Завещание в римском праве

53. Наследование по завещанию

По римскому праву завещание — это распоряжение лица своим имуществом на случай смерти, содержавшее назначение наследника, без указания которого завещание признавалось не имеющим юридической силы. Также в завещании могли заключаться и иные распоряжения на случай смерти: легаты, фидеикомиссы, отпущение рабов на волю, назначение опекунов, распоряжения о погребении и т. д.

Завещание являлось односторонней сделкой, выражавшей волю наследодателя, который мог в любой момент и без каких-либо ограничений изменить или отменить составленное им ранее завещание.

Условия действительности завещания:

1) наличие специальной правоспособности для составления завещания, так как завещателями могли быть только дееспособные совершеннолетние римские граждане, не находящиеся под чужой властью. Завещателями не могли быть недееспособные, расточители, осужденные за порочащие преступления и др.;

2) надлежащее назначение в завещании наследника, который должен был обладать специальной правоспособностью, т. е. способностью быть назначенным в качестве наследника. Наследниками не могли быть дети государственных преступников, рабы, перегрины и др.;

3) соблюдение установленной формы завещания.

Формы завещания:

1) testamentum comitis calatis, т. е. объявление и утверждение перед Народным собранием своей воли;

2) testamentum in procinctu, т. е. объявление воином своей воли либо перед вступлением в поход, либо перед сражением.

Виды завещаний:

1) устные (объявление и утверждение перед Народным собранием, объявление воином перед походом или сражением);

2) письменные (изложение завещателем своей воли на навощенных табличках, скрепленное подписями завещателя и не менее семи присутствующих лиц: завещателя, пяти свидетелей, доверенного лица, которое в последующем исполняло завещание).

Условия ничтожности завещания:

1) отсутствие у завещателя завещательной правоспособности;

2) несоблюдение формы завещания;

3) отсутствие действительного назначения наследника;

4) совершение завещания под заблуждением, принуждением или обманом.

В римском праве завещание признавалось недействительным в случаях:

1) отмены его завещателем, которая в древнейшем римском праве производилась путем составления нового завещания, а по преторскому праву — путем уничтожения tabulae testamenti (срывом с них печатей);

2) потери завещателем завещательной правоспособности;

3) утраты назначенными наследниками своей специальной правоспособности, т. е. способности быть назначенными в качестве наследников;

4) смерти наследников ранее смерти завещателя;

5) непринятия наследниками наследства, т. е. отказа от наследства;

6) нарушения прав на обязательную долю.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

Наследственное право является одним из наиболее древних правовых институтов.

Свобода завещания, позволяющая частному собственнику определить юридическую судьбу своего имущества после смерти, все больше ограничивается в пользу семьи наследодателя, за которой «резервируется» известная часть этого имущества.

Наследование по завещанию в римском праве

В праве того периода было принято различать частные и публичные завещания. Частные завещания составлялись в присутствии семи свидетелей, а публичные завещания совершались перед магистратом, судом или императором.

Если завещание освобождало из рабства, то разрешалось здесь же назначить его наследником по завещанию.

Наследование по закону в римском праве

Наследниками по закону признавались лица, состоявшие в родстве с наследодателем.

Агнаты — это лица, которые в прошлом были связаны с наследодателем отношениями подвластности. Если имелось несколько агнатов, то к наследованию призывался ближайший, то есть стоявший в кровном отношении к умершему ближе, чем прочие агнаты.

все восходящие родственники, а так же родные братья и сестры (с условием что близкие родственники устраняют от наследования родственников отдаленных;

Свои наследники, то есть проживавшие с наследодателем до момента его смерти и переход к ним имущества означало оставление этого имущества в той же семье. В связи с этим закон исключал возможность отказа от этого наследства.

Следствием приобретения наследства было так же погашение взаимных обязательств, существовавших между наследником и наследодателем, и прекращение сервитутов, которые имел наследодатель на имущество наследника или наоборот.

В первом случае в распоряжении наследника имелись те же самые иски, какие были в распоряжении наследодателя.

наследование завещание римское право

В заключение хочу повторить, что система римского права оказала громадное влияние на последующее развитие законодательства и правовых учений.

Достаточно одной ссылки на современный Российский Гражданский кодекс, чтобы понять, как мало изменились понятия, которым более 2000 лет.

Список используемой литературы

1. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т.1. /под редакцией К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. — М.: Юристъ, 2003. — 392 с.

3. Римское частное право: учебник/ Под ред. Проф.И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. — М.: Юристъ, 2000. — 544 с.

4. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права — М.: Юристъ, 2002. — 576 с.

5. Черниловский З.М. Римское частное право. — М.: Юристъ, 1998.

6. Римское право (конспект лекций). Кудряшов И.В. — М.: Приор — издат, 2004 — 96 с.

Размещено на Allbest.ru

Завещание: понятие и формы

Завещание (testamentum) — это формальное одностороннее распоряжение лица на случай своей смерти (mortis causa), основным содержанием которого является назначение наследника (heredis institutio), а дополнительным — прочие распоряжения (о завещательных отказах, освобождении рабов, опеке, похоронах и пр.). Для действительности завещания необходимо было наличие трех непременных условий: (i) установленная форма самого завещания; (и) наличие у наследодателя активной завещательной правоспособности; (Ш) наличие у назначенного наследника пассивной завещательной правоспособности. Римское завещание прошло долгий путь развития, на котором обнаруживаются пять его основных исторических форм. Для древнейших времен зафиксированы две архаические формы: завещание перед созванными комициями и завещание перед войском, изготовившимся к битве.

1. Завещание перед созванными комициями (testamentum calatis comitiis) — завещание, осуществлявшееся перед куриатными комициями (народными собраниями), проводившимися под руководством верховного понтифика (глава жреческой коллегии, отправлявшей культ Юпитера), и носившее публично-правовой характер: волеизъявление частного лица (наследодателя) получало санкцию со стороны народного собрания, превращаясь в постановление народа — jussus populi. В некоторых случаях воля завещателя могла быть отвергнута народом.

Историк Николай Дамасский рассказывает, что когда один римлянин, являвшийся страстным любителем гладиаторских боев, указал в своем завещании, чтобы на его похоронах устроили поединки между самыми красивыми из принадлежавших ему рабынь, а другой — то же самое о принадлежавших ему мальчиках, его любимцах, то «народ не вынес такого беззакония и завещание было признано недействительным» (Николай Дамасский у Афинея в «Пирующих мудрецах», 154 а).

она предполагала полную свободу завещательных распоряжений. В то время, как полководец перед началом битвы приносил богам жертву и узнавал их волю с помощью особых гаданий (ауспиций), рядовые воины сообщали товарищам по оружию свою последнюю волю на случай гибели. Оставшиеся в живых должны были сообщить родственникам погибшего об его распоряжениях, которые имели обязательную силу. Данный вид применялся еще во время войны с кельтиберами в Испании в 144—143 гг. до н.э.

«Квинт Македонский так сурово командовал войском, что во время осады испанского города Контребия приказал пяти когортам немедленно отвоевать укрепленную позицию, с которой они были выбиты. Все воины, готовясь к сражению, сделали завещания, считая, что отправляются на верную смерть. Но полководец со свойственной ему выдержкой не испугался предпринятого, и воины, отправленные на смерть, вернулись победителями» (Веллей Патеркул. Римская история, 2. 5).

Но уже в следующем столетии (I в. до н.э.) testamentum in procinctu вышел из употребления, о чем совершенно определенно говорит Цицерон (О природе богов. 2. 9).

В своих двух древнейших вариантах римское завещание носит скорее публичный, нежели частноправовой характер. Особенно ясно это в отношении первого варианта — завещатель, по сути дела, вносит рогацию (законопроект), которая принимается куриатным народным собранием. Обе ранние формы обладали явными недостатками, а именно: обе формы гласные и публичные; перед комициями объявить свою волю наследодатель мог лишь два раза в год, а перед войском — только в случае, если он участвовал в военных действиях; для больных людей и стариков эта форма была вообще недоступна. Наличие этих недостатков со временем делало неизбежным появление иной формы завещания, которая осуществлялась через обряд манципации и носила частноправовой характер.

3. Завещание посредством меди и весов (testamentum per aes et libram) осуществлялось так: завещатель при помощи манципации передавал все свое имущество (familia как единое целое) доверенному лицу, который обозначался термином familiae emptor (дословно «покупатель имущества»), Этот последний обязывался выполнить устные распоряжения, делавшиеся завещателем в ходе манципации (прежде всего — что и кому он желает дать после своей смерти) (Gaj., 2. 102). Торжественные устные распоряжения во время манципации назывались термином нункупация (nuncupatio). Они имели юридическую силу благодаря известному правилу законов XII таблиц: «Что сказано вслух, да будет правом» (lit! lingua nuncipassit itajus esto). Таким образом, завещание посредством манципации — не что иное, как фиктивная продажа всей наследственной массы с возложением на фиктивного «покупателя» определенных обязательств по распоряжению имуществом после смерти наследодателя.

Постепенно данная форма завещания была усовершенствована путем введения письменной формы распоряжения: во время манципации завещатель передавал familiae emptor’y навощенные таблички, так называемые церы, где была изложена его воля, и произносил предельно краткую нункупацию: «Все так, как написано на этих навощенных табличках, так даю, распоряжаюсь, завещаю, так и вы, квириты, будьте мне свидетелями» (Gaj., 2. 104). Предварительно документ подписывался завещателем, emptor’oM, пятью свидетелями и весодержате- лем (присутствие которых обязательно при манципации), завязывался шнурком и скреплялся печатями тех же лиц. Так устранялась гласность завещания.

Возникает вопрос: почему нельзя обойтись без посредника (familiae emptor), сразу передав таблички во время манципации старшему сыну, например? Дело в том, что сделка домовладыки с подвластным по цивильному праву не имела силы. Поэтому посредник был необходим, что являлось существенным недостатком, ибо этот «покупатель» после смерти наследодателя становится на место наследника, и от его добросовестности или недобросовестности, желания или нежелания, распорядительности или нераспорядительности зависело осуществление воли завещателя. И хотя исполнение им своих обязанностей было обеспечено особым иском, который имели лица, указанные в нункупа- ции или в табличках, все же это — посредник. Вот почему с течением времени роль «покупателя» была сведена к роли еще одного, седьмого, свидетеля (пять свидетелей + один весодержатель + «покупатель»). Дело в том, что манципация и нункупация обменялись ролями: основным юридическим моментом стала нункупация, а манципация воспринималась просто как формальность. При этом письменная форма все больше вытесняла устную.

  • 4. Классическая форма письменного завещания — преторское завещание (testamentum praetorium) или завещание по преторскому праву (testamentum jure praetorio). В результате того, что завещание путем манципации с использованием табличек получило широкое распространение и стало обычным явлением, преторы с какого-то времени начали защищать всякого, кто мог предоставить правильно составленное письменное завещание (tabulae testamend), т.е. в присутствии семи свидетелей и скрепленное их печатями (позднее добавилось требование их подписей), при этом даже не выясняя, была ли в реальности манципация, и произносилась ли при этом нункупация.
  • 5. Завещания посредством одной лишь нункупации (testamentum per nuncupationemj. Позднейшее императорское законодательство признавало даже не подкрепленное никаким документом простое устное завещание, требуя лишь одного условия: завещатель должен был вслух объявить свою волю и назначить наследников в присутствии семи свидетелей (Inst., 2. 10. 14).
  • 6. Позднейшие формы публичных завещаний появились, судя по всему, как заимствование греческой правовой культуры. Они были узаконены в 413 г. конституцией императоров Гонория и Феодосия II (С., 6. 23.19) и имели две формы: (i) завещание, занесенное в протокол (наместника провинции или муниципального магистрата) (testamentum apud acta condition); (ii) завещание, переданное на хранение в архив императора (testamentum principi oblatum).
  • Завещание перед сражением (testamentum in procinctu) — завещание в форме устного публичного заявления, которое мог сделать воинперед сослуживцами, когда войско изготовилось к битве или, во всякомслучае, когда оно находилось в постоянном лагере. Данная форма считалась привилегией тех, кто рискует жизнью ради отечества, поэтому
  • Tabulae ceratae или просто сегае — скрепленные вместе таблички (чаще всего деревянные), покрытые воском, на которых записи делались с помощью стиля (палочка,заостренная с одного конца и плоская с другого — для того, чтобы затирать текст). Церыимели широкое распространение в римском обществе, применяясь как в публичной,так и в частной жизни; в данном случае они назывались завещательными табличками(tabulae testamend).

Цивильное право знало три формы завещания:

•провозглашение завещателем своей воли в народном собраний (куриатных комициях);

•завещание воина, объявлявшееся в строю перед сражением;

•завещание посредством манципации, из которой впоследствии выработалась односторонняя завещательная, сделка.

В поздний классический период различались частныеипубличныезавещания, зафиксированные в Кодификации Юстиниана.

Частные завещания составлялись в присутствии семи свидетелей.

Публичные завещания имели несколько форм:

•перед судом;

•перед магистратом;

•перед императором.

Наряду с этим сохранялось и устное завещание, совершенное в присутствии семи свидетелей. Кроме того, существовалиспециальные формы завещания. Так, завещания слепых совершались с участием нотариуса; а для завещаний в пользу нисходящих не требовалось свидетелей.

Условия действительности завещаний.

Завещание было действительным в том случае, если были соблюдены 4 условия на момент его составления:

1. Составление в установленной форме;

2.Наличие у завещателя способности составлять завещание (активная завещательная способность).

Не могли составлять завещание рабы, умалишенные, расточители, лица мужского пола, не достигшие 13 лет, женского — моложе 12, (до 2 в. н. э. женщины вообще не обладали этим правом, но со 2 в. они завещают с согласия законного представителя (попечителя/опекуна), а в конце классического периода завещают вполне самостоятельно;

3.Наличие у наследника способности быть наследником по завещанию. Не могли быть наследниками по завещанию лица, достигшие брачного возраста, но не состоящие в браке, лица, состоящие в браке, но не имеющие детей, юридические лица (в порядке исключения можно было завещать церкви, казне), перегрины (свободные), дети государственных преступников, вероотступники (еретики), вдова, нарушившая траурный год;

4.Отсутствие порока воли, сделка должна быть юридически чистая.

Обстоятельства, которые вызывали порок воли:

•физическое или психическое принуждение;

•введение в заблуждение;

•намеренный обман;

5.Завещатель определил доли каждого из наследников. Если этого сделано не было, то завещание признавалось недействительным;

6. Условие о субституции (подназначение наследника);

7.Соблюдение в завещании прав необходимых наследников.

74.Институт завещательного отказа (легата) в наследовании по завещанию.

В римском праве легатами (завещательным отказом) называлось распоряжение, сделанное наследодателем в завещании, которое состояло в предоставлении определённому лицу какого-то права или иной выгоды за счёт наследственного имущества. Лицо, в пользу которого устанавливался легат, именовалосьлегатарием.

Легатарий обладал не правом на часть наследства, а правопреемником наследодателя в отдельном праве, но его правопреемство носило единичный характер и распространялось лишь на казанное завещателем право, причём это право легатария не было связано с ответственностью за долги наследодателя. Легатарий мог получить право на часть активов наследства, включая право на определённую вещь или право истребования выполнения чего-то согласно воле покойного с наследника. Причём легаты касались только распоряжений по завещанию, легатов в наследовании по закону не существовало. Римляне различали легаты pervindicatonemи легатыperdamnationem. Легатpervindicatonemустанавливал непосредственное право собственности легатария на определённую вещь завещателя 9с правом легатария на виндикационный иск). Легатperdamnationemпредоставлял легатарию обязательственное право требовать от наследника исполнения воли завещателя и обязывал наследника совершить какие-то действия согласно воле покойного (с правом легатария на иск об исполнении воли завещателя). Легат мог касаться каких-то одномоментных действий при разделе имущества, а мог и обладать отложенным правом: в его составе могло быть оговорено, что, если легатарий доживёт до определённого периода после смерти завещателя и умрёт, не получив легата, то его право на легат передаётся наследникам легатария. На практике существование легатов нередко усложняло раздел имущества завещателя и нарушало права наследников, поэтому на легаты было введено ограничение в 250 систерциев, а также требовалось, чтобы легат не превышал минимально доли наследства. СIв. до н.э. наследник получил право оставить себе четверть «чистого» наследства с вычетом унаследованного долга.

Добавить комментарий