Законодательная техника

Понятие, средства, способы и приемы законодательной техники – общая характеристика

Понятие законодательной техники – это одна из важных составляющих частей юридической техники.

Законодательная техника – это комплекс средств, правил приемов разработки, оформления, издания и структурирования нормативно-правовых документов.

Законодательная техника – это комплекс специфических средств, правил и приемов, используемых для обеспечения наиболее оптимального регулирования общественных отношений в области права.

Средства, способы и приемы выражения воли, применяемыми в законодательной технике представлены ниже:

  • выражение воли законодателя с применением языковых, логических и технико-юридических приемов. Это касается терминов, конструкций, символов, а также неопровержимых презумпций и фикций;
  • формирование и выражение законодательного материала в законодательных статьях – абстрактный и казуистический способ изложения норм, который подразумевает собой изложение правовых норм с помощью изложения конкретных признаков; наиболее оптимальный вариант соотношения правовых норм и законодательных статей;
  • структурное построение норм права и нормативно-правовых актов. Правовая норма, которая регулирует поведение граждан, в обязательном порядке должна включать гипотезу, санкцию и диспозицию. Законодательные акты государственного уровня должны включать в себя преамбулу или другие вводные положения. Кодексы подразделяются на Общую и Особую части; законы делятся на статьи, а сами статьи делятся на части; документы, утверждаемые Президентом, Государственной Думой, субъектами Российской Федерации делятся на пункты;
  • процедура принятия проектов нормативных документов. Под процедурой понимается стадии создания правовых норм; первое, второе, третье чтение законопроекта;
  • издание и вступления закона в силу – срок, способ и место опубликования, порядок вступления нормативно-правовых документов в силу;
  • упорядочения законодательства – применение приемов кодификации, инкорпорации, консолидации.

Приём выражения воли законодательного характера

Юридическая терминология

Определение 1

Юридические термины – слова или словосочетания, которые наиболее четко обозначает выражают правовое понятие.

Термины, которые применяются в юридической сфере, довольно неоднородны.

Все термины подразделяются на три группы:

  • общеупотребительные термины;
  • специальные юридические термины;
  • специальные неюридические термины.

Определение 2

Общеупотребительные термины – обычный литературный язык. Ни юридическая наука, ни законодательство не могут существовать без терминов общеупотребительного характера.

Специальные юридические термины – термины, которые отражают особенности государства и права как социальных явлений и возникают в процессе юридической деятельности.

К таким терминам относятся: правоотношения, подсудимый, истец, прокурор и так далее. Нужно заметить то, что применяются юридические термины, заимствованные из давних правовых систем (алименты, иск, договор, правоспособность).

Определение 3

Специальные неюридические термины – термины, используемые в законодательстве и юриспруденции, которые относятся к другим, неюридическим наукам.

Юридическая терминология обязана соответствовать предъявляемым требованиям. Такими требованиями представлены:

  • точность в определении понятия;
  • единство;
  • краткость;
  • простота и понятность.

Законодательный язык должен быть выразительным, но при эмоционально нейтральным. «В законе нужен ровный, спокойный тон изложения, не окрашенный субъективным переживанием, не зависящий от характера трактуемого предмета, без пышной торжественности, нервной взволнованности, романтической приподнятости или бытовой заземленности».

Юридическая конструкция

Определение 4

Юридическая конструкция – построение нормативного правового акта или иного документа по определенному типу взаимосвязи его элементов.

Юридические конструкции было сформированы многолетним трудом, интеллектуальной деятельностью и потребностями общества в урегулировании человеческих взаимоотношений. Главными юридическими конструкциями как для гражданского права, так и для юриспруденции в целом являются договор, право собственности, добросовестный владелец. В уголовном праве применяются конструкции состава преступления, освобождения от уголовной ответственности, поскольку предметом этого права выступает преступление и наказание.

Юридические конструкции в следствии специфических правовых средств создают определенную модель общественных отношений, а также упрощают процесс регулирования социальной жизни.

При совершении преступления лицо, проводящее предварительное расследование, руководствуется конструкцией состава преступления:

  • Субъект;
  • Объект;
  • Субъективная сторона;
  • Объективная сторона.

Это конструкция определяет алгоритм действий дознавателя/следователя, избавляя от лишней работы, не относящейся к делу.

Конструкция, используемая при гражданско-правовом договоре определяет права, обязанности и положения сторон.

Применяя юридические конструкции к различным общественным отношениям, граждане структурируют социальную жизнь, удовлетворяя различные интересы, стабилизирую общественный порядок.

Необходимым условием стабильного функционирования правовой системы является продуманные и эффективно используемые юридические конструкции.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Правовые символы

Определение 5

Правовые символы – зафиксированные законодательством образы, применяемые для выражения определенного юридического содержания.

Символика – средство формализации правового содержания для придания ему четкости, определенности, образности.

Символам, как и иным приемам выражения законодательной воли, характерны особенности:

  • это материальные объекты, выражающее содержание в абстрактном представлении;
  • должны быть понятны тем, кто и использует;
  • символы направлены на эмоциональное и чувственное восприятие.

Юридические символы не следует относить к категории архаизмов и давним правовым системам. В современных юридических системах юридические символы также применяются.

На законодательной основе закрепляется ряд символов и, соответственно, они приобретают правовой характер.

Пример 1

К такому роду символов следует отнести герб, флаг, гимн – как символы государства; вставание присутствующих в зале судебного заседания – символ уважения к нему и правосудию в общем. Также к таким символам следует отнести присягу, принимаемую Президентом Российской Федерации, как символ служения и уважения к народу.

Применение символики в законодательстве избавляет от необходимости давать описание правовых явлений и придает законодательству образности.

Роль символов была особо велика при его зарождении правовой науки. Но на тот момент использовались символы-действия в силу отсутствия развития правовой формы и низким интеллектуальным и языковым уровнем.

Пример 2

В период Древнего Рима был распространен обряд получения прав собственности – обряд «меди и весов». В присутствии пяти совершеннолетних граждан и шестого, который держит весы, приобретатель прикасался рукой к имуществу, которое он приобретает, а другой рукой ударял кусочком меди о весы и незамедлительно отдавал медь продавцу – отчуждателю собственности.

Но с развитием правовых систем, символические действия начали уступать понятиям, конструкциям, терминологии, применяемым в юридической отрасли.

Презумпция

Правовая презумпция – это предположение о возможном наличии определенных правовых фактов, основанных на взаимосвязи предполагаемых и действительных фактов, подтвержденных опытом.

Главным признаком правовой презумпции является то, что она выражает предположение. Презумпция представляет собой вероятные обобщения, не достоверные. Но степень их вероятности велика и она основана на взаимосвязи предметов, явлений и повторяемости процессов.

Роль презумпции в правовой науке довольно велика и рассматривать ее только как средство юридической техники недопустимо.

Отдельные презумпции приравнены к правовым принципам:

  • презумпция невиновности обвиняемого лица;
  • презумпция знания закона;
  • презумпция добропорядочности гражданина.

К категории «презумпция» можно отнести также неопровержимые презумпции, то есть по своему характеру они вероятностны и могут быть вполне опровергнуты, но закона исключает ее опровержение.

Пример 3

Согласно статьи 20 Уголовного Кодекса Российской Федерации к уголовной ответственности могут привлекаться лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а за тяжкие и особо тяжкие преступления – с четырнадцати лет.

В основе этой нормы лежит презумпция непонимания общественной опасности лицом, не достигшего возраста, при котором наступает уголовная ответственность. В случае, если преступник осознал опасность совершенного деяния, то ему не будет предъявлено уголовное указание в силу того, что на законодательном уровне такая возможность на установлена. И в такой ситуации презумпция опровержение не подвергается в силу отсутствия юридического смысла и значения.

Правовая фикция как особый прием законодательной техники

Определение 6

Правовая фикция – положение, которое не существует фактически, но законодательством признается существующим, и в силу признания оно приобретает характер общеобязательного.

Фикции – это заведомо ложные положения. Но, несмотря на это, они находят широкое применение в различных отраслях. Фикция приобретает юридическую силу и относится к правовой с момента закрепления в законодательстве.

Фикции находили свое применение еще в древних правовых системах

Пример 4

Такой являлась фикция римского права о признании иностранца гражданином Римской Империи, если он принимал участие в судебных разбирательствах на стороны истца или ответчика.

Фикция распространены и российском законодательстве. Согласно части 3 статьи 45 Гражданского Кодекса Российской Федерации днем смерти гражданина считается день вступления в силу судебного постановления об объявлении гражданина умершим.

Это положение не считается истинным, поскольку не соответствует действительности. Это обосновано тем, что гражданин мог скончаться ранее, но в связи с непредвиденными обстоятельствами, он мог быть обнаружен мёртвым спустя неопределенное количество времени. Бывают совпадения, когда действительно день смерти гражданина по решению суда совпадает с фактическим днем смерти. Но такое случае являются очень редкими. Соответственно, в законодательстве регламентировано положение, которое не является подлинным и признается действительным тот факт, которого в принципе не существует в реальности.

Пример 5

Также статьей 42 Гражданского Кодекса и статьей 118 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации регламентированы фиктивные положения. Они устанавливают время начала безвестного отсутствия лица и при отсутствии уведомления в суд о смене адреса проживания соответственно, при чем в случае последней повестка отправляется по последнему адресу, известному суду и считается доставленной, даже если гражданин не проживает по тому адресу.

Также к правовой фикции можно отнести положение законодательства в уголовном праве, при котором судимость лица считается несуществующей, если она или снята с обвиняемого, или была погашена в порядке, установленном порядке.

Необходимость фикций обусловлена тем, что обеспечивают определенность регулирования общественных отношений и правовое положение гражданина.

Вывод 1

Любая неопределенность недопустима в отношении фикции. Поэтому закрепление и установление на законодательном уровне правовых фикций является необходимым в правовой системе.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

В статье законодательная техникарассматривается как целостный феномен юридической реальности — способ законодательной деятельности, а не как механический набор ее составляющих (совокупность приемов, правил и т. д.), что позволяет предложить более четкое определение понятия законодательной техники и углубить представление о ее содержании.

Ключевые слова: законодательная техника, юридическая техника, законодательная деятельность, законодательный акт, элементы законодательной техники, формы законодательной техники.

На сегодняшний день вопрос о необходимости научной разработки и изучения законодательной техники как средства обеспечения юридико-технического качества законодательства не вызывает возражений. Достаточно лишь вспомнить высказывание известного правоведа XIX в. Рудольфа фон Иеринга, которое не теряет своей актуальности: «Техническое несовершенство права не есть лишь частичное несовершенство, не есть пренебрежение отдельной стороной права. Техническое несовершенство представляет собой несовершенство всего права, недостаток, тормозящий право и мешающий ему в осуществлении всех его целей и задач” .

Юридическая техника и, прежде всего, техника выработки законов государства — законодательная техника как вид юридической техники, в различных аспектах рассматривались в многочисленных научных работах. Т. В. Кашанина отмечает, что исследования юридической техники в XX в. развивались столь интенсивно, что это позволило В. М. Баранову и Н. А. Климентьевой сделать полный ретроспективный библиографический указатель «Юридическая техника: природа, основные приемы, значение” (Н. Новгород, 2005) . В частности, законодательной технике посвящено целый ряд монографических изданий: И. Л. Брауде , Н. А. Власенко , Д. А. Керимова , под редакцией Ю. А. Тихомирова , Д. В. Чухвичева , Ж. А. Дзейко , а также монография автора «Проблемы законодательной техники в Украине: теория и практика” (Киев, 2012) .

В юридической литературе наиболее распространенное представление о законодательной технике как о «собирательном” понятии — совокупности или системе различных элементов законодательной техники (приемов, правил, методов, средств и т. д.), применяемых при разработке нормативно-правовых актов. В частности, Д. В. Чухвичев определяет законодательную технику как систему приемов, методов, способов и принципов создания и изменения системы нормативных правовых актов . В научно-практическом пособие «Законодательная техника” под редакцией Ю. А. Тихомирова законодательная техника рассматривается как система правил, предназначенных и используемых для познавательно-логического и нормативно-структурного формирования правового материала и подготовки текста закона . Н. А. Власенко пишет, что законодательную технику образует система приемов, методик и правил работы с текстом проектов законов . И. Л. Брауде определяет законодательную технику как правила о характере, структуре и языке нормативных актов .

При этом следует отметить ряд существующих проблем, связанных с определением понятия законодательной техники. Во-первых, к элементам законодательной техники разные исследователи относят не только приемы, правила, методы, средства, но и принципы, методики, операции, способы и процедуры. При формулировании дефиниции законодательной техники по-разному комбинируются ее элементы. Так, одни ученые считают, что законодательная техника — это средства и приемы; вторые — что это приемы и правила или приемы и методы; третьи — что это правила, методы, средства, приемы; еще одни авторы ограничиваются только правилами или только средствами и т. д.

В литературе отмечается, что исследователи законодательной техники практически не пытаются установить соотношение, взаимосвязь и четкое различие между ее элементами. Большинство авторов вообще не рассматривают этот вопрос, считая это само собой разумеющимся. Те авторы, которые предлагают свое понимание таких понятий как «приемы”, «правила”, «методы”, «средства” и т. д. законодательной техники, толкуют их по-разному, по-разному определяют их соотношение между собой. Например, Д. А. Ковачев предлагает понимать термины «прием”, «правило”, «способ” законодательной техники как синонимы . Д. А. Керимов определяет понятие «правила” законодательной техники через понятие «средства” и «приемы” . А. И. Бобылев рассматривает «правила”, которые используются в правотворчестве, как определенные требования к созданию, изменению, прекращению нормативных правовых актов, а «методы” законодательной техники — как совокупность приемов и способов и т. д. В результате имеет место значительный разнобой в характеристике элементов законодательной техники, а, следовательно, необходимо более четко определиться с этими понятиями.

Во-вторых, рассматривая юридическую технику как «собирательное” понятие, разные авторы относят к законодательной технике различные по своему содержанию приемы, правила, методы, средства и т. д. Исследователи законодательной техники так или иначе пытаются классифицировать ее элементы в зависимости от их содержания. В частности, В. М. Сырых методы правотворческой техники делит на четыре группы: методы подготовки концепции нормативно-правового акта, методы проектирования норм права и механизма их реализации в конкретных правоотношениях, приемы подготовки текста нормативно-правового акта, приемы составления прогнозов эффективности действия норм права, которые проектируются . Б. В. Чигидин приемы юридической техники разделяет на две группы: 1) приемы, относящиеся к созданию текста правового акта в целом, а также к определению его структуры; 2) приемы, направленные на формулирование непосредственно норм права. Вторую группу приемов автор также разбивает на две группы: приемы, относящиеся к лингвистически-логическому построению нормы и приемы, связанные с решением содержательно-познавательных задач . Ю. А. Тихомиров выделяет шесть взаимосвязанных элементов законодательной техники: познавательно-юридический, нормативно-структурный, логический, языковой, документально-технический и процедурный и т. д. Вследствие различных подходов ученых понятие законодательной техники приобретает неопределенный объем и содержание.

По мнению автора, исследуя законодательную технику, логично исходить из философского определения понятия «техника”. В философии понятие «техника” определяется как способ добиваться чего-либо, достигать, осуществлять; в самом широком смысле слова — совокупность средств человеческой деятельности, направленная на изменение данного соответственно человеческим потребностям и желаниям . В свою очередь, в словарях слово «способ” толкуется как тот или иной порядок, образ действий, действие или система действий, применяемых при выполнении какой-либо работы, при осуществлении чего-нибудь, прием, метод для осуществления, достижения чего-либо . Понятие способа, как образа действия, является обобщающим относительно понятий «приемы”, «методы”, «правила”, «средства”, которые в основном используются в юридической литературе при формулировании дефиниции законодательной техники. Все названные понятия так или иначе определяются через понятие способа как образа действия.

Также, формируя общее представление о законодательной технике, необходимо учитывать «деятельностный” аспект, т. е. рассматривать последнюю через деятельность субъекта, которая осуществляется с соблюдением соответствующих правил, с использованием определенных приемов, методов, средств и т. д., т. е. осуществляется определенным способом. Следует отметить, что некоторые авторы, исследуя законодательную технику указывают на то, что последняя — это не просто «собирательное” понятие, совокупность приемов, методов, правил, средств, но и деятельность субъекта. В частности, Б.В Чигидин отмечает, что при определении юридической техники нельзя не учитывать, что это не просто набор элементов (методов, приемов, правил, средств), но одновременно и деятельность субъектов, направленная на достижение определенных целей и решение определенных задач . Понятно, что поскольку любая деятельность осуществляется определенным способом, то в конечном итоге складывается определенная техника соответствующей деятельности.

Исходя из этого, законодательную технику следует рассматривать как целостный феномен юридической реальности — способ законодательной деятельности, а не как механический набор, конгломерат ее составляющих (совокупность приемов, правил и т. п.), что позволит выработать более четкое понятие законодательной техники и углубить представление о ее содержании.

Далее возникает вопрос: какое структурное и содержательное наполнение способа законодательной деятельности, который составляет законодательную технику≤ По мнению автора, законодательная техника как способ законодательной деятельности, непосредственно воплощается в элементах законодательной техники — приемах, методах, правилах, процедурах, которые охватываются общим понятием способа и являются структурными составляющими законодательной техники. В словарях прием определяется как отдельное действие, которое является законченным элементом какого-либо процесса, работы, деятельности, или способ, образ действия при осуществлении чего-либо , метод — как путь, способ, прием или система приемов теоретического исследования или практического осуществления чего-либо, образ действия , правило — как принятый кем-нибудь образ действий или положение, которое отражает закономерность, постоянное соотношение в чем-либо и является основанием какого-либо ряда явлений, действий ; процедура — как официальный порядок действий, выполнения, обсуждения чего-нибудь .

Исходя из этого, предложим следующие дефиниции «приема”, «метода”, «процедуры” законодательной деятельности как элементов законодательной техники. Прием законодательной техники — это отдельное завершенное действие субъекта законодательной деятельности при создании законодательного акта. Метод законодательной техники — это система приемов законодательной техники, подчиненных решению конкретной задачи. Процедура как элемент законодательной техники — это определенная последовательность действий субъектов законодательной деятельности, закрепленная нормативно и направленная на принятие законодательного акта. На практике использование тех или иных приемов, методов и соблюдение определенных процедур в законодательной деятельности подчиняется соответствующим правилам. Именно поэтому понятие «правила” довольно часто используется при формулировании дефиниции законодательной техники. Вместе с тем, понятие «правила” лишь отражает такие понятия как «приемы”, «методы”, «процедура” и является по отношению к ним вторичным.

Что касается содержательного наполнения способа законодательной деятельности, то есть характера приемов, методов, правил, процедур, которые составляют законодательную технику, то, последняя выступает как различные по характеру и содержанию элементы законодательной техники. Вместе с тем, эти приемы, методы, правила и процедуры законодательной техники, в зависимости от своего содержания дифференцируются на различные группы, формируя определенную структуру законодательной техники, составляя формы данного явления. В словарях понятие «форма” понимается, в частности, как способ существования содержания, его внутренняя структура, организация и внешнее выражение .

По мнению автора, в зависимости от содержания и характера приемов, методов, правил и процедур можно выделить три формы законодательной техники: 1) языковую; 2) логическую; 3) процедурную. Так, законодательная техника, как способ законодательной деятельности имеет языковую форму, поскольку законодательная деятельность невозможна без общения, а результатом законодательной деятельности является нормативно-правовой акт, имеющий языковое выражение. Нормативно-правовой акт является результатом мыслительной деятельности, поэтому его содержание и структура излагаются с соблюдением законов формальной логики и логики права, что проявляется в логической форме законодательной техники. Вырабатывается нормативно-правовой акт с соблюдением определенного официально установленного порядка действий, законодательных процедур, что находит свое проявление в процедурной форме законодательной техники.

В частности, Е. А. Романова отмечает, что правовой текст обладает логическим, грамматическим, лексическим началами и определенным образом структурирован, содержит информацию юридического характера, исходящую от государства и касающуюся правового регулирования общественных отношений. Информация, содержащаяся в правовом тексте определенным образом кодируется, обладает высокой степенью формализации, передается с использованием соответствующих понятий, категорий, формулировок, разрабатываемых на общетеоретическом и отраслевом уровнях, признанных научным сообществом. Правовые тексты (нормативные правовые акты, акты применения и толкования права) связаны с возникновением, изменением и прекращением правоотношений, во многих случаях принимаются в особом процессуальном порядке, что предопределено их особым статусом в процессе юридической коммуникации и местом среди иных текстов, содержащих информацию правового характера (научных статей, монографий, газетных публикаций и т. д.) .

Следовательно, языковая форма законодательной техники — это система приемов, методов, правил касающихся особенностей использования языка при создании законодательных актов. Эти приемы и методы являются наиболее исследованными, в основном они разработаны на законодательном материале и наиболее полно изложены в юридической литературе. Система таких приемов, методов получила название юридическая (правовая, законодательная) стилистика и лингвистика.

Логическая форма законодательной техники — это приемы, методы, правила, которые касаются особенностей выработки законодательных актов с позиции логики. В юридической литературе направление взаимодействия логики и права получил название юридическая логика под которой предлагается понимать синтетическую прикладную дисциплину, предметом которой является анализ правовых проблем методами традиционной и современной логики. Сами эти методы могут быть как строго формальным, максимально приближенными к математическим, так и неформальными, максимально приближенными к повседневному практическому мышлению специалиста — юриста. Производным от этого понятия является понятие «логика права” — логика построения всей правовой системы в целом .

Принимается законодательный акт с соблюдением определенного юридически значимого порядка действий, что находит свое проявление в процедурной форме законодательной техники. Вопрос включения законодательной процедуры в содержание законодательной техники является наиболее дискуссионным в юридической литературе. Одни ученые считают, что процедурные вопросы выходят за рамки законодательной техники, хотя и тесно связаны с последней. Например, Д. А. Керимов пишет, что процедурная организация законотворческого процесса имеет относительно самостоятельное значение, составляет относительно самостоятельную часть законодательной теории и практики, не имеющую прямого и непосредственного отношения к законодательной технике, хотя и связана с ней органически . Ю. А. Тихомиров, наоборот, при определении содержания законодательной техники выделяет в ней процедурный элемент, таким образом включая правила, которые регламентируют процедуру принятия законодательного акта в рамки законодательной техники .

Как известно, в теории права одним из основных признаков закона является то, что закон принимается с соблюдением определенного порядка. Это теоретическое положение нашло свое отображение в законодательстве. Конституция Украины от 28 июня 1996 года и Регламент Верховной Рады Украины (утвержден Законом Украины от 10 февраля 2010 года) устанавливают законодательную процедуру, нарушение которой влияет на ее результат (законодательный акт), имеет юридически значимые последствия. Согласно ст. 152 Конституции Украины законы и другие правовые акты по решению Конституционного Суда Украины признаются неконституционными полностью или в отдельной части, если была нарушена установленная Конституцией Украины процедура их рассмотрения, принятия или вступления их в силу. В соответствии со ст. 48 Регламента Верховной Рады Украины следствием выявления нарушений законодательной процедуры, предусмотренной Регламентом Верховной Рады Украины, может быть отмена результатов голосования за закон в целом по решению Верховной Рады Украины.

Показательным примером негативных последствий нарушения процедурных требований законодательной техники является принятие Верховной Радой Украины Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины” от 8.12.2004 г. № 2222. Рассматривая дело о соответствии Конституции Украины указанного Закона, Конституционный Суд Украины в своем решении от 30.09.2010 г. № 20-рп/2010, в частности, отметил, «что «конституционному контролю подлежит не содержание Закона № 2222, а установленная Конституцией Украины процедура его рассмотрения и принятия…. Соблюдение установленной Конституцией Украины процедуры рассмотрения, принятия и вступления в силу законов, в том числе и законов о внесении изменений в Конституцию Украины, является одним из условий легитимности законодательного процесса”. Установив, что Верховная Рада Украины приняла данный Закон не соблюдая установленную Конституцией Украины процедуру его рассмотрения и принятия, чем нарушила положения ряда статей Конституции Украины, Конституционный Суд Украины признал данный Закон неконституционным и утратившим силу со дня принятия указанного решения, то есть с 30 сентября 2010 г. В этом же решении Конституционный Суд Украины отметил, что «признание неконституционным закона № 2222 в связи с нарушением процедуры его рассмотрения и принятия означает возобновление действия предыдущей редакции норм Конституции Украины, которые были изменены, дополнены и исключены законом № 2222”.

Таким образом, следует признать, что как языковые и логические приемы, методы, правила, так и процедурные правила являются способом законодательной деятельности, то есть законодательной техникой. Ведь, как одни, так и другие правила в комплексе направлены на создание результат законодательной деятельности — законодательного акта. Следовательно, по мнению автора, процедуру законодательной деятельности необходимо рассматривать в рамках законодательной техники.

Определение языковой, логической, процедурной форм существования законодательной техники дает возможность систематизировать различные приемы, методы, законодательной техники в их пределах. По мнению автора, такой подход является путем к решению одной из проблем законодательной техники, юридической техники вообще, на которую обращается внимание в литературе — значительный разнобой в характеристике приемов, методов, средств, правил, способов юридической техники и сложность их классификации.

Законодательная техника как способ законодательной деятельности, непосредственно воплощается в приемах, методах, правилах и процедурах, которые являются структурными составляющими законодательной техники (элементами законодательной техники). В зависимости от содержания и характера приемов, методов, правил и процедур законодательной деятельности определяются формы законодательной техники: языковая, логическая, процедурная. Структурные составляющие законодательной техники (элементами законодательной техники) отражают структуру способа осуществления законодательной деятельности, а формы законодательной техники (языковая, логическая, процедурная) — дифференциацию элементов законодательной техники в зависимости от их содержательного наполнения.

Учитывая сказанное, законодательная техника может быть определена как система языковых и логических приемов, методов, правил, а также процедур законодательной деятельности по созданию и принятию законодательных актов.

Литература:

1. ф. Иеринг Р. Избранные труды: В 2-х т. — Т. II. — СПб.: Издательство Р.Асланова «Юридический центр Пресс”, 2006. — 547 с.

2. Кашанина Т. В. Юридическая техника: учебник. — 2-е изд., пересмотр. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — 496 с.

3. Брауде И. Л. Очерки законодательной техники. — М.: Всесоюзный институт юридических наук, 1958. — 105 с.

4. Власенко Н. А. Основы законодательной техники: Практическое руководство. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, АО «Норма плюс”, 1995–56 c.

5. Керимов Д. А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА·М), 2000–127 с.

6. Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова. — М.: Городец, 2000–272 с.

8. Дзейко Ж. О. Законодавча техніка в Україні: історико-теоретичне дослідження: Монографія. — К.: Видавничо-поліграфічний центр «Київський університет”, 2007. — 360 с.

10. Ковачев Д. А. О понятии законодательной техники // Ученые записки ВНИИСЗ. — 1969. — Вып. 18. — С. 20–39.

11. Бобылев А. И. Теоретические проблемы правотворчества в Российской Федерации // Право и политика. — 2001. — № 9. — С. 32–41.

12. Чигидин Б. В. К вопросу о понятии юридической техники // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2002. — № 5–6. — С. 34–39.

16. Романова Е. А. Правовая коммуникация: общетеоретический анализ: Автореферат дис…. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовская государственная юридическая академия”. — Саратов, 2011.- 28 с.

17. Вступ до сучасної юридичної логіки / За ред. М.І. Панова та В. Д. Титова. — Х.: Ксилон, 2001. — 198 с.

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 9

Одним из важных условий эффективности закона является овладение всеми современными приемами создания норм права, заключенных в различных НПА. Система определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов, вырабатывались в течение веков различными государствами и концентрированно формулируются в такой отрасли юридического знания, которая именуется законодательной техникой.

Требования законодательной техники закрепляются в нормативных правовых актах или же могут существовать в виде обычаев, научно-методических рекомендаций.

Как правило, требования юридической техники регламентируются в основном в специальных законах и подзаконных нормативных правовых актах. В обобщенном виде такие требования содержатся в Законе Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года № 213-1 (с последующими изменениями, а также в Законе «О парламенте Республики Казахстан» и статусе его депутатов от 16 октября 1995 года № 2529 (с последующими изменениями).

Также правила юридической техники содержатся в регламентах Палат Парламента и инструкциях по делопроизводству и документационному обеспечению.

Надо сказать, что в конце XIX — начале XX века ученые — юристы уделяли большое внимание вопросам законодательной техники, рассматривая ее как один из классических элементов права.

Вспомним книгу Р. Иеринга «Юридическая техника», изданную в Санкт — Петербурге в 1905 г. и являющуюся частью более крупного труда о римском праве 1883 г. По мнению ученого, «то, что должно каждого профана убедить в его невежестве… составляет юридический метод… он именно и создает юриста».

В субъективном смысле «техника» означает юридическое искусство отделки правового материала, в объективном — механизм права. Французский профессор Фр. Шеж посвятил в 1905 г. большую статью о законодательной технике в современных гражданско — правовых кодификациях. Поводом стало завершение в 1896 г. обработки германского Гражданского кодекса.

Полезен и весьма поучителен зарубежный опыт законодательной техники. Во многих европейских странах много лет устойчиво применяются правила, касающиеся не только способов оформления законодательных текстов, но и подготовки их с точки зрения правильного выбора предмета регулирования и формы акта. Соответствующие требования получили общеобязательное признание.

Так, 10 июня 1991 года федеральный министр юстиции Германии утвердил «Справочник по вопросам соответствия законов и постановлений действующему праву и их единообразного оформления».

В рекомендациях даны характеристики критериев определения предмета регулирования, понятия, основных и вспомогательных средств, формулировок правовых предписаний, порядка составления первичного закона и изменительного закона, правовых постановлений и обнародования новых редакций законов.

В Польше, Франции, Чехии, Венгрии действуют технико — юридические правила, содержащиеся либо в регламентах парламентов, либо в специальных документах правительств и министерств юстиции.

Своеобразной унификации в данной сфере способствуют рекомендации Европейской Ассоциации содействия законодательству, глоссарии Совета Европы по вопросам местного самоуправления и др.

Законодательная техника — это система правил, предназначенных и используемых для познавательно — логического и нормативно — структурного формирования правового материала и подготовки текста закона. В таком определении можно выделить шесть взаимосвязанных элементов: познавательно — юридический, нормативно — структурный, логический, языковый, документально — технический, процедурный.

Каждый из элементов содержит набор требований — правил, которые следует строго соблюдать. Их применение с учетом этапов движения законопроекта должно быть последовательным и взаимосвязанным.

Познавательный элемент означает определение предмета законодательного регулирования, выбор и анализ процессов, явлений и отношений, которые могут быть объектом законодательного воздействия. Оправданно исходить из следующего круга законодательно регулируемых отношений:

— высокая социальная значимость их для общества, государства и гражданина; б) стабильность; в) первично — нормативное регулирование;

— предопределенность конституций;

— правомочность субъекта законодательной деятельности.

С этими составляющими связан и правильный выбор формы правового акта, с учетом его места в правовой системе и классификационных признаков как официальных, так и доктринальных.

Законодательная техника — это основанные на практике правотворчества, и научно обоснованные средства, правила и приемы подготовки совершенных по форме, структуре, стилю изложения законодательных актов, обеспечивающих наиболее полное и точное соответствие формы нормативных предложений их содержанию.

Другими словами, законодательная техника — это техника подготовки высококачественного в юридическом отношении проекта закона. В этом смысле законодательная техника представляет собой применение апробированной практикой, научно-обоснованной системы правил и приемов наиболее рационального конструирования закона соответственно его природе и назначению.

Как считают отдельные авторы, более широким по своему значению понятием является понятие юридической техники — совокупности средств, приемов и правил, которые используются для создания и оформления как нормативных правовых, так и правоприменительных, интерпретационных и иных юридических актов.

То есть, в зависимости от видов юридической деятельности можно различать и виды законодательной техники.

Так, применительно к правотворческой деятельности следует говорить о законодательной (законотворческой, правотворческой, нормотворческой) технике.

Законодательная техника как система определенных требований содержит:

— правила построения и оформления правовых актов;

— приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний;

— язык и стиль правового акта;

— правила обнародования (промульгации) и систематизации

актов.

Другой же вид юридической техники, правоприменительная техника, включает в себя:

— правила оформления и построения правоприменительных актов, способы легализации документов;

— способы и приемы толкования юридических норм и актов;

— способы разрешения коллизий в праве и преодоления пробельности;

— способы процедурно — процессуального оформления юридической практики.

Условно законодательная техника разграничивается на:

— технику изложения воли законодателя;

— технику ее документального оформления.

Таким образом, следует согласиться с мнением, что понятие юридическая техника шире, нежели законодательная техника, т.к. последняя содержит лишь приемы и правила принятия законов и иных НПА. Тогда как юридическая техника предполагает также правила систематизации законодательства, правила оформления правоприменительных актов и т.д. Но чаще всего законодательная и юридическая техника рассматриваются в литературе как синонимы.

Понятно, что законодательная техника не ограничивается техникой составления законопроекта. Она пронизывает все этапы законотворчества, а также обеспечивает деятельность по упорядочению законодательства. Поэтому мы будем употреблять утвердившееся понимание законодательной техники. При этом согласимся, что законодательная техника как техника работы с (нормативными) правовыми актами — наиболее разработанный, сформировавшийся вид (раздел) юридической техники, обозначаемый традиционным, общеупотребительным термином

Культура (качество, совершенство) законодательной техники является свидетельством и показателем общей и профессиональной правовой культуры общества. Уровнем законодательной техники в значительной мере обусловлено качество законов, а через это и состояние законности в стране, эффективность действия права, степень гарантированности прав и свобод граждан.

Следование принципам и правилам законодательной техники позволяет сформулировать и оформить правовые нормы таким образом, что при этом воля законодателя (в идеале оно должна соответствовать общей воле — всеобщему интересу) адекватно отображена в нормах, а ее истинный смысл не расходится с текстуальными формулировками. Оснащенность арсеналом средств законодательной техники исключает двусмысленность, неясность, таких формулировок, обеспечивает их доступность и признание.

Соответственно тому инструментарию, который специфичен для законодательной техники, в ее содержании следует выделять такие компоненты, как выбор внешней формы правовых норм; выбор способов правового регулирования; технические средства; технические приемы другие составляющие.

Элементом законодательной техники является нормативная структуризация текста закона. Имеется в виду четкая последовательность операций. К ним следует отнести действия по выработке композиции акта, установлению его составных частей, формулированию названий (заголовков) правовых предписаний (норм), использованию отсылок и других норм «юридических связок», определению способов и порядка вступления акта в силу, отмены и изменения других правовых актов. Поясним сказанное более подробно.

С учетом многолетней практики и научных разработок можно рекомендовать следующие правила для выработки структуры закона: выделять в законе в качестве его составных частей заголовок, преамбулу, нормативные предписания, заключительные и переходные положения. Это могут быть главы и статьи; разделы, главы и статьи; части, разделы, главы и статьи. Подобное членение предопределяется объемом нормативного материала, но при условии того, что первичной клеткой служит правовая норма.

Поскольку содержанием статей нормативного акта являются нормы права различных отраслей, то в содержании нормы закладывается много информации, она призвана служить организации правовой материи для регулирования отношений, отличающихся определенной спецификой.

Здесь обязательными требованиями, являются:

— нормативное построение, выражающееся в структурной организации правовых предписаний (гипотеза, диспозиция, санкция), в употреблении их различных разновидностей (регулятивных, охранительных) и т. д.;

— юридическая конструкция — типовая модель, отражающая юридическое состояние структурно организованного явления правовой жизни.

Другими словами, содержание юридической конструкции складывается из выстроенных в определенную структуру средств и способов правового воздействия, которые лишь в своем системно логическом взаимодействии обеспечивают достижение желаемого результата. Необходимые правовые средства выстраиваются в ней, словно атомы в молекуле, в особой последовательности и взаимосвязи, в логически завершенную цепь.

Среди приемов изложения правовых предписаний наибольшее распространение получили абстрактный и казуистический, а также прямой, отсылочный и бланкетный.

Весьма важен в законодательстве вопрос об отсылках. С их помощью обеспечиваются системные связи между нормами и актами. На практике, к сожалению, допускается немало ошибок в определении видов отсылок.

Допустимы отсылки к нормам закона, когда нужно обеспечить связь между его общими и конкретными, специальными положениями. Отсылки к правовым актам более высокой юридической силы оправданы тогда, когда надо выявить правообразующий источник данного закона. Возможны отсылки к международным актам, ратифицированным и одобренным Россией и накладывающим на нее обязательства, требующие для их исполнения принятия внутригосударственных актов. Отсылки к актам низшей юридической силы оправданы тогда, когда необходимо удлинить «правовую связь» и определить основания для издания нового закона или дать поручение принять подзаконный акт.

По своему объему отсылки могут быть сделаны к конкретному закону в целом либо его части, к закону в широком смысле, к законодательству. Они касаются как действующих, так и предполагаемых правовых актов. Причем во всех случаях нужно соблюдать меру, не допуская ошибок в выборе их видов, а также избыточности, игнорирования или недооценки.

Очень важно помнить о том, что юридическая конструкция становится работоспособной, если в ее содержании субъективные права участников будущего правоотношения сбалансированы юридическими обязанностями и гарантированы возможностью применения адекватной юридической ответственности.

Техника документального оформления

Техника документального оформления предполагает структурную организацию юридического текста и оформление официальных реквизитов. Для этого предложения объединяются в логически связанные абзацы, части статей, статьи, параграфы, главы, разделы и части. Целью такой структурной рубрикации нормативно-правового акта является придание ему композиционной завершенности и четкости, что позволяет быстро ориентироваться в содержании. Этому в определенной степени способствуют и преамбулы крупных нормативных актов. В них сформулированы основные цели и задачи принятия акта, разъясняется его специфика.

Следует обратить внимание на специфику юридико — технологических приемов в разных отраслях законодательства. Их различение обусловлено неодинаковым объектом и методами правового регулирования.

К примеру, в конституционном законодательстве больше применяется норм — дефиниций, норм — целей и норм — принципов, а сами нормы нередко состоят лишь из диспозиций. В гражданском и уголовном законодательстве традиционной является строгая и детальная структуризация институтов и норм.

Официальный характер юридического акта подтверждается выделением определенных реквизитов: наименования акта, его заглавия, даты принятия и введения в действие, порядкового номера, подписей, печати.

Вывод, который мы можем сделать, состоит в том, что стремительное и масштабное развитие правовой сферы общества приводит к резкому увеличению объема нормативно — правового массива. С законом повседневно соприкасаются граждане и их объединения, государственные органы и хозяйствующие субъекты.

Однако качество законов остается невысоким и в немалой степени — из-за явной недооценки роли законодательной техники. В результате в процессе законотворчества и правоприменения возникает много юридических коллизий, которые могли бы быть предотвращены. Но подавляющее большинство государственных служащих, депутатов, специалистов и экспертов по-прежнему не владеют приемами законодательной техники, и их этому не обучают. Впрочем, и сама технология выработки законов требует сегодня серьезного обновления.

Недаром в современной литературе по теории права законодательная техника традиционно рассматривается в контексте правотворчества в качестве одного из его элементов. В целом законодательная техника признается важным фактором оптимизации и эффективности законодательства.

Лекция 13. Язык закона

Законодательная техника включает и такой элемент, как язык закона. Речь идет о более широком явлении языка права как особого логико — лексического строя речи. Данная проблема получила разработку в юридической литературе. Это — понимание юридического языка как специфического, слова в котором образуют предложения, составляющие емкие юридические формулы. Краткость, концентрированность, однозначность, простота понимания — важнейшие требования к такого рода языку. С другой стороны, следует строго соблюдать «языковые запреты» — избегать метафор и образных выражений, архаизмов и диалектизмов, иностранных слов и терминов, упрощений и условных словосочетаний. Предписания лучше выражать посредством долженствующе — предписывающего и констатирующе — предписывающего способов.

Культура законотворческой деятельности предполагает логическую последовательность изложения текста закона, строго выдержанный профессиональный стиль и язык закона и вместе с тем его простоту, доступность самым обычным людям. Нарушение логики закона, неточность его формулировок, неопределенность использования терминов порождают необходимость в его толковании и разъяснении, ведут к искажению смысла закона и злоупотреблениям.

Текст закона не может быть незаконченным, оставляющим возможность его произвольного » дополнения» или «расширения». Другими особенностями стиля и языка закона являются его директивность и официальность. В директивности стиля закона воплощена и его официальность, закрепляющая суверенную волю государства.

Основным объектом законодательной техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности. Законодательная техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень законодательной техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

Техника изложения воли законодателя предполагает соблюдение синтаксических, стилистических, лингвистических и терминологических правил. Это связано с тем, что основным, господствующим способом выражения юридических норм является письменная речь.

Исходной единицей текста, состоящей из отдельных слов и словосочетаний, является предложение. Именно предложение способно выразить законченную мысль. Его конструкция не должна быть ни излишне сложной (перегруженной причастными и деепричастными оборотами, сложноподчиненными предложениями и т. д., затрудняющими восприятие воли законодателя), ни искусственно упрощенной. Все члены предложения должны быть согласованы между собой.

Текст юридического акта должен отличаться простотой стиля, четкостью и краткостью формулировок, наличием устойчивых словосочетаний («если иное не предусмотрено…», «в порядке, установленном…» и т. д.). Язык текста должен соответствовать устанавливаемому методу воздействия на адресата, что предполагает уместное использование обязываний, дозволений и запретов.

Для юридических актов характерны директивность и официальность стиля. Поэтому язык и стиль нормативных, интерпретационных, правоприменительных и иных юридических актов не должен отличаться друг от друга.

При изложении правовых предписаний используются три вида терминов: общеупотребительные, специально-технические и специально-юридические. Однако, несмотря на это разнообразие, вся терминология должна быть ясной адресату, общепризнанной, однозначной, устойчивой, апробированной и адекватно отражающей определенные понятия. В отличие от общеупотребительных выражений, терминам должна быть присуща ограниченная смысловая специализация, договорная однозначность и семантическая точность.

В рамках концепции закона важен «набор понятий», которые предполагается использовать. Это, прежде всего, научно — юридические понятия, выработанные правовой наукой и необходимые для правильного построения закона. Их недооценка и игнорирование ведут к ошибкам и юридическим противоречиям.

Далее, следует правильно применять конституционные понятия, не допуская произвольных отступлений от них .

Таким образом, язык закона — единственный способ выражения мысли законодателя, а правотворческое мышление лежит в основе законодательной деятельности. Язык является основным средством формулирования правовой нормы. Ни одна правовая норма как результат правового мышления не может быть сконструирована без конкретной системы понятий, которые придают правовой норме логический смысл, обусловливают ее логическое движение в практическом применении.

Система государственных требований к языку закона является существенной гарантией его качества. Язык нормативного акта должен быть понятен и общеупотребителен, в то же время ему необходимо быть четким, и ясным, кратким. Логичность текста закона — общее требование для процесса нормотворчества достигается через ясность языка закона. Он должен быть настолько прост, чтобы каждый гражданин мог бы точно и правильно понять права и обязанности, которые порождает для него правовая норма, общий смысл правового предписания, и иметь четкую установку на его выполнение. Но здесь возникает опасность излишнего упрощения правового языка, которая может привести к его вульгаризации, стать помехой правильного словесного выражения некоторых тонкостей законодательной регламентации. Доступность языка закона можно выразить через два основных критерия:

I. Каждый должен точно и правильно понимать свои права и обязанности, которые порождает закон.

2. Каждый должен понять общий смысл юридического предписания в связи с его предназначением в системе социальных норм.

Лаконизм — еще одно основное требование к языку законодателя. Закон должен иметь строгое нормативное содержание, т.к. его цель — разработка нормативных предписаний, определяющих поведение людей. Юридический язык не терпит словесных повторений, усложненных оборотов, излишних эпитетов. Но лаконизм предписания не должен идти в разрез с полнотой отражения государственной воли, что достигается через использование понятийного (терминологического) аппарата.

Требование точности языка заключается в наиболее полном и правильном, отражении сути правового предписания. Точность предполагает стилистическую и грамматическую верность юридического языка, правильное употребление слов и связь между ними.

Для наиболее четкого представления о совершенном юридическом языке, следует обратиться к дефиниции самих правовых определений, составляющих его основу. Правовые определения должны адекватно отражать сущность определяемого явления.

Это обусловливает ценность такого логического приема как обобщение под нормативно-правовым углом зрения. Сложность заключается в том, что абсолютно все признаки изучаемого явления охватить, как правило, не возможно, а вырабатываемое правовое определение должно быть правильным, т.е. не расходиться с объективной действительностью, отражать ее оптимально и полно.

К сожалению, правовые определения в действующем законодательстве не всегда отличаются научным совершенством. Имеются, в частности, определения логически непоследовательные, недостаточно полно или неверно отражающие сущность того или иного явления.

Необходимость в правовых понятиях не вызывает сомнений, несмотря на трудности их понимания для неспециалистов. Поэтому не следует излишне перегружать тест закона правовыми понятиями, если они легко заменяемы, не искажают сути и смысла закона. Нельзя не учитывать того обстоятельства, что правовые понятия лишь средство законодательной техники, с помощью которых выражаются предписания закона. Поэтому задача законодателя – добиться максимальной точности и доступности для понимания предписаний закона всеми, к кому они обращены.

В то же время простота изложения закона не должна осуществляться за счет его полноты и точности. Закон нередко регулирует сложные общественные отношения, возникающие в результате осуществления политических и правовых реформ, а также в случаях, когда в законодательную базу включаются международные обязательства, и,следовательно, появляются новые понятия и термины. Одним словом, профессионализация законодательного процесса обусловлена многообразием и все возрастающей сложностью социальных связей.

В законе часто используются определения юридических понятий, они излагаются либо в общей части кодекса, либо в общих положениях закона, что очень правильно. При этом правовые понятия и раскрывающие их определения должны базироваться на определенном консенсусе. Слова и выражения, имеющие юридическое значение, должны использоваться в одном и том же смысле во всех правовых актах.

В сфере правовых отношений разногласия при определении понятий не допустимы, это подорвало бы все критерии законности формулирования и применения правовых норм, что приобретает особенно важное значение на современном этапе реформирования правовой системы, когда появляется множество новых юридических понятий, возрождаются старые забытые термины. Однако это не означает, что все правовые понятия должны быть закреплены законодательно. Определенные правовые термины, имеющие основополагающее значение давно устоялись и содержатся во всех учебниках. То есть, многие правовые понятия могут успешно функционировать на базе общепринятых определений, содержащихся в квалифицированных научных комментариях, теоретических трудах юристов — ученых.

Гораздо серьезнее обстоят дела при переводе текстов законодательных актов на государственный (казахский) язык. Не секрет, что практически все законы и другие НПА пишутся на русском языке и затем переводятся.

В создавшейся ситуации налицо необходимость создания серьезного терминологического словаря законодательства как на государственном, так и на русском языке.

Кстати, такой первый опыт уже есть. Терминологический словарь-справочник законодательства Республики Казахстан на русском языке издавался в г. Астана в 1998 году. Его составителями являются кандидат юридических наук Идрисов К.З. и Исаева В.С., работавшие в тот период в аппарате Парламента Республики Казахстан.

Нередко законы используют слишком много специальных юридических понятий без расширенного определения. Поэтому важно определиться с техническими приемами изложения легальных определений в законах. В практике применения законов часто возникают трудности из-за определения терминов, имеющих юридическое значение, таких, как «многодетная семья», иждивенцы», родственники», «члены семьи» и т.д.

Существует мнение, что законодательным определениям должны подвергаться в обязательном порядке все правовые понятия ключевого значения, т.е. понятия, с помощью которых постигается как общий целевой смысл конкретной законодательной акции, так и оперативный смысл ее логических составных.

Общие правовые понятия должны быть достаточно абстрактны и вместе с тем достаточно конкретны. Самыми общими выступают конституционные понятия обще родового значения («суверенитет», «право нации на самоопределение», «собственность», «свобод слова» и т.д), менее общими — межотраслевые понятия, за которыми следуют отраслевые, в какой-то мере частные понятия. Еще одно необходимое требование к правовым определениям — они должны быть дискурсивными, т.е. находящимся в общем логическом «сцеплении» с предшествующими общепризнанными определениями.

Все правовые понятия, так или иначе, взаимосвязаны. Одни понятия могут сравниваться по смысловому значению, другие, определенным образом пересекаться, третьи — соподчиняться и т.д.

Каждое понятие находится в непрерывном логическом движении, что обусловлено смысловым уточнением, изменением. Задача заключается в том, чтобы, в соответствии с поставленной целью найти такое определение, которое последовательно отражало бы самые существенные признаки того или иного явления и, следовательно, гарантировало надежное пользование им в правоприменительном процессе.

Эти выражения, встроенные в правовой контекст, еще до применения законодательного акта заранее открывают широкие возможности для его нарушения либо неверного толкования.

Вместо широкого перечисления исключений, необходимость которых может быть вполне обоснованной, открывается простор субъективному толкованию закона. Естественно, что для оценки ясности законодательного акта нет определенных критериев. В ряде случаев этот вопрос решается органом или лицом, которые будут применять закон, но от законодателя во многом зависит предел этого субъективного понимания закона, возможность его ситуативного толкования правоприменителем. Представляется, что посредством легальных дефиниций необходимо предельно четко и ясно изложить требования нормативного акта, что во многом предопределит его дальнейшую жизнь.

Одним словом, речь о том, что для достижения точности законодательного текса необходимо пользоваться правилами законодательной техники, касающимися языка закона, пользоваться терминами, имеющими строго определенное значение.

Рекомендуемые страницы:

Понятие законодательной техники.

Это система правил и приемов подготовки совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих необходимый охват регулируемых вопросов, полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту, обозримость нормативного материала.

1. Сокращение до минимума нормативных актов по одному и тому же вопросу;

2. Отсутствие противоречий с действующими нормативными актами и в самом нормативном акте;

3. Логическая последовательность изложения и взаимосвязь помещаемых в акте нормативных предписаний;

4. Наличие в акте правовых средств, обеспечивающих его соблюдение (меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров, меры ответственности за нарушение правовых предписаний или отсылки к устанавливающим их действующим нормативным актам и др.);

6. Наличие в акте определений имеющих принципиальное значение терминов (законодательных дефиниций);

7. Отсутствие рассуждений, научных положений, деклараций и т.п.;

8. Язык должен быть точным и лаконичным, один и тот же термин должен всегда использоваться для обозначения одного и того же понятия;

9. Акт должен излагаться простым, ясным языком, по возможности короткими фразами, не должны употребляться в акте эпитеты, метафоры, образные сравнения, цитирование и многозначные слова и выражения;

10. В случае необходимости одновременно с проектом акта вносится проект постановления о порядке введения акта в действие. В этом проекте должны быть отражены вопросы отмены (изменения) ранее принятых нормативных актов (либо их частей), начало действия акта, другие вопросы по его реализации.

Понятие и признаки нормативно-правового акта

Под нормативно-правовым актом понимается документ органов государственной власти, содержащий нормы права.

Признаки нормативно-правового акта (отличия от других документов):

1. Исходит от всего населения (в случае принятия на референдуме) или от органов государственной власти.

2. Содержит нормы права.

3. Создается в особом, процессуальном порядке.

4. Оформляется в определенном виде.

5. Образует единую, иерархическую систему.

6. Обязательно доводится до сведения населения.

Классификация нормативно-правовых актов

Для упорядочивания нормативно-правовых актов используются различные классификации и способы систематизации нормативно-правовых актов.

Основаниядля классификации:

1. Юридическая сила нормативно-правового акта.

2. Содержание нормативно-правового акта.

3. Субъекты, издавшие нормативно-правовой акт.

4. Объем и характер действия нормативно-правового акта.

Юридическая сила нормативно-правового акта отражает его место в иерархической системе нормативно-правовых актов.

Наибольшей юридической силой обладает Конституция РФ – основной закон государства.

Все множество нормативно-правовых актов по юридической силе делится на 2 подмножества:

1. Законы

2. Подзаконные нормативно-правовые акты.

По содержанию нормативно-правовые акты подразделяются на:

1. Однородные нормативно-правовые акты.

2. Комплексные нормативно-правовые акты.

Однородные нормативно-правовые акты содержат нормы права, относящиеся к одной отрасли права.

Комплексные нормативно-правовые акты относятся к разным отраслям права.

Пример однородных нормативно-правовых актов:

Трудовой Кодекс РФ

Пример комплексного нормативно-правового акта:

Федеральный закон «Об образовании».

По субъектам, издавшим нормативно-правовой акт, выделяют:

1. Нормативно-правовые акты органов законодательной власти (законы).

2. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти (подзаконные нормативные акты).

3. Нормативно-правовые акты органов судебной власти (постановления).

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:

1. Акты общего действия.

2. Акты ограниченного действия.

Акты общего действия распространяются на все население государства.

Акты ограниченного действия распространяются только на определенный контингент лиц (например, на беженцев).

Законы: признаки и виды

Признаки:

1. Регулируют наиболее важные общественные отношения.

2. Принимаются в результате всенародного волеизъявления на референдуме, либо органами законодательной власти.

3. Обладают высшей юридической силой по сравнению с другими нормативно-правовыми актами.

Виды:

По юридической силе законы подразделяются на:

1. Конституцию .

2. Федеральные конституционные законы

3. Федеральные законы.

4. Законы субъектов РФ.

Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие и виды

Подзаконный нормативно-правовой акт – это нормативно-правовой акт, принятый органами исполнительной власти.

Выделяют в порядке убывания юридической силы следующие виды подзаконных нормативно-правовых актов:

1. Указы Президента РФ.

2. Постановления Правительства РФ.

3. Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, федеральных служб).

4. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

6. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Действие нормативно-правовых актов во времени,

пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правовых актов во времени начинается с момента вступления нормативно-правового акта в силу и заканчивается в момент прекращения действия нормативно-правового акта.

Момент вступления нормативно-правового акта в силу определяется:

1. Указанием в самом нормативно-правовом акте (например, с 1 января 2004 года).

2. Днем опубликования закона.

3. По прошествии определенного количества дней после опубликования нормативно-правового акта.

Прекращение действия нормативно-правового акта определяется:

1. Путем указания на то в новом нормативно-правовом акте.

2. По истечении срока его действия, указанного в самом акте.

По общему правилу, нормы нормативно-правового акта начинают применяться для регулирования общественных отношений, возникших после вступления в силу данного акта.

Имеется два исключения:

1. Если об обратной силе акта прямо указано в самом акте.

2. Обратную силу имеют акты с нормами права, устраняющими или смягчающими уголовную или административную ответственность.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется полномочиями субъекта, издавшего акт.

Акты, которые издаются федеральными органами государственной власти, действуют на всей территории РФ.

Акты, которые издаются органами государственной власти субъектов РФ, действуют только на территории субъектов.

По кругу лиц, на которых распространяется действие акта, выделяют общие и специальные акты.

Общие распространяют свое действие на всех граждан.

Специальные – на определенную категорию граждан (пенсионеров, студентов и др.).

Характеристика основных способов систематизации

нормативно- правовых актов

Систематизация – упорядочивание.

Коллизия – столкновение.

Кодекс – книга.

Существуют следующие основные способы систематизации нормативно-правовых актов:

1. Инкорпорация.

2. Кодификация.

3. Консолидация.

Инкорпорация– это объединение в сборнике действующих нормативно-правовых актов без изменения их содержания.

Кодификация– это деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующих нормативно-правовых актов путем принятия нового кодифицированного акта (при кодификации устраняются коллизии норм из разных нормативно-правовых актов).

По своему содержанию кодифицированные акты бывают:

1. Основами законодательства.

2. Кодексами.

3. Уставами.

4. Положениями.

Консолидация– это деятельность, направленная на объединение множества нормативно-правовых актов, касающихся определенной сферы общественных отношений, в один укрупненный акт.

Консолидация является промежуточным шагом к кодификации.

Понятие системы права

Все множество норм права образует систему права.

Под системой понимаетсяцелое, состоящее из частей. Как целостное образование система права включает в себя все действующие в государстве нормы права. В качестве составных частей системы права выступают отрасли права, подотрасли права и институты права, но базовыми частями системы права выступают отрасли права.

Под отраслью права понимаетсясовокупность норм права, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений. Основаниями для разбиения права на отрасли являются предмет правового регулирования и метод правового регулирования .

Система права– это совокупность отраслей права, в которых выражена общая воля господствующего класса или всего общества.

Строение права

В свою очередь, каждая отрасль права может состоять из подотраслей права и институтов права. Графически система права выражается в следующем виде:

Горизонтальное строение правапредставляет собой разбиение права на отдельные отрасли права.

Вертикальное строение права– иерархическая связь различных частей, входящих в отрасль права.

Подотрасль права– совокупность норм права, регулирующих специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования отрасли права. Например, в качестве подотраслей гражданского права выступают авторское право, наследственное право и др. подотрасли.

Институт права– совокупность норм права, регулирующих однородную группу общественных отношений.

По своему содержанию институты права бывают простыми и сложными.

Простой институт права включает в себя нормы права одной отрасли права. Например, институт залога в гражданском праве.

Сложный институт права включает в себя нормы права из различных отраслей права. Например, институт собственности включает в себя нормы права из конституционного права, гражданского права, семейного права и др. отраслей права.

Каждая отрасль права имеет основной институт права, в котором определяются:

1. Предмет правового регулирования отрасли.

2. Общеотраслевые принципы права.

3. Задачи отрасли и иные общие положения.

Так, в конституционном праве в качестве основного института выступает институт «Основы конституционного строя» (подраздел 1 Конституции РФ).

В качестве основного института гражданского права выступают нормы права, отраженные в подразделе Гражданского Кодекса «Основные положения».

Система права не является застывшей структурой. Она изменяется в зависимости от изменений общественных отношений. В ней появляются новые отрасли права и институты права, отмирают старые.

Например, за последние годы в РФ:

«+» «-»
Банковское право Экологическое право Колхозное право

Основные отрасли права в РФ

Основными отраслями права в РФ являются:

1. Конституционное (государственное) право.

2. Административное право.

3. Гражданское право.

4. Финансовое право.

5. Земельное право.

6. Трудовое право.

7. Экологическое право.

8. Семейное право.

9. Уголовное право.

10. Уголовно-процессуальное право.

11. Гражданско-процессуальное право.

12. Арбитражно-процессуальное право

13. Международное право.

14. Международное частное право.

Право материальное и процессуальное

Существует деление отраслей права на отрасли материального права и отрасли процессуального права.

Отрасли материального права определяют права и обязанности сторон, условия их возникновения, изменения и прекращения.

Отрасли процессуального права устанавливают порядок рассмотрения в судебных органах споров между сторонами по поводу нарушенных прав и невыполненных юридических обязанностей.

К отраслям материального права относятся государственное, гражданское, административное и ряд других отраслей права.

К отраслям процессуального права относятся уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное право.

Гражданско-процессуальное правосодержит нормы права, определяющие порядок рассмотрения споров, в которых в качестве одной из сторон выступают граждане.

Метод правового регулирования – императивный.

Основные нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ.

2. Гражданско-процессуальный кодекс РФ.

Арбитражно-процессуальное правосодержит нормы права, определяющие порядок рассмотрения споров между организациями, а также между организациями и государственными органами.

Доминирующий метод – императивный.

Основные нормативно-правовые акты.

1. Конституция РФ.

2. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ.

Право частное и публичное

Основаниями для такого деления являются:

1. Констатация факта: регулирует ли отрасль права общественные отношения, в которых заинтересованной ,необходимой стороной выступает государство?

В этом случае отрасль права относится к отраслям публичного права. В противном случае отрасль права относится к отраслям частного права.

2. Используемый в качестве доминирующего метод правового регулирования.

В отраслях публичного права в качестве доминирующего метода используется императивный метод, в отраслях частного права – диспозитивный метод.

Примеры отраслей публичного права:

Государственное, административное, уголовное право.

Примеры отраслей частного права:

Гражданское, семейное, трудовое и др.

Право международное и право национальное

Существует деление права на отрасли международного права и отрасли национального права.

К отраслям международного права относятся две отрасли:

1. Международное право.

2. Международное частное право.

Международное право регулирует отношения между государствами.

Международное частное право регулирует отношения с участием иностранных физических и юридических лиц.

К отраслям национального права относятся все другие отрасли права.

Понятие системы законодательства

Система законодательства это система нормативно-правовых актов (НПА) определенного государства, состоящая из совокупности отраслей законодательства. Основанием для формирования отрасли законодательства является предмет правового регулирования.

Система законодательства является выражением системы права. Они соотносятся между собой как содержание (система права) и форма (система законодательства).

Отраслей законодательства всегда больше, чем отраслей права.

В РФ приблизительно 14 отраслей права, а отраслей законодательства 48.

Первичным элементом системы права выступает норма права.

Первичным элементом системы законодательства выступает статья закона или пункт подзаконного нормативно-правового акта.

Норма права – это общеобязательное правило поведения, которое устанавливается государством и исполнение которого поддерживается силой государства.

Структура норм права – это их внутреннее строение, деление норм на составные части, связь частей между собой.

Любая норма права состоит из трех частей:

В первой части указывается на круг лиц, которым адресована норма. Эта часть называется гипотезой.

Во второй части формулируется само правило поведения. Эта часть называется диспозицией.

В третьей части содержится указание на возможную меру государственного принуждения, которая может быть применена к нарушителю нормы. Эта часть называется санкцией.

Пример нормы права:

Налогоплательщики должны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации. Непредоставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере пяти тысячи рублей.

В этой норме гипотеза – налогоплательщики.

Необходимость предоставления налоговой декларации – диспозиция.

Взыскание штрафа в пять тысяч рублей – санкция.

Виды (классификация) норм права

Используются различные основания для классификации норм права.

1. Классификация по отраслям права (нормы гражданского права, семейного права и пр.).

2. По способу регулирования общественных отношений различают три вида норм:

а) Управомочивающие нормы права.

б) Обязывающие нормы права.

в) Запрещающие нормы права.

3. По предмету правового регулирования

а) Материальные нормы права.

б) Процессуальные нормы права.

4. По выполняемым функциям.

а) Нормы позитивного регулирования. Устанавливают права и обязанности

б) Правоохранительные нормы. Устанавливают меры государственного принуждения к нарушителям норм права.

5. По действию норм права в пространстве.

а) Нормы общего действия. Нормы действуют по всей территории государства.

б) Нормы местного действия. Нормы действуют на части территории государства.

6. По кругу лиц, на которых распространяются нормы.

а) Нормы общие. Распространяются на всех граждан государства.

б) Нормы специальные. На определенную категорию граждан.

7. По времени действия норм.

а) Нормы постоянного действия.

б) Временные нормы права.

Особенности изложения норм права в нормативно-правовых актах:

1) Норма права = НПА

ст.1

ст.2

ст.3

Проблемы законодательной техники вызывают в последнее время со стороны учёных — правоведов повышенное внимание. Этим проблемам посвящается монографические исследования, разделы книг, научные статьи. Они становятся предметом обсуждения на разного уровнях научных конференциях, семинарах, круглых столах.

Интерес к проблемам законодательной техники не случаен. Он обусловлен осознанием всей значимости внешнего оформления правовых актов.

Обычно, говоря о юридической технике, понимая под этим термином «совокупность правил, средств и приёмов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности», Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2003. — с. 321. — то есть, по существу, законодательную технику. Такая точка зрения считается традиционной. Другие авторы воспринимают юридическую технику как технику, применяемую в юридической деятельности вообще. Такой позиции придерживается, например, В. Н. Карташов. Традиционное понимание юридической техники представляется ему «не совсем точным, а главное бесперспективным в плане дальнейшего исследования данной проблемы. Такую технику на самом деле образуют, по его убеждению, все те средства, «с помощью которых достигаются необходимые цели юридической практики.» Изучение этих средств должно, как он считает, «выделиться в самостоятельное направление исследования.» См.: Юридическая техника (обзор материалов научно методического семинара) Государство и право. 2000. № 3. — с. 108.

Как среди первых, так и среди вторых имеются расхождения по вопросу об элементах (содержании) понятия юридической техники. Ряд исследователей включает в юридическую технику и средства, и способы осуществления соответствующей деятельности. Их оппоненты относят к ней или только средства, или только способы, используемые в ходе такой деятельности. Имеются и иные расхождения в понимании разными авторами юридической техники.

В своей работе мы будем придерживаться взглядов на юридическую и законодательную технику, которая ближе к традиционным. Тем более, что дискуссию в таком формате мы считаем малопродуктивной, не относящейся к существу вопроса.

По нашему мнению юридическая техника это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учёта. Различаются следующие виды юридической техники: законодательная техника, техника систематизации нормативных актов, техника учета нормативных актов, техника индивидуальных актов.

Целью юридической техники являются рационализация юридической деятельности, достижение ясности, простоты краткости, определенной стандартности, единообразия (унифицированности) юридических документов.

В свою очередь законодательная техника — это совокупность правил, приемов, средств и способов подготовки, составления и оформления нормативных актов. Законодательная техника имеет две основные цели. Во-первых, рационально, адекватно ypегулировать общественные отношения, не допустить пробелов, изложить нормативные акты достаточно четко, недвусмысленно, определенно и в то же время достаточно кратко, экономично, в определённой мере единообразно, стандартно. Многословие, расплывчатость формулировок, недостаточная четкость, пробельность снижают эффективность правового регулирования. Другая цель нормотворческой техники ориентирована на адресатов нормативных актов и состоит в том, чтобы сделать нормативные акты достаточно понятными, ясными для лиц, которым они адресованы, чтобы у них не возникали сомнения относительно их прав и обязанностей, предусмотренных нормативными актами.

Для достижения этих целей следует соблюдать ряд правил.

Правила законодательной техники можно подразделить на три вида:

а) Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов. Каждый нормативный акт должен иметь необходимые реквизиты, которые отражали бы его юридическую силу, предмет регулирования, сферу действия, придавали бы ему официальность.

Каждый нормативный акт должен иметь: название вида нормативного акта (закон, указ, постановление и т. д.), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования. Это название должно быть по возможности кратким.

Далее, нормативный акт должен содержать дату и место его принятия, а для более рационального учета нормативных актов его номер. Такие реквизиты нормативного акта, как его название (по виду и содержанию), дата, орган и место принятия, взятые вместе, составляют так называемый титул нормативного акта. Обязательным реквизитом является подпись соответствующего должностного лица.

б) Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта.

Нормативный акт должен иметь достаточно определенный предмет регулирования и рассчитан на регулирование однородных общественных отношений. Он не должен регулировать отношения разного рода и типа. Отношения, составляющие предмет регулирования разных отраслей права, должны регулироваться особыми актами.

Из этого правила вытекает другое: нормативный акт не должен изменять или отменять нормы, регулирующие отношения другого рода, нежели те, которые регулируются данным актом. Например, нормативный акт, устанавливающий нормы уголовного права, не должен отменять или изменять нормы земельного или семейного права. В нем могут содержаться лишь предписания об отмене или изменении норм, составляющих предмет регулирования данного акта.

В нормативном акте должны быть решены все вопросы, относящиеся к регулированию данных отношений. Нормативный акт, следовательно, не должен содержать пробелов. Акт должен содержать такие решения вопросов, чтобы регулирование было однотипным, единообразным. Таким примером могут служить нормы Особенной части Уголовного кодекса.

Нормативный акт по возможности должен избегать исключений и отсылок.

Регулирование важных принципиальных вопросов не должно заслоняться вопросами второстепенными.

Этому обязана способствовать определенная структура нормативного акта, которая строится на логически последовательном изложении акта, отражающем специфику регулируемых общественных отношений, преследует цель удобства пользования нормативным актом.

Крупные нормативные акты могут состоять из двух частей, не считая титула: из вводной (или преамбулы) и постановляющей. В преамбуле указываются причины, поводы, цели издания нормативного акта. В постановляющей части излагаются нормы права.

Постановляющая часть в конце акта может содержать предписания, определяющие время и порядок вступления нормативного акта в силу, а также предписания, отменяющие действие других актов. Что же касается законов РФ, рассчитанных на длительный срок действия, то обычно порядок введения законов в действие, отмена Других актов определяются, как правило, особым постановлением.

В числе правил, относящихся к структуре нормативного акта, можно назвать нижеследующие: нормы более общего характера должны помещаться в начато нормативного акта; однородные нормы должны выделяться, излагаться компактно, без разброса в разных частях нормативного акта; в крупных нормативных актах должны обособляться в главы, разделы, Части; каждая глава, раздел, часть должны иметь название. Например, УК РФ подразделен на Общую и Особенную части, двенадцать разделов, тридцать четыре главы.

Каждая глава нормативного акта состоит из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части (пункты, параграфы); нумерация статей должна быть сплошной, т. е. одна нумерация должна идти через все разделы, части и главы. Нумерация статей должна быть постоянной, стабильной. В случае внесения дополнений нормативный акт эти дополнения вносятся или в виде части уже существующей статьи, или вводится новая статья, которая помещается в соответствующей главе, ей присваивается номер уже существующей статьи, но с обозначением ее небольшим цифровым знаком (цифрой), который ставится рядом с номером статьи. Например, в УК РФ имеется три статьи под номером 285, одна из них обозначена маленькой цифрой 1 (называется «статья 285-прим»), другая цифрой 2 (называется «статья 285-два»). См. Комментарий к УК РФ /Под ред. И.А. Клепицкого. — М.: 2006. -с.423-429.

в) Правила и приемы изложения норм права (язык нормативных актов).

Общее правило изложения норм права состоит в том, что нормы права следует излагать кратко, четко и определено. За многословием может потеряться основной смысл нормы. Многословие, расплывчатость могут дать повод различному толкованию норм права, препятствовать их единообразному применению. Краткость и определенность формулирования достигается с помощью различных приемов изложения норм права, использование специальных терминов, стандартных языковых оборотов. Отсюда вытекают следующие требования к языку нормативных актов: формулировки норм права должны обладать определенной стандартностью, стереотипностью, грамматическим единообразием терминология нормативных актов должна быть единой. Для этого необходимо: один и тот же термин, слово в нормативном акте употреблять в одном и том же значении; одно и то же понятие (явление, предмет) обозначать одним и тем же термином.

Для достижения точности и определенности терминов, их единообразного понимания могут использоваться легальные дефиниции (дефинитивные нормы), в которых дается определение теpмина, его разъяснение, обязательное для адресатов нормативного акта. Это легальное определение может иногда существенно расходиться с обыденным или даже научным определением. Формализация понятий привносит в правовое регулирование большую точность и определенность; в нормативном акте должны использоваться общепризнанные в науке и практике термины. Терминологическое новаторство здесь неуместно, ибо может внести разнобой при толковании и применении норм права. Следовательно, терминология должна быть устойчивой. При составлении специальных нормативных актов в области санитарии, медицины, ветеринарии, техники безопасности и т. д.) могут использоваться специальные термины. Эти термины должны употребляться в общепризнанном значении для соответствующей отрасли знаний и сферы деятельности; следует избегать употребления иностранных слов, неологизмов, архаизмов, метафорических выражений, афоризмов и т.п. нечетких, двусмысленных, многозначных выражений. Достоинством языка права являются четкость, краткость, определенность, стереотипность, единообразие, его сухость, доступность для понимания.

Достижению указанных свойств текстов нормативных актов способствуют разные способы (приемы) изложения норм права. Они отличаются по разным признакам.

Во-первых, по форме предложения, в котором выражена норма. Норма права может быть сформулирована в виде нормативного или повествовательного (утвердительного или отрицательного) предложения. С логико-языковой точки зрения норма есть высказывание о должном или возможном поведении ее адресатов. В нормативном высказывании всегда наличествуют нормативные термины: «запрещено», «обязан», «имеет право» и т. п.

Во многих случаях норма и формулируется в виде нормативного предложения с использованием указанных и им подобных терминов. Например, «продавец вправе», «должник обязан», «суд имеет право», «следователь обязан» и т. п. Но довольно часто норма оформляется в виде повествовательного предложения без использования нормативных терминов. Это имеет место, например, в случаях, когда описываемое действие является одновременно и правом, и обязанностью субъектов. Например, ч. 1 ст. 71 АПК РФ изложен так: «Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению…» См.: Комментарий к АПК / Под ред. Г.А. Жилина. — М.: 2006. — с.187.

Более точно он мог быть изложен с использованием нормативных терминов: «Арбитражный суд вправе и обязан оценивать доказательства» и т. д.

Во-вторых, по степени обобщенности, абстрактности изложения можно выделить абстрактный и казуистический способы изложения. Обобщенный способ изложения сводится к обобщению многих действий к одному более общему или абстрактному понятию без детального описания, без детального перечисления обстоятельств. При казуистическом способе изложения обстоятельства детально (казуистически) перечисляются. Например, детально перечислены в УК РФ обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Каждый из способов имеет свои достоинства и недостатки. С помощью первого способа достигается краткость, с помощью второго точность, конкретность изложения.

В-третьих, по степени полноты изложения нормы выделяются прямой, ссылочный, бланкетный способы. При прямом способе все элементы, все содержание нормы изложены в одной статье. При ссылочном способе вместо первой (гипотезы) или второй части (диспозиции, санкции) сформулирована отсылка к другой статье данного или другого, конкретно указанного нормативного акта. Бланкетный способ (от франц. «бланк» белый, чистый) состоит в том, что дается отсылка к определенному роду, виду каких-либо правил. Например, «нарушение правил пожарной безопасности» (ст. 219 УК РФ). Сами правила в этом случае многочисленны, могут изменяться, а бланкетная норма оставаться неизменной. С помощью двух последних способов достигается краткость, законодательная экономия.

Добавить комментарий