Задачи предварительного расследования

Понятие, задачи и значение стадии предварительного расследования

Предварительное расследование – это регламентированная законом деятельность следователя и дознавателя по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основании которых устанавливаются необходимые для дела обстоятельства, в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления.

Перед предварительным расследованием ставятся следующие задачи: раскрыть преступление, установить виновное лицо и осуществить его уголовное преследование; всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства уголовного дела; обнаружить и процессуально закрепить доказательства для последующего их использования в процессе судебного разбирательства; обеспечить законное и обоснованное привлечение в качестве обвиняемых лиц, совершивших преступление, и не допустить привлечения невиновных к уголовной ответственности; обеспечить участие обвиняемого в производстве по уголовному делу и не допустить дальнейшей преступной деятельности с его стороны; выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принять меры по их устранению; установить характер и размер ущерба, причиненного преступлением, и принять меры по обеспечению его возмещения.

Значение предварительного расследования состоит в том, что органом расследования устанавливаются данные о преступлении, лице, его совершившем, и обеспечивается реализация уголовной ответственности, установленной законом. Проведение предварительного расследования пресекает преступную деятельность лица, привлекаемого в качестве обвиняемого, и способствует предупреждению преступлений со стороны других лиц. Гарантией законности проведенного расследования служит прокурорский надзор и судебный контроль за действиями и решениями следователя и дознавателя.

Формы предварительного расследования

Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса).

Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования уголовного дела. Именно в этой форме расследуются все дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также наиболее сложные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. Предварительное следствие может заменить собой дознание, и в этой форме может быть закончено расследование любого преступления.

Предварительное следствие осуществляет следователь, для которого это является единственной компетенцией.

Расследование в форме дознания ведет дознаватель. Для органов дознания расследование уголовного дела является не единственной и даже не главной компетенцией. Основное предназначение органов дознания – осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Дознание принято рассматривать как вспомогательную и упрощенную форму предварительного расследования. Оно осуществляется по ряду преступлений небольшой и средней тяжести, предварительное следствие по которым необязательно и перечень которых дан в ч. 3 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса.

Общие условия предварительного расследования

Общие условия предварительного расследования – это предусмотренные уголовно-процессуальным законом (гл. 21 Уголовно-процессуального кодекса) правовые требования, основанные на общих принципах уголовного процесса, которые выражают характерные черты деятельности по расследованию преступлений и определяют общие требования, предъявляемые к порядку производства следственных действий и принятия решений.

Соблюдение общих условий способствует полноте, всесторонности и объективности предварительного расследования и реализации прав и законных интересов участников уголовного процесса.

В соответствии с гл. 21 Уголовно-процессуального кодекса можно выделить следующие общие условия предварительного расследования: правила о подследственности; правила о соединении и выделении уголовных дел; производство неотложных следственных действий органом дознания по делам, по которым обязательно предварительное следствие; формы окончания предварительного расследования; обязательность рассмотрения ходатайств участников предварительного расследования; меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества; недопустимость разглашения данных предварительного расследования; сроки предварительного расследования; расследование дела группой следователей.

Правила о подследственности уголовного дела. Подследственность уголовного дела – это совокупность закрепленных в законе правил, в соответствии с которыми определяется орган, правомочный и обязанный расследовать данное дело. Выделяют следующие виды подследственности: а) предметную (родовую); б) территориальную (местную); в) персональную (личную); г) альтернативную; д) по связи дел.

Предметная (родовая) подследственность определяется в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления. Статья 151 Уголовно-процессуального кодекса определяет перечень преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия и дознания.

Территориальная (местная) подследственность определяет компетенцию конкретных органов предварительного расследования в пределах обслуживаемой ими территории. Согласно ст. 152 Уголовно-процессуального кодекса предварительное расследование производится по месту совершения преступления. Если преступление было начато в одном месте, а закончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. В целях обеспечения полноты и объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков предварительное расследование может проводиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональная (личная) подследственность определяется в зависимости от субъекта преступления. Так, уголовное дело обо всех преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, адвокатами и иными лицами, указанными в п. «б» и «в» ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса, расследуются следователями прокуратуры.

Для ряда преступлений, совершенных в сфере экономики, перечень которых дан в ч. 5 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса, установлена альтернативная подследственность, т. е. предварительное следствие по ним может проводиться следователем того органа, который выявил данное преступление.

Подследственность по связи дел установлена ч. бет. 151 Уголовно-процессуального кодекса. В соответствии с ней расследование некоторых уголовных дел (например, некоторых преступлений против правосудия) осуществляется следователем того органа, к подследственности которого относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

Правила о соединении и выделении уголовных дел. В одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении: 1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии; 2) одного лица, совершившего несколько преступлений; 3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам (ст. 153 Уголовно-процессуального кодекса).

Соединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц. Соединение уголовных дел производится на основании постановления руководителя следственного органа. При соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.

Выделение уголовного дела в отдельное производство допускается в отношении:

  1. отдельных обвиняемых по уголовному делу о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, если обвиняемый скрылся либо место его нахождения не установлено по иным причинам, либо в случаях временного тяжелого заболевания обвиняемого;
  2. несовершеннолетнего обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми;
  3. иных лиц, обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования.

Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования допускается, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызвано большим объемом дела или множественностью его эпизодов. Выделение уголовного дела производится на основании постановления следователя или дознавателя.

В уголовном деле, выделенном в отдельное производство, должны содержаться подлинники или заверенные следователем или дознавателем копии процессуальных документов, имеющих значение для данного уголовного дела. Материалы дела, выделенного в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу.

Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления, когда выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство (ст. 154 Уголовно-процессуального кодекса).

Производство неотложных следственных действий (ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса). Если следователь по каким-либо причинам не может лично возбудить уголовное дело о преступлении, по которому обязательно предварительное следствие, и приступить к его расследованию, то закон наделяет орган дознания правом возбудить такое дело и провести по нему в течение 10 дней неотложные следственные действия.

УПК не дает перечня неотложных следственных действий. К числу таковых согласно п. 19 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса могут относиться действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Указанный 10-дневный срок не подлежит продлению. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа. После этого орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Формы окончания предварительного расследования (ст. 158 Уголовно-процессуального кодекса). Производство предварительного расследования может быть завершено в следующих формах:

  1. составлением обвинительного заключения (обвинительного акта) и направлением уголовного дела через прокурора в суд;
  2. прекращением уголовного дела;
  3. составлением постановления о направлении уголовного дела в суд для применения к лицу принудительных мер медицинского характера.

Следователь и дознаватель, установив в ходе предварительного расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств и других нарушений закона. Данное представление подлежит обязательному рассмотрению с уведомлением следователя о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества. В соответствии со ст. 160 Уголовно-процессуального кодекса, если у заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, следователь, дознаватель принимают меры к передаче их на попечение родственников или других лиц либо помещению в детские или социальные учреждения.

Следователь, дознаватель принимают меры к обеспечению сохранности имущества и жилища задержанного или заключенного под стражу подозреваемого, обвиняемого.

Недопустимость разглашения данных предварительного расследования. Данные предварительного расследования не подлежат разглашению. Следователь или дознаватель предупреждают участников производства по уголовному делу о недопустимости разглашения ставших им известными данных предварительного расследования, о чем у них берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со ст. 310 Уголовного кодекса.

Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. В любом случае, разглашение имеющихся данных о частной жизни участников производства по уголовному делу без их согласия не допускается.

Обязательность рассмотрения ходатайств (ст. 159 Уголовно-процессуального кодекса). Следователь и дознаватель обязаны принять и рассмотреть каждое ходатайство, заявленное участниками процесса. При этом подозреваемому, обвиняемому, защитнику, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям не может быть отказано в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела.

В случае отказа в удовлетворении ходатайства, следователь (дознаватель) выносит об этом мотивированное постановление.

Кроме того, к числу общих условий предварительного расследования принято относить положения о сроках предварительного расследования и о расследовании дела группой следователей.

Сроки предварительного расследования. Время начала производства предварительного следствия связывается с этапом возбуждения уголовного дела и характеризуется тремя правилами: расследование проводится только после возбуждения уголовного дела; оно проводится в строго определенном порядке; следователь и дознаватель обязаны приступить к расследованию немедленно после принятия дела к своему производству.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий два месяца со дня возбуждения уголовного дела (ст. 162 Уголовно-процессуального кодекса). В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе военного.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту РФ и приравненным к нему руководителем иного специализированного следственного органа, в том числе военного, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю.

При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее пяти суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Расследование дела группой следователей (ст. 163 Уголовно-процессуального кодекса) может осуществляться при сложности и большом объеме уголовного дела. О создании следственной группы указывается в постановлении о возбуждении дела либо выносится отдельное постановление. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа. В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому.

Руководитель следственной группы

  • принимает уголовное дело к своему производству;
  • организует работу следственной группы и руководит действиями других следователей;
  • составляет обвинительное заключение и направляет дело прокурору;
  • принимает решения:
    1. о выделении уголовного дела в отдельное производство;
    2. его приостановлении и возобновлении;
    3. прекращении уголовного дела;
    4. привлечении в качестве обвиняемого;
    5. направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
    6. возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;
    7. возбуждении перед судом ходатайства о производстве процессуальных действий, проводимых по решению суда.

Руководитель и члены следственной группы вправе принимать участие в следственных действиях, проводимых другими следователями.

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности.

Задачами органов дознания являются:

– быстрое и полное раскрытие преступлений;

– изобличение виновных;

– обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:

– дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

– производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

отличия:1. Предварительное следствие проводится следователями, т.е. специальными должностными лицами, для которых расследование преступлений является основной и единственной обязанностью. Дознание производится указанными в законе органами и их должностными лицами, для которых ведение дознания — только одна из возложенных на эти органы обязанностей при исполнении задач, связанных с управлением или обеспечением порядка в тех или иных сферах социальной жизни.

2. При выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия. Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с ОРМ, которые проводятся с помощью специального подсобного аппарата, оперативной техники, научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска. Эти действия дополняют друг друга и обеспечивают своевременное раскрытие преступления, установление лиц, их совершивших, и лиц, уклоняющихся от дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от уголовного наказания.

3. Дознание и предварительное следствие различаются по органам, входящим в разные ведомственные системы. Органов дознания по количеству намного больше органов предварительного следствия и они отражают разнообразие социальных сфер, требующих правового вмешательства силовых структур государства.

4. Дознание и предварительное следствие различаются по подследственности уголовных дел. К компетенции органов дознания отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые чаще всего совершаются в сфере управления и охраны общественного порядка. Эти преступления являются менее опасными и сложными для расследования, вскрываются при осуществлении административных функций и обеспечении общественного порядка и безопасности. К компетенции следователей отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих большую общественную опасность, трудоемкость и сложность при их расследовании.

5. Дознание отличается от предварительного следствия по процессуальному режиму. По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК). По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок может надзирающий прокурор, но не более чем на 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела.

6. Следователь вправе, в случае необходимости, поручить органу дознания производство следственных, розыскных или оперативно-розыскных действий в другом районе или по месту предварительного следствия. При этом следователь имеет право знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им письменные, обязательные для исполнения поручения и указания и требовать их содействия в производстве следственных действий. Прокурор, осуществляя надзор за процессуальной деятельностью, имеет право отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, изымать любое уголовное дело у органа дознания, давать указания о проведении розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, утверждать решения дознавателя о прекращении производства по делу и т.д. Это свидетельствует о тройном подчинении дознавателя: начальнику органа дознания, от которого он получает полномочия органа дознания и с чьим утверждением он принимает важнейшие решения по делу, следователю и прокурору, а также о его меньшей процессуальной самостоятельности по сравнению с процессуальной самостоятельностью следователя.

Задачи предварительного расследования

С. П. Ефимичев, П. С. Ефимичев

От правильного определения задач стадий уголовного процесса зависит выполнение задач уголовного судопроизводства в целом, целенаправленность и эффективность всей практической деятельности по применению норм уголовного права.

В ранее действовавшем законодательстве (ст. 2 УПК РСФСР) задачи уголовного судопроизводства были сформулированы следующим образом: «Задачами советского уголовного судопроизводства являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Уголовное судопроизводство должно способствовать укреплению социалистической законности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступлений, охране интересов общества, прав и свобод граждан, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции СССР, Конституции РСФСР и советских законов, уважения правил социалистического общежития».

УПК РФ не формулирует задачи уголовного судопроизводства ни в целом, ни по отдельным стадиям уголовного процесса. Отсутствие в законе сформулированных задач делает все уголовное судопроизводство безоружным, а деятель-

Ефимичев Сергей Петрович — профессор Московского государственного университета приборостроения и информатики, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ;

Ефимичев Петр Сергеевич — адвокат, кандидат юридических наук.

ность органов, ведущих процесс, не имеющей цели.

Вместе с тем ст. 6 УПК РФ указывает: «Уголовное судопроизводство имеет своим назначением: 1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод». Данная статья в главе 2 «Принципы уголовного судопроизводства» помещена первой. Надо полагать, что «назначение уголовного судопроизводства» является принципом уголовного судопроизводства.

В этом предписании ч. 1 ст. 6 УПК РФ все поставлено с ног на голову. Главным является преступление, это основное зло. Как следствие преступления, появляется необходимость защиты от него граждан и организаций, ставших жертвами этого преступления.

Главная же задача уголовного судопроизводства — это предупреждение, выявление и раскрытие преступлений, их расследование, обнаружение и собирание доказательств, подтверждающих как на- = личие преступления, так и вину лица, его совершившего. Закрепление доказательств и подготовка их представления в суд, где на основе этих доказательств будет принято решение о наличии преступления и виновности конкретного лица в его совершении, и, как результат, определение ему справедливого наказания. Как следствие всей этой деятельности, и будут защищены интересы жертв преступлений, как физических, так и юридических лиц.

На всех этапах такой деятельности должны строго соблюдаться права и законные интересы лиц, привлекаемых к ответственности.

Здесь «золотым» правилом является следующее: борьба с преступностью должна вестись только законными методами с соблюдением всех прав и законных интересов привлекаемых к ответственности лиц.

В определенной мере прав Ю. В. Да-ровских, считающий, что «задачи уголовного процесса определяются целями уголовного Закона, а само судопроизводство является механизмом уголовно-правовой политики государства»1.

Мы полагаем, что главное назначение уголовного судопроизводства состоит в обеспечении законного, обоснованного и справедливого применения к лицам, совершившим преступления, норм уголовного права, устанавливающих уголовную ответственность и наказание за совершение конкретных преступлений2.

При реализации норм уголовного права выполняются задачи УК РФ, которыми являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Для осуществления этих задач Кодекс устанавливает основания и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества и государства деяния при-

1 Даровских Ю. В. Функции уголовного процесса: соотношение задач уголовного закона и назначения судопроизводства / / Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях. Тюмень, 2005. С. 203.

2 См.: Ефимичев С. П., Ефимичев П. С. Уголовное судопроизводство и его роль в реализации уголовно-правовых норм / / Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях. Тюмень, 2005. С. 222.

знаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений. Изложенное позволяет нам высказаться за установление в УПК РФ норм, регламентирующих задачи уголовного судопроизводства. Вполне приемлемыми являются для УПК РФ задачи, которые были сформулированы в УПК РСФСР, если из текста убрать прилагательные «советское», «социалистическое» (они не раскрывают сущности задач, а лишь политизируют их). Сущность же задач показана достаточно полно.

Обращаясь к задачам предварительного расследования, отметим, что они являются частью задач всего уголовного судопроизводства по конкретному уголовному делу.

Все определения задач во многом схожи, но разнятся в их объеме, количестве. Так, П. И. Тарасов-Родионов задачами предварительного следствия считал: раскрытие преступлений; выявление и привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступления; подготовку материалов дела для суда3 .

М. С. Строгович писал: «…предварительное следствие должно быть проведено исчерпывающе и всесторонне, оно направлено на то, чтобы полностью раскрыть преступление, выявить и изобличить всех участников преступления, собрать и проверить все нужные по делу доказательства, привести в ясность все обстоятельства дела, оградить невиновных людей от неосновательного обвинения»4. Далее он подчеркивает: «Раскрытие преступления, обнаружение и изобличение совершивших преступление лиц не исчерпывает непосредственных задач предварительного следствия, дело может считаться расследованным

3 См.: Тарасов-Родионов П. И. Предварительное следствие. М., 1955. С. 3—4.

4 Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса. Т. 2. М., 1970. С. 39—40.

полно тогда, когда следователь выяснит причины и условия, способствовавшие совершению преступления или затруднявшие его своевременное обнаружение и пресе-чение»5.

По мнению А. П. Гуляева, задачами следователя являются:

1) быстрое и полное раскрытие преступлений и изобличение виновных;

2) обеспечение иных условий для привлечения каждого виновного в совершении преступления к ответственности в соответствии с законом;

3) ограждение граждан от неосновательного обвинения в совершении преступлений;

4) устранение причин и условий, способствующих совершению пре-ступлений6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н. В. Жогин и Ф. Н. Фаткуллин полагали, что предварительное следствие имеет самостоятельные процессуальные задачи, а именно:

1) быстрое и полное раскрытие преступлений;

2) привлечение к ответственности виновного и создание необходимых условий для предания его суду;

3) возмещение причиненного преступлением материального ущерба;

4) выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступления;

5) воспитание граждан в духе неуклонного исполнения законов и уважения правил общежития7.

С точки зрения П. С. Элькинд, в качестве целей стадии предварительного расследования (автор отождествляет понятия целей и задач уголовного судопроизводства) можно определить следующие:

1) более детальное раскрытие обстоятельств преступления и изобличение виновных;

5 Строгович М. С. Указ. соч. С. 67.

6 См.: Гуляев А. П. Следователь в уголовном процессе. М., 1981. С. 3.

7 См.: Жогин Н. В., Фаткуллин Ф. Н. Пред-

варительное следствие в советском уголов-

ном процессе. М., 1965. С. 38—48.

2) собирание, закрепление и предварительная оценка доказательств до суда и главным образом для суда;

3) уточнение степени необходимости уголовно-правового воздействия или возможности ограничиться применением мер общественного воздействия8 .

П. Ф. Пашкевич считал, что перед уголовным судопроизводством стоят шесть взаимосвязанных конкретных задач или ближайших целей:

1) быстрое реагирование следственных и судебных органов на совершенные преступления;

2) установление объективной истины по каждому делу;

3) обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное преступление;

4) назначение справедливого наказания виновным;

5) недопустимость привлечения к ответственности и осуждения невиновного;

6) достижение максимального воспитательно-предупредительного эффекта9 .

Все названные задачи, за исключением «назначения справедливого наказания», разрешаются и в стадии расследования.

По мнению А. И. Михайлова, в ч. 1′ ст. 2 УПК РСФСР были определены ближайшие задачи, а в ч. 2 этой’ статьи — конечные результаты, которые он называет не задачами, а целями. Под задачами понимаются результаты, достижение которых возможно в настоящем (они связаны с расследованием конкретного уголовного дела). Задачи характеризуют предварительное следствие с количественной стороны, и степень их достижения может быть

8 См.: Элькинд П. С. Цели и средства их достижения в советском уголовно-процессуальном праве. Л., 1976. С. 44.

9 См.: Пашкевич П. Ф. Процессуальный закон и эффективность уголовного судопроизводства. М., 1984. С. 8.

измерена. Цели же предварительного следствия реализуются при участии других социальных институтов и государственных органов, и вклад следователей в их достижение количественно выразить в настоящее время невозможно10.

Представляется, что приведенные конструкции систем задач предварительного расследования не полны и в определенной мере не точны. Правильное же определение задач конкретной стадии имеет исключительно важное как теоретическое, так и практическое значение.

Учитывая различную терминологию, употребляемую авторами в разных сочетаниях применительно к одним и тем же положениям, целесообразно выяснить значение терминов «цель» и «задача».

В русском языке термин «цель» толкуется как «то, к чему стремятся, что надо осуществить»11, «задача» — как «то, что требует ис-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

полнения, разрешения»

Таким

образом, видно, что семантика указанных терминов идентична.

Мы полностью разделяем суждения профессора П. С. Элькинд, высказавшей критические замечания в адрес ученых В. Т. Томина13, Л. Д. Кокорева14 , которые предприняли попытку разграничить категории «це-

10 См.: Михайлов А. И. Проблемы эффективности предварительного следствия: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1979. С. 43—46, 50—51.

11 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1970. С. 859.

12 Там же. С. 198.

14 См.: Кокорев Л. Д. Участники правосу-

дия по уголовным делам. Воронеж, 1971. С. 73; Он же. Положение личности в совет-

ском уголовном судопроизводстве: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Л., 1975. С. 12.

ли» и «задачи» в уголовном судопроизводстве по их объему, перспективности и содержанию: «Любой критерий разграничения целей и задач по содержанию оказался бы искусственным, надуманным». Определенные нюансы данных понятий лежат отнюдь не в различии их содержания, а в возможности их разноаспектного использования. Категория «цель» — философская; категория «задача» имеет более практическое, житейское употребление. Поэтому, когда данная категория подвергается исследованию в ее философском выражении — внутреннем (как мысленное отражение потребности человека) и внешнем (как субъективное отражение объективно, реально существующих возможностей действительности, внешнего мира), субъективном (поскольку цели возникают в сознании людей) и объективном (поскольку они определяются в конечном счете материальными условиями жизни общества), когда мы стремимся познать всю систему нитей и взаимосвязей данной категории вообще и в сфере конкретных общественных отношений в частности, мы используем понятие «цель». В тех же случаях, когда речь идет о выражении содержания этой категории в определенных правилах поведения, в нормативных актах, в направленности конкретной практической деятельности, вне ее сложного многоаспектного исследования, более целесообразно пользоваться понятием «задачи»15. .

Некоторые ученые в отношении одних и тех же понятий употребляют разные термины. Так, А. Д. Бойков познание объективной истины в одном случае относит к целям, в другом — к задачам уголовного процесса16. Таким образом, пред-

15 См.: Элькинд П. С. Указ. соч. С. 38—39.

ставляется, что в уголовном судопроизводстве категории «цели» и «задачи» идентичны.

Задачи уголовного судопроизводства, формулируемые законодателем, должны быть реальными, выполнимыми. Степень их выполнения может быть представлена наглядно, как в виде показателей раскрываемости преступлений, так и в виде показателей состояния законности в районе, городе, состояния воспитательной и профилактической работы, как в целом, так и с отдельными группами населения, трудовыми коллективами, отдельными гражданами. Формулируемые и определяемые законодателем задачи представляют собой требования, выдвигаемые общественной жизнью, разрешение которых назрело в каждом конкретном случае. К. Маркс отмечал, что задачи формулируют люди и они их определяют так, чтобы они же и имели возможность их разрешить: «…при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе станов-ления»17.

Цели (задачи) в уголовном судопроизводстве, по мнению П. С. Эль-кинд, подразделяются на общие для уголовного судопроизводства в целом и на конкретные, характерные для каждой конкретной стадии уголовного процесса18. Такая классификация задач может быть принята условно, так же как и то, что стадия уголовного процесса является лишь относительно самостоятельной частью уголовного процесса в целом. Вот почему предлагаемые различными авторами конструкции задач стадии предварительного расследования не могут быть признаны удовлетворяющими всем требованиям. Этим же можно объ-

17 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7.

18 См.: Элькинд П. С. Указ. соч. С. 41.

яснить и то положение, что некоторые задачи, относимые к отдельной стадии, по существу разрешаются и в ряде других стадий. В конкретной же стадии уголовного процесса они, как правило, получают свое специфическое проявление с учетом предназначения конкретной стадии. Однако нельзя считать такое разрешение той или иной задачи окончательным, если ее разрешение будет осуществляться в последующих стадиях процесса. Сказанное позволяет утверждать, что задачами конкретной стадии уголовного процесса следует рассматривать и те из них, которые разрешаются как в отдельной стадии, так и в уголовном судопроизводстве в целом. Здесь, по нашему мнению, не имеет значения обстоятельство возможности или невозможности количественного или качественного измерения степени разрешения конкретной задачи, реализуемой в той или иной стадии уголовного процесса.

Мы разделяем мнение П. С. Эль-кинд о том, что цели (задачи) уголовного судопроизводства в целом образуют систему взаимосвязанных и взаимодействующих структурных элементов, значение которых рав-нозначно19. Они (цели-задачи) не§ могут быть классифицированы по ^ степеням или уровням. Если они» разрешаются в конкретной стадии я или уголовном процессе в целом, рав они относятся к категории целей- о п задач, если же они не находят ко здесь своего проявления, то они и ий не могут относиться к категории осс целей-задач. л р

Задачами предварительного рас- рна следования являются только те^ положения, которые получили закрепление в законе или вытекают из его сущности:

1) быстрое и полное раскрытие преступлений;

2) установление объективной истины по уголовному делу;

3) изобличение виновных;

4) привлечение виновных в совершении преступлений к уголовной ответственности в качестве обвиняемых;

5) ограждение невиновного от привлечения к уголовной ответственности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6) реабилитация неосновательно привлеченных к уголовной ответственности и обеспечение возмещения им ущерба, причиненного неосновательным привлечением;

7) обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением;

8) выявление и устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений;

9) создание необходимых предпосылок для правильного и законного разрешения уголовного дела судом;

10) обеспечение исполнения приговора;

11) воспитание граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции РФ и законов, уважения правил общежития;

12) охрана прав и свобод граждан и интересов общества;

13) способствование укреплению законности и правопорядка.

Четкое определение задач стадии предварительного расследования будет способствовать более полному и всестороннему исследованию их в теории уголовного процесса. Развернутый перечень стоящих перед расследованием задач будет представлять собой для практических органов исчерпывающую программу их деятельности по каждому уголовному делу, будет способствовать выработке наиболее оптимальных вариантов их разрешения. Наличие системы задач стадии предварительного расследования явится гарантией обеспечения прав личности в уголовном судопро-

изводстве и в конечном счете само по себе будет способствовать укреплению законности в деятельности органов предварительного расследования.

Представленный перечень задач стадии предварительного расследования в таком виде в литературе дается впервые. Причем большинство задач теми или иными авторами представлялись в различном сочетании (как видно из приводимых высказываний). Подчеркнем, что содержание одних задач не должно входить в содержание других. Другое дело, что все задачи, определяющие предназначение конкретной стадии уголовного процесса, представляют собой систему. Каждая из задач характеризует отдельные самостоятельные направления деятельности, разноаспектно позволяет раскрыть сущность стадии предварительного расследования. В этом и состоит ценность и направленность конкретной задачи. Если то или иное положение не выполняет указанной миссии, то оно не может быть отнесено к задачам стадии, а тем более к задачам всего уголовного процесса.

Методологически неправильно отрывать задачи предварительного расследования от задач уголовного процесса в целом. Выполнение задач конкретной стадии позволит разрешить задачи уголовного судо- ‘ производства в целом. Правильнее говорить не о специфических задачах конкретной стадии, а о специфическом разрешении задач уго-‘ ловного процесса в конкретной стадии. Наличие специфики в разрешении конкретных задач и позволяет нам такие задачи не только считать задачами уголовного судопроизводства, но и рассматривать их в качестве задач конкретной стадии.

Когда идет речь о задачах уголовного судопроизводства, то имеются в виду такие задачи, которые разрешаются в связи с расследованием и судебным разбирательством конк-

ретного уголовного дела. Вне уголовного дела нет уголовного судопроизводства. Соответственно, вне конкретного уголовного дела нет задач уголовного судопроизводства.

Это положение позволяет нам утверждать, что все задачи уголовного судопроизводства разрешаются в ходе расследования и судебного разбирательства конкретного уголовного дела, а это значит, что содержание этих задач не может распространяться на деятельность органов, не ведущих уголовное судопроизводство.

Если аналогичные задачи возлагаются на другие органы государства и их разрешение осуществляется вне уголовного судопроизводства, то в этой части их нельзя считать задачами уголовного судопроизводства. Наглядным подтверждением этого вывода может служить задача «способствование укреплению законности и правопорядка», которая в уголовном судопроизводстве разрешается только в той ее части, в какой она может быть разрешена средствами уголовного судопроизводства.

Предыдущий | Оглавление | Следующий

§ 1. Понятие и содержание стадии предварительного расследования

§ 2. Общие условия предварительного расследования

Рекомендуемая литература

§ 1. Понятие и содержание стадии предварительного расследования

Предварительное расследование является второй после возбуждения уголовного дела стадией процесса, выполняющей по отношению к ней контрольную функцию, поскольку в процессе расследования проверяется обоснованность решения о возбуждении уголовного дела.

Содержание стадии предварительного расследования составляет регламентированная уголовно-процессуальным законодательством деятельность органов дознания и предварительного следствия по установлению обстоятельств совершенного преступления, обеспечению уголовного преследования виновных в совершении преступлений и ограждению от ответственности невиновных, принятию мер по устранению вредных последствий преступления, а также по их предупреждению и пресечению. Характерными чертами предварительного расследования, помогающими уяснить сущность этой стадии процесса, являются:

– направленность деятельности прокурора, следователя, дознавателя на раскрытие преступления, изобличение лица, его совершившего, отыскание и проверку доказательств, подтверждающих принимаемые по делу решения;

– урегулированность процессуальной деятельности нормами уголовно-процессуального закона и осуществление ее в определенной процессуальной форме, вне которой любые действия следователя или дознавателя не порождают правовых последствий;

– познавательная, исследовательская направленность и удостоверительный характер действий следователя и дознавателя, которые не только собирают и проверяют фактические данные, имеющие отношение к делу, но и закрепляют (оформляют) полученные сведения, придавая им правовое значение.

Стадия предварительного расследования имеет самостоятельный характер и собственные задачи, в которые принято включать:

– быстрое и полное раскрытие совершенного преступления;

– изобличение и привлечение виновного к уголовной ответственности (осуществление уголовного преследования);

– принятие мер к возмещению материального ущерба, причиненного преступлением;

– выявление причин преступления и условий, способствовавших его совершению, и принятие мер к их устранению.

Под раскрытием преступления следует понимать установление лица, совершившего преступление и закрепление этого обстоятельства в процессуальном акте (протоколе задержания или постановлении об избрании меры пресечения; постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого; обвинительном акте, обвинительном заключении). Говоря о задаче изобличения и привлечения к ответственности виновного в совершении преступления, следует указать, во-первых, на органическую связь выполнения этой задачи с задачами определения вида и степени ответственности, которую должен нести совершивший преступление, и, во-вторых, на обязанность следователя и дознавателя принять меры для ограждения невиновного в тех случаях, когда такая ответственность неосновательно наступила, то есть отказаться от привлечения к ответственности при установлении к этому законных оснований.

Меры к возмещению материального ущерба, причиненного преступлением, состоят из целого комплекса оперативно-розыскных и следственных действий, в который входит: розыск утраченных ценностей; выяснение объема ущерба и круга лиц, обязанных нести полную или частичную ответственность; определение размера той части ущерба, который подлежит возмещению; установление источников возмещения ущерба; наложение ареста на имущество; принятие мер к сохранности имущества; признание гражданским истцом и привлечение в качестве гражданского ответчика. Преступлением причиняется не только материальный ущерб. Любое преступление влечет вредные последствия: социальные, физические, моральные и имущественные. В задачи органов и должностных лиц, ведущих расследование, входит выявление всех видов последствий, причиненных преступлением, и принятие возможных мер к заглаживанию причиненного вреда. Не всегда характер и размер некоторых видов вреда может быть так же точно определен, как материальный ущерб, но во всех случаях вредные последствия могут быть устранены и органы расследования обязаны выполнить все возможные для этого действия.

В уголовном процессе Российской Федерации стадию предварительного расследования проходит подавляющее большинство уголовных дел. Исключение составляют лишь дела частного обвинения, имеющие незначительное количество и небольшую степень общественной опасности деяния (небольшую тяжесть). Расследование именуют предварительным, так как оно предшествует судебному разбирательству, одним из этапов которого является судебное следствие. Решения, которые принимаются в процессе расследования (за исключением решения о прекращении уголовного дела), носят не окончательный, а предварительный характер и нуждаются в обязательной проверке судом в судебном следствии. Сама эта стадия только подготавливает почву для работы судебных инстанций, в известной мере предопределяет пределы судебного следствия, обеспечивает его успешное осуществление. Достижение задач предварительного расследования может обусловить переход уголовного дела в следующую стадию процесса, а в случае прекращения уголовного дела означает завершение уголовного судопроизводства этой стадией.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство (ст. 150, 125 УПК) предусматривает две формы предварительного расследования: дознание, которое проводится органами дознания, и предварительное следствие, осуществляемое следователями. Предварительное следствие и дознание связаны единством задач и форм деятельности и поэтому образуют единую стадию процесса. Данные, полученные в ходе дознания и предварительного следствия, имеют одинаковое доказательственное значение по делу. Кроме того, по письменному указанию прокурора уголовные дела, подследственные органам дознания могут быть переданы для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК).

Последовательность процессуальных действий определяется лицом, осуществляющим расследование, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, оснований выполнения необходимых действий и принятия соответствующих решений по ходу расследования. Однако очередность определенных процессуальных действий, составляющих структуру расследования, остается неизменной по любому делу и обусловливает последовательность и развитие расследования от принятия дела к своему производству до оформления итогового решения о направлении уголовного дела для разрешения его по существу. Структуру расследования можно представить в виде взаимосвязанных частей, этапов, которые сменяют друг друга по мере движения уголовного дела. Среди них можно выделить:

1) производство неотложных следственных действий (ст. 157 УПК);

2) выявление совокупности доказательств, позволяющих принять решение о привлечении конкретного лица (лиц) в качестве обвиняемого (ст. 176–196 УПК);

3) действия по привлечению в качестве обвиняемого, предъявлению обвинения и допросу обвиняемого, применению мер процессуального принуждения (ст. 171–175; ст. 97–116 УПК);

4) производство процессуальных действий с целью проверки показаний обвиняемого и собирания доказательств, позволяющих принять решение о форме окончания расследования;

5) окончание расследования как комплекс процессуальных действий, связанных с составлением итогового решения, оформления и направления дела для рассмотрения его по существу (ст. 212–222, 225 УПК).

Представленная структурная модель расследования хотя и отражает наиболее типичные черты этой стадии процесса в ее развернутом виде, однако является условной, так как рамки некоторых этапов не являются жесткими, не каждое уголовное дело в строгой последовательности проходит все этапы. Например, на одном из первых этапов дело может быть прекращено или в ходе расследования будет обнаружено, что общественно опасное деяние совершено лицом, психическое состояние которого исключает его уголовную ответственность, или может оказаться, что в совершении преступления принимали участие несколько человек, обнаружение которых состоялось не одновременно. Поэтому этап, связанный с привлечением в качестве обвиняемого, дробится на части, переплетаясь с другими этапами.

§ 2. Общие условия предварительного расследования

Общие условия – это установленные законом положения, которые характеризуют стадию предварительного расследования и регламентируют порядок деятельности. УПК устанавливает формы предварительного расследования, место его производства, подследственность, правила соединения, выделения уголовных дел и другие условия, в которых осуществляется расследование, именуя их общими условиями предварительного следствия (глава 21, ст. 150–161 УПК). Данные положения касаются и производства дознания, за исключением тех обстоятельств, которые особо оговорены в законе. Поэтому вполне правомерно говорить об общих условиях предварительного расследования, отражающих характерные черты и специфические особенности содержания этой стадии процесса.

Наиболее полный перечень общих условий включает:

– формы предварительного расследования (ст. 150, 151, 157 УПК);

– соблюдение подследственности (ст. 151, 152 УПК);

– правила соединения и выделения уголовных дел (ст. 153, 154, 155 УПК);

– начало производства и окончание предварительного расследования (ст. 156, 158 УПК);

– обязательность рассмотрения ходатайств (ст. 159 УПК);

– меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества (ст. 160 УПК);

– недопустимость разглашения данных предварительного расследования (ст. 161УПК).

Под подследственностью понимается совокупность признаков, в соответствии с которыми уголовное дело подлежит расследованию определенным органом. В зависимости от рода совершенного преступления, места его совершения, обстоятельств, свидетельствующих о том, кто его совершил, различают виды подследственности: предметную (родовую), персональную, территориальную и по связи дел.

Предметная (родовая) подследственность определяет отношение уголовного дела к компетенции следователей одного из ведомств – прокуратуры, органов безопасности, внутренних дел, налоговой полиции – в зависимости от предмета преступного посягательства, обозначенного в Особенной части УК.

Персональная подследственность определяется в зависимости от субъекта, подлежащего привлечению к уголовной ответственности (несовершеннолетний, судья, прокурор и т. д.). По всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов и т. д. предварительное следствие производится следователями прокуратуры (п. «б» и «в» ч. 2 ст. 151 УПК).

Территориальная (местная) подследственность определяется местом совершения преступления или местом обнаружения преступления, а также местом нахождения подозреваемого или большинства свидетелей. Орган расследования, установив, что дело ему не подследственно, обязан выполнить все неотложные следственные действия, после чего передать дело прокурору для направления по подследственности. О направлении дела по подследственности выносится мотивированное постановление (ст. 152 УПК). По общему правилу местом расследования преступления является район, на территории которого оно было совершено. Вместе с тем, если место совершения преступления неизвестно, а также с целью наиболее быстрого и полного его расследования и соблюдения процессуальных сроков следствие может производиться по месту обнаружения преступления, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Продолжаемые деяния расследуются на территории того района, в котором был совершен последний эпизод преступной деятельности, объединенной единым умыслом. Длящиеся преступления расследуются на территории, где были окончены или пресечены действия или бездействие, составляющие объективную сторону состава преступления. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. Если преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них (ч. 2 и ч. 3 ст. 152 УПК). При этом в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток (ч. 1 ст. 152 УПК).

Если одним и тем же лицом совершено несколько преступлений на территории различных районов, предварительное расследование начинается по месту обнаружения любого из них. Расследование такого дела в полном объеме обычно производится по месту совершения наиболее тяжкого преступления или по месту проживания большинства свидетелей. Если лицо было заключено под стражу на территории одного из районов, все уголовные дела объединяются в одном производстве и направляются в тот орган, который применил данную меру пресечения.

Разрешение споров о подследственности между следователями одного ведомства, действующими на территории различных районов, находится в компетенции прокурора субъекта федерации, между следователями различных областей Российской Федерации – Генерального прокурора Российской Федерации.

Подследственность по связи дел применяется при соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных различным органам предварительного расследования. Подследственность определяется прокурором с соблюдением правил предметной, персональной и территориальной подследственности. При этом прокурор обязан указать основания такой передачи (п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК).

Этот вид подследственности применяется, например, при расследовании преступлений против правосудия, если деяние было совершено в ходе производства по ранее возбужденному делу. По данным преступлениям предварительное расследование производится тем органом, к чьей подследственности относится основное преступление, в связи с которым находится и преступление против правосудия.

Установленные уголовно-процессуальным законодательством правила соединения и выделения уголовных дел представляют собой условия, которые позволяют сформировать оптимальный объем доказательственной информации по уголовному делу. Соединение уголовных дел в одно производство осуществляется с целью обеспечить всестороннее и объективное исследование обстоятельств совершенного преступления (преступлений). В соответствии со ст. 153 УПК в одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении:

1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии (к соучастникам преступления относятся организаторы, подстрекатели, пособники, исполнители и соисполнители);

2) одного лица, совершившего несколько преступлений;

3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам;

4) соединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.

Соединение уголовных дел производится на основании постановления прокурора. При соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.

Запрещено соединять в одном производстве дела, если в одном месте было одновременно совершено несколько преступлений не связанных единым умыслом и в отношении различных лиц. Не подлежат соединению в одном производстве дела, если преступления совершены в отношении одного и того же потерпевшего, но действия преступников не были связаны единым умыслом.

Выделение уголовного дела допускается только в вызванных реальной необходимостью случаях, когда это не может негативно отразиться на полноте и объективности расследования по делу.

Выделение уголовного дела в отдельное производство допускается в отношении:

1) отдельных обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, если: а) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено; б) обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам; в) место нахождение обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;

2) несовершеннолетнего обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми;

3) иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования;

4) выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования допускается, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызвано большим объемом уголовного дела или множественностью его эпизодов (ч. 1 и 2 ст. 154 УПК).

Выделение уголовного дела производится на основании постановления прокурора, следователя или дознавателя. Если уголовное дело выделено в отдельное производство для проведения предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица, то в постановлении должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК РФ.

В уголовном деле, выделенном в отдельное производство, должны содержаться подлинники или заверенные прокурором, следователем, дознавателем копии процессуальных документов, имеющих значение для данного уголовного дела. Материалы уголовного дела, выделенного в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу. Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления, которым выделяется дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения основного уголовного дела, из которого дело выделено в отдельное производство (ч. 3–6 ст. 154 УПК).

Если в ходе предварительного расследования стало известно о совершении преступления, не связанного с расследуемым, дознаватель, следователь выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их прокурору для принятия решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче материалов по подследственности (ст. 155 УПК).

К общим условиям предварительного расследования уголовно-процессуальный закон относит обязательность рассмотрения ходатайств.

Правом заявлять ходатайства наделены подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель или представитель, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, эксперт. Они вправе ходатайствовать о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство, или представляемого им лица. Им не может быть отказано в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действиях, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для данного уголовного дела (ч. 2 ст. 159 УПК).

Ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу. Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное заносится в протокол следственного действия. Следователь, дознаватель обязаны рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство непосредственно после его заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления.

В случае полного или частичного отказа в удовлетворении ходатайства следователь, дознаватель выносят постановление, которое может быть обжаловано прокурору или в суд. Прокурор рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения, а в исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы или принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель (ст. 124 УПК).

В судебном порядке могут рассматриваться жалобы, поданные непосредственно либо через дознавателя, следователя или прокурора на постановления: об отказе в возбуждении уголовного дела; о прекращении уголовного дела; иные решения и действия (бездействия), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию. Судья по месту производства предварительного расследования не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, прокурора с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием или решением, а также с участием прокурора.

Общим условием предварительного расследования является недопустимость разглашения данных предварительного расследования.

Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Для обеспечения тайны предварительного расследования ч. 2 ст. 161 УПК устанавливает правило, согласно которому прокурор, следователь или дознаватель предупреждает участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования, о чем у них берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со ст. 310 УК РФ.

Из предписаний закона следуют выводы о том, что запрет разглашения данных предварительного расследования относится ко всем участникам уголовного судопроизводства, в том числе и лицам, осуществляющим уголовное преследование, так как термин «разглашение» включает в себя не только сообщение или передачу сведений (информации), но и иные деяния, в результате которых заинтересованным лицам становятся известными данные предварительного расследования (ведение разговоров между сослуживцами в общественном транспорте, обсуждение деловых вопросов в помещении с плохой звукоизоляцией, громкое чтение документов и другие виды утечки информации). Из закона следует также вывод, что ответственность наступает только за разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения. Объем данных предварительного расследования, относительно которого устанавливается возможность оглашения, определяется прокурором, следователем, дознавателем – лицами, осуществляющими уголовное преследование по конкретному уголовному делу. И, наконец, из закона следует вывод, что разглашение данных предварительного расследования затрагивает не только интересы правосудия, государственной власти, государственной службы, но и связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников судопроизводства без их согласия не допускается. Запрет разглашения данных предварительного расследования должен быть распространен и на сведения о мерах безопасности, предпринятых в отношении участников уголовного процесса.

К общим условиям предварительного расследования уголовно-процессуальный закон относит его начало и окончание (ст. 156, 158 УПК).

Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель выносит постановление, которое должно быть согласовано с прокурором. В постановлении следователь, дознаватель также указывает о принятии им уголовного дела к своему производству. Если следователю или дознавателю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору.

Рекомендуемая литература

Абдумаджидов Г. А. Предварительное расследование. Ташкент,1985.

Викторов Б. А. Общие условия предварительного расследования. М., 1971.

Жогин Н. В., Фаткуллин Ф. Н. Предварительное следствие в советском уголовном процессе. М., 1965.

Ларин А. М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М., 1986.

Митрохин Н. П. Законность и демократизм предварительного следствия. Минск, 1979.

Павлов Н. Е. Общие условия предварительного расследования. Сравнительное исследование. М., 1982.

Шимановский В. В. Общие условия предварительного следствия. М., 1983.

Предыдущий | Оглавление | Следующий

Предварительное расследование– это стадия уголовного процесса, в ходе которой органы следствия и дознания под надзором прокурора производят следственные и иные процессуальные действия по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях установления имеющих значение для дела обстоятельств, готовят материалы для передачи дела в суд.

Задачи предварительного расследования:

1) быстрое и полное раскрытие преступления;

2) изобличение виновных лиц;

3) обеспечение правильного применения закона;

4) принятие мер по возмещению ущерба, причиненного преступлением (ст. 52 Конституции РФ);

5) обеспечение возможности осуществления субъектами уголовного процесса своих конституционных и процессуальных прав;

6) выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Субъекты стадии предварительного расследования:

1) государственные органы и должностные лица, в чьем производстве находится дело:

а) лица, производящие расследование:

– следователь;

– дознаватель;

б) осуществляющие контроль и надзор:

– суд;

– руководитель следственного органа;

– начальник подразделения дознания;

– прокурор;

2) участники уголовного процесса, имеющие правовой интерес:

– подозреваемый;

– обвиняемый;

– защитник обвиняемого (подозреваемого) (ст.47-51 УПК РФ);

– потерпевший (ст.53, 136 УПК РФ);

– гражданский истец (ст.54, 137 УПК РФ);

– гражданский ответчик (ст.55, 138 УПК РФ);

– их представители;

3) иные участники, содействующие расследованию преступления:

– свидетель;

– понятой;

– эксперт;

– специалист;

– переводчик.

Значение стадии предварительного расследования: она направлена на то, чтобы создать условия для успешного разрешения уголовного дела в суде либо обнаруживать основания, исключающие необходимость судебного разбирательства.

Предварительное расследование определяет границы обвинения, через которые суд не вправе переступить. Разбирательство дела в суде производится только в отношении обвиняемых и лишь по тому обвинению, по которому они преданы суду. Следовательно, на предварительном расследовании определяются пределы судебного разбирательства.

Содержание данной стадии включает:

– производство следственных действий по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях быстрого и полного раскрытия преступления, всестороннего установления обстоятельств дела, изобличения виновных и привлечения их к уголовной ответственности;

– производство других процессуальных действий и осуществление мер процессуального принуждения в целях обеспечения целей УСП.

Характер процессуальных действий, равно как и их последовательность, зависят от обстоятельств и особенностей каждого отдельного дела и могут быть различными. Но при всех различиях предварительное расследование имеет общую систему.

Система предварительного расследования – это его этапы, включающие в себя определенные обязательные процессуальные действия и решения, которые выполняются в строгой последовательности и без осуществления которых дело не может быть направлено в суд.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах: предварительного следствия и дознания.

1. Предварительное следствие– включает в себя систему процессуальных действий следователя по собиранию, проверке и оценке необходимых доказательств по делу и выяснению иных вопросов, необходимых для разрешения дела, а также принятие следователем решений, которые обеспечивают возможность производства расследования.

Предварительное следствие проводится по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 151 УПК РФ.

Следователь осуществляет предварительное следствие по уголовному делу, как правило, единолично.

По делам большой сложности или большого объема производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе, выделяемой законодателем в качестве коллективного субъекта расследования.

Одним из важнейших процессуальных действий следствия является привлечение лица в качестве обвиняемого (ст. 171 УПК РФ), которое состоит в том, что следователь при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, выносит соответствующее постановление. В нем он описывает инкриминируемое деяние, дает ему квалификацию, а затем в присутствии защитника предъявляет обвинение (ст. 172 УПК РФ).

После завершения всех необходимых следственных действий следователь знакомит участников процесса с материалами дела (ст. 215–218), составляет обвинительное заключение и направляет дело прокурору (ст. 220 УПК РФ).

2. Дознание– форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). К числу таких дел относятся уголовные дела, указанные в ч. 3 ст. 150 УПК РФ (около 93 составов небольшой тяжести, 43 – средней тяжести, 1 – тяжкое (ч. 2 ст. 203 УК РФ).

Дознание производится в порядке, установленном для предварительного следствия, однако есть определенные особенности его производства (гл. 32, ст. 157 и др. УПК РФ).

В случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, предусмотренные ст. 46 УПК РФ, о чем составляется протокол.

При производстве дознания обвинение не предъявляется, оно формулируется в итоговом документе – обвинительном акте.

Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела. Потерпевшему или его представителю по егоходатайству могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного.

Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору.

Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 7752;

Добавить комментарий