Задачи по орд с ответами

ГБПОУ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ПРАКТИКУМ ПО ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Практикум

ФИО студента______________________________________________

группа ______________________________________________________

Самара, 2017

Оценочный лист

№ задания замечания оценка

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Практикум предназначен для использования студентами специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» по дисциплине «Оперативно-розыскная деятельность». Он поможет слушателям получить практические навыки по решению практических ситуаций и заполнению отдельных оперативных документов.

Студенты обязаны в срок и в полном объеме выполнить все 15 заданий. Качество выполнения заданий и аккуратность заполнения документов учитываются преподавателем при выставлении итоговой оценки.

Все страницы практикума распечатываются на листах А4, после чего заполняются слушателем от руки чернилами синего цвета.

При заполнении практикума необходимо использовать следующие источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» // Российская газета от 18 августа 1995 г.; Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., № 33, ст. 3349 (с изменениями и дополнениями.)

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

5. Макеты дел, находящихся в производстве оперативных подразделений ОВД: учеб.-практ. пособие. Омск: ЮИ МВД России, 2000. 240 с.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема 1.1 Сущность, содержание и принципы ОРД


Наименование работы: Анализ задач оперативно-розыскной деятельности.

Учебная цель: Изучать Конституцию РФ, ФЗ «О полиции», ФЗ «Об ОРД» закрепить полученные теоретические знания.

Учебная задача: Написать эссе на тему: «Место ОРД в системе юридических наук».

Задание

Эссе на тему «Место ОРД в системе юридических наук».


_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод: в ходе практического занятия нами была изучена ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ и написано эссе на тему «____________________________________________________________________»

Оценка результатов работы

Выполненное задание – оценка «отлично»

Выполнено задание с недочетами – оценка «хорошо»

Преподаватель А.Ю. Суворова

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Тема 1.2 «Правовое регулирование ОРД»

Наименование работы: Решение ситуационных задач

Учебная цель: Закрепить теоретические знания и формировать практические навыки по решению правовых ситуаций.

Учебная задача:научиться грамотно разрешать правовые ситуации, опираясь на законодательство РФ.

Задачи практического занятия:

1. Продолжить изучение Конституции Российской Федерации.

2. Продолжить изучение Федерального закона «О полиции».

3. Продолжить изучение Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

4. Продолжить изучение Уголовно-процессуального Кодекса РФ.

5. Повторить теоретический материал по теме практического занятия.

6. Разрешить практические ситуации с применением изученных нормативно-правовых актов.

7. Составит таблицу «Деятельность сотрудников ОРД».

Задания

1. Жеманский подозревался в сбыте наркотиков. В связи с этим у него в квартире был произведён обыск без ордера, но в процессе которого были обнаружены и изъяты приготовленные для сбыта 0,5 грамм героина, а также пистолет с патронами и два кинжала, являющиеся холодным оружием.

Какие принципы оперативно-розыскной деятельности затрагивает данная ситуация?

2. Кушнарёв был осуждён к 10 годам лишения свободы за убийство. В процессе предварительного расследования, а затем в суде Кушнарёв категорически отрицал свою виновность в этом преступлении. Пока он отбывал наказание в исправительной колонии, в расследовании нового дела по другому обвиняемому была доказана полная не причастность Кушнарёва в убийстве.

Какие принципы оперативно-розыскной деятельности затрагивает данная ситуация?

Какие принципы оперативно-розыскной деятельности затрагивает данная ситуация?

4. Составить таблицу используя ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

Ситуация Действия сотрудников ОРД
ПРИМЕР:
Обязан ли сотрудник ОВД соблюдать безопасность граждан при проведении ОРМ используя информационные системы, видео- и аудиозаписи и т.д.? Да, обязан в ходе проведения ОРМ использовать средства не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. (ст. 6 ФЗ).

Оценка результатов работы

Выполнено 4 задания – оценка «отлично»

Выполнено 3 задания – оценка «хорошо»

Выполнено 2 задания — оценка «удовлетв.»

Выполнено 1 задание — оценка «неудов.»

Преподаватель А.Ю. Суворова

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Задания

1. В районный отдел полиции по телефону обратилась гражданка Кузнецова А.Н., работающая генеральным директором коммерческой структуры. Она сообщила, что на ее домашний телефон регулярно звонит бывший работник ее фирмы Петров А.Н., который требует крупную денежную сумму в качестве «компенсации» за свое увольнение из коммерческой структуры. В случае если ему не будут выплачены требуемые деньги, он угрожает физической расправой Кузнецовой.Н А.Сотрудник уголовного розыска полиции принял решение поставить телефон Кузнецовой Н А. на прослушивание.

Правомерно ли решение оперативного работника? Какие документы должен оформить оперативный работник, чтобы его решение было законным?

2. В процессе осмотра места происшествия по факту квартирной кражи экспертом были изъяты пригодные для идентификации отпечатки пальцев рук. Сотрудник уголовного розыска полиции Воронов В. А. оформил рапорт на проведение сбора образцов для сравнительного исследования и пригласил в отел полиции для дактилоскопирование хозяина квартиры и двух его знакомых, ранее посещавших квартиру. Однако приглашенные лица не дали согласия на дактилоскопирование, заявив, чо это нарушает их права, и к совершению преступления они отношения не имеют.

Как должен действовать Воронов в данной ситуации?

3. На территориальный отдел полиции обратился директор школы Осин Н. Н. с заявлением о том, что генеральный директор коммерческой организации «Град» Петровский А. А. требует с него лично для себя 1000 долларов за то, чтобы подписал договор о проведении отделочных работ фасада школы. Сотрудник уголовного розыска принял решение о проведении ОРМ «Оперативный эксперимент».

Законно ли это решение?

Примеры нарушенных прав и свобод гражданина и человека Характеристика
ПРИМЕР:
Не законное задержание лица Спор по возмещению нарушенного права на свободу будет рассмотрен в суде, если требования предъявлены гражданином

Оценка результатов работы

Выполнено 4 задания – оценка «отлично»

Выполнено 3 задания – оценка «хорошо»

Выполнено 2 задания — оценка «удовлетв.»

Выполнено 1 задание — оценка «неудов.»

Преподаватель А.Ю. Суворова

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Задания

1. В ходе проведения ОРМ оперативными работниками МВД и ФСБ России в одной из квартир многоэтажного дома было обнаружено два металлических контейнера с веществами, которые создавали повышенный фон радиоактивного излучения.

Один из контейнеров был изъят, а другой оставлен на месте с целью продолжения наблюдения за квартирой и задержания с поличным подозреваемых в незаконных действиях лиц.

Оцените действия оперативных работников.

Какими правами обладают органы, осуществляющие ОРД в данной ситуации?

2. В оперативное подразделение ОВД поступил запрос спецслужбы США о представлении информации о связях прибывшего из России гр. Петровского И.В., задержанного за совершение тяжкого преступления, связанного с подделкой ценных бумаг и денежных знаков. В запросе также содержалась информация о том, что фальшивые банкноты были изготовлены задержанным, его знакомыми по месту жительства в России, а сам он, якобы, является одним из лидеров организованной преступной группы. Начальник ОВД подготовил ответ, в котором указал, что не имеет полномочий на передачу оперативно-розыскной информации секретного характера.

Имеют ли право подразделения МВД России предоставлять информацию оперативного характера правоохранительным органам и спецслужбам иностранных государств? Каким образом в настоящее время регулируются данные правоотношения?

3. Неизвестный гражданин, предполагаемо находившийся в сильной степени алкогольного опьянения, совершил наезд на пешехода Ильясова Н. и причинил его здоровью вред средней тяжести или тяжкий вред.

Какие оперативно-розыскные действия будут применяться в данном случае? Определите в соответствии с какой статьей будет возбуждено уголовное дело?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Составьте таблицу «Виды субъектов оперативно-розыскной деятельности»

Виды субъектов оперативно-розыскной деятельности Характеристика
ПРИМЕР:
Президент РФ Как высшее должностное лицо государства осуществляет стратегический контроль за деятельностью федеральных министерств и ведомств, в функции которых входит организация и осуществление ОРМ, практическое исполнение ФЗ об ОРД

Оценка результатов работы

Выполнено 4 задания – оценка «отлично»

Выполнено 3 задания – оценка «хорошо»

Выполнено 2 задания — оценка «удовлетв.»

Выполнено 1 задание — оценка «неудов.»

Преподаватель А.Ю. Суворова

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

Задания

1. В ходе проведения ОРМ оперативными работниками МВД и ФСБ России в одной из квартир многоэтажного дома было обнаружено два металлических контейнера с веществами, которые создавали повышенный фон радиоактивного излучения.

Один из контейнеров был изъят, а другой оставлен на месте с целью продолжения наблюдения за квартирой и задержания с поличным подозреваемых в незаконных действиях лиц.

Оцените действия оперативных работников.

Какими правами обладают органы, осуществляющие ОРД в данной ситуации?

2. В оперативное подразделение ОВД поступил запрос спецслужбы США о представлении информации о связях прибывшего из России гр. Петровского И.В., задержанного за совершение тяжкого преступления, связанного с подделкой ценных бумаг и денежных знаков. В запросе также содержалась информация о том, что фальшивые банкноты были изготовлены задержанным, его знакомыми по месту жительства в России, а сам он, якобы, является одним из лидеров организованной преступной группы. Начальник ОВД подготовил ответ, в котором указал, что не имеет полномочий на передачу оперативно-розыскной информации секретного характера.

Имеют ли право подразделения МВД России предоставлять информацию оперативного характера правоохранительным органам и спецслужбам иностранных государств? Каким образом в настоящее время регулируются данные правоотношения?

3. Неизвестный гражданин, предполагаемо находившийся в сильной степени алкогольного опьянения, совершил наезд на пешехода Ильясова Н. и причинил его здоровью вред средней тяжести или тяжкий вред.

Какие оперативно-розыскные действия будут применяться в данном случае? Определите в соответствии с какой статьей будет возбуждено уголовное дело?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Составьте таблицу «Виды оперативных подразделений»

Виды оперативных подразделений Характеристика
ПРИМЕР:
Осуществляющие оперативно-розыскную деятельность полностью имеют право осуществлять оперативные подразделения уголовного розыска (Главк, управления, отделы, отделения); по борьбе с экономической преступностью; по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; по борьбе с преступными посягательствами на грузы ОВД на транспорте; оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы; подразделения по собственной безопасности.

Оценка результатов работы

Выполнено 4 задания – оценка «отлично»

Выполнено 3 задания – оценка «хорошо»

Выполнено 2 задания — оценка «удовлетв.»

Выполнено 1 задание — оценка «неудов.»

Преподаватель А. Ю. Суворова

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

Задания

1. Разработать интеллектуальный проект по теме: «Проблема участия конфидента в совершении преступлений»

2. Разработать проект контракта между субъектами оперативно-розыскной деятельности. Кратко о проекте контракта:

Оперативно-розыскной контракт – это основанный на нормах оперативно-розыскного законодательства и выработанный в публичных интересах в итоге добровольного согласования воли двух субъектов ОРД – оперативного подразделения (в лице оперативника) и совершеннолетнего дееспособного человека договор (как правило, документально оформленный), устанавливающий взаимные права и обязанности в связи и по поводу необходимости реализации целей ОРД и решения ее задач. Контракт всегда влечет определенные юридически значимые последствия для обеих сторон.

Заключение контракта обязательно предполагает:

1) достижение агентом совершеннолетия;

2) дееспособность агента – это способность физического лица своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенное правонарушение. В соответствии с Конституцией РФ гражданин может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

Контракт заключается с гражданином независимо от его гражданства.

1. Предмет контракта. Он включает обязанности, которые принимают на себя стороны по решению задач ОРД, особенности действия сторон. Перечень взаимных договорных обязательств индивидуален и зависит от ряда условий: личных качеств агента, характера выполняемых им заданий, его реальных возможностей по оказанию содействия. В контракте запрещается излагать сведения, составляющие государственную тайну.

2. Обязанности и права сторон состоят в требованиях к предмету договора, в том числе, в какой форме агент будет предоставлять информацию. Предусматриваются обязательства оперативно-розыскного органа в создании благоприятных условий для выполнения агентом заданий, в его обучении и подготовке. Указываются пределы использования оперативной информации, а также перечисляются обязательства, связанные с обеспечением личной безопасности агента, безопасности членов его семьи, близких.

3. Возмездность включает вид, размер и порядок вознаграждения агенту за выполнение взятых им обязательств.

Так как стороны несут обоюдную ответственность за выполнение условий контракта, в нем необходимо предусматривать возмещение понесенного в связи с подготовкой или проведением оперативно-розыскных мероприятий материального или морального вреда. Кроме того, в контракте оговариваются меры социального обеспечения агента и (или) членов его семьи и близких, а также другие обстоятельства в соответствии с ФЗ об ОРД и гражданским законодательством.

4. Особые условия контракта содержат такие условия, которые связаны с использованием результатов ОРД, полученных с участием агента, с сохранением сведений, составляющих государственную тайну, о которых ему стало известно при сотрудничестве.

5. Контракт вступает в законную силу с момента подписания его обеими сторонами, если иное не указано в тексте контракта.

6. Действие контракта прекращается по истечении предусмотренного срока или, при наличии основания для досрочного распоряжения, — досрочно.

7. Досрочное расторжение контракта возможно по различным основаниям, например:

– досрочная реализация цели, ради которой заключался контракт;

– объективное изменение оперативной обстановки;

– неисполнение условий контракта одной из сторон.

Инициировать досрочное расторжение вправе обе стороны по основаниям:

– разглашение сведений о факте и содержании конфиденциального сотрудничества;

– совершение агентом преступления или использование конфиденциального сотрудничества для сокрытия преступной деятельности;

– предоставление заведомо ложной информации;

– умышленное искажение оперативно значимой информации или ее сокрытие;

– уклонение от сотрудничества под различными предлогами.

Оперативным подразделениям запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей, официально зарегистрированных религиозных объединений.

Запрет вызван тем, что представители власти наделены соответствующими законо-дательными, судебными и надзорными полномочиями, не совместимыми с конфиденциальным контрактным оказанием содействия органам исполнительной власти, которую они должны контролировать или за которой обязаны надзирать. Также нельзя допустить, чтобы привлечение к конфиденциальному сотрудничеству указанной категории граждан на контрактной основе использовалось оперативно-розыскными органами для оказания негласного регулирующего воздействия на законотворческую деятельность и работу судов.

Наконец, государственные служащие не вправе заниматься другой (кроме основной) оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой.

Оценка результатов работы

Выполнено 2 заданий – оценка «отлично»

Выполнено 1 задание с недочетами – оценка «хорошо»

Выполнено 1 задание — оценка «удовлетв.»

Преподаватель А. Ю. Суворова

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

Задания

1. Составить таблицу: «Технические средства обеспечения оперативной работы»

Сегодня популярны дискуссии о «эффективности” использования таких негласных средств, как прослушивание телефонных и других переговоров, негласное проникновение в помещение, визуальное наблюдение с использованием фото–, кино– и видеосъемки, перлюстрация почтово-телеграфных отправлений и пр. Нередко речь идет о нарушении конституционных гарантий неприкосновенности жилища, личной жизни граждан, тайны телефонных, телеграфных и письменных сообщений. Однако при наличии определенных оснований действующим законодательством предусматривается не только осуществление перечисленных оперативно-розыскных мероприятий, но также их обеспечение средствами специальной техники.

Номенклатура современных технических средств Место и способы применения
ПРИМЕР
Фиксация следов голоса Осуществляя звукозапись переговоров с преступником потерпевшего, оперативные работники не нарушают конституционных прав граждан на тайну телефонных переговоров. Это ОРМ имеет статус проверочного действия, производимого по поступившему заявлению или сообщению о совершенном преступлении. Использование звукозаписи выступает в качестве вынужденной меры, поскольку иным образом невозможно выяснить реальность высказываемых им угроз. Наиболее характерной ситуацией, возникающей в процессе оперативно-розыскной деятельности, является осуществление негласной звукозаписи (по просьбе потерпевшего) с его домашнего или служебного телефона. Поводом для этого могут являться неоднократные угрозы в его адрес или адрес его семьи, вымогательство, шантаж и другие противоправные действия. Потребность в осуществлении негласной звукозаписи возникла в последние годы в связи с участившимися случаями похищений граждан (особенно детей) преступниками с целью получения за них выкуп. При этом для достижения анонимности при передаче угроз часто используются телефоны-автоматы.

2. Составить таблицу: «Виды сыскных доказательств»

Виды сыскных доказательств Общая характеристика доказательств (привести примеры ситуации)
ПРИМЕР
1. По характеру связи с устанавливаемым фактом: 1.1. первичные 1.1. непосредственно отображающие устанавливаемый факт (например, сообщение агента, очевидца изучаемого события)

Оценка результатов работы

Выполнено 2 задания – оценка «отлично»

Выполнено 2 задания с недочетами – оценка «хорошо»

Выполнено 1 задание — оценка «удовлетв.»

Преподаватель А.Ю. Суворова

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

Задания

1.Классифицируйте тактические операции в виде таблицы

Тактическая операция — это совокупность следственных, оперативных, инспекционных или иных действий, разрабатываемых и проводимых в процессе расследования, осуществляемых по единому плану под общим руководством следователя с целью решения такой тактической задачи, которая не может быть решена производством по делу отдельного следственного действия.

Наименование тактических операций Способы осуществления операции
ПРИМЕР
1. По правовому статусу тактические операции подразделяются: 1.1. на следственные 1.1. Состоят из процессуальных следственных действий (осуществляются следственным отделом по расследованию преступления)

2. При принятии на работу в подразделение ФСБ России гражданина Петрова Н. А. руководителем кадрового подразделения была осуществлена спец проверка кандидата для допуска его к сведениям, составляющим государственную тайну и участие в ОРД. В рамках проводимой проверки руководитель отдела кадров поручил оперативному подразделению в отношении гр. Петрова дополнительно осуществить следующие ОРМ: прослушивание телефонных переговоров и контроль почтовых отправлений, приходящих в его адрес.

Оцените правомерность принятого решения.

3. Петров Н. И., являясь конфиденциальным сотрудником и работая на промтоварном рынке, сообщил сотруднику уголовного розыска полиции о том, что два дня назад к нему подошел неизвестный гражданин с предложением купить у него по низкой цене 30 г героина. Петров Н. И. назначил время для покупки «товара».

Какие оперативно-розыскные действия следует провести для изобличения торговца наркотиками? Какие оперативно-служебные документы следует составить оперативному сотруднику?

4. Сотрудник уголовного розыска полиции обратился к судье для получения постановления о проведении прослушивания телефонных переговоров по месту жительства подозреваемого. Судья отказал в проведении мероприятия, которое ограничивает конституционные права гражданина.

Какие оперативно-розыскные действия будут применяться в данном случае?

Оценка результатов работы

Выполнено 4 задания – оценка «отлично»

Выполнено 3 задания – оценка «хорошо»

Выполнено 2 задания — оценка «удовлетв.»

Выполнено 1 задание — оценка «неудов.»

Преподаватель А. Ю. Суворова

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9

Тема 4.1 «Виды и содержание оперативно-розыскных мероприятий»

Наименование работы Решение ситуационных задач

Учебная цель: формирование опыта деятельности по определению оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Учебные задачи:

1. Научиться определять основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.

2. Изучить общие характеристики оперативно-розыскных мероприятий.

§ 2. Механизм деловой игры по криминалистике

Механизм ДИ — это динамическая сторона события, ха­рактеризующаяся взаимодействием участвующих в нем элементов, а также совокупностью состояний и процессов, пере­живаемых участниками игры.

Функционирование механизма ДИ обусловлено ее структурой. Структура ДИ — это основанная на внутренних и внешних связях пространственно-временная организация деятельности ее участников. Структура ДИ — это взаимораспо­ложение системообразующих элементов, обусловленных совокупностью устойчивых связей.

Элементы структуры ДИ выглядят следующим образом:

1. Задачи ДИ.

2. Принципы ДИ.

3. Условия ДИ.

4. Методы ДИ и ее модель.

5. Состав исполнителей ролей ДИ.

6. Сценарий ДИ.

7. Система оценок деятельности участников ДИ.

8. Документация по оптимизации ДИ.

9. Система внутренних и внешних связей.

Результативность ДИ зависит от следующих условий:

1. Одобрения преподавателем предыдущей деятельности обучающихся, выражения уверенности в успехе предстоящей ДИ. Это уместно сделать при ознакомлении группы с исход­ными данными намеченной игры. Описываемая позиция преподавателя направлена на формирование у игроков позитив­ной преднастройки к ДИ.

2. Создания преподавателем обстановки открытости, обеспечивающей подлинность выражения чувств участниками ДИ. Это может выразиться в уважительном, предельно доброже­лательном отношении преподавателя к участникам игры, а с другой стороны, эти отношения должны характеризовать деятельность участников в процессе ДИ. Если каждый игрок убежден, что любое его действие будет правильно понято иными участниками, то он может себе позволить выполнение действий с элементами риска. Это предоставляет возмож­ность увидеть собственные ошибки, которые являются типич­ными для большинства участников ДИ, а также обнаружить пути и средства их предотвращения.

3. Наличия психологического контакта между всеми уча­стниками ДИ.

4. Проблемности исходной информации. Разработчики ДИ должны вводить в сценарий такую информацию, которая лежит не на поверхности, а в глубине ее носителя. Органи­затор игры должен побуждать ее участников постоянно искать и расшифровывать эту скрытую информацию.

5. Предоставления обучающимся возможностей самоут­верждения и саморазвития. Игрок имеет возможность про­явить свои лучшие качества, которые не остаются не заме­ченными участниками игры. Организаторы игры должны помочь ее участникам стать в игре тем, кем они могут стать, показать им самим их лучшие качества, которые раскрыва­ются лишь в динамике общения. Успех в имитируемой роле­вой деятельности вызывает у исполнителей веру в свои силы и возможности, вызывает желание вновь пережить игровые ситуации, чтобы найти в себе нечто новое, профессионально важное.

6. Экспрессии (выразительности) исполнения ролевых функций.

7. Полного использования всего социального опыта, на­копленного участниками ДИ, мобилизация всех скрытых потенциальных возможностей.

8. Постоянного и глубокого динамического анализа отно­шений между игроками.

9. Постоянная готовность каждого игрока к приему инфор­мации, поступающей по каналам обратной связи, для чего необходимо наблюдение за реакциями других участников ДИ и их расшифровка,

Методика проведения ДИ слагается из комплекса приемов и методов целесообразного, оптимизирующего взаимодействия преподавателя и участников при подготовке и проведе­нии игры. Названную методику можно представить в виде модели процедуры ДИ, состоящей из стадий, этапов и опе­раций, приемов.

Модель процедуры ДИ отражает особенности, свойственные специальности следователя. Ее можно представить следующими стадиями и этапами:

1-я стадия — подготовка деловой игры.

1-й этап: диагностика основных элементов ДИ.

1.1. Выбор темы ДИ и анализ исходной ситуации.

1.2. Формирование целей и задач ДИ, прогнозирование ожидаемых результатов.

1.3. Определение структуры ДИ.

1.4. Изучение игровых качеств будущих участников ДИ (анализируются возможности конкретной группы участников).

1.5. Исследование объективных обстоятельств, влияющих на ход игры.

2-й этап: подготовке сценария ДИ.

2.1. Системный анализ исходной информации, с которой начинается ДИ.

2.2. Анализ существующих методик решения поставленных проблем (например, анализ методики расследования конкретной категории преступлений, что можно делать с приме­нением информационно-справочной системы ЭВМ).

2.3. Выбор оптимальной методики и ее творческая пере­работка применительно к предстоящей игре.

2.4. Подготовка сценария ДИ.

2-я стадия — проведение деловой игры.

1-й этап: ознакомление участников ДИ с исходной инфор­мацией.

1.1. Изложение исходной информации, постановка учеб­ных задач.

1.2. Распределение ролей среди участников игры.

2-й этап: самоподготовка участников к ДИ.

2.1. Анализ исходной информации участниками предсто­ящей игры.

2.2. Изучение специальной литературы по теме ДИ.

2.3. Подготовка к выполнению ролевых функций.

3-й этап: проведение ДИ.

3.1. Выполнение участниками игры ролевых функций.

3.2. Управление процедурой ДИ.

3.3. Анализ игры ее участниками.

3.4. Подведение итогов ДИ преподавателем.

Объектом моделирования в ДИ может быть любой этап или прием профессиональной деятельности.

Сценарий ДИ представляет собой поэтапное, детальное описание действий участников игры с изложением текста их выступлений. Сценарий может содержать ряд сведений о средствах косвенного управления преподавателем процедурой ДИ.

Система оценок деятельности ДИ основывается на следу­ющих критериях:

1. Знание учебного материала по теме ДИ.

2. Наличие навыков выполнения определенных профессио­нальных функций.

3. Степень выразительности (артистизма) выполнения ро­левых функций.

4. Согласованность действий участников ДИ как игрового коллектива.

Если оценивать деятельность участников по каждому из названных критериев по пятибалльной системе, то максимальная оценка за игру может быть 20 баллов.

Документация ДИ составляется для оптимизации процеду­ры подготовки и проведения игры. Думается, что она может быть представлена следующими документами:

1. Проспект ДИ.

2. Характеристика объекта, моделируемого в ДИ.

3. Сценарий ДИ.

4. Рекомендации для организатора ДИ.

Система внутренних и внешних связей ДИ как системы представляет собой комплекс элементов, опосредующих взаимодействие между приемами операций и этапами.

Для ДИ характерны следующие связи: прямые и обратные, статистические и динамические (функциональные), усиливающие и ослабляющие, внешние и внутренние.

Прямая и обратная связь обязательно возникает в про­цессах межличностного взаимодействия. Обратная связь не может существовать без прямой и является своеобразным ответом или противодействием на прямую связь. Прямая связь всегда рассчитана на обратную связь, на ответную ре­акцию. Например, преподаватель обращается к участникам ДИ с каким-либо предложением (прямая связь) и надеется, что они примут его информацию и прогнозируемым образом отреагируют (обратная связь).

Статические связи проявляются и вырастают из цели ДИ. В зависимости от системы целей организатор игры изби­рает сценарий, методы, средства, исполнителей, темп игры и другие элементы.

Функциональные связи взаимообусловлены целями ДИ, они возникают в процессе специфического взаимодействия элементов деловой игры. Функциональные связи опосредуют ритм игры, ее интенсивность, напряженность, это своеобраз­ный пульс деловой игры. Усиливающие и ослабляющие связи опосредуют воздействия участников ДИ друг на друга при­менением допустимых средств воздействия, которыми могут быть любые проявления деятельности человека, предметы, документы, которые способны оказать прогнозируемые воз­действия на партнера по общению. Эти воздействия могут изменять режим межличностного взаимодействия.

Внутренние связи могут проявляться в различных формах, например, участник ДИ в игровой ситуации случайно создал конфликтную ситуацию, попытался ее выправить, выйти из конфликта, но не смог. Преподаватель, наблюдая за динамикой развития отношений, может включить в игру новую информацию, изменить направление игры, сместить акценты игровой ситуации на других играющих, исключить основание конфликта репликой. В этом проявляются внешние связи.

Механизм регуляции процесса профессиональной адапта­ции в ДИ зависит от ряда факторов:

— особенностей социальной микросреды группы;

— ценностных ориентации группы;

— места каждого участника ДИ в социальной структуре группы;

— социально значимых свойств каждого участника игры;

— содержания и направленности игровых ситуаций;

— эмоционального режима процесса отдельной ДИ и комплекса игр.

В механизме ДИ деятельность ее участников детермирована внешними обстоятельствами, но не в меньшей мере потребностями, интересами, склонностями и привязанностями самих участников. Через два эти основных канала происходит «включение» каждого участника в имитируемые про­фессиональные отношения, в систему способов видения и чувствования профессиональных отношений.

Игра сама по себе становится эффективным инструментом приспособления каждого участника к конкретному профессиональному действию или деятельности.

ДИ является индивидуальным средством профессиональ­ной адаптацтии, ибо каждый ее участник становится исполнителем и создателем определенной роли, т. е. он должен приспособить свой личностный потенциал к профессиональ­ной деятельности, не только использовать имеющиеся навы­ки, но и сформировать новые, которые профессионально не­обходимы.

Целесообразно проводить контрольные ДИ по определению степени адаптации к профессии каждого молодого специалиста, а также уровень пригодности к выполнение профессиональных функций в конкретных условиях. По результатам контрольных ДИ целесообразно проводить допол­нительные занятия с отдельными участниками для коррекции степени их подготовки к профессиональной деятельности.

ДИ может быть рассмотрена и как средство групповой психотерапии, потому что на участника игры оказывает эффективное воздействие атмосфера группы, группового со­трудничества и поддержки. Молодые следователи в деловой игре могут научиться преодолевать барьеры общения с раз­личными людьми, преобразовать свои качества, препятству­ющие полному исполнению своих профессиональных функций например застенчивость, замкнутость, несдержанность.

Многие отношения, в которые включаются юристы, носят конфликтный характер. Это вызывает необходимость подготовиться к таким отношениям, вооружить следователя сред­ствами «психологической защиты».

Профессиональная адаптация в связи с этим может харак­теризоваться такими характеристиками, как глубина и широта.

Для достижения социально полезных целей законодатель поставил перед правоприменителями ряд задач, которые также являются базовой правовой категорией.

Задачи оперативно-розыскной деятельности перечислены в ст.ФЗ «об оперативно-розыскной деятельности» и делятся на три группы:

ü Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

ü Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.

ü Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

В зависимости от степени реализации угроз, первые две группы — считаются непосредственными задачами, а третья группа, включая розыск без вести пропавших — это опосредованные задачи ОРД.

Предупреждение совершения преступления как воздействие на реальное поведение лица происходит посредством использования оперативно-розыскных мероприятий профилактического характера (установление криминогенных зон; прогнозирование вероятных криминальных тенденций; изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывание предоставления услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы совершения преступления).

Выявление преступлений (обнаружение) состоит в сыскном установлении события преступления и признаков в нем конкретного состава преступления. В основном это касается преступлений совершенных в условиях неочевидности.

Пресечение преступлений предполагает активные действия сотрудников оперативных служб в лишении лиц реальной возможности продолжить совершение умышленного преступления (на стадии приготовления или покушения). Способы пресечении: захват лица, совершающего преступления с поличным, возбуждение уголовного дела и применение мер уголовно-процессуального принуждения, изъятие предметов и прерывание телефонных переговоров в случае наличия угрозы жизни, здоровью человека или безопасности государства.

Раскрытие преступления — деятельность уполномоченного на то законом субъекта, направленная на получение данных, позволяющих выдвинуть обоснованную оперативную версию о совершении конкретного преступления определенным человеком, после того, как все иные исключающие ее версии будет проверены и опровергнуты. В раскрытие нуждаются в основном преступления совершенные в условиях неочевидности и поэтому раскрытие преступлений в оперативно-розыскной деятельности означает, что лицо, совершившее преступление, установлено и найдено.

Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания представляет комплекс оперативно-розыскных мероприятий, а также иных мер (включая уголовно-процессуальные), проводимые с целью установления места нахождения разыскиваемого, его задержания, а также выявления и устранения причин и условий, которые способствуют укрывательству разыскиваемого.

По масштабу розыскных действий различают:

o Местный розыск (на территории субъекта Федерации);

o Федеральный розыск (напр. лиц, за участие в незаконных вооруженных формированиях);

o Международный розыск (в который включается межгосударственный) — проводится как с участием правоохранительных органов государств — участников СНГ (в рамках Минской Конвенции, а также двухсторонних соглашений), так и через возможности Международной организации уголовной полиции (Интерпол).

Кроме того, в связи с производством по уголовному делу розыску подлежат: потерпевший и свидетель; труп или его части; животные и транспортные средства (как предметы или орудия совершения преступления); предметы материального мира, которые могут стать вещественными доказательствами.

Розыск без вести пропавшего заключается в поиске и обнаружении лиц, исчезнувших с постоянного места пребывания по неизвестным причинам и проводится на основании заявления заинтересованных лиц. Такой розыск проводится без возбуждения уголовного дела.

Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России непосредственно не связано с уголовным процессом, тем не менее служит общей цели — защите от преступных посягательств и имеет превентивно-предупредительное содержание.

Только предупредив совершение общественно опасного деяния можно полностью достигнуть главной цели ОРД – защиты соответствующего объекта от преступного посягательства.

Заключение

Оперативно-розыскная деятельность— вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности

общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 ФЗ «об оперативно-розыскной деятельности»).

Она выполняет особую социальную функцию в достижении определенной законом цели- защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Это достигается путем реализации возложенных на орд специальных задач, при соблюдении основных принципов деятельности орд.

На основании вышеизложенного можно сделать общий вывод, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина в ОРД есть деятельность направленная на создание условий (гарантий) по защите, охране и восстановлению нарушенных прав и свобод личности в условиях применения специальных сил и средств для решения задач борьбы с преступностью, добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ.

Защита прав и свобод человека и гражданина должна пониматься не только как пассивное ограждение личности от противоправных посягательств, но и как активное их недопущение, а также восстановление нарушенных прав.

Объективная необходимость ОРД подтверждена многовековым историческим и современным опытом борьбы с преступностью специфическими, только ей присущими средствами и методами. Общепризнано, что успех в раскрытии и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений обусловлен активным применением ОРМ.

Список используемой литературы

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

2. Определение Конституционного суда РФ от 14.07.1998г. №86-О

«По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г.Черновой.// Российская газета №152 от 11.08.1998г.

6. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от

12 августа 1995 г. N 144-ФЗ (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля

1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г.)

7. Приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» от 20.06.1996 № 334 (ред. от 18.01.1999) // Бюллетень текущего законодательства, МВД РФ, выпуск 16, часть III, М., 1996.

10. Приказ Генпрокуратуры РФ «Об улучшении организации работы прокуроров-криминалистов» от 27.01.1997 № 4 // Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. – М., 1999.

11. Указание Генпрокуратуры РФ «О порядке предоставления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 29.07.1996 № 44/15, МВД РФ от 25.07.1996 № 1/12812 // Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. – М., 1999.

1. Оперативно-розыскная деятельность : учебник для вузов /

А. Г. Маркушин. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 399 с. —

3. Хрестоматия по истории государства и права России. /Под ред. И.С. Исаева. – М., 1999. 778 с.

4.Шадрин B.C. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. – М., 1997.

5.Шадрин B.C. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений: Монография. – 2-е изд. – Волгоград, 1999.

6.Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2005.

7. Дубоносов Е.С Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. – М.: ЮИ МВД РФ: Книжный мир, 2002.

9.Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.

10. Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия в России и за рубежом. – СПб., 2003.

11.Казак А.Е. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел и права человека. – СПб., 1997.

12.Рудинский Ф.М. Неприкосновенность жилища как правовой институт // Сов. государство и право. – 1976. – № 8.

Определение Конституционного суда РФ от 14.07.1998г. №86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г.Черновой.// Российская газета №152 от 11.08.1998г.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

Любая деятельность включает в себя цель, средства и результат. Дости­жение целей, предусмотренных ФЗ об оперативно-розыскной деятельности, обеспечивается посредством ус­пешного решения оперативно-розыскных задач. Задачи оперативно-розыскной деятельности (ОРД) можно разделить на общие и частные.

Общие задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятель­ность, вытекают из содержания ст. 2 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности. К ним относятся:

· выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, соверша­ющих или совершивших;

· осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, след­ствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

· добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопас­ности Российской Федерации.

Общие задачи оперативно-розыскной деятельности (ст. 2 федерального закона об оперативно-розыскной деятельности) взаимосвязаны, но каждая имеет характерное содержание, поэтому их правильно рассматривать как вполне самостоятельные.

Предупреждение и пресечение преступлений – одна из задач оперативно-розыскной деятельности, ко­торая состоит в превентивном воздействии на условия и причины, способ­ствующие совершению преступления, или на поведение конкретного

лица (группу лиц) с целью не допустить совершения им общественно опасного де­яния. Главными направлениями этой деятельности являются:

· активное участие оперативных аппаратов в общих профилактических мероприятиях (рейды, совместные комплексные проверки);

· организация и целенаправленное осуществление индивидуальных про­филактических мероприятий в отношении лиц, от которых, судя по их антиобщественному поведению, можно ожидать совершения преступ­лений;

· организация и непосредственное проведение оперативно-розыскных и иных мероприятий, обеспечивающих недопущение совершения замыш­ляемых и подготавливаемых преступлений, а также пресечение поку­шений на преступление.

Пресечение преступлений предполагает активное вмешательство опе­ративных работников в деятельность лица и лишение его реальной возможности продолжить осуществление умышленного преступления на стадии при­готовления или покушения (ст. 30 Уголовного кодекса РФ). Методы пресечения могут быть самыми разнообразными:

· задержание лица на стадии подготовки преступления;

· изъятие предметов, приспособле­ний, веществ, орудий, приготовленных для совершения преступлений;

· прове­дение внезапных инвентаризаций (по оперативным данным) и др.

При использовании оперативно-розыскных сил, средств и методов в профилактике преступлений особое значение придается такой тактической форме оперативно-розыскной деятельности, как оперативно-розыскная профилактика.

Оперативно-розыскная профилактика представляет собой систему целе­направленных оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом мер, проводимых в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения пре­ступлений, с целью осуществления за ними оперативного контроля, оказания профилактического воздействия, предупреждения замышляемых и подготав­ливаемых преступлений, а также использования негласной информации в общепрофилактической работе органов внутренних дел.

В содержание оперативно-розыскной профилактики включаются специ­альные средства собирания, проверки, хранения и использования гласной и негласной информации в отношении профилактируемых лиц. Эта информа­ция сосредоточивается в соответствующих делах оперативного учета, карто­теках, информационных системах оперативно-розыскного, профилактического и справочного назначения. Собранная таким образом информация может ис­пользоваться для целенаправленного оперативно-профилактического воздей­ствия на лиц, которые отрицательно зарекомендовали себя совершением действий, носящих ярко выраженный антиобщественный характер.

Выявление и раскрытие преступлений, а также выявление лиц, их под­готавливающих, совершающих или совершивших, является важнейшей за­дачей оперативно-розыскной деятельности. Значимость этой задачи наглядно подтверждается статистическими данными о преступности. Так, в 2001 г. зарегистрировано 2 140 546 преступле­ний, по которым предварительное следствие обязательно, из них криминаль­ной милицией раскрыто 1 331 074.

Выявление преступлений означает установление наличия в событии или действиях определенных лиц признаков состава того или иного преступления из числа перечисленных в Особенной части Уголовного кодекса РФ (УК РФ). При этом в задачи орга­нов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не входит установление наличия всех элементов состава преступления, так как это задача следователя. Поводом к началу про­изводства оперативно-розыскных мероприятий могут послужить достаточные данные, позволяющие полагать, что преступление совершилось в форме законченного деяния или покушения.

Использование в законе терминов «выявить» и «раскрыть» вполне оправ­дано. Они указывают на то, что оперативно-розыскным путем необходимо ус­тановить, обнаружить не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и многие другие связанные с ним обстоятельства. Особенно важно это представляется в отношении раскрытия латентных преступлений, где оперативно-розыскные меры могут быть направлены на установление мотивов, це­лей и результатов преступной деятельности, которые при очевидности самого события, как правило, наглядно не проявляются. Под латентными преступлениями понимаются те преступные деяния, которые остаются за пределами уголовной статистики (в том числе по причине недостатков в учетно-регистрационной деятельности), а также преступления, оставшиеся неизвестными для правоохранительных органов.

Раскрытие преступлений представляет собой деятельность оперативно­го работника, направленную на получение с помощью специальных сил, средств фактических данных, позволяющих обнаружить лицо, совершившее преступление. Существенно значение оперативно-розыскных мер в выявле­нии и раскрытии неочевидных преступлений, когда следы преступления скры­ваются и первичные сведения не содержат информации о лице, его совершившем.

Если преступление совершено организованной преступной группой, то должны быть установлены все члены группы и определена роль каждого в осуществлении преступной деятельности. Выявлению и раскрытию подлежат также все факты и эпизоды преступления и причиненный им материальный ущерб. В некоторых случаях возможности оперативных подразделений долж­ны быть направлены на установление данных, характеризующих личность подозреваемого.

Применение оперативно-розыскных сил, средств и методов позволяет своевременно:

· выявлять латентные преступления, которые продолжительное время могли оставаться неизвестными;

· раскрывать неочевидные преступления;

· устанавливать лиц, представляющих оперативный интерес, и приме­нять к ним соответствующие меры.

Самостоятельной специфической задачей ОРД является розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уго­ловного наказания. Решение данной задачи осуществляется посредством при­менения комплекса оперативно-розыскных и иных мер, проводимых с целью установления места нахождения разыскиваемого его задержания. В боль­шинстве случаев розыск представляет собой комплекс организационных, про­цессуальных, оперативно-розыскных и специальных мероприятий, которые осуществляются оперативными подразделениями совместно с органами следствия. В общем плане розыск скрывшихся преступников – это деятельность, направленная на обнаружение известного обвиняемого. Если лицо, под­лежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, то меры по его установлению не входят в понятие розыска, а составляют содержание процес­са расследования и раскрытия преступлений. Значительная часть розыскной работы осуществляется подразделениями уголовного розыска Министерства внутренних дел (МВД) России.

В процессе осуществления розыска оперативными аппаратами ОВД при­нимаются меры по изучению и устранению условий, способствующих уклоне­нию от следствия, суда, исполнения наказаний, а также выявлению и устранению условий, используемых разыскиваемыми преступниками в целях уклонения от уголовной ответственности (недостатков в работе уголовно-исполнительной системы, нарушений паспортного режима, порядка конвоиро­вания осужденных и др.).

По масштабу розыскных действий выделяют следующие виды розыска:

· местный – ведется на территории субъекта Российской Федерации;

· федеральный – осуществляется на всей территории России;

· международный – проводится с участием правоохранительных орга­нов зарубежных стран, в том числе государств – участников Союза Независимых Государств (СНГ), а также с использованием посредничества и возможностей националь­ного бюро Интерпола.

В зависимости от субъектов осуществления розыскная работа делится на три вида:

1) розыскная работа оперативно-розыскных органов;

2) розыскная работа следователя;

3) розыскная работа милиции общественной безопасности.

Инициатором розыска скрывшегося обвиняемого в соответствии с ч. 1 ст. 210 Уго­лов­но-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) выступает следователь, который поручает розыск органам доз­нания. При этом он выносит постановления о приостановлении производства предварительного следствия (ч. 2 ст. 208 УПК РФ), об объявлении розыска и избрании меры пресечения, а также заполняет справку на разыскиваемое лицо. В тех случаях, когда подсудимый скрылся во время судебного разбиратель­ства, суд выносит определение о розыске данного лица (ч. 3, ст. 253 УПК РФ).

Особую категорию лиц, подлежащих розыску, составляют лица, уклоняю­щиеся от уголовного наказания. К ним относятся осужденные, отбывающие наказания по приговору суда в исправительных учреждениях и совершившие из них побег. Администрация этих учреждений может ставить перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, задачу розыска конкретных осужденных. При этом должны быть представлены документы, необходимые для организации розыс­кной работы.

Розыск без вести пропавшего как задача оперативно-розыскной деятельности заключается в осуществ­лении поисковых мероприятий, направленных на обнаружение лиц, исчезнув­ших с постоянного места пребывания по неизвестным для окружающих и родственников причинам. Основанием для начала розыскных действий являются заявление заинтересованных граждан (родственников).

К числу признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый про­пал вследствие совершенного в отношении него преступления, относятся:

· отсутствие причин к отъезду;

· наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможность совершения в отношении разыскиваемого преступления;

· наличие по месту жительства документов (паспорта, удостоверения), личных вещей, без которых пропавшему сложно обойтись продолжи­тельное время;

· наличие угроз в адрес исчезнувшего лица.

Исчезновение без вести пропавших граждан не всегда связано с крими­нальными действиями. Причинами исчезновения лица могут также быть:

· на­ступление смерти вследствие несчастного случая, болезни или стихийного бедствия;

· потеря ориентации в пространстве в связи с престарелым возрастом или психическим заболеванием (маразмом, психозом, шизофренией и др.);

· нежела­ние уплачивать налоги или алименты;

· неудовлетворенность семейной жизнью.

Дети чаще всего убегают из дома в результате жестокого обращения с ними родителей; имеют место случаи похищения детей с целью продажи в бездетные семьи.

В процессе осуществления розыскных действий оперативные работники имеют возможность получить информацию о месте нахождения и роде занятий разыскиваемых лиц, установить местонахождение лица, пропавшего без вести, идентифицировать

разыскиваемое лицо, осуществлять контроль за деятель­ностью и передвижением лиц, скрывающихся от правоохранительных органов.

Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности, является задачей оперативно-розыскной деятельности, которая в соответствии с федеративным законом «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г. относится к компетенции Федеральной службы безопасности (ФСБ).

Под безопасностью государства понимается урегулированная нормами права система общественных отношений, выражаемая в защищенности жиз­ненно важных интересов государства (конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, обороноспособность и др.) как основного ин­ститута политической системы современного российского общества от вне­шних и внутренних угроз, позволяющая ему функционировать и развиваться.

Экономическая безопасность заключается в неуязвимости и независимости экономических интересов Российской Федерации по отношению к воз­можным внешним и внутренним угрозам. Надлежащая защита экономики опе­ративно-розыскными и другими средствами обеспечивает достаточный уровень социального, оборонного существования и прогрессивного развития.

Экономическая безопасность в правовых государствах представляет со­бой способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности на­селения, устойчиво снабжать ресурсами экономику, а также обеспечивать всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая сило­вые структуры и спецслужбы) защиту национально-государственных интере­сов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, материальных ущербов. Состояние экономической безопасности оценивается объективной системой параметров, определяющих пороговые значения функционирования экономи­ческой системы. За пределами этих значений система теряет способность к динамическому развитию, конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках, становится объектом экспансии национальных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминалитета, страдает от внут­реннего и внешнего грабежа национального богатства страны.

Обеспечение экономической безопасности включает сведение до возмож­но малой вероятности опасности вредного воздействия неблагоприятных факторов окружающей природной среды, а также последствий экологических аварий и катастроф с помощью системы адекватных мер экономического, политического, организационного и правового характера.

В настоящее время законодательная база обеспечения экологической безопасности не соответствует требованиям реальной действительности и проблема ее обеспечения оперативно-розыскными органами очень актуальна как для нынешнего, так и для будущих поколений людей.

Наряду с общими выделяются частные задачи, которые конкретизиру­ются для каждого органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с учетом специфики их дея­тельности.

Задачами криминальной милиции (ст. 8 закона РСФСР «О милиции») яв­ляются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, а также орга­низация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

В связи с тем, что в составе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции, функционируют различные оперативные

подразделения (службы), в ведомственных приказах, инструкциях, наставлениях, директивах с учетом социально-экономической ситуации, компетенции службы опреде­ляются их частные задачи. Например, к задачам оперативных аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями в специальной литературе отно­сят следующие:

· выявление, пресечение и раскрытие экономических преступ­лений;

· возмещение материального ущерба;

· выявление причин и условий, способствующих совершению экономических преступлений;

· внесение пред­ложений для принятия мер по их устранению.

С учетом складывающейся в России социально-экономической ситуации задачи отдела по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП) находят конкретизацию в Приказе МВД РФ № 730 от 06.11.97 «О мерах по совершенствованию организации работы по борьбе с преступлени­ями в сфере экономики».

Частными задачами оперативных подразделений органов, исполняющих наказание, согласно ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ являются:

· обеспечение личной безопасности осуж­денных, персонала исправительных учреждений и иных лиц;

· выявление, пре­дупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;

· розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбы­вания лишения свободы;

· содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Со­ответственно частные задачи отражают специфику оперативного подразде­ления и в целом не противоречат общим задачам.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Согласно ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами ОРД являются:

  • 1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • 2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  • 3) добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Задачи ОРД тесно связаны между собой, но в то же время каждая из них является самостоятельной. В указанном законе задачи ОРД выстроены по приоритету: личность — общество — государство.

Задачи, указанные в п. 1 ст. 2, выполняются в целях борьбы с преступностью.

Выявление преступлений включает в себя такие оперативно-розыскные мероприятия, как сбор информации о скрытых общественно опасных деяниях и действиях преступников, выдаваемых за законные, а также добычу новых фактов и сведений о преступной деятельности подозреваемых и обвиняемых.

Пресечение преступлений имеет очень важное значение в ОРД. Под пресечением преступлений понимаются задержание участников преступления сразу же после его совершения либо прекращение начатого криминального деяния в ходе неоконченного преступления или покушения на него. Также под пресечением преступления следует понимать разложение или разобщение организованных преступных группировок.

Задачи ОРД, предусмотренные п. 2 ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», являются составной частью ОРД. Данные мероприятия представляют собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий. Их комплексное осуществление дает возможность быстро обнаружить разыскиваемых, установить негативные факторы, позволяющие им проживать на нелегальном положении и способствующие укрывательству преступников. Специфика данной задачи ОРД состоит и в том, что розыскная работа должна иметь структурно-организационное обеспечение практически на всех уровнях системы уполномоченных органов, в частности МВД РФ.

В соответствии с п. 38 ст. 5 УПК РФ розыскные меры — это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления.

Задачи ОРД, предусмотренные п. 3 ст. 2, осуществляются в целях раскрытия преступлений. Вся информация, которая собрана оперативным путем, должна быть оформлена соответственно уголовно-процессуальному законодательству. В противном случае такая информация не будет являться доказательством.

Добавить комментарий