Отсутствие формализма, принцип справедливости. Принцип воздаяния равного и должного за совершенное преступление. Осуждали только за убийство собственных родителей. Цели наказания: предупреждение, исправление, безопасность общества, польза государства. Не влияли на методы наказания. Особенности: Нет кровной мести. Много разновидностей религиозных преступлений – наказывались жестоко. Уголовная ответственность животных. Если преступник, изгнанный из города, возвращался, его могли безнаказанно убить. В ранний период не наказывались в уголовном порядке преступления на сексуальной почве: изнасилование, сводничество и т.п. Только частно-правовые иски (из деликта).
Наказания: смертная казнь (по решению царя, впоследствии – высших магистратов с санкции комиций) разными способами; телесные наказания (в т.ч. за воровство); продажа в рабство – за уклонение военной службы, от ценза, за долги; изгнание (посредством интердикта огня и воды) равноценно смертной казни; уничтожение памяти (дом сжечь, имущество отобрать в казну и т.п.); штраф (за деликты). Провокация – обращение к комициям с прошением о помиловании на смертный приговор консула (впоследствии и на приговоры к штрафу). Апелляция – право обратиться к трибуту с просьбой интерцессировать акт магистрата.
Преступления частного характера = ущемление интересов частного лица, поэтому преследование преступника осуществлялось пострадавшим. Преступления публичного характера преследовались государством в лице магистратов (в поздний период) – в эпоху республики обвинение в гос. преступлении выдвигало частное лицо.
Древнейшая форма судебного рассмотрения спорных случаев, так называемый легисакционный процесс, следующим образом рисуется Законами XII таблиц. Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая — ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой. В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на Форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор — вторая после консула магистратура Рима. Здесь после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести (в храм) в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников. Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.
С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.
Известный под именем «XII таблиц» (или, по более поздней терминологии, «Законов XII таблиц») памятник древнеримского права приписывается обыкновенно децемвирам и датируется 451—450 гг. до н. э. (Ливий, III, 34—37. Диодор, XII, 23—26). До наших дней он сохранился только в скудных, подчас очень темных по своему смыслу отрывках, которые мы находим у позднейших латинских авторов. Кроме того, нередки случаи, когда наши сведения о постановлениях, содержащихся в XII таблицах, ограничиваются сообщениями какого-либо писателя или юриста о том, что будто бы еще в этом памятнике предусматривалось регулирование в определенном направлении тех или иных социальных отношений; при этом точной цитаты этого постановления авторы обыкновенно не дают. Таким образом, у исследователя, занимавшегося восстановлением текста этого памятника, получался двоякого рода материал: с одной стороны, сохранившиеся в литературных источниках (далеко не безупречные с точки зрения полноты и точности) извлечения из этого так называемого «кодекса децемвиров», а с другой — глухие, порой, быть может, даже неправильно приписываемые XII таблицам сообщения о каких-то юридических нормах, которые действовали в раннюю эпоху Римской республики и которые впоследствии считалось небесполезным реставрировать для защиты интересов консервативных групп правящего класса позднего Рима. Такая двойственность материала вызвала необходимость выделения этой второй группы имевшихся в нашем распоряжении данных о памятнике; такого рода сообщения приводятся, с указанием их автора, в круглых скобках. Наряду с этим для уяснения смысла переводимого текста нам представлялось целесообразным отказаться от лаконизма, присущего памятнику, и дополнить некоторые постановления отдельными словами и даже целыми фразами. Такие дополнения введены в текст в квадратных скобках.
Содержание
Таблица I
3. Если препятствием будет его болезнь или старость, пусть даст ему вьючное животное (jumentum). Повозки (arcera), если не захочет, представлять не обязан1.
4. Пусть поручителем за живущего своим хозяйством будет тот, кто имеет свое хозяйство. За бесхозяйного гражданина поручителем будет тот, кто пожелает.
5. Nex… foreti, sanates2.
6. На чем договорятся, о том пусть и просит 3.
7. Если не приходят к соглашению, пусть до полудня сойдутся для тяжбы на форуме или на комиции4. Пусть обе присутствующие стороны по очереди защищают .
8. После полудня утвердит требование той стороны, которая присутствует .
9. Если присутствуют обе стороны, пусть заход солнца будет крайним сроком .
Таблица II
1. (Гай, Институции, IV, 14: По искам в 1000 и более ассов5 взыскивался судебный залог , по искам на меньшую сумму — 50 ассов, так было установлено законом XII таблиц. Если спор шел о свободе какого-нибудь человека, то хотя бы его цена была наивысшей, однако, тем же законом предписывалось, чтобы тяжба шла о залоге в размере 50 ассов).
2. Если одна из таких причин, как… тяжкая болезнь или с днем, положенным для обвинения в измене6, судье, третейскому посреднику или тяжущейся стороне , то должно быть перенесено на другой день.
3. Пусть , которому недостает свидетельских показаний, идет к воротам дома и в течение трех дней во всеуслышание взывает .
Таблица III
1. Пусть будут 30 льготных дней после признания долга или после постановления судебного решения.
2. пусть наложит руку . Пусть ведет его на судоговорение .
3. Если не выполнил судебного решения и никто не освободил его от ответственности при судоговорении, пусть уведет его к себе и наложит на него колодки или оковы весом не менее, а, если пожелает, то и более 15 фунтов.
4. , если хочет, пусть кормится за свой собственный счет. Если же он не находится на своем содержании, то пусть выдает ему по фунту муки в день, а при желании может давать и больше.
5. (Авл Геллий, Аттические ночи, XX, 1, 46: Тем временем он имел право помириться , но если не мирились, то оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дни приводили к претору на комиции и объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу, за Тибр7).
6. В третий базарный день пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им 8.
7. Пусть сохраняет силу навеки иск против изменника9.
Таблица IV
2. Если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен отца.
4. (Авл Геллий, Аттические ночи, III, 16, 12: Мне известно, что женщина… родила на одиннадцатом месяце после смерти мужа, то возникло дело, будто бы она зачала после того, как умер ее муж, ибо децемвиры написали, что человек рождается на десятом, а не на одиннадцатом месяце).
Таблица V
1. (Гай, Институции, I, 144—145: Предки утверждали, что даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою… Исключение допускалось только для дев-весталок, которых древние римляне в уважение к их жреческому сану освобождали от опеки. Так было постановлено законом XII таблиц).
2. (Гай, Институции, II, 47: Законом XII таблиц было определено, что res mancipi10, принадлежащие женщине, находившейся под опекою агнатов11, не подлежали давности, за исключением лишь того случая, когда сама женщина передавала эти вещи с согласия опекуна).
3. Как кто распорядится на случай своей смерти относительно своего домашнего имущества или относительно опеки , так пусть то и будет ненарушимым.
4. Если кто-нибудь, у кого нет подвластных ему лиц, умрет, не оставив распоряжений о наследнике, то пусть его хозяйство возьмет себе ближайший агнат.
5. Если нет агнатов, пусть хозяйство возьмут сородичи.
6. (Гай, Институции, I, 155: По закону XII таблиц опекунами над лицами, которым не было назначено опекуна по завещанию, являются их агнаты).
7а. Если человек впал в безумие, то пусть власть над ним самим и над его имуществом возьмут его агнаты или его сородичи.
7б. (Ульпиан, I, 1, pr. D., XXVII, 10: Согласно закону XII таблиц, расточителю воспрещалось управление принадлежащим ему имуществом.) (Ульпиан, Lib. sing. regularum XII, 2: Закон XII таблиц повелевает безумному и расточителю, на имущество которых наложено запрещение, состоять на попечении их агнатов).
8а. (Ульпиан, Lib. sing. regularum, XXXX, 1: Закон XII таблиц передавал патрону наследство после римского гражданина из вольноотпущенников в том случае, если последний, не имея подвластных ему лиц, умирал, не оставив завещания).
8б. (Ульпиан, I, 195, § 1, D., L. 16: Говоря , закон указывает, что имущество вольноотпущенника переходит из той семьи в эту семью, закон говорит отдельных лиц12).
9а. (Гордиан, I, 6, c. III, 36: По закону XII таблиц имущество, состоящее в долговых требованиях , непосредственно распределяется между сонаследниками в соответствии с их наследственными долями).
9б. (Диоклетиан, I, 26, c. II, 3: Согласно закону XII таблиц, долги умершего непосредственно разделяются соразмерно полученным долям наследства).
10. (Гай, I, 1, pr. D., X, 2: Иск основывается на постановлении закона XII таблиц).
Таблица VI
1. Если кто заключает сделку самозаклада13 или отчуждения вещи , то пусть слова, которые произносятся при этом, почитаются ненарушимыми.
2. (Цицерон, Об обязанностях, III, 16: По XII таблицам считалось достаточным представить доказательства того, что было произнесено сделки, и отказывавшийся от своих слов подлежал штрафу вдвое).
3. (Цицерон, Top., IV, 23: Давность владения в отношении земельного участка в два года, в отношении всех других вещей — в один год).
4. (Гай, Институции, I, 3: Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа , должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ).
5а. (Авл Геллий, Аттические ночи, XX, 17, 7, 8: Собственноручно отстоять при судоговорении… это значит наложить руку на ту вещь, о которой идет спор при судоговорении, состязаясь с противником, ухватиться рукой за спорную вещь и в торжественных выражениях отстаивать право на нее. Наложение руки на вещь производилось в определенном месте в присутствии претора на основании XII таблиц, где было написано: «Если кто-нибудь собственноручно отстаивает свою вещь при судоговорении»).
5б. (Павел, Fragm. Vat., 50: Закон XII таблиц утвердил путем сделки, совершавшейся в присутствии 5 свидетелей и весовщика, а также путем отказа от права собственности на эту вещь при судоговорении перед претором).
6. (Тит Ливий, III, 44: Защитники требуют, чтобы , согласно закону, им же самим проведенному, дал предварительное распоряжение относительно девушки в благоприятном для ее свободы смысле).
7. Пусть не трогает и не отнимает бревна или жердей, использованных на постройку здания или для посадки виноградника.
8. (Ульпиан, I, 1, pr. D., XLVII, 3: Закон XII таблиц не позволял ни отнимать, ни требовать как свою собственность украденные бревна и жерди, употребленные на постройку или для посадки виноградника, но предоставлял при этом иск в двойном размере против того, кто обвинялся в использовании их).
9. Когда же виноград будет срезан, пока не убраны…15
Таблица VII
2. (Гай, I, 13, D., X, 1: Нужно заметить, что при иске о размежевании границ необходимо соблюдать указание закона , установленное как бы по примеру следующего законодательного распоряжения, которое, как говорят, было проведено в Афинах Солоном: если вдоль соседнего участка выкапывался ров, то нельзя было переступать границы, если забор, то нужно отступать на один фут, если — дом для жилья, то отступить на два фута, если копают яму или могилу, отступить настолько, насколько глубоко выкопана яма, если колодец — отступить на 6 футов, если сажают оливу или смоковницу, отступить от соседнего участка на девять футов, а прочие деревья — на 5 футов).
3. (Плиний, Естественная история, 19, 4, 50: В XII таблицах не употреблялось совершенно слово «хутор» , а для обозначения его часто словом hortus , отцовского имущества).
4. (Цицерон, О законах, I, 21, 55: XII таблиц запрещали приобретение по давности межи шириною в 5 футов).
5. (Цицерон, О законах, I, 21, 55: Согласно постановлению XII таблиц, когда возникает спор о границах, то мы производим размежевание с участием 3 посредников).
7. Пусть огораживают дорогу, если они не убивают ее камнем, пусть едет на вьючном животном, где пожелает.
8а. Если дождевая вода причиняет вред…
8б. (Павел, I, 5, D., XLIII, 8: Если протекающий по общественной земле ручей или водопровод причинял ущерб частному владению, то собственнику давался иск на основании закона XII таблиц о возмещении убытков).
9а. (Ульпиан, I, 1, § 8, D., XLIII, 27: Закон XII таблиц приказывал принимать меры к тому, чтобы деревья на высоте 15 футов кругом подрезались для того, чтобы их тень не причиняла вреда соседнему участку).
9б. (Помпоний, I, 2, D., XLIII, 27: Если дерево с соседнего участка склонилось ветром на твой участок, ты на основании закона XII таблиц можешь предъявить иск об уборке его).
10. (Плиний, Естественная история, XVI, 5, 15: Законом XII таблиц разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка).
11. (Юстиниан, I, 41; I, II, 1: Проданные и переданные вещи становятся собственностью покупателя лишь в том случае, если он уплатит продавцу покупную цену или обеспечит ему каким-либо образом удовлетворение , например, представит поручителя или даст что-либо в виде залога. Так было постановлено законом XII таблиц).
12. (Ульпиан, Lib. sing. regularum, II, 4: Если делал следующее распоряжение: , что он уплатит моему наследнику 10000 сестерциев, то хотя бы этот раб был отчужден от наследника, он все-таки должен получить свободу при уплате покупателю указанной суммы. Так было постановлено в законе XII таблиц).
Таблица VIII
1а. Кто злую песню распевает16.
1б. (Цицерон, О республике, IV, 10, 12: XII таблиц установили смертную казнь за небольшое число преступных деяний и в том числе считали необходимым применение ее в том случае, когда кто-нибудь сложит или будет распевать песню, которая содержит в себе клевету или опозорение другого).
2. Если причинит членовредительство и не помирится с , то пусть и ему самому будет причинено то же самое.
3. Если рукой или палкой переломит кость свободному человеку, пусть заплатит штраф в 300 ассов, если рабу — 150 ассов.
4. Если причинит обиду, пусть штраф будет 25.
5. …Сломает, пусть возместит.
6. (Ульпиан, I, 1, pr. D., IX, 1: Если кто пожалуется, что домашнее животное причинило ущерб, то закон XII таблиц повелевал или выдать животное, причинившее вред, или возместить стоимость нанесенного ущерба).
7. (Ульпиан, I, 14, § 3, D., XIX, 5: Если желуди с твоего дерева упадут на мой участок, а я, выгнав скотину, скормлю их ей, то по закону XII таблиц ты не мог предъявить иска ни о потраве, ибо не на твоем участке паслась скотина, ни о вреде, причиненном животным, ни об убытках, нанесенных неправомерным деянием).
8а. Кто заворожит посевы…
8б. Пусть не переманивает чужого урожая.
9. (Плиний, Естественная история, 18, 3, 12: По XII таблицам смертным грехом для взрослого было потравить или сжать в ночное время урожай с обработанного плугом поля. предписывали обреченного Церере человека предать смерти. Несовершеннолетнего по усмотрению претора или подвергали бичеванию, или присуждали к возмещению причиненного вреда в двойном размере).
10. (Гай, Институции, I, 9, D., XLVII, 9: повелевали заключить в оковы и после бичевания предать смерти того, кто поджигал строения или сложенные около дома скирды хлеба, если совершил это преднамеренно. случайно, т. е. по неосторожности, то закон предписывал, возместил ущерб, а при его несостоятельности был подвергнут более легкому наказанию).
11. (Плиний, Естественная история, 17, 1, 7: В XII таблицах было предписано, чтобы за злостную порубку чужих деревьев виновный уплачивал по 25 ассов за каждое дерево).
12. Если совершавший в ночное время кражу убит , то пусть убийство будет считаться правомерным.
13. При свете дня… если сопротивляется с оружием , созови народ17.
14. (Авл Геллий, Аттические ночи, XI, 18, 8: Децемвиры предписывали свободных людей, пойманных в краже с поличным, подвергать телесному наказанию и выдавать тому, у кого совершена кража, рабов же наказывать кнутом и сбрасывать со скалы; но было постановлено или подвергать их по усмотрению претора телесному наказанию, или взыскивать с них возмещение убытков).
15а. (Гай, III, 191: По закону XII таблиц был установлен штраф в размере тройной стоимости вещей в том случае, когда вещь отыскивалась у кого-либо при формальном обыске или когда она была принесена к укрывателю и найдена у него).
15б. (Гай, Институции, III, 192: Закон XII таблиц предписывает, чтобы при производстве обыска не имел никакой одежды, кроме полотняной повязки, и держал в руках чашу).
16. Если предъявляется иск о краже, , пусть решает спор двойной стоимости вещи.
17. (Гай, Институции, II, 45: Законом XII таблиц запрещается приобретение краденой вещи по давности).
18а. (Тацит, Анналы, VI, 16: Впервые XII таблицами было постановлено, чтобы никто не брал более одного процента , тогда как до этого бралось по прихоти богатых).
18б. (Катон, О земледелии, Предисловие, 1: Предки наши имели и положили в законах присуждать вора к уплате двойной стоимости , ростовщика к в четырехкратном размере ).
19. (Павел, Libri V sentiarum, II, 12, 11: По закону XII таблиц за вещь, сданную на хранение, дается иск в двойном размере стоимости этой вещи).
20б. (Трифониан, I, 1, § 55, D., XXVI, 7: В случае расхищения опекунами имущества их подопечного, следует установить, не допустим ли в отношении каждого из этих опекунов в отдельности тот иск в двойном размере, который был установлен в XII таблицах против опекунов).
21. Пусть будет предан богам подземным, , тот патрон, который причиняет вред клиенту.
22. Если участвовал в качестве свидетеля или весовщика, отказывается это засвидетельствовать, то пусть бесчестным и утратит право быть свидетелем.
23. (Авл Геллий, Аттические ночи, XX, 1, 53: По XII таблицам, уличенный в лжесвидетельстве сбрасывался с Тарпейской скалы).
24а. Если брошенное рукой копье полетит дальше, чем целил, пусть принесет барана.
24б. (Плиний, Естественная история, XVIII, 3, 12; 8—9: По XII таблицам, за тайное истребление урожая смертная казнь… более тяжкая, чем за убийство человека).
27. (Гай, I, 4, D., XLVII, 22: Закон XII таблиц предоставлял членам коллегий право заключать между собою любые соглашения, лишь бы этим они не нарушали какого-нибудь постановления, касающегося общественного порядка. Закон этот, по-видимому, был заимствован из законодательства Солона).
Таблица IX
1—2. (Цицерон, О законах, III, 4, 11, 19, 44: Привилегий, , пусть не испрашивают. Приговоров о смертной казни римского гражданина пусть не выносят, иначе как в центуриатных комициях… Преславные законы XII таблиц содержали два постановления, из которых одно уничтожало всякие отступления от закона в пользу отдельных лиц, а другое запрещало выносить приговоры о смертной казни римского гражданина иначе, как в центуриатных комициях).
3. (Авл Геллий, Аттические ночи, XX, 17: Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертною казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении и были уличены в том, что приняли денежную мзду по делу?)
4. (Помпоний, I, 2, § 23, D., 1, 2: Квесторы, присутствовавшие при исполнении смертных приговоров, именовались уголовными квесторами, о них упоминалось даже в законе XII таблиц).
5. (Марциан, I, 3, D., XLVIII, 4: Закон XII таблиц повелевает предавать смертной казни того, кто подстрекает врага или того, кто предает врагу римского гражданина).
6. (Сальвиан, О правлении божьем, VIII, 5: Постановления XII таблиц запрещали лишать жизни без суда какого бы то ни было человека).
Таблица X
1. Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе.
2. Свыше этого пусть не делают. Дров для пусть топором не обтесывают.
3. (Цицерон, О законах, II, 23, 59: Ограничив расходы тремя саванами, одной пурпуровой туникою и десятью флейтистами, закон XII таблиц воспретил также и причитания ).
4. Пусть женщины щек не царапают и по умершим не причитают.
5. (Цицерон, О законах, II, 24, 60: Пусть костей мертвеца не собирают, чтобы впоследствии совершить погребение, за исключением лишь того случая, когда смерть постигла на поле битвы или на чужбине).
6а. (Цицерон, О законах, II, 23, 59: Кроме того, в законах устанавливаются еще следующие : отменяется бальзамирование рабов и питье круговой чаши. «Без пышного окропления, без длинных гирлянд, без курильниц»).
6б. (Фест, De verb. signif., 154: В XII таблицах постановлено не ставить перед умершими напитков с миррою).
7. (Если кто-нибудь был награжден венком или сам лично, или за своих лошадей и рабов, , или если венок был дан ему за его доблесть, то при его смерти не возбранялось возложить венок на умершего как у него дома, так и на форуме, равным образом его родным дозволялось присутствовать на похоронах в венках).
8. А также золота с покойником пусть не кладут. Но если у умершего зубы были скреплены золотом, то не возбраняется похоронить или сжечь его с этим золотом.
9. (Цицерон, О законах, II, 24, 61: Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе чем 60 футов от принадлежащего ему здания).
10. (Цицерон, О законах, II, 24, 61: Закон запрещает приобретать по давности место захоронения, а равно и место сожжения трупа).
Таблица XI
1. (Цицерон, О республике, II, 36, 36: , прибавив две таблицы лицеприятных законов, санкционировали самым бесчеловечным законом запрещение браков между плебеями и патрициями).
Таблица XII
1. (Гай, Институции, IV, 28: Законом был введен захват вещи в целях обеспечения долга, и по закону XII таблиц это было допущено против того, кто приобрел животное для принесения жертвы, не уплатил за него покупной цены, а также и против того, кто не представит вознаграждения за сданное ему в наем вьючное животное, с тем условием, чтобы плата за пользование была употреблена им на жертвенный пир).
2а. Если раб совершит кражу или причинит вред.
2б. (Гай, Институции, IV, 75, 76: Преступления, совершенные подвластными лицами или рабами, порождали иски об ущербе, по которым домовладыке или собственнику раба предоставлялось или возместить стоимость причиненного вреда, или выдать головою виновного… иски установлены или законами, или эдиктом претора. К искам, установленным законами, , например, иск о воровстве, созданный законом XII таблиц).
3. (Фест, De verb. signif., 174: Если приносит поддельную вещь или отрицает судоговорения, пусть претор назначит трех посредников и по их решению пусть возместит ущерб в размере двойного дохода ).
4. (Гай, 3, D., XLIV, 6: Законом XII таблиц было запрещено жертвовать храмам ту вещь, которая является предметом судебного разбирательства; в противном случае мы подвергаемся штрафу в размере двойной стоимости вещи, но нигде не выяснено, должен ли этот штраф уплачиваться государству или тому лицу, которое заявило притязание на данную вещь).
5. (Ливий, VII, 17, 12: В XII таблицах имелось постановление о том, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона).
Справочная информация для читателя:
Децимвир — в древнем Риме, название всякой коллегии десяти чиновников; например, Децемвиры для судебных разбирательств (decemviri litibus iudicandis), Децемвиры для жертвоприношений (d. sacris faciundis).
Магистрат — в древнем Риме -обозначение государственной должности, а также и лица, ее замещавшего.
Претор (Praetor), в Риме с 366 г. до н.э. член высшей республиканской и императорской магистратуры, имевший судебную власть и избиравшийся ежегодно центуриатскими комициями. С 337 г. Преторами могли быть и плебеи. С 242 г. два: Praetor urbanus, для дел между гражданами, и Praetor peregrinus, для дел между иностранцами и гражданами и иностранцами между собой; с 227 г. были избраны еще 2 Претора для управления провинциями Сицилией и Сардинией, с 197 г. еще 2 для испанских провинций. Последние четыре Претора со времени учреждения постоянных уголовных судов (149) председательствовали в последних и, вместе с тем, управляли и провинциями. Сулла увеличил число Преторов до 8, Цезарь до 15. Почетные права Преторов: toga praetexta, культульное кресло, 6 ликторов в провинциях, два в городе. Каждый Претор при вступлении в должность объявлял эдикт; из этих эдиктов впоследствии образовалось преторское право, получившее при Адриане силу закона.
Асс — древнеримская медная монета весом в 1 римский весовой фунт (327 г). Первоначально асс обращался в виде слитков.
Комиции — (Comitia), законодательные и выборные собрания граждан в Риме. Древнейшие куриатные Комиции состояли из одних патрициев, подававших голоса по куриям (древне-римский плебейский род). Сервием Туллием установлены Комиции центуриатные, где голоса подавались по центуриям, состоявшим из патрициев и плебеев и представлявшим равные суммы имуществ. С 494 г. до н. э. присоединились трибутные Комиции, созываемые трибунами или с их согласия, где голоса подавались поголовно; установленная с 286 г. общеобязательность их решений сделала трибутные Комиции единственным органом верховной власти народа.
Весталки — жрицы Весты, поддерживавшие священный огонь, должны были быть патрицианского происхождения, без телесных пороков, и вести строго целомудренный образ жизни: в случае нарушения обета невинности виновная закапывалась живой в землю, а соблазнитель засекался до смерти.
Агнаты — по римскому праву все лица, находящиеся под властью отца, главы фамилии, и составлявшие гражданскую семью (куда входили и усыновленные и др. лица), в противоположность когнатам, кровным родственникам.
Сестерций — (лат. sestertius, от semis tertius=2,5), древнеримская монета, денежная единица, бывшая в обращении до самого конца существования римского государства; первоначально 10 ассов или динариев =4 Сестерций; согласно постановлению сената от 15 до н. э. Сестерций =4 ассам и весил 1 унцию (=27,288 грамм). Чеканились из меди и бронзы. 1000 Сестерций обозначалось словом sestertium. Стоимость Сестерций приблизительно =6 коп.
Тарпейская скала — В Древнем Риме, отвесный утес с западной стороны Капитолийского холма, откуда сбрасывали осужденных на смерть государственных преступников.
Квестор — первоначально квесторами назывались должностные лица в древнем Риме, ведающие финансовыми делами. Затем следователи по уголовным делам.
Плебс древнего Рима торжествовал. В 451 году до нашей эры неравноправный, но свободный народ, наконец-то, добился от патрициев установления определенности права, и законодательная комиссия разработала законы Двенадцати таблиц. Значение принятия такого акта заключалось не в новаторстве децемвиров, а их было 10 (десять мужей), которые в одночасье сочинили закон, а в приведении в систему множества обычаев (mores) и отдельных законов (leges), которые существовали ранее.
Структура ХII таблиц представляла собой скорее не кодификацию, а инкорпорацию, так как в них содержались кроме имущественных правил, нормы, относившиеся к судопроизводству, уголовному и гражданскому праву, некоторым полицейским правилам.
Законы Двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum), — один из древнейших сводов римского обычного права, был писаным правом. Они были записаны на XII медных досках и выставлены для обозрения на центральной площади Рима — форуме. В полном виде текст Законов Двенадцати таблиц не сохранился и реконструировался на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях таких известных римских писателей и юристов как Цицерон, Гай, Ульпиан, Павел, Помпоний и др.
Итак.
I таблица содержала правила судопроизводства, которые по нынешним временам отличались крайней жестокостью. Так, отказавшийся от посещения судилища мог быть приведен или привезен на вьючном животном (даже без предоставления повозки) насильно его оппонентом, вне зависимости от того был он стариком или болел. Физической каре подвергался обманщик. «Если измышляет отговорки или пытается скрыться, пусть наложит на него руку».
Процесс предусматривал некую форму мировой: допускалось соглашение, которое в последствии обязан был утвердить магистрат. При недостижении соглашения процессу придавали форму состязательности: «пусть обе присутствующие стороны по очереди защищают «. Решение принималось в тот же день, с одной оговоркой – до захода солнца и в пользу присутствовавшей стороны, если вторая — отсутствовала. Отсутствующий на судилище шансов не имел, равно как и лицо, не имеющее поручителей. Такое судопроизводство, прежде всего, было направлено на защиту крупных собственников частного капитала.
Судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратом-претором и судьей — частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая.
II таблица была логичным продолжением первой.
Судебный процесс предусматривал залог по имущественным искам и по спорам о свободе человека. Так, например, по искам в 1000 и более ассов залог равнялся 500 ассов, по искам на меньшую сумму в размере 50 ассов. Когда речь шла о свободе человека, а очевидно, это был раб (свобода частных собственников никогда не поддавалась сомнению), залог назначался всего лишь в сумме 50 ассов.
По делам по обвинению в измене судебная тяжба могла быть перенесена на более поздний срок, но только по уважительным причинам. Например, судебное разбирательство по имущественному спору совпало с днем для вынесения решения по обвинению в измене. Под изменой подразумевалось предательство интересов Рима.
Неявившиеся свидетели, находясь дома, могли в течении трех дней, публично слушать взывания нуждающегося в свидетельских показаниях.
Таблица III.
После вынесения решения должнику предоставлялось 30 дней для погашения долга. Истец имел право применить физическую расправу над должником или быть более милосердным – направить его на так называемое судоговорение, где привлекали к ответственности в виде заточения. Должник, неисполнивший решение добровольно, подвергался жестокой пытке заточения практически без пищи и с оковами на ногах весом 15 и более фунтов. Мучительные истязания должны были происходить в подвале дома на глазах у одержавшего победу в судебном процессе, который обязан был предоставлять должнику пищу (не менее одного фунта муки в день), если тот не мог прокормиться за свой счет. И все это время имелась возможность примирения истца с должником. Должник, не использовавший шанс помириться со своим мучителем, находился в заточении 60 дней. Три раза подряд в течении двух месяцев в базарные дни должников вели к претору на комиций с надеждой о выкупе долга. На третий базарный день их либо продавали в рабство, либо казнили. Казнь была изощренной: человека рубили на части, обычно четвертовали, и циничной: «но если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им «.
Обычай казнить, как исключительно особый, практически не применялся и был уничтожен. А в 326 году до нашей эры было отменено и долговое рабство. На смену ему пришла имущественная ответственность.
Последнее правило в третьей таблице отменяло какие-либо сроки исковой давности по искам, касающихся измены. Такие иски были бессрочны.
Таблица IV устанавливала некоторые правила семейных отношений.
Проблема уродства при рождении решалась просто – младенец лишался жизни.
Попытки отказаться патерфамилиас (главой семейства) от сына делала последнего с третьего раза свободным, но бесправным.
Жена безвозвратно изгонялась из дому только с вещами, принадлежащими ей.
Безусловное утверждение децемвиров, о том, что человек рождается только на десятом месяце, могло стоить вдове, родившей на одиннадцатом месяце после смерти мужа, длительной судебной тяжбы. Такое зачатие могло признаваться незаконным, если имелись доказательства того, что умерший не являлся отцом.
Таблица V была продолжением темы предыдущей таблицы.
Совершеннолетние женщины в силу своей легкомысленности состояли под опекой. Тем не менее, весталки, по положению относившиеся к жреческому сану, от опеки освобождались.
Вещи манципированные (геs mancipi, т.е. вещи, купленные при 5 свидетелях; как правило, к ним относились недвижимость, земля и другие недешевые предметы), принадлежащие женщине, находящейся под опекой агнатов, не могли быть приобретены в собственность лицом, непрерывно и открыто владеющим на протяжении длительного времени (в Риме от 5 до 30 лет, в зависимости от статуса вещи). В современной цивилистике такой способ получения в собственность вещи называется приобретательной давностью. Исключением являлась передача вещей самой женщиной с согласия опекуна. Кстати, обычай манципации много древнее законов ХII таблиц.
Значительная часть пятой таблицы была посвящена вопросам наследства.
Завещание, в случае смерти, предусматривало не только распоряжение имуществом, но и право опеки в отношении подвластных лиц. Агнаты становились опекунами тогда, когда они не были указаны в завещании.
То, что сегодня мы называем наследованием по закону, в Риме определялось как строгое соответствие порядку очередности распределения имущества по наследству. Если наследодатель не имел подвластных лиц и не указал определенного наследника, имущество брал ближайший агнат. Если агнатов не имелось, собственником становился сородич (единоплеменник). В таком же порядке возлагалось бремя попечительства над умалишенным, расточителем и их имуществом.
Особые отношения строились между бывшим рабом (вольноотпущенником) и его патроном. Вольноотпущенник еще долго оставался под покровительством патрона. Чаще всего у него не было средств к существованию, да и психологически он тяжело воспринимал новое положение свободного человека. Наследство вольноотпущенника переходило к бывшему патрону тогда, когда он, не имел подвластных лиц и не завещал все оставшееся после себя имущество. Гнев богов (посылали проклятья) должен испытать патрон, навредивший своему клиенту.
Новеллой по тем временам являлось правило о переходе долгов на наследников пропорционально их долям в наследстве.
Раздел наследства в судебном порядке осуществлялся по правилам искового производства.
Таблица VI
Слово – дело. Совершая, в присутствии 5 свидетелей и весовщика (весодержателя), вербальную сделку купли-продажи, в том числе обеспечивая ее закладом (залогом), достаточно покупателю было произнести слова, подтверждающие заключение договора: «Я, Гораций, беру эту вещь и плачу за нее 5 ассов». Роль весовщика заключалась в свидетельствовании бросания ассов на весы, что символизировало уплату денег. Молчание продавца означало согласие на покупку. От слов покупателю отказаться было нельзя. Тот, кто в последствии отказался от слов, подвергался штрафу размером вдвое превышающую сумму сделки. Отказавшиеся от свидетельского участия или действий весовщика, утрачивали право навечно быть ими. Отказ от права собственности на вещь также проводился публично в присутствии претора в судебном порядке.
Срок предъявления иска по спорным сделкам, где предметом была земля, устанавливался сроком в два года, по остальным вещам – в один год.
Женщина могла быть вольной «ночной птицей». Женщина, нежелающая находиться под опекой мужа и отрицающая власть мужа как таковую, «должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение «.
Спор за право обладать вещью происходил в присутствии претора. Спорящий должен был владеть искусством красноречия, чтобы убедить претора в своей правоте. Вещь, удерживаемая предполагаемым собственником («наложить свою руку на вещь»), сопровождалась торжественной речью с приведением обстоятельных фактов, указывающих, что спорный предмет принадлежит только ему и никому другому.
Собственник, «прораззявивший» бревна или жерди, использованные вором под строительство дома или посадки виноградника, лишался права истребования их обратно. Однако он мог предъявить иск против нового собственника о компенсации ущерба в двойном размере от стоимости утраченного имущества.
Таблица VII.
Определились и с правом использования чужой вещи, что в последствии классики римской цивилистики назовут сервитутом.
Построенное здание должно было обеспечивать обход вокруг него шириною не менее двух с половиной футов.
Правила по определению границ между соседями римские мужи, как утверждает римский юрист Гай, полностью «скачали» из законов Солона. Вырыт ров – значит ни ногой к соседу. Ставишь забор – отступи от границы соседского участка на один фут, если строишь дом – на 2 фута, копаешь яму или могилу – на их глубину, колодезь – на 6 футов, сажаешь оливу или смоковницу – на 9 футов, а по прочим деревьям – на 5.
Особое отношение граждан Рима проявлялось к hortus (огороженное место; чем-то напоминает русское слово хутор), обозначающее принадлежность к отцовскому имуществу. Такое место защищалось законом весьма усиленно. Если собственник земельного придорожного участка не определил его границы забором, всякий желающий мог проходить и проезжать где угодно. Альтернатива была: мостить дорогу камнем, выдерживая размеры, шириной 8 футов, и на поворотах – 16 футов. «Если протекающий по общественной земле ручей или водопровод, дождевая вода причиняли ущерб частному владению», собственник имел право предъявить иск. Межа шириною в 5 футов не могла быть приобретена по срокам непрерывного владения.
Личный сервитут удовлетворял все прихоти соседей. Тень от деревьев не должна мешать соседскому участку. С этой целью деревья на высоте 15 футов обрезались. Не мог служить оправданием и ураган, склонивший ветви деревьев на соседский участок. А вот желуди, упавшие с дерева соседа на свой участок, собирать можно. И не только. Как гласило 7 правило из VIII таблицы, «если желуди с твоего дерева упадут на мой участок, а я, выгнав скотину, скормлю их ей, то по закону XII таблиц, ты не мог предъявить иска ни о потраве, ибо не на твоем участке паслась скотина, ни о вреде, причиненном животным, ни об убытках, нанесенных неправомерным деянием».
Спор о границах земельных участков решался с участием 3 посредников.
Два последних правила в этой таблице касались обязательств и наследства. Так, переход права собственности при купле-продаже, если покупатель не мог уплатить покупную цену, в обязательном порядке обеспечивался залогом или поручительством.
Наследодатель, завещавший свободу рабу, обязывал последнего уплатить наследнику 10 000 сестерциев. Последующее отчуждение наследником бывшего раба в принципе было невозможно, он получал обещанную свободу. Покупатель в виде компенсации получал 10 000 сестерциев.
Самая объемная Таблица VIII.
Она содержала в себе большую «порцию» жестоких уголовно-правовых норм.
За сочинение либо исполнение клеветнической и позорной песни в отношении гражданина Рима полагалась смертная казнь.
«Око за око» предписывал древний обычай, органично вписавшийся в VIII таблицу. За причиненный физический вред потерпевший причинял такой же вред, если примирения не происходило. Переломал кости, заплати штраф в 300 ассов свободному человеку, раб стоил дешевле – 150 ассов. За обиду, повлекшую нравственные переживания, и того меньше — 25.
Животное, причинившее ущерб, передавалось потерпевшему либо ему возмещалась стоимость причиненного ущерба.
Ой, как римляне боялись ворожбы! Поэтому и установили запрет на перенос чужого урожая на свой участок. Непонятным только остается, как можно было установить такую магию. За потраву или воровство урожая предавали смерти. Причем за тайное уничтожение урожая полагалась более тяжкая смертная казнь, чем за убийство человека. Несовершеннолетнего «подвергали бичеванию, или присуждали к возмещению причиненного вреда в двойном размере».
За поджог дома или расположенных рядом снопов хлеба преступник наказывался более изощренно. Виновного заключали в оковы, затем секли и казнили, если преступление было преднамеренным. Вина уже тогда предусматривала 2 формы — преднамеренно (умышленно) и по неосторожности (случайно). Вторая ограничивалась возмещением ущерба.
За умышленную вырубку чужих деревьев платили штраф в размере 25 ассов.
Кража, в зависимости от обстоятельств и от того, как она совершена, каралась следующим образом.
Ночью вора убили, и правильно сделали. Днем зови народ на помощь, если вор угрожает оружием. Вора, пойманного с поличным, секли и отдавали потерпевшему, чтобы тот в дальнейшем определил его судьбу. Раба, уличенного в краже, после сечи сбрасывали со скалы.
Однако только претор мог установить наказание для несовершеннолетнего: либо телесное наказание, либо возмещение с них убытков.
Проводился обыск с целью отыскать ворованную вещь. Укрыватель вещи прямо не признавался вором. При обыске он должен был стоять держа в руке чашу и из одежды иметь только повязку, прикрывающую интимные места. Найденную вещь изымали, а укрыватель платил штраф в тройном размере от стоимости вещи.
Могли вора и не поймать, тогда подозреваемый обвинялся, и при наличии доказательств суд решал взыскать двойную стоимость вещи. Точно также подвергался наказанию и хранитель вещи, если вещь, сданная на хранение, не возвращалась.
Приобретение краденой вещи по давности владения запрещалось.
До принятия законов ХII таблиц отношения займа регулировались «кто на что горазд». Процент был таков, что бедному плебсу открыть свое земледельческое дело было весьма проблематично. Таблица VIII сказала «нет» такому беспределу, и установила 1 процент в месяц и не более. С ростовщика, предоставляющего денежные ссуды, где заёмщик платил очень высокие проценты, взыскивали сумму в четырехкратном размере, превышающем сумму полученных процентов.
Опекуну за расхищение имущества подопечного присуждали денежную компенсацию в двойном размере от стоимости этого имущества.
Уличенный в лжесвидетельстве сбрасывался с Тарпейской скалы.
Охрана общественного порядка также вписалась в правила: ночные сборища категорически запрещались, и все соглашения между членами сообществ по проведению различных мероприятий не должны были противоречить спокойствию граждан Рима ночью.
Попытка к отравлению или отравление разбиралось самым тщательным образом. Необходимо было привести убедительные доводы по тому, что называлось ядом, «ибо и лекарства являются ядом».
Таблица IX.
Публичные отношения тоже необходимо было зафиксировать. Римский гражданин занимал особое положение по сравнению с плебеями, поэтому решение о смертной казни решалось в центуриатных комициях. Однако следующее правило, в противовес сказанному, устанавливало равенство между плебсом и гражданами Рима.
За взятку судье или посреднику при разрешении спора последним назначалась смертная казнь.
За исполнением смертной казни должно наблюдать специальное лицо, именуемое уголовным квестором.
То, что мы сегодня называем пропагандой войны, в Риме определялось как подстрекательство к войне. За это, и за выдачу римского гражданина врагу полагалась смертная казнь.
Смертная казнь назначалась только и только судом.
Похоронные церемонии отразились в Таблице X.
Остались записи Цицерона, интересно описывающего погребение в Риме.
«Другие предписания Двенадцати Таблиц, ограничивающие расходы «на погребение и оплакивание умершего, в общем перенесены в них из законов Солона. «Сверх этого,– говорится там,– ничего не делать». «Костра не выравнивать топором». Продолжение вы знаете; ведь мы в детстве заучивали законы Двенадцати Таблиц как обязательную песнь; ныне никто не заучивает их. И вот, ограничив расходы изготовлением трех головных покрывал и пурпурной туники и платой десятерым флейтистам, закон упраздняет неумеренное оплакивание: «Во время похорон женщины не должны ни царапать себе щек, ни испускать воплей «. Древние истолкователи Секст Элий и Луций Ацилий говорили, что они не вполне понимают это место, но предполагают, что «лесс» – особая одежда для похорон; Луций Элий же думает, что это – какое-то горестное рыдание, как показывает само слово. Такое объяснение кажется мне более правильным потому, что закон Солона именно это и запрещает. Такие указания похвальны и одинаково относятся и к богатым людям и к плебсу. Это вполне сообразно с природой: со смертью имущественное различие уничтожается.
Законы Двенадцати Таблиц упразднили и другие обычаи при похоронах, усиливавшие проявления горя. «Костей умершего не следует собирать, чтобы впоследствии устроить похороны». Исключение допускается для случаев смерти на войне и на чужбине. Кроме того, в законах говорится: что касается умащения (бальзамирование –прим.авт.) тела умершего – обязанности рабов,– то оно упраздняется, как и всякое круговое питье. Ведь это упраздняется с полным основанием и не было бы упразднено, если бы не существовало в прошлом. Обойдем молчанием запрет: «Да не будет ни дорого стоящего «окропления, ни больших венков, ни кадильниц». Но вот свидетельство того, что награды за заслуги распространяются и на умерших: закон велит без опасений возлагать венок за доблесть и на останки того, кто его заслужил, и на останки его отца. И это, думается мне, потому, что в честь одного человека нередко несколько раз устраивались похороны и несколько раз постилалось ложе. И вот законом было определено, чтобы и этого не делали. И так как в этом законе говорится: «И да не приносят золота»,– то обратите внимание на то, с какой добротой другой закон делает оговорку насчет этого: «Если у человека зубы соединены золотом, то, если его похоронят или предадут сожжению вместе с этим золотом, да не будет это вменено в вину». Одновременно обратите внимание и на то, что «похоронить» и «предать сожжению» были понятиями разными».
К тому, что Цицерон назвал «продолжение вы знаете» следует добавить то, что покойника нельзя было в городе ни хоронить, ни сжигать. Связано это было, прежде всего, с заботой о нераспространении всякого рода эпидемий. С той же целью запрещали устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе, чем 60 футов от принадлежащего собственнику здания.
Стать собственником места захоронения или места сожжения трупа по приобретательной давности нельзя.
В 449 году до н. э. консулы Валерий и Гораций провели в интересах плебеев еще три закона. Подтверждались неприкосновенность личности народных трибунов, — право апелляции к народному собранию осужденного патрицианским магистратом на смерть или телесное наказание гражданина, и самое важное — решения плебейских собраний получали силу закона, обязательного и для патрициев. Через пять лет (444 г. до н.э.) закон Канулея признал законность браков плебеев с патрициями и, тем самым, заложил основы для слияния богатой плебейской верхушки с патрициями в одно сословие.
Вообще семейные отношения в Риме строились на «древних отеческих нравах». Если грек женился для того, чтобы иметь потомство, римлянин брал жену в качестве подруги и помощницы. Развестись было очень легко, однако, первый развод, по преданиям, произошел в 234 г. до н.э., т.е. через 217 лет после принятия Таблиц.
Предполагается, что это были Таблица XI и XII , история возникновения которых такова.
В конце первого года правления децемвиры сочинили 10 таблиц и выставили их для всеобщего обозрения. Аппий Клавдий ( не путать с Аппием Клавдием –цензором, проводившим в 312 г.до н.э. реформы и построившим водпровод и мощенную дорогу, получившую название Аппиева дорога), который слыл ярым защитником плебса, был инициатором того, чтобы в комиссию по составлению еще двух таблиц попали его друзья, из числа патрициев и плебеев. Стремление Аппия попасть в комиссию, объяснялось тем, что на время работы децемвиров, последние были единственными правителями Римского государства. Возглавив остальных децемвиров, Аппий сбросил маску преданного друга плебса. Мнения сената игнорировались, принимались крайне жестокие судебные решения, и, что самое страшное для плебса, принятие остальных таблиц задерживалось.
Возможно Аппий и замышлял стать единоличным правителем Рима. Но его подвела любовь к женщине. Вместо того, чтобы принять закон, отменяющий запрет на брак между патрициями и плебеями, Аппий пошел путем интриг и заговоров.
Влюбившись в плебейскую девицу Вергинию, Аппий подкупил друга объявить Вергинию рабыней, якобы похищенной в детстве. Рассматривая спор между отцом девушки и выдуманным хозяином, исполняя обязанности судьи, присудил последнему Вергинию. Отец, не выдержав такого беспредела, пронзил сердце дочери ножом, таким образом, спасая ее от позора.
Все плебеи поднялись не только на защиту отца девушки, но и чтобы отомстить за обиду женщины. Аппий скоропостижно бежал с Форума, а затем, чтобы не являться на суд, покончил собой.
Консулами Валерием и Горацием власть трибунов была восстановлена с правом принимать законы.
Кроме того, Таблица XII регулировала уже известные нам отношения.
С целью обеспечить возврат долга разрешалось вещь захватить. В современном гражданском праве так регулируется процесс удержания. Кредитор удерживает вещи до тех пор, пока не будет исполнено обязательство.
В Риме еще были сильны традиции жертвоприношений. Поэтому такое удержание регулировалось в строго определенных случаях, связанных с первобытными обычаями: если куплено животное для жертвоприношения, а покупная цена не уплачена, а также если не представлено вознаграждение «за сданное в наем вьючное животное, с тем условием, чтобы плата за пользование была употреблена им на жертвенный пир».
За преступление, совершенное рабом или подвластным лицом, и породившим ущерб была предусмотрена альтернатива. Домовлыдыка или собственник раба платил ущерб, либо виновный передавался потерпевшему. Естественно, все решалось в судебном порядке через подачу иска.
Существовало и подобие судебной экспертизы. Спор, где предметом была поддельная вещь, рассматривался при участии трех посредников, читай экспертов. Заключение посредников являлось окончательным. Принесший подделку возмещал ущерб в размере двойного дохода, полученного при продаже спорной вещи.
Пожертвование храму спорной вещи не допускалось. Гай указывает, что нигде не выяснено, должен ли штраф в размере двойной стоимости вещи уплачиваться государству или тому лицу, которое заявило притязание на данную вещь.
Вот и все законы.
Законы XII таблиц стали образцом последующей систематизации законов. Потому что, на мой взгляд, — это единственный из древних правовых актов, отличавшийся лаконизмом и чёткостью. Во всяком случае, они послужили базой дальнейшего установления определенного порядка уже писанных норм, а также новых отношений, требующих закрепления в определенные правила. Законы XII таблиц зафиксировали частную собственность и узаконили рабство. Всякое посягательство на частную собственность каралось, виновных подвергали смертной казни.
Бросается в глаза доминирующий объем норм, регулирующих имущественные сделки и способы их обеспечения. Частно-правовые отношения становились двигателем публичных.
Семейные отношения строились на главенстве домовладыки (патерфамилиас).
Дальнейшая судьба первого римского правового акта неоднозначна.
В 80-60-е годы IV в. до н. э. Рим продолжает оставаться «ареной битвы» между патрициями и плебеями. Народные трибуны Секстий и Лициний добились еще более значимых уступок от патрициев. По закону Лициния — Секстия патрициям было запрещено оккупировать более 500 югов (125 га) земли.
Вопрос долговой кабалы решался с переменным успехом. Полной отмены долговой кабалы не произошло. Но уплаченные проценты высчитывались из основной суммы долга, а оставшаяся часть выплачивалась на льготных условиях в течение трех лет.
И, наконец, в 326 г. до н.э. по закону трибуна Петелия, долговая кабала для римских граждан и членов их семей была отменена. С этого времени для римских граждан вводилась имущественная ответственность. Рабом мог стать только военнопленный.
декабрь 2005 г.
© Copyright: Егор Гай, 2006
Источники права древнейшего периода. Закон XII таблиц
Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами. Право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жертвоприношения, клятвы и т.д.
Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи (mores majorum). Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей (leges regiae). С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов — Законов XII таблиц. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев (децимвиры), подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децемвиров, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами.
В самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права (jus civile), предназначенного исключительно для римских граждан. Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом.
В своем первоначальном виде Законы XII таблиц не сохранились (погибли в 390 году до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось (в XVI—XVII вв.) на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало греческое право южно-италийских полисов. Но были включены и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона). Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как «источник всего публичного и частного права».
В древнейший период правовую силу имели также решения сената (сенатус-консульты), а в исключительных случаях и постановления магистратов. Толкование законов, как и цивильного права, вообще, а также составление судебного календаря и исковых требований вплоть до конца IV века оставались привилегией понтификов, всячески охранявших свою монополию на судебные тайны. Окончательному освобождению права от религиозной оболочки, подрыву позиций жречества и началу светской юриспруденции способствовали хищения и предание гласности в 302 году до н.э. писцом Клавдием Флавием судебного календаря, формы исков и записей и толкований норм и обычаев, которые ранее в строгой секретности хранились в архивах понтификов.