Защита прав общественных объединений

Научная работа

По теме:

Тема: «Роль общественных организаций в развитии гражданского общества»

Введение

Демократические преобразования, становление и развитие гражданского общества в Российской Федерации предполагают расширение и укрепление общественных структур, важнейшими из которых являются общественные объединения. Именно общественные объединения помогают обществу стать гражданским, а государству – правовым.

Но многие граждане РФ не могут дать точный ответ на вопрос, что такое общественная организация, объединение, движение, поэтому не каждый понимает социально-значимую роль общественных объединений в обществе. А, ведь, общественные организации – это структура гражданского общества, которое пытаемся построить мы с вами.

Что же такое гражданское общество? Принято считать, что три основных начала формируют гражданское общество: индивид, коллектив и власть или говоря иначе — личность, общество и государство.

Изучая взаимодействие политической и социальной сфер, политическая социология рассматривает гражданское общество как одну из центральных, основополагающих категорий. Нельзя не отметить, что в настоящее время существует множество определений данного понятия.

Гражданское общество — понятие, обозначающее специфическую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, социальных институтов и социальных ценностей, главными субъектами которой являются гражданин со своими правами и гражданские (не государственные) организации, ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты.

Гражданское общество — это совокупность тех межличностных, семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных отношений и структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без непосредственного вмешательства и помощи государства.

Таким образом, гражданское общество – это такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, признаются и защищаются его права и свободы, государство способствует динамичному развитию экономике и политической свободе, находится под контролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, идеалах демократии и справедливости.

В связи с этим особую актуальность приобретают коллективы общественных объединений, так как в документах, регламентирующих их деятельность можно увидеть основные признаки гражданского общества. Человек является высшей ценностью, потому что вся деятельность таких организаций, как правило, направлена на защиту нарушенных или ущемлённых прав, а также на социальное улучшение жизни граждан.

Именно общественные организации помогают стать государству правовым, а обществу – гражданским, потому что эти организации помогают решать ряд государственных задач. Например, подход к государственной молодежной политике состоит, прежде всего, в признании её частью общей социальной политики. Военно-патриотические клубы и объединения помогают в гражданском и политическом воспитании молодёжи. Развитие культурных и нравственных ценностей у молодого поколения необходимо для того, чтобы молодой человек состоялся как неповторимая уникальная личность. Для этого создана система районных, областных фестивалей, конкурсов, программ, направленных на развитие художественного творчества молодежи. Разнообразие детского, молодёжного и семейного отдыха способствует укреплению здоровья. (Например, кросс нации). Правовая защита, социальная адаптация молодежи, развитие системы социальных служб для молодежи и другие организации, направленные на защиту прав и свобод человека, на развитие его личности, на организацию досуга и просто на поддержку. Общественные организации помогают в создание эффективной социальной инфраструктуры. Обеспечить реализацию национальных проектов в сфере здравоохранения и образования, предоставить населению доступное и комфортное жилье, преодолеть бедность и значительно повысить благосостояние всех слоев населения – это задачи государства, области, которые очень активно помогают решить и общественные организации. Нужны эффективная демографическая политика, направленная на увеличение рождаемости, снижение смертности, поддержка материнства и детства, формирование здорового образа жизни, укрепление социального института семьи.

В связи с тем, что общественные организации помогают решить ряд задач, поставленных перед обществом, в том числе и перед государством, их деятельность приобретают особую актуальность в настоящее время. Организаций становится больше, они стремятся сделать жизнь лучше, помочь тем, кто в этом нуждается и самое главное – у них многое получается.

Объектом исследования являются общественные организации. Предметом – роль общественных организаций в развитии гражданского общества.

Цель работы: изучение, анализ и обобщение вопросов, связанных с развитием гражданского общества с участием общественных объединений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Теоретический анализ литературы по проблеме;

Проведение социального опроса студентов;

Проведение социального опроса представителей общественных организаций;

Анализ и интерпретация результатов.

При написании данной работы мы опирались на нормативно-правовую базу, материалы периодической печати, информацию, предоставленную общественными организациями.

Для написания работы использовался комплекс методов: анализ литературы, индивидуальные беседы, социальный опрос, сравнительный и системный анализ, метод экспертных оценок.

Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном изучении и анализе материала по данной теме.

Практическая значимость заключается в том, чтобы повысить роль общественных организаций в развитии гражданского общества, исключить возможные ошибки при создании и функционировании общественных организаций, а также донести до граждан информацию о деятельности НКО.

Общественные объединения: понятие, гражданско-правовой статус, виды

Впервые, в законодательстве современной России понятие «общественное объединение» как добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов, появилось в Законе СССР «Об общественных объединениях» от 9 октября 1990 г.

В число общественных объединений включались: политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские организации, научные, технические, научно-просветительские и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации другие объединения граждан.

Согласно ст. 117 ГК РФ «общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

Формулировку данной нормы нельзя считать совершенной, потому что общественное объединение — понятие собирательное. Оно охватывает несколько организационно-правовых форм.

В связи с этим Федеральный закон «Об общественных объединениях» не только дает общее определение общественного объединения, но и раскрывает организационно-правовые формы, охватываемые этим понятием.

В соответствии со ст. 5 названного Закона «под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общностей интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

Виды общественных объединений согласно ФЗ.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

общественная организация,

общественное движение,

общественный фонд,

общественное учреждение,

орган общественной самодеятельности,

политическая партия, (ст. 7 указанного Закона).

Каждая из названных организационно-правовых форм имеет свои особенности.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение — это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно-полезные цели.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих установленным целям указанного объединения.

Орган общественной самодеятельности — немеющее членства общественное объединение, цель которого состоит в совместном решении различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

В последние годы деятельность некоммерческих организаций (НКО) приобретает все большее значение в защите прав человека. Их главной задачей является удовлетворение отдельных нематериальных потребностей членов общества, создание и реализация нематериальных и материальных благ, имеющих общественную значимость, защита законных интересов личности и отдельных социальных групп.

Инициативные программы некоммерческих организаций направлены на правовую защиту, бесплатное юридическое консультирование, правовое просвещение населения. По сути, речь идет о правовой благотворительности социально-активных людей, чьим жизненным кредо является бескорыстная деятельность во имя гуманности общественных отношений, приоритета интересов личности.

Общественные объединения: их роль в защите прав человека и конституционно-правовая ответственность

Общественные объединения — это форма организованного участия масс в общественной и политической жизни общества, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения . Основное содержание их деятельности — реализация данных интересов. Специфические этнические, культурные, религиозные и многие другие интересы граждан реализуются вне сферы деятельности государства, благодаря наличию общественных объединений, которые обеспечивают автономию социально-экономической жизни граждан, их суверенитет.

В Российской Федерации конституционно-правовые ограничения организации и деятельности общественных и религиозных объединений в целях обеспечения безопасности

государства в первую очередь регламентируются Конституцией Российской Федерации.

Государство правомерно стремится обезопасить себя и общество от организованного экстремизма, сепаратизма, терроризма, способных дестабилизировать обстановку, подорвать конституционную законность и создать опасность государственного переворота.

После Конституции РФ главным специальным документом, составляющим нормативную основу создания и деятельности общественных объединений, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

К современным формам общественных объединений относятся общественные организации и общественные движения, (также существуют общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.)

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественные организации формируют общественное сознание, ориентированное на демократические ценности, особенно в сфере управления социальными и политическими процессами. Их сущность состоит в том, что они выполняют основную функцию гражданского общества, а именно роль «посредника» между государством и отдельной личностью, защищают личность от государства, являются гарантом стабильности и устойчивости правового государства. Значительное место в этом отношении занимают традиционные общественные организации: профессиональные, научные, творческие союзы, предпринимательские, женские, молодежные и другие организации.

По своей общественно-политической значимости и масштабам деятельности общественные организации весьма различны — от международных (Международная организация журналистов, Международный союз студентов и т. д.) до организаций непосредственного, прямого влияния на политические решения. Значительное общественно-политическое влияние имеют союзы предпринимателей, которые принимают решения о финансировании социальных программ, инвестициях социальной направленности, предоставлении налоговых льгот и т. п.

Молодёжная общероссийская общественная организация «Российские Студенческие Отряды» имеет своей целью организовать временную занятость обучающихся, получающих среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики . Они обеспечивают социальную поддержку и содействуют временному и постоянному трудоустройству обучающихся и выпускников образовательных организаций, осуществляют деятельность по профилактике наркомании, алкогольной и игровой зависимости среди молодежи. Данная организация ведет активную поддержку молодежных профессиональных творческих коллективов, проводит конкурсы и фестивали, содействует участию в концертах и фестивалях на территории Российской Федерации и за рубежом, раскрывая потенциал активных молодых людей. Упомянутые мероприятия организовывают досуг, направляет силы молодежи на развитие спорта, туризма и конечно же на пропаганду здорового образа жизни.

Отряды работают по разным направлениям: строительные, педагогические, сельскохозяйственные, сервисные, оперативные, отряды проводников и другие. Помимо работы, в свободное от учебы время, участники студенческих отрядов реализуют добровольческие проекты. Так, за 2014 год оказана помощь 2910 ветеранам и пожилым людям, 271 людям с ограниченными возможностями; ведется шефская работа над 175 детскими домами, 389 школой; восстановлено и отремонтировано 280 памятников; отремонтировано 422 квартиры ветеранов, проведено 536 экологических акций, оказано более 400 юридических консультаций, посажено более 4000 деревьев .

Все это, безусловно, важно и нужно для развития и поддержания дружественной атмосферы в обществе. Участники оказывают огромную помощь тем, кто не имеет возможности в силу недостатка материальных или физических ресурсов наладить свой быт. Не это ли защита прав человека, когда молодой и энергичный человек может привнести толику своего участия в поддержку прав малоимущих граждан или людей, находящихся в трудной жизненной ситуации? По- моему мнению, данная организация занимается осуществлением очень важных проектов, вовлекая в них молодых специалистов. (Студенты и выпускники участвуют в таких масштабных проектах, как возведение объектов Саммита АТЭС-2012, XXVII Всемирной летней Универсиады-2013 в Казани, XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи, космодромов «Восточный» и «Плесецк», объектов атомной энергетики России. В реализации этих проектов приняло участие более 15 тыс. студентов со всей России. Также студенческие педагогические отряды, работая в загородных лагерях и детских центрах вожатыми, обеспечивают отдых более 1,6 млн детей и подростков по все России) .

Общественным движением является не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения .

Правовое положение общественных движений в Российской Федерации закреплено Федеральным законом «Об общественных объединениях». В целом правовой статус общественного движения идентичен статусу общественной организации, за исключением отсутствия членства: вхождение лиц в участники общественного движения может не оформляться индивидуальными заявлениями или иными документами. Общественно-полезными целями, которые преследуют общественные движения, могут быть: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные цели, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Движение «Россия молодая» — российская молодёжная организация, созданная в 2005 году. В основе всех акций лежит идея процветания России.

В последнее время движение сосредоточилось на других направлениях: на борьбе с продажей подросткам алкоголя и наркоманией. Также «Россия молодая» взяла на себя инициативу по донорству, помощи детским домам, помощи студентам. Помимо этого — курирует инновационный центр «И5».Активистами этого движения была проведена акция с требованием к Министерству Здравоохранения и социального развития РФ печатать на 70% площади пачки сигарет реальные фото последствий воздействия табака на организм.

В молодежном движении «Россия Молодая» направление «Донорство» работает уже более двух лет. Его главные задачи — рассказать о том, кто такие доноры и почему их деятельность жизненно важна для всех, ведь любой из нас может оказаться в ситуации, когда чья-то кровь спасет ему жизнь. Благодаря направлению «Донорство» у каждого человека есть возможность сдать кровь: активисты регулярно организуют донорские акции. Проводя в каждый последний день месяца акции в одном и том же месте движение «Россия молодая» создает определенные традиции. Появляется множество людей, для которых стало уже привычным приходить в это место и в это время для того, чтобы сдать кровь. Донорскую акцию поддержал «Российский Красный Крест». По словам очевидцев, на акцию по сбору крови (где и когда?) пришло более 200 человек. Таким образом, число доноров увеличивается и это очень важный показатель целесообразности таких акций.

Таким образом, молодежь с активной жизненной позицией включена в институты гражданского общества, которое, в свою очередь, является основой любого сильного государства, строить которое нужно снизу — от общественных организаций и органов местного самоуправления. Именно тогда будет надежная защита прав человека, незащищенные слои населения будут включены в общественные отношения и смогут комфортно чувствовать себя в современном стремительно развивающемся обществе.

Некоммерческие организации: их участие в защите прав

человека

В последние годы в России некоммерческие организации играют все более заметную роль в защите прав граждан в политической, экономической, социальной сферах. С одной стороны, их рост обусловлен развитием гражданского общества в России, а с другой — вызван массовыми нарушениями прав человека. Некоторые организации специализируются на защите прав различных социальных групп населения (бездомные, заключенные, инвалиды, беженцы, дети, верующие, военнослужащие и др.), другие работают по отдельным видам нарушений (право на жизнь, свобода слова, избирательные права, право на образование, право на обращение в международные органы, свободное передвижение, экологические права и др.).

Некоммерческие организации в РФ занимаются защитой прав человека через механизмы общественной экспертизы и контроля, способствуют прозрачности и эффективности работы государственных служб и судебной системы. Данные российские организации — это показатель реализации механизмов обратной связи между гражданами и правительством. Это, в свою очередь, способствует возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности, формированию активной жизненной позиции, самоорганизации и самоуправления. Некоммерческий сектор рассматривается как организационная основа гражданского общества.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Инициатором создания некоммерческой организации может выступать государство, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами в зависимости от организационно-правовой формы. Общественная организация (как правило, негосударственная и неправительственная) — тип некоммерческой организации, созданная на основе добровольного объединения граждан для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В связи с тем, что многие наши сограждане и лица, относящиеся по закону к соотечественникам, находятся за границей Российской Федерации и порой нуждаются в помощи, был создан Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, который согласно уставу является не имеющей членства некоммерческой организацией. Основная цель Фонда — оказание российским соотечественникам, проживающим за территорией РФ, правовой и иной помощи в случае нарушения их прав, свобод и законных интересов (в том числе органами власти государства пребывания) в соответствии с нормами международного права в области защиты прав человека.

Фонд может оказывать поддержку организациям соотечественников по двум основным направлениям. Первое — это методическая и консультационная помощь, второе — финансовая помощь в виде предоставления грантов и субсидий, которые могут предоставляться физическим и юридическим лицам (за исключением коммерческих организаций) на реализацию мероприятий,

направленных на оказание проживающим за рубежом

соотечественникам методической, информационной, организационной, юридической помощи и материальной поддержки при защите их прав, свобод и законных интересов в государствах проживания. Ведется активная подготовка предложений о возможной реакции РФ в отношении случаев нарушения прав соотечественников.

Проблемы, связанные с деятельностью некоммерческих организаций и общественных объединений в России В России общественные движения набирают обороты в своей деятельности. В стране существуют и работают тысячи общественных объединений и союзов. Возникают все новые профессиональные, молодежные, экологические, культурные и иные объединения; однако их количественный рост опережает рост качественный. Далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей.

Стоит заметить, что российские некоммерческие организации не готовы в полной мере взять на себя роль, успешно выполняемую коллегами за рубежом. Существует множество проблем в отношении третьего сектора. Прежде всего, необходимо разрешить вопрос недоверия большинства населения к общественным организациям, отмечаемое? в большинстве статистических исследований. Причинами таких результатов являются: низкий уровень информированности о деятельности некоммерческих организаций, отсутствие форм работы с населением и, соответственно, отсутствие общественной поддержки, в ряде случаев недостаток профессиональнго подхода самих некоммерческих организаций к исполнению своих обязанностей, дефицит финансовой прозрачности, когда невозможно отследить на какие цели используются привлеченные средства граждан.

Чтобы действительно переломить ситуацию, необходима активная образовательная, пропагандистская кампания всероссийского масштаба с целью повышения грамотности населения в вопросах развития гражданского общества и дальнейшего привлечения россиян к участию в гражданских инициативах и самоуправлении на низовом уровне. Кроме того, развитие некоммерческих организаций в России сдерживается экономическими причинами и отсутствием соответствующей нормативной базы. В России, по сути, нет внутренних источников финансирования некоммерческих организаций. Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.95 № 135-ФЗС — «мертвый» закон. Коммерческие структуры России не имеют никакой мотивации для финансовой поддержки третьего сектора. Услуги, предоставляемые правозащитными организациями, несомненно, востребованы обществом. Однако социально незащищенные и ущемляемые в своих правах группы населения, на которые в первую очередь направлена деятельность некоммерческих организаций, не в состоянии оплатить эти услуги.

Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. №864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» остается не реализованным на практике. Никаких мер, тем более государственной поддержки некоммерческих организаций (предоставление в аренду правозащитным организациям помещений (зданий) на льготных условиях, оказание правозащитным организациям помощи в их деятельности) со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации не последовало.

Точную статистику правозащитных организаций России привести достаточно сложно — не все из них имеют «юридическое лицо», а значит, не попадают в данные регистрирующих органов; какие-то организации распадаются и прекращают свою деятельность, другие создаются вновь.

Демократические преобразования, становление и развитие гражданского общества в Российской Федерации предполагают расширение и укрепление учреждений, наиболее важными из которых являются добровольные объединения граждан, которые добиваются защиты и реализации своих прав. Различные общественные организации служат ключевой характеристикой современного общества, являются формой участия граждан в общественной жизни. Они призваны обеспечивать жизнеспособность демократической политической системы, где будет услышан каждый. Проблема защиты прав граждан посредством деятельности государственных и негосударственных институтов является злободневной, имеет множество проблем реализации своей деятельности на практике, о чем и было сказано в настоящей статье. На сегодняшний день в России данная система является пока несовершенной. Однако эффективность развития общественных объединений зависит от экономических, политических, социальных факторов и от личного участия каждого члена общества.

Большое значение в настоящее время приобретает общественная форма защиты конституционных прав человека и гражданина. Общественная форма защиты представляет собой защиту прав человека и гражданина общественными объединениями и организациями (адвокатура, профессиональные союзы, Красный крест и др.). Например ст. 1и ст.2 Закона «Об адвокатуре» закрепляют положение о том, что адвокатура в Республике Беларусь представляет собой независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией Республики Беларусь осуществлять профессиональную правозащитную деятельность, а главная задача адвокатуры – оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов.

Адвокатура участвует в разъяснении законодательства и правовом воспитании граждан.

Своей деятельностью адвокатура служит принципам законности, справедливости и гуманизма.

В соответствии со ст. 1 Закона «О профессиональных союзах» – профессиональный союз является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь.

В мировой практике достаточно эффективным защитником прав личности показал себя институтом Омбудстена, который является своеобразным институционным образованием, по способу формирования относящийся к государственным органам, а по методам работы к общественным объединениям. Омбудсмен является своеобразным связывающим звеном между государством и обществом в области защиты конституционных прав человека и гражданина.

Законодательную базу, провозглашающую широкие гражданские права и их защиту, можно создать сравнительно быстро, обращаясь к накопленному богатейшему отечественному и зарубежному правовому опыту, но все элементы механизма защиты гражданских прав могут быть сформированы лишь за довольно продолжительный срок кропотливой работы: научной, законотворческой, просветительской, правоприменительной, организационной.

ЛИТЕРАТУРА

6. О политических партиях: Закон Респ. Беларусь от 05.10.1994 г. № 3260−XII (ред. от 04.01.2010 г. № 109−З) // Там же. – 2001. – № 2/444.

7. Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь от 04.10.1994 г. № 3254−XII (ред. от 04.01.2010 г. № 109−З) // Там же. – 2001. – № 2/443.

11. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 08.05.2007 г. № 220−З (ред. от 18.03.2010 г.) // Там же. – 2007. – № 2/1317.

14. Об адвокатуре: Закон Респ. Беларусь от151.06.1993 г. № 2406 – XII (ред. от 31.12.2009 г. № 114−З). – Там же. – 2001.– № 2/392.

15. О профессиональных союзах: Закон Респ. Беларусь от 22.04.1992 г. № 1605 – XII (ред. от 10.05.2007 г. № 226−З). – Там же. – 2001.– № 2/335.

17. Бережная Т.В. Право на информацию как гарантия реализации прав человека // Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 22 – С. 14 – 16.

18. Варламова Н.В. Права человека как предмет юридической интерпретации // Государство и право. – 2009. – № 2. – С. 24 – 29.

19. Василевич Г.А. Проблемы непосредственного действия конституционных норм о правах и свободах граждан в Республике Беларусь // Сборник материалов научно-практ. конф. «Обеспечение непосредственного действия конституционных норм о правах и свободах граждан: опыт, проблемы, перспективы». Минск, 1998. С. 4–9.

20. Василевич Г. А. Роль Конституционного Суда Республики Беларусь в защите социально-экономических и социально-культурных прав и свобод граждан // Сборник материалов Междунар. научно-практ. конф. Роль органов конституционного контроля в защите социально-экономических и социально-культурных прав и свобод граждан». Минск, 1998. С. 10–15.

21. Головко А. А. Социально-правовая защищенность граждан – путь к демократии и правовому государству // Проблемы законности. Харьков, 1993. С. 67–83. Выпуск 28.

22. Государственно-правовые проблемы обеспечения и защиты прав граждан // Сборник научных трудов. Тверь, 1993. С. 190.

23. Данилюк С.Е. Право на жизнь и конституционно-правовые аспекты применения смертной казни // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. − 2010. − № 4. − С. 159−168.

24. Жарков Б.Н. Права человека в современном мире: проблемы решения. М.: Знание, 1988.

27. Клочков В.Г. Роль прокурорского надзора в охране и защите прав и свобод человека // Государство и право. – 2009. – № 2. – С. 55 – 64.

28. Круглый стол «Конституционные гарантии прав и свобод граждан» // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. − № 4. − 2004. − С. 135−154.

30. Лебедев В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России. – М., изд. Москва , 2005.

31. Лыскова Е.И. Право граждан на обращение в органы публичной власти // Государство и право. – 2009. – № 9. – С. 105 – 110.

32. Нелюбина Е.В. Нонятие и место социальных прав в системе прав человека и гражданина // Государство и право. – 2009. – № 8. – С. 101 – 106.

33. Орлова О.В. Социально-правовой механизм реализации и защиты прав и свобод личности в гражданском обществе // Государство и право. – 2008. – № 7. – С. 71 – 75.

34. Права человека: Сб. междунар. – правовых док. / Сост. Щербов В.В. – Мн.: Белфранс, 1999.

35. Правовое государство. Уполномоченный по правам человека (Материалы международных семинаров). – Мн., 2000.

37. Павловска−Данева А. Омбудсменен как особый вид контроля над органами управления // Вестник Московского ун-та. Серия 11. Право. – № 3. – 2001. – С. 105 – 110.

38. Рябцев Л.М. Реализация прав человека в деятельности милиции Республики Беларусь. Минск, 1999.

39. Рябцев Л.М. права человека и механизм их административно-правового обеспечения милицией в сфере общественного порядка и общественной безовасности // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. − 2008. − № 3.− С. 66−73.

41. Шабайлов Д.В. принципы правоустановления и реализации социально-экономических прав // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. − 2008. − № 1. − С. 114−125.

43. Шапиро И.В. Конституционные права граждан на свободу передвижения, выбор места жительства, выезд за границу и возвращение Беларуси // Конституционное и муниципальное право. − 2009. − № 13.− С. 8−11.

46. Филипчик Р.И. Историко-правовые аспекты возникновения и развития права на судебную защиту в процессе эволюции судебной власти в Беларуси // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. − 2004. − № 2. − С. 22−30.

47. Филипчик Р.И. Конституционные принципы и гарантии реализации права на судебную защиту в Республике Беларусь // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. − 2004. − № 3. − С. 66−73.

Добавить комментарий