Закон о ЖСК

Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 N 215-ФЗ (последняя редакция)

30 декабря 2004 года N 215-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЖИЛИЩНЫХ НАКОПИТЕЛЬНЫХ КООПЕРАТИВАХ Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.11.2011 N 362-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 13.07.2015 N 231-ФЗ, от 03.07.2016 N 292-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Основные положения о жилищных накопительных кооперативах
    • Статья 4. Ответственность кооператива
    • Статья 5. Члены кооператива
    • Статья 6. Ответственность членов кооператива
    • Статья 7. Права членов кооператива
    • Статья 8. Обязанности членов кооператива
    • Статья 9. Прекращение членства в кооперативе
    • Статья 10. Исключение члена кооператива из кооператива
    • Статья 11. Устав кооператива
  • Глава 2. Создание, реорганизация и ликвидация кооператива
    • Статья 12. Создание кооператива
    • Статья 13. Реорганизация кооператива
    • Статья 14. Ликвидация кооператива
    • Статья 15. Реестр жилищных накопительных кооперативов
  • Глава 3. Основные положения о деятельности кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений
    • Статья 16. Основные особенности деятельности кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений
    • Статья 17. Предоставление кооперативом информации о деятельности кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений
    • Статья 18. Предоставление документов кооператива членам кооператива
    • Статья 19. Порядок предоставления кооперативом информации и документов
    • Статья 20. Годовой отчет кооператива
    • Статья 21. Порядок раскрытия информации кооперативом
    • Статья 22. Утратила силу
    • Статья 23. Источники финансирования деятельности кооператива
    • Статья 24. Паевые взносы членов кооператива
    • Статья 25. Вступительные членские взносы и членские взносы
    • Статья 26. Использование кооперативом паевого фонда кооператива
    • Статья 27. Формы участия в деятельности кооператива
    • Статья 28. Приобретение или строительство кооперативом жилого помещения для члена кооператива
    • Статья 29. Передача жилого помещения в пользование члену кооператива
    • Статья 30. Приобретение членом кооператива права собственности на жилое помещение
    • Статья 31. Выселение из жилых помещений кооператива
    • Статья 32. Выплата действительной стоимости пая при прекращении членства в кооперативе
  • Глава 4. Управление кооперативом
    • Статья 33. Органы кооператива
    • Статья 34. Общее собрание членов кооператива
    • Статья 35. Внеочередное общее собрание членов кооператива
    • Статья 36. Общее собрание членов кооператива в форме заочного голосования
    • Статья 37. Информация о проведении общего собрания членов кооператива
    • Статья 38. Кворум общего собрания членов кооператива
    • Статья 39. Счетная комиссия
    • Статья 40. Подсчет голосов при голосовании
    • Статья 41. Общее собрание членов кооператива в форме собрания уполномоченных
    • Статья 42. Правление кооператива
    • Статья 43. Ревизионная комиссия (ревизор) кооператива
    • Статья 44. Исполнительные органы кооператива
    • Статья 45. Требования к должностным лицам кооператива
    • Статья 46. Ответственность должностных лиц кооператива
  • Глава 5. Обеспечение финансовой устойчивости деятельности кооператива и надзор за деятельностью кооператива
    • Статья 47. Основные требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности кооператива
    • Статья 48. Ограничения совершения кооперативом сделок
    • Статья 49. Нормативы оценки финансовой устойчивости деятельности кооператива
    • Статья 50. Надзор за деятельностью кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений
    • Статья 51. Права Банка России при осуществлении надзора за деятельностью кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений
    • Статья 52. Полномочия Банка России при осуществлении надзора за деятельностью кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений
    • Статья 53. Резервный фонд и иные фонды кооператива
    • Статья 54. Аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности кооператива
    • Статья 55. Ответственность за нарушение правил осуществления деятельности по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений
    • Статья 56. Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие жилищные накопительные кооперативы
  • Глава 6. Переходные положения и вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 57. Переходные положения
    • Статья 58. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Правовые нормы

К числу основных нормативных актов, на которые следует опираться при работе с такого рода кооперативами, относятся:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации. В данном нормативном акте всем вопросам функционирования ЖСК как юридически правомерного объединения посвящены статьи со 110 по 134, которые включают в себя подробную информацию о механизме функционирования данного объединения от момента его создания до ликвидации, а также регулирует права его участников (Глава 12 указанного нормативного акта);
  • Федеральный закон №215-ФЗ от 30 декабря 2014 года «О жилищных накопительных кооперативах». Указанный закон занимается регулированием вопросов, связанных с возможностью существования и функционирования такого рода объединений, как жилищные кооперативы, с целью строительства и последующего обслуживания возводимого жилья. Кроме того, именно данный Федеральный закон говорит о том, что в Российской Федерации возможно организовать такую форму строительства, когда на возведение многоквартирного дома денежные средства вносят физические и юридические лица путем осуществления паевых взносов, которые в последующем будут использованы для реализации планов по застройке территории;
  • так как осуществление паевого или долевого участия в проводимом строительстве многоквартирных домов без соответствующего правового регулирования невозможно, то законодатель принял Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости…» от 30 декабря 2004 года за номером 214-ФЗ. Этот Федеральный закон сам по себе говорит о возможности осуществления долевого участия в строительстве многоквартирных домов в виде осуществления какого-либо вида взносов, например, паевых или иного типа. Необходимость упомянуть данный нормативный акт связана с тем, что целью создания и функционирования жилищно-строительного кооператива является именно осуществление строительства жилья путем внесения своей части финансирования его участниками в виде паевых взносов.

ЖСК и право на вступление в него

Право на вступление в жилищно-строительный кооператив регулируется статьями 111 и 121 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с содержанием данной статьи членами такого кооператива могут стать только определенные категории участников, а именно:

  • физические лица, обладающие гражданством РФ, если они достигли возраста шестнадцати лет;
  • юридические лица, которые были созданы до вступления в силу Федерального закона «О содействии жилищному строительству» (для данной категории юридических лиц существует ограничение на реализацию своих прав участия в жилищных кооперативах в виде нахождения в составе кооператива только в том случае, если он был создан еще до вступления указанного закона в силу);
  • юридические лица, которые выступают в качестве собственников жилых квартир или нежилых помещений в многоквартирном доме, если для управления таким домом и создавался кооператив, в который юридическое лицо вступило.

При этом если граждане признаны малоимущими или нуждающимися в улучшении жилищных условий на основании положений статьи 49 Жилищного кодекса, то у таких граждан право на вступление в жилищно-строительный кооператив является преимущественным перед другими категориями потенциальных членов.

Что касается механизма вступления в жилищный кооператив, то он выглядит следующим образом:

  • потенциальный член конкретного кооператива подает заявление на вступление в него на имя председателя кооператива или в его правление;
  • при подаче на нем ставится отметка о том, когда и кем оно было принято;
  • заявление должно быть рассмотрено в течение одного месяца с даты подачи на предмет возможности принятия конкретного гражданина или юридического лица;
  • в случае признания правлением соответствия потенциального члена требованиям функционирования кооператива и нормам действующего законодательства, его заявление о вступлении рассматривается общим собранием членов кооператива;
  • если в отношении потенциального члена принимается на собрании положительное решение о разрешении на вступление, ему потребуется внести вступительный или паевой взнос, что подтвердит его право на членство в кооперативе.

Организация жилищно-строительного кооператива

Жилищный кооператив может быть организован только в случае, если при его организации полностью соблюдены правила, предусмотренные статьей 112 ЖК РФ. В соответствии с Жилищным кодексом РФ:

  • в составе кооператива может быть не менее пяти членов, однако, количество их не может быть больше, чем предусматривается жилых и нежилых помещений в строящемся или приобретаемом жилом доме;
  • создание кооператива может быть оформлено только с помощью специального общего собрания потенциальных членов и специально подписанного протокола учредительного собрания;
  • в самом учредительном собрании вправе участвовать те лица, которые готовы организовать жилищно-строительный кооператив и могут подтвердить свое такое желание;
  • после того как была проведена процедура государственной регистрации кооператива, членами такого кооператива становятся все те лица, которые выступили на учредительном собрании за его образование, а после проголосовали с занесением результатов голосования в протокол учредительного собрания.

При составлении протокола учредительного собрания следует помнить, что решение собрания будет правомерным только в том случае, если за создание кооператива проголосовали все его участники, являющиеся потенциальными учредителями кооператива.

Уставные документы ЖСК на основании нормативных актов РФ

Уставные документы для жилищно-строительного кооператива должны быть подготовлены до момента подачи документов на регистрацию в государственные органы. К числу основных документов относятся:

  • собственно Устав кооператива. В нем должны содержаться сведения о полном наименовании создаваемого юридического лица, его юридическом и почтовом адресах, тех целях, для достижения которых он был создан, а также какие предметы его деятельности являются определяющими. Кроме того, в рамках Устава должны содержаться сведения о порядке вступления в кооператив, уплате взносов для такого вступления, а также о механизме выхода из кооператива и получения назад своего внесенного взноса. Также в рамках Устава отражается информация о возможных мерах ответственности членов кооператива за нарушения взятых на себя обязательств, в том числе по внесению паевых взносов. Устав отражает информацию о том, каким образом управляется кооператив, в каком порядке принимаются решения внутри него, в том числе, если речь идет о вопросах, которые должны решаться принятием единоличных решений и с помощью квалифицированного большинства голосов членов кооператива. На Устав налагается также обязанность отразить все правовые вопросы, которые касаются возможной ликвидации и реорганизации кооператива. Кроме того, именно в Уставе может быть отражена информация о том, каким образом планируется осуществлять управление кооперативом, в том числе в части использования различного рода информационных систем (например, ГИС ЖКХ);
  • документы, подтверждающие наличие уставного капитала создаваемого кооператива;
  • перечень учредителей в виде реестра с указанием их паспортных данных и других идентификационных сведений для облегчения взаимодействия с государственными органами в последующем.

Наличие иных учредительных документов возможно только в том случае, если это не будет противоречить действующему законодательству.

Порядок регистрации ЖСК в государственных органах

Статья 114 Жилищного кодекса Российской Федерации говорит о том, что процедура государственной регистрации жилищного кооператива должна происходить в строгом соответствии с нормами действующего законодательства в части регистрации юридических лиц. Правоприменительная практика показывает, что данная процедура выглядит следующим образом:

  • после того как был подписан протокол учредительного собрания, потребуется обратиться в Федеральную налоговую службу, так как данный орган производит регистрацию всех юридических лиц в Российской Федерации;
  • на основании поданного пакета документов вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц о создании нового юридического лица;
  • по окончании процедуры регистрации председатель кооператива получает два свидетельства – о регистрации юридического лица и о постановке организации, зарегистрированной в РФ, на учет в налоговых органах по месту нахождения.

С момента получения последних двух документов юридическое лицо считается официально образованным и может принимать в свой состав тех потенциальных членов, которые удовлетворяют требованиям ко вступлению в кооператив.

Органы управления ЖСК

Статья 115 Жилищного кодекса Российской Федерации четко определяет, что именно можно считать органами управления жилищно-строительного кооператива. Именно на основании данной статьи должен заполняться соответствующий раздел Устава ЖСК. На основании указанной статьи органами управления кооператива могут быть только:

  • общее собрание членов ЖСК. Все решения, принимаемые на таком собрании, могут быть признаны законными только в случае, если на собрании присутствовали не менее пятидесяти процентов членов кооператива, равно как и решение было принято числом членов кооператива, превышающим половину. Если речь идет о вопросах, отраженных в Уставе кооператива, которые подлежат рассмотрению в порядке голосования на общем собрании, то на таком собрании проголосовать должны не менее трех четвертей членов кооператива;
  • конференция членов кооператива. Она созывается только в том случае, если такая возможность предусмотрена Уставом кооператива, а общее количество членов такого кооператива превышает пятьдесят. В этом случае происходит выбор уполномоченных представителей от общего количества членов, которые будут принимать решения на собрании. Однако проводить голосование на конференции неправомочно, поэтому голосование в данном случае проводится в очно-заочной форме, а результаты вносятся в специальный протокол;
  • правление кооператива. Выбор данного управляющего органа происходит из числа членов кооператива на тот срок, который был определен в Уставе кооператива. Выбор происходит на одном из собраний путем голосования за предлагаемые кандидатуры в члены такого правления. Порядок, в рамках которого должно функционировать правление кооператива, устанавливается не только Уставом, но также и другими внутренними документами, например, положением или регламентом работы. На правление возлагается обязанность руководства деятельностью кооператива в текущем порядке, а также полномочия выбора председателя кооператива. Что же касается отчетности, то правление предоставляет ее общему собранию членов кооператива или специально созываемой конференции;
  • председатель кооператива. Он выбирается из числа членов правления кооператива и осуществляет свою деятельность в соответствии с возложенными на него правами и обязанностями, зафиксированными в Уставе кооператива. Иные внутренние акты на председателя не распространяют свое действие, в то время как на него возлагается обязанность действовать в соответствии с требованиями действующих норм законодательства. Вся деятельность председателя должна осуществляться только в соответствии с интересами кооператива и его членов.

Требования к должностным лицам

Так как жилищно-строительный кооператив – это юридическое лицо, то к его должностным лицам предъявляются определенные требования, которые необходимо учитывать при избрании таковых лиц. В противном случае вся деятельность таких должностных лиц может быть оспорена, что повлечет сложности для функционирования самого кооператива. К числу таких требований относятся (на основании статьи 116.1 ЖК РФ):

  • отсутствие судимости за умышленные преступления;
  • отсутствие административного наказания в виде дисквалификации либо полное истечение срока такого наказания;
  • отсутствие в трудовой биографии должностей руководителей или заместителей, главного бухгалтера или бухгалтера в организациях, занимающихся капитальным ремонтом, реконструкцией, строительством объектов капитального строительства или в организациях, которые проводят инженерные изыскания и проектирование таких работ, если указанные организации были признаны банкротами либо исключены из реестров и членов саморегулирующихся организаций в указанных сферах, а с момента таких санкционных действий в отношении указанных организационных не прошло три года.

Если обнаружено хотя бы одно из перечисленных нарушений, все юридически и финансово значимые действия таковых представителей правления кооператива могут быть оспорены, в том числе в судебном порядке.

Ликвидация ЖСК

Что касается ликвидации юридического лица в виде жилищно-строительного кооператива, то осуществляется она в соответствии с положениями статьи 61 Гражданского кодекса РФ и может быть осуществлена по следующим основаниям:

  • если вынесено решение суда по иску, поданному государственными или муниципальными органами по причине признания записей о регистрации кооператива недействительной в результате наличия подтвержденного грубого нарушения действующего законодательства;
  • если решение суда вынесено по причине подачи иска государственными и муниципальными органами к ЖСК, который осуществлял свою деятельность без оформления надлежащей лицензии или разрешения на действия;
  • на основании решения суда по иску, который также подается государственными или муниципальными органами в случае подтвержденного осуществления деятельности юридическим лицом с грубым нарушением действующего законодательства;
  • если иск, по которому вынесено судебное решение, был подан учредителем кооператива по основанию невозможности достижения цели, ради которых такое юридическое лицо было создано;
  • если решение о ликвидации жилищно-строительного кооператива связано с его банкротством;
  • если решение о ликвидации кооператива принято на общем собрании его членов.

Иные основания для ликвидации являются неправомерными.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора 12 Автор статьи Оксана Кустова Юрист Написано статей 147

Добавить комментарий