Защита конкуренции

В целях укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности постановляю:

1. Считать активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

2. Определить, что целями совершенствования государственной политики по развитию конкуренции являются:

а) повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;

б) повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;

в) стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.

3. Определить в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции:

а) сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках;

б) обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;

в) обеспечение развития малого и среднего предпринимательства;

г) направленность государственных инвестиций на развитие конкуренции;

д) обеспечение условий для привлечения инвестиций хозяйствующих субъектов в развитие товарных рынков;

е) недопустимость сдерживания экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;

ж) государственное регулирование цен (тарифов), основанное на окупаемости организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, при снижении издержек и повышении их эффективности, обеспечивающее интересы потребителей в долгосрочной перспективе;

з) недопустимость государственного регулирования цен (тарифов), осуществляемого посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня на конкурентных товарных рынках, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

и) развитие конкуренции в сферах экономической деятельности государственных предприятий, предприятий с государственным участием;

к) сочетание превентивного и последующего контроля для целей защиты конкуренции;

л) стимулирование хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;

м) открытость антимонопольной политики;

н) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции;

о) измеримость результатов государственной политики по развитию конкуренции;

п) стимулирование со стороны государства добросовестных практик осуществления хозяйственной деятельности;

р) развитие организованной (биржевой) торговли в Российской Федерации;

с) информационная открытость деятельности инфраструктурных монополий;

т) обеспечение прозрачности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ и услуг инфраструктурными монополиями и компаниями с государственным участием;

у) внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности органов государственного контроля (надзора);

ф) совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации в целях эффективного пресечения нарушений антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер, и повышения конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках.

4. Определить основополагающими принципами осуществления деятельности федеральных органов исполнительной власти:

а) запрет на введение и (или) сохранение ограничений, создающих дискриминационные условия в отношении отдельных видов экономической деятельности, производства и оборота отдельных видов товаров, оказания отдельных видов услуг, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, правовыми актами Правительства Российской Федерации;

б) запрет на необоснованное вмешательство в свободное функционирование товарных рынков, издание актов, принятие решений, которые могут привести к недопущению, устранению конкуренции.

5. Утвердить прилагаемый Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы (далее — Национальный план).

6. Правительству Российской Федерации осуществлять координацию выполнения мероприятий, предусмотренных Национальным планом.

7. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации активизировать работу по развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации.

8. Рекомендовать:

а) Верховному Суду Российской Федерации организовать работу по дальнейшему изучению практики применения судами антимонопольного законодательства, законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательства, регулирующего закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, и разъяснению судам его применения;

б) Генеральной прокуратуре Российской Федерации обеспечить координацию деятельности правоохранительных органов в целях предупреждения и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений (картелей), запрещенных в соответствии с антимонопольным законодательством;

в) органам местного самоуправления активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальных образованиях;

г) Национальному совету при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям рассмотреть возможность создания совета профессиональных квалификаций в сфере конкурентного права и разработки соответствующего профессионального стандарта;

д) Министерству образования и науки Российской Федерации рассмотреть возможность включения в номенклатуру специальностей научных работников отдельной специальности («конкурентное право»), по которой присуждается ученая степень.

9. Предложить Общественной палате Российской Федерации создание совещательных органов по развитию конкуренции на базе общественно-консультативных советов Федеральной антимонопольной службы во всех субъектах Российской Федерации, а также принять участие в работе коллегиального координационного или совещательного органа, созданных в субъектах Российской Федерации при высшем должностном лице для внедрения стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г. № 1738-р.

10. Предложить саморегулируемым организациям, общественным организациям, профессиональным союзам и советам потребителей:

а) принять активное участие в работе совещательных органов по развитию конкуренции;

б) использовать механизм общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления для выявления актов и действий, направленных на ограничение конкуренции и создание необоснованных административных барьеров;

в) направлять ежегодно в Федеральную антимонопольную службу информацию об оценке состояния конкуренции в Российской Федерации и эффективности государственной политики по развитию конкуренции для включения в доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемый Федеральной антимонопольной службой в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции»;

г) продолжить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к любым проявлениям актов недобросовестной конкуренции и экономической деятельности, направленной на монополизацию;

д) принять участие во взаимодействии со средствами массовой информации в распространении информации о реализации государственной политики по развитию конкуренции, о требованиях антимонопольного законодательства, а также позитивного опыта противодействия граждан и институтов гражданского общества проявлениям актов недобросовестной конкуренции и экономической деятельности, направленной на монополизацию.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

21 декабря 2017 года

№ 618

УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Российской Федерации
от 21 декабря 2017 г. № 618

Национальный планразвития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы

1. Мероприятия настоящего Национального плана направлены на достижение следующих ключевых показателей:

а) обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу;

б) снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;

в) увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18 процентов к 2020 году.

2. В целях реализации основных направлений государственной политики по развитию конкуренции:

а) Правительству Российской Федерации:

до 1 октября 2018 г.:

определить перечень субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих иные регулируемые виды деятельности, утверждение инвестиционных программ которых и рассмотрение отчетов об исполнении указанных программ осуществляет Правительство Российской Федерации;

обеспечить принятие правил недискриминационного доступа на товарные рынки услуг общедоступной почтовой связи и портов, предоставляемых субъектами естественных монополий;

до 1 июля 2018 г.:

утвердить планы мероприятий по развитию конкуренции на 2018-2020 годы в отраслях экономики Российской Федерации с определением в них перечней ключевых показателей, обеспечивающих в том числе достижение ожидаемых результатов в отраслях (сферах) экономики (видах деятельности) и ожидаемых результатов развития конкуренции, согласно приложению;

утвердить план мероприятий по переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;

до 1 февраля 2019 г.:

представить предложения по снижению уровня административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции;

утвердить план мероприятий, направленный на системное развитие организованных торгов на товарных рынках, включающий в себя в том числе механизмы формирования ключевых товарных позиций, установления рыночных цен на соответствующие группы товаров, стимулирования и привлечения хозяйствующих субъектов к участию в биржевых торгах, использования потенциала малых и средних предприятий для развития организованных торгов;

до 1 марта 2019 г.:

принять меры по повышению эффективности деятельности антимонопольных органов, в том числе:

обеспечить возможность сотрудников антимонопольных органов в рамках административных процедур при осуществлении возложенных на них полномочий самостоятельно направлять ход расследования и принимать решения о производстве процессуальных действий по делам о нарушениях антимонопольного законодательства;

исключить возможность приостановления действия решений и предписаний антимонопольных органов в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда такое приостановление вводится судебным актом;

обеспечить реализацию мероприятий, направленных на разработку и принятие компаниями из числа субъектов естественных монополий и компаний с государственным участием, если стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату превышает семь миллиардов рублей или выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей:

правил недискриминационного доступа поставщиков к закупкам;

планов сокращения практики заключения договоров с «единственным поставщиком» в закупочной деятельности;

программ по повышению качества управления закупочной деятельностью, предусматривающих разработку показателей эффективности таких программ, оценку и повышение квалификации персонала, ответственного за осуществление закупочной деятельности;

принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти;

принять до 1 июля 2019 г. нормативные правовые акты, обеспечивающие единый порядок разработки, утверждения и контроля реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих иные регулируемые виды деятельности, если источником финансирования инвестиционной программы являются средства, учтенные при утверждении тарифов;

осуществлять ежегодно, в том числе с привлечением представителей бизнес-сообщества, экспертов и экспертных организаций, анализ и оценку степени достижения показателей, предусмотренных планами мероприятий по развитию конкуренции на 2018 — 2020 годы в отраслях экономики Российской Федерации, в целях оценки состояния конкуренции и эффективности государственной политики по развитию конкуренции;

б) Федеральной антимонопольной службе:

при представлении в Правительство Российской Федерации доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемого в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее — доклад о состоянии конкуренции), включать в него следующую информацию:

оценка состояния и основные тенденции развития конкуренции в Российской Федерации, в том числе с учетом показателей международных организаций;

сведения о выполнении мероприятий (в том числе планов развития конкуренции), достижении ключевых показателей, предусмотренных Национальным планом;

основные проблемы, тенденции и предложения по развитию конкуренции в отдельных отраслях;

оценка состояния конкуренции в субъектах Российской Федерации;

оценка состояния конкуренции институтами гражданского общества;

по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации обеспечить развитие международного сотрудничества с конкурентными ведомствами стран БРИКС и Евразийского экономического союза, в том числе разработку и заключение международных договоров, направленных на выявление и пресечение антиконкурентных соглашений на трансграничных рынках и недобросовестных конкурентных практик;

в) федеральным органам исполнительной власти:

представить до 1 января 2019 г.:

в Правительство Российской Федерации — доклад о соответствии документов стратегического планирования и государственных программ принципам государственной политики по развитию конкуренции, о факторах, ограничивающих конкуренцию в установленных сферах деятельности и отраслях, и принятых мерах по отмене или изменению нормативных правовых актов, приводящих к избыточному государственному регулированию в установленных сферах деятельности;

в Министерство экономического развития Российской Федерации — предложения по расширению перечня социально значимых рынков, предусмотренных стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, для рассмотрения и подготовки соответствующих изменений;

обеспечивать взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях реализации Национального плана;

обеспечивать ежегодное представление информации о достижении целей, задач и показателей планов развития конкуренции в Федеральную антимонопольную службу для ее последующего включения в доклад о состоянии конкуренции;

обеспечить размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» планов развития конкуренции, а также сведений о динамике ключевых показателей развития конкуренции и результатах выполнения мероприятий, предусмотренных планами развития конкуренции;

г) федеральным органам исполнительной власти, государственным компаниям и государственным корпорациям при организации закупочной деятельности:

считать приоритетным обеспечение недискриминационного доступа поставщиков к закупкам товаров, работ, услуг;

обеспечить внедрение показателей, характеризующих эффективность закупок товаров, работ, услуг, в том числе подведомственными организациями;

д) Министерству внутренних дел Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации обеспечить организацию в пределах своих полномочий во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия ограничивающих конкуренцию соглашений (картелей), запрещенных в соответствии с антимонопольным законодательством;

е) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:

обеспечить до 1 января 2019 г. внесение изменений в положения об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривающих приоритет целей и задач по содействию развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках;

принять до 1 марта 2019 г. меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

осуществлять взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в целях реализации Национального плана.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления обеспечить в своей деятельности приоритет целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках.

4. Правительству Российской Федерации обеспечить до 1 января 2019 г. внесение в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих в том числе:

а) ограничение создания унитарных предприятий на конкурентных рынках;

б) запрет прямого или косвенного приобретения государством и муниципальными образованиями акций и долей хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность на товарных рынках в условиях конкуренции (за исключением организаций оборонного комплекса и предприятий, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также случаев, когда приобретение государством и муниципальными образованиями акций и долей таких хозяйственных обществ предусмотрено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации);

в) возможность Правительства Российской Федерации в интересах обороны и безопасности, в том числе защиты жизни и здоровья граждан, разрешить использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и выплатой ему соразмерной компенсации;

г) реформирование правового регулирования деятельности естественных монополий, в том числе исключение возможности отнесения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в конкурентных сферах деятельности, к субъектам естественных монополий;

д) поэтапное прекращение государственного тарифного регулирования в конкурентных сферах деятельности на основе анализа последствий прекращения указанного регулирования в отношении отдельных субъектов естественных монополий;

е) закрепление прав совета потребителей по осуществлению общественного контроля на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации за деятельностью субъектов естественных монополий, компаний с государственным участием и регулируемых организаций при принятии решений по тарифам, а также при утверждении инвестиционных программ и контроля за их исполнением;

ж) правовое регулирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;

з) определение основ государственного регулирования цен (тарифов) с использованием в качестве приоритетного метода сопоставимых рынков и долгосрочного (не менее пяти лет) периода регулирования;

и) закрепление единого порядка досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов).

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Национальному плану развития
конкуренции в Российской Федерации
на 2018-2020 годы

Переченьотраслей (сфер) экономики (видов деятельности) и ожидаемых результатов развития конкуренции

Отрасль (сфера) экономики (виды деятельности) Ожидаемые результаты
Здравоохранение, в том числе рынки лекарственных препаратов для медицинского применения, рынки медицинских изделий, рынки медицинских услуг обеспечение функционирования рынков лекарственных препаратов для медицинского применения и рынков медицинских изделий на принципах взаимозаменяемости; снижение цен на лекарственные препараты для медицинского применения и медицинские изделия, улучшение их доступности для граждан; обеспечение недискриминационного распределения финансовых средств системы обязательного медицинского страхования за оплату медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках программы гарантий бесплатного оказания медицинской помощи
Рынок социальных услуг обеспечение возможности участия в оказании социальных услуг негосударственным организациям на недискриминационной основе
Агропромышленный комплекс повышение уровня товарности основных видов сельскохозяйственной продукции, расширение географии поставок и номенклатуры сельскохозяйственных товаров, реализуемых на организованных торгах, снижение зависимости внутреннего рынка от иностранного селекционного и генетического материалов и связанных с ними агротехнологических решений
Дорожное строительство сокращение доли закупок, признанных несостоявшимися, с 30 процентов в 2017 году не менее чем на 5 процентов в год. Исключение участия в торгах лиц, входящих в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством. Декартелизация сферы дорожного строительства, в том числе при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства
Телекоммуникации обеспечение формирования инновационных инфраструктур на принципах установления недискриминационных требований для участников рынков вне зависимости от технологий, используемых при оказании услуг в сфере связи. Обеспечение в не менее чем 80 процентах городов с численностью более 20 тыс. человек наличия не менее 3 операторов, предоставляющих услуги связи для целей передачи сигнала. Устранение необоснованной разницы в тарифах на услуги сотовой связи при поездках по Российской Федерации (роуминг)
Информационные технологии повышение доли российских программных продуктов в сфере информационных технологий, в том числе в социально значимых отраслях (энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, транспорт, безопасность), включая предоставление услуг в формате облачных сервисов, не менее чем на 10 процентов ежегодно
Жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение сокращение в субъекте Российской Федерации доли полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации, до следующих показателей (при условии неувеличения доли полезного отпуска ресурсов, реализуемого государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации, по сравнению с уровнем 2016 года в субъектах Российской Федерации, где на момент утверждения Национального плана уже достигнуты показатели первого или последующих годов): теплоснабжение — до 20 процентов в 2019 году и до 10 процентов в 2020 году; водоснабжение — до 20 процентов в 2019 году и до 10 процентов в 2020 году; водоотведение — до 20 процентов в 2019 году и до 10 процентов в 2020 году
Газоснабжение переход к рыночному ценообразованию путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный газ, обеспеченных в том числе увеличением объема продаж природного газа на организованных торгах. Формирование биржевого индекса, формирование внебиржевого индекса
Нефть и нефтепродукты развитие рыночных механизмов ценообразования путем развития организованных торгов нефтью на экспорт и формирование эталона (бенчмарк) на российскую нефть, развитие срочного биржевого рынка на нефтепродукты, развитие организованных мелкооптовых торгов и формирование рыночных ценовых индикаторов мелкооптового рынка, дерегулирование цен по транспортировке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам, предусматривающих поддержание объемов организованных торгов нефтепродуктов на уровне более 10 процентов поставок на внутренний рынок, увеличение объема совершаемых экспортных сделок на нефть
Сфера естественных монополий исключение тарифной дискриминации. Прозрачность и долгосрочность тарифного регулирования
Транспортные услуги развитие добросовестной конкуренции на рынке грузовых перевозок (автомобильный, железнодорожный, воздушный и водный виды транспорта) и связанных с ними услуг. Дальнейшее развитие институтов взаимодействия государства и бизнеса (в том числе в рамках совета рынка транспортных услуг). Развитие электронных систем транспортных услуг, в том числе для малого и среднего бизнеса, которые предоставляются организациями в сфере транспорта, не являющимися субъектами естественных монополий, и (или) в отношении которых не применяется ценовое регулирование, в том числе путем запуска в эксплуатацию электронной торговой площадки по перевозкам грузов, и формирование рыночных индикаторов на цены. Контроль уровня экономической концентрации в сфере грузового транспорта. Актуализация нормативной базы в сфере грузовых перевозок, в том числе разработка правил недискриминационного доступа к услугам портов, актуализация правил недискриминационного доступа к услугам железнодорожных перевозок и стандартов раскрытия информации. Утверждение нового тарифного прейскуранта открытого акционерного общества «РЖД» (в том числе выделение локомотивной составляющей тарифа в необходимой валовой выручке субъекта регулирования). Комплексное развитие межрегиональных и муниципальных перевозок различными видами транспорта (развитие межвидовой конкуренции пассажирских перевозок). Разработка баланса межвидовой конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок (включая внутренний водный, железнодорожный транспорт и трубопроводный транспорт)
Промышленность создание условий для производства российских товаров, способных эффективно конкурировать с зарубежными аналогами на внутреннем и внешнем рынках. Увеличение доли экспорта российских промышленных товаров в общем объеме промышленных товаров, произведенных на территории Российской Федерации
Финансовые рынки создание конкурентного механизма субсидирования возмещения потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга. Внесение изменений в порядок формирования Комитета пользователей услуг центрального депозитария в целях создания условий для обеспечения необходимого влияния пользователей услуг центрального депозитария на его тарифную политику и для предупреждения установления им необоснованных цен на свои услуги.

Наряду с развитием конкуренции необходима ее право­вая защита.Положение о том, что поддержка конкуренции гарантируется государством, закреплено в ст. 8 Конститу­ции. Согласно ст. 10 ГК не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а так­же злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Проблема защиты конкуренции пока мало воспринима­ется как обществом в целом, так и юристами. Между тем лишь при подчинении хаотичных действий массы предпри­нимателей интересам развития экономики и принципам рыночной работы можно достичь позитивных результатов. Рыночная самоорганизация должна разумно сочетаться с административным и даже силовым воздействием, в том числе в деле защиты конкуренции.

Меры по защите конкуренции можно подразделить на несколько групп.

Статья 6 Закона РФ от 22.03.1991 № 948-1 «О конкурен­ции и ограничении монополистической деятельности на то­варных рынках» (далее — Закон о конкуренции) запрещает и предусматривает признание недействительными опреде­ленные действия, ограничивающие конкуренцию. Объявле­ние запрещенными и признание в установленном порядке недействительными достигнутых в любой форме соглаше­ний (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, есть первая группа мер по защите конкуренции.

Закон о конкуренции запрещает и предусматривает признание в установленном порядке недопустимыми дос­тигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокуп­ности долю на рынке определенного товара более 35%, на­правленные:

1) на установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок.

Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются повсеместно. Так, цены на бензин повышаются одновремен­но на всех бензоколонках Москвы или Санкт-Петербурга, хотя колонки принадлежат разным собственникам. Это – очевидный результат ценовых сговоров;

2) раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализуе­мых товаров либо по кругу продавцов и покупателей;

3) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;

4) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; и др.

Следующая группа защитных мер касается запрета при­нятия актов и совершения отдельных действий со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправле­ния, направленных на ограничение конкуренции. Закон о конкуренции запрещает федеральным органам исполни­тельной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправле­ния принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В част­ности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельным хо­зяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимуще­ственное положение по отношению к другим субъектам, и т.п.

Меры по защите конкуренции сейчас необходимы на са­мом низовом уровне производства и торговли, причем меры жесткие, состоящие в подавлении действий, нарушающих товарную и ценовую конкуренцию. Общественное мнение пока плохо сознает, что зажим конкуренции по своим по­следствиям не менее опасен, чем прямой грабеж или разбой, и потому необходимо применение мер административной и уголовной ответственности. Статья 178 УК ещё в 1993 г. ввела уголовную ответственность за незаконное повыше­ние или поддержание цен и иные монополистические дей­ствия, предусмотрев наказание в виде крупных штрафов и даже лишения свободы. Однако по этой статье за все годы ни один человек не был привлечен к ответственности.

Наряду с защитой конкуренции от ограничений необхо­димо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией.

Основные способы недобросовестного ведения конкурен­ции названы в ст. 10 Закона о конкуренции. Таковы, в част­ности, введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств, некоррект­ное сравнение товаров в рекламе, копирование чужих то­варных знаков и способов индивидуализации чужого това­ра, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.

Закон о конкуренции во многом копировал чуждые российским условиям западные модели. Главное внимание в нем уделено антимонополистическим мерам, а не форми­рованию конкурентной среды. В результате Закон оказался неэффективным, отвлекая от действительно актуальных мер.

В соответствии с Законом был образован федеральный антимонопольный орган с территориальными органами на местах. Федеральный антимонопольный орган и его терри­ториальные органы вправе давать хозяйствующим субъек­там предписания о прекращении нарушений антимоно­польного законодательства. При неисполнении в срок предписаний антимонопольного органа или совершении иных нарушений закона на виновных лиц могут налагаться взыскания в виде административных штрафов (ст. 14.3, 14.6, ч. 1 и 2 ст. 14.8, ст. 14.9, ч. 2 ст. 19.5, ст. 19.8 КоАП). Рас­сматривать дела об административных правонарушениях вправе руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители, руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа и их заме­стители.

Деятельность федерального антимонопольного органа и его территориальных структур пока не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на состояние конкуренции в эко­номике и соблюдение законодательства о конкуренции. Эти органы фактически устранились от работы по формирова­нию конкурентной среды на товарных рынках.

Наряду со специальными антимонопольными органами в создании конкурентной среды призваны участвовать дру­гие государственные органы исполнительной власти: феде­ральные министерства, службы, агентства, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Формы и методы их работы в указанном направлении пока четко не определены и не регламентированы законом. Здесь требуются научные разработки и дополнительные законо­дательные решения.

Литература

1. Варламова А.Н. Правовое регулирование конкуренции в России. М., 2000.

2. Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запа­да. М., 1992.

3. Луцкая Е.Я. Государственное регулирование монополии и конкуренции в примышлено развитых странах. М., 1992.

4. Олейник ОМ. Запреты, пределы и санкции в антимоно­польном законодательстве // Закон. 1995. № 4.

5. Паращук С.А. Конкурентное право. М., 2002.

6. Юданов А.В. Конкуренция. Теория и практика. М., 1996.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ

Принят

Государственной Думой

8 июля 2006 года

Одобрен

Советом Федерации

14 июля 2006 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона

Статья 2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции

Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 5. Доминирующее положение

Статья 6. Монопольно высокая цена товара

Статья 7. Монопольно низкая цена товара

Статья 8. Согласованные действия хозяйствующих субъектов

Статья 9. Группа лиц

Статья 9.1. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства

Глава 2. Монополистическая деятельность

Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением

Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов

Статья 11.1. Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию

Статья 12. Допустимость соглашений

Статья 13. Допустимость действий (бездействия), соглашений, согласованных действий, сделок, иных действий

Статья 14. Утратила силу

Глава 2.1. Недобросовестная конкуренция

Статья 14.1. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации

Статья 14.2. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение

Статья 14.3. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения

Статья 14.4. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг

Статья 14.5. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности

Статья 14.6. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения

Статья 14.7. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну

Статья 14.8. Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции

Глава 3. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

Глава 4. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, Особенности заключения договоров с финансовыми организациями, порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, порядка рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства

Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений

Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

Статья 18. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями

Статья 18.1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства

Глава 5. Предоставление государственных или муниципальных преференций

Статья 19. Государственные или муниципальные преференции

Статья 20. Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции

Статья 21. Последствия нарушения требований настоящего Федерального закона при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции

Глава 6. Функции и полномочия антимонопольного органа

Статья 22. Функции антимонопольного органа

Статья 23. Полномочия антимонопольного органа

Статья 24. Права работников антимонопольного органа при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства

Статья 25. Обязанность представления информации в антимонопольный орган

Статья 25.1. Проведение проверок антимонопольным органом

Статья 25.2. Доступ должностных лиц антимонопольного органа на территорию или в помещение для проведения проверки

Статья 25.3. Осмотр

Статья 25.4. Истребование документов и информации при проведении проверки

Статья 25.5. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля

Статья 25.6. Оформление результатов проверки

Статья 25.7. Предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства

Статья 26. Обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны

Глава 7. Государственный контроль за экономической концентрацией

Статья 26.1. Сделки, иные действия, подлежащие государственному контролю

Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций, заключение соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности с предварительного согласия антимонопольного органа

Статья 28. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа

Статья 29. Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа

Статья 30. Утратила силу

Статья 31. Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц

Статья 32. Лица, представляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, а также документы и сведения

Статья 33. Принятие антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, выдача антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление

Статья 34. Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю

Статья 35. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов

Глава 7.1. Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности

Статья 35.1. Запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках

Статья 35.2. Направление запроса о выдаче заключения антимонопольного органа о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству

Статья 35.3. Порядок рассмотрения антимонопольным органом запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству

Статья 35.4. Последствия нарушения запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках

Глава 8. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Статья 36. Обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа

Статья 37. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Статья 38. Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход

Глава 9. Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 39. Основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, место рассмотрения дела, а также последствия выявления признаков административного правонарушения при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 39.1. Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

Статья 40. Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 41. Акты, принимаемые комиссией

Статья 41.1. Сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 42. Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 42.1. Иные лица, участвующие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 42.2. Отводы членов комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 43. Права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 44. Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 45. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 45.1. Доказательства и доказывание по делу о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 45.2. Порядок доступа лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, к материалам дела, содержащим коммерческую тайну

Статья 46. Перерыв в заседании комиссии

Статья 47. Отложение и приостановление рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 47.1. Объединение или выделение дел о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 48. Прекращение рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 48.1. Заключение об обстоятельствах дела

Статья 49. Принятие комиссией решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 50. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства

Статья 51. Исполнение предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Последствия неисполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции

Статья 51.1. Разъяснение решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Исправление описки, опечатки и арифметической ошибки

Статья 51.2. Пересмотр решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам

Статья 52. Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа

Глава 10. Заключительные положения и вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 53. Заключительные положения

Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Судебная практика и законодательство — 135-ФЗ О защите конкуренции

<Письмо> Минздрава России от 25.09.2019 N 28-2/И/2-8923 <О направлении Методических рекомендаций к порядкам взаимодействия органов власти, государственных учреждений, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями при содействии в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь>

5.4. В соответствии с планами и поручениями Федеральной антимонопольной службы, а также в рамках рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации проводит анализы конкурентной среды, направленные на выявление административных барьеров и иных препятствий для входа новых участников на стратегически важные и приоритетные товарные рынки Приморского края в целях выявления и пресечения нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

<Письмо> ФАС России от 24.05.2017 N ИА/34601/17 «О разъяснении вопросов установления государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности (службы) медицинских изделий»

В целях предупреждения ограничения конкуренции ФАС России считает, что остаточный срок годности медицинских изделий, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого медицинские изделия сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению. Вместе с тем требование заказчиков к остаточному сроку годности, значительно превышающему планируемый период потребления (например, при планировании закупки на календарный год заказчиком требуется к поставке лекарственный препарат с остаточным сроком годности 18 месяцев), может иметь признаки нарушения Закона о контрактной системе и антимонопольного законодательства. В любом случае при наличии жалобы, в том числе поданной в соответствии с Законом о защите конкуренции, на проведение закупки объективность и обоснованность установления остаточного срока годности определяется антимонопольным органом в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе с учетом обстоятельств и условий определенной закупки.

<Письмо> ФАС России от 13.07.2015 N АЦ/34893/15 «О направлении разъяснения по вопросу соответствия требованиям статей 15, 16 Федерального закона «О защите конкуренции» решений органов власти о создании бюджетных учреждений и предоставлении им субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

В таком случае, действия органа государственной власти (органа местного самоуправления), выразившиеся в предоставлении субсидии бюджетному учреждению на оказание (выполнение) услуг (работ), относящихся к государственным (муниципальным) нуждам, без осуществления конкурсных процедур, могут быть квалифицированы как нарушение Закона о защите конкуренции.

<Письмо> ФАС России от 11.04.2017 N АД/24002/17 «О направлении разъяснений о предоставлении государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»

В целях настоящих разъяснений обращаем внимание на то, что понятия «оказание поддержки» и «предоставление преференций» по смыслу Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) не тождественны. Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции преференции — это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

<Письмо> ФАС России от 07.12.2015 N ИА/69780/15 «О направлении разъяснений в связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Соответствующие изменения положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) были подготовлены в рамках правительственного плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию градостроительной деятельности в целях избавления отрасли от административных барьеров.

Приказ ФНС России от 03.04.2017 N ММВ-7-22/280@ «О внесении изменений и дополнений в приказ ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-1/735@»

— Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

— п. 7 Положения «О Федеральной налоговой службе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506;

Разъяснение N 7 Президиума ФАС России «Порядок применения закона о защите конкуренции с учетом правил технологического присоединения, правил недискриминационного доступа, правил подключения и законодательства о теплоснабжении» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 N 15)

Настоящие разъяснения определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Письмо ФАС России от 19.01.2017 N ИА/2401/17 «О применении антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ и обязанности органа местного самоуправления проводить торги по выбору управляющей организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 163 ЖК РФ»

Таким образом, в случае, если выбор органом местного управления (или иным публично-правовым образованием, в собственности которого находится более чем пятьдесят процентов в праве общей собственности на общее имущество в МКД) управляющей организации был произведен без проведения торгов, то данное действие, по сути, является предоставлением государственной или муниципальной преференции отдельному хозяйствующему субъекту, в отсутствие на то законного основания, что не соответствует требованиям Закона о защите конкуренции (см. Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2016 N 305-КГ16-7957 по делу N А40-108228/2015).

Приказ ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-1/735@ (ред. от 15.08.2017) «Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы»

— Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

— п. 7 Положения «О Федеральной налоговой службе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506;

СТУДЕНЧЕСКАЯ ТРИБУНА

УДК 346.546

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ

Верзун Юлия Сергеевна,

магистрант Марийского государственного

университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: yverzun@gmail. com

Поддержка конкуренции является одним из основополагающих принципов конституционного строя. Такая поддержка осуществляется посредством защиты и развития конкуренции. В статье рассматриваются особенности и проблемы развития конкуренции и ее административно-правовой защиты, предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: конкуренция, административно-правовая защита конкуренции, развитие конкуренции, антимонопольное законодательство, ответственность.

Основы антимонопольного регулирования в Российской Федерации заложены в Конституции, статья 8 которой гласит: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» .

Данной нормой поддержка конкуренции определена как один из основополагающих принципов конституционного строя.

В регулировании конкурентных отношений можно выделить два направления:

1) защита конкуренции, которая преимущественно осуществляется посредством деятельности антимонопольных органов;

2) развитие конкуренции, представляющее собой совокупность мер по поощрению и стимулированию проконкурентного поведения в экономике.

Защита конкуренции осуществляется в том числе через действие Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» , согласно которому контроль за обеспечением конкурентной среды осуществляют Федеральная антимонопольная служба России и ее территориальные управления.

При этом правовая база, регламентирующая полномочия антимонопольных органов, не ограничена данным Законом. ФАС России и ее территориальные органы также осуществляют контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях, о закупках для государственных и муниципальных нужд, за гособоронзаказом, соблюдением рекламного законодательства и т. д.

Осуществляя полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства, антимонопольные органы имеют соответствующие права как в отношении хо-

зяйствующих субъектов, так и в отношении органов власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ.

Защита конкуренции, отнесенная к компетенции антимонопольного органа, выражается в осуществлении правовых мер, направленных на пресечение нарушений антимонопольного законодательства и восстановление в результате указанных нарушений прав и законных интересов хозяйствующих субъектов и граждан.

Основными проблемами, возникающими при реализации мер по защите конкуренции, на сегодняшний день остаются следующие.

1. Существование экономических и административных барьеров для свободного перемещения товаров, работ, услуг и капиталов на рынках Российской Федерации.

Указанные барьеры возникают как вследствие несовершенства законодательства, так и по причине умышленных незаконных действий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.

2. Несовершенство механизмов правового регулирования экономической сферы.

Отсутствие правового регулирования общественных отношений, а равно создание возможности злоупотребления предоставленным правом путем использования нечетких правовых конструкций ведут к ограничению конкуренции. Так, на сегодняшний день существенным пробелом является отсутствие норм, регламентирующих правила недискриминационного доступа к услугам многих субъектов естественных монополий (порты, почтовая связь, электросвязь, транспортные терминалы).

3. Низкий уровень реализации гражданско-правовых и уголовно-правовых инструментов защиты конкуренции.

Верзун Ю. С.

К полномочиям антимонопольного органа, определенным статьей 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» , законодатель относит право обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями:

а) о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации;

б) о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;

в) об обязательном заключении договора;

г) об изменении или о расторжении договора;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д) о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;

е) о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;

ж) о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение;

з) о признании торгов недействительными;

и) о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа.

Данный перечень является открытым, однако при обращении в суд с заявлениями действия антимонопольного органа всегда направлены на восстановления публичного интереса.

Что касается частных исков, например, по восстановлению нарушенных прав в части взыскания убытков, данное право не относится к компетенции антимонопольных органов. ФАС России не уполномочена разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов ни самостоятельно, ни путем обращения в суд.

Право на обращение с частным иском законодательно регламентировано в части 3 статьи 37 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»: «…Лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упу-

щенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу».

Данная норма была введена третьим антимонопольным пакетом и действует с 7 января 2012 года. Однако институт частноправовой защиты на сегодняшний день практически не функционирует. Из скудной судебной практики видно, что лишь незначительное количество лиц, чьи права были нарушены, обращаются в суд за их восстановлением. В связи с этим развитие системы частного принуждения требует дальнейшего совершенствования.

Уголовная ответственность за совершение ограничивающих конкуренцию действий путем заключения антиконкурентных соглашений (картелей) предусмотрена ст. 178 Уголовного кодекса РФ . Уголовно-правовые санкции в сфере антимонопольного регулирования также фактически не применяются. Так, по результатам анализа, проведенного А. Ю. Ки-невым, О. П. Франскевич , за 2014 год на основании 173 решений ФАС России о картелях (нарушение ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции) МВД России возбуждено лишь 6 уголовных дел по ст. 178 УК РФ, и только одно из них направлено в суд. В то же время антимонопольным органом за этот период рассмотрено 1438 дел о нарушении ст. 14.32 КоАП РФ.

Таким образом, работа по привлечению участников картелей к уголовной ответственности по ст. 178 УК РФ фактически не ведется. Единственным действующим на сегодняшний день механизмом защиты конкуренции остается административная ответственность. Количество постановлений о наложении штрафа за нарушение антимонопольного законодательства за период 2007-2014 гг. выросло с 994 до 7581. При этом суммы наложенных штрафов измеряются миллиардами рублей. За однократное нарушение ст. 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением) ОАО «Газпромнефть» заплатила более 4,7 млрд. рублей в федеральный бюджет (8-й по величине штраф в мире), в целом группа нефтяных компаний заплатила 20,7 млрд. рублей штрафов в федеральный бюджет (8-й по величине штраф для группы компаний в мире).

Каждая из вышеперечисленных проблем реализации антимонопольного законодательства в той или иной степени связана с несовершенством существующих норм права, регулирующих данную сферу.

В целях устранения препятствий, возникающих при реализации мер по защите конкуренции, и дальнейшего совершенствования законодательства о конкуренции был подготовлен четвертый антимонопольный пакет, который предусматривает внесение изменений в действующее антимонопольное законодательство, законодательство об административной ответственности и ряд других нормативных актов. Адаптация норм права к непрерывно видоизменяю-

Ф1

Студенческая трибуна

щимся и приобретающим новые формы общественным отношениям — важный процесс правового регулирования.

Одной из главных задач законопроекта является расширение институтов предостережения и предупреждения, в том числе недобросовестной конкуренции и нарушений со стороны органов власти.

В отличие от защиты конкуренции, обеспечение которой возложено главным образом на антимонопольные органы, меры по развитию конкуренции должны осуществляться всеми органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, а также местным самоуправлением.

В целях совершенствования института развития конкуренции ФАС России разработана и принята Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования Российской Федерации в период 2013 — 2024 гг.

Еще одним инструментом развития конкуренции служит реализация мероприятий, прописанных в Дорожной карте «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2579-р) . Во исполнение плана мероприятий Дорожной карты разработан Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации . При этом оценка эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 4 ноября 2014 г. № 705 зависит от уровня реализации Стандарта развития конкуренции в регионе.

Итак, конкурентная политика представляет собой один из важнейших векторов экономического развития Российской Федерации. В непростой ситуации, которую сегодня переживает наша экономика, конкуренция — это мощнейший, по сути, незадействован-ный резерв для ее стабилизации и развития. В этой связи крайне актуальной становится задача по защите и развитию конкуренции во всех сегментах экономики страны.

Механизмы защиты и развития конкурентных отношений требуют дальнейшего совершенствования. Для повышения эффективности защитных мер необходимо включение механизмов гражданско-правовой и уголовно-правовой защиты, совершенствование административно-правовых средств противодействия нарушениям антимонопольного законодательства, снижение существующих административных барьеров. Для дальнейшего развития конкурентной политики актуальными направлениями являются модернизация правового регулирования, имеющая целью внедрение в систему государственного регулирования правил, стимулирующих добросовестную конкуренцию.

Эти меры должны активно и последовательно осуществляться на всех уровнях государственного регулирования — федеральном, региональном, местном — при координирующей роли Правительства Российской Федерации.

Начало функционирования с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза обозначит новые задачи по регулированию конкурентной среды. Например, актуальной становится задача по разработке механизмов взаимодействия Евразийской экономической комиссии как наднационального органа и антимонопольных органов каждого из государств — участников Союза.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. О внесении изменения в перечень направлений для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 1276: указ Президента РФ от 4 нояб. 2014 г. № 705 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 45. Ст. 6209.

6. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и отмене распоряжений Правительства РФ от 19.05.2009 № 691-р и от 17.12.2010 № 2295-р: распоряжение Правительства РФ от 28 дек. 2012 г. № 2579-р (ред. от 23.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 2. Ст. 110.

8. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-

Кемшилов А. Н.

т

УДК

Конституция Российской Федерации провозгласила широчайший перечень основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, нуждающихся в полноценном обеспечении и защите. Одно из центральных мест в основах правового положения личности в России принадлежит естественному и неотъемлемому праву каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). Согласно Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (принят в г. Нью-Йорке 22 июля 1946 г.), здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровье — высшее неотчуждаемое первостепенное благо человека, без которого в той или иной мере утрачивают значение многие другие блага. Кроме того, здоровье населения является одной из составляющих национальной безопасности государства. Именно в силу значимости этого блага государство и право охраняют его от неправомерных посягательств.

Среди всех прав человека право на жизнь является первоочередным. Несмотря на это особое положение,

9. Кинев А. Ю., Франскевич О. П. Защита и развитие конкуренции в Российской Федерации // Юрист. 2015. № 17. С. 7-11.

J. S. Verzun

на практике существуют проблемы, связанные с реализацией этого права. Современная наука сформулировала ряд законодательных проблем, связанных с пределами вмешательства государственной власти в человеческую жизнь. На настоящий момент законодательно не определено содержание понятий «жизнь» и «право на жизнь», существуют проблемы с государственными гарантиями обеспечения права человека на жизнь, не разрешен вопрос о применении смертной казни. Кроме того, остается открытым вопрос о праве на свободное распоряжение своей жизнью. При этом некоторые их этих проблем получили правовое закрепление в международных и национальных нормативных правовых актах .

Условия развития современной России заставляют иначе, чем ранее, посмотреть на содержание, приоритеты и конкретную реализацию конституционного права на здравоохранение. В настоящее время происходит значительное увеличение части населения, нуждающейся в правовой и социальной поддержке со стороны государства, что требует сохранения, а вме-

PROBLEMS OF PROTECTION OF COMPETITION IN RUSSIA

Key words: competition, regulatory and legal protection, development of competition, Antimonopoly law, responsibility.

VERZUN Yuliya Sergeevna — Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mail: yverzun@gmail.com

О СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Кемшилов Алексей Николеевич,

магистрант Марийского государственного

университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: shik510@rambler.ru

В статье анализируется понятие «право граждан на здравоохранение» как комплексное правовое явление, описывается система нормативно-правовых актов, действующих в сфере здравоохранения, делается вывод о необходимости реформирования и кодификации.

Ключевые слове: Конституция, конституционные права, охрана здоровья, здравоохранение, законодательство.

Добавить комментарий