Заключение медиативного соглашения

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Д.С. Кулаков

Кулапов Дмитрий Сергеевич — соискатель кафедры теории государства и права

Саратовская государственная юридическая академия

Медиативное соглашение как итоговый позитивно-культурный

результат процедуры медиации

Заключение сторонами медиативного соглашения (или как его иначе называют практики, «медиативного консенсуса», «соглашения об урегулировании спора») является идеальным итоговым позитивным результатом окончательной стадии — прекращения процедуры медиации и своеобразной взаимной победой сторон над возникшим между ними правовым конфликтом. Общее содержание понятия медиативного соглашения урегулировано Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»1(далее — ФЗоПМ). Медиативное соглашение представляет собой соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору, и обязательно заключается в письменной форме (п. 7 ст. 2 ФЗоПМ).

Правовая природа медиативного соглашения вызывает немало споров в юридической среде. Так, С.И. Калашникова справедливо отмечает, что «проблемы сущности и правовой природы, содержания, юридической силы, последствий заключения и исполнения медиативного соглашения вызывают, пожалуй, самую острую дискуссию… Процедура медиации предполагает урегулирование спора исходя из интересов сторон, а потому медиативное соглашение может выходить за предмет первоначальных требований и зачастую будет лишь косвенным образом связано со спорным правоотношением. Более того, стороны примирительной процедуры не ограничены в способах урегулирования спора»2. Медиативное соглашение является связующим звеном между частной медиацией и ее результатами, с одной стороны, и правом, с другой. Ведь именно соглашение является способом устранения правовой неопределенности, препятствующей реализации интересов участников правоотношений.

Можно выделить несколько особенностей медиативного соглашения, определяемых в ФЗоПМ.

Как мы уже рассматривали выше, в рамках медиативной процедуры спор подлежит урегулированию с учетом интересов сторон, что зачастую влечет за собой охват медиативным соглашением не только первоначально заявленных требований и будет лишь косвенным образом связано со спорным правоотношением. Законодатель не ограничивает способы урегулирования спора для сторон. Исходя из анализа алгоритма медиации можно сделать вывод об уникальности процесса в каждом конкретном случае, при этом наблюдается ориентация на поиск индивидуальных решений, что влечет за собой определенные сложности юридической квалификации условий медиативного соглашения.

Субъектами медиативного соглашения выступают только стороны тех спорных правоотношений, которые перечислены в статье 1 настоящего Закона. На основании пункта 7 статьи 2 ФЗоПМ установлено, что медиативное соглашение — это соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации. Такое соглашение лишь должно содержать сведения о медиаторе (медиаторах), проводившем процедуру медиации. В этом соглашении определяются права и обязанности сторон правоотношения, поэтому медиатор не является субъектом медиативного соглашения, как и другие лица.

Законодателем установлены определенные требования к форме такого соглашения. Соглашение

0 проведении процедуры медиации должно быть заключено в письменной форме (ч. 1 ст. 12 ФЗоПМ). Полагаем, что последствием несоблюдения указанной формы соглашения является его недействительность. В ряде случаев, поскольку медиативное соглашение в соответствии с частью 4 статьи 12 представляет собой гражданско-правовую сделку, представляется необходимым соблюдение требований закона о нотариальном удостоверении сделки или ее государственной регистрации. Нотариальное удостоверение сделки предусматривает, например, статья 584 ГК РФ для договора ренты, а договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, подлежит также государственной регистрации. Напомним, что несоблюдение нотариальной формы сделки, а в случаях, установленных законом, — требования о государственной регистрации сделки в соответствии со статьей 165 ГК РФ влечет ее недействительность.

В ФЗоПМ определяется цель заключения соглашения. Оно содержит взаимные обязательства сторон по урегулированию правового спора, которые стороны обязуются добровольно и добросовестно исполнить.

1 Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31, ст. 4162.

2 Калашникова С.И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. М., 2011. С. 127.

Кулапов Д.С. Медиативное соглашение как итоговый позитивно-культурный…

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Законодатель определяет содержание соглашения. В соответствии с частью 1 статьи 12 ФЗоПМ в таком соглашении должны быть отражены сведения о предмете спора, о сторонах, о медиаторе, согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. В качестве предмета медиативного соглашения выступает то, по поводу чего возник спор. После указания сторон в соглашении оговаривается, что оно достигнуто по результатам проведения процедуры медиации. Затем в соглашении указываются сведения о предмете спора. Далее в соглашении прописываются обязательства сторон,условия и сроки их выполнения.

Медиативное соглашение отличается по содержанию и языку от любого другого соглашения, отражая принципы, процесс и динамику медиации, хотя в то же время начинается с именования сторон и заканчивается их подписями. Подписание медиативного соглашения — это завершение медиации и достижение двойной цели. Во-первых, акт подписания соглашения сторонами является декларацией окончания процесса и обязательством не разглашения всего, что стало известно в течение процесса и обеспечило достижение данного результата. Во-вторых, подписи сторон свидетельствуют об их понимании и признании того факта, что настоящее соглашение — это результат совместного достижения оптимального варианта разрешения конфликта1.

Необходимо помнить, что содержание медиативного соглашения и модель медиации взаимозависимы, поскольку ее итог определяется через используемые технологии и правила проведения процедуры. Как пишет С.В. Калашникова: «Терапевтическая и классическая модели медиации дают возможность расширить пространство для поиска консенсуального решения типа «выигрыш-выигрыш». Собственно в этом и заключается их особое значение и ценность»2.

В рамках процедуры медиации могут быть затронуты не только и не столько правовые основания спора, сколько иные материи, возможно юридически не значимые, но от них зависит интерес сторон, которые необходимо отразить в итоговом соглашении. Так, важным аспектом содержания медиативного соглашения являются степень и пределы контроля медиатором условий такого соглашения. Особенно актуально это при разрешении семейных споров. На наш взгляд, поскольку стороны процедуры медиации могут не обладать необходимыми юридическими знаниями, важно, чтобы медиатор уделял внимание контролю над условиями медиативного соглашения. Медиатор должен при согласовании сторонами условий медиативного соглашения особое внимание уделять проверке соответствия каждого из условий интересам сторон, детально прорабатывать со сторонами каждое условие соглашения, обсуждая при этом наличие ресурса, обеспечивающего исполнение, сроки, место исполнения обязательств, а также все возможные последствия неисполнения обязательств, гарантии исполнения обязательств и санкции (если для сторон это представляется важным). Такая детальная проработка соглашения является гарантией того, что в будущем у сторон не возникнет вопросов по поводу исполнения медиативного соглашения и оно будет своевременно и должным образом реализовано.

Законодатель допускает возможность утверждения медиативного соглашения в качестве мирового соглашения, если спор был передан на медиацию из суда, третейского суда (ч. 3 ст. 12 ФЗоПМ).

Медиативные соглашения возможно классифицировать в зависимости от следующих критериев:

1) в зависимости от отраслевой принадлежности спорного правоотношения (из гражданских правоотношений, из трудовых правоотношений и из семейных правоотношений);

2) в зависимости от момента заключения медиативного соглашения (после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, либо без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда)3.

Достаточно острая дискуссия наблюдается по вопросу правовой природы медиативного соглашения. Ученые настаивают на разграничении природы соглашений по итогам частной медиации и по итогам судебной. Так, например, существует мнение, что соглашение по итогам частной медиации представляет собой сделку, а по итогам судебной медиации соглашение возможно приравнять к мировому соглашению4.

Данный подход реализован и в ФЗоПМ, в котором устанавливаются два вида медиативных соглашений:

1) медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда;

2) медиативное соглашение по возникшему из гражданских и иных правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда (ст. 12 ФЗоПМ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 См.: Калашникова С.И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. М., 2011. С. 131 —132.

4 См., например: Договорное право / под общ. ред. М.А. Рожковой. М., 2008. С. 421.

Юридическая техника. 2016. № 10

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Подобный подход можно встретить и в законопроекте ВАС РФ о судебном посредничестве. Что касается мировой практики, то во многих зарубежных странах также соглашения по итогам частной медиации относят к гражданско-правовым договорам, подпадающим под общие требования материального законодательства о двухсторонних сделках и, в частности, о мировой сделке.

По отношению к соглашениям по итогам судебной медиации существует три подхода в международной практике:

1) соглашение представляет собой гражданско-правовую сделку (в странах общего права), а чтобы прекратить производство по делу сторонам необходимо уведомить суд о заключении медиативного соглашения;

2) соглашение равноценно судебному решению (например, в Словении);

3) соглашение представляет собой судебное мировое соглашение процессуальной природы, обладает юридической силой после утверждения судом (например, в Финляндии, Румынии).

Редко встречается вариант соответствия консенсуса сторон юридической конструкции новации, отступного или другого способа изменения и (или) прекращения гражданско-правового обязательства. В данном случае положительную роль играют диспозитивная норма части 4 статьи 12 ФЗоПМ, предусматривающей возможность, но не обязательность применения к медиативному соглашению в рамках гражданско-правового спора правил гражданского законодательства об отступном, новации, прощении долга, зачете встречного однородного требования, возмещении вреда1. Границы свободы сторон при заключении медиативного соглашения можно ограничить только императивными нормами права.

На основании вышеизложенного считаем возможным отметить содержание в медиативном соглашении обязательств различной правовой природы, и в целом его комплексный характер, что необходимо учесть при обращении к практике организации процедуры медиации.

В случае проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда медиативное соглашение может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения. Для утверждения медиативного соглашения в качестве мирового соглашения судом или третейским судом важно помнить об ограничениях, устанавливаемых процессуальным законодательством (ГПК РФ, АПК РФ), а также законодательством о третейских судах, законодательством о международном коммерческом арбитраже.

Таким образом, в тех случаях, когда медиативное соглашение выходит за пределы заявленных в суде требований, заключение мирового соглашения и удостоверение его судом невозможны.

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»2 медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме по результатам проведения процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным Законом о третейских судах. В случае, когда медиативное соглашение невозможно утвердить в качестве мирового соглашения, возможно прекращение производства по делу в связи с отказом истца от своего требования, если только ответчик не заявит возражения против прекращения третейского разбирательства в связи с наличием у него законного интереса в разрешении спора по существу.

Остро стоит вопрос, связанный с добровольным исполнением принятых договоренностей. В соответствии с частью 4 статьи 12 ФЗоПМ, медиативное соглашение, заключенное по результатам частной медиации, рассматривается в качестве юридического факта материального права, с которым связывается установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. Таким образом, можно предположить трансформацию отношений сторон: появление бесспорного вместо прежнего спорного правоотношения. Обратим внимание на то, что законодатель и не предусматривает возможности придания исполнительной силы медиативному соглашению, что, в свою очередь, может повлечь негативные последствия в виде злоупотребления правами недобросовестными участниками медиации.

Упрощенного порядка исполнения медиативного соглашения по итогам частной медиации, закон не предусматривает, что отвечает идее медиации. Успех медиации зависит от выработки сторонами совместного решения, отвечающего их взаимным требованиям и претензиям, поэтому исполнение выгодно обоим сторонам. Неисполнение соглашения приводит к недостижению поставленных изначально целей медиации, что стало часто встречаться на практике.

За рубежом распространена практика включения в медиативное соглашение условий восстановления отношений, существовавших до вступления в процедуру медиации, в случае неисполнения итоговых обязательств по медиативному соглашению3. Интересным является пример Канады, где в провинции Онтарио в рамках программы обязательной судебной медиации было введено правило, со-

1 Российская газета. 2010. 30 июля.

2 Собрание законодательства РФ. 2002. № 30, ст. 3019 (в ред. от 27.07.2010).

3 Boulle L., Nesic M.Mediation: principles, process, practice. London, Dublin, Edinburgh: Butterworths, 2001. P. 507.

Кулапов Д.С. Медиативное соглашение как итоговый позитивно-культурный…

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

гласно которому в случае нарушения медиативного соглашения стороны вправе по своему усмотрению требовать вынесения судебного решения как с учетом нового соглашения, так и без такового1.

Иной порядок урегулирования проблемы исполнимости медиативного соглашения следует из части 3 статьи 12 ФЗоПМ. Так, процедура медиации проводится после обращения сторон в суд, третейский суд, и стороны заключают медиативное соглашение, это соглашение может быть утверждено в качестве мирового соглашения. В соответствии с процессуальным законодательством (ст. 142 АПК РФ) мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению, а статья 428 ГПК РФ предусматривает, что взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу судом выдается исполнительный лист. Таким образом, исполнительный лист может быть выдан и после вступления в законную силу определения о прекращении производства по делу в связи с заключением сторонами и утверждением судом мирового соглашения. Косвенно о возможности принудительного исполнения мирового соглашения, заключенного в рамках производства в суде общей юрисдикции, свидетельствуют пункт 3 статьи 134 ГПК РФ, статья 221 ГПК РФ, устанавливающие невозможность в случае прекращения производства по делу по данному основанию повторного обращения с тождественным иском. Таким образом, в случае утверждения медиативного соглашения в качестве мирового, оно будет подлежать принудительному исполнению (в случае, если обладает свойством исполнимости).

На наш взгляд, именно упрощенный порядок исполнения медиативного соглашения является наиболее эффективным. Аналогичную позицию можно встретить в международных актах. Создатели Типового закона ЮНСИТРАЛ отметили влияние режима ускоренного приведения в исполнение мирового соглашения на успешность обращения к согласительной процедуре. Государствам предлагается при принятии внутренних законов, касающихся примирительной процедуры, делать ссылку на порядок приведения в исполнение соглашений об урегулировании спора или указание на акты, содержащие такой порядок2. Необходимость создания механизмов принудительного исполнения медиативных соглашений, заключенных в частной медиации, часто подчеркивалась в Рекомендациях Комитета министров Совета Европы3. Согласно статье 6 Директивы 2008/52/ЕС государства — члены ЕС должны предусмотреть способы признания медиативного соглашения подлежащим исполнению и, таким образом, гарантировать заинтересованной стороне исполнимость достигнутых договоренностей.

Мы полагаем, что закрепленная возможность принудительного исполнения медиативного соглашения является гарантией соблюдения прав и законных интересов добросовестных участников примирительной процедуры, придает ей целостность структуры и завершенность всего института медиации. Для России это оптимальный вариант. С другой стороны, достаточно убедительным и идеалистичным выглядит предположение С.В. Денисенко о том, что «соглашение, достигнутое сторонами в ходе медиации, не требует принудительного исполнения, так как стороны удовлетворены им и заинтересованы в его воплощении в жизнь»4.

Нотариальное удостоверение медиативного соглашения послужит простым и быстрым способом обеспечения его исполнения и, кроме того, не потребует значительного изменения законодательства. Как указывает Ц.А. Шамликашвили, «такая практика принята во многих странах, например, во Франции и Германии. В Германии медиативные соглашения, заверенные нотариально, даже имеют сил судебного решения»5.

Таким образом, медиативное соглашение представляет собой юридический факт материального права, который влечет возникновение, изменение и прекращение правоотношений сторон. В данном соглашении можно встретить условия различной правовой природы, что говорит о его комплексном характере. Обязательным условием является его соответствие нормам морали и нравственности, императивным нормам права, оно не должно затрагивать интересы и права лиц, не участвовавших в медиации. Профессиональной обязанностью медиатора является отслеживание соответствия соглашения всем данным условиям и требованиям. Предусматривается добровольность исполнения медиативного соглашения по общему правилу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 URL: http://www.uncitral.org/uncitral/ru/uncitral_texts.html

Юридическая техника. 2016. № 10

Процедура медиации является альтернативным способом разрешения спора между хозяйствующими субъектами. Она направлена на поиск взаимных интересов, в отличие от судебного разбирательства, где усилия сторон сосредоточены на том, чтобы «выиграть» дело.

С 2019 года нотариально удостоверенное медиативное соглашение приобрело силу исполнительного листа, что существенно повышает эффективность урегулирования спора в альтернативном порядке.

Правила заключения медиативного соглашения

  • Соглашение заключается только в письменной форме и включает информацию об участниках, сути спора, описание проведенной процедуры медиации, ее результат, согласованные обязательства, условия, сроки исполнения, сведения о медиаторе, участвующем в разрешении конфликта.
  • Если соглашение составлено сторонами по итогам процедуры, проведенной после обращения в суд (включая третейский), оно может быть утверждено как мировое соглашение.
  • Заключение медиативного соглашения возможно по гражданскому спору без обращения в судебные органы. Это обычная гражданско-правовая сделка, для которой действуют все правила, применяемые в таких случаях. Договор может предусматривать условия об отступном, о возмещении вреда, о зачете встречного требования.
  • Если стороны пришли к взаимному решению провести процедуру без обращения в суд, удостоверение соглашения нотариусом придает ему силу исполнительного документа. До внесения изменений в закон договоренность выполнялась на основе принципа добровольности и добросовестности участников.

Возможность урегулировать спор путем проведения медиации указывается либо в первоначальном договоре между сторонами (медиативная оговорка), либо инициируется одним из участников сделки. Нотариальное удостоверение медиативного соглашения дает стимул к более активному применению примирительной процедуры. Теперь его стороны получают гарантию исполнения обязательств, по которым был достигнут консенсус.

Кроме того, применение медиации без судебного разбирательства экономит ресурсы участников возникшего хозяйственного спора, позволяя обойтись без лишних временных и финансовых затрат. Медиативное соглашение, в отличие от судебного решения, не подлежит размещению в общем доступе.

Сроки проведения медиации

Участники процедуры самостоятельно устанавливают сроки реализации процедуры, однако законом рекомендуется ее завершение в период не более 2-х месяцев.

В случае, когда она проводится после начала разбирательства в суде, этот срок является нормативным. В исключительных обстоятельствах, по взаимному согласию участников и медиатора, он может быть увеличен до 6 месяцев. Такая ситуация возникает при необходимости получения дополнительных документов или другой информации.

Основания для прекращения процедуры

  • Окончание срока, установленного законом — со дня истечения 60 или 180 дней.
  • Составление нотариально удостоверенного медиативного соглашения, то есть завершение процедуры с достижением взаимоприемлемых договоренностей.
  • Письменное заявление медиатора, направленное участникам с доводами в пользу прекращения медиации в силу нецелесообразности ее продолжения.
  • Заключение соглашения между участниками о прекращении процесса, несмотря на отсутствие желаемого результата.
  • Заявление одной или нескольких сторон об отказе дальнейшего участия в проводимо медиации.

Согласно ст. 12 Закона о медиации соглашение представляет собой сделку гражданско-правового характера. Следовательно, нарушение ее условий сторонами может повлечь последствия, предусмотренные гражданским законодательством, в том числе расторжение нотариального медиативного соглашения в судебном порядке.

Кто может проводить медиацию

Действующее законодательство допускает к проведению процедуры непрофессиональных и профессиональных специалистов. Этот вид деятельности не относится к предпринимательской, его можно совмещать с любой другой, разрешенной законом. Исключением является невозможность участия в процедурах медиации государственных и муниципальных служащих. Медиатор должен быть старше 18 лет, обладать полной дееспособностью и не иметь судимостей.

Основные требования к медиатору:

  • он не должен быть заинтересован в результатах процедуры и не может быть родственников кого-либо из ее участников;
  • он не вправе оказывать помощь одной из сторон в каком бы то ни было виде: консультации, анализ ситуации, другая поддержка;
  • он не может брать на себя функцию представительства какой-либо из сторон;
  • он не должен делать публичные заявления, сохраняя в тайне суть спора и сделанные заявления.

Договором между участниками процедуры могут быть установлены дополнительные требования к медиатору. Если же он осуществляет свою деятельность на профессиональной основе и является членом соответствующей организации, то обязан соблюдать правила, установленные ею для обеспечения процедуры правила.

Нотариальное медиативное соглашение

Специальный закон о медиации не содержит обязательного требования к нотариальному удостоверению соглашения. Квалифицированная письменная форма сориентирована преимущественно на случаи его заключения при проведении внесудебной медиации, поскольку:

  1. соглашение, достигнутое в результате процедуры, проводящейся в процессе судебного рассмотрения, может быть утверждено в качестве мирового соглашения судом;
  2. внесудебное соглашение в случае его нотариального удостоверения принимает силу исполнительного документа.

Правила удостоверения медиативного соглашения установлены ст. 59.1 закона о нотариате:

  • в нотариальном действии обязательно участвует медиатор, а если их несколько, то хотя бы один из посредников;
  • в медиативном соглашении должно быть указано, какой именно медиатор уполномочен присутствовать при нотариальной процедуре, и присутствовать его подпись.

Нотариус обязан разъяснить сторонам и медиатору смысл и значение представленного ими проекта сделки, проверить, соответствует ли его содержание истинным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям гражданского законодательства. Участникам сделки необходимо помнить о двух обстоятельствах.

Поскольку нотариально удостоверенные медиативные соглашения приравниваются к исполнительным документам, это предусматривает при неисполнении обязательств одной из сторон передачу документа третьим лицам. Таким образом, конфиденциальность договора нивелируется

Второе обстоятельство имеет значение в случае, когда медиативным соглашением предусматривается отчуждение недвижимого имущества. Нотариальное удостоверение документа должно производиться по месту ее нахождения в любом из нотариальных округов, расположенных в пределах субъекта Федерации, на территории которого находится недвижимый объект.

Деятельность профессионального медиатора

Чтобы вести профессиональную деятельность в медиации, гражданин должен быть не моложе 25 лет, иметь высшее образование и специальное дополнительное образование. С 2019 года право быть медиатором предоставлено судьям в отставке. Действующим приказом Министерства образования утверждена программа подготовки медиаторов (профессиональной переподготовки), предусматривающая три ступени:

  • базовый курс (120 часов);
  • подготовка тренеров медиации (144 часа);
  • особенности применения процедуры (312 часов).

Указанным приказом установлено требование о завершении специального образования по всем модулям в течение 5 лет после окончания базового курса. При этом прохождение 1-й ступени дает право специалисту вести практическую деятельность в сфере медиации на профессиональной основе.

В целях унифицирования профессиональной деятельности, организации, предоставляющие услуги в области проведения медиативных процедур, вправе объединяться в некоммерческие союзы, ассоциации и разрабатывать собственные правила, регламенты, а также вступать в члены СРО.

Только профессиональные медиаторы имеют право урегулировать споры, находящиеся на рассмотрении в арбитражном или третейском суде.

Ответственность медиаторов (организаций)

Роль медиатора как посредника сводится к выяснению позиций сторон по вариантам урегулирования спора, содействию в достижении компромисса. Однако участие в медиации налагает на него ответственность за нанесенный сторонам вред, вследствие чего он несет ответственность согласно гражданскому законодательству. Согласно закону, медиатор не вправе разглашать информацию:

  • о предложениях, сделанных любым из участников;
  • о высказанных мнениях по существу спора;
  • о готовности одной стороны принять предложение другой.

Основой деятельности медиаторов является профессиональный стандарт «Специалист в области медиации», утвержденный Приказом № 1041н от 15.12.2014 Минтруда и социальной защиты. Главная цель их деятельности — обеспечить эффективное урегулирование спора и заключение медиативного соглашения между сторонами конфликта.

СРО медиаторов

Саморегулируемые организации (СРО) медиаторов объединяют самостоятельно работающих профессиональных специалистов и организации, занимающиеся обеспечением проведения медиативных процедур. Согласно закону они могут организоваться в форме ассоциаций, партнерств, союзов и других некоммерческих объединений.

Статус СРО присваивается организации с момента внесения ее в Реестр СРО, и утрачивается со дня исключения ее из государственного реестра. Для этого она должна соответствовать перечисленным ниже требованиям.

  • Саморегулируемая организация должна соответствовать требованиям закона № 315-ФЗ от 01.12.2007 года.
  • В объединении должны участвовать не меньше 100 независимых профессиональных медиаторов, или не меньше 20 юридических лиц (организаций). Допускается смешанный состав СРО при условии, что их общее количество составляет не менее ста членов. Все участники должны отвечать закону о медиации.
  • Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает Кодекс профессиональной этики, Регламент, порядок осуществления контроля за качеством деятельности своих участников, заключаемых нотариальных медиативных соглашений.
  • В СРО должен быть создан специализированный орган контроля над соблюдением ее членами закона о медиации, других правовых актов РФ, стандартов, правил и требований, установленных внутренними нормативными актами. Указанный орган наделяется правом рассматривать дела о нарушениях и выносить постановления о применении к нарушителям мер дисциплинарного наказания.
  • Члены коллегиального органа управления СРО вправе совмещать руководящие функции и одновременно проводить деятельность в качестве независимого медиатора.
  • Медиатор и организация, которая обеспечивает проведение медиации, могут быть членами только одного СРО.
  • Саморегулируемая организация вправе устанавливать локальными актами дополнительные требования для медиаторов, обязательные для выполнения ее членами и обеспечивающие их ответственность перед организацией.
  • При приеме членов СРО к ним могут предъявляться другие требования, не вступающие в противоречие с законом о медиации, Гражданским кодексом и другими правовыми актами.

Членство медиаторов в СРО осуществляется на добровольной основе. Деятельность в области медиации не требует получения лицензии или иной разрешительной документации. Следует отличать статус медиаторов от статуса организации, оказывающей услуги при проведении соответствующей процедуры. Медиаторы непосредственно выполняют функцию посредника в урегулировании спора и вправе оказывать услугу безвозмездно, организации — обеспечивают процесс и осуществляют свою деятельность на платной основе.

Функции СРО медиаторов

  • Разработка правил и условий членства в саморегулируемой организации профессиональных медиаторов и организаций, оказывающих услуги в сфере заключения медиативных соглашений.
  • Представление интересов членов организации во взаимодействии с государственными и муниципальными органами, международными объединениями медиаторов.
  • Разработка Стандартов профессиональной деятельности, Правил проведения процедуры, заключения медиативного соглашения, требований к подготовке и повышению квалификации.
  • Ведение Реестра медиаторов и профессиональных организаций.
  • Разработка Положения о мерах дисциплинарного воздействия на своих участников, нарушающих установленные Правила.
  • Осуществление контроля над деятельностью медиаторов, соблюдением законодательства и профессиональной этики.

Роль и функции нотариуса в медиации

Медиация, как и другие альтернативные способы урегулирования споров, играет важную роль для урегулирования разногласий участников гражданского оборота и публичных правоотношений, способствует достижению согласия сторон спора без обращения за судебной защитой.

Включение в процесс нотариуса повышает вероятность исполнения медиативного соглашения, поскольку сторонам разъясняются последствия нарушения обязательств и возможность применения принудительных мер взыскания без участия суда.

Нотариус в силу закона обязан учитывать интересы всех сторон сделки, предупредить их о последствиях совершаемого юридического действия, соблюдать конфиденциальность в отношении полученных сведений. При удостоверении медиативного соглашения он проверяет не только соблюдение закона о медиации, но и законность сделки, в том числе наличие права сторон на ее совершение. Для участников это означает дополнительные гарантии в плане получения квалифицированной юридической помощи.

Обращайтесь в нотариальную контору в любой день, удобное время посещения можно согласовать по указанным на сайте телефонам или, отправив сообщение на электронную почту.

Добавить комментарий