторитета прокуратуры будет способствовать стабильности правопорядка и формированию правового государства в России.

Совершенствование органов внутренних дел связано с тремя основными задачами: профилактикой правонарушений, обеспечением общественной безопасности и порядка, борьбой с преступностью. Отсутствие должной нормативно-правовой (полноценных Уголовного, Уго-ловно-процессуального кодексов и т.п.), материально-технической и финансовой базы, медленные структурные изменения в различных звеньях органов внутренних дел, недостатки в работе с кадрами, слабая социальная и правовая защищенность сотрудников и ряд других субъективных и объективных причин-условий не способствуют эффективному решению поставленных перед этими органами задач.

Пути совершенствования правореализационной практики граждан выражаются в формировании у них осознанного уважения к праву и закону, соблюдению своих обязанностей, законных интересов других лиц и организаций, привычки к законопослушному и активному поведению, элементарных умений и навыков самостоятельно и оперативно находить, уяснять и использовать в своей практической деятельности нужные нормативно-правовые предписания, знать основные формы юридической защиты своих прав.

Рост правовой активности граждан объективно обусловлен их занятостью в производственной деятельности, их ролью в политической, культурной и других областях общественной жизни, конкретными социально-правовыми ситуациями и другими важнейшими факторами. Это следует учитывать при организации и осуществлении правового просвещения и обучения населения.

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Право

УДК 348

Роль судебной практики в правовом регулировании предпринимательской деятельности

Фархутдинов Р.Д.

Аспирант кафедры гражданского права Университета управления «ТИСБИ»

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России не должно исчерпываться только одними законами и иными нормативными правовыми актами, где одним из средств правового регулирования предпринимательской деятельности может выступать судебная практика в форме актов высших судов: решений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, информационных писем Высшего Арбитражного Суда РФ, которая в определенной мере выступает в качестве регулятора общественных отношений. В статье автор анализирует судебные акты высших судов, при этом акцентирует внимание на судебной практике в области применения института саморегулируемых организаций.

Ключевые слова: влияние судебной практики, правовое регулирования предпринимательской деятельности, прецедентное право.

В настоящее время в правовом регулировании предпринимательской деятельности складывается ситуация, когда мнение суда, изложенное в судебном акте, априори имеет для субъектов таких правоотношений основополагающее значение.

Основываясь на мнении, изложенном в судебном акте, стороны используют токование, указанное в нем как руководство к действию, применяя такое толкование на практике как возможность влияния на правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность, по мнению В.Ф. Яковлева1, подвергается регулированию посредством судебной практики высших судов в форме постановлений и определений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленумов высших судебных инстанций по вопросам судебной практики, информационных писем Высшего Арбитражного Суда РФ, когда судебные толкования выступают как результат судебной деятельности высших судебных инстанций.

Рассматривая вопрос влияния судебной практики на правовое регулирование предпринимательской

1 В.Ф. Яковлев — доктор юридических наук, профессор, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, член-корреспондент РАН.

деятельности, Н.А. Рогожин полагает необходимым обратиться к выяснению осуществляемых судебной властью функций, которые как раз и характеризуют значение судебной практики в регулировании общественных отношений, в том числе в экономической сфере .

Так, по его мнению, функции судебной власти закреплены законодательно, и в первую очередь в Конституции РФ:

1. Основной функцией судебной власти является осуществление правосудия при разрешении социально-правовых конфликтов посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ) .

2. Конституционный контроль нормативных актов, официальное толкование Конституционным Судом РФ Конституции РФ и дача высшими судебными инстанциями разъяснений по вопросам судебной практики (ст.ст. 125, 126, 127 Конституции РФ) .

Далее попытаемся проанализировать влияние судебных акта Конституционного Суда РФ и ВАС РФ на правовое регулирования предпринимательской деятельности с учетом СРО, для выявления критериев соотношения публично-правовых и частноправовых механизмов.

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Право

В настоящее время в соответствии с действующим арбитражно-процессуальным и судебным законодательствами определены границы и пределы судебного правотворчества.

Так, разъяснения, изложенные в постановлениях Пленумов высших судебных инстанций по вопросам применения законодательства, имеют вспомогательное значение по отношению к закону и не имеют приоритета над законом, в связи с чем, должны осуществлять только дополнительное правовое регулирование. Судебные акты высших судебных инстанций должны конкретизировать и детализировать нормы закона, ни в коем случае не подменять собой действующую норму закона.

Иной целью можно назвать урегулирование конфликтов в отношениях при наличии противоречий между нормами и отсутствии справедливого баланса между публичными и частными интересами, а также обозначение необходимости создания новой нормы права или изменения действующей.

В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти .

Поскольку конституционные (уставные) суды, являясь судами субъектов Федерации, входят в единую судебную систему, для них решения Конституционного Суда РФ также обязательны к исполнению.

Более того, признанные Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ нормативные акты утрачивают силу, а решения судов и иных органов, основанные на подобных актах, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях (ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ») .

Лазарев Л.В., анализируя практику деятельности Конституционного суда РФ, направленную на обеспечение баланса интересов, отмечал, что «баланс интересов, как и равновесие властей, не может быть полным, он является динамическим» .

В реалии это означает, что достижение баланса интересов в результате законотворческой и правоприменительной деятельности задача весьма непростая, граница между сферами частного и публичного интересов подвижна и устанавливается законодателем, установление границ государственного регулирования составляет проблему сочетания (обеспечения) баланса частного и публичного интересов в любой сфере жизни общества.

С учетом поставленной цели исследования целесообразно уточнить, что Конституционный Суд РФ еще в 1998 г. подтвердил допустимость делегирования государственных полномочий негосударственным организациям: «Конституция РФ не запрещает государству передавать отдельные полномочия ис-

полнительных органов власти негосударственным организациям. По смыслу ее ст.ст. 78 (ч.ч. 2 и 3) и 132 (ч. 2) такая передача возможна при условии, что это не противоречит Конституции РФ и ее федеральным законам».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более того, Конституционный Суд РФ Постановлением от 19 декабря 2005 г. «По делу о проверке конституционности аб. 8 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева» (предметом проверки стали нормы закона, определяющие статус саморегулируемых организаций арбитражных управляющих) указал на следующее .

Автор полагает интересным остановиться на доводах жалобы гражданина В.Г. Мисовца в Конституционный Суд РФ с заявлением «О несоответствии Конституции РФ норм закона», а именно:

1. «Статьей 15. Федерального закона 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции 157-ФЗ от 27.07.2006 г «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»» предусмотрено, что одним из требований к осуществлению оценочной деятельности для оценщика является членство в одной из саморегулируемых организаций оценщиков. В.Г. Мисовец полагает, что данные требования Закона нарушают его права, гарантированные ему Конституцией РФ, а именно: требование обязательного членства в саморегулируемой организации противоречит п. 2 ст. 30 Конституции РФ;

Не соглашаясь с мнением отношения деятельности оценщика к публичному характеру, он полагает, что деятельность Оценщика осуществляется целиком в гражданско-правовом поле. Оценщик заключает договор об оценке с заказчиком (физическим или юридическим лицом) и имеет перед Заказчиком вытекающие из такого договора права и обязанности.

2. Следующим доводом в заявлении, по его мнению, служит факт рассмотрения аналогичного вопроса, изложенного в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 30 мая 2005 г. № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком», в котором суд указывает, что оценочная деятельность является консультационной, а оспариванию в большинстве случаев подлежат действия заказчика, основанные на оценке.

Данная позиция ВАС РФ, по его мнению, никак не согласуется с представлением о том, что деятельность Оценщика носит публичный характер. Оценка имущества не является сделкой в отношении данного имущества и потому, сама по себе, в принципе не может нарушить охраняемых законом интересов сторон. Если же иметь в виду лишь социальную значимость деятельности оценщика, то, очевидно, что такая значимость присуща подавляющему большинству профессий и никак не соотносится с

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Право

публичностью этих профессий в смысле ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ» .

Рассмотрев доводы заявителя Конституционный Суд РФ не согласился с доводами заявителя и изложил свое мнение в Определении от 10.02.2009 № 461-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению вышеуказанной жалобы гражданина Мисовец В.Г.», где указал на следующее: «в связи с отменой лицензирования как формы государственного регулирования профессиональной деятельности оценщиков федеральный законодатель в целях обеспечения контроля за осуществлением оценочной деятельности, в частности за соблюдением требований Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики, применил иной механизм, а именно установил обязательность членства оценщиков в одной из саморегулируемых организаций оценщиков.

Саморегулируемые организации оценщиков, как следует из названного Федерального закона, представляют собой профессиональные объединения, созданные согласно выраженной в законе воле государства, направленной на делегирование этим профессиональным объединениям определенных публичных функций. Соответственно, создание саморегулируемых организаций и передача им контрольных государственных функций являются частью экономической политики государства» .

Аналогичная правовая позиция применительно к саморегулируемым организациям арбитражных управляющих изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2005 г. № 12-П .

Следовательно, можно сделать вывод, что саморегулируемая организация обладает определенными признаками, присущими автономным публичноправовыми субъектам. При этом можно выделить признаки публичного механизма правового регулирования, такие как — нормотворческие, исполнительно-распорядительные, контрольные.

В создании саморегулируемых организаций проявляется конституционная цель — реализация права на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ) .

Как указывалось в работе ранее, на саморегулируемые организации государство перекладывает часть своих публично-правовых функций.

Конституционный Суд РФ при этом подчеркнул двойственную правовую природу саморегулируемых организаций: с одной стороны, это некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном законе порядке, предусмотренном ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях», с другой

стороны, с даты включения в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих они приобретают особый публично-правовой статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих (п. 1 ст. 21 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») .

Таким образом, Конституционный Суд РФ выделил следующие критерии, присущие СРО: регистрация как некоммерческих организаций и включение в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций с публичными полномочиями как нормотворческие, исполнительно-распорядительные, контрольные.

В связи с чем, мы определяем, что создание СРО и обязательное вступление всех членов данных профессиональных групп в данный правовой институт, носит обязательных характер, не противоречит конституции РФ, а также необходим для становления гражданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере России.

Литература:

2. Конституция РФ. — URL: http://www.constitution.ru.

4. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного суда России. — М.: Городец; Формула права, 2003. — 528 с

5. Постановление Конституционного Суда РФ от

19 декабря 2005 г. «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 4

Право

9. Васильева Ю. Под грифом банкротства // Российская Бизнес-газета. — 2009. — №7l5 (31).

The Role of Judicial Practice in Legal Regulation of Entrepreneurial Activities

R. Farhutdinov

University of Management «TISBI»

С вопросами права граждане и компании сталкиваются постоянно, когда необходимо получать разрешения, заключить договоры, участвовать в судебных спорах, когда их привлекают к ответственности.

Существует огромное количество федеральных законов, постановлений, указов, приказов. Кроме того, есть региональное законодательство, нормативные акты органов местного самоуправления, законодательство Евразийского экономического союза. А так же, при принятии решений суды ориентируются на судебную практику, разъяснения Верховного и Конституционного судов. Конечно, при разрешении многих правовых вопросов, а особенно при банкротстве, оспаривании актов надзорных органов или участвуя в судебных спорах без юридических знаний не обойтись.

Не все компании могут позволить себе иметь штатного юриста. Но и те, что имеют, нуждаются в услугах профессионала, специализирующегося в определенной отрасли права и обладающего соответствующим опытом.

В настоящее время рынок юридических услуг переполнен и качество услуг не всегда соответствует ожиданиям клиентов.

Когда компания или гражданин нуждается в юридических услугах, приходится выбирать между адвокатом или юристом без статуса адвоката.

Кого выбрать? И что может адвокат, чего не может простой юрист?

Когда в суде может участвовать только адвокат ?

Когда заходит речь об адвокате, в первую очередь все вспоминают уголовное право.

Защита по уголовным делам

Несомненно, защитником в уголовных делах может быть только адвокат. Более того, если гражданин не может оплатить услуги адвоката, но нуждается в них, ему предоставят бесплатного защитника, работу которого оплатит государство.

Читайте подробнее:
Адвокат по назначению или по соглашению?

В уголовном деле адвокат вправе участвовать с момента его возбуждения и до вынесения приговора, а также при его обжаловании.

Адвокат присутствует при допросах, обыске, следственном эксперименте, вправе посещать своего подзащитного в следственном изоляторе.

Адвокат по уголовным делам Вас проконсультирует

Оставить заявку

Но есть еще судебные дела, в которых представителем сторон может быть только адвокат.

Представление интересов в Конституционном суде и ЕСПЧ

В Конституционном суде представлять интересы сторон допускается адвокат или лицо, имеющее степень по праву.

Кроме того, если гражданин или компания исчерпали все внутригосударственные средства защиты, но так и не добились справедливости, они могут обратиться в Европейский суд по правам человека. Но представлять интересы сторон там могут тоже только адвокаты.

Но также и в гражданском или арбитражном процессе привлечение представителя со статусом адвоката имеет свои преимущества.

Что предоставляет статус адвоката ?

Адвокатом стать не так просто. Лицо, претендующее на звание адвоката, должно иметь высшее юридическое образование и проработать по специальности не менее двух лет. То есть, обращаясь даже к начинающему адвокату, можно быть уверенным, что у него есть соответствующее образование и опыт.

Адвокат должен обязательно сдать квалификационный экзамен и подтвердить свои знания.

Адвокат принимает присягу и обязуется соблюдать законы и Кодекс профессиональной этики адвокатов. Только после этого он допускается к осуществлению профессиональной деятельности.

Что нужно, чтобы стать практикующим юристом?

Иметь диплом юриста. И все. И то, зачастую люди, работающие в юридических компаниях, такого диплома не имеют. Хотя сейчас в арбитражный суд допускаются только представители с дипломами.

Читайте подробнее по теме:
Арбитражный представитель (представитель в арбитражном суде)

То есть, чтобы оказывать юридические услуги, защищать интересы компании или гражданина в арбитражном суде, достаточно только получить диплом юриста, вопрос ВУЗа не принципиален. Никто не проверяет знания и квалификацию, никто не требует наличия опыта. Можно открыть ИП или создать компанию самостоятельно.

Молодые юристы учатся на делах своих клиентов. А для представления интересов по гражданским делам в судах общей юрисдикции, юридическое образование даже не нужно.

Кроме того, адвокаты обязаны постоянно повышать свою квалификацию, проходить обучение, юристы — нет.

Что может адвокат ?

Адвокат обладает важным правовым инструментом, которым не обладает простой юрист. Речь идет об адвокатском запросе.

На такой запрос обязаны ответить все органы и юридические лица в течение 30 дней.

За игнорирование такой обязанности предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Юрист без статуса адвоката может получить какие-либо сведения только через суд, и то суд может отказать в удовлетворении ходатайства об истребовании документов.

Консультация директора Адвокатского бюро

Вы можете получить консультацию нашего директора — адвоката с опытом работы более 20 лет

Мы перезвоним!

Адвокатская тайна

Еще одно важнейшее преимущество адвоката перед обычным юристом – адвокатская тайна.

Адвоката нельзя допросить как свидетеля в отношении сведений, ставших ему известными при осуществлении профессиональной деятельности.

Это важно не только в уголовном деле, но и, например, при налоговых проверках, корпоративных спорах.

Кроме того, в помещениях, в которых адвокат осуществляет свою деятельность, могут быть проведены обыски только на основании решения суда. При этом изъятые документы, входящие в адвокатское производство, не могут быть использованы в качестве доказательств.

Поэтому, доверяя адвокату документы, содержащие личную или коммерческую тайну, вы можете быть уверены, что она не станет достоянием третьих лиц.

Кодекс профессиональной этики адвокатов

Кроме соблюдения законодательства, адвокаты обязаны соблюдать Кодекс профессиональной этики адвокатов.

  • Адвокатам запрещено злоупотреблять доверием своих клиентов, совершать действия, несовместимые со статусом адвоката, нарушать право на защиту.
  • Адвокат обязан хранить адвокатскую тайну. Он не может разглашать не только сведения, которые ему сообщил доверитель, но и сам факт обращения к нему.
  • Адвокат не может сотрудничать с органами следствия или суда, не вправе занимать позицию, противоречащую интересом клиента, а так же заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
  • Адвокат является независимым правовым консультантом.

Ответственность юриста и ответственность адвоката

Гражданско-правовая ответственность адвокатов перед клиентами застрахована, а обычных юристов – нет.

На адвоката можно пожаловаться в адвокатскую палату, в которой он обязательно состоит.

В случае нарушения Кодекса адвокатской этики, законодательства, нарушения прав клиента, адвокат может быть лишен своего статуса, которым каждый адвокат дорожит.

Юриста нельзя лишить диплома. Если его уволят из одной фирмы, он пойдет работать в другую или откроет свою. Доказать некачественное оказание услуг и взыскать убытки с юристов практически невозможно.

Консультация адвоката

Мы перезвоним!

Кого выбрать: юриста или адвоката?

Кого привлечь в качестве представителя в суде, адвоката или юриста, решать вам.

Привлекая адвоката, вы получаете услуги от специалиста, квалификация которого подтверждена, он имеет профессиональный опыт. Кроме того, он обязан соблюдать этику, постоянно учиться.

Кроме того, вы можете быть уверены, что ни ваши сведения, ни ваши документы не станут известными никому, так как адвокат связан профессиональной тайной.

Принимая на себя защиту интересов клиентов, адвокат рискует утратой статуса в случае нарушения обязательных норм и правил.

Адвокат – независимый консультант, который обязан руководствоваться только законом и интересами клиента.

РЕЗЮМЕ

Подведем итоги, преимущества адвоката перед юристом очевидны:

  • обязательное наличие высшего юридического образования и хотя бы минимального опыта работы;
  • подтверждение своей компетенции сдачей сложного квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката;
  • обязанность адвоката проходить ежегодное обучение;
  • возможность адвоката самостоятельно собирать доказательства, направлять адвокатское запросы;
  • обязанность адвоката соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и интересов клиентов, под угрозой лишения его статуса адвоката;
  • при несоблюдении адвокатом этики и обязательств перед клиентом, на него может быть подана жалоба в министерство юстиции или адвокатскую палату;
  • адвокат обязан хранить адвокатскую тайну, к которой относится вся информация и документы переданные доверителем, а так же сам факт обращения к адвокату;
  • адвокат не может быть вызван на допрос и допрошен по обстоятельствам связанным с осуществлением им профессиональной деятельности;
  • следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия (обыск, осмотр) могут быть проведены в помещении занимаемом адвокатом только на основании решения суда;
  • изъятые у адвоката документы и полученные сведения не могут быть использованы в качестве доказательств против клиента;
  • законодательно запрещено вмешательство в деятельность адвоката.

Юридическая помощь в Адвокатском бюро «Правовая гарантиЯ»

Давайте знакомиться.

Адвокатское бюро «Правовая гарантиЯ» — это команда адвокатов и юристов в 2 городах: Омск и Москва.

Мы делаем акцент на команде неспроста. К нас приходят доверители с вопросами, проблемами, которые требуют комплексного подхода. Так, дела о банкротстве могут потребовать включения в работу адвоката по уголовным делам или адвоката-представителя в арбитражном суде.

Мы убеждены: каждый должен специализироваться в своей области и заниматься своим делом. Поэтому мы работаем в команде. Наши доверители получают помощь, стратегию и защиту, которые основаны на опыте нескольких специалистов из разных отраслей права.

Мы не просто консультируем, мы в «Правовой гарантии» решаем конкретные задачи:

  • Защищаем интересы в арбитражных судах и судах общей юрисдикции;
  • Сопровождаем «под ключ» процедуру банкротства физических и юридических лиц;
  • Защищаем доверителей от субсидиарной и уголовной ответственности;
  • Защищаем бизнес от уголовного преследования, в том числе, незаконного;
  • Защищаем права потерпевших, свидетелей, доверителей в уголовном производстве;
  • Представляем и защищаем интересы в судах апелляционной инстанции;
  • Обжалуем приговоры суда в кассационном порядке и в порядке надзора;
  • Обжалуем приговоры суда в Верховном Суде Российской Федерации, составляем и направляем кассационные жалобы в ВС РФ;
  • Занимаемся судебным взысканием задолженности: по распискам, договорам поставки, подряда, займа и т.д.;
  • Взыскиваем в судебном порядке: упущенную выгоду, убытки, ущерб;
  • Сопровождаем сделки с недвижимостью, проводим правовую экспертизу договоров купли-продажи;
  • Представляем Ваши интересы в органах государственной власти;
  • Оказываем услуги по экспертизе уже вынесенных судебных решений, даем консультации и комментарии по дальнейшим действиям.

Кто МЫ?

Адвокатское бюро, специалисты которого помогают гражданам и бизнесу уже более 17 лет.

Мы не собираем отзывы доверителей, а презентуем свои реальные кейсы в тематических статьях на нашем сайте. Система прозрачна: подтверждение Вы можете найти в Картотеке арбитражных дел.

У нас есть собственное СМИ — Журнал «Правовая гарантиЯ».

Мы в Адвокатском бюро «Правовая гарантиЯ» убеждены, что богатый опыт, соблюдение адвокатской этики, реальные успешные дела — залог того, что наши доверители будут обращаться к нам снова и рекомендовать нас.

Любое знакомство с адвокатом начинается с консультации

Вы можете заказать консультацию по Вашему вопросу прямо сейчас. Мы поможем!

Мы перезвоним!

Добавить комментарий