Законы 12 таблиц источники права

Отсутствие формализма, принцип справедливости. Принцип воздаяния равного и должного за совершенное преступление. Осуждали только за убийство собственных родителей. Цели наказания: предупреждение, исправление, безопасность общества, польза государства. Не влияли на методы наказания. Особенности: Нет кровной мести. Много разновидностей религиозных преступлений – наказывались жестоко. Уголовная ответственность животных. Если преступник, изгнанный из города, возвращался, его могли безнаказанно убить. В ранний период не наказывались в уголовном порядке преступления на сексуальной почве: изнасилование, сводничество и т.п. Только частно-правовые иски (из деликта).

Наказания: смертная казнь (по решению царя, впоследствии – высших магистратов с санкции комиций) разными способами; телесные наказания (в т.ч. за воровство); продажа в рабство – за уклонение военной службы, от ценза, за долги; изгнание (посредством интердикта огня и воды) равноценно смертной казни; уничтожение памяти (дом сжечь, имущество отобрать в казну и т.п.); штраф (за деликты). Провокация – обращение к комициям с прошением о помиловании на смертный приговор консула (впоследствии и на приговоры к штрафу). Апелляция – право обратиться к трибуту с просьбой интерцессировать акт магистрата.

Преступления частного характера = ущемление интересов частного лица, поэтому преследование преступника осуществлялось пострадавшим. Преступления публичного характера преследовались государством в лице магистратов (в поздний период) – в эпоху республики обвинение в гос. преступлении выдвигало частное лицо.

Древнейшая форма судебного рассмотрения спорных случаев, так называемый легисакционный процесс, следующим образом рисуется Законами XII таблиц. Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая — ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой. В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на Форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор — вторая после консула магистратура Рима. Здесь после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести (в храм) в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников. Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.

Извест­ный под име­нем «XII таб­лиц» (или, по более позд­ней тер­ми­но­ло­гии, «Зако­нов XII таб­лиц») памят­ник древ­не­рим­ско­го пра­ва при­пи­сы­ва­ет­ся обык­но­вен­но децем­ви­рам и дати­ру­ет­ся 451—450 гг. до н. э. (Ливий, III, 34—37. Дио­дор, XII, 23—26). До наших дней он сохра­нил­ся толь­ко в скуд­ных, под­час очень тем­ных по сво­е­му смыс­лу отрыв­ках, кото­рые мы нахо­дим у позд­ней­ших латин­ских авто­ров. Кро­ме того, неред­ки слу­чаи, когда наши сведе­ния о поста­нов­ле­ни­ях, содер­жа­щих­ся в XII таб­ли­цах, огра­ни­чи­ва­ют­ся сооб­ще­ни­я­ми како­го-либо писа­те­ля или юри­ста о том, что буд­то бы еще в этом памят­ни­ке пред­у­смат­ри­ва­лось регу­ли­ро­ва­ние в опре­де­лен­ном направ­ле­нии тех или иных соци­аль­ных отно­ше­ний; при этом точ­ной цита­ты это­го поста­нов­ле­ния авто­ры обык­но­вен­но не дают. Таким обра­зом, у иссле­до­ва­те­ля, зани­мав­ше­го­ся вос­ста­нов­ле­ни­ем тек­ста это­го памят­ни­ка, полу­чал­ся дво­я­ко­го рода мате­ри­ал: с одной сто­ро­ны, сохра­нив­ши­е­ся в лите­ра­тур­ных источ­ни­ках (дале­ко не без­упреч­ные с точ­ки зре­ния пол­ноты и точ­но­сти) извле­че­ния из это­го так назы­вае­мо­го «кодек­са децем­ви­ров», а с дру­гой — глу­хие, порой, быть может, даже непра­виль­но при­пи­сы­ва­е­мые XII таб­ли­цам сооб­ще­ния о каких-то юриди­че­ских нор­мах, кото­рые дей­ст­во­ва­ли в ран­нюю эпо­ху Рим­ской рес­пуб­ли­ки и кото­рые впо­след­ст­вии счи­та­лось небес­по­лез­ным реста­ври­ро­вать для защи­ты инте­ре­сов кон­сер­ва­тив­ных групп пра­вя­ще­го клас­са позд­не­го Рима. Такая двой­ст­вен­ность мате­ри­а­ла вызва­ла необ­хо­ди­мость выде­ле­ния этой вто­рой груп­пы имев­ших­ся в нашем рас­по­ря­же­нии дан­ных о памят­ни­ке; тако­го рода сооб­ще­ния при­во­дят­ся, с ука­за­ни­ем их авто­ра, в круг­лых скоб­ках. Наряду с этим для уяс­не­ния смыс­ла пере­во­ди­мо­го тек­ста нам пред­став­ля­лось целе­со­об­раз­ным отка­зать­ся от лако­низ­ма, при­су­ще­го памят­ни­ку, и допол­нить неко­то­рые поста­нов­ле­ния отдель­ны­ми сло­ва­ми и даже целы­ми фра­за­ми. Такие допол­не­ния введе­ны в текст в квад­рат­ных скоб­ках.

Таб­ли­ца I

3. Если пре­пят­ст­ви­ем будет его болезнь или ста­рость, пусть даст ему вьюч­ное живот­ное (jumen­tum). Повоз­ки (ar­ce­ra), если не захо­чет, пред­став­лять не обя­зан1.

4. Пусть пору­чи­те­лем за живу­ще­го сво­им хозяй­ст­вом будет тот, кто име­ет свое хозяй­ство. За бес­хо­зяй­но­го граж­да­ни­на пору­чи­те­лем будет тот, кто поже­ла­ет.

5. Nex… fo­re­ti, sa­na­tes2.

6. На чем дого­во­рят­ся, о том пусть и про­сит 3.

7. Если не при­хо­дят к согла­ше­нию, пусть до полу­дня сой­дут­ся для тяж­бы на фору­ме или на коми­ции4. Пусть обе при­сут­ст­ву­ю­щие сто­ро­ны по оче­реди защи­ща­ют .

8. После полу­дня утвер­дит тре­бо­ва­ние той сто­ро­ны, кото­рая при­сут­ст­ву­ет .

9. Если при­сут­ст­ву­ют обе сто­ро­ны, пусть заход солн­ца будет край­ним сро­ком .

Таб­ли­ца II

1. (Гай, Инсти­ту­ции, IV, 14: По искам в 1000 и более ассов5 взыс­ки­вал­ся судеб­ный залог , по искам на мень­шую сум­му — 50 ассов, так было уста­нов­ле­но зако­ном XII таб­лиц. Если спор шел о сво­бо­де како­го-нибудь чело­ве­ка, то хотя бы его цена была наи­выс­шей, одна­ко, тем же зако­ном пред­пи­сы­ва­лось, чтобы тяж­ба шла о зало­ге в раз­ме­ре 50 ассов).

2. Если одна из таких при­чин, как… тяж­кая болезнь или с днем, поло­жен­ным для обви­не­ния в измене6, судье, тре­тей­ско­му посред­ни­ку или тяжу­щей­ся сто­роне , то долж­но быть пере­не­се­но на дру­гой день.

3. Пусть , кото­ро­му недо­ста­ет свиде­тель­ских пока­за­ний, идет к воротам дома и в тече­ние трех дней во все­услы­ша­ние взы­ва­ет .

Таб­ли­ца III

1. Пусть будут 30 льгот­ных дней после при­зна­ния дол­га или после поста­нов­ле­ния судеб­но­го реше­ния.

2. пусть нало­жит руку . Пусть ведет его на судо­го­во­ре­ние .

3. Если не выпол­нил судеб­но­го реше­ния и никто не осво­бо­дил его от ответ­ст­вен­но­сти при судо­го­во­ре­нии, пусть уведет его к себе и нало­жит на него колод­ки или око­вы весом не менее, а, если поже­ла­ет, то и более 15 фун­тов.

4. , если хочет, пусть кор­мит­ся за свой соб­ст­вен­ный счет. Если же он не нахо­дит­ся на сво­ем содер­жа­нии, то пусть выда­ет ему по фун­ту муки в день, а при жела­нии может давать и боль­ше.

5. (Авл Гел­лий, Атти­че­ские ночи, XX, 1, 46: Тем вре­ме­нем он имел пра­во поми­рить­ся , но если не мири­лись, то оста­ва­лись в зато­че­нии 60 дней. В тече­ние это­го сро­ка их три раза под­ряд в базар­ные дни при­во­ди­ли к пре­то­ру на коми­ции и объ­яв­ля­лась при­суж­ден­ная с них сум­ма денег. В тре­тий базар­ный день они пре­да­ва­лись смерт­ной каз­ни или посту­па­ли в про­да­жу за гра­ни­цу, за Тибр7).

6. В тре­тий базар­ный день пусть раз­ру­бят долж­ни­ка на части. Если отсе­кут боль­ше или мень­ше, то пусть это не будет вме­не­но им 8.

7. Пусть сохра­ня­ет силу наве­ки иск про­тив измен­ни­ка9.

Таб­ли­ца IV

2. Если отец три­жды про­даст сына, то пусть сын будет сво­бо­ден отца.

4. (Авл Гел­лий, Атти­че­ские ночи, III, 16, 12: Мне извест­но, что жен­щи­на… роди­ла на один­на­дца­том меся­це после смер­ти мужа, то воз­ник­ло дело, буд­то бы она зача­ла после того, как умер ее муж, ибо децем­ви­ры напи­са­ли, что чело­век рож­да­ет­ся на деся­том, а не на один­на­дца­том меся­це).

Таб­ли­ца V

1. (Гай, Инсти­ту­ции, I, 144—145: Пред­ки утвер­жда­ли, что даже совер­шен­но­лет­ние жен­щи­ны вслед­ст­вие при­су­ще­го им лег­ко­мыс­лия долж­ны состо­ять под опе­кою… Исклю­че­ние допус­ка­лось толь­ко для дев-веста­лок, кото­рых древ­ние рим­ляне в ува­же­ние к их жре­че­ско­му сану осво­бож­да­ли от опе­ки. Так было поста­нов­ле­но зако­ном XII таб­лиц).

2. (Гай, Инсти­ту­ции, II, 47: Зако­ном XII таб­лиц было опре­де­ле­но, что res man­ci­pi10, при­над­ле­жа­щие жен­щине, нахо­див­шей­ся под опе­кою агна­тов11, не под­ле­жа­ли дав­но­сти, за исклю­че­ни­ем лишь того слу­чая, когда сама жен­щи­на пере­да­ва­ла эти вещи с согла­сия опе­ку­на).

3. Как кто рас­по­рядит­ся на слу­чай сво­ей смер­ти отно­си­тель­но сво­его домаш­не­го иму­ще­ства или отно­си­тель­но опе­ки , так пусть то и будет нена­ру­ши­мым.

4. Если кто-нибудь, у кого нет под­власт­ных ему лиц, умрет, не оста­вив рас­по­ря­же­ний о наслед­ни­ке, то пусть его хозяй­ство возь­мет себе бли­жай­ший агнат.

5. Если нет агна­тов, пусть хозяй­ство возь­мут соро­ди­чи.

6. (Гай, Инсти­ту­ции, I, 155: По зако­ну XII таб­лиц опе­ку­на­ми над лица­ми, кото­рым не было назна­че­но опе­ку­на по заве­ща­нию, явля­ют­ся их агна­ты).

7а. Если чело­век впал в безу­мие, то пусть власть над ним самим и над его иму­ще­ст­вом возь­мут его агна­ты или его соро­ди­чи.

7б. (Уль­пи­ан, I, 1, pr. D., XXVII, 10: Соглас­но зако­ну XII таб­лиц, рас­то­чи­те­лю вос­пре­ща­лось управ­ле­ние при­над­ле­жа­щим ему иму­ще­ст­вом.) (Уль­пи­ан, Lib. sing. re­gu­la­rum XII, 2: Закон XII таб­лиц повеле­ва­ет безум­но­му и рас­то­чи­те­лю, на иму­ще­ство кото­рых нало­же­но запре­ще­ние, состо­ять на попе­че­нии их агна­тов).

8а. (Уль­пи­ан, Lib. sing. re­gu­la­rum, XXXX, 1: Закон XII таб­лиц пере­да­вал патро­ну наслед­ство после рим­ско­го граж­да­ни­на из воль­ноот­пу­щен­ни­ков в том слу­чае, если послед­ний, не имея под­власт­ных ему лиц, уми­рал, не оста­вив заве­ща­ния).

8б. (Уль­пи­ан, I, 195, § 1, D., L. 16: Гово­ря , закон ука­зы­ва­ет, что иму­ще­ство воль­ноот­пу­щен­ни­ка пере­хо­дит из той семьи в эту семью, закон гово­рит отдель­ных лиц12).

9а. (Гор­диан, I, 6, c. III, 36: По зако­ну XII таб­лиц иму­ще­ство, состо­я­щее в дол­го­вых тре­бо­ва­ни­ях , непо­сред­ст­вен­но рас­пре­де­ля­ет­ся меж­ду сона­след­ни­ка­ми в соот­вет­ст­вии с их наслед­ст­вен­ны­ми доля­ми).

9б. (Дио­кле­ти­ан, I, 26, c. II, 3: Соглас­но зако­ну XII таб­лиц, дол­ги умер­ше­го непо­сред­ст­вен­но разде­ля­ют­ся сораз­мер­но полу­чен­ным долям наслед­ства).

10. (Гай, I, 1, pr. D., X, 2: Иск осно­вы­ва­ет­ся на поста­нов­ле­нии зако­на XII таб­лиц).

Таб­ли­ца VI

1. Если кто заклю­ча­ет сдел­ку само­за­кла­да13 или отчуж­де­ния вещи , то пусть сло­ва, кото­рые про­из­но­сят­ся при этом, почи­та­ют­ся нена­ру­ши­мы­ми.

2. (Цице­рон, Об обя­зан­но­стях, III, 16: По XII таб­ли­цам счи­та­лось доста­точ­ным пред­ста­вить дока­за­тель­ства того, что было про­из­не­се­но сдел­ки, и отка­зы­вав­ший­ся от сво­их слов под­ле­жал штра­фу вдвое).

3. (Цице­рон, Top., IV, 23: Дав­ность вла­де­ния в отно­ше­нии земель­но­го участ­ка в два года, в отно­ше­нии всех дру­гих вещей — в один год).

4. (Гай, Инсти­ту­ции, I, 3: Зако­ном XII таб­лиц было опре­де­ле­но, что жен­щи­на, не желав­шая уста­нов­ле­ния над собой вла­сти мужа , долж­на была еже­год­но отлу­чать­ся из сво­его дома на три ночи и таким обра­зом пре­ры­вать годич­ное дав­ност­ное вла­де­ние ).

5а. (Авл Гел­лий, Атти­че­ские ночи, XX, 17, 7, 8: Соб­ст­вен­но­руч­но отсто­ять при судо­го­во­ре­нии… это зна­чит нало­жить руку на ту вещь, о кото­рой идет спор при судо­го­во­ре­нии, состя­за­ясь с про­тив­ни­ком, ухва­тить­ся рукой за спор­ную вещь и в тор­же­ст­вен­ных выра­же­ни­ях отста­и­вать пра­во на нее. Нало­же­ние руки на вещь про­из­во­ди­лось в опре­де­лен­ном месте в при­сут­ст­вии пре­то­ра на осно­ва­нии XII таб­лиц, где было напи­са­но: «Если кто-нибудь соб­ст­вен­но­руч­но отста­и­ва­ет свою вещь при судо­го­во­ре­нии»).

5б. (Павел, Fragm. Vat., 50: Закон XII таб­лиц утвер­дил путем сдел­ки, совер­шав­шей­ся в при­сут­ст­вии 5 свиде­те­лей и весов­щи­ка, а так­же путем отка­за от пра­ва соб­ст­вен­но­сти на эту вещь при судо­го­во­ре­нии перед пре­то­ром).

6. (Тит Ливий, III, 44: Защит­ни­ки тре­бу­ют, чтобы , соглас­но зако­ну, им же самим про­веден­но­му, дал пред­ва­ри­тель­ное рас­по­ря­же­ние отно­си­тель­но девуш­ки в бла­го­при­ят­ном для ее сво­бо­ды смыс­ле).

7. Пусть не тро­га­ет и не отни­ма­ет брев­на или жер­дей, исполь­зо­ван­ных на построй­ку зда­ния или для посад­ки вино­град­ни­ка.

8. (Уль­пи­ан, I, 1, pr. D., XLVII, 3: Закон XII таб­лиц не поз­во­лял ни отни­мать, ни тре­бо­вать как свою соб­ст­вен­ность укра­ден­ные брев­на и жер­ди, употреб­лен­ные на построй­ку или для посад­ки вино­град­ни­ка, но пре­до­став­лял при этом иск в двой­ном раз­ме­ре про­тив того, кто обви­нял­ся в исполь­зо­ва­нии их).

9. Когда же вино­град будет сре­зан, пока не убра­ны…15

Таб­ли­ца VII

2. (Гай, I, 13, D., X, 1: Нуж­но заме­тить, что при иске о раз­ме­же­ва­нии гра­ниц необ­хо­ди­мо соблюдать ука­за­ние зако­на , уста­нов­лен­ное как бы по при­ме­ру сле­дую­ще­го зако­но­да­тель­но­го рас­по­ря­же­ния, кото­рое, как гово­рят, было про­веде­но в Афи­нах Соло­ном: если вдоль сосед­не­го участ­ка выка­пы­вал­ся ров, то нель­зя было пере­сту­пать гра­ни­цы, если забор, то нуж­но отсту­пать на один фут, если — дом для жилья, то отсту­пить на два фута, если копа­ют яму или моги­лу, отсту­пить настоль­ко, насколь­ко глу­бо­ко выко­па­на яма, если коло­дец — отсту­пить на 6 футов, если сажа­ют оли­ву или смо­ков­ни­цу, отсту­пить от сосед­не­го участ­ка на девять футов, а про­чие дере­вья — на 5 футов).

3. (Пли­ний, Есте­ствен­ная исто­рия, 19, 4, 50: В XII таб­ли­цах не употреб­ля­лось совер­шен­но сло­во «хутор» , а для обо­зна­че­ния его часто сло­вом hor­tus , отцов­ско­го иму­ще­ства).

4. (Цице­рон, О зако­нах, I, 21, 55: XII таб­лиц запре­ща­ли при­об­ре­те­ние по дав­но­сти межи шири­ною в 5 футов).

5. (Цице­рон, О зако­нах, I, 21, 55: Соглас­но поста­нов­ле­нию XII таб­лиц, когда воз­ни­ка­ет спор о гра­ни­цах, то мы про­из­во­дим раз­ме­же­ва­ние с уча­сти­ем 3 посред­ни­ков).

7. Пусть ого­ра­жи­ва­ют доро­гу, если они не уби­ва­ют ее кам­нем, пусть едет на вьюч­ном живот­ном, где поже­ла­ет.

8а. Если дож­де­вая вода при­чи­ня­ет вред…

8б. (Павел, I, 5, D., XLIII, 8: Если про­те­каю­щий по обще­ст­вен­ной зем­ле ручей или водо­про­вод при­чи­нял ущерб част­но­му вла­де­нию, то соб­ст­вен­ни­ку давал­ся иск на осно­ва­нии зако­на XII таб­лиц о воз­ме­ще­нии убыт­ков).

9а. (Уль­пи­ан, I, 1, § 8, D., XLIII, 27: Закон XII таб­лиц при­ка­зы­вал при­ни­мать меры к тому, чтобы дере­вья на высо­те 15 футов кру­гом под­ре­за­лись для того, чтобы их тень не при­чи­ня­ла вреда сосед­не­му участ­ку).

9б. (Пом­по­ний, I, 2, D., XLIII, 27: Если дере­во с сосед­не­го участ­ка скло­ни­лось вет­ром на твой уча­сток, ты на осно­ва­нии зако­на XII таб­лиц можешь предъ­явить иск об убор­ке его).

10. (Пли­ний, Есте­ствен­ная исто­рия, XVI, 5, 15: Зако­ном XII таб­лиц раз­ре­ша­лось соби­рать желуди, падаю­щие с сосед­не­го участ­ка).

11. (Юсти­ни­ан, I, 41; I, II, 1: Про­дан­ные и пере­дан­ные вещи ста­но­вят­ся соб­ст­вен­но­стью поку­па­те­ля лишь в том слу­чае, если он упла­тит про­дав­цу покуп­ную цену или обес­пе­чит ему каким-либо обра­зом удо­вле­тво­ре­ние , напри­мер, пред­ста­вит пору­чи­те­ля или даст что-либо в виде зало­га. Так было поста­нов­ле­но зако­ном XII таб­лиц).

12. (Уль­пи­ан, Lib. sing. re­gu­la­rum, II, 4: Если делал сле­дую­щее рас­по­ря­же­ние: , что он упла­тит мое­му наслед­ни­ку 10000 сестер­ци­ев, то хотя бы этот раб был отчуж­ден от наслед­ни­ка, он все-таки дол­жен полу­чить сво­бо­ду при упла­те поку­па­те­лю ука­зан­ной сум­мы. Так было поста­нов­ле­но в законе XII таб­лиц).

Таб­ли­ца VIII

1а. Кто злую пес­ню рас­пе­ва­ет16.

1б. (Цице­рон, О рес­пуб­ли­ке, IV, 10, 12: XII таб­лиц уста­но­ви­ли смерт­ную казнь за неболь­шое чис­ло пре­ступ­ных дея­ний и в том чис­ле счи­та­ли необ­хо­ди­мым при­ме­не­ние ее в том слу­чае, когда кто-нибудь сло­жит или будет рас­пе­вать пес­ню, кото­рая содер­жит в себе кле­ве­ту или опо­зо­ре­ние дру­го­го).

2. Если при­чи­нит чле­но­вреди­тель­ство и не поми­рит­ся с , то пусть и ему само­му будет при­чи­не­но то же самое.

3. Если рукой или пал­кой пере­ло­мит кость сво­бод­но­му чело­ве­ку, пусть запла­тит штраф в 300 ассов, если рабу — 150 ассов.

4. Если при­чи­нит обиду, пусть штраф будет 25.

5. …Сло­ма­ет, пусть воз­ме­стит.

6. (Уль­пи­ан, I, 1, pr. D., IX, 1: Если кто пожа­лу­ет­ся, что домаш­нее живот­ное при­чи­ни­ло ущерб, то закон XII таб­лиц повеле­вал или выдать живот­ное, при­чи­нив­шее вред, или воз­ме­стить сто­и­мость нане­сен­но­го ущер­ба).

7. (Уль­пи­ан, I, 14, § 3, D., XIX, 5: Если желуди с тво­е­го дере­ва упа­дут на мой уча­сток, а я, выгнав ско­ти­ну, скорм­лю их ей, то по зако­ну XII таб­лиц ты не мог предъ­явить иска ни о потра­ве, ибо не на тво­ем участ­ке пас­лась ско­ти­на, ни о вреде, при­чи­нен­ном живот­ным, ни об убыт­ках, нане­сен­ных непра­во­мер­ным дея­ни­ем).

8а. Кто заво­ро­жит посе­вы…

8б. Пусть не пере­ма­ни­ва­ет чужо­го уро­жая.

9. (Пли­ний, Есте­ствен­ная исто­рия, 18, 3, 12: По XII таб­ли­цам смерт­ным гре­хом для взрос­ло­го было потра­вить или сжать в ноч­ное вре­мя уро­жай с обра­ботан­но­го плу­гом поля. пред­пи­сы­ва­ли обре­чен­но­го Цере­ре чело­ве­ка пре­дать смер­ти. Несо­вер­шен­но­лет­не­го по усмот­ре­нию пре­то­ра или под­вер­га­ли биче­ва­нию, или при­суж­да­ли к воз­ме­ще­нию при­чи­нен­но­го вреда в двой­ном раз­ме­ре).

10. (Гай, Инсти­ту­ции, I, 9, D., XLVII, 9: повеле­ва­ли заклю­чить в око­вы и после биче­ва­ния пре­дать смер­ти того, кто под­жи­гал стро­е­ния или сло­жен­ные око­ло дома скир­ды хле­ба, если совер­шил это пред­на­ме­рен­но. слу­чай­но, т. е. по неосто­рож­но­сти, то закон пред­пи­сы­вал, воз­ме­стил ущерб, а при его несо­сто­я­тель­но­сти был под­верг­нут более лег­ко­му нака­за­нию).

11. (Пли­ний, Есте­ствен­ная исто­рия, 17, 1, 7: В XII таб­ли­цах было пред­пи­са­но, чтобы за злост­ную поруб­ку чужих дере­вьев винов­ный упла­чи­вал по 25 ассов за каж­дое дере­во).

12. Если совер­шав­ший в ноч­ное вре­мя кра­жу убит , то пусть убий­ство будет счи­тать­ся пра­во­мер­ным.

13. При све­те дня… если сопро­тив­ля­ет­ся с ору­жи­ем , созо­ви народ17.

14. (Авл Гел­лий, Атти­че­ские ночи, XI, 18, 8: Децем­ви­ры пред­пи­сы­ва­ли сво­бод­ных людей, пой­ман­ных в кра­же с полич­ным, под­вер­гать телес­но­му нака­за­нию и выда­вать тому, у кого совер­ше­на кра­жа, рабов же нака­зы­вать кну­том и сбра­сы­вать со ска­лы; но было поста­нов­ле­но или под­вер­гать их по усмот­ре­нию пре­то­ра телес­но­му нака­за­нию, или взыс­ки­вать с них воз­ме­ще­ние убыт­ков).

15а. (Гай, III, 191: По зако­ну XII таб­лиц был уста­нов­лен штраф в раз­ме­ре трой­ной сто­и­мо­сти вещей в том слу­чае, когда вещь отыс­ки­ва­лась у кого-либо при фор­маль­ном обыс­ке или когда она была при­не­се­на к укры­ва­те­лю и най­де­на у него).

15б. (Гай, Инсти­ту­ции, III, 192: Закон XII таб­лиц пред­пи­сы­ва­ет, чтобы при про­из­вод­стве обыс­ка не имел ника­кой одеж­ды, кро­ме полот­ня­ной повяз­ки, и дер­жал в руках чашу).

16. Если предъ­яв­ля­ет­ся иск о кра­же, , пусть реша­ет спор двой­ной сто­и­мо­сти вещи.

17. (Гай, Инсти­ту­ции, II, 45: Зако­ном XII таб­лиц запре­ща­ет­ся при­об­ре­те­ние кра­де­ной вещи по дав­но­сти).

18а. (Тацит, Анна­лы, VI, 16: Впер­вые XII таб­ли­ца­ми было поста­нов­ле­но, чтобы никто не брал более одно­го про­цен­та , тогда как до это­го бра­лось по при­хо­ти бога­тых).

18б. (Катон, О зем­леде­лии, Пред­и­сло­вие, 1: Пред­ки наши име­ли и поло­жи­ли в зако­нах при­суж­дать вора к упла­те двой­ной сто­и­мо­сти , ростов­щи­ка к в четы­рех­крат­ном раз­ме­ре ).

19. (Павел, Lib­ri V sen­tia­rum, II, 12, 11: По зако­ну XII таб­лиц за вещь, сдан­ную на хра­не­ние, дает­ся иск в двой­ном раз­ме­ре сто­и­мо­сти этой вещи).

20б. (Три­фо­ни­ан, I, 1, § 55, D., XXVI, 7: В слу­чае рас­хи­ще­ния опе­ку­на­ми иму­ще­ства их под­опеч­но­го, сле­ду­ет уста­но­вить, не допу­стим ли в отно­ше­нии каж­до­го из этих опе­ку­нов в отдель­но­сти тот иск в двой­ном раз­ме­ре, кото­рый был уста­нов­лен в XII таб­ли­цах про­тив опе­ку­нов).

21. Пусть будет пре­дан богам под­зем­ным, , тот патрон, кото­рый при­чи­ня­ет вред кли­ен­ту.

22. Если участ­во­вал в каче­стве свиде­те­ля или весов­щи­ка, отка­зы­ва­ет­ся это засвиде­тель­ст­во­вать, то пусть бес­чест­ным и утра­тит пра­во быть свиде­те­лем.

23. (Авл Гел­лий, Атти­че­ские ночи, XX, 1, 53: По XII таб­ли­цам, ули­чен­ный в лже­свиде­тель­стве сбра­сы­вал­ся с Тар­пей­ской ска­лы).

24а. Если бро­шен­ное рукой копье поле­тит даль­ше, чем целил, пусть при­не­сет бара­на.

24б. (Пли­ний, Есте­ствен­ная исто­рия, XVIII, 3, 12; 8—9: По XII таб­ли­цам, за тай­ное истреб­ле­ние уро­жая смерт­ная казнь… более тяж­кая, чем за убий­ство чело­ве­ка).

27. (Гай, I, 4, D., XLVII, 22: Закон XII таб­лиц пре­до­став­лял чле­нам кол­ле­гий пра­во заклю­чать меж­ду собою любые согла­ше­ния, лишь бы этим они не нару­ша­ли како­го-нибудь поста­нов­ле­ния, касаю­ще­го­ся обще­ст­вен­но­го поряд­ка. Закон этот, по-види­мо­му, был заим­ст­во­ван из зако­но­да­тель­ства Соло­на).

Таб­ли­ца IX

1—2. (Цице­рон, О зако­нах, III, 4, 11, 19, 44: При­ви­ле­гий, , пусть не испра­ши­ва­ют. При­го­во­ров о смерт­ной каз­ни рим­ско­го граж­да­ни­на пусть не выно­сят, ина­че как в цен­ту­ри­ат­ных коми­ци­ях… Пре­слав­ные зако­ны XII таб­лиц содер­жа­ли два поста­нов­ле­ния, из кото­рых одно уни­что­жа­ло вся­кие отступ­ле­ния от зако­на в поль­зу отдель­ных лиц, а дру­гое запре­ща­ло выно­сить при­го­во­ры о смерт­ной каз­ни рим­ско­го граж­да­ни­на ина­че, как в цен­ту­ри­ат­ных коми­ци­ях).

3. (Авл Гел­лий, Атти­че­ские ночи, XX, 17: Неуже­ли ты будешь счи­тать суро­вым поста­нов­ле­ние зако­на, караю­щее смерт­ною каз­нью того судью или посред­ни­ка, кото­рые были назна­че­ны при судо­го­во­ре­нии и были ули­че­ны в том, что при­ня­ли денеж­ную мзду по делу?)

4. (Пом­по­ний, I, 2, § 23, D., 1, 2: Кве­сто­ры, при­сут­ст­во­вав­шие при испол­не­нии смерт­ных при­го­во­ров, име­но­ва­лись уго­лов­ны­ми кве­сто­ра­ми, о них упо­ми­на­лось даже в законе XII таб­лиц).

5. (Мар­ци­ан, I, 3, D., XLVIII, 4: Закон XII таб­лиц повеле­ва­ет пре­да­вать смерт­ной каз­ни того, кто под­стре­ка­ет вра­га или того, кто пре­да­ет вра­гу рим­ско­го граж­да­ни­на).

6. (Саль­ви­ан, О прав­ле­нии божьем, VIII, 5: Поста­нов­ле­ния XII таб­лиц запре­ща­ли лишать жиз­ни без суда како­го бы то ни было чело­ве­ка).

Таб­ли­ца X

1. Пусть мерт­ве­ца не хоро­нят и не сжи­га­ют в горо­де.

2. Свы­ше это­го пусть не дела­ют. Дров для пусть топо­ром не обте­сы­ва­ют.

3. (Цице­рон, О зако­нах, II, 23, 59: Огра­ни­чив рас­хо­ды тре­мя сава­на­ми, одной пур­пу­ро­вой туни­кою и деся­тью флей­ти­ста­ми, закон XII таб­лиц вос­пре­тил так­же и при­чи­та­ния ).

4. Пусть жен­щи­ны щек не цара­па­ют и по умер­шим не при­чи­та­ют.

5. (Цице­рон, О зако­нах, II, 24, 60: Пусть костей мерт­ве­ца не соби­ра­ют, чтобы впо­след­ст­вии совер­шить погре­бе­ние, за исклю­че­ни­ем лишь того слу­чая, когда смерть постиг­ла на поле бит­вы или на чуж­бине).

6а. (Цице­рон, О зако­нах, II, 23, 59: Кро­ме того, в зако­нах уста­нав­ли­ва­ют­ся еще сле­дую­щие : отме­ня­ет­ся баль­за­ми­ро­ва­ние рабов и питье кру­го­вой чаши. «Без пыш­но­го окроп­ле­ния, без длин­ных гир­лянд, без куриль­ниц»).

6б. (Фест, De verb. sig­nif., 154: В XII таб­ли­цах поста­нов­ле­но не ста­вить перед умер­ши­ми напит­ков с миррою).

7. (Если кто-нибудь был награж­ден вен­ком или сам лич­но, или за сво­их лоша­дей и рабов, , или если венок был дан ему за его доб­лесть, то при его смер­ти не воз­бра­ня­лось воз­ло­жить венок на умер­ше­го как у него дома, так и на фору­ме, рав­ным обра­зом его род­ным доз­во­ля­лось при­сут­ст­во­вать на похо­ро­нах в вен­ках).

8. А так­же золота с покой­ни­ком пусть не кла­дут. Но если у умер­ше­го зубы были скреп­ле­ны золо­том, то не воз­бра­ня­ет­ся похо­ро­нить или сжечь его с этим золо­том.

9. (Цице­рон, О зако­нах, II, 24, 61: Закон запре­ща­ет без согла­сия соб­ст­вен­ни­ка устра­и­вать погре­баль­ный костер или моги­лу на рас­сто­я­нии бли­же чем 60 футов от при­над­ле­жа­ще­го ему зда­ния).

10. (Цице­рон, О зако­нах, II, 24, 61: Закон запре­ща­ет при­об­ре­тать по дав­но­сти место захо­ро­не­ния, а рав­но и место сожже­ния тру­па).

Таб­ли­ца XI

1. (Цице­рон, О рес­пуб­ли­ке, II, 36, 36: , при­ба­вив две таб­ли­цы лице­при­ят­ных зако­нов, санк­ци­о­ни­ро­ва­ли самым бес­че­ло­веч­ным зако­ном запре­ще­ние бра­ков меж­ду пле­бе­я­ми и пат­ри­ци­я­ми).

Таб­ли­ца XII

1. (Гай, Инсти­ту­ции, IV, 28: Зако­ном был введен захват вещи в целях обес­пе­че­ния дол­га, и по зако­ну XII таб­лиц это было допу­ще­но про­тив того, кто при­об­рел живот­ное для при­не­се­ния жерт­вы, не упла­тил за него покуп­ной цены, а так­же и про­тив того, кто не пред­ста­вит воз­на­граж­де­ния за сдан­ное ему в наем вьюч­ное живот­ное, с тем усло­ви­ем, чтобы пла­та за поль­зо­ва­ние была употреб­ле­на им на жерт­вен­ный пир).

2а. Если раб совер­шит кра­жу или при­чи­нит вред.

2б. (Гай, Инсти­ту­ции, IV, 75, 76: Пре­ступ­ле­ния, совер­шен­ные под­власт­ны­ми лица­ми или раба­ми, порож­да­ли иски об ущер­бе, по кото­рым домо­вла­ды­ке или соб­ст­вен­ни­ку раба пре­до­став­ля­лось или воз­ме­стить сто­и­мость при­чи­нен­но­го вреда, или выдать голо­вою винов­но­го… иски уста­нов­ле­ны или зако­на­ми, или эдик­том пре­то­ра. К искам, уста­нов­лен­ным зако­на­ми, , напри­мер, иск о воров­стве, создан­ный зако­ном XII таб­лиц).

3. (Фест, De verb. sig­nif., 174: Если при­но­сит под­дель­ную вещь или отри­ца­ет судо­го­во­ре­ния, пусть пре­тор назна­чит трех посред­ни­ков и по их реше­нию пусть воз­ме­стит ущерб в раз­ме­ре двой­но­го дохо­да ).

4. (Гай, 3, D., XLIV, 6: Зако­ном XII таб­лиц было запре­ще­но жерт­во­вать хра­мам ту вещь, кото­рая явля­ет­ся пред­ме­том судеб­но­го раз­би­ра­тель­ства; в про­тив­ном слу­чае мы под­вер­га­ем­ся штра­фу в раз­ме­ре двой­ной сто­и­мо­сти вещи, но нигде не выяс­не­но, дол­жен ли этот штраф упла­чи­вать­ся государ­ству или тому лицу, кото­рое заяви­ло при­тя­за­ние на дан­ную вещь).

5. (Ливий, VII, 17, 12: В XII таб­ли­цах име­лось поста­нов­ле­ние о том, что впредь вся­кое реше­ние народ­но­го собра­ния долж­но иметь силу зако­на).

Справочная информация для читателя:
Децимвир — в древнем Риме, название всякой коллегии десяти чиновников; например, Децемвиры для судебных разбирательств (decemviri litibus iudicandis), Децемвиры для жертвоприношений (d. sacris faciundis).
Магистрат — в древнем Риме -обозначение государственной должности, а также и лица, ее замещавшего.
Претор (Praetor), в Риме с 366 г. до н.э. член высшей республиканской и императорской магистратуры, имевший судебную власть и избиравшийся ежегодно центуриатскими комициями. С 337 г. Преторами могли быть и плебеи. С 242 г. два: Praetor urbanus, для дел между гражданами, и Praetor peregrinus, для дел между иностранцами и гражданами и иностранцами между собой; с 227 г. были избраны еще 2 Претора для управления провинциями Сицилией и Сардинией, с 197 г. еще 2 для испанских провинций. Последние четыре Претора со времени учреждения постоянных уголовных судов (149) председательствовали в последних и, вместе с тем, управляли и провинциями. Сулла увеличил число Преторов до 8, Цезарь до 15. Почетные права Преторов: toga praetexta, культульное кресло, 6 ликторов в провинциях, два в городе. Каждый Претор при вступлении в должность объявлял эдикт; из этих эдиктов впоследствии образовалось преторское право, получившее при Адриане силу закона.
Асс — древнеримская медная монета весом в 1 римский весовой фунт (327 г). Первоначально асс обращался в виде слитков.
Комиции — (Comitia), законодательные и выборные собрания граждан в Риме. Древнейшие куриатные Комиции состояли из одних патрициев, подававших голоса по куриям (древне-римский плебейский род). Сервием Туллием установлены Комиции центуриатные, где голоса подавались по центуриям, состоявшим из патрициев и плебеев и представлявшим равные суммы имуществ. С 494 г. до н. э. присоединились трибутные Комиции, созываемые трибунами или с их согласия, где голоса подавались поголовно; установленная с 286 г. общеобязательность их решений сделала трибутные Комиции единственным органом верховной власти народа.
Весталки — жрицы Весты, поддерживавшие священный огонь, должны были быть патрицианского происхождения, без телесных пороков, и вести строго целомудренный образ жизни: в случае нарушения обета невинности виновная закапывалась живой в землю, а соблазнитель засекался до смерти.
Агнаты — по римскому праву все лица, находящиеся под властью отца, главы фамилии, и составлявшие гражданскую семью (куда входили и усыновленные и др. лица), в противоположность когнатам, кровным родственникам.
Сестерций — (лат. sestertius, от semis tertius=2,5), древнеримская монета, денежная единица, бывшая в обращении до самого конца существования римского государства; первоначально 10 ассов или динариев =4 Сестерций; согласно постановлению сената от 15 до н. э. Сестерций =4 ассам и весил 1 унцию (=27,288 грамм). Чеканились из меди и бронзы. 1000 Сестерций обозначалось словом sestertium. Стоимость Сестерций приблизительно =6 коп.
Тарпейская скала — В Древнем Риме, отвесный утес с западной стороны Капитолийского холма, откуда сбрасывали осужденных на смерть государственных преступников.
Квестор — первоначально квесторами назывались должностные лица в древнем Риме, ведающие финансовыми делами. Затем следователи по уголовным делам.
Плебс древнего Рима торжествовал. В 451 году до нашей эры неравноправный, но свободный народ, наконец-то, добился от патрициев установления определенности права, и законодательная комиссия разработала законы Двенадцати таблиц. Значение принятия такого акта заключалось не в новаторстве децемвиров, а их было 10 (десять мужей), которые в одночасье сочинили закон, а в приведении в систему множества обычаев (mores) и отдельных законов (leges), которые существовали ранее.
Структура ХII таблиц представляла собой скорее не кодификацию, а инкорпорацию, так как в них содержались кроме имущественных правил, нормы, относившиеся к судопроизводству, уголовному и гражданскому праву, некоторым полицейским правилам.
Законы Двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum), — один из древнейших сводов римского обычного права, был писаным правом. Они были записаны на XII медных досках и выставлены для обозрения на центральной площади Рима — форуме. В полном виде текст Законов Двенадцати таблиц не сохранился и реконструировался на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях таких известных римских писателей и юристов как Цицерон, Гай, Ульпиан, Павел, Помпоний и др.
Итак.
I таблица содержала правила судопроизводства, которые по нынешним временам отличались крайней жестокостью. Так, отказавшийся от посещения судилища мог быть приведен или привезен на вьючном животном (даже без предоставления повозки) насильно его оппонентом, вне зависимости от того был он стариком или болел. Физической каре подвергался обманщик. «Если измышляет отговорки или пытается скрыться, пусть наложит на него руку».
Процесс предусматривал некую форму мировой: допускалось соглашение, которое в последствии обязан был утвердить магистрат. При недостижении соглашения процессу придавали форму состязательности: «пусть обе присутствующие стороны по очереди защищают «. Решение принималось в тот же день, с одной оговоркой – до захода солнца и в пользу присутствовавшей стороны, если вторая — отсутствовала. Отсутствующий на судилище шансов не имел, равно как и лицо, не имеющее поручителей. Такое судопроизводство, прежде всего, было направлено на защиту крупных собственников частного капитала.
Судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратом-претором и судьей — частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая.
II таблица была логичным продолжением первой.
Судебный процесс предусматривал залог по имущественным искам и по спорам о свободе человека. Так, например, по искам в 1000 и более ассов залог равнялся 500 ассов, по искам на меньшую сумму в размере 50 ассов. Когда речь шла о свободе человека, а очевидно, это был раб (свобода частных собственников никогда не поддавалась сомнению), залог назначался всего лишь в сумме 50 ассов.
По делам по обвинению в измене судебная тяжба могла быть перенесена на более поздний срок, но только по уважительным причинам. Например, судебное разбирательство по имущественному спору совпало с днем для вынесения решения по обвинению в измене. Под изменой подразумевалось предательство интересов Рима.
Неявившиеся свидетели, находясь дома, могли в течении трех дней, публично слушать взывания нуждающегося в свидетельских показаниях.
Таблица III.
После вынесения решения должнику предоставлялось 30 дней для погашения долга. Истец имел право применить физическую расправу над должником или быть более милосердным – направить его на так называемое судоговорение, где привлекали к ответственности в виде заточения. Должник, неисполнивший решение добровольно, подвергался жестокой пытке заточения практически без пищи и с оковами на ногах весом 15 и более фунтов. Мучительные истязания должны были происходить в подвале дома на глазах у одержавшего победу в судебном процессе, который обязан был предоставлять должнику пищу (не менее одного фунта муки в день), если тот не мог прокормиться за свой счет. И все это время имелась возможность примирения истца с должником. Должник, не использовавший шанс помириться со своим мучителем, находился в заточении 60 дней. Три раза подряд в течении двух месяцев в базарные дни должников вели к претору на комиций с надеждой о выкупе долга. На третий базарный день их либо продавали в рабство, либо казнили. Казнь была изощренной: человека рубили на части, обычно четвертовали, и циничной: «но если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им «.
Обычай казнить, как исключительно особый, практически не применялся и был уничтожен. А в 326 году до нашей эры было отменено и долговое рабство. На смену ему пришла имущественная ответственность.
Последнее правило в третьей таблице отменяло какие-либо сроки исковой давности по искам, касающихся измены. Такие иски были бессрочны.
Таблица IV устанавливала некоторые правила семейных отношений.
Проблема уродства при рождении решалась просто – младенец лишался жизни.
Попытки отказаться патерфамилиас (главой семейства) от сына делала последнего с третьего раза свободным, но бесправным.
Жена безвозвратно изгонялась из дому только с вещами, принадлежащими ей.
Безусловное утверждение децемвиров, о том, что человек рождается только на десятом месяце, могло стоить вдове, родившей на одиннадцатом месяце после смерти мужа, длительной судебной тяжбы. Такое зачатие могло признаваться незаконным, если имелись доказательства того, что умерший не являлся отцом.
Таблица V была продолжением темы предыдущей таблицы.
Совершеннолетние женщины в силу своей легкомысленности состояли под опекой. Тем не менее, весталки, по положению относившиеся к жреческому сану, от опеки освобождались.
Вещи манципированные (геs mancipi, т.е. вещи, купленные при 5 свидетелях; как правило, к ним относились недвижимость, земля и другие недешевые предметы), принадлежащие женщине, находящейся под опекой агнатов, не могли быть приобретены в собственность лицом, непрерывно и открыто владеющим на протяжении длительного времени (в Риме от 5 до 30 лет, в зависимости от статуса вещи). В современной цивилистике такой способ получения в собственность вещи называется приобретательной давностью. Исключением являлась передача вещей самой женщиной с согласия опекуна. Кстати, обычай манципации много древнее законов ХII таблиц.
Значительная часть пятой таблицы была посвящена вопросам наследства.
Завещание, в случае смерти, предусматривало не только распоряжение имуществом, но и право опеки в отношении подвластных лиц. Агнаты становились опекунами тогда, когда они не были указаны в завещании.
То, что сегодня мы называем наследованием по закону, в Риме определялось как строгое соответствие порядку очередности распределения имущества по наследству. Если наследодатель не имел подвластных лиц и не указал определенного наследника, имущество брал ближайший агнат. Если агнатов не имелось, собственником становился сородич (единоплеменник). В таком же порядке возлагалось бремя попечительства над умалишенным, расточителем и их имуществом.
Особые отношения строились между бывшим рабом (вольноотпущенником) и его патроном. Вольноотпущенник еще долго оставался под покровительством патрона. Чаще всего у него не было средств к существованию, да и психологически он тяжело воспринимал новое положение свободного человека. Наследство вольноотпущенника переходило к бывшему патрону тогда, когда он, не имел подвластных лиц и не завещал все оставшееся после себя имущество. Гнев богов (посылали проклятья) должен испытать патрон, навредивший своему клиенту.
Новеллой по тем временам являлось правило о переходе долгов на наследников пропорционально их долям в наследстве.
Раздел наследства в судебном порядке осуществлялся по правилам искового производства.
Таблица VI
Слово – дело. Совершая, в присутствии 5 свидетелей и весовщика (весодержателя), вербальную сделку купли-продажи, в том числе обеспечивая ее закладом (залогом), достаточно покупателю было произнести слова, подтверждающие заключение договора: «Я, Гораций, беру эту вещь и плачу за нее 5 ассов». Роль весовщика заключалась в свидетельствовании бросания ассов на весы, что символизировало уплату денег. Молчание продавца означало согласие на покупку. От слов покупателю отказаться было нельзя. Тот, кто в последствии отказался от слов, подвергался штрафу размером вдвое превышающую сумму сделки. Отказавшиеся от свидетельского участия или действий весовщика, утрачивали право навечно быть ими. Отказ от права собственности на вещь также проводился публично в присутствии претора в судебном порядке.
Срок предъявления иска по спорным сделкам, где предметом была земля, устанавливался сроком в два года, по остальным вещам – в один год.
Женщина могла быть вольной «ночной птицей». Женщина, нежелающая находиться под опекой мужа и отрицающая власть мужа как таковую, «должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение «.
Спор за право обладать вещью происходил в присутствии претора. Спорящий должен был владеть искусством красноречия, чтобы убедить претора в своей правоте. Вещь, удерживаемая предполагаемым собственником («наложить свою руку на вещь»), сопровождалась торжественной речью с приведением обстоятельных фактов, указывающих, что спорный предмет принадлежит только ему и никому другому.
Собственник, «прораззявивший» бревна или жерди, использованные вором под строительство дома или посадки виноградника, лишался права истребования их обратно. Однако он мог предъявить иск против нового собственника о компенсации ущерба в двойном размере от стоимости утраченного имущества.
Таблица VII.
Определились и с правом использования чужой вещи, что в последствии классики римской цивилистики назовут сервитутом.
Построенное здание должно было обеспечивать обход вокруг него шириною не менее двух с половиной футов.
Правила по определению границ между соседями римские мужи, как утверждает римский юрист Гай, полностью «скачали» из законов Солона. Вырыт ров – значит ни ногой к соседу. Ставишь забор – отступи от границы соседского участка на один фут, если строишь дом – на 2 фута, копаешь яму или могилу – на их глубину, колодезь – на 6 футов, сажаешь оливу или смоковницу – на 9 футов, а по прочим деревьям – на 5.
Особое отношение граждан Рима проявлялось к hortus (огороженное место; чем-то напоминает русское слово хутор), обозначающее принадлежность к отцовскому имуществу. Такое место защищалось законом весьма усиленно. Если собственник земельного придорожного участка не определил его границы забором, всякий желающий мог проходить и проезжать где угодно. Альтернатива была: мостить дорогу камнем, выдерживая размеры, шириной 8 футов, и на поворотах – 16 футов. «Если протекающий по общественной земле ручей или водопровод, дождевая вода причиняли ущерб частному владению», собственник имел право предъявить иск. Межа шириною в 5 футов не могла быть приобретена по срокам непрерывного владения.
Личный сервитут удовлетворял все прихоти соседей. Тень от деревьев не должна мешать соседскому участку. С этой целью деревья на высоте 15 футов обрезались. Не мог служить оправданием и ураган, склонивший ветви деревьев на соседский участок. А вот желуди, упавшие с дерева соседа на свой участок, собирать можно. И не только. Как гласило 7 правило из VIII таблицы, «если желуди с твоего дерева упадут на мой участок, а я, выгнав скотину, скормлю их ей, то по закону XII таблиц, ты не мог предъявить иска ни о потраве, ибо не на твоем участке паслась скотина, ни о вреде, причиненном животным, ни об убытках, нанесенных неправомерным деянием».
Спор о границах земельных участков решался с участием 3 посредников.
Два последних правила в этой таблице касались обязательств и наследства. Так, переход права собственности при купле-продаже, если покупатель не мог уплатить покупную цену, в обязательном порядке обеспечивался залогом или поручительством.
Наследодатель, завещавший свободу рабу, обязывал последнего уплатить наследнику 10 000 сестерциев. Последующее отчуждение наследником бывшего раба в принципе было невозможно, он получал обещанную свободу. Покупатель в виде компенсации получал 10 000 сестерциев.
Самая объемная Таблица VIII.
Она содержала в себе большую «порцию» жестоких уголовно-правовых норм.
За сочинение либо исполнение клеветнической и позорной песни в отношении гражданина Рима полагалась смертная казнь.
«Око за око» предписывал древний обычай, органично вписавшийся в VIII таблицу. За причиненный физический вред потерпевший причинял такой же вред, если примирения не происходило. Переломал кости, заплати штраф в 300 ассов свободному человеку, раб стоил дешевле – 150 ассов. За обиду, повлекшую нравственные переживания, и того меньше — 25.
Животное, причинившее ущерб, передавалось потерпевшему либо ему возмещалась стоимость причиненного ущерба.
Ой, как римляне боялись ворожбы! Поэтому и установили запрет на перенос чужого урожая на свой участок. Непонятным только остается, как можно было установить такую магию. За потраву или воровство урожая предавали смерти. Причем за тайное уничтожение урожая полагалась более тяжкая смертная казнь, чем за убийство человека. Несовершеннолетнего «подвергали бичеванию, или присуждали к возмещению причиненного вреда в двойном размере».
За поджог дома или расположенных рядом снопов хлеба преступник наказывался более изощренно. Виновного заключали в оковы, затем секли и казнили, если преступление было преднамеренным. Вина уже тогда предусматривала 2 формы — преднамеренно (умышленно) и по неосторожности (случайно). Вторая ограничивалась возмещением ущерба.
За умышленную вырубку чужих деревьев платили штраф в размере 25 ассов.
Кража, в зависимости от обстоятельств и от того, как она совершена, каралась следующим образом.
Ночью вора убили, и правильно сделали. Днем зови народ на помощь, если вор угрожает оружием. Вора, пойманного с поличным, секли и отдавали потерпевшему, чтобы тот в дальнейшем определил его судьбу. Раба, уличенного в краже, после сечи сбрасывали со скалы.
Однако только претор мог установить наказание для несовершеннолетнего: либо телесное наказание, либо возмещение с них убытков.
Проводился обыск с целью отыскать ворованную вещь. Укрыватель вещи прямо не признавался вором. При обыске он должен был стоять держа в руке чашу и из одежды иметь только повязку, прикрывающую интимные места. Найденную вещь изымали, а укрыватель платил штраф в тройном размере от стоимости вещи.
Могли вора и не поймать, тогда подозреваемый обвинялся, и при наличии доказательств суд решал взыскать двойную стоимость вещи. Точно также подвергался наказанию и хранитель вещи, если вещь, сданная на хранение, не возвращалась.
Приобретение краденой вещи по давности владения запрещалось.
До принятия законов ХII таблиц отношения займа регулировались «кто на что горазд». Процент был таков, что бедному плебсу открыть свое земледельческое дело было весьма проблематично. Таблица VIII сказала «нет» такому беспределу, и установила 1 процент в месяц и не более. С ростовщика, предоставляющего денежные ссуды, где заёмщик платил очень высокие проценты, взыскивали сумму в четырехкратном размере, превышающем сумму полученных процентов.
Опекуну за расхищение имущества подопечного присуждали денежную компенсацию в двойном размере от стоимости этого имущества.
Уличенный в лжесвидетельстве сбрасывался с Тарпейской скалы.
Охрана общественного порядка также вписалась в правила: ночные сборища категорически запрещались, и все соглашения между членами сообществ по проведению различных мероприятий не должны были противоречить спокойствию граждан Рима ночью.
Попытка к отравлению или отравление разбиралось самым тщательным образом. Необходимо было привести убедительные доводы по тому, что называлось ядом, «ибо и лекарства являются ядом».
Таблица IX.
Публичные отношения тоже необходимо было зафиксировать. Римский гражданин занимал особое положение по сравнению с плебеями, поэтому решение о смертной казни решалось в центуриатных комициях. Однако следующее правило, в противовес сказанному, устанавливало равенство между плебсом и гражданами Рима.
За взятку судье или посреднику при разрешении спора последним назначалась смертная казнь.
За исполнением смертной казни должно наблюдать специальное лицо, именуемое уголовным квестором.
То, что мы сегодня называем пропагандой войны, в Риме определялось как подстрекательство к войне. За это, и за выдачу римского гражданина врагу полагалась смертная казнь.
Смертная казнь назначалась только и только судом.
Похоронные церемонии отразились в Таблице X.
Остались записи Цицерона, интересно описывающего погребение в Риме.
«Другие предписания Двенадцати Таблиц, ограничивающие расходы «на погребение и оплакивание умершего, в общем перенесены в них из законов Солона. «Сверх этого,– говорится там,– ничего не делать». «Костра не выравнивать топором». Продолжение вы знаете; ведь мы в детстве заучивали законы Двенадцати Таблиц как обязательную песнь; ныне никто не заучивает их. И вот, ограничив расходы изготовлением трех головных покрывал и пурпурной туники и платой десятерым флейтистам, закон упраздняет неумеренное оплакивание: «Во время похорон женщины не должны ни царапать себе щек, ни испускать воплей «. Древние истолкователи Секст Элий и Луций Ацилий говорили, что они не вполне понимают это место, но предполагают, что «лесс» – особая одежда для похорон; Луций Элий же думает, что это – какое-то горестное рыдание, как показывает само слово. Такое объяснение кажется мне более правильным потому, что закон Солона именно это и запрещает. Такие указания похвальны и одинаково относятся и к богатым людям и к плебсу. Это вполне сообразно с природой: со смертью имущественное различие уничтожается.
Законы Двенадцати Таблиц упразднили и другие обычаи при похоронах, усиливавшие проявления горя. «Костей умершего не следует собирать, чтобы впоследствии устроить похороны». Исключение допускается для случаев смерти на войне и на чужбине. Кроме того, в законах говорится: что касается умащения (бальзамирование –прим.авт.) тела умершего – обязанности рабов,– то оно упраздняется, как и всякое круговое питье. Ведь это упраздняется с полным основанием и не было бы упразднено, если бы не существовало в прошлом. Обойдем молчанием запрет: «Да не будет ни дорого стоящего «окропления, ни больших венков, ни кадильниц». Но вот свидетельство того, что награды за заслуги распространяются и на умерших: закон велит без опасений возлагать венок за доблесть и на останки того, кто его заслужил, и на останки его отца. И это, думается мне, потому, что в честь одного человека нередко несколько раз устраивались похороны и несколько раз постилалось ложе. И вот законом было определено, чтобы и этого не делали. И так как в этом законе говорится: «И да не приносят золота»,– то обратите внимание на то, с какой добротой другой закон делает оговорку насчет этого: «Если у человека зубы соединены золотом, то, если его похоронят или предадут сожжению вместе с этим золотом, да не будет это вменено в вину». Одновременно обратите внимание и на то, что «похоронить» и «предать сожжению» были понятиями разными».
К тому, что Цицерон назвал «продолжение вы знаете» следует добавить то, что покойника нельзя было в городе ни хоронить, ни сжигать. Связано это было, прежде всего, с заботой о нераспространении всякого рода эпидемий. С той же целью запрещали устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе, чем 60 футов от принадлежащего собственнику здания.
Стать собственником места захоронения или места сожжения трупа по приобретательной давности нельзя.
В 449 году до н. э. консулы Валерий и Гораций провели в интересах плебеев еще три закона. Подтверждались неприкосновенность личности народных трибунов, — право апелляции к народному собранию осужденного патрицианским магистратом на смерть или телесное наказание гражданина, и самое важное — решения плебейских собраний получали силу закона, обязательного и для патрициев. Через пять лет (444 г. до н.э.) закон Канулея признал законность браков плебеев с патрициями и, тем самым, заложил основы для слияния богатой плебейской верхушки с патрициями в одно сословие.
Вообще семейные отношения в Риме строились на «древних отеческих нравах». Если грек женился для того, чтобы иметь потомство, римлянин брал жену в качестве подруги и помощницы. Развестись было очень легко, однако, первый развод, по преданиям, произошел в 234 г. до н.э., т.е. через 217 лет после принятия Таблиц.
Предполагается, что это были Таблица XI и XII , история возникновения которых такова.
В конце первого года правления децемвиры сочинили 10 таблиц и выставили их для всеобщего обозрения. Аппий Клавдий ( не путать с Аппием Клавдием –цензором, проводившим в 312 г.до н.э. реформы и построившим водпровод и мощенную дорогу, получившую название Аппиева дорога), который слыл ярым защитником плебса, был инициатором того, чтобы в комиссию по составлению еще двух таблиц попали его друзья, из числа патрициев и плебеев. Стремление Аппия попасть в комиссию, объяснялось тем, что на время работы децемвиров, последние были единственными правителями Римского государства. Возглавив остальных децемвиров, Аппий сбросил маску преданного друга плебса. Мнения сената игнорировались, принимались крайне жестокие судебные решения, и, что самое страшное для плебса, принятие остальных таблиц задерживалось.
Возможно Аппий и замышлял стать единоличным правителем Рима. Но его подвела любовь к женщине. Вместо того, чтобы принять закон, отменяющий запрет на брак между патрициями и плебеями, Аппий пошел путем интриг и заговоров.
Влюбившись в плебейскую девицу Вергинию, Аппий подкупил друга объявить Вергинию рабыней, якобы похищенной в детстве. Рассматривая спор между отцом девушки и выдуманным хозяином, исполняя обязанности судьи, присудил последнему Вергинию. Отец, не выдержав такого беспредела, пронзил сердце дочери ножом, таким образом, спасая ее от позора.
Все плебеи поднялись не только на защиту отца девушки, но и чтобы отомстить за обиду женщины. Аппий скоропостижно бежал с Форума, а затем, чтобы не являться на суд, покончил собой.
Консулами Валерием и Горацием власть трибунов была восстановлена с правом принимать законы.
Кроме того, Таблица XII регулировала уже известные нам отношения.
С целью обеспечить возврат долга разрешалось вещь захватить. В современном гражданском праве так регулируется процесс удержания. Кредитор удерживает вещи до тех пор, пока не будет исполнено обязательство.
В Риме еще были сильны традиции жертвоприношений. Поэтому такое удержание регулировалось в строго определенных случаях, связанных с первобытными обычаями: если куплено животное для жертвоприношения, а покупная цена не уплачена, а также если не представлено вознаграждение «за сданное в наем вьючное животное, с тем условием, чтобы плата за пользование была употреблена им на жертвенный пир».
За преступление, совершенное рабом или подвластным лицом, и породившим ущерб была предусмотрена альтернатива. Домовлыдыка или собственник раба платил ущерб, либо виновный передавался потерпевшему. Естественно, все решалось в судебном порядке через подачу иска.
Существовало и подобие судебной экспертизы. Спор, где предметом была поддельная вещь, рассматривался при участии трех посредников, читай экспертов. Заключение посредников являлось окончательным. Принесший подделку возмещал ущерб в размере двойного дохода, полученного при продаже спорной вещи.
Пожертвование храму спорной вещи не допускалось. Гай указывает, что нигде не выяснено, должен ли штраф в размере двойной стоимости вещи уплачиваться государству или тому лицу, которое заявило притязание на данную вещь.
Вот и все законы.
Законы XII таблиц стали образцом последующей систематизации законов. Потому что, на мой взгляд, — это единственный из древних правовых актов, отличавшийся лаконизмом и чёткостью. Во всяком случае, они послужили базой дальнейшего установления определенного порядка уже писанных норм, а также новых отношений, требующих закрепления в определенные правила. Законы XII таблиц зафиксировали частную собственность и узаконили рабство. Всякое посягательство на частную собственность каралось, виновных подвергали смертной казни.
Бросается в глаза доминирующий объем норм, регулирующих имущественные сделки и способы их обеспечения. Частно-правовые отношения становились двигателем публичных.
Семейные отношения строились на главенстве домовладыки (патерфамилиас).
Дальнейшая судьба первого римского правового акта неоднозначна.
В 80-60-е годы IV в. до н. э. Рим продолжает оставаться «ареной битвы» между патрициями и плебеями. Народные трибуны Секстий и Лициний добились еще более значимых уступок от патрициев. По закону Лициния — Секстия патрициям было запрещено оккупировать более 500 югов (125 га) земли.
Вопрос долговой кабалы решался с переменным успехом. Полной отмены долговой кабалы не произошло. Но уплаченные проценты высчитывались из основной суммы долга, а оставшаяся часть выплачивалась на льготных условиях в течение трех лет.
И, наконец, в 326 г. до н.э. по закону трибуна Петелия, долговая кабала для римских граждан и членов их семей была отменена. С этого времени для римских граждан вводилась имущественная ответственность. Рабом мог стать только военнопленный.
декабрь 2005 г.
© Copyright: Егор Гай, 2006

Источники права древнейшего периода. Закон XII таблиц

Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами. Право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жертвоприношения, клятвы и т.д.

Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи (mores majorum). Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей (leges regiae). С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов — Законов XII таблиц. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев (децимвиры), подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децемвиров, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами.

В самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права (jus civile), предназначенного исключительно для римских граждан. Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом.

В своем первоначальном виде Законы XII таблиц не сохранились (погибли в 390 году до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось (в XVI—XVII вв.) на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало греческое право южно-италийских полисов. Но были включены и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона). Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как «источник всего публичного и частного права».

В древнейший период правовую силу имели также решения сената (сенатус-консульты), а в исключительных случаях и постановления магистратов. Толкование законов, как и цивильного права, вообще, а также составление судебного календаря и исковых требований вплоть до конца IV века оставались привилегией понтификов, всячески охранявших свою монополию на судебные тайны. Окончательному освобождению права от религиозной оболочки, подрыву позиций жречества и началу светской юриспруденции способствовали хищения и предание гласности в 302 году до н.э. писцом Клавдием Флавием судебного календаря, формы исков и записей и толкований норм и обычаев, которые ранее в строгой секретности хранились в архивах понтификов.

Добавить комментарий