Задачи ФССП

Утверждено

Указом Президента

Российской Федерации

от 13 октября 2004 г. N 1316

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

I. Общие положения

1. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее — государственный реестр), и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр.

(в ред. Указа Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

ФССП России подведомственна Минюсту России.

2. Основными задачами ФССП России являются:

1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды);

(в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2014 N 529)

2) организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — акты других органов);

(в ред. Указа Президента РФ от 23.09.2011 N 1240)

3) управление территориальными органами ФССП России (далее — территориальные органы);

4) ведение государственного реестра;

(пп. 4 введен Указом Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

5) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр.

(пп. 5 введен Указом Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

3. ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также настоящим Положением.

4. ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.

5. ФССП России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

II. Полномочия

6. ФССП России осуществляет следующие полномочия:

1) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:

установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, в том числе по решению директора ФССП России — главного судебного пристава Российской Федерации в круглосуточном режиме, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов;

(в ред. Указа Президента РФ от 05.09.2011 N 1145)

осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;

проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;

2) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации:

хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

розыск должника, его имущества, розыск ребенка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;

(в ред. Указа Президента РФ от 23.09.2011 N 1240)

абзац утратил силу с 11 февраля 2013 года. — Указ Президента РФ от 11.02.2013 N 131;

участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

2.1) осуществляет дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

(пп. 2.1 введен Указом Президента РФ от 23.09.2011 N 1240)

3) руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контроль их деятельности;

4) проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

5) формирует и ведет банки данных, содержащие сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;

(пп. 5 в ред. Указа Президента РФ от 11.02.2013 N 131)

5.1) ведет государственный реестр;

(пп. 5.1 введен Указом Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

6) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Минюст России предложения по его совершенствованию;

7) осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

(пп. 7 в ред. Указа Президента РФ от 20.01.2015 N 26)

8) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также на реализацию возложенных на нее функций;

9) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также проведение мероприятий гражданской обороны, мероприятий по повышению устойчивости работы центрального аппарата ФССП России и территориальных органов в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

10) осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также психологическое обеспечение их работников, организует подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров;

(в ред. Указов Президента РФ от 11.02.2013 N 131, от 21.12.2013 N 940)

11) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты работников ФССП России;

12) осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, в том числе обеспечение оружием в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

13) осуществляет меры по соблюдению правил оборота оружия в ФССП России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

14) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту персональных данных, а также сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

(пп. 14 в ред. Указа Президента РФ от 21.04.2008 N 539)

15) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;

16) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов ФССП России;

17) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции ФССП России;

17.1) осуществляет межведомственную координацию деятельности органов и организаций, исполняющих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

(пп. 17.1 введен Указом Президента РФ от 21.04.2008 N 539)

18) участвует в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к компетенции ФССП России;

18.1) участвует в противодействии коррупции в соответствии с законодательством Российской Федерации, разрабатывает и реализует меры по профилактике коррупции среди работников ФССП России;

(пп. 18.1 введен Указом Президента РФ от 11.02.2013 N 131)

18.2) осуществляет выдачу предусмотренных международными договорами Российской Федерации справок о неисполнении или частичном исполнении принятых в Российской Федерации судебных актов;

(пп. 18.2 введен Указом Президента РФ от 13.05.2019 N 218)

19) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

7. ФССП России в целях реализации своих полномочий имеет право:

1) запрашивать и безвозмездно получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

(в ред. Указа Президента РФ от 23.09.2011 N 1240)

2) привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

3) осуществлять функции государственного заказчика и организовывать капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов ФССП России, а также жилищное строительство;

4) образовывать в установленном порядке самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии) для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности;

(пп. 4 в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

5) заключать гражданско-правовые договоры;

6) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации управление и распоряжение жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации, закрепленными на праве оперативного управления за ФССП России.

(пп. 6 введен Указом Президента РФ от 11.02.2013 N 131)

8. ФССП России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

III. Организация деятельности

9. ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской Федерации (далее — директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий.

Директор имеет заместителей директора Федеральной службы судебных приставов — заместителей главного судебного пристава Российской Федерации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 05.05.2010 N 552)

Количество заместителей директора устанавливается Президентом Российской Федерации.

Назначение на должности высшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее — органы принудительного исполнения) и освобождение от таких должностей осуществляются Президентом Российской Федерации. Представления о назначении на такие должности и об освобождении от них (за исключением представлений о назначении на должности директора, его заместителей и об освобождении от этих должностей) вносятся Президенту Российской Федерации Министром юстиции Российской Федерации.

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

10. Директор:

1) распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц ФССП России по решению оперативных, организационных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, относящихся к компетенции ФССП России;

2) организует работу центрального аппарата ФССП России;

3) вносит (представляет) Министру юстиции Российской Федерации:

проект положения о ФССП России;

проект типового положения о территориальном органе;

(в ред. Указа Президента РФ от 05.05.2010 N 552)

предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников, в том числе федеральных государственных гражданских служащих, центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

предложения о назначении на должности высшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения и об освобождении от таких должностей;

(в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

ежегодный план и основные показатели деятельности ФССП России, а также отчет об исполнении плана;

предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

предложения о принятии на вооружение ФССП России образцов специальной техники и специальных средств для последующего представления в Правительство Российской Федерации;

доклад о результатах деятельности ФССП России по реализации законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

предложения о заключении международных договоров Российской Федерации и соглашений в установленной сфере деятельности;

проекты нормативных правовых актов и других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации и к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации работников центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также лиц, оказывающих содействие ФССП России в решении возложенных на нее задач;

(в ред. Указа Президента РФ от 23.10.2008 N 1517)

предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений, обеспечивающих деятельность ФССП России, для последующего представления в Правительство Российской Федерации;

(абзац введен Указом Президента РФ от 21.04.2008 N 539)

предложения по структуре ФССП России и предельной штатной численности работников органов принудительного исполнения для последующего внесения Президенту Российской Федерации;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

проект перечня типовых должностей в органах принудительного исполнения и соответствующих этим должностям специальных званий для последующего внесения Президенту Российской Федерации;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

проект перечня должностей высшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения и соответствующих этим должностям специальных званий для последующего внесения Президенту Российской Федерации;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

предложения о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава сотрудникам органов принудительного исполнения (далее — сотрудники) и классных чинов федеральным государственным гражданским служащим, замещающим в органах принудительного исполнения должности федеральной государственной гражданской службы высшей и главной групп должностей;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

4) утверждает:

штатное расписание структурных подразделений центрального аппарата ФССП России, структуру и штатное расписание территориальных органов в пределах установленной Президентом Российской Федерации предельной штатной численности работников органов принудительного исполнения;

(в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

смету расходов на содержание работников ФССП России в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

положения о структурных подразделениях центрального аппарата ФССП России;

положения об образуемых ФССП России координационных, консультативных, экспертных и совещательных органах (советах, комиссиях), в том числе межведомственных, а также составы указанных органов (советов, комиссий);

(в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

состав центральной аттестационной комиссии ФССП России;

правила внутреннего служебного распорядка центрального аппарата ФССП России;

(в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

положения о территориальных органах в соответствии с типовым положением о территориальном органе ФССП России, утвержденным Министром юстиции Российской Федерации;

(абзац введен Указом Президента РФ от 05.05.2010 N 552)

по согласованию с Минюстом России формы ведомственной статистической отчетности и документов первичного учета по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

(абзац введен Указом Президента РФ от 11.02.2013 N 131)

порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия, специальных средств, ношения форменной одежды и специальных знаков, а также порядок служебных взаимоотношений работников ФССП России;

(абзац введен Указом Президента РФ от 11.02.2013 N 131)

порядок формирования и ведения банков данных, содержащих сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;

(абзац введен Указом Президента РФ от 11.02.2013 N 131)

порядок приема в ФССП России иностранных делегаций и иностранных граждан, а также нормы расходования денежных средств, необходимых для приема в ФССП России таких делегаций и граждан;

(абзац введен Указом Президента РФ от 06.12.2013 N 893)

положение о специальной подготовке в ФССП России;

(абзац введен Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 155)

форму заявления об ограничении или прекращении взаимодействия с должником;

(абзац введен Указом Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

порядок ведения государственного реестра, форму свидетельства о внесении в государственный реестр сведений о юридическом лице, осуществляющем деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, форму представления таким юридическим лицом сведений о его учредителях (участниках), органах и работниках, форму заявления об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра;

(абзац введен Указом Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

порядок и сроки направления уведомления о получении права распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал юридического лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенного в государственный реестр;

(абзац введен Указом Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

требования к оборудованию и программному обеспечению юридического лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенного в государственный реестр, и требования к документам, подтверждающим наличие такого оборудования и программного обеспечения и их соответствие установленным требованиям;

(абзац введен Указом Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

форму отчета о деятельности по возврату просроченной задолженности, перечень и формы документов и сведений, представляемых юридическим лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр, в ФССП России, а также сроки и периодичность их представления;

(абзац введен Указом Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

форму и порядок выдачи предусмотренных международными договорами Российской Федерации справок о неисполнении или частичном исполнении принятых в Российской Федерации судебных актов;

(абзац введен Указом Президента РФ от 13.05.2019 N 218)

квалификационные требования к стажу службы в органах принудительного исполнения или стажу (опыту) работы по специальности, к образованию, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для замещения должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения, и сотрудников в зависимости от должностей и особенностей прохождения службы на отдельных должностях;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

квалификационные требования к уровню физической подготовки, необходимому для замещения отдельных должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

образцы служебного удостоверения и специального жетона сотрудника и порядок их выдачи;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

кодекс этики и служебного поведения сотрудника;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

порядок приема документов для поступления на службу в органы принудительного исполнения и перечень должностных лиц, имеющих право принимать и рассматривать указанные документы;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

порядок проверки достоверности сведений, сообщенных гражданином, поступающим на службу в органы принудительного исполнения;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

порядок проверки уровня физической подготовки гражданина, поступающего на службу в органы принудительного исполнения, и сотрудника;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

примерную форму контракта о службе в органах принудительного исполнения;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

порядок организации индивидуального обучения сотрудника, проходящего испытание, изучения его личных и деловых качеств и порядок оценки результатов такого обучения;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности в органах принудительного исполнения, положение о конкурсной комиссии;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

порядок разработки и утверждения должностной инструкции, ее примерную форму;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

порядок оформления личного поручительства и категории должностей, при переводе на которые оформляется личное поручительство;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

порядок зачисления сотрудника в распоряжение органа принудительного исполнения и порядок нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

положение о централизованном учете персональных данных сотрудников и ведении их личных дел, а также положение о централизованном учете персональных данных граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

порядок ведения, в том числе в электронной форме, реестра сотрудников;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

перечень должностей в органах принудительного исполнения, при замещении которых для сотрудников может устанавливаться ненормированный служебный день;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

порядок и условия командирования сотрудника;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

порядок утверждения правил внутреннего служебного распорядка территориальных органов;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

перечень документов, подтверждающих время, затраченное сотрудником на проезд к месту проведения отпуска и обратно, и порядок их представления;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

порядок выдачи сотруднику вещевого имущества, его учета, хранения и списания;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

порядок организации дополнительного профессионального образования сотрудников;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах принудительного исполнения;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

порядок отдания почестей при погребении сотрудника;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

порядок организации кадровой работы, в том числе воспитательной работы, в органах принудительного исполнения;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

формы документов, образующихся в ходе организации кадровой работы в органах принудительного исполнения, и порядок заполнения таких документов;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

формы документов учета служебного времени сотрудников и порядок заполнения таких документов;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

порядок освобождения сотрудника от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью;

(абзац введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

5) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации производство дознания по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях;

6) обеспечивает и контролирует в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительное производство, возбужденное в отношении одного и того же должника в различных территориальных органах;

7) назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителей территориальных органов — заместителей главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;

(в ред. Указа Президента РФ от 31.05.2012 N 757)

8) назначает на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения в соответствии с порядком, утверждаемым Министром юстиции Российской Федерации, и освобождает от этих должностей;

(пп. 8 в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

9) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе и трудовым законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в ФССП России;

10) издает в пределах своей компетенции индивидуальные правовые акты (приказы, указания и распоряжения) по вопросам организации деятельности ФССП России, обязательные для исполнения всеми ее работниками;

11) отменяет или изменяет не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации решения должностных лиц ФССП России и ее территориальных органов, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;

(пп. 11 в ред. Указа Президента РФ от 23.09.2011 N 1240)

12) представляет в установленном порядке ФССП России в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

13) имеет наградной и подарочный фонды, в том числе фонды огнестрельного и холодного оружия, для награждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, работников центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также лиц, оказывающих содействие ФССП России в решении возложенных на нее задач;

(в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

13.1) учреждает по согласованию с председателем Геральдического совета при Президенте Российской Федерации — государственным герольдмейстером ведомственные награды, ведомственные знаки отличия сотрудника, знаки различия по принадлежности сотрудника к органам принудительного исполнения, знаки различия по функциональному предназначению и направлению деятельности сотрудника, а также определяет правила ношения названных знаков;

(пп. 13.1 введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

14) определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок и условия выплаты работникам центрального аппарата ФССП России и территориальных органов надбавок, премий и иных вознаграждений, устанавливает другие дополнительные выплаты в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

15) решает в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вопросы о присвоении классных чинов федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

15.1) присваивает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, специальные звания сотрудникам;

(пп. 15.1 введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

15.2) определяет перечень должностей в органах принудительного исполнения, при замещении которых сотрудникам предоставляется право на постоянное ношение и хранение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, огнестрельного оружия, специальных средств;

(пп. 15.2 введен Указом Президента РФ от 31.12.2019 N 640)

16) принимает по согласованию с Министром юстиции Российской Федерации решения о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

17) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

12. ФССП России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФССП России имеет геральдический знак — эмблему, флаг и знамена, учреждаемые Президентом Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 21.08.2012 N 1204)

13. Местонахождение ФССП России — г. Москва.

Задачи ФССП России

Согласно Положению о ФССП России, утвержденному Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316, основными задачами ФССП России являются:

  • обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ. Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  • организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве;
  • управление территориальными органами ФССП России.

При этом следует отметить, что все задачи, за исключением последней, реализуются посредством решения корреспондирующих задач, возлагаемых на судебных приставов.

Так, в соответствии со ст. 1 Закона о судебных приставах на судебных приставов в РФ возлагается решение важных для государства и общества задач: 1 — обеспечение установленного порядка деятельности судов; 2 — исполнение судебных актов и актов специально уполномоченных органов: 3 — предварительное расследование в форме дознания по делам, отнесенным к подследственности Федеральной службы судебных приставов.

Указание на последнюю задачу отсутствовало в первоначальной редакции рассматриваемой статьи. Однако позднее оно хотя и с некоторым опозданием, но вполне обоснованно появилось в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2009 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах».

Первая задача реализуется судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по ОУПДС). Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц обеспечивается судебными приставами-исполнителями. Предварительное расследование преступлений осуществляют дознаватели ФССП России.

При этом необходимо учитывать, что деятельность судебных приставов в качестве своей главной цели направлена на претворение в жизнь основополагающей конституционной нормы, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

Судебные приставы по ОУПДС обеспечивают исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Нормативной правовой основой указанной деятельности, наряду с Конституцией РФ и Законом о судебных приставах, выступают: Гражданский процессуальный кодекс (далее — ГПК РФ), Арбитражный процессуальный кодекс (далее — АПК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс (далее—УПК РФ). Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ), указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», приказ Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2006 г. № 384 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов», приказ Министерства юстиции РФ от 3 августа 1999 г. № 226 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительном производстве», а также ряд других актов.

При этом согласно приказу Минюста России № 384 исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов включает в себя следующие административные процедуры:

  • обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
  • выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;
  • исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
  • обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
  • проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела, вещественных доказательств и их сохранности;
  • поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
  • взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
  • предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел:
  • осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;
  • участие в совершении исполнительных действий.

Кроме того, Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 410-ФЗ на судебных приставов по ОУПДС возложены обязанности:

  • по обеспечению препровождения иностранных граждан или лиц без гражданства в специальные учреждения, создаваемые в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • препровождения иностранных граждан или лиц без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 389-ФЗ судебные приставы по ОУПДС обязаны также:

  • оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;
  • оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

Исходя из буквального толкования ст. 1 Закона о судебных приставах следует, что деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов распространяется на все федеральные суды, к которым в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» относятся:

  • Конституционный Суд РФ;
  • Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Поскольку в судебную систему входят и мировые суды — суды субъектов РФ, то на них также должна распространяться компетенция судебных приставов по ОУПДС.

В то же время остается открытым вопрос о том, возлагается ли на судебных приставов задача по обеспечению установленного порядка деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Приходится констатировать, что в законодательстве о судебных приставах указанный вопрос прямо не решен.

Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц обеспечивается судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительного производства.

Задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение исполнительных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закона об исполнительном производстве).

Принудительное исполнение юрисдикционных актов является неотъемлемой частью правосудия. Так, в решениях Европейского Суда по правам человека последовательно находит свое отражение позиция, согласно которой исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как «часть суда». При этом осуществление исполнительного производства возложено на орган исполнительной власти — Федеральную службу судебных приставов, государственным служащим которой и выступает судебный пристав-исполнитель.

Решение указанной задачи предполагает законодательное определение условий и порядка принудительного исполнения актов юрисдикционных органов.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона об исполнительном производстве непосредственное осуществление функций исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России.

Необходимо отметить, что из приведенного правила имеются исключения. Так, установленный действующим законодательством порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации и ее субъектам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц, а также по искам к бюджетным учреждениям может быть охарактеризован в настоящее время известной спецификой. Речь прежде всего идет о нормативно-правовой основе совершаемых действий но исполнению, а также об уполномоченных государственных органах, обеспечивающих данное исполнение.

Статья 7 Закона об исполнительном производстве устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в указанных актах, могут исполняться в том числе и иными государственными органами и должностными лицами. При этом ч. 2 ст. 7 названного Закона уточняет, что данные органы исполняют требования исполнительных документов в порядке, который может устанавливаться и иными федеральными законами. Такой случай, в частности, предусмотрен самим же Законом об исполнительном производстве, содержащим ссылку на особый порядок исполнения. Так, в ч. 2 ст. 1 данного Закона определено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством РФ. В настоящее время такой порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ определяется гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ, которая была введена Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. № 197- ФЗ и является специальной по отношению к Закону об исполнительном производстве. К органам, уполномоченным исполнять подобные исполнительные документы, относятся: Министерство финансов РФ или соответствующие финансовые органы субъекта РФ (муниципального образования), а также органы казначейства. Лишь в отдельных случаях исполнение судебного акта становится возможным и посредством направления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю.

Из сказанного, можно заключить, что задача исполнения юрисдикционных актов трактуется в ст. 1 Закона о судебных приставах в узком смысле. К недостаткам указанной правовой нормы можно отнести отсутствие в ней регламентации стоящих на практике перед судебными приставами задач в сфере административной юрисдикции.

Справка

Общие положения

1.1. Методические рекомендации по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения процессуальных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки (далее — Методические рекомендации), разработаны в целях повышения уровня организации деятельности структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Методические рекомендации определяют сроки и последовательность совершения действий при реализации данных полномочий, а также основания, задачи и способы осуществления судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по ОУПДС) привода лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю Федеральной службы судебных приставов. Судебные приставы и дознаватели Федеральной службы судебных приставов осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УПК РФ), Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316, и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность.

Взаимодействие судебных приставов по ОУПДС с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов (далее — дознаватели) должно быть непрерывным на протяжении всего мероприятия, поддерживаться и контролироваться руководством соответствующих структурных подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов.

Одной из главных задач судебных приставов по ОУПДС является обеспечение безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения и осуществления иных процессуальных действий (далее — проведение исполнительных или процессуальных действий).

Под обеспечением безопасности понимается совокупность мер по предупреждению и пресечению посягательств на жизнь и здоровье лиц, осуществляющих служебную деятельность, целью применения которых является создание надлежащих условий для своевременного исполнения требований исполнительных документов, окончания дознания по уголовным делам.

Применение мер безопасности осуществляется при наличии достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемых лиц. В случаях совершения непосредственных действий, посягающих на жизнь и здоровье указанных лиц, их применение является необходимым.

1.2. Обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности судебных приставов-исполнителей и дознавателей при совершении исполнительных или процессуальных действий состоит в осуществлении мер по предупреждению и пресечению посягательств на их жизнь и здоровье и содействии в обеспечении общественного порядка в месте проведения указанных действий, обеспечении сохранности служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря, а также изъятых у должников денежных средств и имущества.

Порядок проведения подготовительных мероприятий

2.1. Судебный пристав-исполнитель, дознаватель подает заявку старшему судебному приставу на обеспечение их безопасности судебными приставами по ОУПДС при совершении исполнительных или процессуальных действий не позднее 48 часов до их начала (кроме случаев, не терпящих отлагательства). Старший судебный пристав (лицо, его замещающее) при рассмотрении заявки знакомится с исполнительным производством, уголовным делом и, исходя из материалов, решает вопрос о необходимости привлечения судебных приставов по ОУПДС для обеспечения безопасности судебного пристава-исполнителя, дознавателя и поддержания общественного порядка на месте проведения исполнительных или процессуальных действий.

2.2. В заявке на обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности судебного пристава-исполнителя, дознавателя при совершении исполнительных или процессуальных действий (далее — заявка) указываются:

Ф.И.О. должностного лица, совершающего исполнительные или процессуальные действия;

планируемое время начала и окончания исполнительных или процессуальных действий, в том числе с учетом необходимости работы по нескольким адресам;

Ф.И.О. лица, в отношении которого проводятся исполнительные или процессуальные действия;

номер исполнительного производства или уголовного дела;

дата совершения исполнительных или процессуальных действий, а также место их проведения;

количество судебных приставов по ОУПДС, необходимое для обеспечения безопасности исполнительных или процессуальных действий.

2.3. Заявка заверяется подписью старшего судебного пристава (лица, его замещающего) и печатью структурного подразделения.

2.4. Старший судебный пристав (лицо, его замещающее) исходя из материалов, находящихся в исполнительном производстве или уголовном деле, определяет состав группы судебных приставов по ОУПДС, направляемых для обеспечения безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей при совершении исполнительных, процессуальных действий, назначает старшего группы, а также решает вопросы их экипировки, вооружения, технического оснащения и т.д.

2.5. Заявка регистрируется в Журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов и выдается судебным приставам по ОУПДС под подпись.

2.6. После утверждения старшим судебным приставом расчета сил и средств и издания им распоряжения проводится инструктаж группы судебных приставов по ОУПДС, судебных приставов-исполнителей и дознавателей, на котором руководством ставится задача подчиненным. Постановка задачи производится в форме устного распоряжения. При организации взаимодействия с правоохранительными органами доводится порядок действий, определенный для этого подготовительного этапа. Кроме того, на инструктаже обязательно доводится порядок действий судебных приставов по ОУПДС при возникновении нештатных ситуаций. Результаты проведения инструктажа с судебными приставами по ОУПДС регистрируются в Журнале инструктажа судебных приставов по ОУПДС.

В ходе инструктажа особое внимание обращается на:

недопущение действий, унижающих честь и достоинство лиц, участвующих в исполнительных или процессуальных действиях;

проявление бдительности в целях исключения противоправных действий в отношении лиц, участвующих в исполнительных или процессуальных действиях;

неправомерность применения оружия, специальных средств и физической силы в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

Непосредственно перед выездом к месту проведения исполнительных или процессуальных действий старший судебный пристав (лицо, его замещающее) или его заместитель, курирующий вопросы ОУПДС, проверяет экипировку судебных приставов по ОУПДС и проводит дополнительный инструктаж, включающий уточнение порядка взаимодействия и маршрутов движения, а также проверку уяснения задачи каждым судебным приставом по ОУПДС.

2.7. После получения распоряжения на обеспечение исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС необходимо:

проверить наличие и исправность специальных средств, средств индивидуальной бронезащиты и связи;

быть готовыми к действиям в условиях нештатной ситуации.

Особенности проведения подготовительных мероприятий при осуществлении особо сложных, исполнительных или процессуальных действий

3.1. При планировании обеспечения безопасности особо сложных исполнительных или процессуальных действий в заявке необходимо дополнительно указывать краткую информацию об объекте и его окружении, их возможной реакции на планируемое мероприятие, сведения о наличии у лица, в отношении которого проводятся указанные действия, судимости, огнестрельного оружия, собаки, службы безопасности (ведомственной или вневедомственной охраны), нахождении на учете в психоневрологическом диспансере и т.п.

Старший судебный пристав (лицо, его замещающее) дополнительно поручает изучение объекта одному или нескольким судебным приставам по ОУПДС. В ходе изучения объекта вносятся коррективы в предварительно составленный план входа на объект, его блокирования, а также оценивается вероятность и способы возможного противодействия судебным приставам-исполнителям, дознавателям. По окончании мероприятия составляется служебная записка, которая прикладывается к заявке.

3.2. По результатам анализа полученной информации заместитель старшего судебного пристава, курирующий вопросы ОУПДС (или лицо, его замещающее), составляет и докладывает старшему судебному приставу расчет сил и средств, который включает в себя:

точное время начала мероприятия;

состав основной и резервной групп судебных приставов по ОУПДС;

перечень подлежащего использованию автотранспорта;

порядок взаимодействия судебных приставов по ОУПДС с судебными приставами-исполнителями или дознавателями, а в случае необходимости — с правоохранительными органами;

порядок входа на территории, в помещения совместно с судебными приставами-исполнителями, дознавателями при совершении исполнительных или процессуальных действий;

определение постов судебных приставов по ОУПДС на территории, в помещении при проведении исполнительных или процессуальных действий;

порядок радиообмена, позывные судебных приставов или дознавателей;

сигналы управления, команды и порядок действия по ним;

порядок оказания первой медицинской помощи (при возникновении нештатной ситуации).

В случае отсутствия замечаний старший судебный пристав утверждает представленный расчет сил и средств.

3.3. После получения распоряжения на обеспечение особо сложных исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС необходимо:

изучить по схеме (карте) район проведения исполнительных или процессуальных действий и маршруты движения;

подготовить одежду, обувь, снаряжение и другой инвентарь, необходимые для проведения мероприятия;

уточнить позывные, сигналы, команды и порядок действий по ним.

3.4. При совершении исполнительных или процессуальных действий на объектах, оборудованных охранной сигнализацией, выведенной на пульт централизованной охраны (ПЦО), старший судебный пристав обязан сообщить дежурному по отделу вневедомственной охраны (дежурному по ПЦО) фамилию, имя, отчество и номер служебного удостоверения старшего группы судебных приставов по ОУПДС, район проведения исполнительных или процессуальных действий без указания названия и адреса объекта.

Порядок обеспечения безопасности исполнительных или процессуальных действий

4.1. Судебные приставы по ОУПДС, назначенные старшим судебным приставом, выезжают на место совершения исполнительных или процессуальных действий совместно с судебным приставом-исполнителем или дознавателем.

4.2. О прибытии к месту совершения исполнительных или процессуальных действий старший группы судебных приставов по ОУПДС докладывает старшему судебному приставу по радиостанции или по телефону, после чего осуществляет расстановку судебных приставов по ОУПДС по постам.

4.3. При совершении исполнительных или процессуальных действий судебные приставы по ОУПДС обязаны:

обеспечивать безопасность судебного пристава-исполнителя или дознавателя;

предотвращать попытки унижения чести и достоинства судебного пристава-исполнителя или дознавателя;

следить за соблюдением общественного порядка;

не допускать нахождения посторонних лиц в месте совершения процессуальных действий;

обеспечивать сохранность служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря;

незамедлительно принимать меры по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, выявлять нарушителей, а в случае необходимости задерживать их с последующей передачей сотрудникам органов внутренних дел.

4.4. При обеспечении безопасности исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС запрещается:

самостоятельно совершать исполнительные или процессуальные действия;

вскрывать помещения и хранилища;

самовольно покидать место совершения исполнительных или процессуальных действий и иным образом отвлекаться от выполнения служебных обязанностей.

4.5. При возникновении нештатной ситуации судебный пристав-исполнитель или дознаватель:

прекращает совершение исполнительных или процессуальных действий;

согласовывает свои дальнейшие действия с судебным приставом по ОУПДС.

4.6. При выявлении в ходе совершения исполнительных или процессуальных действий признаков преступления судебный пристав по ОУПДС составляет на имя старшего судебного пристава рапорт, в котором указывает дату, время, место, обстоятельства происшествия, фамилии, имена, отчества и место проживания лиц, имеющих к нему отношение.

4.7. При возникновении нештатной ситуации судебному приставу по ОУПДС рекомендуется:

действовать в соответствии со сложившейся обстановкой, применяя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие согласно ст. 15, 16, 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», обеспечивая безопасность судебного пристава-исполнителя или дознавателя, сохранность служебной документации, изъятых денежных средств и имущества;

сообщить о случившемся по средствам связи старшему судебному приставу, дежурному по территориальному отделу внутренних дел;

задержать правонарушителя и передать его сотрудникам органов внутренних дел;

при наличии пострадавших организовать оказание им первой медицинской помощи и вызов спасательной службы;

обо всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщить старшему судебному приставу, в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомить прокурора, а в устной форме — незамедлительно.

4.8. По окончании исполнительных или процессуальных действий судебный пристав по ОУПДС (старший группы судебных приставов):

составляет отчет об обеспечении безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей при совершении исполнительных, процессуальных действий (далее — отчет);

представляет старшему судебному приставу отчет, завизированный судебным приставом-исполнителем или дознавателем, для утверждения;

делает отметку об исполнении в «Журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов».

Осуществление судебными приставами по ОУПДС приводов лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю

5.1. Привод лица, уклоняющегося от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю, осуществляется судебными приставами по ОУПДС по месту фактического местонахождения лица, подлежащего приводу (месту жительства, месту работы, учебы и т.д.) на основании постановления о приводе.

5.2. Поступившее от судебного пристава-исполнителя или дознавателя постановление о приводе рассматривается старшим судебным приставом (или лицом, его замещающим), который обеспечивает его безотлагательное и своевременное исполнение.

Если в постановлении о приводе отсутствуют данные, которые позволяют установить лицо или место его пребывания, а также если восполнить эти данные не представляется возможным, то старший судебный пристав незамедлительно извещает об этом инициатора привода.

Старший судебный пристав утверждает постановление о приводе и организует точное и своевременное исполнение. Постановления о приводе регистрируются в Журнале регистрации постановлений о приводе и выдаются старшему группы судебных приставов по ОУПДС для исполнения под роспись.

5.3. Привод лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю, осуществляется одним судебным приставом по ОУПДС или группой. Старшим судебным приставом назначается старший группы из числа наиболее опытных судебных приставов по ОУПДС (далее — старший группы, осуществляющей привод).

Старшим судебным приставом или его заместителем проводится инструктаж группы, убывающей для осуществления привода, о чем делается отметка в журнале.

В том случае, если подлежащее приводу лицо демонстрирует злостное, т.е. неоднократное, неповиновение законным требованиям или же оказывает сопротивление, судебные приставы по ОУПДС имеют право применять физическую силу, специальные средства с соблюдением требований ст. 15-18 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

5.4. По прибытии к указанному в постановлении месту жительства (нахождения) лица, подвергаемого приводу (далее — субъект привода), судебные приставы по ОУПДС:

называют свою должность, фамилию, имя, отчество, предъявляют служебное удостоверение;

устанавливают по документам личность лица, подлежащего приводу (паспорт, военный билет, удостоверение личности или иные виды документов);

разъясняют лицу, подлежащему приводу, его права, предупреждают его об ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также о возможности применения к нему физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

устанавливают, имеются ли обстоятельства, препятствующие исполнению привода (уважительные причины: наличие малолетних детей, при невозможности поручить кому-либо уход за ними, длительный перерыв в движении транспорта, болезнь и т.п.).

В случае выявления правонарушений при осуществлении привода судебный пристав по ОУПДС самостоятельно, в пределах полномочий, предоставленных ему законом, определяет комплекс мер, направленных на пресечение противоправных действий. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия определяются судебным приставом по ОУПДС самостоятельно, в соответствии с обстановкой и создавшейся ситуацией, на основании ст. 15-18 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

В случае воспрепятствования совершению привода со стороны лица, подлежащего приводу, или иных лиц судебный пристав по ОУПДС обязан пресечь противоправные действия, составить протокол об административном правонарушении, в котором необходимо указать место, время и характер правонарушения, принятые к этому лицу меры, фамилии, имена, отчества и иные установочные данные свидетелей. После этого следует доставить субъекта привода к судебному приставу-исполнителю, по определению (постановлению) которого осуществляется привод. При необходимости судебный пристав по ОУПДС имеет право обратиться за помощью в органы внутренних дел.

После доставления лица, подлежащего приводу, судебный пристав по ОУПДС передает его судебному приставу-исполнителю или дознавателю, который на постановлении делает письменную отметку об осуществлении привода.

5.5. Старшему судебному приставу о произведенном приводе или о причинах недоставления лица, подлежавшего приводу, судебный пристав по ОУПДС составляет подробный отчет. К отчету прилагаются документы, подтверждающие невозможность осуществления привода (объяснения, справки, копия листка временной нетрудоспособности или его реквизиты, выписки и др.).

Копии отчета и прилагаемых документов в обязательном порядке приобщаются к материалам исполнительного производства, уголовного дела или дела об административном правонарушении.

В случае совершения правонарушения в ходе исполнения привода к отчету прикладывается протокол об административном правонарушении.

5.6. Доставленное в структурное подразделение (территориального органа) ФССП России лицо по требованию судебного пристава-исполнителя, дознавателя может находиться под контролем судебного пристава по ОУПДС до окончательного выполнения исполнительных или процессуальных действий.

5.7. Если лицо, подлежащее приводу, находится на территории другого структурного подразделения (территориального органа) ФССП России, по месту нахождения данного лица в это структурное подразделение может быть направлено поручение об осуществлении привода (далее — поручение). Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя и утверждается старшим судебным приставом.

Поручение, поступившее в канцелярию структурного подразделения (территориального органа) ФССП России из его другого структурного подразделения, после соответствующей регистрации передается для рассмотрения и организации исполнения старшему судебному приставу или его заместителю, который при соответствии реквизитов и содержания поступившего поручения установленным требованиям утверждает постановление о приводе.

В случаях несоответствия поручения предъявляемым требованиям старший судебный пристав в установленном порядке направляет об этом информацию в структурное подразделение (территориальный орган) ФССП России, направившее поручение.

Взаимодействие судебных приставов по ОУПДС, судебных приставов-исполнителей и дознавателей при выявлении преступлений

6.1. Старший судебный пристав непосредственно организует взаимодействие судебных приставов-исполнителей, дознавателей и судебных приставов по ОУПДС на этапах выявления и раскрытия преступлений, подследственных ФССП России.

6.2. Особенности взаимодействия судебных приставов по ОУПДС и дознавателей при выявлении преступлений.

Старший судебный пристав не реже одного раза в месяц запрашивает у председателей судов и мировых судей следующие сведения:

о планируемом рассмотрении уголовных дел, расследованных дознавателями ФССП России;

о планируемых судебных разбирательствах, в ходе которых возможно возникновение конфликтных ситуаций между участниками процесса, для решения вопроса об участии в них судебных приставов по ОУПДС;

о наличии конфликтных ситуаций, имевших место в ходе проведенных судебных заседаний.

При выявлении таких фактов судебному приставу по ОУПДС необходимо тщательно выяснить обстоятельства их совершения. При наличии признаков преступления в процессе судебного слушания необходимо добиться отражения этого события в протоколе судебного заседания. Дознаватель обязан оказывать методическую помощь судебному приставу по ОУПДС.

Вариантами обнаружения преступления, предусмотренного ст. 297 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неуважение к суду»), могут быть:

сообщение судебного пристава по ОУПДС, процессуально оформленное рапортом;

заявление потерпевшего о преступных действиях.

В случаях получения информации о совершении преступления либо выявления преступления при исполнении служебных обязанностей судебный пристав по ОУПДС обязан:

составить на имя старшего судебного пристава рапорт об обнаружении признаков преступления;

при наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, зафиксировать его в протоколе об административном правонарушении.

6.3. Взаимодействие при проверке сообщения о преступлении и расследовании уголовных дел.

Судебный пристав по ОУПДС, судебный пристав-исполнитель при обнаружении признаков преступления составляет рапорт, в котором должны содержаться сведения о лице, в действиях (бездействии) которого усматриваются признаки состава преступления, данные о времени, месте и способе совершения преступления, а также указание на возможную квалификацию деяния в соответствии с уголовным законодательством.

Рапорт или заявление о преступлении регистрируется в книге учета сообщений о преступлениях (КУСП) в порядке, установленном приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.05.2006 № 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях».

К рапорту об обнаружении признаков преступления приобщаются необходимые документы (или их копии, заверенные надлежащим образом), подтверждающие изложенные в рапорте обстоятельства, указывающие на наличие состава преступления.

Дознаватель проводит проверку в порядке ст. 144-145 УПК РФ. При наличии оснований в срок, предусмотренный ст. 144 УПК РФ, дознаватель получает копии иных документов, не приобщенных к рапорту или заявлению взыскателя (представителя взыскателя) и требующихся для принятия процессуального решения и проведения предварительного расследования.

В связи с тем, что в процессе осуществления таких следственных действий, как осмотр места происшествия, обыск, выемка, нередко обнаруживается имущество, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, информация о таком имуществе незамедлительно доводится до судебного пристава-исполнителя.

На основании заявки дознавателя судебные приставы по ОУПДС могут быть привлечены к обеспечению его безопасности при проведении следственных действий. В этом случае судебные приставы по ОУПДС выезжают на место совершения следственных действий совместно с дознавателями.

К обеспечению безопасности следственных действий рекомендуется привлекать судебных приставов по ОУПДС групп быстрого реагирования территориального органа ФССП России (в соответствии с требованиями гл. V «Организация работы группы быстрого реагирования» Положения о специализированном отделе оперативного дежурства территориального органа Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом ФССП России от 09.03.2011 № 84 «Об утверждении Положения о специализированном отделе оперативного дежурства территориального органа Федеральной службы судебных приставов»).

Судебные приставы по ОУПДС и судебные приставы-исполнители обязаны явиться в суд для участия в судебном разбирательстве в случае, если они были допрошены по уголовному делу в качестве свидетелей.

Управление организации обеспечения
исполнительных действий и установленного порядка
деятельности судов

Управление организации
исполнительного производства

Управление организации дознания
и административной практики

Методические рекомендации по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения процессуальных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки от 30 ноября 2011 г. № 03-19

Текст методических рекомендаций опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2012 г., № 1

Добавить комментарий