Ювенальная юстиция Россия

Приложение 3

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об основах системы ювенальной юстиции

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования

Предметом настоящего Федерального закона являются отношения, складывающиеся в ходе реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего) судами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, при участии неправительственных (негосударственных и немуниципальных) некоммерческих организаций.

Статья 2. Понятие системы ювенальной юстиции

Под системой ювенальной юстиции понимается совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего).

В рамках системы ювенальной юстиции осуществляются программы, проекты и мероприятия социального, педагогического, юридического, психологического и медицинского характера, направленные на профилактику и реабилитацию ребёнка (несовершеннолетнего).

Статья 3. Ребенок (несовершеннолетний), в отношении которого осуществляется деятельность системы ювенальной юстиции и (или) ее институтов

Деятельность системы ювенальной юстиции и (или) ее институтов осуществляется в отношении детей (несовершеннолетних), нуждающихся в защите их прав, свобод и законных интересов, в том числе, в первую очередь, в отношении беспризорных и безнадзорных детей (несовершеннолетних), в отношении детей (несовершеннолетних), признанных потерпевшими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, в отношении детей (несовершеннолетних), находящихся в различных формах конфликта с законом, а также в отношении родителей и лиц, их заменяющих, ответственных за воспитание детей (несовершеннолетних).

Статья 4. Основные принципы построения и функционирования системы ювенальной юстиции

Основными принципами построения и функционирования системы ювенальной юстиции являются:

а) приоритет прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего);

б) открытость и прозрачность процедур деятельности всех её институтов;

в) приоритет профилактического подхода;

г) защита прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего) специализированными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными и неправительственными некоммерческими организациями, в том числе учреждениями;

д) расширение восстановительного подхода при осуществлении правосудия в отношении детей (несовершеннолетних);

е) создание условий для всесторонней социализации ребенка (несовершеннолетнего), как предпосылки для его наилучшего развития;

ж) поддержка государством семьи в качестве наиболее благоприятной и естественной среды для воспитания ребёнка (несовершеннолетнего);

з) взаимодействие государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и неправительственных некоммерческих организаций, в том числе учреждений, в ходе реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего);

и) доступность для детей (несовершеннолетних) социально-правовой помощи;

к) создание условий, обеспечивающих деятельность лиц, ответственных за воспитание детей (несовершеннолетних);

л) создание системы активного взаимодействия с ребенком (несовершеннолетним).

Любое физическое и юридическое лицо вправе осуществлять деятельность по реализации и обеспечению прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего).

Статья 5. Законодательство о ювенальной юстиции

Законодательство о ювенальной юстиции включает Федеральный конституционный закон «О ювенальных судах в Российской Федерации», настоящий Федеральный закон, законодательство о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, законодательство об уполномоченных по правам ребенка, иное федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации, касающееся реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, МУНИЦИПАЛЬНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ

Статья 6. Государственные органы и учреждения, входящие в систему ювенальной юстиции.

К государственным органам и учреждениям системы ювенальной юстиции относятся:

а) ювенальные суды;

б) уполномоченные по правам ребенка;

в) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

г) должностные лица и иные работники прокуратуры, органов следствия и дознания, специализирующиеся на работе с детьми (несовершеннолетними);

д) специализированные органы и учреждения юстиции, внутренних дел, здравоохранения, образования и культуры, социальной защиты, социального обслуживания, опеки и попечительства, государственной службы занятости, государственные органы, осуществляющие молодежную политику;

е) воспитательные колонии и иные специализированные пенитенциарные учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.

Статья 7. Муниципальные органы и учреждения, входящие в систему ювенальной юстиции

Органы местного самоуправления в рамках системы ювенальной юстиции обеспечивают деятельность:

а) органов опеки и попечительства;

б) приемных семей;

в) муниципальных социальных, исследовательских, диагностических, кризисных и реабилитационных центров, служб и учреждений.

Статья 8. Неправительственные некоммерческие организации, работающие с детьми (несовершеннолетними)

К системе ювенальной юстиции относятся:

а) общественные объединения и иные неправительственные некоммерческие организации, действующие в интересах детей (несовершеннолетних) и занимающиеся обеспечением и защитой их прав, свобод и законных интересов;

б) негосударственные социальные, исследовательские, диагностические, кризисные, реабилитационные центры службы и учреждения, в том числе учреждения для круглосуточного пребывания беспризорных и безнадзорных детей (приюты);

в) коллегии адвокатов.

ГЛАВА III. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМУ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

Статья 9. Принципы взаимодействия институтов, составляющих систему ювенальной юстиции

Основными принципами взаимодействия институтов, составляющих систему ювенальной юстиции, являются:

а) приоритет прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего);

б) законность;

в) открытость и доступность информации;

г) прозрачность процедур взаимодействия институтов, составляющих систему ювенальной юстиции;

д) скоординированность действий;

е) эргономичность действий;

ж) программно-целевой подход.

Статья 10. Организационные формы взаимодействия

Взаимодействие органов и организаций, составляющих систему ювенальной юстиции, основано на деятельности следующих организационных форм:

а) межведомственные, вневедомственные и межинституциональные советы, наделенные экспертными, консультационными, координирующими и (или) совещательными функциями;

б) исследовательские и научно-исследовательские центры, службы и учреждения, создаваемые на основе межведомственного участия и привлечения неправительственных некоммерческих организаций;

в) фонды местного сообщества, включающие в качестве приоритетов своей деятельности направления, соответствующие целям и задачам настоящего Федерального закона;

г) ярмарки социальных проектов, посвященные развитию системы ювенальной юстиции и (или) включающие направления и темы, соответствующие целям и задачам настоящего Федерального закона;

д) социальный заказ, формируемый органами власти на основе целевых социальных программ, направленных на реализацию настоящего Федерального закона.

Статья 11. Основные процедуры взаимодействия

Для обеспечения взаимодействия органов и организаций, составляющих систему ювенальной юстиции, используются следующие процедуры:

а) открытые публичные конкурсы на выполнение социального заказа, целевых социальных программ, поддерживаемых в форме грантов, а также при проведении соответствующих ярмарок социальных проектов и в процессе осуществления деятельности фондов местного сообщества, – включающих в число приоритетов поддержку программ, направленных на реализацию настоящего Федерального закона;

б) съезды, конференции, круглые столы, другие мероприятия;

в) деятельность экспертных, консультационных, координационных и других советов, сформированных на основе участия представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных научно-исследовательских и образовательных учреждений и неправительственных некоммерческих организаций.

Статья 12. Финансовые основы взаимодействия

Основой финансового взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с неправительственными некоммерческими организациями по вопросам реализации настоящего Федерального закона является программно-целевой подход. Осуществляя данный подход, указанные органы ежегодно при формировании бюджетов соответствующих уровней утверждают целевые социальные программы межгосударственного, федерального и регионального уровней.

Государственные заказчики, которым поручено обеспечение реализации указанных программ, формируют на их основе пакеты социальных заказов, размещаемых и реализуемых через процедуры открытого публичного конкурса путем заключения с его победителем договора (контракта) на оказание социальной услуги.

В бюджетах федерального и регионального уровней также ежегодно формируются целевые социальные программы поддержки инновационной и социально значимой деятельности неправительственных некоммерческих организаций, направленной на реализацию настоящего Федерального закона. Соответствующие программы и проекты названных организаций подлежат субсидированию в форме грантов, выделяемых по результатам открытых публичных конкурсов.

Инновационные программы и проекты неправительственных некоммерческих организаций могут финансироваться в форме грантов на внеконкурсной основе только при отсутствии альтернативных предложений по решению конкретной приоритетной социально значимой проблемы.

ГЛАВА IV. ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

Статья 13. Материально-техническое и финансовое обеспечение системы ювенальной юстиции

Материально-техническое и финансовое обеспечение федеральных государственных органов, входящих в систему ювенальной юстиции, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Материально-техническое и финансовое обеспечение входящих в систему ювенальной юстиции государственных органов субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Материально-техническое и финансовое обеспечение входящих в систему ювенальной юстиции органов местного самоуправления и муниципальных организаций осуществляется за счет бюджета соответствующего муниципального образования.

Материально-техническое и финансовое обеспечение государственных и муниципальных органов и организаций, входящих в систему ювенальной юстиции, может частично осуществляться за счет средств, поступивших в соответствии с международными межправительственными договорами и соглашениями, нацеленными на развитие системы ювенальной юстиции в Российской Федерации.

Материально-техническое и финансовое обеспечение входящих в систему ювенальной юстиции неправительственных некоммерческих организаций осуществляется за счет собственных средств указанных организаций, а также за счет средств, полученных на реализацию социального заказа, за счет международных, государственных, муниципальных, частных грантов, в том числе, полученных от российских и (или) иностранных физических и юридических лиц. Неправительственные некоммерческие организации, входящие в систему ювенальной юстиции, вправе использовать деятельность добровольцев в ходе реализации программ, проектов и мероприятий в рамках системы ювенальной юстиции.

Статья 14. Кадрово-методическое обеспечение системы ювенальной юстиции

Кадрово-методическое обеспечение системы ювенальной юстиции осуществляется на основе подготовки специалистов в сфере ювенальной юстиции в государственных образовательных учреждениях, а также в негосударственных учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».

Руководители государственных органов, органов местного самоуправления, должностные лица и специалисты, работающие в государственных и негосударственных организациях, входящих в систему ювенальной юстиции, обязаны иметь необходимую профессиональную подготовку в объеме высшего или среднего специального образования в сфере ювенальной юстиции. Наличие указанного образования учитывается при назначении на должность, при прохождении аттестации и переаттестации работников, упомянутых в настоящей статье органов и организаций.

Переподготовка и повышение квалификации кадров осуществляется в рамках реализации целевых программ, включающих вопросы обеспечения системы ювенальной юстиции и ее элементов.

Статья 15. Организационное обеспечение системы ювенальной юстиции

Организационное обеспечение системы ювенальной юстиции основывается на:

а) нормативных правовых актах, детализирующих проце­дуры и механизмы, используемые и применяемые в процессе защиты прав, свобод и законных интересов детей (несовершеннолетних) и основанных на результатах научных разработок и экспериментов;

б) реализации комплекса экспериментальных (пробных, пилотных) проек­тов, целью которых является наработка опыта в использовании новых механизмов, институтов и процедур, анализ полученных промежуточных резуль­татов, внесение требуемых корректив в действующие механизмы защи­ты прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего);

в) использовании результатов научно-исследовательских работ, нацелен­ных на изучение проблем построения, функционирования и развития системы ювенальной юстиции;

г) организации широкомасштабных и комплексных образовательных про­цессов, направленных на кадровое обеспечение функционирования и развития системы ювенальной юстиции;

д) проведении пропагандистской и информационной поддержки процессов реформирования системы защиты прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего) и внедрение в общественное сознание базовых сведений о международных стандартах, принципах, правилах и нормах, составляющих основу системы ювенальной юстиции.

Статья 16. Научно-экспертное обеспечение системы ювенальной юстиции

Научно-экспертное обеспечение системы ювенальной юстиции осуществляется на основе развития комплексных исследований проблем ювенальной юстиции и связанных с ювенальной юстицией проблем государственными и негосударственными научно-исследовательскими организациями, а также центрами, действующими в образовательных учреждениях.

В рамках указанных исследований осуществляются непрерывные действия по:

анализу и мониторингу ситуации,

периодической оценке состояния дел, связанных с соблюдением внутригосударственных и международных норм в области защиты прав ребенка (несовершеннолетнего),

прогнозированию развития ситуации,

выработке и внесению предложений, направленных на совершенствование системы ювенальной юстиции.

Статья 17. Принципы информационного обеспечения деятельности системы ювенальной юстиции

Информационное обеспечение деятельности системы ювенальной юстиции осуществляется на принципах:

а) открытости информации и сведений о современном состоянии, проблемах, процессах становления и развития российской системы ювенальной юстиции для всех заинтересованных органов, организаций, учреждений и граждан;

б) доступности для ребенка (несовершеннолетнего) и лиц, ответственных за его воспитание, знаний о своих правах, свободах и интересах, основанных на международных стандартах, принципах, нормах, правилах и регули­руемых законодательством о ювенальной юстиции Российской Федера­ции;

в) постоянного участия в реализации просветительской функции средств массовой информации по вопросам, относящимся к защите прав, свобод и законных интересов детей (несовершеннолетних), а также в систематическом оповещении детей (несовершеннолетних) и лиц, ответственных за их воспита­ние, о возможностях получения необходимой помощи.

г) активности внедрения в общественное сознание стандартов и принципов правового статуса ребенка (несовершеннолетнего).

ГЛАВА V. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Сроки и порядок вступления в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу на десятый день после его официального опубликования, за исключением положений, порядок вступления в силу которых установлен статьей 19 настоящего Федерального закона.

Статья 19. Необходимые экспериментальные, пилотные, внедренческие, программы, проекты, мероприятия и действия

Порядок внедрения в судебную систему Российской Федерации ювенальных судов определяется Федеральным конституционным законом «О ювенальных судах в Российской Федерации».

Для обеспечения внедрения в практику системы ювенальной юстиции Правительство Российской Федерации совместно с судами в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона разрабатывает и утверждает федеральную целевую программу «Ювенальная юстиция». Указанная федеральная целевая программа предусматривает в течение трёх лет после её утверждения проведение комплекса мероприятий, направленных на полномасштабное внедрение в практику институтов, принципов и процедур, составляющих систему ювенальной юстиции.

Статья 20. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Федеральным законом

Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его официального опубликования.

В некоторых международных государствах, в том числе и в России, понятие ювенальная юстиция отсутствует, как независимый субъект правосудия. В России одной из сложных проблем в государственной ювенальной политике является деятельность по осуществлению нового специального судебно-правового комплекса защиты прав детей и подростков.

Принципы ювенальной юстиции не имеют четкого понимания среди ученых и практиков. А также о необходимости внедрения их в Россию. Среди разнообразия мнений о сути ювенальной юстиции, можно выделить два типа, которые дают определение понятия.

Определение 1

Ювенальная юстиция – это специализированная судебно-правовая система защиты прав несовершеннолетних. Это общее понятия во всем мире. Э. Б. Мельникова, является российским профессором, анализирующая данную область. По ее мнению, к ювенальной юстиции необходимо относить специализированные судебные органы. Но в некоторых своих трудах она не исключает усовершенствование ювенальной юстиции административных органов, семейных судов взамен ювенальным судам.

Таким образом, можно сделать вывод, что согласно мировым общепринятым стандартам и правилам национальных законодательств главным звеном является суд по делам несовершеннолетних, он включает в себя перечень органов, не только в виде специализированных судебных органов, но и в виде судебных присутствий или коллегий в рамках судов общей юрисдикции. Также некоторые ученые разделяют данное мнение.

Ювенальная юстиция в России

Данная правовая категория в России не является полностью дееспособной подсистемой общепринятого правосудия. На данный момент самая важная проблема в делах государственной политики Российской Федерации представляет собой создание и дальнейшее развитие ювенальной юстиции и судов по защите прав недееспособных и частично дееспособных граждан РФ.

Единственного точного мнения о понятии «ювенальная юстиция» и ее сущности нет. Существует только два представления, которые могут пояснить суть понятия.

Термин «ювенальная юстиция» ассоциируется с судом по делам несовершеннолетних, то есть понятие юстиции определяется как правосудие. Э. Б. Мельникова, один из главных российских специалистов в области юстиции связывает с ней прежде всего специальные судебные органы, но отмечает, что в совершенствование ювенальной юстиции входят административные органы, семейные и альтернативные ювенальные суды.

Замечание 1

Таким образом, службы социальной помощи несовершеннолетним, по международным стандартам и нормам национальных законодательств ведут деятельность в области помощи суду для несовершеннолетних, практически исполняющие правосудие по распоряжению суда.

По мнению других российских ученых, система ювенальной юстиции требует расширения дополнительными органами: комиссии по делам несовершеннолетних и по защите их прав.

Другие российские ученые, используя иной подход, рекомендуют добавить в комплекс ювенальной юстиции более разнообразные виды органов:

  • гарантированные права детей и подростков;
  • борьба с подростковыми правонарушениями;
  • комиссии по делам несовершеннолетних и по защите их прав;
  • ювенальные органы следствия и дознания;
  • специализированные органы и учреждения, в которые включаются полномочия по решению задач, связанные с молодежной политикой;
  • органы опеки и попечительства;
  • воспитательные колонии и иные учреждения долговременной изоляции детей и подростков, нарушивших закон.

Таким образом, два подхода некоторым образом способствуют к дополнению и развитию основных принципов и задач ювенальной юстиции.

Определение 2

Согласно определению Л. Ю. Карнозовой, ювенальная юстиция – это воспитательно-юридическая, государственно-общественная система, объединяющая деятельность разного рода специалистов, которые предполагают сотрудничество суда и правоохранительных органов с воспитательными структурами, главная цель которых поиск решения проблем ребенка, попавшего в трудные обстоятельства.

А. В. Комарницкий полагает, что ювенальная юстиция расшифровывается как система правовых, медико-социальных, психолого-педагогических, и реабилитационных учреждений. Также ювенальная юстиция расшифровывается как процедуры и программы для максимальной защиты прав, свобод и законных интересов детей и подростков, а также лиц, которые наделены ответственностью за их воспитание, которая осуществляется комплексом государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций.

Иными словами, ювенальная юстиция – это правосудие в отношении правонарушителей, не достигших совершеннолетия. Правосудие объединяет в себе:

  • суд;
  • исполнительную власть и субъекты России;
  • органы и учреждения профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков;
  • общественные правозащитные организации.

Данный вид правосудия отличается тем, что ребенок рассматривается не как объект репрессий, а как субъект реабилитации, так как специфика преступности детей зависит от их показателей социального и психологического развития, таких как:

  • физическая и психическая незрелость;
  • недостаточный уровень социализации;
  • подверженность влиянию со стороны взрослых и неформальных лидеров среди подростков.

Опираясь на вышеизложенное, получается, что ребенок, в отличие от взрослых, не полностью дееспособен, ограничен в свободе передвижения, в распоряжении своим имуществом.

Замечание 2

Сущность, специфику и назначение ювенальной юстиции определяется возрастными и психологическими особенностями детей и подростков. Ввиду этих особенностей, ребенок особенно нуждается в юридической и психологической помощи в ходе развития судебного процесса.

Специфика возрастов детей и подростков (развитие как физиологическое, так и психологическое, влияние внешней среды) определяет воспитательный, а не карательный характер ювенального правосудия. Данная специфика порождает потребность усовершенствования:

  • формирование эффективного порядка сотрудничества данных органов и служб с судами, которые рассматривают дела о правовых нарушениях;
  • межведомственного управления органов и служб профилактики безнадзорности и правонарушения детей и подростков, а также гарантированная защита их прав;
  • определения комплексных мер правосудия в отношении лиц, не достигших совершеннолетия согласно общепринятых принципам и порядкам международного права.

Мировое понимание

Мировое объединение, обеспечивающее внимание правам несовершеннолетних, опирается на потребность осуществления более глубокой деятельности, благоприятно влияющей развитию личности и предотвращению нарушения закона. В соответствии с вышесказанным ООН приняли четыре документа, которые прямым образом связаны с предотвращением нарушения закона лиц, не достигших совершеннолетия и обучения специалистов для работы с такими документами, как:

  • минимальные стандартные нормы, которые относятся к отправлению правосудия в отношении детей и подростков (Пекинские правила, 1985 год);
  • руководящие принципы для предотвращения правовых нарушений среди детей и подростков;
  • нормы и законы, относящиеся к защите детей и подростков, которые отбывают наказания в специальных учреждениях (1990 год);
  • конвенция о правах ребенка.

В статьях 37 и 40 Конвенции о правах ребенка установлен целый комплекс материально-юридических и процессуальных гарантий соблюдения прав человека по отношению к детям и подросткам, который привлекается к уголовной ответственности.

Статья 37 указывает, что государства-участники гарантируют:

  • к детям и подросткам не применяются в качестве наказания пытки, смертная казнь и пожизненное тюремное заключение;
  • дети и подростки не были лишены свободы в преступном или халатном порядке. Задержание, арест и заключение под стражу производится согласно закону, и реализуются как крайняя мера;
  • каждый ребенок, заключенный под стражу имеет право на юридическую и иную помощь, а также право оспаривать закономерность лишения его свободы перед судом или другими компетентными органами, и право на незамедлительное принятие ими решения в отношении каждой процессуальной операции;
  • каждый ребенок и подросток, заключенный под стражу пользовался человеческим отношением и уважением достоинства его личности, учитывая возрастные потребности. Каждый ребенок и подросток должен быть изолирован от взрослых, с сохранением права на переписку и общение с семьей на свиданиях, однако, здесь существуют исключения в случае интересов ребенка.

В пункте 1 статьи 40 установлено: «Государства-участники признают права ребенка и подростка на достойное обращение по отношению к нему, развивая в нем уважение к свободам и правам человека, учитывая стремления к сотрудничеству и возраст правонарушителя, обвиняемого или виновного».

Во 2 пункте Конвенции указано, что государства-участники должны гарантировать:

  • несовершеннолетний гражданин не должен считаться нарушителем законодательства, не обвиняться и не признаваться виновным в правонарушении ввиду действий или бездействий, не запрещенным национальным или международным правом во время правонарушения;
  • каждый несовершеннолетний, нарушивший законодательство или обвиняемый в его нарушении, должен иметь данные гарантии:
    • презумпция невиновности, до тех пор, пока его вина не будет доказана согласно закону;
    • своевременное информирование гражданина, не достигшего совершеннолетия об обвинениях против него и через его родителей либо законных опекунов и получение правовой и другой необходимой помощи при защите;
    • незамедлительное принятие решения по рассматриваемому вопросу специальным или судебным органом в ходе объективного слушания в соответствии с законом, в присутствии адвоката или другого соответствующего лица и, если это не противоречит интересам несовершеннолетнего, в частности, с учетом его возраста или положения его родителей или законных опекунов;
    • независимость от давления и принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины;
    • при установлении факта совершения правонарушения ребенком, повторное рассмотрение вышестоящим компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом согласно закону соответствующего решения и любых принятых в этом случае мер;
    • безвозмездная помощь переводчика, если ребенок не понимает или не говорит на используемом языке;
    • полное уважение его личной жизни на всех стадиях разбирательства;
    • изучение показаний свидетелей обвинения либо самостоятельно, либо при помощи других компетентных лиц и гарантирование равноправного участия свидетелей защиты и изучения их показаний.

В пункте 3 статьи 40 Конвенции указано, что государства-участники должны добиваться реализации законов, процедур, учреждений и органов, которые гарантировали бы принятия мер без применения судебного разбирательства, соблюдая при этом права человека и его гарантий по отношению к детям, нарушившим закон;

В соответствии с пунктом 4 статьи 40 Конвенции государства-участники должны принимать во внимание потребность таких мероприятий, как:

  • уход;
  • надзор;
  • программы обучения;
  • назначение испытательного срока;
  • консультативные услуги;
  • положение об опеке и попечительстве;
  • воспитание.

Данные мероприятия и иные способы ухода должны применяться по отношению к ребенку в соизмерении с положением и характером преступления.

Замечание 3

Особым образом отмечено, что в Конвенции предусмотрены комплексные подходы к решению вопросов о защите прав и интересов детей, направленные на повышение уровня жизни и благосостояния.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

В правилах города Пекин осуществляются:

  • рекомендуемый возраст правовой ответственности;
  • цели правосудия по отношению к детям и подросткам;
  • права лиц, не достигших совершеннолетия;
  • гарантированная конфиденциальность рассмотрения дел;
  • регламентированность процедуры расследования и судебного разбирательства;
  • вынесение судебного решения и выбора мер воздействий;
  • стандарты обращения с детьми и подростками, нарушивших закон в исправительных учреждениях или за их пределами.

В городе Эр-Рияд главные принципы складываются из:

  • необходимости специализации законодательства по делам несовершеннолетних в целях защиты их прав и благополучия;
  • максимальной реализации коррекционных программ для детей и подростков, предупреждающие совершение преступления;
  • соответствие учреждения поста омбудсмена для несовершеннолетних, который контролировал бы реализацию рекомендаций международных документов по защите прав лиц, не достигших совершеннолетия.

Нормы ООН, относившиеся к защите ребенка, лишенного свободы, установлены на положении, согласно которому лишение свободы детей и подростков должно использоваться как крайняя мера воздействия и за короткий промежуток времени. Положение ограничивается с учетом побочных условий в исключительных случаях для выполнения приговора суда после осуждения за наиболее опасные преступления.

Этот устав международного права определяет основную политику обращения с детьми и подростками, которые нарушают закон. Устав включил в себя:

  • меры профилактики;
  • социальную реинтеграцию;
  • гарантированное соблюдение прав человека по отношению к совершившим преступления детям и подросткам;
  • использование мер, противоположных лишению свободы;
  • исполнение задержания, ареста, лишение свободы, в крайнем случае;
  • воздержание от наказания для детей и подростков в качестве смертной казни или пожизненного заключения.

Сформированные в международных актах правила складываются в главные принципы, с помощью которых составляются разного рода модели ювенальной юстиции. Отдельные принципы имеют общий вид и по своему содержанию выходят за рамки ювенальной юстиции, например, принципы конституционности. Также существуют принципы, которые можно отнести не только к ювенальной юстиции, такие как принципы уголовного судопроизводства, профилактики преступности.

Главные принципы ювенальной юстиции

Принцип преимущественно охранительного направления ювенальной юстиции

У данного принципа присутствуют свои особенности, так как ювенальная юстиция создавалась и реализуется до настоящего времени главным образом как уголовное правосудие, которое, как правило, ассоциируется с уголовным преследованием, обвинением, осуждением, наказанием, но не с преимущественной защитой несовершеннолетних граждан, совершивших правонарушения. С развитием ювенальной юстиции ее охранительная функция расширяется и усиливается. Охранительный правовой режим специального назначения для детей и подростков может трактоваться в разных формах:

  • сокращение размера наказания несовершеннолетнего, указанного в статье Уголовного Кодекса;
  • гарантирование в обязательном порядке деятельности адвоката и законного представителя при рассмотрении дел детей и подростков, совершивших правовое нарушение. При этом в законодательстве следует предусмотреть право для ребенка отказаться от услуг адвоката, с которым не было достигнуто взаимопонимание и согласия, и пригласить другого. В законе должны быть также определенны «гарантии для лиц, не достигших совершеннолетия от потери им права на защиту его интересов» (не достигнуто взаимопонимание с законными представителями, неявка или отстранение законного представителя от участия в деле);
  • дополнительная юридическая защита отдельных групп детей и подростков (например, уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает, участие педагога в обязательном порядке при допросе свидетеля, не достигшего возраста 14 лет);
  • проведение закрытых заседаний суда по всем делам о преступлениях детей и подростков или преступных посягательствах на них;
  • провозглашение преимущественного применения к лицам, не достигших совершеннолетия принудительных мер воспитательного воздействия.

Принцип совокупности профессиональных и непрофессиональных познаний

Значение принципа устанавливается в применении в судебном процессе по делам детей и подростков специальных знаний, которые не используются в юриспруденции. Данные знания ориентированы на исследование социальных условий жизни и социально-психологических показателей личности детей и подростков, которые предстали перед судом

Бесспорно, использование неюридических специальных сведений имеет место в любом судебном разбирательстве, например, заключение экспертов, деятельность специалистов. В рамках ювенальной юстиции происходит насыщение всего юридического процесса данными, которыми располагают специализированные учреждения и службы ювенального профиля (медико-психологических, социально-психологических, социальных служб, консультационных центров). Перед данными учреждениями суд может поставить вопрос о выборе оптимальной для данной личности меры воздействия.

Замечание 4

Масштаб использования неюридических познаний, в ювенальной юстиции в некоторых странах весьма велик. Уголовный процесс во Франции проводит особое социальное исследование в делах лиц, не достигших совершеннолетия и формирование на его базе так называемого второго досье ребенка или подростка, где собраны все социальные и психологические характеристики самого несовершеннолетнего и его деяния, а также окружающей его микросреды.

Принцип судебной специализации

Принцип указывает на потребность рассмотрения дел лиц, не достигших совершеннолетия особым органом власти (пункт 4 правил города Пекин). Помимо суда, мировые правила относятся к иным органам по делам несовершеннолетних. Поэтому во всем мире действуют различные формы судов для несовершеннолетних граждан, полностью замещающие суд. Данные органы могут взаимодействовать с судом как другие органы:

  • автономные специализированные судебные органы;
  • коллегии и составы суда, осуществляющие деятельность как часть общих судов;
  • суды семейного характера, которые рассматривают уголовные и гражданские дела с участием несовершеннолетних (практикуется в Италии и Японии);
  • различные административные органы по делам несовершеннолетних, частично или полностью наделенные функциями суда:
    • комиссии;
    • комитеты;
    • советы (например, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в России, семейные конференции в Новой Зеландии и Австралии).

Но, несмотря на большое количество правовых учреждений по делам несовершеннолетних в различных государствах, все эти учреждения должны руководствоваться принципом судебной специализации, к основным аспектам которого относятся:

  • производство по делам лиц, не достигших совершеннолетия, производится особым органом – ювенальным судом или иным органом, в компетенцию которого входит только рассмотрение дел несовершеннолетних граждан;
  • специальная подготовка всех кадров ювенальной юстиции (судьи, прокуроры, адвокаты, полицейские, социальные работники) должна соответствовать следующим нормам, гарантирующие профессиональный подход к делам несовершеннолетних:
    • наличие жизненного и практического опыта в сфере воспитательной работы;
    • профессиональный опыт деятельности в ювенальной системе;
    • профильное образование в области социологии, психологии, психиатрии, педагогики, криминологии;
    • регулярное посещение курсов повышения квалификации;
    • серьезный конкурсный отбор.

Принцип соразмерности

Ювенальная юстиция призвана гарантировать соответствующее реагирование на правонарушения детей и подростков с учетом не только обстоятельств нарушения правового характера, но и особенностей личности ребенка. Международные стандарты указывают, что меры стационарного характера, ограничивающие свободу детей и подростков, должны применяться в виде исключения в случаях совершения наиболее тяжких преступлений против личности, если другие решения оказались бездействующими (пункт 17 Пекинских правил).

Замечание 5

Речь идет не только о производстве комплекса альтернативных мер воздействия, но и назначении по возможности наименьших сроков лишения свободы детей и подростков в случае использования этой крайней меры.

Принцип максимальной индивидуализации судопроизводства

Принцип свидетельствует о том, что главным звеном в судебном производстве является личность ребенка или подростка, а также мотивы и обстоятельства его преступления. Поэтому идея ювенальной юстиции предполагает неформальный образ судебного производства по делам лиц, не достигших совершеннолетия, что противоречит общепринятым принципам о строго регламентированной в законе судебной процедуре.

Это относится к судебному производству в России, в котором обычно широко используются гласность, участие в судебном процессе представителей прессы и общественности. Тем не менее, законодательство и судебная практика тех стран, где функционируют суды для несовершеннолетних, подтверждают действенность данного подхода применительно к детям и подросткам.

Замечание 6

Принцип обособления судопроизводства воспринимается специалистами как соединяющие практически все остальные принципы ювенальной юстиции. Без использования принципа индивидуализации судопроизводства фактически невозможно максимально осуществить в ходе процесса возрастную специфику подростка, преимущественно охранительный режим для него, использование судом рекомендаций неюридических служб для вынесения адекватного решения в отношении несовершеннолетнего.

Таким образом, принципы ювенальной юстиции представляют собой главные идеи, которые выражают специфику и сущность правосудия по отношению к детям и подросткам. Данные идеи установлены в международных юридических актах, которые реализуются во внутреннем законодательстве и у участников международного сообщества.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий