Законотворчество стадии законотворческого процесса

Одной из форм правотворчества является законотворчество.

Законотворчество – это целенаправленная деятельность компетентных государственных органов по разработке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов высшей юридической силы – законов.

В Российской Федерации законодательный процесс включает в себя шесть основных стадий:

1 стадия – законодательная инициатива и подготовка нормативного акта;

2 стадия – обсуждение законопроекта;

3 стадия – принятие закона;

4 стадия – одобрение закона;

5 стадия – промульгация (подписание) закона;

6 стадия – обнародование закона.

1. Законодательная инициатива – право компетентных субъектов воз­буждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, измене­нии или отмене закона.

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, пра­вом законодательной инициативы обладают:

• Президент РФ;

• Палаты Федерального Собрания: Совет Федерации и Государственная Дума;

• члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы;

• Правительство РФ;

• представительные органы и правительства субъектов федера­ции.

• верховные судебные инстанции по вопросам своей компетенции:

— Конституционный Суд РФ;

— Верховный Суд РФ;

— Высший Арбитражный Суд РФ.

Субъекты официальной законодательной инициативы в республиках, краях и областях определяются их конституция­ми и уставами.

Следует особо выделить народную официальную законо­дательную инициативу.

Субъект, выступающий с предложением о принятии зако­на, обычно предлагает готовый законопроект. Если же инициатива не подкреплена законопроектом, то законодательный орган принимает меры к ее разработке.

2. Стадия обсуждения законопроекта наиболее ответствен­ная, во многом определяющая содержание будущего закона.

Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государствен­ной Думы. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения отдельных положений.

Она проходит несколько чтений (обсуждений). На первом чтении заслушиваются доклад лица, внесшего законопроект, содоклад соответствующего комитета представительного ор­гана, вносятся поправки, дополнения. Законопроект или от­вергается или одобряется в целом и направляется на доработ­ку в комитеты представительного органа. На втором чтении обсуждается доработанный вариант законопроекта, принима­ется решение поставить его на голосование или направить на третье чтение.


3. Принятие закона. Закон принимается путем голосования депутатов соответствующего законодательного органа. Феде­ральные законы принимаются простым большинством голо­сов, а конституционные законы – не менее чем 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Затем в течение пяти дней законы передаются в Совет Федерации.

Днем принятия федерального конституционного закона РФ счита­ется день одобрения его Советом Федерации. Порядок при­нятия законов субъектов федерации определяется их консти­туциями или уставами и регламентами.

4. Одобрение закона. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (принцип «одобрения молчанием»).

Федеральный закон считается принятым, если он одобрен простым боль­шинством, а конституционный закон – 3/4 членов Совета Фе­дерации. При отклонении закона Советом Федерации созда­ется согласительная комиссия или Государственная Дума принимает закон при повторном голосовании не менее чем 2/3 голосов.

В случае отклонения федерального закона палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления разногласий, после чего закон повторно рассматривается Государственной Думой.

При этом Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

5. Промульгация (подписание) закона. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования в четырнадцатидневный срок (ст. 107 Конституции РФ). Если Президент в течение указанного срока отклонит закон (Президентское вето), то палаты Федерального Собрания вновь рассматривают его. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

6. Опубликование законов и иных нормативных актов.

За­коны, постановления палат Федерального Собрания, акты Президента, Правительства, Конституционного Суда РФ пуб­ликуются в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ в Собрании законодательства Российской Федера­ции, которое периодически выпускается отдельными книга­ми, а также в «Российской газете».

Законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечение десяти дней после их официального опубликова­ния, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств) после их регистрации в Ми­нистерстве юстиции РФ в течение 10 дней публикуются в га­зете «Российские вести», а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» изда­тельства «Юридическая литература».

Правотворчество — это процесс, который состоит из определенных стадий:

1) законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / М.:Юристъ, 2004. — С. 298.

При подготовке проектов обычно применяется ведомственный, отраслевой принцип, предусматривающий составление первоначальных проектов теми органами и организациями, профилю деятельности которых они соответствуют. Такой принцип обеспечивает квалифицированное составление проекта, участие специалистов. Во многих случаях дается поручение составить первоначальный текст проекта нескольким ведомствам, включая и юридический орган (Министерство юстиции, Верховный суд, Высший арбитражный суд, Прокуратура).

В правотворческой практике используется в зависимости от содержания проекта и другой принцип, когда законопроекты готовятся постоянными комитетами высшего представительного органа страны (законопроекты о выборах, о статусе народных депутатов и др.). Однако ведомственный принцип подготовки проектов все же преобладает в современной правотворческой практике. Ю.А. Дмитриев, В.В.Лазарев. Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С.Пиголкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. — С. 208-209.

  • 2) подготовка первоначального текста проекта. Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. В случае необходимости комиссии создают подкомиссии, рабочие и редакционные группы.
  • 3) обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение. Оно обычно осуществляется с привлечением большого круга заинтересованных органов, организаций, общественности. Важно создать условия, обеспечивающие конструктивное, творческое рассмотрение и обсуждение различных вариантов решений, а также имеющихся альтернативных проектов. В этом одна из важных предпосылок подготовки обоснованного, качественного решения. Там же. С. 211-212
  • 4) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии:
    • а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);
    • б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»); После рассмотрения и принятия законопроекта Государственной Думой он становится федеральным законом. В соответствии с установленным регламентом Государственная Дума принимает федеральный закон в трех чтениях (определенных стадиях законодательного процесса):
      • — во время первого чтения обсуждаются только основные положения законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта. Затем заслушиваются содокладчики, проводятся прения. После этого Государственная Дума приступает к принятию решения по законопроекту. В том случае, если Дума одобряет этот законопроект, она передает его для продолжения работы в комитет, который отвечал за его подготовку;
      • — на второе чтение законопроект выносится уже с поправками, с учетом замечаний и предложений, которые были высказаны депутатами в первом чтении. На этом этапе депутаты обсуждают законопроект по статьям вместе с поправками;
      • — третье чтение заключается только в голосовании «за» или «против» законопроекта в целом. В его содержание поправки больше не вносятся, и сам законопроект не обсуждается. Для принятия федерального закона необходимо большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

В практику законотворческой деятельности Государственной Думы Российской Федерации с 2002 г. вошло рассмотрение законопроектов в «нулевом чтении». Это позволяет еще до его официального рассмотрения скорректировать позиции законодателей с авторами законопроектов. Чаще всего в этой роли выступает Правительство России. Высказывается мнение о необходимости рассмотрения в «нулевом чтении» всех законопроектов, затрагивающих экономические и социальные интересы граждан, а также определяющие гарантии их конституционных прав и свобод.

  • в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);
  • 5) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются). Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / М.:Юристъ, 2004. — С. 298.

Процедура инициирования, подготовки, обсуждения, рассмотрения и принятия нормативно-правового акта, вплоть до его вступления в силу, называется законодательным процессом.

В современной России он имеет следующие стадии:

  1. законодательная инициатива;

  2. обсуждение законопроекта в Государственной Думе;

  3. принятие закона Государственной Думой;

  4. одобрение закона Советом Федерации;

  5. подписание закона Президентом России;

  6. опубликование документа и вступление его в силу.

Замечание 1

Каждая из стадий законодательного процесса имеет собственную специфику и правовой статус. Все вместе они образуют единый порядок, регламентирующий процедуру утверждения нормативно-правового акта с момента его инициирования и до официального обнародования.

Законодательная инициатива

Правом разрабатывать проекты федеральных законов и вносить их на рассмотрение в Государственную Думу обладают Президент и Правительство России, депутаты, члены Совета Федерации, региональные и республиканские парламенты, а также высшие судебные органы нашей страны.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Стадии законодательного процесса 470 руб.
  • Реферат Стадии законодательного процесса 230 руб.
  • Контрольная работа Стадии законодательного процесса 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Они могут выступить с законодательной инициативой, поставить вопрос о необходимости разработки и принятия конкретного нормативно-правового акта. Государственная Дума обязана рассматривать законопроекты, внесенные представителями перечисленных органов власти.

Подготовка документов к общественному и парламентскому обсуждению должна начинаться с определения потребности общества, государственных органов, учреждений и предприятий в формировании новых правовых норм. Если всестороннее изучение общественной практики, научных сведений, предложений различных инстанций, политических партий и объединений, отдельных граждан свидетельствует о необходимости принятия нового закона, то его разработку следует инициировать.

Формулировать положения создаваемых нормативных актов могут различные органы государственной власти. Как правило, при этом применяется так называемый отраслевой принцип, когда каждый конкретный законопроект готовит то ведомство или министерство, которое курирует данную сферу. Этот принцип не всегда безупречен, поскольку специалисты федеральных учреждений могут не учитывать интересы представителей бизнеса или смежных отраслей.

Пример 1

Например, чиновники от здравоохранения ратуют за увеличение бюджетного финансирования больниц и поликлиник, с чем далеко не всегда согласятся, например, финансисты.

Поэтому в некоторых случаях, чтобы избежать перегибов в ту или другую сторону при разработке законопроектов, создаются специальные комиссии, в обязанности которых входит нахождение компромисса между всеми заинтересованными сторонами.


Рисунок 1.

Государственная Дума

Обсуждение и рассмотрение документа в Государственной Думе – основной этап законодательного процесса. Каждый нормативно-правовой акт проходит три чтения в нижней палате российского парламента.

Сначала депутаты анализируют целесообразность закона и его общие положения. Во втором чтении рассматриваются поступившие к тексту поправки, а в третьем происходит голосование по вопросу принятия или отклонения проекта.

Процесс обсуждения открывает доклад представителя субъекта правотворчества, инициировавшего создание данного проекта. Затем профильный комитет нижней палаты парламента, уже рассмотревший документ на заседании, обнародует свое заключение. Депутаты оценивают и обсуждают законопроект, вносят в него свои поправки, высказывают поступившие предложения.

Принятие нормативно-правового акта проходит открытым голосованием. Оно может касаться как всего рассматриваемого документа, так и отдельных его статей или положений. Для принятия федеральных законов достаточно простого большинства от общего количества депутатов. При принятии конституционных правовых актов, проект должен набрать более двух третей голосов членов нижней палаты парламента.

Поводами для издания конституционных законов могут являться важнейшие вопросы социально-экономической жизни страны или государственного устройства. Среди них:

  1. решение о проведении общенационального референдума;

  2. введение чрезвычайного или военного положения;

  3. изменение административно-территориального устройства Российской Федерации;

  4. принятие в состав России новых субъектов.

Совет Федерации и Президент России

Следующие стадии законодательного процесса отвечают на вопрос: считает ли высшее руководство страны предложенный нормативно-правовой акт целесообразным и отвечающим интересам общества? В течение 14 дней после принятия закона Государственной Думой этот документ должен быть одобрен Советом Федерации.

В верхней палате российского парламента конституционные проекты считаются прошедшими, если набрали более трех четвертей голосов сенаторов. Остальным федеральным законам для одобрения требуется простое большинство голосов членов Совета Федерации.

Затем документ поступает к Президенту России на подпись. Глава государства имеет право одобрить или отклонить проект в двухнедельный срок, воспользовавшись своим правом вето. В случае отрицательного решения нормативно-правовой акт возвращается в Государственную Думу для доработки и внесения новых поправок.

Вступление закона в силу

Замечание 2

Закон, подписанный Президентом России, должен быть официально опубликован в течение недели. Это значит, что полный текст нормативно-правого акта печатается в общедоступном издании.

Данная стадия законодательного процесса является обязательным условием вступления любого документа в силу, поскольку без его обнародования невозможно требовать от граждан или организаций соблюдения установленных положений.

Как правило, полные тексты законов и других нормативно-правовых актов публикуются в официальных изданиях государственных органов: «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». В других средствах массовой информации может быть изложена общая суть или отдельные статьи принятых законов, наиболее значимые моменты, интересующие большинство жителей страны.

Если в тексте федерального закона не указан конкретный срок его вступления в силу, то положения нормативно-правового акта начинают действовать на всей территории России через 10 дней после его официальной публикации. С этого момента документ обязателен к исполнению всеми россиянами, иностранцами и лицами без гражданства, если иное не указано отдельно.

Вступившая в силу правовая норма утрачивает свою законность лишь в момент истечения срока ее действия, а также в случае прямой отмены другим нормативным актом, замены действовавшего ранее документа на новый.

Подзаконодательным процессомследует понимать упорядоченную деятельность парламента и главы государства при возможном участии правительства и иных заинтересованных органов по созданию и принятию закона.

Нормативной основой федерального законодательного процессаявляется Конституция РФ, Регламент Государственной Думы и Регламент Совета Федерации. Специального закона о федеральном законодательном процессе не принято. Многие положения Конституции РФ о федеральном законодательном процессе получили конкретизацию в целом ряде постановлений Конституционного Суда РФ.

Основными стадиями федерального законодательного процесса в России являются 1) внесение законопроекта, 2) принятие закона Государственной Думой, 3) одобрение закона Советом Федерации, 4) подписание и обнародование (промульгация) закона Президентом РФ. В ходе федерального законодательного процесса 5) Совет Федерации и Президент РФ могут налагать вето на законы, т.е. отклонять их, 6) для урегулирования разногласий субъекты законодательного процесса, как правило, создают согласительные комиссии. Последние две стадии федерального законодательного процесса являются необязательными, т.е. возникают в случае выражения соответствующей инициативы уполномоченного органа власти.

Первая стадия федерального законодательного процесса – внесение законопроектов.Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Вносить законопроекты в «нижнюю» палату могут субъекты права законодательной инициативы, круг которых определен в Конституции РФ.

Под законодательной инициативойследует понимать внесение в парламент уполномоченными органами или лицами проекта закона.Право законодательной инициативы на федеральном уровне власти принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам власти субъектов РФ. Каждый член Совета Федерации и депутат Государственной Думы могут реализовать право законодательной инициативы. Государственная Дума в целом в отличие от Совета Федерации не может быть субъектом законодательной инициативы. Правом внесения законопроектов обладают также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения, т.е. вопросам, связанным с осуществлением судебной власти. Граждане РФ не обладают правом законодательной инициативы не федеральном уровне власти.

В Конституции РФ специально перечисляются субъекты законодательной инициативы, правомочные вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. К ним относятся Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Отсутствие в этом перечне таких субъектов законодательной инициативы как отдельные депутаты или члены Совета Федерации свидетельствует об особой значимости предмета такой инициативы и необходимости ее поддержки определенной группой лиц или соответствующим органом власти в целом.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Без заключения Правительства РФ законопроект может быть внесен в Государственную Думу при наличии положительного решения профильного комитета о соответствии законопроекта требованиям положений Регламента палаты. Заключение Правительства РФ обязательно должно быть представлено, как правило, к первому чтению.

Законодательная инициатива может реализовываться в форме внесения поправок к законопроектам.

К внесенному законопроекту должны прилагаться следующие документы: 1) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; 2) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) законодательной инициативы, внесшего (внесших) законопроект; 3) перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного закона; 4) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); 5) заключение Правительства Российской Федерации (по законопроектам, предусмотренным частью 3 статьей 104 Конституции РФ); 6) документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ (по законопроектам о принятии и исполнении федерального бюджета, изменении его параметров); 7) документы, предусмотренные Федеральным законом от 15.06.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (по законопроекту о ратификации, прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации); 8) официальные отзывы Правительства РФ и Верховного Суда РФ (по законопроекту о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ); 9) документы, предусмотренные Федеральным законом «О техническом регулировании» (по законопроекту о техническом регламенте); 9) заключение Правительства РФ и решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, на территории которого расположены соответствующие участки недр (по законопроекту о соглашении о разделе продукции и по законопроекту о внесении изменений в соответствующий федеральный закон о соглашении о разделе продукции); 10) документ, подтверждающий согласование законопроекта о передаче перемещенной культурной ценности с органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого находится региональное учреждение культуры, осуществляющее оперативное управление объектом культуры, представляющим собой культурную ценность (по законопроекту о передаче культурной ценности, перемещенной в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящейся на территории Российской Федерации); 11) документ, подтверждающий согласование законопроекта по вопросу определения общего числа мировых судей и количества судебных участков субъекта РФ соответственно с Верховным Судом РФ и субъектом РФ (по законопроекту по вопросу определения общего числа мировых судей и количества судебных участков субъекта РФ).

В тексте законопроекта должны содержаться положения о сроке и порядке вступления в силу закона, а также о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или их отдельных положений в связи с принятием данного закона. Иные, не названные в Регламенте Государственной Думы документы, не могут быть затребованы от субъекта законодательной инициативы.

Законопроекты по отдельным вопросам могут быть внесены только определенным субъектом законодательной инициативы. Например, международные договоры вносятся в Государственную Думу на ратификацию только Президентом РФ или Правительством РФ в зависимости от того, какой из названных органов принимал решение об их подписании. В соответствии с Конституцией РФ проект федерального закона о федеральном бюджете и отчет об исполнении федерального бюджета могут вноситься только Правительством РФ.

Законопроект и прилагаемые к нему материалы направляется на имя Председателя Государственной Думы. Законопроект регистрируется в Управлении документационного и информационного обеспечения Аппарата палаты и Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Государственной Думы, ему присваивается регистрационные номер и на него заводится электронная регистрационная карта. В ней фиксируется весь путь движения законопроекта. Председатель Государственной Думы направляет законопроект и материалы к нему в профильный комитет, который оценивает соответствие законодательной инициативы формальным требованиям Регламента «нижней» палаты и вносит на рассмотрение Совета Государственной Думы предложения по дальнейшему движению законопроекту.

В случае соответствия законопроекта и материалов к нему формальным требованиям Регламента Государственной Думы Совет палаты назначает комитет(ы), ответственный(ые) по законопроекту, включает законопроект в примерную программу законопроектной работы палаты, направляет его в комитеты, комиссии, фракции и другим субъектам законодательной инициативы. В противном случае по предложению профильного комитета Совет Государственной Думы возвращает законопроект и материалы к нему субъекту(ам) законодательной инициативы для приведения их в соответствии с требованиями Регламента палаты.

Комитет, ответственный по законопроекту, готовит его к рассмотрению Государственной Думой. С этой целью обобщаются поступившие заключения, отзывы, предложения и замечания к законопроекту; законопроект и материалы к нему обсуждаются на заседаниях комитета, а также созданной рабочей группы с участием заинтересованных органов, экспертов и специалистов; в Аппарате палаты, государственных органах, Общественной палате РФ и других организациях в зависимости от специфики их деятельности могут проводиться научная, правовая, юридико-техническая, лингвистическая экспертизы. Подготовленный к первому чтению законопроект поступает из комитета, ответственного по законопроекту, в Совет палаты, который вносит этот законопроект на рассмотрение Государственной Думы в первом чтении.

Вторая стадия федерального законодательного процесса — принятие закона Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает законопроекты, как правило, в трех чтениях. Каждое чтение имеет свое целевое назначение. В первом чтении депутаты обсуждают концепцию законопроекта, оценивают соответствие основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальность и практическую значимость. Во втором чтении депутаты обсуждают поправки к законопроекту, предложенные субъектами законодательной инициативы, и голосуют за принятие или отклонение поправок. В третьем чтении депутаты голосуют за законопроект в целом. Внесение поправок до или после проведения третьего чтения не допускается. На этом этапе устраняются возможные внутренние противоречия в тексте законопроекта, устанавливается правильная взаимосвязь статей, делается редакционная правка.

После первого и второго чтений депутаты могут проголосовать за принятие федерального закона или одобрение федерального конституционного закона, исключая процедуры соответственно второго и третьего или третьего чтений. Такое решение может быть принято депутатами только при наличии заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, отражающего результаты правовой, юридико-технической и лингвистической экспертиз. Принятия законопроекта в первом чтении, минуя процедуры второго и третьего чтений невозможно в отношении законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.

Между чтениями над законопроектом работает комитет, назначенный Советом Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта. Ответственный комитет готовит проекты решений Государственной Думы по законопроекту, изучает и обобщает поступившие на этапе второго чтения поправки. Поправки оформляются в виде трех таблиц. На пленарном заседании депутаты могут голосовать как в целом по таблицам поправок, так и по каждой поправке, включенной в одну из таблиц, в отдельности. «За» или «против» поправки из третьей таблицы депутаты голосуют в отдельности. Решение о направлении законопроекта на второе и третье чтение принимается Советом палаты после представления ответственного комитета о готовности документа к соответствующему чтению.

Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов палаты, т.е. от 450 депутатов (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть3), 105 (часть 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3), 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации»). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Третья стадия федерального законодательного процесса – одобрение закона Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы закон регистрируется в Совете Федерации и направляется всем его членам. Вместе с принятым законом в Совет Федерации направляются постановление Государственной Думы о принятии закона, стенограмма заседания «нижней» палаты, документы и материалы, которые были представлены при внесении законопроекта. Председатель или по его поручению заместитель по согласованию с председателями комитетов, комиссий «верхней» палаты определяют комитет (комиссию), ответственный(ую) за рассмотрение федерального закона. Комитет (комиссия) готовит заключение по данному закону к пленарному заседанию Совета Федерации.

В таком заключении дается оценка рассматриваемого закона и формулируется одно из следующих решений: 1) рекомендовать парламентариям одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой; 2) рекомендовать отклонить такой федеральный закон.

В соответствии со статьей 106 Конституцией РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров России, статуса и защиты государственной границы РФ, войны и мира. Ответственный комитет (комиссия) должен указать в заключении, подлежит ли федеральный закон обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Совет Федерации обязан принять к рассмотрению поступивший из Государственной Думы закон в течение 14 дней и закончить его рассмотрение на следующем заседании принятием решения об одобрении или отклонении соответствующего федерального закона (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 № 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации»). Совет Федерации большинством голосов от общего числа его членов принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты. По результатам обсуждения закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений: 1) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон; 2) отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.

В случае если 14-дневный срок рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению палатой, истекает до очередного заседания Совета Федерации, то Совет палаты вправе принять одно из следующих решений: 1) поручить Председателю Совета Федерации направить Президенту РФ для подписания и обнародования федеральный закон, считающийся одобренным Советом Федерации в обычном конституционном порядке; 2) поручить Председателю Совета Федерации созвать внеочередное заседание палаты для рассмотрения федерального закона, по которому у комитетов (комиссий) имеются замечания.

При рассмотрении федерального закона на заседании Совета Федерации он считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа парламентариев, т.е. от установленного Конституцией РФ полного численного состава верхней палаты (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть3), 105 (часть 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3), 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации»).

Решения Государственной Думы и Совета Федерации в ходе федерального законодательного процесса оформляются постановлениями.

Четвертая стадия федерального законодательного процесса — подписание и обнародование (промульгация) закона Президентом РФ.Подписание и обнародование главой государства принятого парламентом закона в ряде зарубежных стран и литературе может называться также промульгацией. Способами обнародования являются 1) опубликование федерального закона в предусмотренных официальных источниках опубликования; 2) оглашение посредством общедоступных средств массовой информации – телевидения и радио. Специальных указаний в законодательстве нет, но, в будущем, возможно, и Интернета. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцать дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Условия начала действия закона определяются Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания».

В качестве необязательной стадии федерального законодательного процесса можно назватьотклонение законов Советом Федерации или Президентом РФ. Совет Федерации в случае неодобрения большинством голосов принятого Государственной Думой федерального закона выражает несогласие с мнением «нижней» палаты Федерального Собрание. Отклонение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона может расцениваться в качестве вето «верхней» палаты, которое депутаты могут преодолеть. Государственная Дума полномочна повторно принять соответствующий закон не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов. Таким образом, вето Совета Федерации преодолевается квалифицированным большинством голосов парламентариев нижней палаты. Неодобрение Советом Федерации федерального конституционного закона не может быть преодолено Государственной Думой в рассмотренной процедуре.

Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона может наложить на него вето, т.е. не подписать и не обнародовать этот закон. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федерального закона он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, вето главы государства считается преодоленным и отклоненный им ранее закон подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию. Президент РФ не обладает правом вето в отношении федеральных конституционных законов.

В качестве необязательной стадии федерального законодательного процесса можно назвать создание согласительных комиссий. Для преодоления возникших разногласий в федеральном законодательном процессе уполномоченные субъекты – палаты и Президент РФ – могут образовывать согласительные комиссии. Например, в случае отклонения федерального закона Советом Федерации или Президентом РФ создается согласительная комиссия с участием Государственной Думы. Согласительные комиссии могут создаваться в случае отклонения в Государственной Думе проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении. Решение в согласительной комиссии считается принятой стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Решение считается принятым, если за его принятие проголосовали все депутации. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным. После работы согласительных комиссий проект федерального закона, как правило, возвращается на тот этап законодательного процесса, который им не был пройден.

В особом порядке рассматриваются федеральные конституционные законы. В отличие от федеральных законов федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством голосов парламентариев. За принятие федерального конституционного закона должно проголосовать две трети депутатов Государственной Думы. Одобрить такой закон должны три четвертых членов Совета Федерации. Если федеральный конституционный закон не набирает необходимого количества голосов в Совете Федерации, преодолеть такое несогласие верхней палаты Государственная Дума не может. В этом случае необходимо создавать согласительную комиссию и (или) снова принимать федеральный конституционный закон в другой редакции. Президент РФ также не может накладывать вето на федеральные конституционные законы. В течение семи дней с момента поступления к нему таких законов глава государства обязан подписать их и обнародовать.

В особом порядке принимается Закон РФ о поправке к Конституции РФ. Порядок его принятия устанавливается в Конституции РФ и Федеральном законе «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Закон РФ о поправке к Конституции РФ инициируется субъектами, определенными в статье 134 Конституции РФ. Перечень этих субъектов РФ отличается от перечня субъектов законодательной инициативы по федеральным конституционным законам и федеральным законам. Закон РФ о поправке к Конституции РФ принимается в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако для вступления в силу названного Закон необходимо одобрение данных поправок органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Результаты рассмотрения Закона РФ о поправке к Конституции РФ законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ подводит Совет Федерации. При наличии необходимого числа решений об одобрении поправок соответствующими региональными органами Закон РФ о поправке к Конституции РФ передается на промульгацию Президенту РФ.

В особом порядке принимается федеральный закон о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.Порядок разработки и обсуждения федерального закона о бюджете устанавливается в Конституции РФ, Бюджетном кодексе РФ, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Правительства РФ и других нормативных правовых актах. Законопроект о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу вносит Правительство РФ. Составление проекта бюджета осуществляется Министерством финансов РФ с участием других федеральных органов исполнительной власти, в том числе Центрального банка РФ, Счетной палаты РФ.

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период. В подготовке и рассмотрении законопроекта о федеральном бюджете участвуют несколько комитетов Государственной Думы, одним из которых обязательно является комитет по бюджету. Другие комитеты-соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов федерального бюджета. Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете вносятся следующие законы: 1) об утверждении отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ; 2) о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; 3) о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В ходе федерального законодательного процесса обычно проводится «нулевое» чтение законопроектов, как таковое не предусмотренное Регламентом Государственной Думы. «Нулевое» чтение является неформальным институт, позволяющим согласовать до внесения законопроекта существующие противоречия субъектов федерального законодательного процесса и избежать конфликта сторон в будущем. «Нулевое» чтение осуществляется по проекту федерального закона о федеральном бюджете, а также может проводиться в отношении других законопроектов, имеющих общественную и государственную значимость. «Нулевое» чтение проводится до внесения соответствующего проекта в нижнюю палату парламента. На заседании, проводимом под эгидой «нулевого» чтения встречаются заинтересованные государственные органы, как правило, депутаты и представители исполнительной власти, имеющие принципиальные спорные позиции по предмету законопроекта.

В особом порядке рассматриваются проекты федеральных законов о технических регламентах. Этот порядок определяется Федеральным законом «О техническом регулировании». Предметом технического регламента являются обязательные для исполнения и применения требования к объектам технического регулирования – продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания. Федеральный конституционный закон: отличия от федерального закона.

Подписание и обнародование главой государства принятого парламентом закона в ряде зарубежных стран и литературе может называться также промульгацией. Способами обнародования являются 1) опубликование федерального закона в предусмотренных официальных источниках опубликования; 2) оглашение посредством общедоступных средств массовой информации – телевидения и радио. Специальных указаний в законодательстве нет, но, в будущем, возможно, и Интернета. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцать дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Условия начала действия закона определяются Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания».

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

«Парламентская газета» является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в «Парламентской газете». Обязательному опубликованию в «Парламентской газете» подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

«Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Момент вступления в силу нормативных правовых актов определяется различными способами. Первый способ. Нормативный акт вступает в силу после определенного срока со дня его опубликования. Второй способ. Нормативный акт вступает в силу с указанной в нем конкретной календарной даты. Третий способ – вступление закона в силу со дня его официального опубликования – стал приоритетным в последнее время. Четвертый способ. Закон вступает в силу при наступлении определенного события или при условии совершения каких-либо действий.

Федеральный конституционный закон: отличия от федерального закона:

— большая юридическая сила ФКЗ по сравнению с ФЗ;

— ФКЗ принимается по вопросам, предусмотренным самой Конституцией РФ, а ФЗ по любому вопросу, отнесенному к исключительному ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и ее субъектов;

— усложненный порядок принятия ФКЗ по сравнению с ФЗ (принимается большинством голосов от общего количества депутатов ГД и членов СФ).

Законотворчество является разновидностью процессуальной деятельности и включает в себя такие понятия, как законодательная процедура, законодательный процесс, законотворческий процесс.

Законотворческий процесс имеет два этапа:

  • — этап подготовки акта (предпроектный этан);
  • — этап принятия этого акта (проектный этап).

Предпроектный этап отличает:

  • 1) неофициальный характер — он законодательно не урегулирован ни в части субъектов, ни в части стадий;
  • 2) выявление потребности в правовом регулировании социальной проблемы;
  • 3) направленность на создание проекта нормативного правового акта;
  • 4) имеет особенности стадий создания проекта акта.

Стадии предпроектного этапа законотворчества:

  • 1) принятие решения о подготовке нормативного правового акта;
  • 2) подготовка текста нормативного правового акта;
  • 3) обсуждение проекта составленного акта;
  • 4) согласование проекта нормативного правового акта;
  • 5) доработка проекта акта.

В предироектный этап можно включать научно-подготовительную работу: изучение, анализ общественных явлений, подлежащих правовой регламентации; определение вида органа, субъектов, правомочных принять правовые решения, и вида правового акта, наиболее адекватного в качестве правового регулятора; выработку основных идей и положений; разработку концепций, анализа будущего акта; просчет последствий принятия.

Особенности проектного этапа законотворческой процедуры:

  • 1) работа осуществляется непосредственно в законодательном органе государственной власти;
  • 2) на данном этапе осуществляется собственно «творчество права»: создаются, изменяются или отменяются нормы права;
  • 3) он носит официальный характер, законодательно урегулирован по субъектам и по содержанию;
  • 4) имеет свои специфические стадии и процедуры.

Стадии проектного этапа законотворчества:

  • 1) законодательная инициатива;
  • 2) обсуждение законопроекта;
  • 3) принятие закона. В зависимости от структуры законодательного органа и его взаимодействия с главой государства обычно имеет три подэтапа: а) принятие закона (нижней палатой парламента); б) одобрение закона (верхней палатой парламента); в) подписание закона (главой государства);
  • 4) опубликование закона;
  • 5) вступление в законную силу.

Законодательная инициатива — это право официального внесения проекта закона на рассмотрение законодательного органа.

Особенности стадии законодательной инициативы:

  • — представляет собой внесение, передачу проекта нормативного правового акта в правотворческий (законодательный) орган;
  • — носит официальный, т.е. обязательный характер. Правотворческий орган не может отказать в приеме проекта;
  • — имеет ограниченный состав субъектов законодательной инициативы, которые названы в нормативных актах;
  • — предполагает ряд условий: а) проект вносится только в письменной форме; б) проект вносится в целом, а не отдельные его части, формулировки и т.д.; в) проект вносится только в тот орган, в компетенцию которого входит разрешение вопросов, составляющих содержание проекта.

Субъекту законодательной инициативы принадлежат полномочия:

— требовать рассмотрения своей инициативы;

  • — отстаивать положение проекта в правотворческих органах;
  • — отзывать законопроект.

Обсуждение законопроекта направлено на решение следующих задач:

  • 1) дать общую оценку проекта (необходимость, своевременность, определение его целей и т.п.);
  • 2) оценить правильность и необходимость отдельных его положений;
  • 3) усовершенствовать проект, устранить пробелы, ненужный и неудачный материал и т.п.

Обсуждение происходит в процессе его чтения. Чтение законопроекта — это его обсуждение на пленарных заседаниях. Во многих государствах при принятии закона предусмотрены три обязательных чтения. Практика проведения нескольких чтений законопроекта позволяет более детально, внимательно и всесторонне рассмотреть проект, внести в него необходимые поправки и обеспечить тем самым принятие более продуманного законодательного решения.

Во время первого чтения депутаты решают, необходим ли вообще предлагаемый документ, поэтому обсуждению подлежат лишь принципиально важные положения законопроекта.

Второе чтение предполагает тщательное, детальное обсуждение законопроекта, идет работа над его содержанием, принимаются либо отклоняются поправки, возможно голосование по отдельным статьям, разделам документа. Оно предполагает:

  • 1) обсуждение доработанного текста законопроекта;
  • 2) выступление председателя комиссии, проводившей доработку проекта;
  • 3) предоставление информации о результатах учета предложений и замечаний по проекту с обоснованием их принятия или отклонения;
  • 4) предоставление депутатам экспертного заключения по законопроекту после его доработки;
  • 5) обсуждение проекта в целом, по разделам либо постатейно;
  • 6) принятие проекта, либо отклонение его, либо возвращение на доработку.

Доработка проекта осуществляется рабочей комиссией на основе поступивших предложений и заключается в редактировании текста. В случае необходимости создается специальная редакционная комиссия.

Третье чтение — завершающий этап процесса обсуждения. На этом этапе не разрешается вносить каких-либо поправок и предложений в законопроект. Законопроект обсуждается и принимается в целом.

Принятие законопроекта — третья стадия законотворчества. Ее отличают:

  • — сложный субъективный состав — в процессе принятия закона участвуют несколько высших государственных органов: нижняя палата (Государственная Дума), верхняя палата (Совет Федерации), глава государства (президент);
  • — детальная, строгая регламентация — выражена в его конституционном закреплении. Обращают на себя внимание два момента: регламентация на конституционном уровне и регламентация нормотворческой деятельности сразу нескольких высших органов власти;
  • — сложный процессуальный порядок принятия закона проявляется в наличии трех подстадий: принятие нижней палатой; одобрение верхней палатой; подписание главой государства.

Характерные черты принятия закона нижней палатой:

  • 1) происходит путем голосования, поднятия рук, вставанием, поименным голосованием и т.д.;
  • 2) имеет несколько вариантов: либо в целом, либо по частям, либо по статьям, но в конце принимается в целом;
  • 3) стадия предполагает два условия: а) наличие кворума (минимального количества присутствующих на заседании); б) наличие определенного числа голосов. Различают простое большинство и квалифицированное. Простое — 50% + 1, квалифицированное — 2/3 и 3/4 от общего количества депутатов (членов) палаты;
  • 4) на этой стадии проект становится законом.

Характерные черты принятия закона верхней палатой:

  • 1) в законопроект нельзя вносить изменения без согласия нижней палаты (законопроект имеет статус закона);
  • 2) решение оформляется в виде одобрения или неодобрения. При одобрении закон направляется на подпись главе государства, при неодобрении — возвращается в нижнюю палату;
  • 3) регламентирование сроков этой стадии. В Российской Федерации — 14 дней на рассмотрение закона и 5 дней на передачу главе государства.

В Российской Федерации датой принятия федерального закона признается день, когда он был утвержден Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона — день его одобрения обеими палатами Федерального Собрания.

Подписание закона главой государства имеет следующие характерные черты:

  • 1) отсутствие голосования, закон подписывается должностным лицом. Это называется промульгацией закона, санкционированием закона;
  • 2) стадия предполагает право отказа от подписания закона, т.е. право вето. Вето может быть абсолютным (к рассмотрению закона парламент не возвращается и закон вступить в силу не может) и отлагательным (парламент вновь рассматривает закон с целью проверки обоснованности вето). В случае несогласия с наложенным вето закон принимается повторно, как правило, квалифицированным большинством;
  • 3) стадия имеет свою временную регламентацию. В России — 14 дней на подписание закона при первом поступлении и 7 дней при повторном.

Опубликование закона — это официальное оглашение закона с помощью СМИ, как правило, путем размещения в специально предназначенных для этого печатных изданиях. С этой целью законодательство устанавливает определенные сроки опубликования.

В Российской Федерации опубликование законов и актов палат Федерального собрания РФ должно соответствовать следующим требованиям:

  • 1) федеральные конституционные, федеральные законы публикуются в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ, а акты палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ и Правительства РФ не позднее 10 дней после дня их принятия;
  • 2) датой официального опубликования считается дата первой публикации текста нормативного правового акта в печатных изданиях — «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентском вестнике», а также на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru;
  • 3) законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если в них не установлен другой порядок вступления в силу.

Для опубликования актов Президента РФ, Правительства РФ установлены следующие общие правила:

  • 1) указанные акты публикуются в течение 10 дней после дня их подписания;
  • 2) акты публикуются в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ», официальном интернет-портале правовой информации http:// pravo.gov.ru;
  • 3) указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого опубликования;
  • 4) акты Президента РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания;
  • 5) акты Правительства РФ вступают в силу по истечении 7 дней со дня их официального опубликования;
  • 6) акты Правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания;
  • 7) в актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления в силу.

Для опубликования нормативных актов федеральных органов исполнительной власти определены следующие правила:

  • 1) акты, затрагивающие правовое положение граждан, организаций или имеющие межведомственный характер, проходят государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ;
  • 2) акты публикуются официально в газете «Российские вести» либо в вестнике соответствующего министерства;
  • 3) срок опубликования — в течение 10 дней после дня их регистрации в Министерстве юстиции РФ;
  • 4) акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.

Незарегистрированные или неопубликованные акты министерств и ведомств, затрагивающие правовое положение граждан, организаций или имеющие межведомственный характер, правовых последствий не влекут.

Добавить комментарий