Законы ману собственность статьи

В период создания законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением. При этом охране частной собственности уделялось значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни (ст.115 гл. X). Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый — только для кшатриев, пятый и шестой — для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.

Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику (ст.147 гл.VIII).

Среди основных видов собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. В законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) налагался большой штраф, а присвоившего чужую землю объявляли вором.

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него были рабы, скот, инвентарь.

Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров. Договор не являлся действительным, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также лицом, не уполномоченным к заключению договора (ст. 163 гл. VIII). Недействительными, по общему правилу, признавались договоры, заключенные рабами. Но в случае, если такой договор был заключен в пользу хозяина раба, от такого договора не следовало отказываться (ст. 167).

Законы Ману предусматривали добровольное согласие сторон при вступление в договор. Отсюда соглашение, заключенное с помощью обмана или построенное на насилии, объявлялось недействительным. Но древнеиндийское право было далеко от признания даже формального равноправия должника и кредитора в договорных отношениях. Кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте (ст. 177 гл. VIII). Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Так как широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), то законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники, принадлежащие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве — 1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получать жалованье даже спустя долгое время.

В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Этот договор получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.

Договор купли-продажи также упоминается в законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми, и торговля рассматривалась как занятие, недостойное высших каст.

Законы Ману

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшихся скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках – дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются законы Many, носящие имя мифического прародителя людей Ману.

Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в законах 12 глав). Главное в законах Ману – закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

Собственность и обязательства

В период создания законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни.

При этом подчеркивалось, что первые три способа были доступны для всех жителей, четвертый – только для кшатриев, пятый и шестой – только для вайшьев, седьмой был привилегией брахманов. В жизни, конечно, это не всегда строго соблюдалось.

В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как по давности владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение запрещалось. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику.

Среди основных видов собственности законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) налагался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором. Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что если несобственник ноля засевает чужое ноле своими семенами, то он не имеет права получать урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняли и движимое имущество, наиболее значительным из которого были рабы, скот, инвентарь.

В законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров относительно границ между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей, которые также имели право преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.

Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров – договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем должник, отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому законы Ману значительное внимание уделяют и этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники, и ремесленники, принадлежавшие к вайшьям. Кармакары, занятые па земледельческих работах, получали десятую часть урожая, в скотоводстве – десятую часть масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось.

Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье даже спустя долгое время.

Известен был в Древней Индии и договор аренды земли, который приобрел значение и получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее.

Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. Закон устанавливает определенные требования к предмету договора и запрещает продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговли людьми. При этом торговля рассматривалась как занятие не для высших каст.

Упоминается в законах Ману договор дарения. Устанавливаются положения, регулирующие отдельные виды договоров. Законы формулируют и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым, рабом, неуполномоченным. Недействительной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением. Соглашение считалось недействительным, если было заключено в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливается также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключается.

Законам Ману известны были и обязательства вследствие причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

В Древней Индии очень строго сохранялись общинные, кастовые, патриархальные и большесемейные связи, однако наблюдалось и имущественное расслоение. В древнеиндийском обществе получила значительное развитие частная собственность. К объектам частной собственности относились рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Хотя частная собственность на землю не получила широкое распространение, в Законах сохранились свидетельства об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений (например, в главе VIII говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между отдельными крестьянами).

В древней Индии уже существовало различие между собственностью и владением, при этом в Законах Ману охране частной собственности уделялось особое внимание.

В статье 115 главы X перечислены семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений.

Следует отметить, что первые три способа были доступны для всех каст, четвертый — только для кшатриев, пятый и шестой — для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.

Ещё существовал такой способ как давность владения. Срок владения должен был составлять 10 лет. При подтверждении законного приобретения вещи у собственника владелец становился собственником. При этом был установлен запрет на доказательство собственности ссылкой на добросовестное владение. В случаях обнаружения у добросовестного приобретателя украденной вещи, то эта вещь возвращалась прежнему собственнику.

Законами Ману установлен запрет на вмешательство в дела собственников. В законах указано, что если человек засеет чужое поле своими семенами, то он не имеет право собирать полученный урожай. Только собственник может распоряжаться своей землёй: он может её сдать в аренду, продать, подарить, заложить.

Однако полномочия собственника, одновременно с вышеизложенным, были ограничены. Он не мог свободно продать землю, забросить и не обрабатывать земельный участок. Например, при продаже преимущественное право на покупку имели родственники и соседи. Эти ограничения были установлены в целях упрочнения общинных связей.

К наихудшим из пороков относили покушение на собственность. В первую очередь законом охранялось имущество царя и храмов. Хищения такого радо карались «казнью без промедления».

Для лиц, загрязняющих водоём или разрушающих платины, предусмотрено наказание в виде утопления, если виновный не сможет всё восстановить.

В Законах строго охранялись границы земельных наделов. Виновного в уничтожении межевых знаков обезображивали посредством телесного наказания. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / М.Н. Прудников. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — С.49

Важное место в Законах Ману занимают вопросы относительно норм, касающихся обязательств и договоров.

Рассматриваются следующие виды договоров: договор займа; договор найма рабочей силы; договор аренды земли; договор купли-продажи; договор дарения, перевозка.

В Законах Ману также приведены общие положения о договоре:

· договоры недействительны, если заключены рабами, однако этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от такого договора не следовало отказываться;

· необходимо добровольное согласие сторон при заключении договора. В случае заключения договора под давлением, насилием или обманом, это соглашение считается недействительным.

Наиболее подробно в Законах описывается договор займа — это один из древнейших видов договоров. Законом устанавливается нерушимость и преемственность долговых обязательств:

· в статье 166 главы VIII сказано «Если должник умер, а расход произведен для его семьи, долг должен быть уплачен родственниками, даже разделившимися, из принадлежащей им собственности» Законы Ману / Пер. С. Д. Эльмановича. — М.: Научно-издательский центр «ЛАДОМИР», 1992.;

· статьёй 177 главы VIII установлено: «Должнику полагается исполнить для кредитора равное долгу даже работой, если он равного или низшего происхождения, но если более высокого, он может отдавать постепенно» Законы Ману / Пер. С. Д. Эльмановича. — М.: Научно-издательский центр «ЛАДОМИР», 1992..

Наравне с этим допускалось получение долга с помощью силы, хитрости и принуждения.

В связи с применением труда свободных наемных работников (карма-каров) в Законах Ману уделяется большое внимание договору найма рабочей силы. Условия, на которых заключались эти договора, зависели от работодателей.

В основном к наемным работниками относились шудры, однако, в их число могли входить и разорившиеся свободные общинники, ремесленники (вайшьям).

Неисполнение условий договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье даже через долгое время.

Согласно с Законами Ману договор купли-продажи должен был совершаться в присутствии свидетелей, в роли продавца мог выступать только собственник вещи. Только при соблюдении этих правил договор считался действительным.

Законом были установлены требования к качеству товара, также запрещалось продавать товары недостаточные по весу.

В связи со слабым товарно-денежным оборотом в Древней Индии наблюдалась некоторая нестабильность договора купли-продажи. Договора могли расторгаться в любое время, однако Законами Ману был установлен срок в течение которого договор мог быть расторгнут — 10 дней.

Помимо обязательств, возникающих из приведённых выше договоров, в Законах Ману рассматриваются также обязательства из-за причинения вреда. Основанием для возникновения такого обязательства являлись порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный в этих деяниях должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Добавить комментарий