Закон о политических партиях РБ

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 года № 3266-XІІ
О политических партиях

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.06.2015 г.)

Глава 1. Общие положения

(статьи 1 — 8)

Глава 2. Создание и деятельность политических партий, союзов

(статьи 9 — 14)

Глава 3. Государственная регистрация политических партий, союзов, их символики, изменений и (или) дополнений, внесенных в уставы политических партий, союзов. Реорганизация и ликвидация политических партий, союзов

(статьи 15 — 20)

Глава 4. Права и условия деятельности политических партий, союзов

(статьи 21 — 25)

Глава 5. Надзор за исполнением законодательства политическими партиями, союзами. контроль за соответствием деятельности политических партий, союзов законодательству и их уставам

(статьи 26 — 28)

Глава 6. Ответственность политических партий, союзов

(статьи 29 — 32)

Глава 7. Международные связи политических партий, союзов. международные договоры

(статьи 33 — 34)

Настоящий Закон направлен на реализацию конституционного права граждан на свободу объединений в политические партии, а также на установление правовых и организационных основ создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий, союзов (ассоциаций) политических партий.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Глава 1

Общие положения

Статья 1. Понятие политической партии, союза (ассоциации) политических партий

Политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.

Союзом (ассоциацией) политических партий (далее — союз) является добровольное объединение политических партий, создаваемое для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов.

Политические партии, союзы являются некоммерческими организациями.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 2. Право на свободу объединения в политические партии

Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединения в политические партии.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 3. Запрещение ограничения прав и свобод граждан в связи с их принадлежностью или непринадлежностью к политической партии

Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не могут служить основанием для ограничения его прав и свобод, а также для недопущения исполнения им установленных законом обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частями пятой и шестой статьи 13 настоящего Закона.

Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не могут служить основанием для предоставления либо непредоставления ему государством льгот и преимуществ.

Требование об указании в официальных документах на принадлежность или непринадлежность гражданина к той или иной политической партии не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Идеология политических партий не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.

Политические партии основывают свою деятельность согласно своим уставам и программам. Деятельность политических партий не должна препятствовать органам государственной власти и управления, предприятиям, организациям и учреждениям в осуществлении ими своих функций. На территории Республики Беларусь не могут создаваться и действовать политические партии других государств и их территориальные единицы.

Запрещается создание и деятельность политических партий, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, национальной, религиозной и расовой вражды.

Идеология политических партий не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Политические партии строятся исключительно по территориальному принципу.

Членство политических партий. В качестве учредителей политических партий имеют право выступать граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лишения свободы. Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска.

Политические партии имеют фиксированное членство.

Членами политических партий могут быть только граждане Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь, члены Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов приостанавливают членство в политических партиях на весь срок полномочий.

Не могут быть членами политических партий на весь период своих полномочий судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля и его территориальных органов Республики Беларусь, органов безопасности, военнослужащие и другие лица, на которых распространяется статус военнослужащих. Член политической партии имеет право свободного выхода из партии. Количественный состав политической партии не может быть меньше численности ее учредителей.

Наименование политических партий. Названия политических партий, в том числе сокращенные, и их символика должны отличаться от названий и символики других политических партий и общественных объединений, зарегистрированных в Республике Беларусь, и не нарушать прав на интеллектуальную собственность.

В названии политической партии не допускается использование указания на официальные названия государств, как полные, так и сокращенные а также слов «национальный», «народный» в любом падеже названий, использование которых противоречит законодательству или общественной нравственности; собственных имен лиц, если они не совпадают с именем учредителей и учредители не получили разрешения таких лиц (их наследников).

Не допускается использование в качестве символики политической партии государственной символики Республики Беларусь или символики другого государства.

Ликвидация политических партий. Политические партии могут быть ликвидированы:

1) по решению их высших органов;

2) по решению Верховного Суда Республики Беларусь. Представление о ликвидации политических партий вносится в Верховный Суд Республики Беларусь Министерством юстиции Республики Беларусь или Прокуратурой Республики Беларусь.

Политические партии, учреждения и организации, создаваемые ими, не имеют права основывать предприятия, за исключением средств массовой информации, и заниматься хозяйственной и другой коммерческой деятельностью, за исключением продажи общественно-политической литературы, иных пропагандистских и агитационных материалов, изделий с собственной символикой, проведения фестивалей, праздников, выставок, лекций, других общественно-политических мероприятий.

Финансирование политических партий. Допускается использование политическими партиями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в уставах.

Источниками денежных и других средств политических партий являются:

1) вступительные и членские взносы;

2) доходы от имущества, издательской деятельности, распространения печатных изданий и публикаций, использования других средств массовой информации;

3) поступления от проведения культурно-массовых, благотворительных и других мероприятий;

4) пожертвования и дарения;

5) иные поступления, не запрещенные законодательством.

Члены политических партий не имеют права на имущество и финансовые средства партии и не несут ответственности за ее долги. Политическая партия не несет ответственности по обязательствам отдельных ее членов.

Не допускается финансирование партий из государственного бюджета.

Органы государственной власти и управления, государственные предприятия, учреждения и организации не имеют права финансировать политические партии.

Политическим партиям, их учреждениям и организациям запрещается прямо либо косвенно получать средства и другое имущество от:

— иностранных государств и организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

— анонимных жертвователей.

Не считается получением незаконных средств участие представителей политических партий в научных конференциях, партийных съездах и других мероприятиях за счет принимающей стороны.

Политические партии не имеют права получать доходы от акций и других ценных бумаг, им запрещается иметь счета в иностранных банках и хранить в них ценные вещи.

Пожертвования либо дарения, полученные в порядке, не соответствующем требованиям настоящей статьи, должны быть переданы либо переведены в государственный бюджет.

. 15. Понятие, виды и правовое положение общественных объединений в Республике Беларусь.

В основе правового статуса подобных общественных объединений лежит конституционное право на свободу объединений (ст.36 Конституции Республики Беларусь). Данное конституционное положение развивается и детализируется Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях».

В соответствии с его статьей 1, общественным объединением является добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав.

Следует заметить, что действие указанного Закона не распространяется на политические партии, профсоюзы, религиозные организации, а также организации, создаваемые органами государственного управления, органы территориального общественного самоуправления, другие общественные формирования, порядок создания и деятельность которых определяется отдельными законодательными актами.

Государство обеспечивает охрану прав и законных интересов общественных организаций. Оно может оказывать (в установленном законодательством порядке) им помощь. Вмешательство государственных органов и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и их должностных лиц, не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

ОО, действующие на территории РБ:

  • Международные – их деят-ть распространяется на тер РБ ( 1 или неск АТЕ) и тер-ю 1 или неск иностр гос-в

  • Республиканские – их деят-ть распр на все территорию РБ

  • Местные – их деят-ть распр на тер-ю 1 или неск АТЕ РБ

ОО создаются по инициативе граждан, достигших 18 лет. Граждане, достигшие 16 лет могут создавать молодежные и детские ОО. Членами могут быть граждане, достигшие 16 лет. Вместе с тем, в случаях, предусмотр уставом ОО, его членами мб граждане, не достигшие 16 лет, при условии, что они имеют соответствующее письменное согласие своих законных представителей.

Молодежным признается ОО граждан в возрасте до 31 года (не менее 2/3 от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи.

Детским признается ОО граждан в возрасте до 18 лет ( не менее 2/3), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития детей.

Для создания и деятельности ОО в РБ, необходимо:

  1. Для междунар – не менее 10 учр от РБ и по 3 от иностр гос-в, а также наличие на тер-ии этих иностр гос-в организ ст-р этого ОО

  2. Для республ – не менее чем по 10 учредителей от большинства обл РБ и Минска

  3. Для местного – не менее 10 учр от большинства АТЕ тер-ии, на котор будет распр деят-ть этого ОО

В кач учредителей союза имеют право выступать ОО, принявшие решение создать союз.

Гос регистрация междунар, республ ОО и союзов осуществл Минюстом, местн ОО и союзов – управл Юстиции областного, Мингорисполкома.

Насчитывается более 2200 ОО в РБ.

Политическая партия – это организованная группа единомышленников (приверженцев идеологии или лидера), представляющая интересы определенных социальных групп или классов, ставящая своей целью реализацию определенных интересов путем завоевания власти или участия в ее осуществлении.

Партийная система – это политический институт, отражающий совокупность отношений между политическими партиями, которые борются за осуществление государственной власти.

Миноритарная партия – партия, имеющая минимальное число мандатов в представительном органе власти.

Партийные системы различают по количественному и качественному критериям. По количеству партий, существующих в обществе, выделяют:

– монопартийную систему, где единственная партия монополизирует государственную власть;

– двухпартийную систему, со значительным преобладанием двух по- литических партий при наличии в стране других партий. Такая система обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, если победившая партия обладает абсолютным большинством депутатских мест;

– многопартийную систему, которая предполагает наличие многих политических партий, активно влияющих на политическую жизнь и отражающих разветвленную систему социальных интересов. Такая система предполагает нахождение согласия и компромиссов.

Политические партии в Республике Беларусь.Партогенез – процесс формирования и функционирования политических партий. Реформистские партии – партии, стремящиеся к совершенствованию общественных отношений без структурных принципиальных изменений. Консервативные партии – партии, отстаивающие сохранение устойчивых, сложившихся форм общественной жизни. Революционные партии – партии, стремящиеся к радикальному, качественному преобразованию общества.

Целесообразно отметить следующие особенности возникновения и функционирования политических партий: они формировались при значительной активности лидеров, а не различных социальных слоев и классов;

на их возникновении в значительной степени сказалось изменение механизма формирования власти, поскольку в СССР она формировалась через закрытые каналы, а на современном этапе – путем выборов на альтернативной основе; быстрыми темпами растет количество политических партий (1991 г. – 15, 1995 г. – 34, 1997 г. – 46 партий). Сегодня в Республике Беларусь действуют 15 политических партий; все политические партии малочисленны по своему составу, что свидетельствует о кризисе доверия со стороны народа.

Политико-электоральный цикл. Представительство и выборы. Основные принципы избирательного права

В современном цивилизованном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. Выборы — это способ существования демократии, способ смены правящих элит, передачи власти от одних людей другим мирным путем через волеизъявление народа.

Существуют общенациональные президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания штатов или аналогичных административно- территориальных единиц, выборы местных должностных лиц (мэры, судьи, присяжные и др.).

Власть, избранная самими людьми, является легитимной, признанной населением. Выборы рассматриваются также как форма контроля масс за правящей элитой. Укажите, что выборы эффективны тогда, когда в государстве действует избирательное право как система законов, регулирующая процедуру выборов, а также существует гражданское общество как совокупность негосударственных образований. Подчеркните, что влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях.

Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Важно отметить, что в основу избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов.

Принято различать активное и пассивное избирательное право. При этом следует указать, что осуществление активного избирательного права может быть прямым и косвенным. Следует знать, что избирательное право определяет тип голосования. Выделяют три основных типа голосования: альтернативное, коммулятивное и лимитированное.

Во многих странах существует абсентеизм- равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней.

19 Избирательная система Республики Беларусь

В современных обществах демократического типа выборы являются неотъемлемой частью политического процесса, одной из форм демократии. Они выступают средством формирования органов государственной власти, а также способом обеспечения контроля над ней. Политические выборы — это способ формирования высших и местных органов государственной власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой.

Порядок проведения выборов и способы подсчета голосов в каждой стране имеют свои особенности. Они определены действующими в данном государстве правовыми нормами, правилами, традициями. В правовых нормах формулируются основные требования к кандидатам, избираемым в представительные органы или на выборные государственные должности; регулируется деятельность органов власти, которые проводят выборы; определяется статус избирателей и избирательных блоков; устанавливаются процедуры предвыборной агитации и голосования, порядок определения результатов голосования и способы их обжалования.

Избирательная система является важнейшим и обязательным элементом демократического политического режима. Избирательная система – это совокупность конституционных принципов организации и проведении выборов, установление принципиальных отношений между избирателями и избранными.

Согласно данным нормативным правовым актам избирательная система Республики Беларусь — это мажоритарная система абсолютного большинства.

Граждане Республики Беларусь обладают избирательным правом, т.е. правом избирать и быть избранным в представительный орган власти. Избирательное право гарантируется государством. Выборы депутатов Национального собрания и других лиц, избираемых в Беларуси на государственные должности народом, регулируются Конституцией Республики Беларусь и Избирательным кодексом Республики Беларусь.

В Республике Беларусь закреплены следующие принципы избирательного права:

всеобщее избирательное право (ст. 64 Конституции Республики Беларусь: «…право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет». Исключение составляют граждане, которые признаны судом недееспособными; содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы; и лица, в отношении которых избрана мера пресечения — содержание под стражей);

выборы являются равными (ст. 66 Конституции Республики Беларусь: «…избиратели имеют равное количество голосов. Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях»);

прямое избирательное право (ст. 67 Конституции Республики Беларусь: «…депутаты избираются гражданами непосредственно».

тайное голосование (ст. 68 Конституции Республики Беларусь: «….контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается».

Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии. При выборах депутатов Палаты представителей — это центральная, окружные, участковые избирательные комиссии. При выборах в местные Советы — территориальные (областные, районные, городские, поселковые, сельские); окружные (при выборах депутатов областных Советов); участковые избирательные комиссии. Избирательные комиссии при подготовке и проведении выборов должны информировать население о своей работе, о тех решениях, которые принимаются.

Добавить комментарий